THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одним из самых древних и многофункциональных изобретений человечества является бумага. Ее вклад в развитие нашего общества можно сравнить разве только с колесом. Но много ли вы знаете о этом изобретении? Когда появилась, как придумали, как изготовляли первую бумагу? Поехали!

Интересные факты из истории бумаги

  1. Первая бумага была побочным продуктом шелкового производства. В процессе вываривания коконов шелкопряда на поверхности циновок образовывался тонкий слой волокнистого вещества. Из-за особенностей внешнего вида первая бумага получила название «ватной».
  2. В 105 году н.э. министр земледелия Цай Лунь предложил брать в качестве исходного материала старые рыбацкие сети, а позже остановил выбор на молодых бамбуковых побегах.
  3. От захваченных в плен китайских мастеров секрет производства бумаги переняли арабы. Постепенно они усовершенствовали технологию: древесину заменили ветошью, а ручной труд – механическим. В 11 веке были построены первые «бумажные мельницы».
  4. В 18 веке фабричный рабочий Луи Роберт из французского города Эзонне изобрел бумагоделательную машину, которая производила непрерывную бумажную ленту.
  5. Специалисты в области этимологии (науки о происхождение слов) полагают, что в русский лексикон слово «бумага» попала из татарского языка («бумуг» — хлопок). Впервые его применили в середине 13 века во время переписи населения на захваченных монголо-татарами территориях.

Древние китайцы не только изобрели бумагу, но и первыми вовлекли ее в торгово-денежные отношения. Первоначально бумажные деньги использовали в ритуальных церемониях в виде жертвоприношений духам умерших предков. В современном мире банкноты служат для расчетов во время торговых операций.

Интересные факты о бумаге в деловых и финансовых операциях

  1. Проставленные собственноручно дата и подпись превращает обычный чистый лист бумаги в документ.
  2. Американская банкнота любого номинала весит одинаково — один грамм.
  3. Для изготовления долларов используют особую волокнистую смесь, состоящую на 75% из хлопка и на 25% изо льна.
  4. Лицензией на производство «долларовой» бумаги владеет единственное предприятие в мире. Фабрика Crane & Company, расположенная в городе Далтон (шт. Массачусетс).
  5. Английский парламент в области делопроизводства хранит верность средневековым устоям. До настоящего времени парламентские акты печатают на велене – специальных листах, выделанных из кожи телят.

Ценные бумаги – это разновидности документов, удостоверяющие право собственности владельца на определенную денежную сумму. К ним относятся чеки, акции, облигации, векселя.

Интересные факты про ценные бумаги

  1. В начале 13 века «Духовный орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» (тамплиеры) ввел в обращение чек, т.е. расписку, по которой можно было получить деньги в любом отделение ордена.
  2. В коллекционном собрании Банка Англии хранится подлинный экземпляр первого чека современного образца. Он был выписан владельцем банковской конторы «Моррис и Клейтон» Николасом ван Акером на сумму 400 фунтов.
  3. Камбиотики или филокамбисты (от итальянских слов «камбо»– «размен») — коллекционеры, собирающие старинные заемные письма, векселя.
  4. Нестандартный формат ценных бумаг — «съедобные» облигации. Их «фишка» состоит в том, что проценты владельцам выплачиваются едой, например шоколадными конфетами от компании Hotel Chocolat.
  5. Нелестное прозвище «Грешные акции » получили ценные бумаги фирм производителей спиртных напитков, табачных изделий, а также организаторов азартных игр.
  6. Эпитет «Голубые фишки» характеризует наиболее устойчивые акции с высокими дивидендами. Это название позаимствовано из лексикона игорных домов, где по правилам фишки небесного цвета обладают максимальной стоимостью.

Марина Воронова
«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы.

«Что мы знаем о бумаге

Конспект НОД по развитию познания

Цель : Дать первоначальные знания об изобретении бумаги . Научить отличать вещи, сделанные из бумаги , определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги . Учить детей анализировать , делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность , внимание. Активизировать в речи детей слова , обозначающие свойства бумаги . Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги , воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги ;

Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги .

Материал : Камни, деревянные дощечки, гуашь, бумага , карандаши, острые палочки, миска с водой, разные виды бумаги , книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги , нитки, иголки. (весь материал разложен на отдельных столах. Количество материала соответствует количеству детей ).

Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку :

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

(бумага )

Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге .

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги . Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае . - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу . А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги . Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную . В наше современное время бумагу делают машины .

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага . Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру : Представьте себе, что бумага исчезла . Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу ? (ответы детей ) .

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные . Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке) . Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги .

Ребята мы с вами знаем , что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

А сейчас мы с вами узнаем , какой же бывает бумага . Возьмите в руки разную бумагу . Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства).Прочна ли бумага ? Мы сейчас узнаем .

Опыт 1 :

Возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску. (Дети выбирают сами правильный ответ) .

Оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги . Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги : она размягчает её.

Мы с вами узнали, что бумага непрочная . Может ли бумага стать прочней ? Для этого мы проведём следующий опыт.

Опыт 2 :

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску , накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски , чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей ) . Догадались сделать из полоски «гармошку» »? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы.

Дети, кто из вас знает как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную ? (ответы детей ) Для этого нам понадобится масло.

Опыт 3 :

Возьмите небольшие квадратики бумаги . Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать посмотрев через промасленный квадрат бумаги ? (ответы детей ) .

Физминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики »

(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром» . Игра повторяется 2-3 раза).

Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем , как быстро приземляется бумага .

Опыт 4 :

Возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку . Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно . Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка ? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге . Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг.

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению» ) Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск : воздушно-десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило.

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради . Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом.

Ребята, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Все дети молодцы.

НОД по ОО «ПОЗНАНИЕ»

На тему: «Что мы знаем о бумаге»

Группа компенсирующего вида

Воспитатель: Галямова Л. Н.

Цели: Расширение и закрепление представлений о бумаге. Учить делать опыты с бумагой.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, художественное творчество, труд.

Программное содержание: Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процессе изготовления и её применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Обучающие задачи: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении. Формировать умение делать поделки из бумаги, развивать фантазию. Внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря: мелованный, гафрированный, документальная, глянцевая.

Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно- эксперементальной деятельности детей, работа в кружке «Бумагопластика», беседы на тему « Бумага в нашей жизни».

Материал и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для эксперементирования., ёмкость с водой, индивидуальные салфетки, клей.

Ход организованной деятельности;

Ребята к нам на занятие пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Сегодня у нас будет интересное занятие, а о чем на нем пойдет речь вы догадаетесь прослушав стихотворение.

«Бумага» С. Михалков.

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука…

Чем станешь ты?

Когда какой

Исписан будешь ты рукой?...

Дети, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?

Верно о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю.

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность Но время шло. Люди не только торговали но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.

Как же делают бумагу в наши дни?

Бумагу производят на бумажной фабрике. Основным сырьем для производства бумаги является целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород:В основном из ели, сосны и берёзы.

На фабрике машины сдирают кору с дерева. Измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку.

Затем смесь фильтруют, промывают чтобы очистить от примесей. Добавляют клей и смолу.

Затем бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители.

Бумажная масса превращённая в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначала кашицу выливают на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на 2 вала и все время вращается перенося бумажную кашицу вперед. Здесь бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя рулоновую ленту.

Сырая бумажная лента проходит ч/з валики.Валики отжимают воду, обогревают паром и сушат бумагу.

Затем ровная белая бумага выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Затем эти рулоны отправляют в типографию или рубят на листы.

Для 1 тонны бумаги нужно 17 деревьев.

Из 1 тонны бумаги делают 30 тыс. обычных ученических тетрадей.

Ребята, а что ещё делают из бумаги?

А теперь мы с помощью опытов определим свойства бумаги.

ОПЫТ №1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала дети рассматривают игрушку ч/з стекло. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно ч/з неё игрушку? Нет почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это 1 свойство бумаги, которое мы знаем. Реб-та, бумага какая?

ВЫВОД: Бумага непрозрачная.

ОПЫТ № 2

Сейчас мы проведём 2 опыт. На столе стоят 2 стакана с водой. В один стакан я опущу металлическую, а в другой- бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, реб- та, если на улице пойдет дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтом? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это 2 свойство бумаги. Реб- та бумага какая?

ВЫВОД: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

У меня есть 2 ленточки. Одна бумажная, вторая из ткани.

Сейчас Настя и Снежана попытаются завязать их куклам. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это 3 свойство бумаги. Реб- та, какая бумага?

ВЫВОД: Бумага легко рвётся.

ОПЫТ: № 4.

Возьмите листы бумаги, которая лежит у вас на столе. Бумага разного цвета и плотности, сложите лист пополам, четко выделяя линию сгиба, разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получается ли это у вас?

Не получается, потому что линия сгиба уже оставила отпечаток на бумаге.

ВЫВОД: Бумага гнётся.

Итак мы с вами провели 4 опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Какие это свойства?

Бумага не прозрачная

Бумага промокает

Бумага рвется, бумага гнётся.

Физминутка:

Мы сначала будем топать. а потом мы будем хлопать

А сейчас мы вместе сядем, встанем- будем взрослым дядей

Наклонились ниже, ниже, головой к коленям ближе

А сейчас вы потрудитесь- хорошенечко прогнитесь

Головою покрутите и плечами поверните

Ну-ка дети, не устали, сели- встали, сели- встали,

Все руками помахали, и на месте побежали

А теперь мы повернемся и все вместе засмеёмся.

ИГРА «Найди на ощупь»

Реб- та сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, мы будем на ощупь определять какая бумага перед вами. А помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы залроем повязкой. Дети подходят к столу и определяют название бумаги.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги.

Реб-та, а что делают из бумаги?

Сейчас мы с вами сделаем поделку из бумаги.

Это цветок из салфеток.

Дети наклеивают салфетки на нарисованный цветок.

РЕФЛЕКСИЯ: Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.

Итак, что вы знаете о бумаге?

Спасибо за работу, все молодцы, занятие закончено.


Казалось бы, что может быть привычнее и неинтереснее бумаги? А вот и неправда. О бумаге можно рассказать очень много интересного.

Изобретателем бумаги является китаец Цай Лунь. Он изготовил первую бумагу из волокна тутового дерева ещё в 105 году нашей эры.

Знаете ли вы, что бумага съедобна? На 85 % она состоит из целлюлозы, сложного углевода. Также в бумаге содержится глюкоза.

Бумажную массу как сырьё производят из хвойных деревьев.

Во всём мире ежегодно производится 350 млн тонн бумаги. Лидерами в бумажном производстве являются США, на втором месте - Китай, на третьем - Япония. В Москве каждый год образуется 500000 тонн бумажных отходов.

Раньше бумага имела серо- коричневый цвет, так как была неотбеленной. Любители чтения быстро теряли зрение из-за этого. Открытый в 18 веке хлор стали применять для отбеливания бумаги, это было первое его применение в промышленности.

Сегодня сложно представить наш мир без бумаги. Это самый популярный упаковочный материал. Ещё не так давно в обёрточную бумагу заворачивали практически всё.
Современное производство предлагает в основном искусственные материалы - полиэтилен и целлофан. Однако экологичный и практичный материал бумага не сдаёт своих позиций. Упаковка в виде бумажных пакетов применяется и в продуктовых магазинах и в ювелирных салонах. К тому же печать на пакетах способна сделать их эксклюзивным и стильным продуктом.

К слову, если на листе бумаги ставится дата и подпись - этот лист становится документом.

По расходу писчей бумаги юристы, чиновники, финансисты бьют все рекорды. В год один работник такой сферы "исписывает" около 20 стволов деревьев.

В калифорнии подготовили закон, по которому для делопроизводства можно использовать бумагу, изготовленную из макулатуры.

По статистике в России только 0,1 % бумаги производят из вторсырья - макулатуры. В Европе бумага из макулатуры составляет 50 % от общего производства, а в Японии - 65 %.

Используемая нами ежедневно туалетная бумага иногда используется вовсе не по назначению. Каждые выходные во многих магазинах в Испании резко возрастает спрос на эту бумагу. Оказывается, её раскупают футбольные фанаты, которые делают из неё гирлянды и ленты во время матчей.

В Москве проходила необычная выставка женской одежды. Платья, шляпки и другие дамские наряды были изготовлены из туалетной бумаги.

Не только дамскую "одежду" шьют из бумаги, в 1991 году туалетную бумагу применяли для маскировки танков во время операции "Буря в пустыне".

По мнению одного писателя, самое лучшее место для чтения- туалет. Поэтому у него влзникла идея издавать книги, печатая их на рулонах туалетной бумаги. Такие "книги" уже были презентованы на книжной ярмарке во Франкфурте.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама