THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное . Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка .

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома . Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Запрещайте только то , что действительно может навредить ребенку . Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту . Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги , их нужно и правильно читать.

Плакаты на стенах , карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию . Здесь поможет , различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность .

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Однако если ребенок не стремится делать все сам , я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития . Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем , что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты . «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе .

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне . А как полезно общение с домашними животными!

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку : детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам .

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем .

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания .

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера . Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем .

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают . Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

Наталья Юхлимова
Организация педагогом предметно-игровой среды как условия развития личности ребенка

Для педагогов важно остановиться на вопросах организации развивающей предметно-игровой среды , выяснить современные требования к организации среды и исследование этого вопроса.

Что понимается под предметно-игровой средой , какие требования предъявляются к организации развивающей предметно-игровой среды ?

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды , как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка . Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка , функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития .

Обогащенная среда (по Петровскому В. А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка . Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно- развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно -пространственный мир включает в себя разнообразие предметов , объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда необходима детям , прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком темы , сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой , пригодной для организации различных видов игр .

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду , трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития .

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей , т. е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру .

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами , составляющими целостность предметно- развивающей среды .

В состав предметно-игровой среды входят : крупное организующее игровое поле ; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть соразмерны друг другу и другим предметам интерьера . Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами . Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно- развивающей среды , есть и сугубо педагогические . Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Сущность предметно- развивающей среды заложена в ее функциях :

Во - первых, в функции обозначения предметно- развивающей среды (деревянный «корабль» на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» , и т. д.);

во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы , определяющие игровую роль , например, шапочка с красным крестом для врача);

в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. д.) .

Г. Фейн предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории :

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов ) ;

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета , и игнорирование его второстепенных деталей;

3) полифункциональные предметы , не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов .

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь , требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям . Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов . Важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п., игрушки-партнеры (куклы, мишки) .

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов : юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов . Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная работа-поезд, луг – могут быть использованы как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона, природного материала, которые также могут быть использованы в различных играх .

Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др., удобно хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы -заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы -заместители легко преобразовывать : например, бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок .

Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода ) . Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно использовать результаты художественной творческой деятельности.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда . Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться , а некоторым преодолеть стеснительность.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал. С. А. Новоселова рекомендует использовать условный , крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды , например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.

В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных , крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре на основе экстериоризации его образного плана.

Также для игр можно предложить средообразующие модули , мебель-игрушку. Организация игры с крупными , нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразуюшими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет , но и создавать целую предметную ситуацию , сомасштабную пространству игровой комнаты. Средообразующие модули объединяют детей в общем деле, стимулируют их поисковую деятельность и творчество, способствуют как интеллектуальной, так и познавательной активности. Крупные модули позволяют не только представить игровое действие , но и реально его совершить (по-настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты и т. д.). ПО ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду . Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов , при их сооружении. Они радуются, когда преодолевают эти затруднения.

Современный дизайнер и искусствовед Г. Н. Любимова, такие известные ученые М. И. Лисина, Т. А. Репина, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова предлагают использовать «универсальные предметно-игровые развивающие среды » , такие системы еще можно было бы назвать «игровыми мирами» . К числу таких современных игровых миром с полным основанием может быть отнесен универсальный организующий предметно- развивающая среда многофункциональный конструктор «Квадро» , который является одной из самых удачных и наукоемких разработок XX века для детей дошкольного возраста.

Современные игрушки и развивающие игровые среды несут информацию , делающую и его проводниками в мир современности, незаменимым средством воплощения игровых замыслов, средством не только получения , но, что особенно важно применения новых знаний на практике, использования этих знаний и умений в самостоятельной деятельности, в игре. Таковы широко известные развивающие предметно-игровые среды «Лего» , включая «Лего-Дупло» , «Лего-Дакта» и др. ; «Фишертехник» (игрушечные железные дороги) ; «Либерти» (мягкие игрушки-животные) ; «Квадро» (многофункциональный конструктор, «Модуль-игра» (система модулей для игр и занятий) ; «Акваплэй» (водяной конструктор для игр и экспериментирования) и другие наукоемкие современные игровые средства для детей .

Современные требования к созданию полноценного предметно- развивающей среды отвечают реальности ; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр , предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.

Так как сейчас дети играют в основном стандартно, возникает психолого-педагогическая задача побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр , наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков, толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т. е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять.

Это положение дел в практике дошкольного воспитателя необходимо преодолеть путем такой организации игры , которая побуждала бы детей к творческому отражению действительности, рождала бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности. Возможность проявления ребенком творческой инициативы в игре подготавливается в процессе целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью. Руководство игрой зависит от цели, которую преследует педагог . Очевидно, что цели руководства играми могут быть в каждом конкретном случае различными , но они должны быть разрозненными. Определение цели педагогического руководства с необходимостью связано с пониманием педагогом функции игры в дошкольном детстве. Оно состоит в том, что игра, как «самостоятельная, самодеятельная» , по выражению А. В. Запорожца, активность ребенка обеспечивает творческое присвоение им общественного опыта превращение его в средство созидания нового . Полноценно сформированная игра является надежным средством всестороннего творческого воспитания личности ребенка-дошкольника .

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды . Существенное значение имеет и организация внесения игрушек . Ее специфику раскрывают многие педагоги . Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры .

Организация: МОУ д/с № 263

Организация: МОУ д/с № 263

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая предметная игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства .

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации, развивающей предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая игровая среда в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Мы обозначили несколько основных центров, в каждом из которых находится достаточное количество материалов для познания, исследования, игр.

Так как пространство нашей группы невелико, в раздевалке находится центр физического развития . В нем размещено как традиционное физкультурное оборудование (кегли, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс и др.), так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (коврики с пуговицами, дорожки со следами, поролоновые мячи, ловишки из пластмассовых бутылок). Данное оборудование используется при организации подвижных игр, игр-эстафет. Этот центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

При организации игровой среды, мы учитывали полоролевую специфику. В списочный состав группы входят только мальчики. Это нашло отражение в игровой среде. Мы старались, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет объединяться подгруппами по общим интересам. Различная мебель и оборудование группы соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В центре сюжетно-ролевых игр оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровая стационарная мебель «Машина» и «Пароход», также используется в сюжетно-ролевых играх. Игровой материал расположен в коробках с условными обозначениями: «Поликлиника» («Больница»), «Парикмахерская», «Мы строители», «Пожарные», «Военные на учении». Здесь же дети могут взять материал для игр «Магазин» («Супермаркет»), «Кафе», «Почта». По своему желанию дети выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В свободном доступе находятся рули, шапочки с изображением дорожных знаков, светофор, жезл, свисток, фуражки, накидки с изображением транспорта, чехлы на стулья. При организации игры дети используют предметы-заместители, для них это коробочка с волшебными предметами. Например, мячик может превратиться в яблоко, кольцо может быть в качестве руля, баночка из-под йогурта – в микрофон, коробка из-под сока – в печенье.

Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство. При этом используют стулья, табуреты, кубы, мягкие модули. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Одним из любимых для мальчиков является центр строительно-конструктивных игр . Здесь размещены конструкторы разные по размеру (крупный, средний, мелкий) и изготовленные из разного вида материала (деревянный, пластмассовый, поролоновый, металлический). Оборудование этого центра позволяет детям строить дома, мосты, гаражи как на полу, так и на столе; как по образцу, так и по представлению. Разнообразие машин, лодок, кораблей, вертолетов, военной техники, а также макета города позволяет создавать различные игровые ситуации. Наличие настольно-печатных игр позволяет разнообразить игровую деятельность. Среди них есть игры изготовленные своими руками: «Собери машину», «Собери знак», «Трудные виражи», «Увлекательное дорожное движение», лабиринты.

Особое значение приобретает использование дидактических игр, которые расположены в центре математического развития . Насыщенность центра разнообразным количеством игр позволяет закрепить навыки счета; закрепить цвет, форму, величину геометрических фигур, в том числе и фигур Дьенеша; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве; способствовать развитию психических процессов; головоломки и другие. Сюрпризный момент всегда ждет детей от гномика зеркального домика, который приготовит его в конверте. Это может быть новая игра, замысловатые вопросы или просто загадки. Наличие интерактивных игр в группе способствует познавательной активности воспитанников.

Так как нашу группу посещают дети с задержкой психического развития, то одной из главных задач является развитие речи. В центре речевого развития расположен материал, который способствует решению этой задачи. Это игры на развитие словаря и формирования грамматически правильной речи; на развитие связной речи; на развитие психических процессов. Дидактический материал меняется и обновляется один раз в неделю в зависимости от лексической темы.

В предметно-пространственную среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные, которые находятся в центре экологии и экспериментирования . Учитывая особенности детей, мы используем игры с песком. Они позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством для развития ребенка. Сухой бассейн из марбулсов также оказывает положительное воздействие на детей. Столик на колесиках с емкостями дети могут передвинуть в любое понравившееся им место в группе. Здесь же в свободном доступе они могут выбрать игры по экологии. В этом центре есть все необходимое оборудование (микроскоп, лупа, пробирки, колбы, природный материал) для проведения игр-экспериментирования.

Учитывая особенности наших детей, мы уделили особое внимание играм на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи. В центре «Умелые ручки» находится достаточное количество таких игр. Это пазлы, различного вида мозаики, игры со шнуровками, с прищепками.

Особое место отведено центру патриотического воспитания . Главными задачами этого центра являются воспитание любви к родному краю, городу Волгограду; любви к Родине, гордости за ее достижения; воспитание патриотических чувств. Здесь дети могут не только полистать альбомы, журналы, открытки, но и в игровой форме познакомиться с настоящим и прошлым. Этому способствуют игры: «Наша Родина», «Мой Волгоград», «Люби и знай мой край», «Кольцо и меч».

Рядом на стене нарисован дракончик со съемными мордашками, позволяющими определить различное настроение (радость, гнев, печаль, грусть и др.). Дети, глядя на них, подражают им, выражая свои эмоции, видя свое отражение в зеркале, упражняются в укреплении мышц лица, что позитивно влияет на речевое развитие. В зависимости от настроения детей, проводим игры на развитие эмоций.

Предметом познавательного и эмоционального развития является центр музыкально-театрализованной деятельности. Здесь находится большое разнообразие видов театра: пальчиковый, настольный, театр-рукавичка, кукольный, театр на фланелеграфе, театр на магнитах, театр на прищепках. Дети, участвуя в играх-драмматизациях, используют костюмы различных героев и ширму, являющуюся многофункциональной. Ее применяют для показа театра и для уединения в любом уголке группы, взяв с собой любимую игрушку и поведав ей свои тайны. Играя в театр, у них формируется навык речевого общения, развивается речевое творчество. Наличие музыкального центра позволяет использовать звуковой дизайн в детских играх как активный фон, так и дополнение.

Небольшой игровой уголок расположен около лоскутного панно «Наш город», сделанного совместными усилиями воспитателей и родителей. Играя в загадки при изучении темы «Наша улица, дом», «Транспорт» дети отгадывают их, находят картинку и прикрепляют ее в нужное место на панно.

Ну, а самой любимой является игра «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Эта игра чаще всего проводится в конце неделе, когда дети могут проявить все свои знания, которые они получили. Как в аналогичной телевизионной игре здесь бывает и ведущий (чаще всего воспитатель), карточки с вопросами, музыкальная пауза, сюрпризные моменты.

Преимущество созданной игровой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Мы отметили, что дети меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из-за игр, игрового пространства и материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество и фантазия.

Список использованной литературы

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
  2. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – № 5.
  4. Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.
  5. Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды / Фирсанова Л. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 6. - С. 28-29
  6. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / под ред. Н. А. Коротковой. – Москва: Линка-Пресс, 2010.

Организация предметно- игровой среды группы и ее влияние на развитие игры детей.

Игра- это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.сухомлинский.

Дошкольное детство- короткий, но важный, уникальный период жизни человека.в эти годы ребенок преобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.для детей игра, которую принято называть «спутником детства». Составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В дошкольном образовательном учреждении этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки.

В связи с этим, психология понимает предметно-развивающую и игровую среде как поле социальной и культурной деятельности, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Поэтому предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Организация предметно- развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:

Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

Среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

Предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

Развивающая среда дложна способствовать формированию умсвенных, психических и личностных качеств дошкольников.

Исходя из данных задач, особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию. Так, В.А. Петровский, Л.М.Кларина, К.П.Стрелкова в концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» определили основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

Принцип дистанции позиции при взаимодействии;

Принцип активности;

Принцип стабильности-динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип эстетической организации среды;

Принцип открытости- закрытости;

Принцип половых и возрастных различий.

Их можно дополнить еще рядом принципов:

  1. Принцип обеспечения права ребенка на игру.

Предметно-игровая среда в дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру.

Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом,который реализуется в выборе теме, сюжета игры, необходимых игрушек, месте и времени для организации различных видов игр.

  1. Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
  2. Принцип систематичности предполагает сомасштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.

Исходя из этого, требования к организации такой среды выдвигаются следующие:

  1. Проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству в соответствии с санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими, эстетическими требованиями.

Отдельно выдвигается ряд требований к отбору игрушек. Так, в целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования РФ совместно с Художественно- техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

Полуфункциональность(возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры,способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

Дидактические свойства(возможность обучения ребенка конструированию,ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

Возможность применения группой детей(пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого, как играющего партнера, например, для коллективных построек);

Высокий художественно-эстетический уровень, либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

2.Обеспечение доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

3.Обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей, выполнение требования своевременного внесения новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей, предоставление воспитанникам возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.

4.Организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри предметно-игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой,строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр, в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; при этом предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,театральных, народных, хороводных и др..

5.Создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них мог найти себе удобное и комфортное место, в зависимости от своего эмоционального состояния;

6.Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Для этого оборудование размещается по принципу нежесткого концентрирования, что позволяет детям объединиться подгруппами по общности интересов.

Целенаправленно –организованная и созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию игровых навыков детей.


Предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Предметно-игровая среда рассматривается как фактор, стимулирующий игровую деятельность ребенка.

Стратегия и тактика построения игровой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психологической защищённости - доверие ребёнка к миру

Радости существования (психологическое здоровье)

Формирование начал личности (базис личностной культуры)

Развитие индивидуальности ребёнка - не «запрограммированность», а содействие развитию личности).

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Предметно-игровая среда создается с учетом возраста детей и имеет свою специфику.

Особенности организации предметно-игровой среды для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Предметная деятельность является ведущей, имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия. Именно в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Взрослый помогает ему усвоить назначение и способ употребления вещей. Особенность предметной деятельности в раннем возрасте - сотрудничество ребенка и взрослого, когда взрослый исполняет роль наставника.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий.

Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных заложить в ребенке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики.

Подбор игрушек и игрового оборудования необходимо дифференцировать по периодам. Оборудование должно отвечать потребностям ребенка в совместных действиях со взрослым, создавать единое игровое поле. Это период (1-1,5 - 1,5-2) интенсивного накопления сенсорного опыта, овладения простейшими способами действий, обобщенными представлениями о цвете, величине, форме. В этот период практическую ценность представляют дидактические наборы(шары, кольца, кубики, цилиндры, столбики и т. д.), лошадки-качалки, сенсорно-дидактический столик, сухой бассейн (развитие координации), кубики (животные, фрукты и др.), пирамиды различной величины.

На 3-ем году жизни вводятся сюжетные игрушки для отображения действий (кормление, уход, купание кукол). Наборы для игр в больницу, магазин, парикмахерскую, что обогащает тематику игр.

Также в предметно-развивающей среде для маленьких детей необходимы пособия для выполнения предметно-орудийных действий (способствуют формированию наглядно-действенного мышления): наборы для уборки в доме - щетка, совок, веник, тряпочка; наборы для труда на огороде - грабли, лейка, лопата и др., тематические наборы: «Чьи детки?», «Курочка Ряба» и т.д. Также необходимы игрушки для развития движений: каталки, машины от малых размеров до больших, шары и мячи разных размеров, кольцебросы).

Общие педагогические условия использования предметов и игрушек:

периодические обновления игрушек;

разнообразие предметно-игрового мира;

подбор предметов для развития ребенка (речь, сенсорика, овладение способами действий);

педагогическая поддержка во всех способах использования предметов;

Правильно организованная предметно-игровая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра - это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.

Один из них - реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек - предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать. Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы в группе были куклы, несущие отличительные черты народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных сюжетов необходимы куклы, представляющие профессию: врача, милиционера, пожарного, повара, клоуна, космонавта, гонщика, куклы-солдатики и др.

Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.

Особенности организации предметно-игровой среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста

В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.

Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.

В организации среды необходимо учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

  • - все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
  • - предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
  • - размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
  • - каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
  • - предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
  • - учет половой дифференциации.

Пространство группового помещения должно:

  • - стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
  • - иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих).

Задания для самостоятельной работы

Разработайте проект предметно-развивающей среды группы ДОУ для развития детской деятельности (возрастная группа и вид детской деятельности по выбору обучающегося).

Опишите модель предметно-игровой среды возрастной группы, где вы проходите учебно-производственную практику. Проведите анализ игровой среды (отметьте положительные и отрицательные стороны в ее организации). Сформулируйте конкретные рекомендации воспитателям в обновлении игровой среды для полноценного формирования личности ребенка и развития игровой деятельности дошкольника.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама