THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

"Эль Диа де лос Муэртос" (El Dia De Los Muertos), также известный как "День Мёртвых" - это традиционный мексиканский праздник, посвящённый памяти мёртвых. Многие из нас знают, что его атрибутами являются сахарные черепа, красочные костюмы и разрисованные лица. Однако этот праздник является чем-то большим, нежели то, что мы о нём знаем.

Многие могут подумать, что этот праздник является мексиканским вариантом Хэллоуина, однако это будет ошибкой. Единственное, что их объединяет, это, пожалуй, образ черепа. Этот праздник даже не отмечается на Хэллоуин! Конечно, почти в то же время, но это только одно из многих отличий между действующей версией и распространённым восприятием праздника.

В День Мёртвых никто никого не старается напугать и уж тем более никто не переодевается в костюмы персонажей поп-культуры и не ходит от дома к дому, выпрашивая конфеты у незнакомых людей.

Даже несмотря на то, что Хэллоуин отмечается один день в октябре, некоторые начинают праздновать его уже с первого октября, или в начале сентября, если они совсем одержимы этим праздником. День мёртвых же отмечается лишь один раз в месяц.

Как в случае с другими праздниками, многие люди меняют определённые традиции и аспекты празднования, подгоняя их под свой образ жизни и собственное мнение. Это верно и для Дня Мёртвых, но, по большей части, многие традиционные аспекты остаются неизменными.

Перед вами - 15 вещей, которые вы могли не знать о Дне Мёртвых!

15. Это время, когда повсюду бродят духи

День Мёртвых концентрируется только на мёртвых. Люди, которые отмечают этот праздник, верят, что в этот день года души умерших возвращаются на Землю, чтобы посетить своих родных. Одна из причин, почему люди носят костюмы с черепами, заключается в том, что так они помогают тем, кто из загробной жизни хотел бы побродить по Земле, смешаться с остальной частью населения.

В настоящее время те, кто отмечает этот праздник, не обязательно верят, что вокруг бродят души умерших. Тем не менее, череп стал главным символом праздника и является его "лицом" (вернее, его отсутствием). Добавление ярких цветов к черепу - это способ украсить лица и прославлять мёртвых, а не придать себе устрашающий вид.

14. Праздник длится два дня


День Мёртвых - это на самом деле два Дня Мёртвых! Он отмечается 1 и 2-го ноября, хотя в некоторых частях мира он празднуется на Хэллоуин. Если же нет, то это означает потенциально целых три праздничных дня подряд!

1-го ноября, которое совпадает с Днём всех святых, как правило, посещают могилы близких и почитают умерших младенцев и детей (этот день называют Днём ангелочков (Día de los Angelitos)), а 2-го ноября, которое совпадает с Днём всех душ, отмечают смерть взрослых мертвецов (этот день называют Днём умерших (Día de los Difuntos)).

Это, скорее, празднование не смерти человека, а его жизни! В это время принято не грустить и не оплакивать потерю близких, а, наоборот, радоваться, что они был, и вспоминать все хорошие моменты их жизни.

13. Оранжевые бархатцы - цветы умерших


Жёлтые бархатцы считаются цветами умерших. Они похожи на солнце, потому что раскрываются и цветут подобно небесному светилу. Очень часто они также имеют яркие цвета. По этой причине они символизируют собой жизнь и надежду, что делает их идеальным цветком для этого праздника.

Если подумать о цветке для Хэллоуина, то это, скорее всего, будет чёрная роза или какая-нибудь кровавая и жуткая версия цветочной картины. Но вместо этого в День Мёртвых можно увидеть яркую и полную жизни альтернативу американскому кровавому и жуткому празднику.

Те, кто участвует в праздновании, одеваются и украшают себя, используя бархатцы, чтобы привлечь души умерших к различным подаркам, подношениям и торжествам. В результате получаются яркие и красивые украшения вместо тёмных и жутких, которые обычно используются во время празднования Хэллоуина.

12. Катрина (La Catrina) - самый популярный женский скелет


Изображение скелета имеет большое значение для Дня Мёртвых. Однако одно конкретное изображение является самым примечательным из всех: это изображение Катрины (La Catrina), что в переводе с испанского означает "модница". Это изображение элегантной женщины, которое появилось в мексиканской культуре в качестве пародии на женщин из высшего общества.

Мексиканский художник Хосе Гуаделупе Посада (Jose Guadalupe Posada) создал это изображение в ответ на то, что женщин мексиканской культуры принуждали перенимать обычаи и традиции европейской культуры. Изображение является напоминанием о тех, кто прячет или скрывает свою культуру. Наоборот, важно помнить традиции и чтить их, чтобы передавать с поколениями своим потомкам, сохраняя историю нации.

11. Алтари в честь покойных устанавливают в домах


Алтари иногда устанавливаются для того, чтобы вспомнить и оплакать умерших. Вместо этого, в День Мёртвых алтари строятся для того, чтобы помочь рассказать о жизни покойного и приготовить ему место для посещения.

В день празднования алтарь является местом, оформленным в память о близком человеке, и предлагает душе мёртвого вернуться из могилы именно туда. Алтари украшают их любимыми вещами и делают их безопасным и комфортным местом для умерших в день, когда они посещают живых.

Если алтарь посвящён ребёнку, то к месту поклонения также добавляют и игрушки. Иногда на алтарях можно увидеть религиозные символы, такие как крестики или изображение Девы Марии.

10. Не установить алтарь считается нехорошим признаком


Алтарь является, возможно, одним из самых важных составляющих этого праздника. Считается, что тот, кто не установит алтарь, место поклонения или какое-то другое священное место (чтобы выставить памятные вещи и приветствовать душу умершего), будет проклят.

Считается, что если живые не имеют ничего, чем можно привлечь душу умершего посетить их в этот день, то духи вернутся и будут преследовать и пугать их. Это не значит, что людей принуждают страхом отмечать этот день - это просто небольшой пугающий элемент к яркой и глубокой традиции.

Это просто городская легенда и сигнал к тому, что нужно помнить своих близких, которых потеряли, и не игнорировать смерть или празднование Дня Мёртвых. Некоторые верят, что человеку, не установившему алтарь, может стать плохо или он может заболеть на следующий день после праздника.

9. Алтари устанавливают не только дома


Алтари на День Мёртвых создают не только внутри домов. Если во время праздника выйти на улицу и походить по общественным местам, то, скорее всего, можно будет увидеть алтари, установленные в таких местах, как банки, школы и небольшие магазины.

В этот день все почитают усопших и предлагают им место, куда они могут вернуться, чтобы посетить живых. Некоторые считают, что те, кто переехал, могут захотеть посетить место, где они раньше работали, учились или в котором были много раз по работе.

Это имеет смысл, потому что душам родственников, в честь которых не установили алтарь, будет нужно место, куда они смогут прийти, когда вернутся из загробного мира на один день в году. В школах тоже отмечают этот праздник и изучают его, поэтому понятно, почему можно увидеть хотя бы один алтарь в каждой школе, а возможно, и в каждом классе.

8. О Хлебе Мёртвых


Ещё одной составляющей праздника является Хлеб Мёртвых (Pan de Мuerto). На большинстве алтарей можно увидеть сладкий хлеб. Он готовится накануне, чтобы своим ароматом наполнить воздух, и усопшие, проснувшись из своих могил, возможно, могли найти дорогу к своим близким по его запаху.

Хлеб выпекают круглыми буханками с двумя полосками теста сверху, символизирующими кости, и посыпают сахаром. Хлеб кладут на алтарь и на могилы покойников. Существует много вариантов хлеба, который печётся к этому дню, и на самом деле не важно, какой он формы. Обычай велит, чтобы Хлеб Мёртвых присутствовал на традиционном празднике.

7. Испанцы не хотели, чтобы этот праздник отмечался


С началом испанской колонизации Мексики традиции Дня Мёртвых были почти утрачены. Многие из тех, кто приезжал в Мексику и начинал европеизировать страну, придерживались строгих христианских традиций. Они считали праздник Дня Мёртвых дьявольским и хотели положить ему конец. Конечно же, им не удалось уничтожить эту традицию, поэтому они немного попытались обратить коренное население в христианство.

Изначально День Мёртвых отмечался летом, но был перенесён ближе к , чтобы вписаться в европейскую культуру. В настоящее время День Мёртвых, возможно, рассматривается даже более христианским, чем современный Хэллоуин. Это не дьявольский или греховный праздник, а прекрасный и красивый способ отпраздновать жизнь умерших родственников.

6. Некоторые устраивают на кладбище целые вечеринки


Одна из самых классных деталей относительно Дня Мёртвых - это праздники, которые устраиваются на кладбище. В первый день друзья и родственники посещают могилы своих почивших близких много раз. Это делается для того, чтобы пробудить их души.

Часть этого процесса также включает в себя украшение могилы теми же вещами, что и алтарь. Некоторые семьи решают устроить праздник у могилы, и кладбище на всю ночь превращается в место для вечеринки.

Это очень прикольная традиция, которую неплохо бы перенять на каждый день! Кладбища - это тёмные и жуткие места в остальное время года, но на самом деле они должны стать более яркими и оживлёнными, чтобы чтить мёртвых, а не плакать в темноте.

5. Сахарные черепа основаны на реальных черепах из сахара


Теперь, когда вы узнали про термин "сахарный череп", вы, вероятно, подумали о каком-то ярко раскрашенном или декоративном черепе. В каком-то роде так и есть, но настоящий оригинальный сахарный череп был именно таким - черепом, сделанным из сахара. Как и Хлеб Мёртвых, сахарный череп является ещё одним важным угощением, которое готовится к празднику.

Сахарные черепа бывают любых видов, форм и размеров, но это, главным образом, засахаренные черепа, которые кладут на алтарь и могилу, чтобы уговорить души мёртвых выйти из своих могил.

Эта традиция началась потому, что в Мексике производство сахара было на высоком уровне, и было не так много способов создать недорогой предмет искусства. Черепа из сахара стали делать потому, что это было просто и недорого. Традиция пошла оттуда, и сегодня является тем, что до сих пор почитается как важнейшая часть мексиканской истории.

4. Некоторые отмечают праздник воздушными змеями


Ещё одна традиция на День Мёртвых - это запускать змея во время празднования. По традиции, на создание змея уходит до 40 дней, и для его изготовления используются все природные материалы, чтобы получился идеальный змей.

На первых этапах в дело вступают неженатые мужчины общины: они собирают бамбук, чтобы сделать каркас. Далее остальную часть воздушного змея можно мастерить только из природных материалов. Воздушный змей запускается в небо в день празднования.

Воздушные змеи считаются способом общения с мёртвыми и знаком, который они могут увидеть и который укажет им дорогу на различные торжества. Это также ещё один прекрасный элемент, который добавляет и без того уже яркой традиции много красочности и великолепия.

3. День Мёртвых считается религиозным праздником


День Мёртвых считается национальным праздником в Мексике. Это, наверное, одно из главных различий между ним и Хэллоуином. Обычно когда какой-то праздник считается национальным, это означает, что государственные учреждения, а также многие предприятия в этот день останавливают свою работу.

Когда приходит этот праздник, многие города фактически "останавливаются", чтобы позволить каждому отметить День Мёртвых. Это значит, что его также изучают и празднуют в государственных школах. О религиозных элементах праздника не рассказывают, но дети, без сомнения, по-прежнему отмечают День Мёртвых в школе.

Этот праздник также включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Это значит, что это значительный праздник и торжество, а не просто что-то весёлое и бесстыдное вроде Хэллоуина.

2. Считается, что бабочки - это души мёртвых


Бабочки, это то, что мы не видим слишком часто, но что постоянно летает где-то вокруг. Бабочек часто считают душами умерших, возвращающихся в свои дома, чтобы навестить родственников. Впрочем, это относится не ко всем бабочкам, а в первую очередь к бабочкам-монархам (Данаида монарх). Это потому, что бабочки-монархи, как правило, мигрируют в Мексику к первому ноября, как раз ко Дню Мёртвых.

Бабочки - это ещё один красивый и красочный образ, являющийся частью этого яркого праздника. Миграция монархов до сих пор остаётся загадкой сама по себе. Кажется немного удивительным совпадение, что эти два события происходят по времени так близко друг к другу.

Впрочем, стоит помнить, что День Мёртвых на самом деле зародился летом, до миграции бабочек-монархов. Но многие древние ацтеки всё равно верили, что души умерших возвращались к живым в образе бабочек.

1. В этом празднике присутствуют некоторые зловещие элементы


Хотя День Мёртвых считается ярким и красочным празднованием жизни умерших, нет сомнений в том, что он характеризуется и некоторыми жуткими элементами. Многое отчасти связано с тем, что какие-то традиции и обычаи Хэллоуина просочились во многие другие культуры, а Хэллоуин - это праздник, связанный со всем зловещим.

Есть что-то настолько жуткое в мыслях об умерших близких, возвращающихся домой, что некоторых начинает реально трясти. Наиболее примечательная и запоминающаяся история во время празднования Дня Мёртвых повествует о Ла Йороне (La Llorona).

"Плачущая женщина", или "Плакальщица" - это молодая женщина, убившая своих детей, чтобы угодить своему возлюбленному, которому они были не нужны. Затем она узнаёт, что он на самом деле всё равно не собирался с ней остаться, и заканчивает жизнь самоубийством - утопает. В День Мёртвых она возвращается, чтобы забрать души погибших детей.

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

В Мексике , Гватемале , Гондурасе , Сальвадоре . По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам , которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов - тсомпантли . Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками - Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. День мёртвых-день празднования жизни.

Происхождение праздника

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя . По мнению ученых ритуалы, связаны с почитанием умерших отмечались ещё 2,500 - 3,000 назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших - как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль - богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп. Día de los Angelitos ). 2 ноября, в День умерших (исп. Día de los Difuntos ) почитают всех взрослых мертвецов.

Культурное и религиозное значение

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия . Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы - оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп. Flor de Muerto ). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу , пиво и другие алкогольные напитки.

Литература

  • Октавио Пас . День всех святых, праздник мертвых// Он же. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русское феноменологическое общество, 1996, с. 22-35.
  • Рэй Брэдбери . Канун всех святых, Сахарный череп

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "День Мёртвых" в других словарях:

    - (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары… … Википедия

    День Мёртвых: День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходит ежегодно 1 2 ноября в Мексике. День мёртвых (Вавилон 5) (англ. Day of the Dead) эпизод сериала «Вавилон 5» 1998 года. См. также… … Википедия

    День Мёртвых (англ. Day of the Dead) имеет следующие значения: День Мёртвых мексиканский праздник памяти умерших. День мёртвых (Вавилон 5) эпизод сериала Вавилон 5 1998 года. День мертвецов (фильм) фильм ужасов Джорджа Ромеро … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. День Мёртвых (значения). День мёртвых Сериал Вавилон 5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вампир (значения). Вампиры: День мёртвых Vampires: Los Muertos … Википедия

    День мертвецов (фильм, 1985) У этого термина существуют и другие значения, см. День мертвецов. День мертвецов Day of the Dead … Википедия

    День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые… … Википедия

    - (англ. Day of the Dead): День мертвецов (фильм, 1985) фильм ужасов, США, 1985 год. Режиссёр Джордж Ромеро. День мертвецов (фильм, 2008) фильм ужасов, США, 2008 год. Режиссёр Стив Майнер. См. также День мертвецов 2:… … Википедия

    День мертвецов Day of the Dead Жанр Фильм ужасов Режиссёр Джордж Ромеро Продюсер Ричард Рубинштейн … Википедия

Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

  1. Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а украшения всегда яркие и веселые.

    Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)

  2. День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей. А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.

    Мальчишки несут картонный гроб:)

    Яркие алтари на площади

  3. День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.

    Вечером зажигаются сотни свечей!

    С наступлением темноты празднества только начинаются

  4. Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) — изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.

    Фото с сайта www.queconque.com.mx

    Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых

  5. А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.

    Черепа есть на каждом алтаре

    А на некоторых даже скелеты:)

  6. А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!

    Фото с сайта www.escapehere.com

    Яркий алтарь в центре города

    Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля

    Каждый алтарь уникален и сделан вручную

  7. Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы.

    Фото с сайта www.negocilibre.com

    Детям очень нравится рассматривать яркие декорации

  8. Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

    Маргаритки на главной площади города

    Пожилые американки в костюмах Катрины

    Для украшения используются живые цветы

    Последние штрихи

    Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший

    Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах и вечеринки у бассейна.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама