THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. РАЗВИТИЕ ГРУДНОГО РЕБЕНКА В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

В первые 2-3 месяца жизни маленький человек развивается стремительно . Еще совсем недавно кроха не мог держать свою головку,а уже спустя несколько месяцев маленький исследователь легко поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на крепкие ручки!

Рассмотрим особенности зрения 1 месячного крохи:

Несколько дней с момента рождения крохе еще тяжело фокусировать и удерживать взгляд на объекте. Но уже спустя неделю грудничок владеет этими навыками перфектно, хотя предметы, расположенные слишком близко или далеко от его глаз, не имеют ясных очертаний. Новорожденный малыш хорошо видит объекты, находящиеся на расстоянии около 30 сантиметров от него. Если вы демонстрируете игрушку ,то старайтесь приблизить её на это расстояние. Улыбаясь, наклоняйтесь поближе к личику крохи, чтобы он мог видеть вашу радость и положительные эмоции.

А теперь рассмотрим развитие слуха у грудного ребенка:

Слуховой нерв развивается очень постепенно и говорить о хорошем слухе у ребенка до 1 года преждевременно. В первые недели жизни малыш слышит звуки и разговорную речь не очень отчетливо, немного приглушенно, как будто он находится в утробе. Старайтесь почаще общаться с ребенком, почаще включайте в его комнате спокойную, мелодичную музыку.

Перед сном напевайте колыбельные песенки. Вовсе не обязательно вести себя очень тихо в присутствии спящего малыша и создавать кромешную тишину - если он будет чутко реагировать на каждый стук, то его нервная система будет неустойчивой. Развивайте слух крохи, окружая его разнообразными звуками (не слишком громкими и не резкими).

Какой будет ребёнок уже в 1 месяц после рождения:



ВАЖНО!

Уход за малышом:

Обязательно придерживайте головку ребенка, когда он находится у вас на руках! Голова крохи не должна быть запрокинута назад;

В этом возрасте нельзя поднимать грудничка , взяв его за ручки;

В первый месяц жизни ребенка желательно удерживать следующим образом: тельце лежит на одной руке, головка при этом покоится в области локтя, а второй рукой вы придерживаете ножки;

Массаж. Очень полезно массировать грудку и спинку малыша подушками пальцев круговыми движениями. Кроме этого, массируйте ножки и ручки ребеночка, а также каждый пальчик по отдельности;

Так как движения ребенка в 1 месяц во многом ограничены, в некоторых складках кожи часто появляется пот, который раздражает кожный покров,вызывая потницу в виде мелкой сыпи . Старайтесь почаще протирать вспотевшие складочки, чтобы избежать появления потницы , а в худшем случае и гнойничков на коже;

Прочищать ушки и носик, мыть глазки, ручки и между пальцами желательно утром, когда малыш проснется, поест и отдохнет.

Почему грудной ребёнок плачет. 3 распространенные причины:

Дискомфорт и раздражение кожи от грубой нижней одежды или от швов распашонки. Вам следует поменять одежду на более мягкую и надевать распашку на тельце крохи швами наружу;

Малыш "сходил в туалет по большому ". Поменяйте ему подгузники и он успокоится;

Плачет, потому что хочет пить или пришло время кормления. Предложите маленькому попить и попробуйте его покормить.

2. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 1 МЕСЯЦ ЖИЗНИ

фокусирует взгляд на объекте, находящимся рядом, а к концу первого месяца - отслеживает медленно движущийся объект;

к концу первого месяца может поднять головку,лежа на животике;

умеет различать узоры и контрастные цвета;

должен уметь сосать грудь продолжительное время (сосательный рефлекс);

если вложить в ручку игрушку , спонтанно сожмет её, но практически сразу разожмет (хватательный рефлекс);

ближе к 2 месяцам уже умеет гулить;

умеет поворачивается в сторону услышанного звука или на поглаживание по щечке (по правой стороне-повернется вправо);

должен опираться всей поверхностью стопы, если поставить его на ножки, придерживая за бока;

если надавить на подушечку большого пальца малыша, то он приоткроет рот и слегка наклонит голову (через несколько месяцев этот рефлекс утратится).


3. РЕЖИМ БОДРСТВОВАНИЯ И СНА ДЛЯ ОДНОМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Примерный распорядок дня для грудного малыша в первый месяц с момента рождения:

Режим дня для ребенка в 1 месяц жизни состоит из двух самых важных составляющих - питание и сон, между которыми надо выдерживать соответствующие интервалы.

Сколько спит маленький ребенок в этом возрасте?

До 3 месячного возраста он спит в среднем 18 часов ежедневно - длинный сон ночью до 9 часов с перерывом на кормление и 4 коротких дневных сна.


Как понять, что ребенку уже пора спать?

Малышу пора отправляться ко сну, если он трёт глазки ручками. Глазки становятся красными;

Кроха начинает зевать, интенсивнее двигать ручками и ножками,хныкать;

У некоторых деток движения становятся вялыми,он начинает закрывать глазки и совершать сосательные движения губами.

Что можно предпринять,если грудной ребенок плохо спит:

Включите спокойную, негромкую музыку или записанные на носитель звуки журчащей воды, другие монотонные звуки природы;

Чтобы у малыша был крепкий сон, можно проветрить и увлажнить детскую комнату;

Перед сном младенца сделайте его постель теплее - на холодной простыне малышу засыпать не комфортно;

Купание в теплой водичке с фиксацией головки в специальном круге - отличный способ быстро уложить ребенка после процедуры. В ванночку можно добавить расслабляющие травы - боярышник, ромашку или мяту;

Не включайте в его комнате яркий свет. Лучший вариант - небольшой ночник;

Если ребёнок постоянно плохо спит и регулярно не высыпается,то попробуйте скорректировать свой рацион питания . Некоторые продукты вызывают колики и вздутие животика, когда попадают в желудок ребенка с материнским молоком. Повышенное газообразование мешает ему нормально спать;

Всегда укладывайте младенца спать в одно и то же время с одинаковым ритуалом отхода ко сну.

4. ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ 1 МЕСЯЧНОГО РЕБЕНКА

Естественное кормление младенца

Идеальное питание для одномесячного крохи - мамино молоко,содержащее сбалансированное количество полезных веществ и регулирующее заселение кишечника микрофлорой . Кроме того, грудное молоко поддерживает иммунитет в детском организме. Если вы испытываете проблемы с лактацией или ваше молоко недостаточно питательное, то придется включать в рацион питания детские смеси. В крайнем случае (если лактация полностью прекратилась) надо полностью переводить младенца на искусственное питание.

Чтобы проблемы с лактацией вас не коснулись, старайтесь как можно чаще прикладывать кроху к груди. Когда он сосет грудное молоко , то стимулируется вырабатывание фермента лактаза и молочко выделяется в нужном для кормления объеме. Иногда грудной малыш начинает засыпать в процессе кормления. В этом случае желательно разбудить малыша,чтобы он продолжил кушать.

Если во время кормления малыш часто срыгивает ,то скорее всего он неправильно захватывает ротиком сосок,заглатывая при этом воздух.

Искусственное кормление младенца

Если вам все же пришлось перевести ребенка на вскармливание адаптационными смесями, то обязательно придерживайтесь инструкции приготовления порции для кормления. Если неправильно приготовить питание, то можно расстроить работу желудочно-кишечного тракта младенца,что может привести к набору лишнего веса ,обильному срыгиванию или вздутию животика.

Температура смеси не должна превышать 36 C

В среднем 1 месячный малыш съедает около 730 мл,если его вес составляет 3600 гр.

В первые десять дней после рождения количество кормлений может доходить до 10. В среднем ребенок в 1 месяц жизни кушает 7-8 раз, включая ночное кормление.

Если младенец обильно срыгивает во время искусственного кормления , то скорее всего неправильно подобрана бутылочка для наполнения смесью.



Консистенция стула у грудного ребенка в первый месяц жизни:

В первые несколько дней стул ребенка - 3-4 раза в день выделение макония темно-зеленого цвета

Затем - стул с творожистой консистенцией горчичного цвета со сладковатым запахом 4-6 раз в день.

В кале младенца могут быть прожилки красного цвета. Этот признак может указывать на наличие микротрещины в толстой кишке. Обычно в этом нет ничего опасного для здоровья ребенка, но если вы не уверены, то обязательно обратитесь к специалисту за консультацией.

5. ВЕС И РОСТ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

Известно,что грудные дети очень активно набирают вес в первый месяц жизни (за исключением 2-4 дней после рождения,когда кроха теряет около 7% собственного веса). Тем не менее,очень многие детки даже в этот период активного роста и развития прибавляют в весе очень медленно и эта характерная особенность обусловлена наследственностью - если и мама и папа не отличаются большими габаритами,то и малыш,как правило,не очень крупный с самого рождения. Но незначительная прибавка веса (или даже уменьшение) в 1 месяц жизни может говорить о том,что малыш не получает достаточное количество питательных веществ во время кормления или увеличение веса сдерживает какое-либо заболевание.

Норма веса 1 месячного мальчика - от 3,7 до 5,2 кг
Норма веса одномесячной девочки - от 3,5 до 4,8 кг


Рост мальчиков в этом возрасте составляет примерно 52-56,5 см
А рост девочек - 50-56 см

В среднем малыш набирает около 630 граммов собственного веса до 2 месяца жизни, а рост увеличивается на 3-4 см после рождения.

Обязательно обратитесь к педиатру,если вы обнаружили существенные отклонения от нормы увеличения веса и роста младенца.


6. ВИДЕО МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ДЕЛАЕМ МАССАЖ ГРУДНИЧКУ ПРАВИЛЬНО

Как правильно делать массаж ребенку в 1 месяц жизни? Наглядная демонстрация массажных движений для ручек,ножек,грудной клетки и спинки грудничка:

4 этапа выполнения комплексного массажа для новорожденного малыша в видео уроке:

Первый месяц жизни крохи – один из наиболее важных периодов. Именно в это время крошечному «комочку» предстоит сложная задача: «перестроиться», адаптироваться и привыкнуть к новым условиям обитания вне уютного маминого животика. Спустя месяц после появления на свет кроха приобретет ценные умения и навыки, и превратится из «новорожденного» в «грудничка».

Развитие мальчиков и девочек первого месяца жизни

Каждый человек уникален, и даже крошечный человечек не является исключением. Об этом следует помнить молодым мамочкам, которые нередко сравнивают своих малышей с другими детками и беспокоятся, если их умения в чем-то не совпадают.

Развитие ребенка в первый месяц жизни идет «семимильными шагами», причем на данном этапе развития совершенно неважно — мальчик это или девочка. День за днем он кропотливо трудится, и уже к концу этого периода у него образуется значительный список достижений:

  • удерживание в поле зрения яркого предмета, который медленно движется (погремушка) и фиксирование на нем взгляда;
  • удерживание взгляда на крупных и неподвижных предметах (лица взрослых), увеличение скоординированности и плавности движений глаз;
  • выделение мамы среди всех взрослых, окружающих кроху, распознавание ее голоса, запаха, рук;
  • проявление реакции в виде вздрагивания или резкого мигания на невидимый громкий звук, поворачивание головки в его сторону;
  • возникновение «обратной связи» с родителями в виде улыбки, возникающей как ответ на ласковые слова, улыбку взрослого;
  • возникновение первых попыток копирования окружающих звуков, «гуление» при обращении к нему;
  • появление более активных, чем раньше, движений ручками и ножками;
  • удерживание некоторое время головки при лежании на животике;
  • проявление посредством плача или крика перемены в настроении.

Рост и вес как основные показатели физического развития новорожденного в первый месяц

Основными данными, на которые ориентируется педиатр, проводя ежемесячный осмотр малыша, являются показатели физического развития ребенка. Именно они позволяют определить, насколько динамично развивается кроха, полностью ли он здоров, достаточно ли вынослив. Важную роль в данном процессе играют измерения роста, массы, окружности груди, головы и развитие различных органов и систем. Все эти показатели учитываются при осмотре ребенка в первый месяц в поликлинике педиатром и врачами-специалистами.

Важно! В среднем, с рождения новорожденный вырастает на 3 см, его вес увеличивается в на 600 грамм, окружность головы становится больше на 2 см, груди – на 2-4 см.

Стоит отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном ритме: есть «пухляши» и худышки, рослые и миниатюрные. Невозможно «подогнать» малыша под какие-либо рамки, да и не нужно этого делать. Любые табличные показатели – это лишь ориентировочная цифра. Важно общее состояние ребенка, его активность, наличие рефлексов, режим сна и бодрствования, аппетит.

В течение первого месяца происходит закрепление восемь основных рефлексов:

  1. Сосательный, проявляющийся в возникновении сосательных движений губ после проведения по ним пустышкой;
  2. Хватательный, при котором кроха ухватывает и старается держать все, что прикасается к его ладошке;
  3. Поисковый, когда при поглаживании щечки ребенок поворачивает головку в соответствующую сторону;
  4. Плавательный рефлекс, когда малыш, при выкладывании его на животик, делает движения, похожие на плавательные;
  5. Рефлекс ходьбы, при котором ребенок, поддерживаемый под мышки и чувствуя ножками опору, будто бы делает шаги;
  6. Рефлекс Бабинского, при котором после проведения пальцем по внешнему краю стопы пальчики крохи расходятся в стороны;
  7. Рефлекс Мора, когда при внезапном громком звуке малыш взмахивает ручкам и ножками;
  8. Рефлекс Бабкина, проявляющийся в поворачивании головки и открытии ротика при надавливании на ладошку ребенка.

Важно! Во время первой диспансеризации, проводимой в один месяц, ребенка обязательно должны осмотреть: терапевт, невролог, отоларинголог, ортопед, хирург, офтальмолог.

С целью определения наличия рефлексов, а также общего состояния нервной системы малыша, в месячном возрасте его необходимо показать врачу – неврологу.

Зрение грудного ребенка месячного возраста уже сформировалось, но иногда он еще не может полностью фиксировать взгляд на предмете, у него возможно проявление косоглазия (которое со временем, обычно, проходит) и , когда в глазках стоят слезки, даже когда он не плачет. Все эти состояния оценивает врач – офтальмолог, консультация которого также является обязательной.

Слух у грудничка в один месяц тоже сформирован: они реагируют на звук, поворачивая головку в его сторону. Если ребенок этого не делает, у него плохо дышит носик, он неохотно берет грудь и беспокоиться около нее, стоит посетить отоларинголога.

Для того чтобы вовремя выявить и устранить патологии развития опорно-двигательной системы, грудничка в возрасте одного месяца показывают врачу – ортопеду. Он проверит симметрию ножек, правильность их опоры о поверхность, исключит развитие кривошеи (когда головка малыша наклонена в одну сторону).

При наличии у крохи одышки при кормлении, вялости, плохого набора роста и веса, проявления синевы носогубного треугольника, педиатр может дать направление на осмотр к врачу – кардиологу с целью исключения заболеваний системы сердца и сосудов.

Желудочно-кишечный тракт и пищеварительная система грудничка развиты еще довольно слабо. Из-за этого частыми «спутниками» крохи являются , вздутие животика, . Но если он активен, нормально набирает вес и растет, никакого особенного лечения эти состояния не требуют, и, как правило, проходят со временем.

Питание и сон грудничка в один месяц

С первых дней жизни новорожденного, самой лучшей пищей для него является материнское молоко, имеющее оптимальный состав, температуру и вырабатываемое в объемах, необходимых для малыша. Существует два типа кормления:

  • по требованию, когда кроха прикладывается к груди при малейшем проявлении беспокойства;
  • по режиму, когда между кормлениями проходит фиксированное количество времени (в среднем около трех часов).

Каждая женщина сама выбирает наиболее удобный для себя способ кормления. Как правило, ребенок насыщается в первые десять минут, после чего продолжат сосать грудь просто не желая прерывать контакт с мамой, иногда засыпая «на груди». Важно правильно прикладывать грудничка, чтобы он не заглатывал лишний воздух при сосании, что чревато частыми срыгивания и вздутием животика.

О том сколько должен съедать ребенок первого месяца жизни грудного молока или смеси вы можете прочесть в

Сон в первый месяц жизни малыша занимает большую часть его времени. Выделяют три фазы сна:

  • глубокий, когда дыхание малыша ровное и спокойное;
  • неглубокий, когда кроха слегка двигает ручкам и ножками;
  • дремота, когда малыш находится будто бы в полусне, например, во время кормления.

Находясь в бодром состоянии, младенец активно двигает ручками и ножками, кряхтит, посапывает. Если маленького человека что-то не устраивает, он «говорит» об этом громким плачем. Молодым родителям часто кажется, что , однако эти опасения как правило, напрасны.

Правильный уход за малышом – залог гармоничного развития

Говоря о том, что должен уметь ребенок в первый месяц жизни, невозможно не упомянуть о правильном уходе. Комната, в которой находится малыш, должна быть комфортной, проветриваемой, но без сквозняков, с влажным прохладным воздухом. Кроватка грудничка должна быть без острых углов, из прочного материала и с . Подушка малышу пока не нужна. Одежду стоит выбирать из натуральных тканей, без грубых швов и застежек. Не стоит слишком кутать ребенка – из-за нарушенной в этом возрасте терморегуляции он может легко перегреться, что повлечет за собой возникновение пеленочного дерматита. Первый месяц жизни — это время когда необходимо внимательно следить за пупочной ранкой и принять своевременные меры,

Благоприятное воздействие на организм ребенка в первый месяц жизни оказывает оздоровительный массаж, который следует проводить ежедневно за тридцать минут до кормления. Длится он не боле десяти минут и прекращается, как только малыш начинает беспокоиться. Основным элементом массажа является поглаживание личика, пальчиков, ручек, ножек, спинки в направлении снизу вверх и из сторон к центру.

Зарядка ребенка в один месяц видео

С младенцем месячного возраста можно начинать занятия гимнастикой. Основные упражнения просты:

  • выкладывание крохи на животик;
  • вкладывание в кулачки лежащего на спинке малыша больших пальцев взрослого, после чего ручки его медленно разводятся в стороны и слегка встряхиваются.

Перед сном отличным занятием станет – оно не только укрепит мышцы грудничка, но и успокоит его, настраивая на длительный ночной отдых. Во время сна кроху следует поочередно переворачивать с одного бока на другой, чтобы мышцы с обеих сторон одинаково развивались.

видео

В период бодрствования можно показывать малышу яркие игрушки, медленно перемещая их в пространстве, тренируя концентрацию его внимания на предмете. Разговоры с изменением громкости и эмоциональной окраски голоса, прослушивание красивой негромкой музыки, ласковые прикосновения – все это оказывает неоценимый вклад в развитие маленькой личности.

Вконтакте

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Рождение малыша – это самое радостное событие для любой семьи, однако это и начало новой жизни, наполненной заботами и хлопотами. Самый первый месяц считается очень тяжелым для неопытных родителей, поскольку они еще многого не знают и не умеют. Для того чтобы правильно ухаживать за малышом, следует прислушиваться к мнению квалифицированных педиатров, читать современную литературу и получать помощь от бабушек.

Физиологические особенности малыша в первый месяц

Вес и рост малыша. Существуют медицинская норма прибавки веса у новорождённых. Набор (увеличение) составляет 20 грамм в день. В сумме за месяц ребёнок набирает 600 грамм. В первые четыре недели жизни норма прибавки веса у новорожденных составляет по 90-150 гр за семь дней.

Для полноценного развития крохе необходимо выпивать в сутки 700 мл грудного молока (или адаптированной молочной смеси).

Набор меньше 600 грамм в период новорожденности (за первый месяц жизни) расценивается как недостаточный. В таком случае педиатр помогает маме скорректировать режим кормления и назначает необходимое обследование грудничка, чтобы выяснить причины: почему ребёнок плохо набирает вес. Кишечник малыша опорожняется до 3-5 раз в сутки.

Поведение малыша. На данном этапе движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим. Все что он может – плакать и слышать звуки. Еще в утробе плод привык к голосу матери.

Режим сна и бодрствования. В этом возрасте малыш много спит — 17-18 часов. Это необходимо для гармоничного развития крохи. По сравнению с первой недели жизни продолжительность бодрствования увеличивается. В первые недели после рождения малыш большую часть времени спит, а в период бодрствования ест и требует маминого присутствия.

Опорожнение кишечника и мочевого пузыря . Количество ежедневных испражнений у разных деток бывает разным – от трех до шести раз в день. Обычно, сколько кормлений, столько раз вы и меняете своему карапузику подгузник.

Мочеиспускание у младенцев довольно интенсивное. Ваш маленький может писать до 20-25 раз на день. И это вполне нормально. Если же количество мочеиспусканий в сутки у детки 6 и меньше, то вам следует всерьез обеспокоиться, достаточно ли молока получает ваше дитя.

Зрение, слух малыша. Ребенок рождается с полностью сформированными глазками. Но видит он при этом еще не совсем четко. И не может сфокусировать взгляд на каком-либо предмете. Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Как правильно ухаживать за малышом в первый месяц?

Подробное описание ухода за новорожденным мы представляли в этой В этой пункте расскажем об основах ухода за малышом. Итак, в первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном.

Важно гулять с малышом, даже в зимний период. О правилах прогулки мы говорили .

Если вы использует подгузники, то следите за тем, чтобы ребенок не находился подолгу в переполненном подгузнике. Контакт испражнений с нежной кожей малыша может стать причиной появления раздражений.

Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.

В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички. Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.

Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни

Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.

По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулируется Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Согласно которому, в поликлинике в 1 месяц вам предстоит осмотр педиатра, а также:

  • Невролога
  • Детского хирурга
  • Офтальмолога
  • Детского стоматолога.
  • Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.
  • Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит (нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно - назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка. На это обязательно обратит внимание невролог.
  • Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.
  • Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.
  • Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений. Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.

Кроме того, малышу дадут направление на:

  • Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
  • Ультразвуковое исследование почек
  • Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
  • Эхокардиография
  • Нейросонография
  • Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.

Какие прививки делают малышу в первый месяц жизни?

Прививка от Гепатит В новорожденным.

Данное вирусное заболевание поражает печень. Попасть в организм инфекция может через кровь или через половой контакт. Воздушно-капельным путем или через бытовые вещи болезнь не передается.

Как правило, прививку врачи делают еще в роддоме на протяжении 24 часов после рождения малыша. Вводится вакцина в переднюю часть бедра. Повторить прививку нужно через 1 месяц и в 6 месяцев.

Прививка от туберкулеза новорожденным (БЦЖ)

Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Вакцина против туберкулеза называется БЦЖ и делается примерно на 3-5 день после рождения. Вводится вакцина подкожно в верхнюю часть левой руки. Если детям делают данную прививку после двух месяцев, то нужно сделать для начала пробу Манту и после учета реакции уже делать БЦЖ.

Причины плача у новорожденного малыша

Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!

Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?

  • На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
  • Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
  • Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
  • Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
  • Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
  • Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
  • Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги,звуки, слова нараспев).

Как самостоятельно определить, что малыш развивается правильно?

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:

В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка » — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Перед упражнениями, помните, что ребенок должен быть сыт, сух и бодр. Также не стоит чрезмерно усердствовать со временем занятий – начинать следует с 1-2 минут, постепенно доведя до 4-5 минут.

Возможные проблемы в первый месяц жизни

В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы.

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама