THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Духовный стих (худ. Анастасия Ермакова)

Духовные стихи звучат из глубины веков. У каждого двунадесятого праздника и дней памяти некоторых святых есть свой неповторимый духовный стих. Также духовные стихи распевали в Великий пост. Сейчас после церковной службы иногда можно услышать, как их исполняют некоторые благочестивые прихожане. Как вообще сегодня живет духовный стих? Рассказывает кандидат искусствоведения, исполнитель духовных стихов, автор ряда учебных программ для музыкальных училищ Полина Терентьева.

Наследие Крещения Руси

– Полина Владимировна, что такое духовные стихи?

– Дать определение духовным стихам не так просто, существуют разные интерпретации этого понятия. В Большой советской энциклопедии духовными стихами названы «Старинные эпические и лирические народные песни религиозного содержания; одна из форм народного творчества русского, украинского и белорусского народов». Но под такое определение не попадают, например, монастырские покаянные духовные стихи, которые не являются народными, их можно скорее назвать элитарным авторским творчеством, или прочно вошедшие в народный репертуар и, по сути ставшие народными, песни на авторские стихи или даже на авторскую мелодию. Я склонна расширять это понятие, рассматривать духовные стихи не как один жанр, а как целую группу различных жанров, сформировавшихся в разных исторических и географических условиях и объединённых религиозной тематикой: это и крестьянские духовные стихи, в которых могут появляться сельскохозяйственные детали, это поздние городские духовные стихи романсового склада, и стихи, которые создавались в монастырях и были похожи на стихиры знаменного распева, и стихи книжных людей XVIII столетия, и довольно поздние старообрядческие духовные стихи со своей особой тематикой (например, боярыня Морозова, Аввакум).

Ранняя русская лирика. Текстовая версия концерта-лекции. «Сей стих о любви». Исполняет :

– Какие песни самые древние?
– Видимо, духовные стихи появились после Крещения Руси, в X веке. Но письменно, конечно, они не были зафиксированы. По косвенным свидетельствам, первыми исполнителями стали калики перехожие. О них мы узнаём из их же произведений, дошедших до XIX столетия в устной форме. Есть, например, былина «Сорок калик со каликою», в которой рассказывается о паломничествах калик:

«А идтить нам, братцы, дорога неближняя,
Идти будет ко городу Иерусалиму,
Святой святыне помолитися,
Господню гробу приложитися,
Во Ердань-реке искупатися,
Нетленною ризой утеретися;»

О своеобразном моральном кодексе этих людей:

«А в том-то ведь заповедь положена:
Кто украдет, или кто солжет,
Али кто пустится на женский блуд,
Не скажет большему атаману,
Атаман про то дело проведает,
Едина оставить во чистом поле
И окопать по плеча во сыру землю».

Caligae – очень прочная обувь, которую носили римские легионеры и паломники

А также о том, что они в пути исполняли духовные песнопения. Скорее всего, они были служителями Церкви, пономарями, дьяконами. Название Калика происходит не от слова Калека , как стали трактовать гораздо позднее, а от латинского слова caligae – очень прочная обувь, которую носили римские легионеры, и которая позволяла совершать большие пешие переходы. Такую обувь носили также и паломники. Поэтому каликами могли быть сильные и выносливые мужчины, которые ходили из города в город по святым местам, приносили на Русь святыни из далёких странствий, даже из самого Иерусалима. Наиболее древний пласт – это старины – стихи, очень близкие былинам, которые сохранились на Севере. Их основные сюжеты – о Георгии Победоносце, о его мучениях и о спасении царевны; о Фёдоре Тироне, об Алексии, человеке Божием.

Очень почитался на Руси Георгий Победоносец.

Вот фрагмент стиха о его мучениях:

Приказал Демьян ещё светого Егорья во пилы пилить
Во пилы пилить, да в топоры рубить.
А светого Егорья да не берут пилы
Не берут пилы, да не берут топоры:
Все ломаютсы да исщёрбаютсы
А на то Демьян ещё осержаетсы
Осержаетсы да разбалуетсы

Приведу в пример фрагмент духовного стиха о Фёдоре Тироне:

В славном граде в Русалимове ой
жил себе царь Константин Саулович.
наступает царь июдейския ой
со силою со жидовскою.
от его силы июдейския ой
прилетала калена стрела.
царь Константин Саулович ой
подымал он калену стрелу.

прочитал ярлыки скорописныя ой
и возговорил таковы слова.
господа вы бояры богатыя ой
христиане православныя.
да и кто у вас выберется ой
сопротив царя июдейскаго.
да ни кто не выбирается ой
старый прячется за малого.
выходило его чадо милое ой
млад человек Фёдор Тиронов.

Также один из древнейших сюжетов – духовный стих о Голубиной книге. Голубиная книга – очень емкое произведение о начале мироздания, в котором рассказывается, как появилась Луна и солнце, человек, животные. В этом тексте тесно переплетаются христианские и языческие элементы.

Иерусалим-город городам мати –
Он стоит тот город середи земли.
Середи земли что не пуп земли.
А во том во граде в Иерусалиме
Стоит церковь соборная, богомольная.
Во той во церкви соборной
Стоит гробница белокаменная.
А в той гробнице белокаменной
Почивают ризы самого Христа,
Самого Христа – Царя Небеснаго.
Потому та церковь всем церквям мати.
Иордань-река всем рекам мати –
Окрестился в ней сам Исус Христос.
Потому Иордань-река всем рекам мати.
Фавор-гора всем горам мати –
Потому Фавор-гора всем горам мати,
Преобразился на ней сам Исус Христос,
Показался Он во славе ученикам своим.
Кипарис-древо всем древам мати –
На нём распят был Исус Христос.
А плакун-трава всем травам мати –
Когда распят был Исус Христос
Тут восплакала Матерь Божья
И ранила слезу на сыру-землю,
Вырастала тут плакун-трава.

Песня. Варвара Котова (худ. Анастасия Ермакова)

– Какие существуют постовые духовные стихи?
– Ряд духовных стихов повествует о событиях Великого Поста, а также подготовительных недель. В простых и понятных всем образах они раскрывают духовный смысл переживаемых Церковью событий. Вот фрагмент духовного стиха о блудном сыне, стих этот напоминает нам о Божием милосердии и всепрощении:

Человек некто богатый
имел он у себя два сына
и рече юнейший сын отцу
отче, даждь ми часть от богатства. (…)
Расточив богатства и дары
данны от отеческой славы
грех блудный изволил имети
как в темнице тёмной сидети. (…)

Видит отец сына грядуща
умиленный разум имуща
и тек падши на его выю:
«не тужи, аз грех твой омыю».

В стихах о Страшном Суде, в которых, напротив, Господь предстаёт грозным Судиёй, говорится о неотвратимости возмездия за грехи, и о неподкупности последнего Суда:

Протекала с утрика мати огненна река
Да и шли к той реке три души грешных рабы.
Они спрашивали перевощичка.
Кто бы кто бы перевёз на ту сторону?
На ту сторону к раю Господнему.
Вы не в час души пришли и не во время.
А вси райския двери затвореныя.
А у райских у дверей судьи праведныя.
Они судят по правде по истинной.
Не берут они злата-серебра
Никакого камушка драгоценного.
Да и шли три души горько плакали…

Пожалуй, один из самых древних стихов – об изгнании Адама из Рая. Его первые записи относятся к концу XV века и вырастает он из стихиры, исполняемой в храмах в Прощёное Воскресенье: «Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдаяи плакаше: Увы мне, увы мне! Раю мой Раю, мой прекрасный мой Раю! Прелестию лукавою увещанну, окрадену и славы удаленну. Увы мне, увы мне! Раю мой Раю, прекрасный мой Раю! Уже к тому твоея пищи не насыщуся, ктому не узрю Спаса и Содетеля. В землю пойду от нея же взят бых. Господи, Господи, помилуй мя, падшаго! ».

«Седе Адам» исполняет :

Текст монастырского стиха XVI века «Восплачи, яко Петр»

Текст монастырского стиха XVI века «Восплачи, яко Петр» , по-видимому, отталкивается от тропаря Великого покаянного канона Андрея Критского (среда, песнь 8): «Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя, яко же Петр, плачу горце; ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда ханааныни ».

Вот для сравнения текст духовного стиха: «Восплачи, яко Петр, восстени, яко мытарь, прибегни, яко сын блудный, умилися, яко Ахав, прослезися, яко блудница, зови, яко хананея, предстой, яко вдовица, молися яко Иезекия, смирися, яко Манассия. Аще тако молишися, приимет благий Господь молитву твою, яко мати младенца ».

Духовный стих «Восплачи, яко Петр» исполняет

Псальма о Кресте Господнем могла исполняться в Крестопоклонную неделю:

Молитвенник (худ. Анастасия Ермакова)

Крест тяжелый путь далекий,
Сам Господь его поднял.
Нес Он с трудностью великой,
Посреди пути упал.

Посреди пути упал Он,
Никто руку не подал.
Сам Отец его Небесный
Человека в помощь дал.

То был Симон земледелец,
Он Господний Крест понес.
Он был к Господу пришелец,
И пролил немало слез.

А вот фрагмент стиха о Марии Египетской, которую мы вспоминаем на пятой неделе Поста, в нём проводится мысль о том, что искреннее покаяние может превратить человека из великого грешника в святого:

Старец (худ. Анастасия Ермакова)

Видит старец молящую,
Молящую, трудящую,
на камени стоящую.
Власы у неё до сырой земли,
тело у неё – дубовая кора,
Лицо у неё что сажа черно. (…)
А и тут жена просветилася,
Видом ангельским старцу открылася
И велела она поминать её,
Величати Марией Египетской.

«Богородица Богу молится». Исполняют Полина Терентьева и Варвара Котова :

Стих XVIII века «В неделю цветную» повествует о событиях Вербного воскресенья и Лазаревой субботы:

Радуйся зело дщи сионя
Се Царь твой возседый на коня
Софония вопиет,
Захария глаголет
Владыце, Владыце,
сретше падите
и принесите
днесь ваия финика
по нем грядет Владыка
Владыка, Владыка. (…)
Всяческая создавыи дланию
Вчера пришед Христос в Вифанию
И Лазаря воскреси
во едином словеси
смердяща, смердяща.
сестры сретаху
горце рыдаху:
«Аще бы Ты зде пребыл
то бы брат наш жив бы был
нам зрящим, нам зрящим».

«Окиян-море» стих о Страстях, исполняет Варвара Котова :

Самое большое внимание в стихах Великопостного периода, конечно же, уделяется Страстям Христовым. И наиболее часто они передаются через образ страдания Богородицы при Кресте:

Не плачь не плачь, Мати Мария,
Не плачь, не плачь, Пресвятая.
Да как же Мне да не плакати,
Мово Сына жиды взяли.
Жиды взяли да и распяли,
Терновый венец на голову клали,
Вином с желчию его причащали.
Не плачь, не плачь Мати Мария,
Не плачь, не плачь, Пресвятая,
Той Сын тридневен, да и воскреснет.
Вознесется да со славою,
Ему песнь запоют иже херувимску
Аллилуия, Слава Тебе, Боже.
Аллилуия, Богу Слава.

В довольно позднем стихе о Страстной неделе так рассказывается о последних днях земной жизни Спасителя:

На Страстной было неделе
Собралися фарисеи
Они думали-гадали
За Христом всё догоняли,
Они гнали – не догнали,
Только след его видали.
А в четверг Его поймали,
А в пятницу распинали,
А в субботу хоронили,
В воскресенье – Христос воскрес.

«Да на Ердане» стих о страданиях Христа. Исполняет анс. «Узорика»: Варвара Котова, Марфа Семёнова, Полина Терентьева :

От калик к калекам

– Как развивалась традиция в ХХ веке?

Слепой кобзарь (лирник)

– В ХХ веке духовные стихи исполнялись в русской деревне. Существует множество замечательных экспедиционных записей. В первой трети века продолжалась традиция калик перехожих, которую подхватили слепые певцы-лирники, отчего, возможно, и произошло такое смешение понятий, превращение калИк в калЕк. Также возникла интересная и парадоксальная традиция, когда духовные стихи о расставании души с телом стали исполняться на поминках. Связано это с исторической ситуацией. Церкви были закрыты, и, чтобы хоть как-то проститься с усопшим, его близкие, друзья и родственники, пели скорбные духовные стихи. Парадоксальность заключается в том, что сюжет этих песен был обращен не к усопшему, а к живущим людям. Именно им звучало предупреждение, что за всякий грех следует воздаяние. В 95 процентах таких стихов душа умершего попадает в ад. Теперь представим, что таким способом, рассказывая о грешной душе, что попадает в ад, мы отпеваем любимого, дорогого нам человека. Но других способов не было. Со временем появились стихи (их совсем немного), в которых душа пойдет в рай:

Ты не бось, не бось душенька умоленная
Ты на вольном свете жила, Богу молилася
Ты нагих, душенька, одевала
Ты босых, душенька, обувала
Ты и алчущих накормила
Ты и жаждущих напоила
Да и странных в дом вводила.

Однако это поздний сюжет, попытка приспособить духовный стих к обряду прощания с умершим.

Стих «По лугам трава» (Смоленская область) — это стих о расставании души с телом. Исполняют Варвара Котова и Полина Терентьева :

Сказитель (худ. Анастасия Ермакова)

– Духовные стихи пели именно в деревнях или в городах тоже иногда?
– Духовные стихи звучали и сохранялись больше в деревнях, где община более замкнутая, люди всю жизнь поют вместе. В городе это невозможно, поскольку жители, не привязанные к земле, чаще переезжают с места на место, население довольно сильно «перемешивается», что не даёт возможности сохранить традицию. Однако в XVIII столетии среди горожан было принято распевать Канты (от латинского слова canto – петь) – трёхголосные простые песнопения куплетной формы, которые стали предшественниками романсов. Существовали канты духовного содержания. Затем в городах возникали свои, особые духовные стихи, которые более похожи на городскую песню-романс. Это, конечно, довольно поздний пласт духовных стихов, в основном XIX век, или даже ближе к его концу.

– А какие еще были обычаи?

– Особая традиция существует в старообрядческих общинах, например у некоторых беспоповцев, которые не признавали брак, так как не было священников, которые могли бы совершить это таинство. Поэтому люди, создавшие семью, переставали быть членами Церкви. Они не могли ходить в храм, причащаться. А так называемые соборные люди (дети и старики, не жившие семейной жизнью, которые участвовали в церковной службе) не могли петь мирских песен, а исполняли только духовные стихи.

– Какие песни чаще исполняются в наши дни?
– Сложно однозначно ответить на этот вопрос, но я думаю, что сейчас в концертной практике чаще звучат духовные стихи о расставании души с телом. По-видимому, это связано с тем, что именно их пели на отпеваниях, когда не могли выполнить церковное поминовение. От этого такие стихи всегда были свежи в памяти и в большом количестве были записаны этнографами. Вот общая сюжетная канва, по которой строились такие песнопения. Прилетают пчелы или голуби, или ангелы, или шли монашки, или старцы (тут вариантов очень много) и у них спрашивают (иногда спрашивает Богородица или Иисус Христос): «Где вы были?» Те отвечают, что были там-то (например, в Иерусалиме) и что видели, а видели они как душа с телом расставалась. И дальше передаётся монолог души, которая упрекает тело за то, что оно много ело, в храм не ходило, свечи восковые не ставило. Поклоны земные не клало. Итог стиха, как правило, не утешителен: «Тебе тело спокойно лежать, а мне, душе, пред Богом встать и за все отвечать ».

Да у той церкви золотой престол
На престоле том – Божья Матушка
Она чтит книгу Явангелия
Прилетали к ней да два ангела
Да два ангела, два архангела
– Вы игде были, што видали?
– Да мы видели как душа с телом расставалася.
Расставалася, распрощалася.
А тебе, тельцу спокойно лежать,
А мне, душе, перед Богом стать
Перед Богом стать, ответ держать.
Что же ты, тело много ело
По воскресным дням в храм не хаживало
Восковых свечей ты не ставило.

Как тебе, душа, в огне гореть
В огне гореть, в пламя сидеть
А мне, тельцу к червям пойтить.

Русский рисованный лубок. Из собрания Государственного Исторического музея. Стих порицающий пьянство. Конец XIX - начало XX в.

Однако такой репертуарный «перекос», как мне кажется, это именно следствие безбожных лет в нашей истории. На самом деле, в целом, духовные стихи подчиняются тем же законам, что и богослужебные песнопения, то есть определённые песнопения исполняются в определённое время богослужебного календаря. На Рождество поются христославия и колядки, во время Поста – стихи покаянного характера и те стихи, которые сюжетно связаны с событиями, воспоминаемыми в это время. На Пасху звучат волочёбные песни (называются они так от слова «волочиться», которые часто встречается в этих песнях: «а мы шли-брели, волочилися»). На любой двунадесятый праздник также есть духовные стихи и канты. Конечно же, есть стихи различным святым, которые уместно петь в дни их памяти. Есть даже стихи, исполняемые на свадьбах, называются они «брачные».

– Как правильно исполнять духовные стихи? Наверное, их нужно петь как-то по-особому, не так, как обычные народные песни?
– Россия огромна, манера исполнения духовных стихов достаточно вариативна. Самое главное в них – это содержание, а как оно будет исполнено – это уже второй вопрос. В народных песнях исполнение часто не менее важно, чем содержание. Вспомним народные песни на заклинание дождя. Их поют очень громко, чтобы резонанс от голоса дошел до небес, вызывая, тем самым вполне физические колебания в атмосфере. Основная тенденция, которая существует сейчас, предполагает, что духовные стихи должны петься не громко, потому что, в отличие от народных песен, звучащих на открытом пространстве, на природе, духовные стихи, как правило, поются в помещении. Однако встречаются записи, где стихи звучат в полный голос. Таким образом, невозможно однозначно утверждать, как именно надо петь духовные стихи. Думается, их надо петь, согласовываясь со своим внутренним эстетическим и религиозным чутьем.

– Нередко духовные стихи звучат в сопровождении музыкальных инструментов. Каких именно?

– Изначально исполнение стихов не сопровождалось музыкальными инструментами. Такой вариант всегда был предпочтительным, хотя в некоторых случаях использовались инструменты. Например, колесная лира. Этот инструмент пришел к нам из Европы через Польшу и Украину. С Украины лиры попадали на Юг России (например, в Брянскую область), правда, достаточно поздно, в конце XVII века. Причём, попав к нам, этот инструмент кардинально поменял своё назначение: в Европе под колесную лиру больше танцевали, а у нас лирники считали зазорным играть на танцах, они использовали этот инструмент именно для аккомпанирования духовным стихам и псальмам. Интересно, что моральный авторитет лирника был очень велик. Считалось, что послушать лирника было равносильным молитве. Лирников, которые были нищими бродячими музыкантами, никогда не смешивали с попрошайками, исполнявшими простенькие песенки. Искусство лирника очень уважалось, не смотря на низкое социальное положение певца.

– А гусли?
– С гуслями ещё сложнее. Гусли – это северный вариант балалайки. Под них пели песни, частушки, но никак не такой самоуглублённый жанр, как духовные стихи. Ученые сомневаются: могли ли исполняться под гусли былины? Видимо, нет. Однако в ХХ веке возникла традиция исполнения под гусли былин и некоторых эпических песен, а также духовных стихов. Более того, манера игры на гуслях была утрачена к началу ХХ века, и сейчас её восстанавливают. Исследователи пришли к выводу, что традиционная манера игры на гуслях была именно боем, а не перебором, к которому мы привыкли сейчас.

Страшный суд в мажоре

– Я слышала духовную песню о Страшном суде, которая исполнялась радостно и даже весело. Это неожиданно! Ведь говорилось про страшные мучения, что ожидают душу…
– У нас существует упрощенное восприятие музыки: радостное – обязательно в мажоре, а грустное – в миноре. Но музыкальные средства выразительности более разнообразны. Иногда парадоксальное сочетание дает больший эмоциональный всплеск. Зачастую песни трагичные поются легко, свободно и непринужденно. Восприятие страшного события передается без паники, без усиленных эмоций, что создает в песне особое надмирное спокойствие.

– Жива ли древняя песенная традиция сегодня?
– Мы можем судить об этом только по фольклорным записям. В них, конечно, представлена традиция XIX века, и не ранее того, поскольку традиция не бывает застывшей. Даже в тех случаях, когда люди настроены консервативно и говорят, что поют точно так же, как пели их прадеды – это не совсем верно. Меняется историческая ситуация, сам воздух времени становится другим, и люди уже не могут петь по-прежнему, в старой манере. Навсегда остаться в прошлом не возможно. С этой точки зрения интересно сравнить записи, сделанные до революции и после неё. Голоса звучат по-разному. Это связано с тем, что до революции у людей было иное внутреннее состояние, а после всех страшных событий в голосах появляется какой-то новый, не свойственный более ранним записям, надрыв.

– Где в Москве можно послушать духовные стихи?
– Сейчас духовные стихи входят в репертуар практически всех народных ансамблей этнографического направления. Среди исполнителей могу назвать ансамбли «Казачий круг», «Ансамбль Покровского», «Дербеневка», «Веретёнце», «Сирин», «Узорика», а также солистов – Сергей Старостин, Андрей Котов, Дмитрий Парамонов, Таисия Краснопевцева, Варвара Котова. Конечно же, я назвала далеко не всех, заранее прошу прощения у тех, кого не перечислила. Я исполняю духовные стихи не только сольно, но и в составе ансамблей «Сирин» и «Узорика», а также дуэтом с Варварой Котовой. Также хочется упомянуть студию ансамбля «Сирин» при храме Св. Николая в Котельниках, это подворье Чешских земель и Словакии. Участники этой студии разучивают духовные стихи с артистами ансамбля «Сирин» и регулярно выступают с концертами.

Информационная справка:

– кандидат искусствоведения, автор ряда учебных программ для музыкального училища, в числе которых «История русской духовной музыки». Выполняет расшифровки и реконструкции древнерусских песнопений крюковой нотации. Выступает как исполнитель русских духовных стихов, некоторые из них звучат в сопровождении колёсной лиры и гуслей. Лауреат фестиваля «Серебряная псалтырь» (1 место в номинации «русский духовный стих», 2009 г.).

Анастасия Чернова


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Ученые обнаружили закономерность, исследовав около трех миллионов случаев естественной смерти.

Оказалось, женщины чаще умирают именно в неделю, которая следует после дня рождения.

Мужчины, напротив, чаще умирают незадолго до даты своего рождения.

По мнению доктора Дэвида Филипса, такой праздник для мужчины - что-то вроде подведения итогов, когда он подсознательно решает, а стоит ли ему переступить еще одну межу.

У женщин же после праздника наступают расслабление и психологическая депрессия.

Эффект свечения биологических объектов в электромагнитных полях высокой напряженности известен более двух столетий.

Но широкую известность метод приобрел в 1930-х годах благодаря супругам Кирлиан.

А в 1996 году Петербургском университете информационных технологий был создан прибор, с помощью которого можно наблюдать свечение энергетического поля человека при жизни и даже после смерти.

Идея была проста - если мы видим распределение энергии в живом теле, то должны увидеть и как она угасает после смерти, как происходит переход от живой материи к косной.

И вот к каким выводам пришли ученые:

1. Смерть от старости

В этих случаях жизненный цикл естественно завершен. Душа спокойно покидает свою оболочку. Но не сразу. Еще сутки остается она в физическом теле. Около 16 часов после смерти мы видим на приборах колебания, которые вздымаются пиком вверх или, наоборот, резко падают. И, наконец, затухают.

2. Смерть случайная

Жизненный путь до конца не пройден. И душа не хочет расстаться с телом. Она мечется 48 часов. Потом свечение резко гаснет. И плоть светится ровно и тускло, как светится муляж из резины.

3. Смерть в результате самоубийства

Эфирное тело крепко связано с физическим. Прекращение жизни для него - неожиданность, стечение обстоятельств и неудач. Тонкое тело не готово внезапно покинуть физическое вместилище, где мучилось и боролось. И почти трое суток приборы фиксируют всплески энергии. Чем более взбудоражены чувства человека перед смертью, тем труднее отлететь эфирному двойнику.

4. Смерть внезапная в результате несчастного случая

В первые четыре часа после смерти на приборах виден узкий тонкий пик, еще через три - звездообразные выбросы свечения, будто россыпь снежинок. Будто энергия фонтаном покидает прорванную оболочку. Тонкому телу нужны сутки, чтобы окончательно распроститься с телом физическим.

Вопрос конечно многим очень интересный, и на него существуют два наиболее популяные взгяда: научный и религиозный.

С точки зрения религии

С точки зрения науки

Душа человека бессмертна Нет ничего, кроме физической оболочки
После смерти человека ожидает рай или ад, в зависимости от его поступков при жизнени Смерть - это конец, избежать или значительно продлить жизнь невозможно
Бессмертие гарантированно каждому, вопрос только в том, будут ли это вечные наслаждения или нескончаемые муки Единственный вид бессмертия, который вы можете получить - в своих детях. Генетическое продолжение
Земная жизнь является лишь краткой прелюдией к бесконечному существованию Жизнь - все, что у вас есть и именно ее следует ценить больше всего
  • - лучший оберег от сглаза и порчи!

Что происходит с душой после смерти?

Этот вопрос интересует многих людей, и сейчас в России даже существует институт, который пытается замерять душу, взвесить и заснять ее на камеру. Но в Ведах описано, что душа неизмерима, она вечна и всегда существующая, и равна одной десятитысячной кончика волоса, то есть очень маленькая. Практически ее невозможно измерить никакими материальными инструментами. Сами подумайте, как можно измерять нематериальное материальными приборами? Это загадка для людей, тайна.

Веды говорят, что тоннель, который описывают люди, пережившие клиническую смерть - это не что иное, как канал в нашем теле. В нашем теле существует 9 основных отверстий - уши, глаза, ноздри, пупок, анус, гениталии. В голове находится канал, который называется сушумна, его можно почувствовать - если закроете уши, то услышите шум. Темечко так же является каналом, через которое может выйти душа. Она может выйти через любой из этих каналов. После смерти опытные люди могут определить, в какую сферу бытия отправилась душа. Если она вышла через рот, то душа возвращается снова на землю, если через левую ноздрю - в сторону луны, через правую - в сторону солнца, если через пупок - идет на планетные системы, которые находятся ниже Земли, а если через гениталии, то попадает в низшие миры. Так получилось, что я много видел в своей жизни умирающих людей, в частности смерть моего деда. В момент смерти он открыл рот, затем был большой выдох. Его душа вышла через рот. Таким образом жизненная сила вместе с душой уходит через эти каналы.

Куда уходят души умерших людей

После того, как душа покинула тело, на протяжении 40 дней она будет находиться в том месте, где жила. Бывает такое, что люди, после похорон чувствуют, что в доме кто-то присутствует. Если хотите ощутить состояние призрака, представьте себе, как вы едите мороженное в целлофановом пакете: есть возможности, но вы не можете ничего сделать, ни испытать вкуса, ни дотронуться ни к чему, не можете двигаться физически. Когда призрак смотрит в зеркало - он себя не видит, и чувствует шок. Отсюда обычай накрывать зеркала.

Первый день после смерти физического тела душа находится в шоке от того, что не может понять, как она будет жить без тела. Поэтому в Индии есть обычай сразу уничтожать тело. Если тело долго будет мертвое, душа постоянно будет возле него кружиться. Если тело закопать - она будет видеть процесс разложения. Пока тело не сгниет - душа будет находится с ним, потому что она очень привязана была при жизни к своей внешней оболочке, практически отождествляла себя с ним, тело было самым ценным и дорогим.

На 3-4 день душа немного приходит в себя, отвязывается от тела, ходит по окрестностям, и возвращается в дом. Родственникам не нужно устраивать истерик и громких рыданий, душа все слышит, и испытывает на себе эти муки. В это время надо читать священные писания и буквально объяснять, что душе дальше делать. Духи все слышат, они находятся рядом с нами. Смерть - это переход в новую жизнь, смерти как таковой не существует. Так же как при жизни мы меняем одежды, так и душа меняет одно тело на другое. Душа в этот период испытывает не физическую боль, а психологическую, она очень переживает и не знает, что ей делать дальше. Поэтому надо помочь душе и успокоить ее.

Потом нужно ее покормить. Когда стресс проходит, душа хочет есть. Такое состояние появляется также, как при жизни. Тонкое тело желает получить вкус. А мы в ответ на это ставим рюмочку водки и хлеба. Подумайте сами, когда вы голодны и испытываете жажду, вам предлагают сухую корочку хлеба и водку! Как вам будет?

Вы можете облегчить дальнейшую жизнь души после смерти. Для этого первые 40 дней не нужно ничего трогать в комнате умершего и не начинать делить его вещи. По прошествии 40 дней от имени умершего можно совершить какой-то хороший поступок и передать силу этого поступка ему - например на день его рождения держать пост и заявить о том, что сила поста переходит умершему. Для того, чтобы помочь умершему, нужно заработать это право. Просто поставить свечку - маловато. В частности можно накормить священников или раздать милостыню, посадить дерево, и делать все это нужно от имени умершего.

В писаниях говориться, что после 40 дней душа приходит к берегу реки, которая называется Вираджья. Эта река кишит различными рыбами и чудовищами. Возле реки стоит лодка, и если у души хватает благочестия, чтобы заплатить за лодку, она переплывает, а если нет, то плывет вплавь - таков путь в зал суда. После того, как душа переплыла эту реку, ее ожидает бог смерти Ямарадж, или в Египте его называют Анибус. С ним ведется разговор, показывается вся жизнь как на пленке. Там определяется дальнейшая судьба: в каком теле душа родится вновь и в каком мире.

Совершая определенные обряды, предки могут очень помочь умершим, облегчить их дальнейший путь и даже в буквальном смысле вытащить из ада.

Видео - Куда уходит душа после смерти?

Чувствует ли человек приближение своей смерти

Если в плане предчувствий, то в истории есть примеры, когда люди предсказывали свою гибель в течение ближайших нескольких дней. Но это не значит, что на такое способен каждый человек. Да и о великой силе совпадений не стоит забывать.

Может будет интересно узнать, способен ли человек понять, что он умирает:

  • Все мы чувствуем ухудшение собственного состояния.
  • Хоть и не все внутренние органы имеют болевые рецепторы, в нашем организме их более чем достаточно.
  • Даже приход банальной ОРВИ мы ощущаем. Что уж о смерти говорить.
  • Вне зависимости от наших желаний, организм панически не хочет умирать и активизирует все ресурсы на борьбу с тяжелым состоянием.
  • Этот процесс может сопровождаться судорогами, болевым синдромом, выраженной отдышкой.
  • Но не каждое резкое ухудшение самочувствие свидетельствует о приближении смерти. Чаще всего тревога будет ложной, так что заранее паниковать не стоит.
  • Не стоит пытаться самостоятельно справиться с состояниями, близкими к критическим. Зовите на помощь всех, кого только можете.

Признаки приближения смерти

С приближением смерти человек может испытывать некоторые физические и эмоциональные изменения, такие как:

  • Чрезмерная сонливость и слабость, в то же время периоды бодрствования уменьшаются, угасает энергия.
  • Меняется дыхание, периоды быстрого дыхания сменяются остановками дыхания.
  • Меняются слух и зрение, например, человек слышит и видит вещи, которые другие не замечают.
  • Ухудшается аппетит, человек пьет и ест меньше, чем обычно.
  • Изменения в мочевой и желудочно-кишечной системах. Ваша моча может стать темно коричневой или темно красной, также может наблюдаться плохой (труднопроходимый) стул.
  • Меняется температура тела, начиная от очень высокой до очень низкой.
  • Эмоциональные перемены, человек не интересуется внешним миром и отдельными деталями повседневной жизни, такими как время и дата.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама