THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Масленица для школьников. Сценарий

Сценарий Масленицы для проведения на свежем воздухе

Цель:
Познакомить детей с праздником Масленица, рассказать о старинных обычаях.
Задачи:
1.Учить детей выразительному чтению стихотворений при подготовке к празднику.
2.Развивать внимание, логическое мышление при помощи игр, загадок.
3.Развивать силу и ловкость в ходе выполнения спортивных заданий.
4.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания при помощи соревнований.
5.Тренировать учащихся в понимании заданных поручений и инструкций на слух и слухозозрительно.
6.Развивать диалогическую речь, словесное восприятие, произношение, голос.

Оборудование:

костюмы для трёх скоморохов, дудочки, бубны, большие платки с кистями для ведущей и танцоров; костюмы: Зимы, Весны, медведя; канат, санки, 2-е пары коротких лыж, стол, самовар для оформления, блины, чучело Масленицы, петушиные «головы» из бумаги.

деревенские мотивы – лай собак, топот копыт, запись песни «Три белых коня» из кинофильма "Чародеи, «Валенки», «Оренбургский пуховый платок».

Предварительная работа:

попросить учителя физической культуры отработать акробатические упражнения с мальчиками скоморохами . Выучить стихи и роли с выступающими, выучить и отрепетировать хороводный танец с платками. Подготовить реквизит: чучело Масленицы, костюмы для ведущих.

Сценарий праздника.

Праздник проводится в школьном дворе. Оформлен стол с самоваром, покрытый расписной скатертью, на нём тарелка с блинами. Слышны деревенские мотивы, а затем под песню «Три белых коня» на 2-ух санях приезжает Зима и Весна, держа в руках чучело Масленицы. Один скоморох ведёт на верёвке «Медведя», сани тянут скоморохи, свободные скоморохи выполняют акробатические упражнения, звенят в бубны.
Первый скоморох:
-Здравствуйте, ребята дорогие!
Маленькие и большие!
Второй скоморох:
-Здравствуйте, гости! Милости просим.
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем.
Зима передаёт чучело скомороху, его устанавливают в сугроб.
Ведущая:
-Ребята, сегодня у нас весёлый праздник. Прочитаем, как он называется: «Широкая масленица!» Как вы думаете, почему её назвали «широкой»? Длится праздник долго: 7 дней – начинается в понедельник, заканчивается в воскресенье.


Главное на празднике – это доброта, веселье, общение с друзьями и родственниками и вкусная еда. Съедали на Масленицу много блинов. Как вы думаете, почему?


Блины похожи на солнце, такие же круглые и тёплые. Раньше во время праздника взрослые и дети катались на санях, пели весёлые песни, соревновались, в конце праздника сжигали чучело Масленицы и прощались с зимой.

План праздника.

Мы тоже будем веселиться, играть, танцевать, петь песни, соревноваться, отгадывать загадки.
Ведущая: Ребята, вы узнали моих помощников? Это весёлые человечки. Как их зовут? А зовут их – скоморохи. Они будут помогать мне веселить вас. Как вы думаете, почему скоморохи привели к нам на праздник медведя? В старину на праздниках водили «ручных» медведей, они как в цирке, умели выполнять разные команды.
Первый скоморох:
-Отгадайте загадку:
Это хозяин лесной.
Он просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Ведущая:
А это кто, указывая на Зиму и Весну?
Отгадаем загадку:
Была белая да седая.
Пришла зелёная да молодая.
Правильно: это – Зима, а это – Весна. Сегодня мы проводим Зиму и встретим Весну.

Зима:
Этот праздник на Руси
Пришёл из старины.
К началу тёплой весны,
К уходу холодной зимы.
Весна:
На празднике радовались теплу, солнцу, веселились, играли. Будем играть?
1-ое задание: «Петушиные бои».
Два участника надевают костюмы и, согнув одну ногу, прыгают на другой ноге, толкая плечами друг друга. Побеждает тот, кто больше продержится и не встанет на обе ноги. Выбывшего сменяет другой игрок.
2-ое задание: «Перетягивание каната».


Танец "Валенки" В исполнении Зимы и одного из скоморохов.


3-е задание: «Быстрые коротышки». Соревнуются по 2 участника на коротких лыжах.
Во время конкурсов Скоморохи подбадривают команды стихами.
Второй скоморох:
Вы бегите поскорей
Да катайтесь веселей.
Третий скоморох:
Хороши команды наши.
Видно много едят каши.
Запивают молочком,
Заедают калачом.
Ведущая:
-Ну что, устали? Отдохните немного и посмотрите хороводный танец «Платочек» в исполнении ведущей и девочек нашей школы.


4-ое задание: «Взятие снежной горы».


Соревнуются 2 класса, число участников должно быть одинаковым, какой класс раньше заберётся на снежную горку.
5-ое задание: Соревнование на санях.
По два мальчика соревнуются в беге, тянут сани с девочками на определённое расстояние.
Первый скоморох:
Мы на саночки садимся
И под гору быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес мы побежали
И в снежки играть мы стали.
6-ое задание: "Скатай шар". Игроки делятся на группы по 2-5 человек. Каждая из них получает задание: скатать снежный ком как можно большей величины. Выигрывает группа, скатавшая к указанному времени самый большой снежный ком.
7-ое задание: «Попади в Зимушку». Участники целятся в Зиму мягкими снежками из белой ткани. Зима делает вид, что обиделась.
Зима:
-Я обиделась, ухожу от вас.
Весна:
Ты, Зимушка, не сердись
В путь-дорогу соберись.
Отправляйся на Север крайний.
Второй скоморох:
Пели мы и танцевали,
Как могли вас развлекали!
До свиданья! В добрый час!
Ждём ещё на праздник вас!
Зима:
Делать нечего, друзья,
Кончилась моя игра.
Я вам оставляю чучело Масленицы.
Весна:
Вот и Зимушка уходит
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Ведущая:
-Вот и закончилась зима, мы её проводили. Напоследок поиграем в игру
«Змейка в ворота». Учителя и воспитатели делают змейку, дети встают в круг. Змейка идёт по кругу, заходит в него, дети должны успевать закрыть ворота.
Третий скоморох:
Мы по кругу все пойдём
И Масленицу сожжём.
Хором: «Гори, гори ясно»!
В целях безопасности чучело сжигают в сугробе.

Рефлексия

Ведущая:
-Ребята, праздник закончился. Что вам сегодня понравилось?
Играть, соревноваться, отгадывать загадки…
Спасибо всем участникам. А теперь в классах вы можете попить чай с блинами.

Масленица – это весенний праздник со вкусными угощениями, задорными играми, шумными гуляниями и необычными забавами для всех от мала до велика. Традиция праздновать масленицу появилась в древние времена. Раньше люди верили, что для наступления весны, сначала надо прогнать зиму.

Поэтому в каждом городе или деревне все жители собирались на главной площади, сооружали чучело из соломы и жгли его. Сожжение чучела сопровождалось хороводами, танцами и песнями.

Масленицу начали праздновать древние славяне, когда еще жили по канонам языческой культуры. На смену язычества пришло христианство, но празднование Масленицы осталось. Но теперь оно несет в себе уже совершенно другой смысл. Масленицу празднуют перед Великим постом.

В течение всей праздничной недели хозяйки не только угощают своих родных и близких блинами, но и участвуют в народных гуляниях и веселых забавах. А чтобы детишки не скучали во время каникул, для детей школьного возраста существует множество сценариев празднования Масленицы.

Что может быть лучше, чем прокатиться с ветерком с ледяной горки. А кто сможет съехать быстрее или дальше? Предложите школьникам провести соревнования в два этапа: самый быстрый спуск с горы и самый дальний заезд.

Очень увлекательное занятие для детей на свежем воздухе, которое принесет незабываемый восторг и радость.

Викторина «Что вы знаете о масленице?»

Чтобы ребята с праздника ушли не только с морем позитивных эмоций, но и пополнили свой багаж знаний. Организуйте и проведите викторину на знания о Масленице. Это отличный повод для школьников показать свою эрудицию или узнать что-то новое.
Подготовьте не сложные вопросы, чтобы ребята могли на них ответить и вовлеклись в соревновательный процесс. Вопросы для викторины могут быть на совершенно разные темы, касающиеся Масленицы.

Несколько примеров вопросов с ответами для викторины:

Вопрос: Что подразумевается под Масленицей?
Ответ: Она подразумевает семидневный праздник, который подразумевает танцы, песни, хороводы и вкусные угощения.


Вопрос: С чем у Вас ассоциируется Масленица?
Ответ: чучело из соломы, танцы и пляски, золотистые блинчики.


Вопрос: Что встречают и провожают во время празднования Масленицы?
Ответ: провожаем Зиму, встречаем Лето.

Вопрос: Перечислите название всех масленичных дней.
Ответ: Понедельник – встреча, вторник – наигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий разгул, пятница – вечеринка у тещи, суббота – посиделки с золовкой, воскресенье – Прощеное воскресенье.

Вопрос: Что сжигают на Масленицу?
Ответ: Во время масленицы принято сжигать чучело.

Не забудьте поощрять школьников за правильные ответы, например, угостите их блинчиками с вареньем.

Перетягивание каната

Перетягивание каната – старинная древнерусская забава, без которой, на протяжении многих лет, не обходятся ни одни уличные гуляния. Перетягивание каната — хороший способ развлечь товарищей и увлечь детей в эту не сложную игру.

Для того, чтобы устроить соревнование по перетягиванию каната, вам потребуется канат длинной не менее пятнадцати метров и диаметром двенадцать сантиметров (канат должен быть очень прочным). Для участия потребуются минимум десять человек, и обязательно должен быть судья.


На снегу рисуем разделительную линию, на канат устанавливаем центральный флажок. Флажок должен четко располагаться над разделительной линией.
Перетягивание каната начинается со свистка судьи. Каждая команда начинает тянуть канат «на себя».

Выигрывает команда, которая первая перетянет на свою сторону центральный флажок, расположенный на канате.

Если хотя бы один игрок команды упадет во время перетягивания каната, то вся его команда проигрывает.

Для участия приглашаются школьники, которые хотят продемонстрировать свою ловкость, внимательность и соревновательный дух.
Самые смелые смогут поучаствовать в перетягивании каната «один на один».
Всех героев такого не легкого испытания надо обязательно наградить стопкой поджаристых блинчиков со сливочным маслом.

Игра Ручеек

Это очень простая игра, в нее могут играть даже дети младших классов.

Ручеек больше похож на развлечение, чем на игру.

Игра помогает детям проявлять и выявлять симпатии, преодолевать смущения. Чем больше школьников одновременно играют в ручеек, тем лучше. Самое главное, что количество участников должно быть обязательно не четным.


Все школьники становятся парами и берут друг друга за руки. Соединённые руки поднимаем вверх, образуя «коридор – ручеек». Чтобы игра проходила веселее, то мальчики должны выбирать девочек, а девочки мальчиков.

Игрок, который остался без пары «открывает» игру. Ему необходимо пройти под сводом приподнятых рук и выбрать себе пару. Новая пара перемещается в окончание «коридора», а игрок без пары, проходит через коридор и выбирает себе новую пару.

Такой ручеек может течь до бесконечности.

Во время игры не поленитесь включить веселую и задорную музыку.

Хоровод

Любой народный танец – это отражение многообразия жизни, творческой силы и глубины чувств народа. Славяне на протяжении многих веков создавали произведения искусства в виде мудрых сказок, невесомых кружевных переплетений, символичные песни, а также танцы, неповторимые в своей красоте. Русский хоровод представляет собой воплощение русского танцевального творчества.

Хоровод – это один из самых популярных танцев старо русского народа.
Самым распространенным является круговой хоровод.

Круг у славян всегда носил магическое значение: солнце круглое, смена времен идет по кругу (зиму сменяет весна, на место весны приходит лето, за летом наступает осень, после осени начинается зима и снова приходит весна), круглыми пекли блины на масленицу. Круг у старо славян означал движение. Правильный хоровод – это движение с лева на право, как по ходу движения солнца.
Чтобы вовлечь мальчиков и девочек в хоровод, нужна музыка с народными песнями. Несколько людей, взявшись за руки, начинают движение по кругу, постепенно вовлекая в круг новых ребят.

Во время движения главное темп и ритм. Когда вы находитесь в круге, не забывайте подпевать, так вы лучше будете чувствовать музыку.

Для того, чтобы ребята не заскучали, не забудьте выполнять схождение в центр круга и новое построение симметричной окружности.
При движении в хороводе всегда появляется ощущения единства и дружбы.

Покорение снежной крепости

Эта игра требует определенной подготовки и времени, но точно вовлечет в участие весь мужской состав класса.
Изначально необходимо каждой команде построить снежную крепость.


Самый оптимальный вариант, когда соревнуются две команды, количество участников не ограничено.

Чтобы построить снежную крепость, необходимы снежные кирпичики или лучше всего шары из снега. Сделайте разметку на снегу, очерчивающую периметр вашей крепости и начинайте возводить стены. Стены должны своей высотой скрывать всех участников команды. В крепости не забудьте выделить место под запасы снежков, они вам точно пригодятся.
Чтобы команды были в равных условиях, их составы должны быть идентичны по количеству участников. Каждая команда выбирает себе капитана, который будет руководить битвой.
На подготовку боеприпасов (снежков) каждой команде выделяется десять минут.

Чем больше вы успеете заготовить снежков, тем дольше сможете обстреливать команду противника.
Игра проходит в два этапа, когда участники выступают в роле захватчиков и когда в роли защитников.



Обороняющаяся команда располагается в крепости и по сигналу, команда нападающих, начинает штурмовать крепость. Главная цель нападающих – войти на территорию крепости. Задача защитников — отстреливаться снежками.
Только надо заранее обговорить различные моменты, такие как: не бросать снежками в лицо, снежки должны быть не очень большими, что делать с «пленными» и «убитыми» игроками.
Игры в команде и на свежем воздухе помогают ребят лучше сдружится, учат работать на общий результат, помогают подружиться друг с другом.

Для родителей данная игра принесёт не только гордость за своего ребенка, но и много позитивных фотографий на память.

Сжигание чучела

Кульминацией вашего праздника должно стать сжигание соломенного чучела.

Чучело можно купить, но лучше всего сделать его своими руками.
Чучело мы делаем из обычного веника. Это самый быстрый и простой способ изготовления.

Метелку распушаем и разделяем на две части, чтобы получились две ножки и закрепляем их веревочками.
Теперь необходимо сделать голову, для этого из детской кофточки формируем шар, который набиваем не нужными кусочками ткани.

Набиваем рукава, чтобы получились руки, и привязываем к рукоятке веника.

Таким образом у нас получилось чучело. Не забудьте его надеть и нарисовать лицо.

С детьми у нас уходит не более 15-20 минут.
Остальные ребята из класса могут принести дрова для костра. Лучше всего, чтобы им помогли в этом родители.
До сжигания чучела, со всеми детьми, необходимо проговорить правила поведения у костра.

Поджигание чучела проводят родителя, а дети в это время водят хоровод около костра и говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Хороводы, игра в снежки, катание с ледяной горки, песни и пляски — лучший вариант встречи Масленицы и проводов зимы. Такое веселья на свежем воздухе лучше всего завершить чаепитием с вкусными блинчиками и блинами. Тогда дети смогут не только сытно перекусить, но и обменяться эмоциями и впечатлениями о проведенном празднике.

В нашей статье приведено большое количество игр, которые можно организовать во время празднования Масленицы. И вы точно найдете игры, которые понравятся вам и вашему ребенку.

Ольга Гудым

Фонограмма русских народных песен. Позывные праздника.

СКОМОРОХ 1: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!

Добрый день всем добрым людям, пусть весёлым праздник будет!

Кто не знает, сообщаем! Сегодня Масленицу мы встречаем!

Зиму провожаем, весну закликаем!

СКОМОРОХ 2: А сейчас не подкачайте,

На вопросы отвечайте.

Мне давайте вы ответ

Только «да», иль только «нет».

Вы на ярмарку сошлись? (Дети отвечают)

А задором запаслись?

Будем петь, играть, плясать?

Вам случайно не сто лет?

У вас есть мешок конфет?

Будем с вами состязаться?

А успехов добиваться?

Ну, тогда не унывайте

И на ярмарке гуляйте!

СКОМОРОХ 1: А сейчас, ребятишки, веселые девчонки и мальчишки, давай знакомиться,

Пусть на долгие года этот день запомнится.

Димы, Коли и Алеши дружно хлопайте в ладоши.

Владик, Юра, Настя здесь?

Если здесь, то не тяните и ногами топочите.

Саши и Сережи, Ани и Наташи,

Люды, Ирочки и Вики нам руками помашите.

Всех друзей нам не объять, всех имен нам не назвать.

Остальных мы просим вместе громче хлопайте на месте!

СКОМОРОХ 2: Конец февраля, начало марта. Устали люди от зимы, от холода. А вы устали? (дети отвечают) Весну ждете? Тепло любите? Давайте проводим зиму, да весну встретим. А праздник этот называется… Как? (Дети отвечают) Правильно. А называют ее еще Широкая масленица. Потому что длилась она целую неделю. Сегодня первый день масленицы – встреча. Будем песни петь, плясать, играть, да блинами заедать.

А ну, детвора, повернулись влево, вправо.

Мы встречаем масленицу шуткой и забавой!

СКОМОРОХ 1: А вот и первая забава - улыбаться шире надо!

Ну-ка, Петрушечка, посмотрим, кто здесь шире всех улыбается. Зубки покажите. На Праздник отправляемся.

Улыбайтесь от души и в ладони громко хлопайте и песни в лад ногами топайте.

Хоровод «Месяц дружочек»

СКОМОРОХ 2: Вот, Петрушечка, смотри, кто громче ногами в лад топает, да руками хлопает, того мы непременно призом наградим. Смотри да отмечай самых лучших.

СКОМОРОХ 1: Я в душе большой проказник. Я люблю веселый смех,

И хочу чтоб этот праздник, хорошо прошел для всех.

И стесняться мы не будем при честном народе

Крепко за руки возьмемся, спляшем в хороводе!

Танец «буги-вуги»

СКОМОРОХ 2: А теперь, ребятки, отгадайте вы загадки о зиме и о весне, и о Масленице. (Зима только притаилась, не хочет уходить, надо загадки отгадать, которые прогонят Зиму)

Схватил за щеки, кончик носа, Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это? Вот вопрос! Все это делает. (мороз).

Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой.

Согреют две сестрички, Зовут их. (рукавички).

С последним сугробом простилась она

И новой травой траве улыбнулась (Весна)

Обогнать друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши тогда, легки

Быстроходные. (коньки)

Два березовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжие,

И зовут их. (лыжи)

Во дворе с утра игра, Разыгралась детвора

Слышны крики: «Шайбу, бей!» Значит там игра в … (Хоккей)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает

Там и тут бегут ручьи

Гнезда делают (Грачи)

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна

Если стал теплее вечер –

Значит к нам пришла (Весна)

Танец «Ку-ка-ре-ку»

СКОМОРОХ 1: А сейчас мы испытаем наших мальчиков. Кто из мальчиков лучше и смелее окажется, приз и получит. А ну-ка, есть желающие?

Перетягивание каната

СКОМОРОХ 1: Слушайте, а чего же мы время то теряем? Надо Масленицу позвать. А как Масленицу вызывают? Кто знает? Есть специальные весенние заклички.

Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое. весну красную. Вот как Петрушечка руками взмахнет, так вы громко кричите "ГУУУ!", договорились? Порепетируем, три. четыре.

Все: (громко) ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Ну вот, теперь вроде получается. Смотрим на Петрушку. приготовились. и. Жавороночки на соломочке. прилетите к нам. принесите нам. лето теплое весну красную.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: На дворе гостей полно, ждем блинов мы все давно.

Все: ГУУУ!

СКОМОРОХ 1: Громче "ГУУУ!", три. четыре.

Звучит музыка.

Из толпы выталкивают самую высокую девушку на роль Масленицы, принаряжают ее на глазах у зрителей:

Дорогая наша гостья Масленица (кланяется ей, Авдотюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная.

Коса длинная, триаршинная (надевает ей косу).

Платок беленький, новомодненький (накрывает ей голову платком)

Юбка синяя, атласная (надевает).

СКОМОРОХ 1: А вот и Масленица! Встречай Масленицу!

Все кланяются Масленице в пояс.

Ох, ты, Масленица, Ох, ты широкая.

Погости недельку, Погости другую!

Масленица с нами, значит весна на пороге. Здравствуй красивая, здравствуй широкая!

Масленица: Здравствуйте люди добрые! Помашите-ка мне все рученькой, и покажите как у вас здесь весело! Ну что, люди добрые, пришла я вас блинами накормить и позабавить играми да танцами веселыми.

СКОМОРОХ 2: Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да хороводы водить.

СКОМОРОХ 1: Для того, чтоб блин получить, надо замаслить Масленицу танцем веселым. Вот Масленица сейчас будет танцевать, за ней ее движения повторяйте. (Обращается к ребятам.) У кого из вас получится повторить движения, тот непременно блин получит, и от Масленицы поздравление. Итак, вы готовы танцевать? Тогда на Масленицу внимательнее смотрите.

Танец с масленицей

СКОМОРОХ 1:

Русскую зиму проводить нужно

По-старинному весело, дружно.

Грустить сегодня здесь не полагается,

Итак, наш праздник продолжается.

Игра – мяч по кругу

Танец-игра «шла коза по лесу»

Прыгаем через метлу

Танец «Дружба»

СКОМОРОХ 2:

Ходи, хоровод,

Весели честной народ,

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы

В честь румяной именитой

В звонкой песне не забытой

Нашей матушки-Зимы!

СКОМОРОХ 1: А что мы Масленице пожелаем в этот весенний день? Здоровья, счастья, веселья, благополучия! Чтобы каждый год приходила к нам.

И всем пожелаем счастья и здоровья в эту Масленицу широкую. Государыня Масленица, мы с тобой хвалились, веселились.


СКОМОРОХ:

По традиции старинной

В хороводе мы сейчас

Зимушку проводим дружно

И простимся сей же час.

Хоровод «Прощай масленица»

СКОМОРОХ 2: Прощай, Зимушка-зима,

Спасибо, что в гости к нам пришла.

Раз, два, три, четыре, пять!

Через год на этом месте снова встретимся опять. (Повторяем все вместе)

Прощай, Зимушка,

Здравствуй, весна – красна!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама