Цель: знакомство школьников начальных классов с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Вечер основан на предварительном чтении детьми сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и проведении конкурса рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказов П. П. Бажова.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма «Огневушка-Поскакушка» и заданий для детей. За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.
Оформление: выставка детских рисунков и поделок по сказам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ДАРЕНКА; ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА; ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова (15 (27).01.1879 – 03.12.1950).
Павел Петрович родился в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Пермскую семинарию.
До 1917 года он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы он интересуется народным бытом и культурой, устным народным творчеством уральцев. В годы Гражданской войны он вступил добровольцем в Красную армию.
По окончании военных действий Бажов занялся журналистикой. В 20-х годах прошлого века его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 году вышла первая книга писателя «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом Урала.
Главным произведением Бажова является «Малахитовая шкатулка». Первый сборник под этим названием вышел в 1939 году и объединил 14 сказов. Затем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме – сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Использование элементов фольклорного стиля в речи рассказчика создаёт впечатление доверительного устного повествования.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова – охотники («Серебряное копытце»), старатели («Огневушка-Поскакушка», «Голубая Змейка»), предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле. Главными героями перечисленных сказов также являются дети, которые вместе со взрослыми приобщаются к труду.
Поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.
Мы будем путешествовать по станциям, каждая станция будет посвящена определенному сказу, которые вы прочли самостоятельно.
СТАНЦИЯ «ДАРЁНКИНЫ ЗАГАДКИ»
(Заходит девочка в русском сарафане и плюшевым котом на руках).
ВЕДУЩИЙ: Смотрите, ребята, кто к нам пришел! (Ответы детей – Дарёнка).
ДАРЁНКА: ребята, я хочу проверить, все ли прочитали сказ «Серебряное копытце» и задам вам вопросы.
Какого возраста Кокованя? (Дед).
Как называлась избушка, на которой скакал Серебряное копытце? (Балаган).
Какого цвета кошка была у Дарёнки? (Бурая).
Как звали кошку? (Мурёнка).
Как называется солёное мясо домашних козлов? (Солонина).
В образе какого животного предстал Серебряное Копытце? (Козел).
В какое время года Кокованя с Даренкой пошли в лес на охоту? (Зима).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Дарёнки. Как известно, Дарёнка была очень трудолюбивая. Давайте поблагодарим ее. Расскажите пословицы и поговорки о труде.
(Вызываются 6 человек детей, которые зачитывают подготовленные библиотекарем пословицы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пчела мала и та работает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а зимой телегу.
ДАРЁНКА: Спасибо, ребята. Продолжайте путешествие.
СТАНЦИЯ «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Огневушка-Поскакушка»).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, главные герои мультфильма и сказа мальчик Федюнька и старик-старатель Дедко Ефим.
Какие у них были прозвища? (Федюнька – Тюнька Поскакушка, Дедко Ефим – Ефим Золотая Редька).
Сколько лет Федюньке? (8 лет).
Что означал танец Огневушки-Поскакушки? (место, где переставала плясать, указывало на месторождение золота).
Где происходят события сказа? (прииск)
Как назвали прииск, в котором происходят события? (Поскакушинский).
(Под музыку выбегает девочка, похожая на Огневушку-Поскакушку, которая вовлекает детей в танец).
ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и прощаемся с героями сказа «Огневушка-Поскакушка». Нас ждут еще другие приключения.
СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ГОЛУБОЙ ЗМЕЙКОЙ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, хорошо вы сказы Павла Петровича знаете, значит, ответите на мои вопросы о героях сказа «Голубая змейка»..
Как звали мальчиков, которые вызывали Голубую змейку песенкой:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покрутись! (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка).
В какое время года Голубая змейка первый раз показалась детям? (весна).
Почему взрослые так боялись вопросов о Голубой змейке? (встреча с Голубой змейкой порождала драки из-за золота).
Какое доброе желание загадали Ланко и Лейко? (хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось, и вышла бы Марьюшка замуж).
Чем наградила Голубая змейка Ланко и Лейко? (сначала за доброе желание плиточки у них стали золотые, потом подала по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой).
(В зал входит женщина в сарафане).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это?
(Ответы детей: Голубая змейка в образе женщины).
ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА: Отгадайте, ребята мои загадки.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака).
Тигр полосатый на охоту идёт,
А никто его не боится (кот).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост потеряет –
Другой вырастает. (ящерица).
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).
СТАНЦИЯ «АССОРТИ ИЗ СКАЗОВ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у меня перепутались сказки, чтобы прийти к финалу, надо их разделить.
В праздничный день и пошел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней – кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая и ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Только видят – прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Мало ли женщин в лесу в эту пору: кто за ягодами, кто по покосным делам. Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, а с левой – черное.
(Ответы детей 1 абзац – сказ «Серебряное копытце», 2 абзац – сказ «Огневушка-Поскакушка», третий абзац – «Голубая змейка»).
ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу встреча с героями бажовских сказов. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия.
Литература
Бажов, П. П. Серебряное копытце: уральские сказы / П. П. Бажов; художник И. Петелина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с. : ил.
Старинные русские пословицы и поговорки / вступит. статья, сост., примеч. В. П. Аникина; рис. И. Ионовой. – 2-е доп. изд. – Москва: Детская литература, 1984. – 79 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург: Литера, 2008. – 64 с.
Мультфильм «Огневушка-Поскакушка» https://www.youtube.com/watch?v=Y0vuFSs0gXI
Цель:
привлечь внимание учащихся к творчеству Павла Петровича Бажова.
Оборудование: костюм бабки (халат, платок), три пера (белое, черное, рыжее), решето, нить, шапка, зипун, муляж колодца, ковш, поднос с бижутерией, костюм Синюшки и молодой девицы.
Бабка:
- Гляди-ко, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да перышки какие! Одно к одному – мелконькие да пестренькие, глядеть любо! Прими в поминок – пригодится!
Худых думок не держи, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. Ну, а если худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет.
Илья: - Про какие, ты бабушка худые думки сказываешь?
Бабка: А это, про деньги и про богатство. Хуже их нету. Человеку от одних думок одно расстройство да маета напрасная.
Илья: - Как же тогда про земельное богатство понимать? Не уж ни за что не считаешь? Бывает ведь…
Бабка: - Бывает то бывает, только ненадежно дело: комочками приходит, пылью уходит. Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ.
Илья: Спасибо тебе, бабка Лукерья. За перья, а пуще того за наставленье. Век его не забуду. (Уходят)
(Илья заходит и удивляется)
Илья:
- Надо хоть эти перышки к месту прибрать, а то нехорошо как – то. Бабка от всей души старалась, а мне будто и дела нет.
(подобрал с пола ниточку и перевязал, да пристроил себе на шапку)
- Тут самое им место. Как надевать либо снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ.
Илья: Сколько раз по этим местам бывал, а такого ложочка не видывал.
Илья: - Вот сейчас я воды испью.
(Тут у него голову и обнесло. Чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел)
Вишь, как притомило меня болото. Отдохнуть, видно, надо часок.
- Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз все-таки сажени две и растянулся. Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька. Однако глаза у ней молодые, синие, да такие большие, будто им тут вовсе и не место. Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула. Хотел Илья подальше отползти, да силы вовсе не стало.
(Поворачивается к шапке с перьями и чихает и вскакивает)
Илья: - Что, взяла, старая? Не по тебе видно, кусок!
Синюшка: - Погоди, не радуйся! Другой раз придешь – головы не унесешь!
Илья: - А я и не приду!
Синюшка: Ага! Испугался, испугался! (зарадовалась старушка)
Илья: - Коли на то пошло, так нарочно приду – воды из твоего колодца вычерпнуть.
Синюшка: - Хвастун ты, хвастун! Говорил бы спасибо своей бабке Лукерье, что ноги унес, а он еще похваляется! Да не родился еще такой человек, чтоб из здешнего колодца воду добыть.
Илья: - А вот и поглядим, родился ли, не родился.
Синюшка: - Пустомеля ты, пустомеля! Тебе ли воду добыть, коли подойти боишься. Пустые твои слова! Разве других людей приведешь. Посмелее себя!
Илья: - Этого от меня не дождешься!. Слыхал я какая ты вредная и чем людей обманываешь.
Синюшка: - Не придешь, не придешь! Где тебе! Такому – то!
Илья: - Ладно. Как в воскресный день ветер хороший случится, так и жди в гости.
Синюшка: - Ветер тебе на что?
Илья: - Там видно будет!
Синюшка: - На ветер да на бабкины перья не надейся! Не помогут!
- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.
(Берет ковш и навязывает его на палку)
Дело то к осени пошло, крепко подувать стало. На один из воскресных дней взял Илюша ковш и отправился к Синюшкиному колодцу.
(Подходит к колодцу, а Синюшка его встречает)
Синюшка:
-Вояка пришел! Бабкины перья потерял и на ветре прогадал. Что теперь делать-то станешь? Беги-ко домой да ветра жди! Может и дождешься!
(Берет ковш)
Илья:
- Ну-ко, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком.
(зачерпнул из колодца и не может вытащить. Старушонка смеется)
Синюшка:- Погляжуя, погляжу, как ты ковш до себя дотянешь. Много ли моей водицы испить придется!
Илья:
-Пей сама!
(пытается на неё опрокинуть ковш.Та отодвинулась. Илья за ней. Она дальше. Палка у ковша ломается. Старушонка опять смеется.)
Синюшка: -Ты бы ковшик – то на бревно насадил… Надежнее бы!
Илья: -Погоди, убогая! Искупаю ещё!
Синюшка: -Ну, ладно. Побаловали – и хватит. Вижу, что ты парень гораздый да удалый. Приходи в месячную ночь, когда вздумаешь. Всяких богатств тебе покажу. Бери сколько унесешь. Если меня сверху не случится, скажись: «Без ковша пришел» - всё тебе будет.
Илья: - Мне и на то охота поглядеть. Как ты красной девой оборачиваешься.
Синюшка:
- По делу видно будет.
(Уходит)
Илья: - Схожу. Погляжу хоть, какое богатство бывает. Может, и сама она мне красной девкой покажется.
Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»
Синюшка:
- Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)
Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.
Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.
Синюшка:
- Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)
Девица 1: -Прими-ка, молодец!
Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.
Синюшка: - Не возьмешь?
Илья: - И не подумаю.
Синюшка:
- Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девица2 с серебряным подносом и серебром)
Илья:
-Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)
Синюшка:
- Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)
Илья:
- Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) -Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.
Илья: - Перышки-то у тебя откуда?
Девушка:
- Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)
Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась.(вздохнула) (Уходят)
Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.
Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.
Задачи:
1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника
Необходимый реквизит:
1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;
Ход мероприятия
Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.
Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.
На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.
Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.
Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.
Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!
Девочки поют - У меня тепло!
Мальчики поют - У меня светло!
Вместе - Красно летечко!
Красно летечко!
Ведущая: Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.
Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды - команда мальчиков и команда девочек.
Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно - белое, другое - черное, а третье - рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка - бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.
Проводится игра. Победителям вручаются призы.
Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.
- Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите - там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
- Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
- Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
- «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
- Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
- Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
- Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
- Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится - «неукротимый». (АЛМАЗ)
- А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?
Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».
Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.
Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.
Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).
Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».
Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).
Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).
Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)
Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».
Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».
- Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
- Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
- Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
- Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
- Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
- На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
- Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
- Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
- Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
- Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
- Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!
Звучит музыка. Дети расходятся.
Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:
- Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
- Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
- Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
- Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
- Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
- Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.
О себе: Я окончила школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.
Самое любимое увлечение - занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.
Задачи:
Обучающие.
1.Продолжать учить бросать мяч из-за головы.
2.Продолжать учить прыжкам в длину с места.
3. Упражнять в бросании и ловле мяча знакомыми детьми способами.
4. Упражнять в беге с мячом в разных темпах и направлениях.
5. Упражнять в ходьбе, контролируя свою осанку.
Развивающие.
1. Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
2. Развивать координационные способности: ориентировку в пространстве, сохранение равновесия.
3. Развивать творческое воображение, имитационные возможности, согласование ритма движений с музыкальным сопровождением красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку.
Воспитательные.
1.Продолжать воспитывать интерес к физкультурным занятиям, сезонным явлениям в природе, подвижным играм с мячом.
2. Воспитывать внимание, умение действовать по команде, настойчивость, целеустремленность.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, чувство сопереживания.
Оборудование:
1.Веревки (или цветные мелки) - 2 шт.
2 .Мячи резиновые большого диаметра по количеству детей.
3. метки-ориентиры.
4. Музыкальный центр музыкальный диск.
5. Диск с музыкой.
Ход занятия:
1.Вводная часть
Дети, на дворе Весна!
Солнце светит нам с утра.
Вы, детишки, не ленитесь,
Быстро собирайтесь,
В путь - дорожку отправляйтесь!
Садимся в поезд. Поехали! (ходьба в колонне по одному, имитируя руками движение колес, на звуковой сигнал - смена направления).
Внимание, впереди извилистая дорога! (ходьба в колонне по одному змейкой).
Дети, садимся в вагон по двое, поезд набирает скорость (бег в среднем темпе по двое).
Наш поезд замедляет ход (ходьба в колонне по двое, на окончание музыки остановиться).
Мы старались, ехали- до весеннего леса доехали! ,
Дети, мы на лесной полянке, выходим из поезда и идем гулять! (ходьба врассыпную по залу).
На полянке растет только трава, давайте посадим на ней весенние цветы!
На звуковой сигнал построение в колонну по одному.
Построение на комплекс ритмической гимнастики в колонну по трое.
Комплекс ритмической гимнастики»Мы цветы сажаем» - без предметов.
1. «Копаем грядку»
В. 1 - подъем правой согнутой ноги вверх; обеими руками «держим» лопату; 2 - и. п. по 4 р. каждой ногой.
2. » Рыхлим землю«
И. п. - стойка ноги на ширине плеч, прямые руки вперёд, пальцы разведены и полусогнуты.
В. 1-2 - руки вниз; 3-4 - и. п. 6-8 р.
3. «Сажаем семена»
И. п. - основная стойка, руки округлены, ладони в замке.
В. 1- руки в стороны; 2 -хлопок в ладоши перед собой; 3 - руки в стороны; 4 - и. п. 8 р.
4. » Поливаем грядку«
И. п. - основная стойка, руки вниз.
В.1- правую руку вверх, сделать ладонью носик лейки; 2 - наклон туловища вправо; 3 - выпрямить туловище; 4 - и. п. по 4 р. в каждую сторону
5. «Мы отдыхаем»
И. п. - сидя на полу, ноги согнуты, руки в упоре сбоку. В. 1-2 - медленно лечь на пол; 3-4 - и. п.; 5-6 - обмахиваем себя ладошками; 7-8 - и. п. 6-8 р.
6. » Цветы растут»
И. п. - присесть, руки перед собой, ладони собраны в «бутон». В. 1-2-3-4 - медленно выпрямить ноги и руки; 5-6 - встать на носки, раскрыть ладони, сделать цветок; 7-8 - и. п. 6-8 р.
7. «Ловим бабочек»
И. п. - о. с., руки вниз.
В. 1-2-3-4 - прыжки на месте любым способом; 5-6-7-8 - ходьба на месте. 3 п.
8. » Плетем венок»
И. п. - сидя на полу, ноги скрестно, руки на коленях.
В. 1-8 - движение - имитация пальцами рук; 9-16 - надеть венок на голову, встать на ноги без помощи рук.
Основные виды движений:
Ходьба в колонне по одному с венками на голове - спина прямая, живот втянут, подбородок чуть приподнят.
Дети, наша прогулка продолжается. Снимаем венки, наклоняемся и кладем их на землю. Садимся в машины, берем в руки руль - мяч - поехали! (непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе).
- Долго мы ехали
До ручья доехали.
Дети, а за ручьем находится детский стадион, где можно поиграть с мячом. А что бы попасть на стадион, нужно перепрыгнуть через ручей!
1. » Перебрось мяч через ручей» - бросок мяча из-за головы
2. » Перепрыгни через ручей, не замочив ног» - прыжки в длину с места (не менее 80 см)
3. «Хорошее настроение» — выполнение знакомых упражнения с мячом по желанию.
Подвижные игры:
» Успей найти свой пенёк« - бег врассыпную между мячей, на остановку музыки сесть на любой мяч, сохраняя равновесие.
Усложнение - убрать несколько мячей.
Заключительная часть
Игра малой подвижности
«Загадай своё желание » - под медленную музыку дети подходят к лесному ручейку (построение в шеренгу по одному) и опускают «венки» в воду, загадывая желание, руками делают волну, имитируя, как вода уносит венки в речку.
Дети машут венкам вслед….
Дети, вот и подошла к концу наша прогулка…Что вам особенно понравилось? (ответы детей) - А теперь отдыхательная пауза. (релаксирующие упражнения для рук, ног, спины из положения лежа на спине на ковриках). «Стряхиваем усталость».
Дети, садимся в поезд и возвращаемся в наш детский сад (ходьба в медленном темпе в колонне по одному под спокойную музыку).
МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край Фоменко Лидия Михайловна, воспитатель
Цель. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством подвижной игры.
Задачи:
- Учить детей вести наблюдения за погодой.
- Уточнить и расширить знания детей о березе, об изменениях происходящих с растениями весной.
- Развивать игровые умения.
- Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу, через подвижную игру.
Кукла Сорока. Письмо от Старичка Лесовичка. План маршрута.
Предварительная работа.
Наблюдения за березкой. Наблюдения за птицами. Беседы:
«Кто больше всего радуется весне?» , (Весна - красна». 3аучивание стихотворений. Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы, семена) . Игры «Найди дерево по описанию» , «Семена» , «Дети и козы» , «У кого больше» .
Ход деятельности.
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что на пеньке сидит Сорока. Рядом с ней находится корзинка с письмом. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.
Воспитатель (читает письмо детям) . Здравствуйте ребята. Пишет вам Старичок Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. Поможет в этом вам карта-план. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.
Ну что, ребята, отправимся в путь?
Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим план (нарисован лист берёзы) .
Что обозначено на плане?
Дети. Лист берёзы.
Воспитатель. Есть ли на нашем участке берёза? Есть. Нам нужно её найти. На карте указан маршрут. (Дети с воспитателем идут по обозначенному маршруту и беседуют о погоде)
Воспитатель. Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?
Наблюдение за погодой:
Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.
Воспитатель. Ребята, мы на правильном пути. Вот и записка, оставленная для нас Лесовичком. (В записке загадка)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей (береза)
Воспитатель. Как вы узнали, что это береза? (Идут дальше, находят берёзу. На берёзе висит письмо)
Чтение письма.
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»
Наблюдение за березой.
▪ Что происходит с березкой весной?
▪ Какими стали ветки березы?
▪ Рассмотрите почки, какие они?
▪ Что скрывается в них?
▪ Ребята, а березка украшает наш участок?
▪ Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий - это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.
Чтение художественной литературы.
1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой - зимой.
Вся в сережках - весной.
Сарафан зеленый - летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красными застежками.
С зелеными сережками.
3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
- Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
- А какие украшения носит березка? (сережки)
Исследовательская деятельность.
- Одинаковые ли сережки?
- Чем они отличаются?
- Есть ли у них сходство?
Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые - это сережки первого года (цветочные почки) , другие - рыхлые, легко разлетаются - второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.
Воспитатель.
- Сколько семян в одной сережке?
- Что произойдет, если дунуть на семена?
- Как много деревьев может вырасти из семян?
Воспитатель. На прощание мы сделаем берёзке подарки.
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко - ярко, согревает тебя.
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
- Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
- Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
- Я дарю тебе землю - почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя
Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане? (ветки, грабли и метла) .
Следующее задание Лесовичка - уборка опавших веток.
Игра «Собери ветки в корзину» .
Мы с вами успешно справились со 2 заданием (обратить внимание как стало красиво) .
Воспитатель. Что нарисовано на нашем плане дальше? (человечек на бревне) . Полоса препятствий:
- Пройти по бревну-мосту и не упасть в речку.
- Перейти болото по кочкам.
- Упражнения дыхательной гимнастики.
Подвижная игра «Беги к своему листу» .
Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!