THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воспитатель- это зеркало духовной культуры нашего будущего!

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия воспитатель, не совсем обычная. Ведь воспитатели заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, к катастрофе.
Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок – это чистый лист, на котором взрослые могут «записать» все, что угодно. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. К сожалению не всегда влияние взрослых оказывается благотворным для растущего малыша, и способствует развитию гармоничной личности с высокими моральными принципами. Самое ужасное, если сами родители являются плохим примером для подражания, но даже в том случае, если они люди культурные и относятся серьезно к воспитанию малыша, не стоит забывать о том влиянии, которое оказывают на него встречающиеся ему по жизни педагоги.
Роль воспитателя в воспитании детей невозможно переоценить. Уже с детского сада воспитатель – это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир. Зачастую воспитатель и дети проводят вместе гораздо больше времени, чем дети и родители. От того, найдут ли общий язык воспитатель и дети, во многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами. Каждый из нас, наверное, помнит своего воспитателя в детском саду, не смотря на то, что с тех пор прошел ни один десяток лет. Это лишний раз свидетельствует о том, насколько глубоки наши детские впечатления и как сильно они влияют на нашу дальнейшую жизнь.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль воспитателя, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает воспитателю поймать внимание детей, расположить их к себе.
Каждый день, проживая в детском саду часть жизни, дети учатся многому, и, пожалуй, самому важному – гибкости в общении и мирному существованию среди людей. В центре общения со сверстниками – собственная личность, «Я» в соотношении с другими «Я» в свете оценки окружающих. Личность воспитателя рассматривается, как истина в последней инстанции и окружена ореолом непогрешимости или ореолом сверхконтроля. На протяжении всего дошкольного возраста воспитатель со своими индивидуальными особенностями является образцом для ребенка. Причем дети принимают воспитателя за нравственный образец независимо от его эмоциональной привлекательности. Ролевые особенности воспитателя в какой-то мере идеализируются детьми, от оценки внешних качеств ребенок переходит к оценке его деятельности, а после и к оценке его нравственных качеств. Отношение к воспитателю обусловлено отношением воспитателя к детям, хотя в основном дошкольники оценивают воспитателя всегда положительно. Было замечено даже лучшее отношение к требовательному и строгому воспитателю, нежели к демократичному. Поскольку по представлению детей хороший воспитатель – это тот, кто воспитывает.
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии.
В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от воспитателя зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.
Родители, в свою очередь, должны уважительно относиться к человеку, который является специалистом в области воспитания детей и не навязывать ему модель взаимодействия воспитателя и детей.

Воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.
Воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Воспитатель - это патриот своей Родины. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Страна доверяет им самое дорогое - свое будущее.

Два мира есть у человека:
Один - который нас творил,
Другой - который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Воспитание ребенка –
Непростая работенка,
Нужно научить дитя
Всем основам бытия.

Чтоб ребенок одевался
И в искусстве разбирался,
Знал, что плохо, а что нет,
Развивал свой интеллект.

Детский садик – его мир,
Воспитатель в нем – кумир,
Помогает малышам,
Подменяя на день мам.

Задание 5.

Изучение культуры педагогической деятельности вос­питателя.

Цель: стимулирование потребности в повышении куль­туры педагогической деятельности.

1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с деть­ми, исходя из двух речевых позиций: а) содержание обще­ния; б) культура речи воспитателя в общении.

2. Обратите внимание на внешний вид воспитателя, по­мощника воспитателя и всех сотрудников детского сада.

3. Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп.
Задание 6.

Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия»

(организация общения с детьми).

Цель: определить мотивы отношения детей к воспи­тателю и представления детей о деятельности воспитателя.

1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и вос­питателя обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отно­шения ребенка к воспитателю.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:


Имя ребенка, возраст

1-й вопрос

2-й вопрос

3-й вопрос

4-й вопрос

Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 3-4 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности вос­питателя проведите вторую беседу с детьми (Н.Я. Михайлеико).

- Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь «призму детско­го восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.
Тема 5 . Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности

Задание 7.

Изучение оборудования, необходимого для организации трудовой деятельности дошкольников.

Цель: развивать умение студентов анализировать орга­низацию целесообразной предметно-пространственной сре­ды для включения дошкольников в элементарный труд.

Для реализации задач и содержания трудового воспита­ния дошкольников в детском саду необходимо специальное оборудование. В каждой возрастной группе и на участке дет­ского сада должны быть предметы для хозяйственно-бытово­го труда, труда на природе, ручного художественного труда и труда по самообслуживанию.

Принято размещать это оборудование в специальных угол­ках: уголок хозяйственно-бытового труда, уголок природоох­ранного труда и т.д. При этом необходимо, чтобы ребенок легко мог найти нужную ему вещь, имел бы место для занятий дан­ным видом труда, чтобы не мешать другим детям.

Необходимо выявить:

а) наличие трудовых уголков в групповой комнате и на участке;

б) подбор необходимого трудового оборудования и его раз­мещение;

в) соответствие оборудования гигиеническим и педа­гогическим требованиям.
Вопросы для обсуждения:

1.Какие трудовые уголки имеются в групповых комнатах или на участке?

2. Чем отличается оборудование в различных возрастных группах, соответствует ли оно педагогическим и гиги­еническим требованиям?

3. Каковы особенности использования оборудования для трудового воспитания дошкольников в различных возраст­ных группах?

4. Что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков?
Изучение видов труда и их освоенности детьми одной из возрастных групп детского сада.

Цель: развивать гностические умения студентов (педа­гогическая диагностика уровня освоенности детьми различных видов труда).

Необходимо выявить:

а) какими видами труда занимались дошкольники;

б) сколько детей участвовало в различных видах труда;

в) отношение детей к труду;

г) каковы мотивы трудовой деятельности детей;

д) как проявляются особенности руководства различными видами труда при различных формах его организации.

Студенты записывают, какими видами труда и в каких формах организации занимались дети в течение дня: в утренний отрезок времени, в период подготовки к завтраку, к заня­тиям, между НОД, на прогулке; отмечают, сколько де­тей участвовало в течение дня в разных видах труда (природоохранном, хозяйственно-бытовом, труде по само­обслуживанию). Рекомендуется познакомить студентов со следующими формами организации этих видов труда: дежурство в уголке природы (или в экологической ком­нате), на занятиях и в столовой; коллективный хозяйственно-бытовой труд (по уборке групповой комнаты, территории и др.); совместный труд на огороде.
Вопросы беседы с детьми (2-3):

1. Что ты делал? Получилось ли у тебя все, что ты хотел?

2. Зачем ты это сделал? Для чего это нужно?

3. Как ты это делал?

4. Любишь ли ты трудиться? Почему ты любишь трудиться?

5. Какой труд ты не любишь?

6. Чем ты не любишь заниматься больше всего? Почему?

7. Чем ты любишь заниматься больше всего? Все данные заносятся в таблицу.
Вопросы для анализа:

1. Какие виды труда используются в возрастной группе, соответствуют ли они требованиям программы воспитания и обучения в детском саду?

2. Каковы задачи трудового воспитания в различных воз­растных группах (сформулировать на основе полученных данных и требований программы)?

3. Как усложняются задачи и содержание трудового вос­питания от группы к группе?

4. Какова степень овладения детьми данной возрастной группы разными видами труда, соответствуют ли трудовые умения и навыки требованиям программы?

5. Какие методические приемы использовал воспитатель для установления личностно-ориентированного взаимо­действия в труде?
Задание 8.

Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.

Цель: формировать у студентов профессиональные уме­ния руководить трудом дошкольников как совместной деятель­ностью ребенка и «значимого взрослого», формировать у них педагогическую рефлексию и профессиональную установку, что «нет плохих учеников, есть плохие учителя».

1. При составлении плана-конспекта по организации эле­ментарного труда дошкольников (вид труда и форму его орга­низации студент выбирает самостоятельно) обратите внима­ние, что это вид совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому при определении содержания труда необходимо четко продумать и свое участие в нем.

2. Детский труд организуйте по подгруппам, предусмот­рев сочетание различных его видов и распределив детей с учетом их интересов.

3. После самостоятельной работы с детьми ответьте на следующие вопросы:

Какие чувства вы испытывали, работая вместе с детьми?

Какова роль трудовой деятельности в развитии ребенка?

Чему вы уже сегодня можете научить своих воспитан­ников?
Тема 6 . Художественно-эстетическое развитие

Задание 9.

Изучение способов развития продуктивной деятельности.

Цель: развивать умение студентов анализировать орга­низацию продуктивной деятельности.

1. При просмотре занятий по изобразительной деятель­ности обратите внимание на следующие моменты:

Отличительные особенности методики проведения НОД в разных возрастных группах;

Комплексный характер НОД по изобразительной дея­тельности;

Вариативность используемого изобразительного матери­ала и право ребенка на его выбор;

Методические приемы, используемые воспитателями раз­личных возрастных групп, стимулирующие детское художе­ственное творчество;

Индивидуальный подход в развитии изобразительного творчества детей;

Интерес детей к занятию, их эмоциональное состояние;

Степень овладения детьми техническими и изобрази­тельными приемами.

Примечание: практиканты смотрят НОД по рисованию, аппли­кации, лепке, конструированию, а также комплексное занятие, включаю­щее различные средства изображения.

2. После занятия выберите две понравившиеся вам дет­ские работы и побеседуйте с их авторами:

Что изображено на твоем рисунке?

У тебя получилось нарисовать (вылепить, наклеить) все, что ты задумал?

Тебе нравится твоя работа?

Что ты еще хотел бы доделать? И что для этого тебе нужно? (Какие краски, карандаши, бумага и другие матери­алы тебе нужны?)

3. Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих де­тей. Побеседовав с воспитателем и проанализировав работы детей, сделайте заключение о «продвижении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью.
Задание 10.

Самостоятельное проведение занятия по изобра­зительной деятельности.

Цель: формировать у студентов профессиональные умения по руководству изобразительной деятельностью.

Студенты самостоятельно готовят конспект занятия по изобразительной деятельности (занятие может быть комплек­сным, а работа детей - коллективной).
Задание 11.

Изучение видов музыкальной деятельности и их освоенности детьми одной из возрастных групп детского сада.

Цель: развивать умение студентов анализировать орга­низацию музыкального воспитания в детском саду.

Одним из условий хорошего проведения занятий является тщательная подготовка воспитателя. При этом необходимо учитывать степень усвоения детьми песен, игр, продумывать предварительную краткую беседу к новой песне, подбирать соответствующий иллюстративный материал. Готовясь к исполнению песен, инструментального произведения, воспитатель намечает необходимые приёмы.

Перед занятием зал или групповую комнату хорошо проветриваются, пол вытирается влажной тряпкой. Пока дети играют, воспитатель готовит всё необходимое для занятий: ноты, игрушки, флажки, платки, ленты и т. д.

В младшей группе воспитатель расставляет стулья сам. Иногда дети помогают ему по своему желанию.

В средней, старшей и подготовительной группах в подготовке к занятию нужно создать у детей интерес к нему, сказать, чем они сейчас будут заниматься.

Дети должны заниматься в облегчённых костюмах и в тапочках.
Организация и методика проведения работы по музыкальному воспитанию


  1. Оборудование педагогического процесса для музыкального воспитания.

  2. Музыкальное воспитание в процессе разных видов деятельности детей:
- использование музыки в различных видах игр (музыкально-дидактический хоровод, сюжетно-ролевые, народные, театрализованные.

Использование музыки в гимнастике.

Индивидуальная работа с детьми по обучению игре на музыкальных инструментах.

Музыка на различных занятиях изодеятельности, физвоспитанию, ознакомление с окружающим и т.д.

3. Наблюдение и анализ музыкальных занятий в двух возрастных группах.

Вопросы к проведению и анализу музыкального занятия .


  1. Гигиенические условия (мебель, влажная уборка, внешний вид детей).

  2. Соответствие репертуара программным требованиям.

  3. Целесообразность и логика занятия.

  4. Наглядные, словесные и игровые приёмы, направленные на сосредоточение внимания и интереса детей к музыке, развитие активности и инициативы.

  5. Приёмы обучения пения (игровые словесные указания, вступительная беседа, показ образца и исполнения музыкального слова, пение хором, деление детей на подгруппы в играх и плясках).

  6. Приёмы индивидуального подхода к детям.

  7. Условие программного содержания детьми, какие приёмы способствовали созданию естественности и выразительности движения.

  8. Использовались ли приёмы, активизирующие инициативу и творческие способности детей.

  9. Распределение работы между воспитателями и музыкальным работником:

    • Согласованность их действий;

    • Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Проанализировать музыкальный уголок детского сада.

Целесообразность размещения, эстетическое оформление.

2. Использование музыкальных игрушек и инструментов детьми.

3. Роль воспитателя в освоении детьми различных музыкальных инструментов.
Задание 12.

Самостоятельное проведение занятия по музыкальному воспитанию.

Цель: формировать у студентов профессиональные умения по руководству музыкальной деятельностью.

Студенты самостоятельно готовят конспект «Дня музыки» (включение в режимные моменты работы по музыкальному воспитанию дошкольников, использовать интеграцию различных видов деятельности).
Тема 7. Развитие игровой деятельности

Задание 13.

Изучение способов развития игровой деятельности.

Цель: развивать умение студентов анализировать орга­низацию игровой деятельности

Вопросы для наблюдения и анализа игровой деятельности детей дошкольного возраста.


  1. В какой группе проводилось наблюдение за игровой деятельностью?

  2. Какие виды игр имели место в игровой деятельности детей?

  3. Длительность сюжетно – ролевых игр, участники игр, их возраст.

  4. Условия игры: достаточно ли было времени для игр, места, игрушек, игровых, материалов?

  5. Возникновение игр: кто придумал игру и организовал её, как были распределены роли?

  6. Содержание игры: что изображалось в игре, в какой последовательности, какая проявлялась выдумка?

  7. Использование в игре игрушки и игрового материала: какие игрушки были в распоряжении детей, что добавлялось во время игры, что дети делали сами, проявлялась ли изобретательность.

  8. Взаимоотношения между играющими: как дети договаривались между собой, как относились к своей роли, какие между детьми были конфликты и как они разрешались?

  9. Руководство ролевыми играми, подбор игрушек и игрового материала, влияние на тематику и содержание игр, на развитие сюжета, на осуществление замысла детей. Влияние воспитателя на организацию игры и на взаимоотношение детей в игре, на распределение ролей. Участие воспитателя в игре. Воспитание чувств и интересов в игре.

  10. Руководство воспитателя дидактическими играми: предложение игры детям, объяснение правил игры, дидактические задания, контроль за их выполнением, поддерживание интереса детей к игре, окончание игры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И ЕЁ РОЛИ В УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ.


  1. Каких знаний потребовало от детей участие в игре?

  2. Степень освоения детьми содержания и правил.

  3. Нарушался ли ход игры от недостатка знаний.

  4. Какие умственные действия использовались детьми?

    • Анализ ситуации, выбор способа действия, определение последовательности действий, оформление действий в речи, сравнение, классификация, ориентировка в пространстве, в свойствах и качествах предметов и др.

  5. Каковы причины ошибок и неудач, (недостаток знаний, несформированность умственных действий).

  6. Наиболее эффективные приёмы и руководства, обеспечивающие умственное воспитание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОВЕДЕНИЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР.


  1. Какая деятельность детей предшествовала игре (труд, другие игры, развлечения, бытовая деятельность).

  2. Что послужило поводом к началу игры: внесение игрушки, предложение одного из участников воспитателя?

  3. Как были привлечены к игре остальные участники?

  4. Тематика игры. Был ли сговор на игру, его содержание (планирование игры, распределение ролей и др.).

  5. Подготовка обстановке для игры:

    • Создают ли дети обстановку заново или используют имеющуюся.

    • Используют только готовые игрушки или приспосабливает другие вещи, делают недостающие.

    • Роль педагога в подготовке к игре, какими приёмами пользовался педагог.

  6. Развитие сюжета: как развивались изображаемые в игре события, по чьей инициативе, эмоциональное состояние играющих детей, затруднения, конфликты, пути их преодоления.

  7. Проявления творчества детей.

  8. Если кто – либо раньше выбыл из игры, указать причины.

  9. Имела ли игра своё завершение, или была прервана?

  10. Продолжительность игры.

  11. Оценка воспитателем деятельности детей.

Беседа с детьми: понравилась ли игра? Часто ли играют в эту игру?


  • каковы мотивы выбора и распределение ролей;

  • мотивы действий и решений при конфликтах.

Беседа с воспитателями: чем руководствовался воспитатель в выборе приёмов воздействия на игру, какие задачи при этом ставил?


  • Как оценивает воспитатель содержание игры и отношения детей.

Задание 14.

Самостоятельная организация и руководство игровой деятельностью дошкольников.

Цель: формировать у студентов профессиональные уме­ния руководить игрой дошкольников как совместной деятель­ностью ребенка и «значимого взрослого».

Студенты самостоятельно готовят конспект по игровой деятельности дошкольников, обратите внима­ние, что это вид совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому при определении содержания игры необходимо четко продумать и свое участие в ней.

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам
Тема 8. Экологическое образование дошкольников

Задание 15.

Изучение особенностей работы по экологическому вос­питанию в разных возрастных группах (вне занятий).

Цель: формировать у студентов систему профессиональных знаний, необходимых для реализации задач экологичес­кого воспитания дошкольников, совершенствовать экологи­ческую культуру будущих педагогов-«дошкольников».

1. Проанализируйте условия, созданные в дошкольной организации для экологического воспитания дошкольников:

- «уголок природы», его оснащение и оборудование (с уче­том возрастного принципа);

Микроэкосистемы на участке детского сада (уголок леса, поля, луга, сада, экологическая тропа);

Экологическая комната: ее обитатели и оборудование, экологический паспорт;
2. Знакомясь с «уголком природы», отразите в дневнике следующие моменты:

Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим тре­бованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоро­вья детей, типичность объектов, доступность для ухода за ними и др.)?

Учтены ли биологические особенности растений при подборе (возможность осуществления биологи­ческого цикла в условиях «уголка природы», удовлетворение потребностей и др.)?

В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

Учтены ли при размещении объектов дифференци­рованные потребности растений?

З. Понаблюдайте и проанализируйте содержание организацию природоохранной деятельности воспитателя и детей дошкольников в уголке природы в утренний отрезок времени.

4. Подготовьте и проведите детьми природоведческую игру.
Задание 16.

Изучение особенностей проведения образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников в разных возрастных группах.

Цель: совершенствовать культуру педагогической деяте­льности будущего педагога-«дошкольника», формировать у студентов интерес к новым педагогическим технологиям.

Просмотр и анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию:

1. При анализе просмотренных занятий ответьте на следующие вопросы:

К какому этапу работы по воспитании гуманного отношения к живой природе они относятся?

В чем своеобразие форм, методов и приемов экологического воспитания в разных возрастных группах?

Организация обстановки (размещение объектов наблюдения; условия, созданные для них; отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения). Размещение детей;

Приемы привлечения внимания детей к наблюдению возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность;

Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика проведения образовательной деятельности). Характер и содержание ответов детей;

Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность;

Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнения, использование детского опыта и др.);

Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания);

Индивидуальные проявления детей на занятиях и индивидуальный подход к ним;

Использование на занятиях результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.
Задание 17.

Самостоятельное проведение студентами образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Цель: формировать у студентов установку на индиви­дуальный стиль в педагогической деятельности, стиму­лировать у студентов потребность в самосовершенствовании.

Студенты самостоятельно проводят: работу в уголке природы и образовательную деятельность по экологическому воспитанию.

Ц е л ь: стимулирование потребности в повышении культуры педагогической деятельности.

  1. Сделайте анализ речевого общения воспитателя с детьми, исходя из двух речевых позиций: а)содержание общения; б) культура речи воспитателя в общении.
  2. Обратите внимание на внешний вид воспитателя и всех сотрудников детского сада.
  3. Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их в проведении режимных вопросов с детьми различных возрастных групп.

Т е м а 3

Воспитатель в системе педагогического взаимодействия

Задание 6.

Изучение личности воспитателя в «зеркале детского восприятия».

Ц е л ь: определить мотивы отношения детей к воспитателю и представления детей о деятельности воспитателя.

  1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратите внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Эти вопросы дают возможность определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Детские ответы – мотивировки отношения к воспитателю Е.А.Панько условно распределила по группам, знакомство с ними поможет вам проанализировать ответы детей.

ДЕТСКИЕ ОТВЕТЫ - МОТИВИРОВКИ ОТНОШЕНИЯ

К ВОСПИТАТЕЛЮ

Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение либо ограничиваются ответами типа «Потому!» Как правило это незначительное количество детей, в основном средней группы.

Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая». Такие группы насчитывают наибольшее (в целом) количество детей. В старших - подготовительных группах число детей, дающих общую недифференцированную оценку, значительно уменьшается.

Оценка внешнего вида воспитателя: «Она красивая», потому что она нарядная всегда, красивая», «У нее прическа красивая», «Люблю за то, что она светлая» и т.п. Чаще такие оценки можно услышать от детей средней и старшей группы. Интересно, что воспитанники подготовительной группы отмечают такие внешние особенности любимого воспитателя, которые характеризуют одновременно и нравственные качества («У нее добрые глаза»).

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы. («Потому что она меня целует», «Она мне значок дала», «Она меня на руки берет и кружит. Я так люблю», «Потому, что она меня не наказывает» и т.п.).

Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений: «Она много сказок знает», «Она все машины знает», «Она все умеет делать», «Валентина Ивановна такие шапочки красивые нам сделала!», «Я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивов характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Оценка деятельности, организованной воспитателем: «Потому что играет с нами на прогулке», «Мы с ней лук сажаем», «Она нам кукольный спектакль показывает», «Она нас учит рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей разных групп. Однако если в средней и старшей группе дошкольники высоко оценивали воспитателя как организатора детских игр, развлечений, непосредственного участника их, то к концу дошкольного возраста педагог интересует ребенка и как организатор учебной деятельности («Она учит нас»). В этом специфика переходного возраста, формирующейся социальной и интеллектуальной готовности к школе.

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления: («Она нас кормит» и т.п.)Эта группа невелика, основную часть ее составляют дети старшей группы.

Оценка нравственных качеств личности: «Она добрая», «Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая такая», «Злая, сердитая, строгая», «Никогда не сердится» и т.п. Эти мотивировки типичны для старших дошкольников.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: «Дает дежурить в книжном уголке», «Дала задание постирать кукле белье», «Разрешает мне включить телевизор» и.т.п. Эта группа немногочисленна, в нее входят старшие дошкольники.

Предлагаем вести запись беседы по следующей схеме:

Имя ребенка 1-й вопрос 2-й Вопрос 3-й Вопрос 4-й Вопрос Мотив

Каждый студент должен опросить не менее 8-10 детей.

3. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите вторую беседу с детьми (Н. Я. Михайленко).

Что делает воспитатель?

А воспитатель играет с вами?

Почему не играет, не может или не умеет?

Воспитатель с вами о чем-нибудь разговаривает?

А хотел бы ты быть воспитателем?

4. «Нарисуйте образ воспитателя сквозь «призму детского восприятия», опираясь на ответы детей о его деятельности.

Рассмотрим основные методы и методики, используемые для сбора информации о характере восприятия детьми воспитателя.

Наиболее распространенными методами изучения особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками являются наблюдение и беседа.

Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя следует обращать внимание на следующие моменты:

Частота обращений;

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

Доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

Об отношении дошкольников к воспитателю свидетельствуют результаты бесед с детьми, их ответы на вопросы. Примерные вопросы беседы и алгоритм фиксации результатов представлены в Приложении 1.

Метод отраженной субъективности (В.А. Петровского) представляет собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.). Суть данного метода состоит в том, что ребенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руководить» от его имени своими сверстниками.

Методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем» помогает выявить отношение дошкольника к воспитателю и позволяет увидеть эмоциональную окраску, тон общения взрослого глазами ребенка.

Процедура обследования должна быть разделена на два этапа с недельным интервалом. На первом этапе детям предлагается оценить свое отношение к педагогу при помощи цветных полосок. С детьми обсуждаются возможные оттенки отношений, каждому из которых присваивается определенный цвет. Детям раздаются бланки, шаблоны которых представлены в Приложении 2.

Через неделю проводится второй этап обследования. Детям предлагается подумать и оценить, как, по их мнению, к ним относятся воспитатели. Процедура работы с бланком (образец бланка 2) аналогична работе с бланком 1 (Приложение 3)Карпова Г.А., Санникова Н.Г. Комплексная диагностика личности воспитанника интернатного учреждения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006..

Полное описание методики представлено в Приложении 4.

Достаточно информативен в качестве диагностического инструментария детский рисунок, вернее, образ педагога в нем.

Рисунок, рисовальные пробы относятся к числу диагностических средств, позволяющих выявить истинные отношения ребенка к окружающим, такие его глубинные чувства, которые могут остаться незамеченными, скрытыми при попытках изучить их другими методами. Как отмечает В. Воронов, «язык ребенка, хоть и редко, все же говорит иногда неправду, но никогда не лжет маленькая рука, вооруженная карандашом. От линии до линии - там все правда, идущая из глубины творящего»Воронов В. К психологии детского рисунка // Вестник воспитания. 1910. № 5. С. 96.. Достоинства рисунка как средства диагностики внутреннего мира ребенка отмечают и другие специалисты.

Детский рисунок уже более двадцати лет используется в процессе познания того, как «отзываются» в душе ребенка слово, личность, поведение того, кто ведет его за руку впервые, особо значимые годы жизниПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 81..

Так, например, в рисовальной пробе «Моя воспитательница» анализу подвергается преимущественно содержание рисунка и отраженная в нем деятельность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисунке, манера изображения, использованная палитра красок.

Отметим, что цвету как средству выражения отношения человека (в том числе ребенка) к миру, окружающим людям всегда уделялось особое внимание. Особая значимость выразительной функции цвета в деятельности детей послужила толчком к созданию методики «цветового фона», использованной в дальнейшем для изучения личностной микросреды дошкольников (в том числе системы отношений ребенок - педагог)Панько Е.А. Детские рисунки как средство изучения микросреды ребенка // Генетические проблемы социальной психологи. Мн., 1985. С 152..

В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимого педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессионализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авторитарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Заметим, в основном это дети, пользующиеся симпатиями данного педагога («любимчики») и имеющие (в значительной степени, полагаем, благодаря этому) высокий социометрический статус в группе сверстниковПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 89..

Любимого педагога дошкольники чаще изображают на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа используют преимущественно цвета, ассоциирующиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинается, как правило, с создания его образа, в котором проявляется заинтересованность, старание ребенка (что не характерно при рисовании педагога с неустойчиво-положительным, пассивно-отрицательным и открыто-отрицательным типом отношения к детям).

Создавая образ воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагают его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом. При изображении педагога, проявляющего отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, находится в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисуют даже «стену», преграду между собой и воспитателем (что является признаком конфликтности, напряженности во взаимоотношениях).

Рисуночные методики «Мы с воспитателем в группе детского сада» и «Мы с воспитателем на прогулке» расширяют возможности познания с помощью рисунка системы отношений ребенок - педагог, выявляя специфику отражения личности и деятельности воспитателя в сознании ребенка.

Полное описание данных методик представлено в приложении 4.

Использование данных методик Е. А. Панько показало их эффективность. Их применение обнаружило более широкий спектр отношений дошкольников к воспитателю, чем рисовальная проба «Моя воспитательница». Это новая, дополнительная информация была «добыта», прежде всего, при сравнительном анализе рисунков, в которых были изображены воспитатели разных стилей руководстваПанько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Мн. : Зорны верасень, 2006. С. 91..

Итак, в качестве методов диагностики особенностей восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Краткие выводы по второй главе

1. Стиль педагогического общения - очень важная дефиниция в работе учителя, которая представляет собой определенную систему взаимодействия педагога с детьми. Многочисленными исследованиями доказано, что отношение дошкольников к личности воспитателя во многом зависит от стиля руководства детской группой.

2. В связи с тем, что многочисленные исследования показывают взаимосвязь между отношением ребенка к воспитателю и стилем его руководства детской группой, для коррекции отношений в системе «ребенок - воспитатель» и для выработки рекомендаций педагогу по построению взаимоотношений с воспитанниками необходимо предварительно собрать информацию о характере восприятия детьми воспитателя, для чего используют метод отраженной субъективности (В. А. Петровского), методика «Субъективное переживание отношений с воспитателем», рисовальные пробы «Моя воспитательница», «Мы с воспитателем в группе детского сада», «Мы с воспитателем на прогулке», а также наблюдение, беседу и т.д.

Введение…………………………………………………………….……3

    Особенности восприятия человека дошкольниками…….…….5

    Педагог в зеркале детского восприятия…………………….….9

    1. Восприятие и понимание педагога детьми……………….….…9

      Особенности восприятия детьми педагогов разных стилей педагогического общения……………………………………………….……10

2.3 Образ педагога в рисунках………………………………………..12

Заключение………………………………………………………….…..19

Литература………………………………………………………….…...20

ВВЕДЕНИЕ

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обя-зательный элемент любой совместной деятельности. Познание - это не только знание о предметах и явлениях действительности, но и отношение к ним. «В нем,- как справедливо отмечает С. Л. Рубинштейн,- отражают-ся не только сами явления, но и их значение для субъекта, для его жизни и деятельности». От того, как люди отражают и интерпретируют облик и по-ведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они прихо-дят в совместной деятельности.

Процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одно-временно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздей-ствия, но одновременно и как объект и субъект познания.

Пока мы, воспитатели, учим, растим, воспитываем ребенка, изучаем в педагогических целях с помощью науки его интеллект, познавательные процессы, психологические структуры, он тем временем без привлечения науки, не отвлекаясь на писание книг и рефератов успешно изучает нас, взрослых. Педагог, будучи субъектом своей деятельности, одновременно является объектом познания для своих воспитан-ников.

Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заряжаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.

Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании других людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь через их внутренний мир, сложившийся у них строй мыслей и отношений». Данная закономерность проявляется и в отношении по-знания детьми воспитателя.

К настоящему времени накоплено незначительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия детьми образа дошкольного воспитателя. В данной работе мы рассмотрим, как происходит процесс восприятия человека, восприятие и понимание детьми педагогов разных стилей педагогического общения.

    ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ДОШКОЛЬНИКАМИ

Развитие ребенка - с момента появления на свет и до зрелос-ти - есть формирование его как члена общества. В ходе формиро-вания ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому.

Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социаль-ной потребности - потребности в общении. В то же время именно в процессе общения со взрослым особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения со взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифферен-цировать внешний облик окружающих людей, но и вос-принимать их с разных сторон, вычленять их существен-ные функции.

Исследования проблемы генезиса общения детей на ранних этапах онтогенеза, проведенные под руководством М. И. Лисиной, позволили получить ценную информацию о восприятии ребенком взрослого и об отношениях к нему.

В дошкольный период восприятие человека активно формируется, чему в значительной степени способствует овладение ребенком новыми видами деятель-ности (особенно - коллективными), расширение круга общения и появление внеситуативного личностного общения.

Так, А. Г. Рузской выявлены следующие виды отношений детей дошкольного возраста к взрослым: приязненное и неприязненное, доверчивое и недоверчивое, заинтересованное и равнодушное, спокойное и неспокойное. Определенные шаги к решению проблемы понимания детьми взрослых были сделаны и другими учеными, в том числе и белорусскими. Однако в данных работах специфика познания и отношения дошкольников к воспитателю на разных этапах дошкольного детства не рассматривалась.

Активной формой отражения дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, разрабатывавшие проблему игры, показали, что в игровых действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых от-ражается в определенной последовательности. В специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человече-ские отношения. Ребенок воспроизводит в игре образ другого чело-века, и каждое игровое действие оценивается и товарищами по игре и самим дошкольником с точки зрения соответствия этого дей-ствия образу. В результате такого сопоставления в игре собствен-ного облика и поведения и облика и поведения взрослого, образ которого он воспроизводит, у ребенка развивается осознание внеш-них и внутренних особенностей другого человека.

Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятель-ности детей. Отражение действительности в рисунках детей разно-го возраста неодинаково.

Восприятие шестилетним ребенком окружающих людей находит выражение и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают довери-тельное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо отмечает А. А. Бодалев, «отра-жается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении». Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку.

Положение ребенка в группе сверстников проявляет-ся и в восприятии детьми друг друга. В специаль-ных исследованиях было выявлено, что чем выше поло-жение ребенка в группе, тем выше оценивают его сверст-ники, и наоборот. По данным Р. А. Максимовой, с большей степенью объективности (79-90 %) дети оценивают свер-стников, занимающих лидирующее и среднее положе-ние в межличностных отношениях.

Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и ха-рактер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. Дети, которые не вызывают симпатии у говорящего, характеризуются им, как правило, только с отрицательной стороны. В числе основных положительных качеств сверстника шестилетние дети отмечают такие черты, как умение хорошо играть, доброта, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способности, аккуратность.

К концу дошкольного возраста у детей появляется способность при оценке окружающих, восприятии их «ос-вобождаться» в некоторой степени от непосредственного к ним отношения. Характеризуя знакомых им людей, дети при положительной в целом характеристике отмечают иногда и отрицательные их качества.

Во взаимооценке дошкольников обнаруживаются и не-которые половые различия.

Выявлено, что разные качества человека осознаются и адекватно оцениваются дошкольниками далеко не одно-временно. Так, по данным Н. Е. Анкудиновой, физи-ческие качества, возможности сверстника дети дошкольного возраста воспринимают и оценивают более верно, нежели моральные.

На протяжении дошкольного периода восприятие ре-бенком человека существенно изменяется. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника как правило недифференцированны, неустойчивы, измен-чивы, ситуационны, то с возрастом они становятся все более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных воспринимаемого, но и его личностных, внутренних качеств.

Имеет свои отличительные черты восприятие дошколь-никами родителей. Психологические особенности восприя-тия детьми родителей, процесс идентификации был иссле-дован рядом психологов (А. И. Захаровым, В. С. Мухи-ной и др.). Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек). Идентификация связана с эмо-ционально теплыми отношениями с родителями другого пола.

Итак, активно развивается в дошкольном возрасте и социальная перцепция ребенка. С возрастом дошкольники обучаются не только тоньше дифференцировать внешний облик людей, но и полнее, глубже воспринимать их с раз-ных сторон, вычленять их существенные функции. В социальной перцепции ребенка находят от-ражение его взаимоотношения с окружающими людьми, положение среди них, возрастные, индивидуальные особенности и т. д. Важную роль в развитии социальной перцепции ребен-ка играет взрослый. Взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять» свое поведение и которыми они должны «мерить» поведе-ние своих товарищей. Очень значимо в этом процессе по-ведение и внешний облик самого взрослого, сложившие-ся взаимоотношения в его личностной микросреде. Человек в роли объекта познания, как и любой объект действитель-ности, вызывает у познающих его людей определенное отношение.

    ПЕДАГОГ В ЗЕРКАЛЕ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

2.1 Восприятие и понимание педагога детьми

Педагог, включенный во взаимодействие с воспитанниками, учениками, одновременно выступает субъектом и объектом познания. И результативность его труда, общения обусловлена в немалой степени тем, как воспринимают его дети, что отражают в поведении, облике, внутреннем мире его, как относятся к нему. Вряд ли можно найти более чувствитель-ного в отношении поведения педагога, нюансов его настро-ения (да и внешности), интонации речи живого существа, чем ребенка, день изо дня вступающего с ним в общение, юрко наблюдающего за всеми его проявлениями.

Специальные исследования (С. В. Кондратьева, В. В. Власенко, Ж. Лендел и др.) выявили ряд особенностей воспри-ятия и понимания учителя учащимися. Менее изученной является проблема познания детьми воспитателя детского сада и отношения к нему.

В числе первых психологов, обратившихся к данной про-блеме, - Е. Рыбалко и Р. Вершинина. Их исследование обнаружило высокую зависимость отношения детей двухлетнего возраста к требованиям от отношения к человеку, предъявляющему их. Выявлено, что у детей этого возраста не наблюдается противопоставления отношения и поступка.

Воспитатель как объект познания детьми вызывает к себе определенное отношение. Анализ матери-алов наблюдения вербального и невербального взаимодействия дошкольников трех-шести лет с воспитателями детских садов и экспериментальных данных, полученных другими методами, свидетельствует о разнообразии отношений к воспитателю и бо-гатстве их оттенков у дошкольников. А. Г. Рузская отмечает, что у дошкольников по отношению к воспитателям в этой гамме чувств присутствуют любовь, и привязанность, и эмпатия, и признательность... Вместе с тем отмечено и негативное отно-шение - боязнь, амбивалентность, критичность.

      Особенности восприятия детьми педагогов разных стилей педагогического общения

Информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накаплива-ется и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей этого человека и влияет на выработку общего подхода к нему.

Интенсивность выраженности положительно-го отношения к педагогу проявляется по-разному. У одних она ярко выражена и устойчива, у других - менее устой-чива, у третьих - едва заметна и неустойчива.

Дошкольники, имеющие относительно устойчивое ак-тивно-положительное отношение к педагогу, на фоне высо-кой доверительности к нему часто проявляют инициатив-ность во взаимодействии с воспитателем, приглашают к сотрудничеству, соучастию в значимых для них видах деятельности; нередко «борются» за право быть рядом бли-же к воспитателю, стремятся заслужить похвалу, внимание педагога. Кроме того, они делятся своими «секретами», сла-достями; проявляют эмпатию, сопереживание его бедам; высказывают желание включить воспитателя в свою личнос-тную микросреду. Для этих детей характерны открытость, особая податливость к вербаль-ным и невербальным воздействиям педагога.

Устойчивое актив-но-положительное отношение является характерным, ког-да объектом детского познания выступают воспитатели с со-гласованно положительным типом педагогического взаимодействия, отличающиеся высоким профессионализ-мом и творчеством. Реже этот тип отношения проявляется педагогам с менее выраженным уровнем профессионализма и творчества, но при этом имеющим и демонстрирующим положительное отношение к ребенку.

Характерно, что в основном дети дают положительную оценку нравственным качествам воспитателей. Негативная характеристика («злая», «сердитая») встречается крайне ред-ко; она дается, как правило, воспитателям с авторитарным стилем руководства и открыто-отрицательным типом отношения к детям. Для провинившегося ребенка в облике и действиях воспита-теля наибольшую информационную нагрузку несут признаки, осведомляющие о настроении взрослого, намерениях по отношению к ребенку, степени объективности и искренности в оценке прос-тупка.

Причины сложившегося отношения ребенка к воспита-телю различны. Конечно, важную роль в этом играют воз-растные особенности, изменение мотивационной, познава-тельной сферы дошкольника, развитие его представлений о людях, возникновение к концу дошкольного детства осознания своего «социального Я» и др. Однако значимыми являются и особенности личности каждого ребенка, субъек-та познания.

На отношение ребенка к воспитателю оказывают влияние окружающие - сверстники и взрослые, в том числе родители, их отношение к детскому саду, оценка ими педагогов.

К концу дошкольного периода оценка ребенком воспита-теля становится более самостоятельной, некоторые дети ока-зываются способными проявить критическое отношение к его деятельности. Однако проявление критического отношения к воспи-тателю встречается не так уж часто. Оно нетипично для дошкольника. Критическим оно станет позже - в подростковом, старшем школьном возрасте. Интересная информация об особенностях познания дошкольниками педагога была получена с помощью мето-да отраженной субъективности, приема персонификации (В. А. Петровский). Суть его состоит в том, что ре-бенок получает задание исполнить роль педагога детского сада, конкретного воспитателя своей группы и «руково-дить» от его имени своими сверстниками. Обнаружена также тесная связь положительной оценки деятельности воспитателей, выражения сочувствия, мягкости, радости тона обращения к детям с использованием поощрений. А. Б. Николаева для изучения системы отношений воспитатель - дети впервые использовала прием персонификации. Она отметила такое интересное явление: все дошкольники, исполнявшие роль воспитателя, с одной стороны, явно недооценивали пози-тивные проявления педагогов, а с другой - преувеличива-ли негативные. Данный эффект получил название эффект смещения.

Выявлены различия в поведении детей при выполнении ими ролей воспитателей разного стиля руководства - ав-тократа и демократа.

Нетрудно заметить, что в роли демократичного воспи-тателя дошкольники реже демонстрируют жесткие средства общения (обращения категоричные, обращения в форме резких замечаний) и вместе с тем чаще, чем при выполне-нии роли авторитарного педагога, используют положительные оценки, проявляют отношение к детям в формах сло-весной и практической помощи.

2.3 Образ педагога в рисунках дошкольников

Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрывает их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запе-чатлевается им легко, на что он обращает большее вни-мание.

Особо хочется остановиться на детском рисунке, точнее, образе педагога в нем. Для этой цели используется рисовальная проба «Моя воспитательница» и методики «цветового фона». Анализу в ней подвергается преимуще-ственно содержание рисунка и отраженная в нем деятель-ность; композиция; пространственное расположение людей на нем (воспитатель в центре, рядом с детьми, изолирован, отсутствует), последовательность создания образов в рисун-ке, манера изображения, использованная палитра красок.

Анализ детских рисунков, полученных с их помощью, свидетельствует о дифференцированном отношении детей к воспитателю. Преобладающее число дошкольников выражает к педагогу положительные эмоции, о чем свидетельствуют отношение к заданию, сам процесс рисования, продукты детской деятельности - рисунки, образ воспитателя, созданный его воспитанниками с помощью карандашей, красок.

Такая тенденция чаще и интенсивнее прослеживается в отношении педагогов с активно-положительным отношени-ем к детям, нежели к воспитателям, проявляющим к своим воспитанникам неустойчивое либо открыто-отрицательное и пассивно-отрицательное отношение.

В ответ на предложение нарисовать воспитателя дети рисуют обычно одного из двух, предпочитаемого, любимо-го педагога. В числе таковых оказываются преимущественно воспитатели с высоким (либо средним) уровнем профессио-нализма, активно-положительным отношением к детям и демократическим стилем руководства. Воспитателей с авто-ритарным стилем руководства дошкольники изображают значительно реже. Рисунки «Моя воспитательница» сви-детельствуют о значимости воспитателя в жизни его питом-цев, о «присутствии» воспитателя в личностной микросре-де детей. Вместе с тем эти же рисунки «говорят» о разном месте педагога в микросреде конкретных его воспитанни-ков, о нюансах в отношении к воспитателю.

Любимого педагога дошкольники чаще изображали на предпочитаемом ими «цветовом фоне»; при создании его образа использовали преимущественно цвета, ассоциирую-щиеся с позитивными эмоциями (зеленый, желтый и др.). При рисовании воспитателя с активно-положительным типом отношения к детям сам процесс начинался, как правило, с создания его образа, в котором проявлялись заинтересован-ность, старание ребенка. Создавая образ воспитателя с активно-положитель-ным типом отношения к детям, высокого и среднего уровня профессионализма, дошкольники располагали его фигуру в центре листа бумаги, а себя и других детей - рядом (часто взявшихся за руки). При изображении педагога, проявляюще-го отрицательное отношение к своим воспитанникам, он, как правило, был в стороне, отдельно от детей; нередко дети рисовали даже «стену», преграду между собой и воспитате-лем (что является признаком конфликтности, напряженнос-ти во взаимоотношениях).

Различны сюжеты и содержание детских рисунков на тему «Моя воспитательница». Они свидетельствуют о вос-приятии и познании дошкольниками разных сторон педа-гогической деятельности.

Рисунки детей разного дошкольного возраста на данную тему имеют различия и иного характера, относящиеся к их изобразительной, технической стороне, связанные с овладе-нием воспитанниками детского сада изобразительной дея-тельностью, развитием с возрастом их способностей к ри-сованию. Так, при рисовании любимого педагога шестилетние дети чаще младших сверстников прибегают к детализации образа воспитателя, декорированию; богаче, как правило, и само содержание рисунков, разнообразнее число (детей, взрослых), неживых предметов, связанных с деятельностью педагога.

Немало ценной информации об отношении дошкольни-ков к своим педагогам дает анализ рисунков «Моя воспитатель-ница». Для изучения отношений в системе ребенок-педагог применяются рисовальные пробы: «Дорога в детский сад», «Воспитатель... (и. о.)», «Мы с вос-питателем... (и.о.) на прогулке», «Наш музыкальный руководитель», «Наша няня».

Свое дифференцированное отношение к педагогам различного стиля про-являли различными средствами. Так, было выявлено, что стар-шие дошкольники фигуру воспитателя демократического сти-ля руководства чаще рисовали в центре листа. В то же время, изображая воспитателя-автократа, дети значительно чаще, чем при рисовании демократа и либерала, располагали его фигуру отдаленно от себя и других детей, сбоку листа, изолировали воспитателя от себя и своих сверстников; располагали в центре листа неживой предмет, проявляя тем самым стремление оградить себя от возможно-го негативного воздействия конкретного воспитателя, отсут-ствие глубокого эмоционально-личностного контакта с ним.

Заметим, что таким образом («взявшись за руки», как монолитную, объединенную общими позитивными эмоци-ями группу, членом которой являлся сам автор) дети изо-бражали только воспитателя с гармоническим положитель-ным стилем педагогического взаимодействия.

Свое стремление «отгородиться» от авторитарного пе-дагога, его возможных негативных воздействий дети проявляли и другими способами: помещали его в замкнутое, ограниченное пространство, располагали в углу листа, исполь-зовали иногда и более жесткие средства ограждения от него.

Информативными оказались и результаты сопоставления фигур, изображенных на рисунке воспитателя и детей. На большинстве рисунков воспитатель по величине больше де-тей. Вместе с тем наблюдались случаи, когда дошкольники рисовали себя, своих сверстников равными по величине, а иногда более крупными по сравнению с фигурой педагога

Различаются созданные детьми образы воспитателей и полнотой, детализированностью. Изображая воспитателей демократического стиля руко-водства, старшие дошкольники часто украшают его одеж-ду узором, вносят в рисунок атрибуты, символизирующие значимость, женственность (корона, фата, украшения, бант и др.).

Широко используется детьми и цвет для выражения дифференцированного отношения к педагогам разного стиля руководства. Как известно, цветовое изображение объек-та обладает большими интонационно-выразительными воз-можностями по сравнению с черно-белым, так как цвет, бу-дучи неотъемлемым признаком естественных объектов, несет в себе дополнительную информацию, которая при черно-белом изображении теряется.

Рисуя воспитателя, дети применяют как теплые, так и холодные тона. Ин-тенсивность использования определенного цвета при созда-нии образа воспитателя конкретного стиля руководства различна.

Рисунки на тему «Мы с воспитателем...» «выдали» не только нюансы в отношении детей к педагогам, ранее ма-лоприметные. Изображая воспитателя конкретного стиля руководства, ребенок «вносил» в рисунок и доминирующую психологическую атмосферу, созданную педагогом в группе, и существующую в ней систему отношений, что сказы-валось на изображении в рисунке самого автора, других воспитанников детского сада.

В ходе сравнительного анализа детских рисунков отме-чена и такая тенденция: рисуя свою фигуру рядом с воспитателем-демократом, ребенок часто изображает себя твердо стоящим на ногах. И наоборот, изображая себя на одном рисунке с педагогом-автократом, фигуры детей неустойчивы, часто схематичны, опираются на шаткие ноги (либо они вообще отсутствуют).

Такая картина в изображении себя свойственна детям, которым, по мнению Дж. Дилео, не хватает базового чув-ства защищенности, поддержки, испытывающим тревож-ность.

Анализ продуктов детской деятельности на предложен-ные темы выявил и гендерные различия в восприятии педа-гога и отношении к нему. Они выражались разными графи-ческими средствами, в том числе с помощью композиции рисунка. Девочки значительно чаще мальчиков располагали фигуру воспитателя в центре листа бумаги, когда изо-бражали его одного, вместе с детьми рядом с собственной фигурой. Свое стремление к бли-зости, привязанность к воспитательнице девочки проявляли чаще мальчиков, располагая воспитателя на рисунках сбоку листа, но при этом рядом с собой или другими детьми.

Отмеченная тенденция в определенной степени обус-ловлена тем, что представительницы женского пола более склонны обращаться к авторитетам, увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связан-ных с общением.

Мальчики чаще девочек располагают в центре листа неодушевленный предмет, изолируют, «ограждают» воспита-теля от себя и своих сверстников, не вносят фигуру педагога в свой рисунок, проявляя тем самым более «холодное» от-ношение к педагогу, напряженность во взаимоотношениях с ним, а в ряде случаев и конфликтность. Были выявлены тен-дерные различия в соотношении величины фигур воспитате-ля и детей (себя в том числе). Так, фигуру воспитателя выше, крупнее себя по величине девочки изображают чаще, чем мальчики; как равную себе - значительно реже; выше себя, крупнее воспитательницы - в исключительно редких случа-ях. Эту тенденцию можно интерпретировать как проявление разной степени авторитетности воспитателя для пред-ставителей разных полов: для девочек педагог-женщина - человек более влиятельный, значимый, авторитетный, неже-ли для мальчиков, с характерной для многих из них склонно-стью к переоценке себя, недостаточной критичностью.

Замечено также, что при изображении педагога автори-тарного стиля мальчики более ярко и смело, чем девочки, выражают свое негативное отношение к нему (изображали его фигуру в позе агрессивного человека, с поднятыми вверх руками и длинными пальцами; заштриховывали ее черным карандашом; значительно чаще девочек рисовали схематично не только педагога, но и детей рядом с ним. Более частое проявление в рисунках мальчиков негатив-ного и индифферентного отношения к воспитателю - это нередко ответная реакция на ограничение двигательной активности, негативная оценка их поведения, связанная с «неприятием», нарушением вводимых педагогом правил, которые чаще, как правило, адресуются мальчикам. В предложенных рисовальных пробах девочки чаще мальчиков изображали воспитателя, «гуляющего» с детьми на прогулке по территории детского сада, в парке, на луг, как организатора и соучастни-ка игровой деятельности детей, в процессе обучения детей на занятии, общения с ними, взаимодействующего с родителями. В рисунках мальчиков педагог с детьми чаще, чем в рисунках девочек, занят трудовой и бытовой деятельностью, изображен вне дошкольного учреждения.

Обнаружены гендерные различия и в структуре графичес-кого образа воспитателя в рисунках старших дошкольников. У девочек образ воспитательницы не только эмоционально более привлекателен, красочен, но и полнее, детализированнее. В рисунках проявлена большая выраженность их психо-логической наблюдательности.

При создании графического образа воспитательницы к декорированию, детализации ее одежды прибегали как мальчики, так и девочки, причем последние чаще.

Что касается цветовой гаммы, то при создании дошколь-никами образа воспитателя и мальчики, и девочки пользо-вались всей предложенной им палитрой красок. Однако, у мальчиков чаще превалировали красный, желтый, черный, коричневый, оранжевый, зеленый цвета; у девочек - красный, желтый, оранжевый, коричневый, черный, розовый, голубой. Интенсивность использования теплых тонов в рисунках девочек на предложенные темы выражена более четко.

Созданные девочками графические образы воспитателя в целом красочнее, эмоционально привлекательнее, в чем сказывается и такая, свойственная женскому полу особен-ность, как их превосходство над представителями мужско-го пола в развитии сенсорных центров, в восприятии цвета и его оттенков (Т. Хрипкова, Г. Хризман и др.). Девочки больше времени затрачивают на выполнение заданий по созданию образа воспитателя, нежели мальчиками.

Детские рисунки говорят и о различиях в степени «от-крытости» педагога воспитанникам разного пола.

Детский рисунок... Полученная с его помощью инфор-мация расширила и углубила представление о дифферен-цированном отношении детей с индивидуально-типологи-ческими особенностями к педагогу, положением в системе межличностных отношений в «детском обществе», разного пола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, ребенок рядом с нами зорко смотрит на нас и постигает нас, а через нас – весь мир; и особенности восприятия детьми взрослых должны быть для последних ориентирами, определяющими вхождение ребенка в сложный мир взрослых, желательно без существенных потерь.

В рисунках наиболее полно и открыто дети выражают свое отношение к педагогу. В графическом образе педаго-га, созданном его воспитанниками, есть немало привлека-тельных качеств: в большинстве рисунков прежде всего это значимость воспитателя (учителя) для ребенка и главное - позитивное к нему отношение, а нередко и любви. Вместе с тем анализ детских рисунков позволяет выявить немало, к сожалению, «ран», иногда достаточно глубоких, нанесенных педагогом душе ребенка. Вызывают чувство тревоги отражение в детских рисунках, неблагоприятного психологического климата в группе, стремление «отгородиться» от педагога, его воздействий, конфликтность во взаимоотношениях с ним.

Рассмотрев свой образ в «зеркале» детского воспри-ятия и не удовлетворившись им, а может быть, и огорчившись, педагог, направленный на детей, захочет измениться сам, стать притягательнее для своих воспитанников, сможет точнее определить «поле» для профессионального самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА:

    Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

    Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

    Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.

    Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 9. – с. 35 – 39.

    Панько Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология: пособие для педагогов дошк. учреждений: 2-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Панько. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 264 с.

    Панько Е.А. Отношение дошкольников к личности воспитателя//История психологии в Беларуси: Хрестоматия/ авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский. – Мн.: Тесей,2004. С.259-267.

    дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия , меньшая дифференцированность, ... Приложение 2. Конспекты занятий Конструирование (проводит воспитатель ) Тема. Починим куклу-неваляшку. Цель...
  1. Формирование самостоятельности старших дошкольников

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Изменчивой динамической формы. В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается и несовершенство зрительного контроля... , снежинкой, лист одуванчика – с елочкой. Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесную активность...

  2. Эмоциональное развитие дошкольников средствами изобразительного искусства

    Реферат >> Педагогика

    1.1. Характеристика эмоционального развития дошкольников из неполных семей………………………………………………………………………………5 1.2.Значение... наблюдается положительное эмоциональное восприятие воспитателя , так как в большинстве рисунков воспитатель изображен с...

  3. Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Курсовая работа >> Психология

    И описать особенности восприятия у старших дошкольников . 3. Выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием... рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама