THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Неважно, читаете ли вы учебник на семинаре по философии или утреннюю газету, чтение может показаться вам утомительным. Освойте технику быстрого чтения, чтобы выполнить эту задачу намного быстрее. Скорочтение ухудшит понимание материала, но при должной практике вы сможете частично преодолеть этот дефект.

Шаги

Часть 1

Научитесь читать быстрее

    Перестаньте произносить слова про себя. Почти каждый читатель мысленно проговаривает текст (субвокализация) или отвлекается на то, чтобы повторить слово. Это помогает читателю запомнить термины, но также тормозит скорость чтения. Вот несколько способов свести эту привычку к минимуму:

    Закрывайте уже прочитанные слова. При чтении ваши глаза зачастую возвращаются к уже прочитанным словам. В основном, это краткосрочные движения, которые никак не улучшают понимание. Используйте закладку, чтобы закрывать слова после их прочтения, отучая себя от этой привычки.

    • Эти «обратные скачки» также происходят, когда вам не удается понять материал. Если ваши глаза прыгают на несколько слов или строк назад, это признак того, что вам стоит замедлиться.
  1. Перейдем к движению глаз. Во время чтения ваши глаза двигаются рывками, останавливаясь на одних словах и пропуская другие. Чтение происходит только, когда ваши глаза останавливаются. Если вы сократите количество движений на строку текста, вы научитесь читать гораздо быстрее. Но будьте осторожны – были проведены исследования, которые обнаружили предел того, что читатель способен увидеть за раз:

    • Вы можете прочитать восемь букв справа от позиции ваших глаз, но лишь четыре слева. Это примерно два-три слова одновременно.
    • Вы замечаете буквы на расстоянии в 9-15 интервалов вправо, но не способны их прочитать.
    • Рядовые читатели не могут прочитать слова на других строчках. Научиться пропускать строки и все равно понимать материал чрезвычайно сложно.
  2. Уменьшите количество движений, которые совершают ваши глаза. Обычно ваш мозг решает, куда передвинуть глаза в зависимости от того, насколько длинным или знакомым является следующее слово. Вы сможете читать быстрее, если вместо этого научите свои глаза переходить к конкретным местам на странице. Попробуйте следующее упражнение:

    • Возьмите закладку и положите ее над строчкой текста.
    • Нарисуйте знак «X» на закладке над первым словом.
    • Нарисуйте еще один X на той же линии. Поместите его на три слова дальше для хорошего понимания, на пять слов для простых текстов и на семь слов, чтобы просмотреть ключевые моменты.
    • Продолжите рисовать знаки «X» с тем же интервалом, пока не дойдете до конца строки.
    • Постарайтесь как можно скорее прочитать строчку, опуская закладку вниз и концентрируясь лишь на тексте под каждым знаком «X».
  3. Читайте быстрее, чем успеваете понять текст. Многие программы построены на принципе наращивания скорости чтения с помощью рефлексов, чтобы мозг постепенно научился подстраиваться под новый темп. Данный метод не был тщательно изучен. Ваша скорость перемещения по тексту, несомненно, увеличится, но вы почти ничего или вообще ничего не поймете. Попробуйте этот метод, если вы стремитесь достичь максимальной скорости чтения, и надейтесь, что несколько дней тренировки помогут вам лучше понять материал. Вот как это сделать:

    • Следуйте за текстом карандашом. Придумайте словосочетание, на произнесение которого в спокойном темпе у вас уйдет ровно одна строчка текста.
    • Попробуйте две минуты почитать со скоростью движения карандаша. Даже если вы ничего не поймете, сконцентрируйтесь на тексте и не останавливайте глаза на протяжении полных двух минут.
    • Отдохните минуту, а затем ускорьтесь. Теперь попробуйте читать на протяжении трех минут, но теперь карандаш должен пересечь две строчки, пока вы будете проговаривать словосочетание.
  4. Используйте программы для скорочтения. Если вышеописанные методы не помогли вам добиться цели, попробуйте быстрое последовательное визуальное предъявление. Согласно этой методике, телефонное приложение или компьютерная программа показывает текст по одному слову за раз. Это позволяет выбрать любую скорость чтения. Но не поднимайте скорость слишком высоко, иначе вы не сможете запомнить большую часть слов. Этот метод полезен, чтобы быстро просмотреть новости, но не во время учебы или чтения в свое удовольствие.

    Часть 2

    Быстрый просмотр текста
    1. Знайте, когда быстрый просмотр оправдан. Этот способ чтения может использоваться для общего ознакомления с текстом без глубокого его понимания. Вы можете быстро просматривать газету, чтобы найти интересную статью или определить ключевые моменты, просматривая учебник перед контрольной работой. Быстрый просмотр не заменяет полноценного чтения.

      Читайте названия и заголовки разделов. Читайте только названия глав и всех подзаголовков в начале больших разделов. Читайте названия всех новостных статей или содержание в журнале.

      Прочитайте начало и конец раздела. Все параграфы в учебниках обычно содержат введение и выводы. Что касается других видов текста, прочитайте первый и последний абзац главы или статьи.

      • Читайте быстрее, если вы знакомы с темой, но не пытайтесь перегнать самого себя. Вы сэкономите себе время, пролистывая лишний текст, но важно все-таки понять смысл прочтенного.
    2. Обведите важные слова в тексте. Если хотите узнать больше, то вместо обычного чтения быстренько пройдитесь по тексту глазами. Теперь, когда вы вникли в суть раздела, вы сможете выделить ключевые слова и отметить важные области. Остановитесь и выделите следующие слова:

Долгое время я была глубоко увлечена идеей научить Лизу читать, как угодно, хоть так, хоть этак, хоть стоя на голове – лишь бы читала. Но у методики Домана есть ещё один бонус – это скорочтение. Сложилось так, что этот бонус прошёл мимо нас. Лиза начала читать по Доману в возрасте 1 год и 8 месяцев. Но в два с половиной года, после долгого периода отказа от самостоятельного чтения в принципе, Лиза вдруг заинтересовалась чтением по буквам. И с тех пор читает именно так.
И теперь мне пришло время задуматься о развитии именно этого навыка. Ниже я расскажу про упражнения, которые мне пока что удалось найти и адаптировать под наш возраст, а также буду писать небольшие заметки про методику Домана (потому что изучение вопроса скорочтения позволило мне по-новому взглянуть на некоторые аспекты домановского чтения)

Итак, для начала я постаралась разобраться с самим термином скорочтение, дабы убедиться, что мои сугуболичные представления соответствуют действительности. И тут меня ждал сюрприз:

Скорочтение (или быстро чтение) - это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение значительно превышает по скорости обычное чтение 3-4 раза. (Википедия).

Во-первых, мне в глаза бросилась фраза «при использовании специальных методов чтения». То есть получается, что весь «фокус» не в том, чтобы активизировать какие-то особые области мозга (правое полушарие, например, часто вспоминают), научиться не проговаривать про себя текст, фотографировать взглядом всю страницу и что-то таком духе, как мне это представлялось, а в том чтобы знать и уметь качественно применять определенные приемы.

Как оказалось, для успешного овладения скорочтением необходимо развивать 5 навыков:
1. Навык концентрации
2. Навык подавления артикуляции (проговаривания текста)
3. Зрительный навык
4. Навык управления информацией (выделение самого главного в тексте)
5. Навык запоминания больших объемов информации

Проблема, как обычно, заключается в том, что предлагаемые различными источниками упражнения ориентированы на взрослых и/или детей старшего школьного возраста. Но кое-что удается применять, что-то адаптировать, что-то заменять и придумывать своё.

1. Навык концентрации необходим для того, чтобы при чтении не приходилось вновь и вновь возвращаться к уже прочитанному, дабы понять смысл текста. Я думаю все с этим сталкивались, читаешь книгу, а мыслями в другом месте. И один и тот же абзац приходится читать вновь и вновь. Это ужасно раздражает и отнимает кучу времени. Управление навыком концентрации позволяет этого избежать.

Если речь идёт о дошкольниках, то, я думаю, с уверенностью можно сказать, что развитию этого навыка способствуют любые логические задачки из тетрадок, например, во всем известных «Игралочке» Петерсон или «Тестах» Земцовой. Для себя из всех этих заданий я отобрала следующие:
- найди отличия
- продолжи узор
- выложи по образцу (в том числе усложненный вариант, когда образец дается для запоминания на короткое время, а затем закрывается)
- исправь ошибки
- найди недостающий элемент
- найди лишний элемент
- сделай поровну
- найди пару
- найди элемент соответствующий определенным признакам
и т.д. и т.п.

Умению концентрироваться также помогает способность не реагировать на внешние раздражители , такие как шум, музыка, повышенное внимание чужих людей. Соответственно, если ребенок привык работать в полной тишине, то нужно понемногу создавать для него шумовую завесу. Я полагаю, что телевизор, про который почему-то думается в первую очередь – это слишком сильный отвлекающий фактор, а вот классическая или детская музыка пока малыш рисует –вполне подходит. Я пока что не рискую отвлекать Лизавету непосредственно во время выполнения сложных логических задач, но стараюсь, вести непринуждённую беседу на отвлеченные темы пока она, например, вырезает что-то ножницами или клеит наклейки (не рисует художественный шедевр, а занимается чем-то приятным, но не существенно значимым). И при этом стараюсь контролировать тот момент, чтобы она не прерывала своё дело на разговор, а делала параллельно. Первое время ей давалось с трудом. Она останавливала своё занятие каждый раз, когда хотела мне что-то сказать. Но буквально за две недели нерегулярной практики она очень продвинулась в этом вопросе.

Также один из популярных советов, который мне удалось найти – это мотивация . Например, если предстоит читать к экзамену нудный учебник, то советуют представить, как сильно родители будут рады хорошей отметке. Но я думаю, что с подобной мотивацией маленьких детей нужно быть крайне осторожным, дабы не сформировать привычку читать только для достижения какой-то цели. Все же в таком возрасте самостоятельное чтение должны быть исключительно для удовольствия, а не для похвалы взрослого.

Ремарка по Доману . В теории методики Домана (по моему уразумению) концентрация обеспечивается быстрым показом (перелистыванием), частым обновлением комплектов и т.д. и т.п. что написано в методичке. Но по факту концентрация достигается интересом: когда малышу интересно – он смотрит (концентрируется), когда скучно – не смотрит (не концентрируется). Поэтому я всё же думаю, что для успеха необходимо всеми возможными способами добиваться внимания малыша при показах.

2. Навык подавления артикуляции .

Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Она позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как слова звучат. Очень важна при чтении поэзии и художественной литературы. Но артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
(по материалам сайта 4brain.ru)

Контролировать артикуляцию у другого человека, я думаю, крайне сложно. Ещё сложнее делать это с ребёнком, который ещё только учится читать. Но в приведённом выше абзаце улавливается одна мысль – артикуляция отсутствует тогда, когда «читаешь образами». Из этого, я думаю, можно сделать вывод о том, что во-первых, как бы странно не звучало, для быстрого самостоятельного чтения ребёнку необходимо, чтобы ему активно читали взрослые. А во-вторых, читать то, что будет действительно интересно и увлекательно.

Упражнение для подавления артикуляции, которое можно использовать с детьми - это читать под тихую спокойную музыку .

Ремарка по Доману . Доман в этом вопросе «рулит», потому что методика предполагает чтение про себя, а не в слух, то есть изначально не способствует артикуляции. Однако мы, родители, очень жаждем чтения вслух, то есть с той самой артикуляцией.
Если кто-то занимается по методике с целью развития речи, то, возможно, стоит обратить отдельное внимание на артикуляцию ребёнка в повседневной речи, ибо методикой Домана она (артикуляция) напрямую развиваться не будет.

3. Зрительный навык .

В скорочтении важно умение видеть весь лист целиком или хотя бы большим куском текста, и читать его не построчно сверху вниз, а по диагонали .

Для развития «широкого поля чтения» специалисты используют специальные таблицы Шульте . Суть этой таблицы состоит в том, что в ней в особом порядке расположены цифры. Задача тренирующегося – за определенный промежуток времени найти все цифры подряд (например, от 1 до 9). Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать движение глазами по горизонтали и вертикали. Глаз в этом упражнении должен максимально двигаться по диагонали.

Скачать таблицы разного уровня сложности, в том числе и детские можно, например, вот . Обычно, эти таблицы выполняются под секундомер, в течении двух-трех минут.

Мы с Лизой дома не занимаемся по этим таблицам, так как это одно из обязательных упражнений на занятиях в нашем «развивающем центре». Наша преподавательница сама составляла эти таблицы, у неё они выглядят несколько иным образом – каждая следующая таблица содержит на одно число больше чем предыдущая. Таким образом она отслеживает прогресс ребёнка: «На прошлом занятии Лиза успела дойти только до таблицы с цифрой 11, а на этом до цифры 13».

Зато, пока я искала информацию про методику Шульте, мне удалось найти замечательный детский тренинг «Успешный Я», который основан на этой методике. Задания составлены с соблюдением всех правил, но не содержат этих скучных таблиц. В конце этой страницы вы можете бесплатно ознакомиться и скачать 24 урока. Не люблю делать вот такую рекламу, но я действительно в восторге от содержания этих тренингов, так как они совмещают в себе и задания на концентрацию внимания (логические задачки) и упражнения для развития зрения.

Ещё одно упражнение состоит в том, чтобы минимизировать чтение построчно . Вот как его описывают на сайте 4brain.ru:

Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз «слева направо».

Относительно Лизы скажу, что так как я уже давно не клею и не печатаю для неё никакие словосочетания и предложения, а для чтения мы используем в основном готовые печатные продукты, то чтение «столбиком» мы практически не практикуем. Можно сказать, что в этом моменте у нас глубокий пропуск. Сейчас я делаю небольшой акцент именно на столбиках. Если кому-то интересно, то прямо сейчас мы тренируем чтение по Букварю Бахтиной.

Также для развития зрительного навыка крайне важны самые простые и всем известные упражнения для глазок :
- смотреть в даль, а затем на объект вблизи – и наоборот;
- зажмуривать (напрягать) глазки и расслаблять;
- смотреть вниз, вверх, влево, вправо и по кругу;
- часто моргать в течении нескольких секунд
и аналогичные.

Ремарка относительно Домана . Я думаю, всем понятно, что занятия по комплектам ЧсП , БсП и книжная разминка уже содержат в себе элемент развития периферийного зрения, если напрямую следовать методике.
Однако какое-то время назад на форуме было очень популярно водить пальцем по строчкам книг при чтении. Вроде как даже есть такая методика обучения чтению (не помню точно название), суть которой заключается в том, что с ребенком читают тексты, написанные крупным шрифтом и водят пальцем под прочитываемым словом. Программы чтения на английском языке, такие как Your baby can read и Little reader также содержат «бегающий» указатель под словом. Разумеется, я тоже водила пальцем в книжной разминке, например, или в обычных книгах с крупным шрифтом. Однако я думаю, стоит иметь ввиду, что этот приём в определенной степени «убивает» скорочтение.

4. Навык управления информацией .

Чтобы читать быстро, но при этом не терять эффективность, необходимо выделять, вылавливать из текста самую суть. Для этого предлагается научиться структурировать информацию: визуализировать ее, составлять конспекты, строить блок-схемы и mind-карты.

Разумеется, абсурдно составлять конспект с маленьким ребёнком. Однако, я полагаю, что обсуждение текста после прочтения или даже пересказ ребёнком текста (хотя лично я против пересказов) –в определённой степени может быть приравнен к конспекту.

Также есть одно очень интересное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте , которое вполне можно выполнять с детьми.

Его выполнения необходимо взять слово, словосочетание или предложение - в зависимости от способностей ребёнка, и закрыть в словах первую и посленюю буквы (или несколько букв в длинных словах), а затем попытаться угадать значение этих слов. Выглядеть это будет примерно вот так

Взрослым предлагается закрывать страницу текста с двух концов, так, чтобы некоторое количество слов на странице было «не читаемым».

Ремарка по Доману. А теперь самое интересное. Ещё раз взгляните предыдущее упражнение, а теперь поднимите руки все, кто жаловался:
- «Читает невнимательно, смотрит на слово, но не вчитывается, а пытается угадать».
- «Вместо «самокат» прочитал «самолёт»
- «Называет по первым буквам»
Нам всем представляется, что это проблема, не развитость навыка, недоработка. Но задумайтесь, может это и есть то самое упражнение? Может быть именно этот элемент «невнимательности» нужен для развития скорочтения?

5. Навык запоминания больших объемов информации

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла.

Как известно, выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. В зависимости от цели – запомнить на долго или на короткий отрезок времени – используют разные приёмы.

Считается, что кратковременному запоминанию способствует :
- концентрация и умение абстрагироваться от посторонних раздражителей;
- визуализация прочитанного (то есть вы стараетесь запомнить не текст, а зрительный образ, ассоциированный с текстом);
- эмоциональность по отношению к прочитанному. Эмоции человек запоминает лучше, чем факты. Некоторые яркие эмоции самого раннего детства человек помнит всю жизнь.
(Попробуйте вспомнить чему вас учили в первом классе? А во втором? А яркие «вспышки» из детства есть, наверное, у каждого)

Обратите ещё раз на это внимание все, кто в принципе чему-либо учит детей – запоминаются прежде всего эмоции, а уже потом факты. Лучше всего запоминаются факты ассоциированные с эмоцией.

Долговременное запоминание работает несколько по-иному.

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
третье повторение - через 8 часов после второго;
четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
первое повторение - сразу по окончании чтения;
второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение - через 1 день после второго;
четвёртое повторение - через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Одним из эффективных способов запоминания является мнемотехника . У мнемотехники есть много разных приемов, которые дифференциируются в зависимости от ситуации: необходимо запомнить число, имя человека, слово иностранного языка и т.д. и т.п. Мы с Лизой на сегодняшний день опробовали двумя способами один приём мнемотехники, который называется ассоциации.

Первый вариант – классический. Нам необходимо было выучить текст песни.

Разбиваем лист бумаги на сектора (ячейки, клеточки) по количеству строк в стихотворении. В каждой клеточке рисуем картинки, знаки или условные обозначения в соответствии с содержанием строчки. Затем – очень важно – не глядя на текст пытаемся рассказать стихотворение с опорой на рисунки. В тех местах, где возникают сложности – рисунки исправляем, дорисовываем и т.п.
(Почему проверить себя и дорисовать очень важно? Потому что сколько я не пыталась разобраться с мнемотехникой, у меня не получалось, пока один человек не подсказал мне этот приём. И вот тогда, когда действительно у меня один раз получилось, я поняла насколько этот метод гениальный!)

Итак, строчки нашей песни:

Листья золотые падают, летят.
Листья золотые устилают сад…

Заметно, что я рисую картинку на каждое слово песни. Мне так проще, хотя со временем необходимо стремиться к тому, чтобы количество образов было минимальным.

Второй вариант – адаптированный для детей. Эту игру я подсмотрела на Лизиных занятиях в центре.
На листе бумаге располагаем картинки или фигурки, какие-то небольшие предметы. Дальше два варианта. Наиболее простой и подходит для самых маленьких – условно зарисовать эти предметы: затем закрыть первоисточник и попытаться назвать с опорой на картинки что было на столе. Второй вариант – попросить ребёнка запомнить, закрыть первоисточник, затем зарисовать и проверить себя.

Если ребенок не в состоянии нарисовать сам, за него вполне это может сделать мама, пусть только сам называет образы. На фото видно, что букву М, обозначающую большого медведя Лиза собралась рисовать реально большую, и мне пришлось вмешаться

Также очень известный мнемотехнический приём запоминания, который ещё не был нами опробован, потому что случай удобный не подвернулся – рифмовки .

Например:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – цвета радуги.
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку – падежи русского языка.

Если знаете ещё какие-то максимально детские – пишите, пожалуйста, в комментариях.

И последний приём мнемотехники, про который я хотела бы рассказать, называется буквенный код . К сожалению, единственный пример, который мне пока что удалось выцепить из своей памяти не самый педагогичный:

Д – дураков
У – у нас
Н – нет
Я - ?

Просьба та же: кто-что помнит – напишите!

Ремарка по Доману . Когда обсуждается методика Домана, очень часто всплывает вопрос – запоминают дети или прочитывают? Он сказал, потому что узнал и вспомнил, или потому что прочитал? А также все мы страдаем от необходимости готовить большие объемы новой информации: книг, предложений, презентаций –потому что после одного-двух раз ребёнок выучивает наизусть. Если проанализировать методику со стороны быстрого чтения, то получается не принципиально прочитал или запомнил, потому что и то, и другое – равно нужные и важные процессы.

Вот и всё, что я готова рассказать на сегодня. В заключение хочу указать на источники своих размышлений, вдруг кому будет интересно с ними ознакомиться. Всего их три:

Сайт 4brain.ru
- книга Олега Андреева «Техника быстрого чтения»
- общение с Лизиной преподавательницей, опыт уроков и материалы Школы скорочтения и управления информацией по методикам Л.Л. Васильевой http://sunchild.ru/

P.S. Лиза снова смотрит комплект ЧсП , за компанию с Мироном. И она уже делает очень большие успехи. Но всё же я пока не буду торопиться с выводами

Дата записи: 07.11.2013 00:07

Комментарии

Прочитала. Отлично разложено по полочкам. Но наверное, дети не-домановцы сначала должны научится хоть сколько-то читать и не путаться в буквах прежде чем начинать все это. Я права?
Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила, у меня громадные объемы информации, если я не буду их очень быстро читать, я просто загнусь.
И могу сказать, что все что написано выше - все эти приемы, они все на мне работают

Жень, конечно, ты все правильно поняла, это упражнения для читающих деток. Не думаю, что принципиально по буквам, по слогам или целыми словами, но читать уже надо уметь.

Цитата:

Я сама владею скорочтением, читаю именно по диагонали, но меня никто не учил, работа научила

Я, как оказалось, тоже. Но у меня этот навык развит слабенько. Я многое умею делать, о чем в книжках прочитала, но не так, чтоб доведено до автоматизма. И по диагонали я не умею читать, я все равно двигаюсь глазами сверху вниз примерно по середине страницы, а всё, что с боков захватываю боковым зрением.

«Самое бюджетное путешествие - уехать в книгу». Надея Ясминска

Самое актуальное про нас в Инстаграме - a_verx

о том, что скорочтению нужно учиться - знала давно. Меня методика Домана тоже этим привлекла, сразу двух зайцев ловишь и чтение и плюс ко всему скорочтение.
С другой стороны, хорошо Лиза согласна на такие игры уже сейчас, в раннем возрасте, глядя на Федосея, дай Бог к семи годам хоть созреет, а то и того дольше)
А еще поняла, что если не вышел в скорочтение до трех - это не конец света, и этому всегда можно научиться.

Настя, спасибо большое за столь объемную информацию, невероятно нужную, в одном посте. Интересно было почитать)

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Что такое

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

Упражнения

Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте

Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Красно-черные таблица Горбова-Шульте






Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

  • Отрезаем полстрочки

Действовать нужно следующим образом:

  • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
  • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
  • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
  • Возврат глаз на верхний текст невозможен - он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
  • Указка

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

На подавление артикуляции

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

  • Читаем под музыку

Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

  • Бормотун

Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

  • Карандаш

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

  • Барабанная дробь

Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

Упражнения на внимание

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

  • Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

  • Найди отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

  • Загадки

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

  • Работа обоих полушарий
  • Путаница

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

  • Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

  • Называем цвета

Увлекательное задание. Используйте такое поле:

Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

  • Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

  • Ремонт слов

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

  • Восстановление цепочки

Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

  • Выработка стратегии быстрого чтения

Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

  • Метод принудительного ускорения

Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

  • Метод фиксации

Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

  • Метод скольжения

Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором - остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”.
  2. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”.
  3. Ш.Ахмадуллин. “Обучение детей скорочтению”.

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте , хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Скорочтение - это способность чтения текстовой информации в ускоренном темпе. Обычно, скорочтением считают повышение скорости чтения в 3-10 раз. Это значит, что за одну поездку в троллейбусе натренированный читатель может прочитать книгу в 100 страниц.

Скорочтение - несбыточная мечта или реальность?

Наверняка в вашем окружении есть люди, которые быстро читают. Таким людям достаточно одного вечера для того, чтобы прочитать книжку на которую у вас уходит 3 дня. Кто откажется от навыка, который может круто развернуть жизнь?

Можно ли обучиться скорочтению обычному человеку?

  • Избыточность наблюдается на уровне построения построения глав (авторы допускают повторения в введении, заключении).
  • Избыточность текста наблюдается на уровне букв . Нпрмр, сл удлт з ткст глсн бкв, то этот текст будет достаточно легко читаться.
  • Избыточность наблюдается на уровне подачи материала . Как правило, авторы пишут тексты для новичков и тех, кто слабо понимает суть излагаемого вопроса.
  • Избыточность мы можем наблюдать и на уровне авторов . В настоящее время каждые 2 года количество информации в мире удваивается. Во-первых, вопросы, как правило стандартные, и во-вторых, на любой вопрос можно найти как любительский, так и профессиональный ответ в интернете.

Благодаря избыточности в тексте, каждый человек может научиться быстрому чтению

Скорочтение возможно, благодаря
большому количеству избыточной информации в тексте

Вторая причина, по которой возможно скорочтение, заключается в том, что обычные читатели не меняют стратегии чтения . Как правило, используется одна стратегия углубленного чтения - именно этой стратегии нас учили в школе.

Давайте проведем эксперимент и закроем листком бумаги пять букв справа на странице книги. Для примера я возьму мою книгу "Скорочтение - шаманство над книгой" издательства Питер.

Как вы видите, потеря 5-10% информации при чтении совершенно не влияет на понимание текста.

Какими стратегиями пользуется скорочитатель?

  1. Поиск альтернативных авторитетных источников (не ограничиваться первой попавшейся книгой).
  2. Просмотровое чтение (чтения для ознакомления с текстом) - книга просматривается с пятого на десятое и оценивается по определенным критериям.
  3. Углубленное чтение.
  4. Заучивание информации.

Но, это не всё. В рамках одного текста возможно динамическое изменение скорости чтения с просмотрового до углубленного.

Какие приемы и техники быстрого чтения существуют?

Если понаблюдать за быстро читающим человеком, то создается впечатление, что он просто пролистывает страницы книги. Каким образом удается это делать?

Во первых, как правило, перед чтением, ставится четкая задача:

  • Что искать?
  • Как это выглядит?
  • Как это поможет в будущем?
  • Какие другие возможности получения информации существуют?

Четкая постановка задачи - это 50% ответа

Правильно сформулированный вопрос - это 50% ответа .

Быстрочитающий человек ищет зацепки в тексте используя следующие стратегии чтения:

  • Чтение молча (без внутренней артикуляции текста).
  • Использование широкого угла зрения (анализ информации не только на уровне слов, но и на уровне строки или абзаца).
  • Правильная подготовка к чтению (четкая постановка задачи).

Почему правильная постановка вопроса помогает быстро читать?

Давайте представим систему противовоздушной обороны - цель ее проста - пропускать свои самолеты и сбивать чужие. На первый взгляд, вражеские самолеты ни чем не отличаются от дружественных, кроме знаков отличия. Что делать? Наблюдать за самолетами через подзорную трубу? Однако, четкая постановка задачи подсказывает правильный ответ - поставить на каждый дружественный самолет специальный передатчик, посылающий сигналы "я свой".

То же самое можно отметить и о чтении. Если нет цели чтения, то какую бы скорость чтения не выберешь - время будет потрачено впустую.

Четкая постановка задачи
помогает находить верные ответы

Можно ли учить скорочтению детей?

Дети воспринимают информацию со скоростью неторопливой речи. Попробуйте попросить первоклассника пересказать то, что сказал диктор новостей по ТВ, и скорее всего он не сможет это сделать потому что темп подачи информации очень высок. То же самое произойдет, если ребенка торопить при чтении - часть слов он прочитает не верно, часть слов упустит. Смысл предложений будет исковеркан.

Родители должны помнить, что когда дети спешат во время чтения, то они будут и слова писать с ошибками!

Обучать детей скорочтению можно после того, как у появится самосознание и самостоятельность. Каждый ребенок индивидуален, но в среднем, такой возраст наступает примерно в 14 лет.

Ребенок должен уметь вычленять основные мысли в тексте. Должен уметь пересказывать текст своими словами. Должен уметь оперировать терминами, полученными в тексте. Но, самое главное, должен самостоятельно управлять своим вниманием и иметь серьезную мотивацию!

Почему нельзя измерять скорость чтения в знаках в минуту.

Считается, что средний взрослый человек читает со скоростью 100-200 слов в минуту (1-3 минуты на страницу). Однако, мы помним, как в средней школе, нам давали текст для чтения, и засекали по секундомеру сколько слов мы успевали прочитать за одну минуту. Таким образом, учителя проверяли нашу технику чтения. А теперь давайте подумаем, нужно ли проверять технику чтения взрослого человека и ставить ему за это оценки?

Перед взрослым человеком не стоит задача быстрее прочитать. Перед взрослым человеком стоит задача как можно быстрее справиться с затруднением. Поэтому, определение скорости в знаках в минуту - пустая трата времени.

Можно ли скорочитать художественную литературу?

Техники скорочтения основаны на четкой постановке задачи, выборе литературы и чтении нужного места и применении полученной информации на практике.

Вот идеальный вариант скорочтения:

  • четкая постановка задачи,
  • выбор литературы,
  • поиск места, где находится ответ,
  • углубленное чтение.

Эта стратегия демонстрируется в следующем ролике:

При чтении художественной литературы перед читателем стоят совершенно друге задачи, по сравнению с технической литературой:

  • Читая гениальные тексты, читатель получает наслаждение, например, при чтении стихов
  • Художественная литература воздействует на чувства, эмоции и воображение читателей.
  • Читатель переживает ситуации, в которых попал герой.
  • Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Все это делает невозможным стратегию чтения технической литературы.

К чему приводит медленное чтение?

Исследования показывают, что:

  • 97% читателей откладывают раз начатую книгу.
  • 30% людей теряют интерес к книге и больше не возвращаются к ней.
  • 84% специалистов не успевают прочитать специализированные журналы.

Все это происходит из за низкой скорости чтения и невысокой мотивации.

Что происходит во время скорочтения

  • Сознание по мановению волшебной палочкии включается на полную мощность!
  • Вы слышите голос автора . Слова высвечиваются ярко и выпукло. В голове появляется легкий ветерок в от осознания новых возможностей.
  • Вы разбираете завалы книг. Учебники, инструкции, документация - все это оказывается в месте, где вы храните прочитанные книги.
  • Вы быстро читаете. Вы в восторге от того, что дело, которое, так долго откладывали, оказалось легким и простым.

Что нужно сделать для увеличения скорости чтения

Традиционно считается, что для того чтобы научиться быстро читать следует выполнить ряд требований:

  1. Иметь достаточно широкий угол зрения.
  2. Читать без текст без проговаривания
  3. Читать без возвратных движений глаз.

Для того чтобы выполнить эти пункты, следует выполнять нудные упражнения на расширение угла зрения, выстукивать особый ритм (который судя по обсуждению на форумах мало кому удается сделать). В обязательном порядке следует запоминать автора, выходные данные текста и много другой информации.

Тормоз находится в голове и не верных установках чтения.

Начните быстро читать прямо сейчас!

Человеческий мозг привык работать быстро

Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Отгадайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,
ооннпчеозоле хрюоб!
хаму по люпо пашло,
аухм ежкуден лшана.
шлпоа хаму на азрба
и клупиа соварам:
рихтподие, кыантара,
я асв чема щгоуу!

Помните, главное, правильно перестроить сознание!

Мы читаем не словами, а смыслами.

Давайте, разорвем текст на полоски и сдвинем их по вертикали. Как это не удивительно - читать этот текст будет возможно. Вы даже не будете замечать, что текст смещен. Невообразимым образом, мозг адаптируется к возникшей сложности.

Мы медленно читаем, потому что ищем ответ там, где его нет

Искать потерянные ключи следует
не там где светло, а там, где потерял

Основные принципы и понятия скорочтения

Совет #1 по увеличению скорости чтения

Прямо сейчас встаньте и присядьте. Сядьте за стол. Выпрямитесь. Расправьте плечи. Чувствуйте, как, голова стали работать лучше? Глаза готовы. Сознание напряжено. Слух сконцентрирован на внутренней речи.

☞ Этот способ позволяет увеличить скорость чтения в 2-10 раз .

Кстати:

Некоторые упражнения нужно выполнять! Чтение рецептов - это не то же самое, что почувствовать вкус блюда.
Прямо сейчас встаньте из за стола и сделайте несколько приседаний!

Совет #2 - введите мозг в состояние быстрого чтения.

Проведите разминку перед чтением.

Перед вами картинка. Всмотритесь в картинку. Закройте глаза. Подумайте, что вы запомнили. Откройте и попробуйте сравнить внутренний образ с внешним.

Подумайте, как вы запоминали картинку? Последовательно фрагмент - за фрагментом? Нет! Вы всмотрелись в картинку. Потом закрыли глаза. Потом открыли и всмотрелись еще. Точно так же и с чтением. Нет ни какого смысла читать одинаково внимательно всю книгу. Обращать внимание нужно на содержательные детали. Прочитал. Подумал. Перечитал. Запомнил. Употребилю

☞ Этот метод позволяет существенно увеличить скорость чтения в 2-4 раза.

Совет #3 по увеличению скорости чтения - Читайте под метроном.

Для начала настройте метроном на медленный темп. Дайте установку самому себе концентрировать взгляд на начало строки, середину и конец под каждый удар метронома.

Если вы не успеваете воспринимать информацию, то уменьшите скорость метронома до уровня, когда текст воспринимается легко и просто.

☞ Этот простейший способ позволит увеличить скорость чтения в 2-5 раз.

Совет #4 по увеличению понимания текста - проверьте словарный запас

Об этом мало кто задумывался. Но, самым главным тормозом не в скорочтении , а в чтении и скудном словарном запасе!

Выбирать книги нужно по зубам. Представьте вы хотите разгрызть кокосовый орех! Да, вы зубы обломаете! Попробуйте прочитать вот этот текст:

Выбирайте правильные источники информации и правильных авторов. Читать нужно такие книги, слова в которых понятны или если есть непонятные слова, но их количество не влияет на качество.

Перед чтением следует выборочно просмотреть текст. Просмотрите глоссарий. Подумайте, нет ли отторжения в подаче материала?

Статьи на тему скорочтения

  • Чтение по диагонали (применение методик быстрого чтения). Обучаемся быстрому чтению самостоятельно
  • Игры для быстрого чтения. Тренинги и упражнения для тех, кто хочет научиться быстрее читать
  • Как развить зрительную память при чтении. простые методы увеличения скорости чтения и запоминания прочитанной информации
  • Как самому освоить быстрое чтение и запоминание. Методики, курсы, упражнения на освоение быстрого чтения

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама