THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государственные программы формирования ЗОЖ

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки - как в правовом плане, так и в финансовом - такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

  1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельност и (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.
  2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.
  3. Двигательная активность.
  4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.
  5. Сексуальная активность.
  6. Здоровое старение - это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.
  7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Пути формирования ЗОЖ

Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% - от наследственных факторов, на 20-25% - от факторов экологии и только на 8-10% - от медицины и здравоохранения.

  1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
  2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
  3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
  4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый человек, страдающий от алкоголизма, вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  1. Ежедневно выполнять физические упражнения
  2. Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  3. Закалять свой организм
  4. Полноценно отдыхать
  5. Быть счастливым.
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения :
  • Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.
  • Общие ценности, связанные со здоровьем, включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  • Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  • Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  • Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

Технология обучения дошкольников

здоровому образу жизни.

Пущина Ольга Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1Радость»,

село Верховажье.

«Единственная красота,

которую я знаю - это здоровье»

Г.Гейне:

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Однако, согласно данным Минздрава РФ, сегодняшнее состояние здоровья детей и подростков вызывает серьёзную тревогу: количество абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие снизилось с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания с 16% до 17,3%, приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Все больше и больше в современном образовании ощущается доминанта «интеллектуального» образования, в результате чего страдает здоровье детей. А ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях еще и потому, что мы, воспитатели, сталкиваемся с проблемой ослабленного здоровья детей, низкого уровня их физического развития и т.д. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

От того, какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе.

Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, стараюсь его заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использую положительные примеры из окружающей жизни, личный пример.

Я считаю, что детский сад должен стать “Школой здоровья” детей, где любая их деятельность (игровая, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.

Представление ребенка о самом себе, здоровом образе жизни я формирую через применение здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни,
  3. Коррекционные технологии.

К технологии обучения здоровому образу жизни относятся: физкультурные занятия, проблемно - игровые ситуации, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж, занятия о здоровье.

Я поделюсь опытом использования в своей работе самомассажа, точечного массажа и проведения цикла занятий для дошкольников «Азбука здоровья».

Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Эффективны следующие упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендую проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3- 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам подбираю стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Следующим видом здоровьесберегающих образовательных технологий, которые я использую в своей работе, является система игровых занятий из серии «Азбука здоровья». Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях, опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим, как к самому себе.

В процессе ознакомления детей с человеческим организмом решаю следующие задачи:

Сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении

собственного тела);

Создать у ребенка целостное представление о своем теле;

Научить «слушать» и «слышать» свой организм;

Помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом

образе жизни;

Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для

жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

В своей работе я использую программу ознакомления дошкольников с человеческим организмом «Я и мое тело» (автор - С.Е.Шукшина), материалы из программы С.А.Козловой «Я - человек», методическое пособие Мосаловой Л. Л. «Я и мир». На основе методической и художественной литературы разработала цикл познавательных бесед, в которые включены сведения о внешнем и внутреннем строении человека.

Познавательный материал преподношу детям в доступной для их понимания форме. Знакомя детей со своим телом, использую разнообразные жизненные ситуации, режимные моменты, для того чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши, язык, почему нужно одеваться в холодную погоду. Все эти занятия ребенок получает в соответствующих ситуациях, и поэтому они ему понятны, легко запоминаются.

Порой бывает трудно убедить ребенка не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пишу, а не заглатывать ее целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор и т.д. Ребенку еще очень сложно установить взаимосвязь между болезнью и ее причинами. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека.

Валеологический материал органично включаю в структуру занятий, он способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки игрового самомассажа.

Приоритетным направлением валеологического воспитания я считаю, является формирование нравственных качеств ребёнка. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения.

Организованную образовательную деятельность по валеологии я разделила на следующие блоки:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомство со специализацией врачей. Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Профилактика вредных привычек. Значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Знания о правильном питании.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. Важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

1 “Познай себя”

Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей”

Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и т.д.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации”

Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и т.д.).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима - снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень - гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето - жара, солнечный удар, ожог.

Разработала перспективный план по валеологическому воспитанию для детей старшего возраста:

сентябрь

Беседа «Что будет если…»

Изучить представления детей по разделу «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье».

Индивидуальные наблюдения за выполнением процессов самообслуживания

Диагностировать уровень усвоения навыков здоровья и физической культуры у детей (культурно-гигиенические навыки, труд по самообслуживанию, интерес к физическим упражнениям, забота о своем здоровье).

Беседа «Какой Я?»

Изучить отношение детей к результатам своей деятельности в «Центре Здоровья и физической культуры», на физкультурных занятиях; диагностировать уровень отношения к себе.

Игра «Овощи на нашем столе»

Расширять представления детей о значении и пользе витаминов для здоровья человека.

октябрь

Беседа «Какой «Я» и растения?»

Познакомить детей со строением тела, некоторыми особенностями строения тела человека и растения.

Игра «Мой день»

Формировать представления детей о способах организации своей жизни; режиме дня дома и в д/саду; способах отдыха.

Игра «Ой, живот болит»

Учить детей устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием здоровья.

Беседа «Что нам осень принесла»

Познакомить детей с пословицами, поговорками, потешками о полезной пище, витаминах.

Беседа «Что делать, если…»

Закрепить правила безопасного поведения в группе, на улице, в лесу, в селе. Познакомить со способами страховки.

ноябрь

Чтение произведений: «Серая шейка», «Гадкий утенок»

Уточнить представления детей о связи между здоровьем и целостностью (сохранностью) частей тела.

Беседа «Мое тело»

Формировать представления детей о функциях организма человека, животных, учить находить сходства и различия в строении тела.

Составление рассказа на тему: «Откуда быстрота пришла»

Расширять представления детей о значении движений в жизни и здоровье человека, формировать представления о способах развития быстроты (на примере спортсменов).

Беседа «Почему вечером начинаем хотеть спать»

Раскрыть значение сна и отдыха в жизни и здоровье человека; познакомить с элементами планирования своего времени.

декабрь

Чтение произведений: «Девочка чумазая», «Федорино горе»

Формировать представления о культуре гигиены человека и животных - не пользоваться общей посудой, одеждой, предметами быта…

Игра «Путешествие в страну микробов»

Расширять представления детей о значении правил гигиены человека во время болезни, профилактике заболеваний.

Беседа «Мои органы чувств»

Познакомить детей с основными органами чувств (уши, глаза, язык, рот, зубы), их строением и функциями, способами ухода за ними.

Беседа «У нас порядок»

Игра «Хорошо-плохо»

Познакомить детей с основами этикета, хороших манерах, способах поддержания порядка.

Беседа «Как украсить квартиру к Новому году»

Познакомить детей с традициями встречи Нового года, изготовлению новогодних подарков, елочных украшений.

Новогодние игры-аттракционы

Учить передавать различные физические и эмоциональные состояния через образы новогодних героев.

январь

Игра «Пожалей свою бедную кожу»

Беседа «Что можно, чего нельзя»

Формировать у детей представления об органах осязания (ладони, кожа, язык), продолжать знакомить со способами сохранения своего здоровья, охраной органов чувств.

Беседа «Откуда лыжи, коньки, санки к нам пришли»

Формировать представления детей о зимних физических упражнениях, особенностях их выполнения в условиях Урала.

Игра «Полезные и вредные микробы»

Познакомить детей с микробами, вызывающими грипп, способами профилактики и защиты от гриппа.

Беседа «Почему при беге мы пыхтим, как паровозы»

Формировать представления детей о строении дыхательной системы, условиях правильного дыхания; раскрыть роль физ. упр. в укреплении дыхательной системы.

Надо заметить, что результативность моей работы по данной проблеме во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители. Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, консультациях учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляются в «Уголке здоровья» рекомендации, советы.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.

Таким образом, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Библиография:

Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»

Т. А.Шарыгина «Беседы о здоровье»

М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим».

С.Е.Шукшина «Я и мое тело»

С. А. Козлова «»Я - человек»

Л. Л. Мосалова «Я и мир»

Формирование здорового образа жизни населения

Здоровый образ жизни – осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических норм и правил, способствующих сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья.

Образ жизни вообще - это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Отсюда здоровый образ жизни - это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

К положительно влияющим на здоровье человека факторам относятся:
- соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми,
к отрицательным - курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Следует подчеркнуть, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер. В то же время, - это динамичная система поведения человека, основанная на знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье и это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей.

Формирование здорового образа жизни включает в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения .
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т. п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания.

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по-существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения.
Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев , 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек.

Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.
В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.


Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения
или автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством «Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 1 - общая характеристика работы
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 2 - продолжение общей харакетристики работы, основное содержание исследования: конкурентная среда рынка здравоохранения РФ, стадийная модель формирования конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения на рынке медицинских услуг, факторы конкурентоспособности частных предприятий здравоохранения
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 3 - продолжение основного содержания исследования
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 4 - публикации
  • Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения – часть 5 - продолжение публикаций

Обучение формированию здорового образа жизни не должно строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Основная цель обучения – формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение.

При определении целей обучения следует учитывать:

· соответствие целей потребностям пациента;

· соответствие исходному уровню знаний;

· цель формулируется таким образом, что можно объективно определить степень ее достижения.

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, то есть осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия.

Прежде всего, необходимо поставить перед пациентом только простые, достижимые цели. При избытке массы тела, равном 30 кг, вряд ли рационально сразу же ориентировать пациента на снижение массы до идеальной. Похудание на 3-7 кг – более реалистичная цель на первом этапе; ее достижение позволит использовать полученный положительный опыт и мотивирует пациента на дальнейшие действия. Ощущение хорошего самочувствия также может быть причиной мотивации позитивного поведения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Обучение в группе создает определённую атмосферу, пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие. Оптимальным вариантом является группа численностью 5 – 7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.

Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать "сильные" и "слабые" стороны каждого участника:

· Пациентов, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формулированию важных выводов и подключать к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.

· Нелегко подключить к работе группы робких, стеснительных людей, для укрепления в них чувства уверенности рекомендуется напрямую задавать им легкие вопросы, на которые они обязательно смогут ответить.

· Наибольшую трудность представляют пациенты, демонстративно отвергающие процесс обучения и проявляющие - иногда весьма активно - свое недоверие. В подобных ситуациях результаты можно получить, если суметь подчеркнуть индивидуальный опыт пациента.

· При работе с незаинтересованными пациентами рекомендуется поощрять их задавать вопросы или приводить примеры из собственного опыта.

Проводя обучение, необходимо помнить:

1. Когда на занятии медицинский работник что-то говорит, пациент не обязательно услышит сказанное.


2. Если пациент услышал, это не означает, что он наверняка понял.

3. Если же пациент понял, это не гарантирует того, что он автоматически принял сказанное и согласился с ним.

4. Если же пациент согласен с услышанным, он не всегда соответственно меняет своё поведение.

5. В случае если пациент один раз правильно выполнит рекомендацию, это не означает, что он будет постоянно следовать ей в повседневной жизни.

Современные исследователи предлагают рассматривать процесс изменения поведения человека в области здоровья/болезни в виде "спиральной" модели. Выделяют следующие стадии изменения поведения:

– Стадия безразличия – человек не подозревает о необходимости перемен в привычном образе жизни или не расположен к ним. Он не убеждён, что негативные аспекты проблемы перевешивают положительные.

– На стадии размышления пациент оценивает персональные возможности и последствия перемен в образе жизни. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большей озабоченностью неправильным поведением. Происходит также взвешивание потерь и приобретений, которые может принести переход к новому образу жизни.

– Стадия подготовки – это переход от размышления к действию. Принимается решение предпринять действия в ближайшем будущем.

– Лица, находящиеся на стадии действия, изменяют привычки и контролируют себя. На этой стадии разрабатываются стратегии предупреждения возврата к неправильному поведению и нездоровому образу жизни.

– Поддержание – финальная стадия процесса, на которой самоконтроль проблемного поведения приобретает стабильность. Эта стадия все ещё может сопровождать искушением возврата к предыдущим стадиям, особенно если этому способствует окружение.

Медицинским работникам в процессе обучения необходимо фокусировать внимание пациента на различных задачах в соответствии со стадией изменения поведения. Это значит, что необходим индивидуальный подход. При создании информационных материалов более всего следует ориентироваться на стадии размышления и безразличия, так как большинство пациентов находятся именно в этой части "спирали".

Принципы образования пациентов:

1. Релевантность (пригодность, уместность) – адаптация программы обучения к уровню знаний пациента, предшествующему опыту, включая уровень его образованности и возможность восприятия, что и отражает связь с пациентом. Предварительное тестирование или собеседование помогут собрать данные.

2. Индивидуализация – позволяет пациентам получать ответы на персональные вопросы или инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях. Обучение должно строиться на доступном изложении материала, активном участии пациента, создании открытой и доверительной атмосферы.

3. Обратная связь – помогает определить, как хорошо пациент усвоил материал и какого прогресса достиг. Обратная связь может быть основана на контроле знаний изученного материала или практических результатов.

4. Закрепление полученных знаний – предназначено для вознаграждения желаемого изменения поведения. Похвала или поздравления очень эффективны в достижении полезных изменений в образе жизни.

Общие требования к средствам печатной и наглядной пропаганды:

1. Наличие основной актуальной идеи в представленных средствах агитации.

2. Воздействие на эмоциональность и воображение целевой аудитории для наиболее эффективного восприятия.

3. Формирование у населения установок на ведение здорового образа жизни.

4. Доступность в восприятии средств агитации.

5. Соблюдение единства текста и изображения по смыслу, тональности, конкретности.

6. Оригинальность, использование в дизайне современных PR-технологий.

7. Соблюдение оптимального объема информации в целях его усвоения и восприятия.

8. Недопустимость использования материалов, способных оскорбить, вызвать негативные эмоции у целевой аудитории.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама