THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

" Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.

Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них - книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран "Зеркальные люди. История левшей"), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

    Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.

    Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).

    Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.

    Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.

    Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.

    «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.

    А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» - это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.). Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

    Длительное время упрямы.

    Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с и воспроизведением отдельных звуков.

    Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

    Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

    Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку. А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать. Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – "бракованная левша": мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива. С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева. Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке : Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы : Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники : Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные : Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей... Надо ли что-то менять? "

ребенок левша,

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.
Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск », играйте в игру «Найди изменения ».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в метрополитене щели для жетонов и карточек – всегда с правой стороны турникета? Под правшей «заточены» очень многие вещи – от ножниц до компьютерных мышек, от прописей в тетрадках до станков на заводах. Некоторые фирмы, правда, выпускают специальные товары для леворуких (в основном это канцелярские принадлежности, рабочие инструменты и бытовые приспособления). Но таких исключений пока немного. Чем старше наш любимый левшонок, тем к большему количеству вещей в праворуком мире ему приходится адаптироваться. В детском саду вопрос стоит ещё не так остро. А вот в школе возникают проблемы – как предвиденные родителями, так и совершенно для них неожиданные. Ведь там далеко не всегда бывают учтены особенности развития леворуких детей. Каковы же они?

Есть вещи, которые изначально даются левшам сложнее, чем их праворуким сверстникам.

* У многих левшат медленнее формируется фонематический слух (способность различать различные звуки) и способность к артикуляции. Поэтому они могут заговорить позже сверстников, но уже довольно длинными и сложными фразами. Родным остаётся только поражаться их «взрослой» речи. Как рассказала одна мама, её дочка молчала практически до двух лет. На горизонте «замаячил» неприятный диагноз – «задержка речевого развития». И вдруг, выйдя утром на улицу, девочка скорчила уморительно брезгливую рожицу и произнесла: «Фу, как тут мокро!» После этого у родителей возникали только противоположные проблемы – порой невозможно было унять «разговорившегося» ребёнка.

* Сложные отношения у левши складываются с пространством и временем. Даже в младшем школьном возрасте он может иногда сомневаться, какая рука у него правая, а какая левая. У леворуких детей часто встречаются нарушения или недостаточность в развитии пространственного восприятия на зрительном уровне, зрительной памяти, моторной координации. Например, дорогу в незнакомых местах левшонок запоминает с большим трудом.

* Порою ребёнку-левше трудно определить время по часам со стрелками. Он путает часовую и минутную стрелки, воспринимает их в зеркальном отражении или смещёнными.

* Иногда у таких детишек задерживается развитие такого важного навыка, как формирование рядов из слов, знаков, изображений, объектов. Им трудно запомнить взаимное расположение чего-либо в пространстве, тяжело собрать мозаику, выложить узор в определённом направлении. Казалось бы, такие особенности могут помешать левшонку ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире. Но природа по-своему справедлива. И все эти трудности она компенсирует с лихвой! Ведь уже давно доказано, что левши – удивительные люди. Левша каждый раз придумывает, а то и невообразимым (для окружающих) образом выделяет свой путь строения и завладения миром праворуких… Все без исключения дети-левши умеют колоссально, почти волшебно контролировать течение своей психической активности. Часто они добиваются нужных результатов как бы «непрямым» путём, находя иногда абсолютно немыслимые доступные и недоступные средства. Маленький четырёхлетний левшонок легко пересказывает целые страницы из «вычитанной» им книжки, а потом оказывается, что ни одна из букв ему неизвестна. Так кто же научил его подобному способу чтения? Кто научил ребёнка в шесть лет решать цифровые задачи немалой трудности, при том, что он менял и переиначивал написание похожих между собой цифр? Отнимал от нижнего ряда верхний, а само слово «задача» обозначал как «чдз», то есть зеркальным методом, пропуская все гласные? Каждому разумному взрослому многие века было понятно, что время - это часы, висящие на стене. А вот вечному ребёнку, как все гении, А. Эйнштейну это вдруг привиделось абсолютно некорректной постановкой вопроса. Итог нам всем известен. Хотя, скорее всего, он иногда использовал часы и по прямому назначению.

Да, выстраивать словесные ряды и запоминать не связанные между собой вещи и понятия левше сложнее, чем праворукому сверстнику. Зато, если он может их как-то «пометить» в уме, найти логические связи и ассоциации, то запоминает легко и в большом объёме. А какой нестандартный у левши взгляд на мир, какая способность отыскивать логические и образные связи, какое стремление к новому и оригинальному… Согласно недавним исследованиям, леворукие выпускники вузов зарабатывают на 13-21 % больше, чем их праворукие коллеги. Кроме того, как предполагают исследователи, левшей очень много среди деятелей различных видов искусств. Например, среди художников, музыкантов, а также некоторых категорий спортсменов. В отдельных видах спорта левши – буквально «на вес золота». Например, в теннисе, фехтовании, боксе, большинстве единоборств они считаются самыми опасными и «непредсказуемыми» противниками. Недаром 40 % чемпионов мира по боксу – леворукие.

«Леворучка» в школе и дома.

В начальной школе дети-левши довольно часто встречаются с трудностями. Не пугайтесь! Это касается не только вашего ребёнка, но и вообще большинства левшей. Обычно к классу четвёртому различия сглаживаются, и левшонок нормально «вливается» в учебный процесс. Но в этом ему нужно помочь.

При воспитании и обучении левши нужно всегда помнить о его повышенной эмоциональности, ранимости. Левшонок чрезвычайно чувствителен к внешней оценке. Он даже больше, чем обычный ребёнок, нуждается в принятии, одобрении, уважении, сочувствии. Не ленитесь похвалить его за успешно выполненную работу! Задача родителей – развить в нём оптимизм, уверенность в себе, активное отношение к жизни. Психические процессы отнимают у левшей очень много энергии. Следствием становится быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Поэтому внимательно следите, чтобы школьник соблюдал постоянный режим дня и не переутомлялся.

У левшей медленнее, чем у праворуких сверстников, формируются простые навыки, которые позволяют нам выполнять какие-то привычные действия автоматически, не задумываясь. Леворукого ребёнка труднее заставить что-то делать по правилам, по установленному шаблону. Например, чистить зубы на ночь, переодеваться, придя с улицы и т.п. Как тут действовать?

Не надо сердиться и нервничать. Но не стоит и ждать, что ребёнок сам научится (просто глядя на вас) шить иголкой, пользоваться ножницами, завязывать шнурки, застилать постель, рисовать, писать буквы. Левше трудно учиться каким-то навыкам «вприглядку». Он не может, глядя на вас, понять, как же это всё-таки делается. Ему нужно, чтобы движения, взаимное расположение рук, пальцев, головы «запомнило» всё его тело. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделать нужное действие. Если не запоминается буква или цифра – пусть не просто пытается срисовать её, глядя на образец, а несколько раз обведёт по трафарету либо под копирку. А потом полюбуется на аккуратный, красивый рисунок.

Родитель, будь готов!

Школьные трудности касаются чаще всего обучения письму и счёту. Дело в том, что основой для первичных навыков здесь является зрительное восприятие. А оно, как мы помним, у левшей «прихрамывает».

1. «В какую сторону хвостик?» Ребёнок путает похожие по написанию буквы и цифры (например. «д» и «б»: у одной «хвостик» сверху, а у другой снизу), добавляет лишние элементы или наоборот, не дописывает элементы букв и цифр. «Зеркальное» написание букв, цифр и графических элементов встречается у 85 % первоклашек-левшей. Однако не волнуйтесь: большинство праворуких детей в возрасте от трёх до семи лет тоже иногда пишут некоторые буквы в зеркальном отражении. Это обычный этап овладения письмом. «В норме», по наблюдениям психологов, такие ошибки полностью исчезают после 10 лет.

Как помочь. Левша мыслит эмоциями и цельными образами. Чтобы запомнить что-то, ему нужна образная «привязка», ассоциация. Классический пример: «у «д» хвостик книзу, как у дятла, а у «б» – кверху, как у белочки».

2. Порядок букв. Иногда (особенно в спешке) левша может менять местами или пропускать буквы в слове. Из «коровы» у него в лучшем случае получается «ковра»… У некоторых левшей наблюдаются очень стойкие дисграфические ошибки. Дети путаются в порядке букв, забывают оставлять зазоры между словами. Это связано всё с тем же неразвитым умением формировать ряды, различать звуки и их последовательность.

Как помочь. Почаще выкладывайте с вашим дошкольником узоры из различных элементов или мозаику. Элементы располагайте строго слева направо. Сначала сложите верхний ряд, а потом как бы «переходите» на строку ниже. Проводите с ребёнком «зрительные диктанты». Для этого можно использовать два одинаковых набора геометрических фигур – квадратиков, треугольников, ромбиков и кружков, вырезанных из разноцветного картона. Из одного набора выкладывается ряд. Ребёнок рассматривает его и несколько раз перечисляет вслух слева направо, запоминая последовательность: «Синий квадратик, красный треугольник, жёлтый круг» и т.д. Образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит его, выкладывая фигуры из второго набора. Потом следует проверить правильность выполнения и «наградить» за хороший результат небольшим призом. Начинаются такие тренировки с совсем коротких рядов в 3-4 фигуры, а потом их протяжённость возрастает. Полезно будет предложить ребёнку-левше составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же, соблюдая направление слева направо. Для этого можно использовать детские комиксы, если в них рисунки расположены именно в таком порядке. Хорошие результаты даёт раннее обучение чтению. Если ребёнок много читает, он просто-напросто зрительно запоминает «внешний вид» слов.

3. Этот ужасный почерк. Большие, растянутые, неровные буквы клонятся в разные стороны? Пишет медленно и некрасиво? А вот тут уж ничего не поделаешь – это не от невнимательности и недостатка старания. Левша порою прикладывает к чистописанию больше усилий, чем его праворукий сверстник, а результат получается хуже. У некоторых левшей к старшим классам почерк выравнивается, а у некоторых – остаётся таким на всю жизнь.

Как помочь. Стоит поговорить с учителем, объяснить, что причина проблем с чистописанием – леворукость ребёнка, а не его невнимательность и лень. Надо снять психологическое давление в школе, чтобы ваш малыш не чувствовал себя из-за плохого почерка «отстающим», «худшим», чем другие ученики. И в самом деле, в эпоху компьютеризации куда важнее становятся навыки быстрого набора и поиска нужной информации в Интернете.

Учителю на заметку.

Когда леворукий ребёнок работает за столом – источник света должен находиться с правой стороны. Рассаживая детей в классе, учителю лучше посадить левшу так, чтобы доска была от него справа. Поза за партой – стандартная, но выдавшимся немного вперёд должно быть не правое, а левое плечо. Тетрадь или лист бумаги должны лежать таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Если левша сидит за партой вместе с праворуким ребёнком, его лучше посадить слева, а правшу – справа, чтобы они не мешали друг другу, сталкиваясь локтями.

Многие родители убеждены, что леворукость – это вредная привычка, которую несложно побороть. Нужно лишь заставлять ребенка брать ложку и ручку в правую руку.

Ученые доказали, что левши существовали около миллиона лет назад. Однако современнее родители обеспокоены, если их маленькое чадо кушает и рисует левой рукой. И что же делать в такой ситуации? Пытаться переучить ребенка в правшу или просто не обращать внимания? А если пустить все на самотек, не будет ли ребенок в школе испытывать дискомфорт. Попробуем на этот вопрос внести немного ясности.

Почему к левшам такое негативное отношение?

С давних времен к «леворукости» было негативное отношение. Например, в мусульманских странах нельзя дарить подарки левой рукой, здороваться или подавать пищу. Причем такое отношение наблюдается не только в религиозных традициях разных стран, но и в сказках, в быту. Помните русские сказки: «Направо пойдешь – обретешь счастье, налево – несчастья»? А в последнее время слово «левое» имеет значение некачественного товара.

Возможно, поэтому считают, что детки-левши нуждаются в особом внимании.

Действительно ли ребенок левша?

Так задумано природой, что все в человеческом организме «зеркально» и в то же время асимметрично. То есть две ноги, две руки, одна из которых будет немного сильнее и чуть длиннее другой, два глаза, причем один из них будет ведущим, две ноздри, два уха.

Это же касается и рук, ведь совсем несложно определить, какая рука у человека ведущая.

Явление «леворукость» непосредственно связано с головным мозгом. Мозг состоит из правого и левого полушария. Каждому полушарию отведена своя роль. Так правое полушарие отвечает за работу левой стороны тела: получает информацию от левой руки, ноги, уха, глаза, а левое полушарие, соответственно, отвечает за работу правой стороны. Помимо этого, левое полушарие заведует абстрактным, логическим и аналитическим мышлением. А правое, отвечает за образное мышление, эмоции и восприятие искусства. Поэтому получается, что маленькие левши – это творческие натуры, они более эмоциональны и ранимы.

Однако не стоит делать поспешных выводов – если ребенок кушает и пишет левой рукой, то его можно считать левшой. В действительности у левши ведущая роль отведена не только левой руке, но и левой ноге, левому уху и левому глазу.

Но сделать вывод, является ли ваш ребенок левшой или нет, можно не ранее 5-ти летнего возраста, потому что до этого времени малыши одинаково используют правую и левую руку.

Почему малыш левша?

На сегодняшний день наука не может точно ответить на этот вопрос, но существует несколько теорий.

Гены. Замечено, что у леворуких детей один из родителей или родственники являются левшами. Существует гипотеза, что есть ген, который определяет развитие праворукости. А генов леворукости нет. Поэтому, те, кто не получил ген «праворукости», являются левшами и на это не влияет наследственность. Об этом свидетельствует тот факт, что у леворуких родителей рождаются правши и наоборот.

Подражание и желание выделиться. На выбор доминирующей руки влияет фактор подражания, а иногда желание выделиться. Например, если ребенок ложный левша, а тестирование показывает, что он правша. Просто ребенок может кушать и писать левой рукой, как делает мама, сидящая за столом напротив. Или бывают ситуации, когда ребенок хочет выделиться из общей массы детей в детском саду или школе и начинает кушать и рисовать левой рукой.

Импринтинг. Как только малыш появляется на свет, в его подсознании хранятся первые зрительные, обонятельные и осязательные сигналы. Например, если с первых дней жизни, во время кормления кроха лежит на левом боку, его правая ручка абсолютно свободна, и он может ею шевелить, а левая прижата к туловищу. Эти незначительные шевеления рукой в памяти крохи будут связаны с приятным удовольствием – утолением голода. Поэтому у малыша устанавливается ассоциативная связь между приемом пищи и движением правой руки. В данном случае, правая рука будет доминирующей. А если при кормлении малыш лежит на правом боку, и это единственное влияющее обстоятельство, то не исключено, что левая рука станет «главной».

Описание маленького левши

Если вы предполагаете, что ваш малыш левша, то в скором времени вы начнете замечать, что он наделен интересными способностями. Зачастую маленькие левши любят фантазировать, у них развит музыкальный слух, а иногда обладают просто феноменальной памятью. Также это очень чувствительные натуры, прекрасно ориентируются в пространстве и у них очень развито образное мышление. На первый взгляд, кажется, что быть левшой – это так здорово. Но есть одно «но». Левое полушарие головного мозга, которое более развито у правшей, отвечает за логическое мышление, чтение, письмо и способности к математике.

Детки левши читают намного медленнее, потому что смотрят на слова справа-налево (так мы видим отражение написанного в зеркале). На решения задач у них уходит значительно больше времени, чем у правшей.

Нужно ли переучивать?

Не стоит пытаться переучить ребенка в правшу. Во-первых, это практически не принесет результата, а во-вторых, они и так испытывают массу неудобств. Им неудобно рисовать, писать, водить машину. Но левши не замечают тих неудобств, они просто приспособились. Однако маленькие левши не должны забывать о существовании правой руки, чтобы активнее работало левое полушарие мозга.

Вот несколько примеров упражнений для правой руки:

  • Пусть ребенок рассортирует прищепки разными руками. Например, красные прищепки собирать левой рукой, а синие – правой.
  • Предложите малышу правой рукой, используя пипетку, перелить воду из одного стакана в другой.
  • Когда малыш будет учить буквы алфавита, нарисуйте в один ряд букву «р» и несколько букв нарисуйте неправильно – зеркально и предложите малышу найти эти буквы.

Не забудьте, что свет при чтении и письме должен падать справа, поэтому левшам нужно ставить лампу с правой стороны. Очень часто из маленьких левшей вырастают талантливые люди. Например, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Билл Гейтс. Поэтому не исключено, что ваш маленький левша очень талантлив.

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.



До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.


Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.


Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.



Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.



Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.


Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой - эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама