THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Советская воинская дисциплина-одна из форм государ­ственной дисциплины, основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Дисциплина -это прежде всего строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных советскими законами и воинскими ус­тавами, сознательное повиновение подчиненных воле коман­дира. Дисциплинированность характеризует личность воина в целом. Она тесно связана со многими его качествами и свой­ствами, и прежде всего с идейной убежденностью, глубоким пониманием своего долга перед Родиной и народом.

Формирование у воинов навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной при­сяги и уставов осуществляются в течение всей службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчинен­ного не только содержание, ко и глубокий смысл, социаль­ную значимость дисциплинированности, воспитать чувство личной ответственности за защиту социалистического Отече­ства.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены имен­но просчетами в сфере взаимоотношений начальник-подчи­ненный, личность-коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно повлияли на возникновение кон­фликта, а в других стали прямой причиной нарушения ди­сциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравно­мерное распределение нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов, заканчиваю­щих службу; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других воинов.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методических навыков воспитания у других, отсутствие педа­гогического такта у третьих-лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике. Чтобы их уст­ранить, нужны настойчивая учеба младших командиров, сво­евременный совет и помощь старших, более опытных товари­щей.

Основой работы сержанта является глубокое изучение

подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склон­ностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе пов­седневной жизни являются: индивидуальные беседы; внима­тельное изучение отношения к делу того или иного подчинен­ного в ходе занятий, службы, отдыха; широкое использова­ние мнений офицеров, прапорщиков, других сержантов, пар­тийных и комсомольских активистов о воинах; ознакомление (через офицеров) с документами, имеющимися в штабе и характеризующими социально-демографические данные и лич­ные качества солдат.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспри­страстным, не сводиться к выискиванию недостатков. Глав­ное замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разгля­деть в каждом хорошее и использовать для воспитания лич­ности. Признание успеха окрыляет солдата, придает ему си­лы на будущее. В этих условиях чаще возникает.стремление отличиться по службе. Правильное мнение о подчиненном сложится лишь в том случае, если его оценивать не по сло­вам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требует максимального напряжения фи­зических и "моральных сил, способствует развитию у подчи­ненных чувства долга, инициативы, высокой организованно­сти, самостоятельности, добиваться, чтобы учебный процесс был своевременно и полностью материально обеспечен, соб­людалось время начала и окончания занятий. Хорошо прове­денное занятие всегда активизирует мыслительную деятель­ность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, соб­ранности и организованности. Дисциплинирует также четкая организация обслуживания техники, парковых и парково-хо-зяйственных дней.

В укреплении воинской дисциплины немаловажное значе­ние имеет умелая дисциплинарная практика. Повседневная Дисциплинарная практика сержанта предлагает такие сред-"ва и приемы воздействия на сознание воинов, как разъяс­нение, доказательство, внушение и др. Этим сержанты рас­полагают к себе подчиненных, завоевывают их доверие. Их

искренность и сердечность позволяют овладеть чувствами сол­дат и легче довести до сознания необходимые требования. Однако важно помнить, что близость к людям не всепро-щенчество, что убеждать-не значит уговаривать.

Отрицательно влияет на воинов необъективность и неспра­ведливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными, отсутствие заботы о их нуждах и запросах. Очень метко и категорично высказал свое отношение к случаям бестактно­сти по отношению к подчиненным М. В. Фрунзе. Он говорил, что резкое обращение, неожиданное взыскание и грубые ок­рики будут непонятны молодому красноармейцу, запугают его и убьют интерес к военному делу.

Одной из важных особенностей является то, что меры взы­скания и сама форма его наложения должны воспринимать­ся солдатом не как «придирка», а как стремление сержанта помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучать подчиненных к правде, к боязни проступка, а не наказания. Самая большая беда не в про­ступке и даже не в наказании, а в лукавстве, которым под­чиненный хочет скрыть его. Правильно поступают и те сер­жанты, которые считают незыблемым правилом: прежде чем наложить взыскание на подчиненного, необходимо тщательно разобраться в степени его виновности. При этом, как под­черкивается в Дисциплинарном уставе, должно учитываться в целом поведение воина, характер, совершенного им проступ­ка, обстоятельства, при которых он был совершен, степень уяснения солдатом порядка службы. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообразно осуществлять строго инди­видуально, когда они сыграли свою воспитательную роль, а не всем сразу, дождавшись праздника.

Сержанты обязаны строго следить за чистотой и внутрен­ним порядком, за правильной подгонкой снаряжения, соблю­дением подчиненными правил ношения военной формы одеж­ды, своевременной починкой обуви и обмундирования и т.д. Повседневное четкое выполнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов на­выков и привычек дисциплинированного поведения, форми. рует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает ис­полнительность. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном на­ряде.

Свои особенности имеет работа с так называемыми труд­ными солдатами. Крайне важно при этом выявлять конкрет­ные причины их недобросовестного отношения к службе. Ис­кать в каждом таком человеке положительные качества, по­ощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни воен-

вашего-трезвость, честность, персональная ответствен­ность за порученное дело.

Большое значение в современных условиях имеет борьба

трезвый образ жизни. Младшие командиры призваны по­казывать в этом личный пример, а также разъяснять лич­ному составу, что пьянство совершенно нетерпимое явление в аомии, оно злейший враг боевой готовности.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении матери­ально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полной выдачей довольствия по норме. Важно контролировать соблюдение подчиненными поавил личной гигиены, помывку их в бане, качество пита­ния в столовой. О всех замеченных недостатках докладыва­ется по команде.

Важной составной частью работы сержанта по укреплению дисциплины является забота об организации досуга солдат. Его задача-добиться, чтобы каждый из них был записан"в библиотеку, всячески поощрять чтение художественной ли­тературы, периодической печати, занятия художественной са­модеятельностью, физкультурой и спортом, прикладными ви­дами искусства.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЕРЖАНТА (СТАРШИНЫ) С ПОДЧИНЕННЫМИ

Э.П. Утлик

Тема личности является центральной как в психологии, так и в гуманистически ориентированной общественной практике. Давно уже сказано, что мерой всех вещей является человек, и дело только за тем, чтобы научиться строить его жизнь, работу, общение, обучение, воспитание и управление в согласии с этим.

Психология личности - научная основа индивидуально-воспитательной работы, потому что каждый человек настолько не похож на других, и прежде всего на воспитателя, командира, что, не ориентируясь в его духовных особенностях, нельзя рассчитывать на положительный воспитательный результат.

Помочь лучше разобраться в себе и других может владение тем научным инструментом, которым является содержание психологии личности.

Личность - это та сторона индивидуальной человеческой психологии, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает качество, особенности ею деятельности, общения и жизни в целом.

Слово «личность» по своему происхождению означает «то, что находится под маской», под той «личиной», внешним нарядом, которые люди обычно надевают на себя и которые сейчас стали называть имиджем. Понять человека, его душу - значит проникнуть своим пониманием за поверхностные слои характеристики к глубинным стремлениям, подлинным потребностям и мотивам, особенностям мышления и восприятия мира и себя самого, эмоциональной чувствительности, внутренним запасам энергии и доступам к ней.

В повседневной войсковой практике для суждения о личности крайне необходимо знать ШЕСТЬ сторон внутреннего мира человека: СПОСОБНОСТИ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР, НАПРАВЛЕННОСТЬ (преобладающую ориентированность) на определенные цели и ценности), СОЦИАЛЬНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ и Я-КОНЦЕПЦИЮ (самосознание).

ТЕМПЕРАМЕНТ личности - это в буквальном смысле психологическая уравновешенность преимущественно природного происхождения, гармоничность психики. Он проявляется в соотношении между впечатлительностью или чувствительностью воина к тому, что его окружает и на него воздействует, и его внешней поведенческой активностью и внутренней напряженностью.

При высокой чувствительности человека и скоростной, импульсивной активности мы имеем дело с холерическим темпераментом. Умеренная чувствительность и умеренная же реактивность присущи сангвинику. Если чувствительность выше, а поведенческая активность как бы приторможена, то это, вероятно, меланхолик. Для флегматика характерна несколько сниженная впечатлительность и известная замедленность поведения, особенно при переходе к другому виду деятельности, к другим условиям жизни.

Каким бы ни был темперамент, в нем всегда есть свои сильные и слабые стороны, которые влияют на состояние человека и на другие особенности его облика, в том числе на его способности, характер и направленность личности. Темперамент проявляется в индивидуальном стиле служебной деятельности, в повседневном общении. Не рекомендуется без весомых оснований пытаться изменить этот индивидуальный "почерк" поведения того или иного воина. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.

ХАРАКТЕР (буквально - клеймо, печать, царапина) - сторона личности, связанная с энергичностью, мобилизационными возможностями психики, а также устоявшимися манерами жизни, общения, поведения.

Сильный, выраженный характер - это энергичность, готовность к риску, самостоятельность, решительность и настойчивость. Слабый характер (бесхарактерность, "бесхребетность") - пассивность, предпочтение спокойных условий жизни и видов деятельности, подверженность внешнему давлению (податливость), слабоволие, неспособность доводить начатые дела до получения результата.

Военная служба накладывает на характер человека заметный отпечаток. Сказываются дисциплинарные меры и достигнутый уровень дисциплины в подразделении и части, условия коллективности в быту и службе. Неизгладимый след в характере оставляет опыт боевой деятельности, с одной стороны, закаляя его, а с другой - порождая некоторые нежелательные особенности. Отрицательно сказывается на развитии характера психическая травма, которая может быть получена не только в экстремальных условиях воинской деятельности, но и в повседневных условиях казарменного быта, в общении с сослуживцами. Плохо влияет на характер неумелое воспитание, грубое обращение, обстановка безответственности. Характер при этом, как говорят, "портится": человек становится трудным в общении, в социальном поведении в целом.

СПОСОБНОСТИ - это умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии надлежащих мотивации и характера (что не относится к способностям) воин отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких специальностях. Эта обучаемость проявляется как во время обучения, так и после завершения учебы в непосредственно служебной деятельности.

При оценке способностей устанавливают два их параметра: предметное содержание (способности к чему-то) и уровень выраженности, то есть их величину. По первому параметру различают способности к командно-организаторской деятельности, стрельбе, вождению боевых машин, воспитательной работе, разведке, маскировке и т.д. Особую ценность в военном деле имеют бойцовские способности, которые проявляются в искусстве ведения боя, в раскрытии замыслов противника, умении опередить его в нужном месте и нанести ему поражение, сохранив свои силы. Для солдата они так же важны, как и для командира, правда, у командира как организатора боя бойцовские качества соединяются с командными и проявляются через его организаторское мастерство.

По второму параметру в способностях различают разные степени одаренности, в том числе и воинский талант, который может реализоваться в большинстве воинских специальностей, даже самых скромных.

НАПРАВЛЕННОСТЬ личности - это свойственная данному человеку упорядоченная структура его духовных ценностей, потребностей и выраженных долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами. МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ!!!

Одни люди ориентированы на творчество, другие - на потребление, одни - на созидание, другие - на разрушение, одни ориентированы социально, другие - антисоциально, враждебно к обществу. Одни руководствуются в своей жизни преимущественно ценностями, другие - потребностями. Есть и такие случаи, когда направленность личности не имеет ни четкой выраженности, ни устойчивости. Такие люди следуют сиюминутным побуждениям, удовлетворяются достаточно примитивными радостями.

Очень хорошо, когда внутренняя направленность личности согласуется с профессиональными ценностями.

СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это всесторонняя подготовленность человека к жизни и деятельности в обществе, к реализации своего жизненного потенциала и своих обязанностей. Это такие особенности личности, которые более непосредственно обусловлены содержательной стороной обучения и воспитания, той информационной средой, в которой живет и действует воин. Сюда входят: его осведомленность (эрудиция) в науках и законах общественной жизни, содержание профессиональных, социальных и бытовых навыков. Здесь же и психологическая подготовленность к восприятию и преодолению жизненных трудностей, в том числе опасностей и тягот военной службы мирного и поенного времени. Социальные аспекты компетентности - это умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми, находить с ними общий язык и устанавливать тесные отношения, другими словами, умение и желание быть социально совместимым, способным к совместным действиям. Социальная компетентность включает также дисциплинированность, уважение к законам и системе управления, умение подчиняться власти.

Многочисленные факты говорят о том что социальная компетентность молодых людей, вливающихся в ряды армии и флота, далека от тех требований, которые предъявляет военная служба. Это определенным образом ориентирует содержание и методы воспитательной работы. Если же эта социальная незрелость не принимает во внимание, если все усилия сосредоточиваются на задачах собственно воинского воспитания, то предпринимаемые усилия мало что дают. В воспитании, как и в обучении и в организаторской деятельности, существует закон последовательности: нельзя решить задачи более высокого уровня, не опираясь на результаты решения задач более простых. Невозможно перепрыгнуть через элементарную социальную неразвитость сразу к высотам воинской дисциплины и сознания воинского долга. Значит, содержание воспитания молодых воинов должны включаться в современных условиях и такие задачи, которые не были. свое время решены в семье и школе.

Я - КОНЦЕПЦИЯ, или самосознание - это центральная, ядерная структура личности. Это сумма всех представлении воина о себе, всего того, что он о себе думает как оценивает себя и как, следовательно, все это вместе взятое влияет на его поведение.

Особая значимость я - концепции вытекает из того, что у человека как существа сознательного свойства личности проявляются в поведении не автоматически, бессознательно, а преломляясь через самосознание и самооценку, отношение к себе. Другими словами, значение имеет не просто то, каким человек является, так сказать, объективно, но и то, как он себя видит, ценит, чувствует, осознает.

Распространенное явление нашего времени - низкая психологическая культура многочисленных слоев населения. Люди плохо знают себя, не осознают своих возможностей, не понимают мотивов своих поступков, не могут более или менее точно осознать, что они переживают, что их беспокоит и радует, какие именно потребности они испытывают. Как правило, самооценка молодых людей занижена, они страдают от чувства собственной неполноценности и, чтобы избавиться от этого дискомфорта, ведут себя то агрессивно, то робко и пассивно. Бахвальство, поиск приключений, стремление унизить более слабого, объединение в группы антиобщественного характера - все это не что иное, как полубессознательное стремление компенсировать негативную самооценку, самоутвердиться любым способом. Такая поведенческая стратегия или ничего не дает, усугубляя низкую самооценку, либо ведет к иллюзии собственной значимости.

Значит, воспитательная деятельность должна учитывать особенности самооценки каждого, с кем эта деятельность планируется. Только уважение к самому себе служит надежной психологической базой для уважения других и эффективного использования своего личностного ресурса в жизни и службе.

Сержанты (старшины) имеют весьма благоприятные условия для индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Совершенно беспочвенными являются заявления о том, что отсутствие преимущества в возрасте по сравнению с солдатами (матросами), примерное равенство жизненного опыта с ними, недостаток специального образования, дескать, мешают воспитанию. Самое главное и решающее преимущество младшего командира прежде всего в том, что он ближе к подчиненному, нежели офицер. Причем роль этого фактора будет возрастать, поскольку в обществе, где мало-помалу демократизируются нравы, воспитание тоже демократизируется и, значит, становится менее директивным, более товарищеским.

В воспитании всегда важен индивидуальный подход, потому что у каждого воина свои проблемы и трудности и кто-то должен обратить на них пристальное внимание. Индивидуально-воспитательная работа, как и воспитание в целом, - это прямые и косвенные воздействия, принимая которые, человек совершенствуется. Он растет духовно, лучше справляется со своими задачами и бытовыми трудностями...

Индивидуально-воспитательная работа ведется обычно на фоне общей системы воспитания, опирается на нее и решает такие задачи, которые не под силу этой системе, поскольку она не может учесть специфические проблемы каждого воина в отдельности. Скажем, только при индивидуальном подходе можно учесть особенности, которые порождаются двумя характерными ситуациями. Одна из них связана с тем, что воин осуждает себя, хочет изменить свое поведение к лучшему, но сделать это не в силах; вторая характерна тем, что он уверен в собственной непогрешимости и целесообразности своего поведения, а поэтому активно сопротивляется всяким воспитательным воздействиям.

Для того чтобы активизировать и правильно поставить индивидуально-воспитательную работу, уместно дать сержантам (старшинам) несколько рекомендаций:

Всякое воспитательное воздействие обосновано по крайней мере тремя моментами: а) оно должно быть в интересах самого воина; б) диктоваться конкретной служебной задачей, скажем, необходимостью поддержания уставного порядка; в) оно необходимо для достижения или сохранения благополучия коллектива. Если же воспитательное воздействие не имеет в глазах воспитуемого веских причин, оно принимает вид элементарной "придирки", каприза или своеволия начальника. Значит, не следует воспитывать по "инерции", "ради порядка", "чтобы показать, кто здесь начальник", и по другим аналогичным соображениям.

Индивидуальное воздействие обретает воспитательную силу, если оно исходит от авторитетного лица, которое пользуется уважением. Первым, элементарным условием авторитета является, как известно, личный пример. Никакого воспитания нельзя построить на пресловутом принципе: "Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю". Чтобы достичь воспитательной цели, следует опираться на то, в чем сержант (старшина) сильнее своего подчиненного и в чем это преимущество им признается. Это может быть лучшее знание службы, людей или какие-то достижения в спорте, иной области.

Воспитательное воздействие не достигнет цели, если начнется с критики, с негативной оценки воина. Где критика, там могут быть и брань, и унижение личности, что почти всегда мобилизует защитное поведение человека и заставляет его сопротивляться всякому воздействию. Воспитание не борьба, а совместная работа с подчиненными над их проблемой.

Индивидуально-воспитательную работу лучше проводить наедине, без посторонних.

Воздействие является воспитательным, если оно воспринимается как помощь, как то, в чем человек нуждается. Воспитание не навязывается. Следует иметь в виду, что требование, порой прямое и жесткое, даже наказание тоже могут восприниматься воином как помощь, а то и как облегчение его положения. Разумеется, при этом нужно правильно раскрыть и оценить возникшую ситуацию.

Воздействие не является воспитательным, если в нем слаб разъяснительный элемент. Иногда начальнику кажется, что подчиненному уже все предельно ясно. Остается только требовать с него да наказывать за нарушение. Увы, ясности как раз и не хватает в большинстве трудных случаев. Нужны более терпеливые, более изобретательные и доходчивые разъяснения. Точка зрения подчиненного, его самооценка могут быть совершенно неожиданными, поэтому он и не принимает во внимание стандартные разъяснения. Они для нею не являются индивидуальными. Всем начальникам надо помнить золотое правило педагогики: кто больше и лучше учит, тому меньше приходится воспитывать.

Воспитание не достигает цели, если воин чувствует, что сержант (старшина) не понимает его проблем, тех причин, которые побуждают его к поведению, не соответствующему нормам воинской морали. Значит, прежде чем "воспитывать" такого солдата, следует разобраться с этим. Возможно, беседа с ограниченной целью - понять мотивы неправильного поведения воина - без явной попытки повлиять на них приведет быстрее к конечной цели.

И, наконец, несколько методических рекомендаций руководителю группы.

Представляя сержантам и старшинам теоретический материал по психологии личности, целесообразно связать его с повседневным практическим опытом и теми трудностями, с которыми они сталкиваются в общении со своими подчиненными. Уместно в ходе дискуссии обменяться представлениями о личностных проявлениях тех или иных военнослужащих, связанных с какими-либо значимыми событиями, поступками, ставшими предметом разбирательства, изучения.

Для лучшего усвоения научных данных о личности полезно подобрать такие поступки, в которых более заметны проявления отдельных сторон личности, их взаимовлияние. Допустимо в качестве иллюстрации опираться на поведенческие факты, порожденные недостаточным развитием основных личностных свойств: способностей, характера, направленности, социально-профессиональной компетентности.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за успешное выполнение отделением, расче­том, экипажем боевых задач; за обучение и воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисципли­нированности, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, из­менением социального облика солдата, переходом на комплектование частей и подразделений военнослужащими по контракту, совершен­ствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежни­ми. Это вызвало необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую оче­редь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной воинской службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность военной присяге.

Одной из важнейших задач сержантов является воспитание подчи­ненных в духе патриотизма и интернационализма, готовности отдать все силы, а если потребуется, и жизнь для защиты интересов своей Родины. Для этого они сами должны быть готовыми к самоотверженным действи­ям во имя интересов нашего Отечества, к выполнению служебного долга. Сержанты отвечают за правильное использование и сбережение во­оружения и военной техники. Для этого они должны хорошо знать ма­териальную часть, ее правила эксплуатации, прививать подчиненным солдатам бережное отношение к своему оружию и военной технике.

Сержанты помогают подчиненным изучать уставы и наставления, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формиру­ют умение подчинять свои действия и поступки требованиям общево­инских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку, за сохранность здоровья и обеспе­ченность всем необходимым подчиненных. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные каче­ства, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повыше­нию своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к военно-педагогическому процессу - знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи

тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно ру­ководствоваться принципами национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и братства между воинами различных нацио­нальностей.

Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделе­нии. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежитель­ностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедли­вой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетае­мая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои зада­чи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчинен­ных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с забо­той о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки под­чиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо под­готовлены и слажены отделения, расчеты, если каждый военнослужа­щий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастер­ству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

1.2.3. Методика проведения индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими отделения (расчета, экипажа)

В практике работы сержанта постоянно возникают всевозможные ситуации, разрешить которые можно лишь умело владея педагогичес­кими знаниями. Как выбрать средство воспитательного воздействия на подчиненного? Наедине поговорить с солдатом, нарушившим во­инскую дисциплину, или обсудить его поступок на собрании, промол­чать о случившемся или сделать воину замечание, простить или нака­зать? Правильно поступит лишь тот сержант, который умеет найти ключ к уму и сердцу человека, учесть его черты характера, психологи­ческие особенности - словом, умело владеет методикой индивидуаль­но-воспитательной работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляе­мое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целе­сообразных методов, форм и средств воспитания.

ИВР с подчиненными строится на следующих принципах:

Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности;

Сочетание требовательности с уважением личного достоинства

человека;

Опора на положительные качества личности воспитуемого;

Единство, согласованность и преемственность в воспитании.

Их использование сержантами в своей деятельности позволяет це­ленаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия, поступки, поведение подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.

Система индивидуально-воспитательной работы включает:

определение целей и задач;

планирование;

определение того, кто и с кем индивидуально работает;

обучение практике индивидуальной воспитательной работы;

изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужа­щих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия;

организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;

анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекцию плана.

Знание подчиненных - одна из обязанностей командиров (началь­ников). Напомним также, что в соответствии со статьями 151 и 153 УВС заместитель командира взвода, командир отделения, а именно на этой должности часто находятся сержанты, обязан знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостат­ки в боевой подготовке каждого подчиненного.

Изучение личного состава на первый взгляд кажется делом прос­тым. Однако на практике это сложный, многогранный процесс, требу­ющий от воспитателя и времени, и опыта, и определенных знаний.

В военной педагогике и психологии известно много методов изуче­ния индивидуальных особенностей военнослужащих. К ним относят­ся: наблюдение; изучение документов; обобщение мнений (обобще­ние независимых характеристик); изучение преимущественных отно­шений; беседа; анализ результатов деятельности; социометрический опрос; тестирование.

Один из наиболее объективных и надежных методов изучения во­еннослужащего - наблюдение. В ходе его осуществляется накопление фактов о поступках, поведении, суждениях подчиненного, анализ, обобщение и систематизация которых позволяют сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Наблюдение за человеком в непринужденной обстановке, напри­мер в столовой, курилке, увольнении, во время перерывов учебных за­нятий и в других условиях, когда рядом нет непосредственных коман­диров, позволяет, как никакой другой метод, выявить соответствие сознания и поведения военнослужащего.

Для повышения эффективности наблюдения можно сознательно создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максималь­ной степени проявить те качества, которым хотелось бы дать оценку.

При этом воспитателю необходимо помнить, что не всегда можно судить о человеке по отдельным поступкам, делать выводы о нем на основе единичного наблюдения. Поэтому процесс наблюдения дол­жен быть непрерывным, конкретным и активным.

Важной и достаточно трудоемкой деятельностью сержантов и на­чальников, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем, является изучение документов (ана­лиз документов). Изучается обычно личное дело (автобиография, ан­кеты, характеристики, документы об образовании). Оно помогает сер­жанту узнать об основных событиях биографии человека, которые так или иначе могли повлиять на формирование личности. Важные сведе­ния о познавательных способностях, военно-профессиональной нап­равленности и отдельных психологических особенностях подчинен­ных можно получить из карты профессионального отбора призывни­ка, в которую заносятся результаты изучения и "обследования в период приписки и призыва военнообязанных. Об общественной активности воина, его дисциплинированности, широте знаний, физическом раз­витии можно узнать из служебной карточки, читательского билета, медицинской книжки и других документов.

Лучше узнать человека помогает обобщение мнений сослуживцев о его поведении и действиях (так называемый метод обобщения незави­симых характеристик).

Сопоставление наблюдений и выводов многих людей позволяет об­наружить ошибочность представлений о человеке, отсеять неверные оценки и определить истинные его достоинства.

Сведения о военнослужащем могут быть получены в ходе как уст­ных бесед, так и заочного опроса (с помощью анкет, опросников). Последний сержантами применяется сравнительно редко, так как тре­бует затрат времени и специальных знаний.

Метод изучения преимущественных отношений. Сущность его зак­лючается втом, что воспитатель выявляет в процессе индивидуальной воспитательной работы с подчиненными с использованием различных методов следующее: о чем подчиненный любит говорить; что больше всего любит делать; как предпочитает проводить свободное время; с кем поддерживает дружеские отношения; что его больше всего волну­ет и т. п. На основе анализа выявляются интересы, потребности как духовные, так и материальные, склонности, мотивы активности в раз­личных видах деятельности, установки, особенности характера, тем­перамента, культуры, уровень и направленность развития жизненной позиции и др.

Однако самые достоверные данные о подчиненном дает личное об­щение с ним. При умелом проведении индивидуальной беседы воспи­татель может оценить не только потребности, склонности, интересы, черты характера военнослужащего, но и выявить его истинные пере­живания, мнение о положении дел в коллективе, сослуживцах и т. д. Результаты беседы помогают составить более полное представление о личности подчиненного.

Успех проведения подобных бесед во многом зависит от соблюде­ния сержантом ряда правил. Одно из них - тщательная подготовка к проведению беседы. Важно продумать ее содержание, тему, опреде­лить круг вопросов к воину, при этом изучить всю имеющуюся о нем информацию. Необходимо также правильно выбрать место для беседы и время ее проведения.

Важно, чтобы общение проходило в спокойной и доверительной обстановке, без посторонних лиц. Все вопросы должны быть просты­ми и понятными. Ставить их нужно так, чтобы в ходе беседы вырисо­вывался единый целостный рассказ военнослужащего о себе, своей жизни, трудностях прохождения военной службы. Непременное усло­вие успеха беседы - е*е творческий характер. Она не должна вестись в форме простого опроса по предварительно намеченным вопросам, ко­торые являются лишь основой для беседы. Практика показывает, что для систематизации, анализа и учета индивидуальной работы воспита­телю целесообразно иметь педагогический дневник (рабочую тетрадь, блокнот). В нем накапливаются данные о каждом воспитаннике, на­мечаются основные меры воздействия (взаимодействия с ним), отме­чаются результаты наблюдений и некоторые выводы, характеризую­щие действенность индивидуально-воспитательной работы. Много времени такие записи не отнимут, зато придадут вашей работе целе­направленность и систематичность.

В целях изучения и воспитания подчиненных в войсковой практи­ке широко применяется анализ результатов деятельности. Он предус­матривает учет действий и поступков подчиненных, а также их упуще­ний и достижений в различных видах деятельности. При этом воспи­тателю важно изучить уровень проявления активности, инициативы, творчества в работе; мотивы активности; условия выполнения работ и т. п. Характер выполнения военнослужащим заданий может свиде­тельствовать о его навыках, способностях, интересах и других качест­вах личности.

Социометрический опрос. С его помощью может быть произведено определение статуса личности военнослужащего в коллективе, характеристик взаимоотношений с другими членами коллектива, оценка состояния морально-психологического климата, в котором живет подчиненный.

Тестирование является эффективным методом изучения личности военнослужащего, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических качеств, а также совокупность психических свойств личности. Тестирование проводит­ся специально подготовленными офицерами, как правило, психолога­ми частей.

Опыт воспитательной работы свидетельствует о том, что только комплексное использование всего арсенала методов и средств изуче­ния индивидуальных особенностей воинов даст желаемый результат. В каждом конкретном случае воспитатель определяет, какие методы и как их ему целесообразно использовать для получения наиболее дос­товерной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, познание подчиненного выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности его обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самого воина.

по укреплению воинской дисциплины и поддержанию

Уставного порядка

Воинская дисциплина - это одна из форм государственной дисцип­лины, основа боеготовности и боеспособности частей и подразделе­ний Вооруженных Сил Российской Федерации.

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обес­печения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятель­ности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собран­ности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обя­зательность ее требований для всех категорий военнослужащих; сов­падение целей законности и воинской дисциплины; детальная регла­ментация правил поведения по всему спектру видов воинской дея­тельности; повышенная правовая ответственность за нарушение по­рядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нрав­ственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисципли­нарная ответственность за нарушение правил, норм не только в слу­жебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного вы­полнения установленных норм и проявления активности, самостоя­тельности, творчества и т. п.

Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педаго­гов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Та­кая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процен­тов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, бу­дет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично мар­шируют, но не так надежны».

Современное понимание воинской дисциплины в сжатом, но ем­ком виде представлено в Дисциплинарном уставе ВС РФ, ст. 1: «Воинс­кая дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужа­щими порядка и правил, установленных законами, воинскими устава­ми и приказами командиров (начальников)». Воинская дисциплина ха­рактеризует и определяет должностные и личностные отношения меж­ду военнослужащими, а также воинскими коллективами. Носителем ее является конкретный человек - солдат, сержант, офицер. Находит же свое выражение она в дисциплинированности военнослужащего.

Понятие «дисциплинированность» означает специфическое каче­ство воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам пове­дение его в условиях воинской службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости воинской дисциплины:

Знание уставов и наставлений, требований воинской службы;

Умение управлять собой согласно требованиям воинской дис­циплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она мо­жет быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определен­ный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое на­казание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тог­да можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности.

Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятель­ности. Рассмотрим приоритетные направления работы младших коман­диров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

Основные направления формирования и развития дисциплинирован­ности у военнослужащих:

Умелое руководство деятельностью и поведением военнослужа­щих;

Эффективная воспитательная работа;

Поддержание уставного порядка в отделении, расчете, строгое соблюдение распорядка дня всеми военнослужащими;

Четкая организация боевой подготовки и полный охват ею лич­ного состава;

Забота о здоровом морально-психологическом климате в коллек­тиве;

Повседневная требовательность младших командиров к подчи­ненным и контроль за их исполнительностью, уважение личного дос­тоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочета­ние и правильное применение мер убеждения, принуждения и обще­ственного воздействия коллектива;

Самовоспитание дисциплинированности.

При работе с военнослужащими по контракту необходимо учиты­вать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта.

Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ори­ентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуаци­ях. Умелая организация этой работы помогает молодым солдатам пре­одолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться непло­хих результатов в боевой подготовке.

Параллельно проводится работа в коллективе:

культивирование положительных взаимоотношений;

формирование здорового общественного мнения и единства взгля­дов по основным вопросам службы и боевой учебы;

преодоление негативно направленного лидерства;

поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требова­тельного отношения сослуживцев друг к другу.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, ес­ли сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированнос­ти, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сер­жанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только со­держание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубос­ти и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и прика­зов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным соста­вом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений: начальник - подчиненный, личность - коллек­тив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других - становятся прямой причи­ной нарушения дисциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распреде­ление нагрузок между солдатами различных сроков службы; нежела­ние, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методичес­ких навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих - лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречаю­щиеся на практике.

Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сто­рон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправ­давшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; вниматель­ное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использования мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристраст­ным, не сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и ис­пользовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет сол­дата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сло­житься лишь в том случае, если его оценивать не, по словам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная орга­низация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и мо­ральных сил, способствовала развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следу­ет добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и орга­низованности. Дисциплинирует также четкая организация обслужива­ния вооружения и техники.

В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика - это сложив­шаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий с целью их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

При определении вины военнослужащего принимаются во внима­ние: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совер­шен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен пом­нить, что мера взыскания и сама форма его наложения не должны восприниматься как действия, направленные на унижение человечес­кого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта по­мочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необ­ходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, но к боязни со­вершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъ­ективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с под­чиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисципли­нарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индиви­дуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослу­жащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядок, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением уста­новленных правил ношения военной формы одежды, а также воинс­кой дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обя­занностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, фор­мирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполни­тельность.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу непосредственного команди­ра о неприкосновенности его личности, уважении его чести и достои­нства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уста­вами правил взаимоотношений между военнослужащими является од­ним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

Особой продуманности и организованности требует работа с воен­нослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностно­му подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учесть психологические особенности военнослужащих.

Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе. Ис­кать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего - честность, персональная ответственность за порученное дело, образ­цовое выполнение воинского долга.

Большое значение в современных условиях имеет борьба за трез­вый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство со­вершенно нетерпимое явление в армии, оно злейший враг боевой го­товности.

Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевре­менно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему ко­мандиру. Некоторые сержанты пытаются скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нару­шителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступ­кам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бы­товых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять забо­ту и об организации досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дис­циплины. Его задача - добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия ху­дожественной самодеятельностью и спортом.

Таким образом, младший командир должен добиваться того, чтобы все компоненты организаторской и воспитательной работы - содержа­ние, формы, методы и средства были тщательно продуманы и всесторонне обоснованны, составляли в своей совокупности неуклонно и последовательно осуществляемую систему мероприятий, оказывали постоянное психологическое воздействие на сознание, чувства и прак­тические действия личного состава по неукоснительному соблюдению ими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами.

1.2.5. Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего поряд­ка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпа­сов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а так­же для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероп­риятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспи­тательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосред­ственное, активное участие.

Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается стар­шиной роты, а во взводе - заместителем командира взвода. Число на­рядов должно распределяться равномерно и справедливо.

При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисципли­нированность, бдительность, организаторские способности, инициа­тиву и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учи­тывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с род­ными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психоло­гического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дис­циплины и даже к преступлениям.

В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ.

Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и долж­ны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к не­выполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем зас­тупить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов.

Подготовка личного состава к несению караульной службы прово­дится в три этапа:

первый - за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам;

второй - в день, предшествующий заступлению в наряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безо­пасности при обращении с оружием;

третий - в день заступления в караул проводится практическое за­нятие с отработкой действий часовых на постах.

Основа успешного несения службы суточным нарядом заключает­ся в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте - в подразделении, с личным составом караула - на караульном город­ке и т. д.

Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводя­щими, назначенными из числа сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов).

Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных. На кара­ульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Ус­тавом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи пос­та, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное вни­мание при этом обращается на поддержание постоянной бдительнос­ти и соблюдение порядка применения оружия.

На практическом занятии помощник начальника караула и разво­дящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только устав­ные требования, но и что находится под его охраной и обороной, осо­бенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охран­ной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия.

Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руко­водством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневаль­ных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме под­разделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки.

Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали. Образцовый внешний вид суточного наряда должен

служить примером для военнослужащих и оказывать на них дисцип­линирующее воздействие.

Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практи­ческих действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддер­жанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соб­людению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеп­рипасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

В этом же порядке проводятся занятия с другими лицами суточно­го наряда. Тренировки проводятся до тех пор, пока действия обучае­мых не будут четкими и слаженными.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
Рубрика (тематическая категория) Радио

Сержанты относятся к младшему звену командных кад­ров и представляют самый многочисленный их отряд. Οʜᴎ несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчинœенных. Отмечая их"роль, М. В. Фрунзе подчеркивал, что младший комсостав образует ту основу, на которой зиж­дется всœе дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части.

Сегодня роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделœениями, с изменением социального облика сол­дата͵ с сокращением сроков службы, с совершенствованием техники и вооружения. Требования к обучению и воспитанию возросли, а сроки подготовки не увеличились. Это вызвало крайне важно сть повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всœех степеней, и в первую оче­редь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества советского воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повсœедневной воинской службы и боевой учебы. Οʜᴎ организуют службу подчинœенных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад воинской службы воспитывал у личного состава верность воинскому долгу, военной при­сяге.

Одной из важнейших задач сержантов является воспита­ние солдат в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических убеждений, классовой ненависти к импе­риализму, нравственных принципов поведения, патриотизма и интернационализма, готовности отдать всœе силы, а если потребуется и жизнь, для защиты интересов социалистиче­ской Родины. Для этого они сами должны быть беспредель­но преданными делу КПСС, социалистической Родинœе и сво­ему народу, готовыми к самоотверженным действиям во имя интересов социалистического Отечества, к выполнению интер­национального долга.

Сержанты помогают подчинœенным изучать оружие и бое­вую технику, уставы и руководства, организуют и несут вме­сте с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную ра-

боту по укреплению воинской дисциплины, формируют уме­ние подчинять свои действия и поступки требованиям воинс­ких уставов, приказам командиров. Οʜᴎ отвечают за строе­вую выправку и физическую подготовку, за сохранность здо­ровья и обеспеченность всœем необходимым подчинœенных.

Здесь особенно важен личный пример сержантов, их ав­торитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению сво­их педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта-быть умелым учителœем и воспитателœем. Без это­го нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспита­ния-знать и учитывать национальные особенности, тради­ции и обычаи тех народов, представителями которых явля­ются подчинœенные. В руководстве многонациональным кол­лективом сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами ленинской национальной политики, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, за­боту об укреплении дружбы и братства между воинами раз­личных национальностей.

Говоря о командирских качествах сержантов, следует иметь в виду их умение уверенно командовать подчинœенны­ми как в мирное время, так и в бою, прививать им любовь к воинской службе, проявлять уставную требовательность к солдатам.

Высокая требовательность-неотъемлемое качество ко­мандира, основа дисциплины и организованности в подчинœен­ном подразделœении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчинœенно-" го, что, как правило, обижает, отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всœем, уважительной. Требовать уважения - значит помогать солдату осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчинœен­ных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного тру­да, с заботой о подчинœенных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, на­сколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчинœенных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им во­инскими уставами. Много также значит стремление сержан­та проверить свои действия оценкой офицера, умение пра­

вильно распорядиться его советом, помощью, неукоснитель­но выполнить приказ, упрочить авторитет.

Часть (подразделœение) становится боеготовой, в случае если хоро­шо подготовлены и слажены отделœения, в случае если каждый воен­нослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в данном роль сержанта͵ который лично учит солдат воинскому мастерству, растит отличников уче­бы классных специалистов, организует и руководит социали­стическим соревнованием в своем подразделœении, распрост­раняет передовой опыт.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕРЖАНТОВ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА" 2017, 2018.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама