THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В городе Поронайске на берегу залива Терпения с 21 по 22 июня 2014 года состоялся ежегодный праздник — обряд коренных малочисленных народов Сахалина «Кормление духа — хозяина моря».
Обряд, корни которого уходят в глубокую древность, совершили старейшины Минато Сюрико (Людмила Хомовна) и Осава Алексей.

Кормление духа моря

Добрым знаком того, что духи приняли жертву, стало появление Солнца после дождливой погоды. Гости и участники праздника радовались хорошему дню и с энтузиазмом состязались в конкурсах: «национальная кухня», «прыжки через нарты», «стрельба из лука», «национальная борьба». В конкурсной программе праздника приняли участие 6 команд из муниципальных образований Сахалинской области (36 участников).

Кормление огня

Сотрудники Сахалинского областного краеведческого музея выступали в составе делегации от города Южно-Сахалинска. О. Ф. Соловьёва участвовала в номинациях «лучшее мини-жилище», «ловля „оленя“ с помощью маута», а также в дефиле национальной одежды. Е. В. Майнагашева была членом судейской коллегии.

Участники мероприятия из шести районов области

Победителями в общекомандном зачёте стали хозяева мероприятия — коренные поронайцы. Второе и третье места поделили между собой Тымовский и Охинский городские округа. Почётное четвёртое место заняла команда из города Южно-Сахалинска.
Все команды получили памятные призы и договорились встретиться через год, чтобы определить сильнейшего.

Благодарим всех организаторов праздника!

Национальная борьба

Прыжки через нарты

Ловля оленя с помощью маута

В ожидании дефиле

Выход в море на шлюпках

Старейшины Поронайского района

Дегустация национальных блюд

Материал подготовил: заведующий сектором передвижных выставок Е. В. Майнагашева.
Фотографии: Ю. В. Китагава, О. Ф. Соловьёва.

Праздник- обряд кормления духа хозяина моря

Шулунова С.В.

Земля нивхов со всех сторон омывается «голубым континентом», их земля на материке находится в бассейне великой реки Амур и многочисленных ее притоках, а также озер. На востоке нивхскую землю омывает Охотское море. Это обстоятельство нашло отражение в мировоззрении нивхов и их древней духовной культуре. Вода у нивхов также одухотворена. В местах горных источников, по представлениям нивхов, живет хозяин (хозяйка) горного источника, а на дне Охотского моря и Тихого океана - седовласый хозяин моря, которого нивхи называют тол-ыз. В мифологии он известен как Тайр-надз. «Бог моря Тайр-надз живет на дне Охотского моря. Это глубокий старик с седой бородой, который живет со своей старухой в подводной юрте. В юрте масса ящиков с самой разнообразной икрой, которую он время от времени пригоршнями бросает в море. Это он в определенное время посылает несметные отряды лососей, без которых жизнь гиляка была бы невозможна; это он рассылает касаток наводить порядок в морях и гнать навстречу гиляку всяких зверей морских».

Среди нивхов распространены предания, в которых описывается жизнь в морской пучине. Морем, как говорится в мифологии, управляет семья седовласого старика. Нередко в голодные годы, особенно в годы плохих промыслов рыбы, нивхи отправлялись на поклон к хозяину воды/моря и показывали ему хвосты сушеной рыбы. Так они «сообщали» о том, что голодают.

В преданиях есть немало описаний, как нивхи добирались до хозяина воды. В плохие промысловые годы нивхи решались отправить в дальнее путешествие к хозяину воды кого-нибудь из молодых людей, сильного и выносливого, знающего дорогу. При встрече с «хозяином воды» посланец излагал просьбу своих сородичей и соплеменников послать им рыбу и позволить добывать ее в нужном количестве. Выслушав посланца, «хозяин воды» с пониманием относился к просьбе людей, всегда принимал гостя, угощал его и беседовал с ним, во время разговора расспрашивал о жизни людей и выяснял подробно их нужды. Затем провожал гостя домой, брал горсть икры разных рыб и бросал вслед за гостем. Икра превращалась в косяки рыб и устремлялась к реке, на побережьях которой живут нивхи. Таким образом нивхи обеспечивали хорошие промыслы и средства для существования.

В свою очередь, нивхи дважды в год устраивали большие ритуальные праздники «кормления» воды: весной во время вскрытия реки и морских побережий ото льда и глубокой осенью перед самым становлением льда на реках и на море. Люди тщательно и серьезно подходили к этому празднику, готовили ритуальные блюда: мось - студень из рыбных кож и ягод, разные ягоды с рыбьим жиром, юколу - вяленую сушеную рыбу, табак, съедобные травы и т.д. Всю еду клали в специальные блюда в форме рыб разных пород, морских зверей, водоплавающих, птицы-гагары. Каждая семейно-родовая группа на своем берегу устраивала «кормление», бросая в воду пищу из этой посуды. Оставшуюся еду и посуду уносили домой, и каждого члена семьи обязательно угощали ритуальной едой. Угощали этой едой и членов других родов. Но так как большинство нивхских семей были малочисленными и в них жили представители родственных семей, то все семьи совместно устраивали праздники «кормления» воды - «тол ардъ». Ритуальную посуду хранили старейшие нивхи в амбарах. Ее использовали только на празднике «кормления» воды.

В повседневной жизни нивхи устраивали «кормление» воды во время плавания по реке, бросая табак или еду, приговаривая «Тол-ыза нъын намагур хумгуя, колавтилыгыр вигуя» - «Хозяин воды, позволь нам хорошо жить и без болезни ездить».

ОДЕЖДА и обувь

Одежду и обувь народы Севера изготавливают из: шкуры оленей, диких зверей, собак, птиц, кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров.

ЖИЛИЩЕ. Жилища народов Севера могут быть – деревянные (из бревен, досок, ветвей), из костей морских животных, а также крытые оленьими шкурами.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В Якутии и сегодня в каждой местности почитаются такие деревья, а жители выполняют обряды поклонения. Как считают местные жители, лес – это живой дом всех живых существ. В лесу нельзя кричать, шуметь, ругаться. Особенно строго до сих пор выполняются запреты располагаться на лесных дорогах и тропинках, разводить на них костры, засыпать на них, чтобы не загораживать путь духам.

Медвежий праздник

Самым важным для многих народов севера был культ медведя (поклонение).Поэтому многие амулеты выполнялись в образе медведя.На празднике играли на музыкальных инструментах, пели, плясали.

Кормление хозяина моря

И сейчас ежегодно проводится праздник – обряд «Кормление духа – хозяина моря.» Обряд проводят уважаемые люди- старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы.

У народов севера есть свои национальные песни, сказки, мы тоже в классе читали нанайскую сказку «Айога».

Народы Севера

Самые интересные праздники на которых можно познакомиться с историей и самобытной культурой народов нашей России. Конечно надо ездить на такие мероприятия. Много нового узнаешь не только о местности, где проходят праздники, но и о том как жили наши предки, их быт, традиции и фольклор.

Место проведения: хутор Кружилинский, Ростовская область. Проводится в первую декаду сентября.

На малой родине великого русского писателя Михаила Шолохова, на казачьем подворье Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова ежегодно проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоки» — это когда любую работу делают «всем миром». У каждого, кто примет участие в празднике, будет возможность увидеть увлекательную реконструкцию жизни казачьего хутора конца XIX — начала ХХ веков, испытать радость дружного совместного труда и отдыха, узнать много нового и интересного.
Посмотрев театрализованную композицию «Польска́я каша, или Сватовство в Кружилине», гости узнают, как молодой казак Андрей выбрал себе жену, примут участие в старинном обряде сватовства.
Главные герои праздника и их семьи покажут себя в деле, в крестьянском труде с использованием традиционных на Дону приёмов землепользования. Все желающие смогут подключиться к полевым и другим работам, продемонстрировать мастерство и навыки, которыми некогда славились наши предки, получат уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву, разных видов женского рукоделия, отведают казачьих разносолов, услышат народные казачьи песни.

«Кружилинские толоки» — это праздник крестьянского труда, праздник яркий, зрелищный, поющий, увлекательный и познавательный. Слово «толоки» — у казаков означало товарищескую помощь в сельских работах, стаpый добpый обычай безвозмездно помогать соседям. Обычно тот, для которого работали, угощал работников, и завершались толоки народным гулянием.

На празднике вы почувствуете атмосферу казачьего быта и встретитесь с героями шолоховских произведений. Здесь можно увидеть, как жили казаки 100 лет назад, и попробовать себя в роли домовитого хозяина, «вписать свою строку» в уникальный Роман под открытым небом. В художественно-этнографической композиции представлена реконструкция старинных казачьих обрядов и демонстрация традиционных приёмов землепользования на Дону. Желающие могут сами пахать землю плугом на быках, веять зерно грохотом, молоть муку жерновами, освоить кузнечное ремесло и искусство лозоплетения, научиться отбивать косу, плести рыбацкую сеть, расписывать деревянные ложки, делать корчажки из глины на гончарном кругу, выжигать узоры по дереву, сбивать масло маслобойкой, вязать крючком и на спицах, прясть на старинной прялке, печь блины и лепить вареники. В народном гулянии принимают участие лучшие фольклорные коллективы.

«Мир Сибири «

Фестиваль проходит в поселке. Шушенское Красноярский край, в июле месяце.

За многолетнюю историю фестиваль превратился в масштабное этническое пространство.В программе фестиваля несколько творческих площадок: Большая фестивальная площадка, Малая фестивальная площадка «Этнотехнопарк», Обрядовая площадка, «Город мастеров», «Этноинтерактив», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», парк семейного отдыха.

« МИР Сибири» – это не только музыка! Это масштабное этническое пространство, на котором каждый зритель может стать действующим лицом фестивальной жизни: знакомство с ремеслами, участие в этнических обрядах и действах, просмотры этнофильмов сразу нескольких кино- и видеофестивалей, народные театральные представления. Арт-проекты актуального искусства, органично вписанные в пространство фестиваля, докажут удивительную близость исконной культуры современному человеку.
Ремесленники и умельцы со всей России и зарубежных стран привозят в Шушенское лучшие образцы своего творчества. Лоскутные одеяла, необычные этнические украшения, редкие виды музыкальных инструментов, аксессуары ручной работы – здесь каждый желающий сможет купить произведение декоративно-прикладного искусства.

На фестивале можно послушать музыку на главной сцене, которая находится на стадионе. Здесь проходят концерты групп из России и зарубежных стран и днем и вечером. Много посетителей привлекает Город мастеров. где можно посмотреть и купить изделия ручной работы из разных материалов: дерева, бисера, кожи, меха и многого другого.Где можно также пройти мастер-классы по бисероплетению, плетению корзинок, шитью игрушек из фетра, плетению браслетов.
Достопримечательности рядом: Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего, государственный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», музей И. Ярыгина, природный парк «Ергаки», национальный парк «Шушенский бор».

Где можно разместиться на время праздника: Архитектурно-этнографический комплекс «Новая деревня», туркомплекс «Турист», база отдыха «Мираж», санаторий «Шушенский».

Самые дешевые билеты из Москвы в Красноярск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

«Кормление духа — хозяина моря»

Этот праздник-обряд кормления Духа-хозяина моря, проводится в июле перед летней путиной в Поронайске — городе Сахалинской области, в заливе Терпения.

Этот город ежегодно гостеприимно встречает представителей коренных малочисленных народов Севера и проводит этот обряд. Обряд проводится на берегу залива Терпения. Построена палео-деревня,воссоздающая быт местных народов, приглашает отведать свежую уху из горбуши полевая кухня, звучит народная музыка. Национальная борьба, прыжки через нарты, дефиле в национальных костюмах, игра на медвежьем бревне, варгане, кухня коренных народов Севера, «ловля оленя» (бросают маут на рога оленя), просто общение — всё это необычно и очень интересно.

Сам обряд «Кормление духа-хозяина моря» проводят уважаемые люди – старейшины из числа коренных народов Севера. Для его проведения специально изготавливают ритуальное блюдо, в него укладывают пищу, приготовленную для задабривания духов.
Суть обряда — старейшины (мужчина и женщина) просят «хозяев» стихий милости во время путины, ведь по народному мировосприятию Человек и Природа является единым целым, и они не могут «бороться» друг с другом. Заручившись поддержкой духов-хозяев с помощью кормления, подношение им человеческой пищи люди осуществляют профессиональные действия.
В программе: игрища, детские и взрослые национальные спортивные игры, выступление национальных творческих коллективов, дегустация блюд национальных кухонь.

На выставке-продаже, проводимой в ходе можно будет купить изделия национального декоративно-прикладного творчества.

Самые дешевые билеты из Москвы в Южно-Сахалинск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров»

Международный кузнечный фестиваль «Кузюки. Город мастеров» проходит летом, в июле, в городе Златоусте Челябинской области.

Цель проекта: пропаганда и возрождение исконных уральских народных промыслов: кузнечного ремесла, оружейного дела, гравюры на металле. Девиз мероприятия: мужчина – кузнец семейного счастья, женщина – хранительница очага, дети – яркие и горячие искры семейного очага.

В течение всего времени работы фестиваля посетители смогут посмотреть и научиться художественной ковке, выплавке тигельных сталей, ковке и формовке клинков, изготовлению ножей, ковке дамаска, гравюре на стали и многому другому.

Формат фестиваля — создание города-мечты, города мастеров, где показаны традиционные для Златоуста ремесла и производства. Для гостей — возможность прикоснуться к производственной и культурной деятельности города, узнать историю и традиции города.

Фестиваль русского чая в Меховицах

В июле в селе Меховицы Савинского района Ивановской области проходит Фестиваль русского чая.

Настоящий русский чай из всевозможных трав и мастер-классы по приготовлению чайных сборов, имбирные пряники и ярмарка сладостей, выставка самоваров и даже костромская Снегурочка – радовали гостей на празднике, который традиционно растянулся на все выходные.

Издревле наши предки заваривали кипрей — Иван-чай. Этот напиток имеет множество преимуществ перед черными и зелеными чаями. И за хорошим фиточаем далеко ездить не нужно. Ивановские торговые марки «Чайная трапеза» и «Фито-леди» на протяжении всех выходных делились секретами травяного дела. Есть, чем гордиться ивановской земле! Ведь главная цель фестиваля — сохранение национальных традиций.

Для тех, кто приехал отдохнуть на празднике есть много развлечений. Одно из них — русские карусели без автоматики, ведь механизм приводится в действие своими руками. Для барышень умеющих петь, плясать, готовить и шить. проходит конкурс «Красавица фестиваля». Десятки сильных мужчин разных возрастов поучаствовали в силовом турнире от секции гиревого спорта города Иваново. Это исконно русский спорт, показывающий удаль молодецкую. В конкурсе частушек и гармонистов победителей назвало народное жюри. Здесь можно было поучаствовать в конкурсе на скоростное поедание торта «Медовик», да и просто отведать гречневую кашу из полевой кухни.

Много здесь развлечений для детей, основанных исключительно на фольклоре и странных русских традициях. Например, викторина на знание старославянских слов и имен, обучающая игра «Секреты трав».
Гости праздника могут не только приобрести готовые с увениры на чайную тему, но и сделать их собственными руками. На празднике работает мастер-класс по изготовлению бумажных открыток на чайную тему; из соленого теста желающие могут сделать мини-чашечки, а в технике лаковой миниатюры Палеха – брошку с самоваром. Также работают мастер-классы по изготовлению цветов из фоамирана, «чайного тюльпана», лозоплетению.

«Атмановские кулачки»

«Атмановские кулАчки» – это аутентичные традиционные игры русского народа, проходящие ежегодно в августе месяце, в месте их исконного бытования: в селе Атманов Угол, Сосновского района, Тамбовской области на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы.

Ядром праздника, как и раньше, являются большие кулАчки (кулачный бой стенка-на-стенку), проходящие по народным правилам, и курагодное гулянье боярское колесо, в рамках которого проходят состязания гармонистов, плясунов и плясуний и прибасников и прибасниц (исполнителей частушек). Помимо этого в программу игр включены соревнования в дисциплинах русского этноспорта и состязания в исконных забавах.

«Атмановские кулАчки» стали исторической основой для возрождения цикла игр русского народа. Сегодня, в рамах проекта «Русские игры», возрождены и регулярно проводятся традиционные игры на Святки, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу и др.

Из истории села Атманов Угол.

Село Атманов Угол основано в 1648 году на реке Челновой, выходцами из шацких сёл Алгамасово и Берёзово, во главе с Саввой Отмановым. Позднее за ватагой удальцов двинулась основная масса переселенцев. Переселенцы принесли с собой древнюю систему военно-физического воспитания и контроля уровня боевой подготовки населения, сложившуюся у русских в глубокой древности. В её основе — коллективные кулачные бои, характеризующиеся общинным характером демонстрации силы и удали, объединением мужчин на военизированной основе, возрастной иерархией и определенной ролью каждой возрастной группы в боевой игре, строгими правилами поведения бойцов, символичностью битвы.

Традиционные игры – этнокультурные традиции публичных состязаний – исконных забав, имевших место во время массовых сходов, приуроченных к календарным праздникам или религиозным обрядам; как правило, устраиваются в местах, связанных с историей и культурой коренных народов; они формируют телесное и духовное выражение адаптации человека к природной и историко-культурной среде. Понятие «традиционные игры» широко используется в мире и включает в себя многообразие традиционных видов физической активности.

«Атмановские кулачки» — это праздник, благодаря которому возрождаются народные традиции. Сегодня старинные правила боя в селе Атманов Угол соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать этнокультурную среду, тот сценарий престольного праздника, который сложился исторически

Как видим — есть большое разнообразие праздников, проводимых в России. И это еще не все…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама