THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Цели:
Образовательные;

- продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;
- расширять и обогащать словарь;
- продолжать учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо;
Коррекционные;
- закрепить обобщающее понятие «игрушки»;
- формировать навыки словообразования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитательные;
- учить внимательно, вдумчиво слушать, отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающие;
- развивать память, мышление, воображение, зрительное восприятие;
- пробуждать детей к решению проблемных ситуаций, выполнять простые поручения с игрушками самостоятельно или с помощью воспитателя.
Материал к занятию: игрушки: заяц, медведь, лошадка, грузовик с котенком, кукла с мячиком, тазик с водой.
Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, беседа «Мои игрушки».
Ход занятия
Дети встают в круг. Под покрывалами спрятаны игрушки.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим нашим гостям нашу любимую пальчиковую игру.
ГОСТИ
К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками одной руки по ладошке другой руки)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рада Снежана. (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик, (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку, (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Садятся на стульчики
Ребята, а вы любите сюрпризы? Посмотрите, здесь спрятались игрушки, а какие вы должны отгадать. Послушайте первую загадку:
Быстрее ветра я скачу,
""Цок-цок, "" – копытами стучу,
Я громко ""иго-го"" кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)
Правильно, это лошадка. Посмотрите, какая лошадка. Красивая? Как «говорит» лошадка? Давайте вместе скажем иг-го-го. Как цокает? Какая лошадка? Что вы видите у лошадки?
(Дети вместе с воспитателем рассматривают лошадку и называют хвост, гриву, уши, копыта, глаза и т. д. Затем воспитатель предлагает вспомнить стихотворение про лошадку.)
Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ребята, в этом стихотворении хороший хозяин? Почему вы так решили? (Ответы детей)
А сейчас послушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ….(кот)
Достаем кота. Описываем кота. Подражаем как мяукает и мурлычет.
Свет горит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе... (машина)
Достаем машину. Как гудит, сигналит.
Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.
Нет напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
А что еще можно возить в грузовике? (Ответы детей)
Ой, детки, мне послышалось или на самом деле кто- то плачет у нас в умывальной комнате? Давайте пойдём, посмотрим.
(Вместе идем в умывальную комнату, а там лежит зайчик замотанный в полотенце)
Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку?
Давайте его заберём с собой.
Может, кто- то из вас это сделал?
Описываем зайчика
Детки, а мы знаем стихотворение про зайку?
Давайте его прочтём, может нашему зайке теплее станет?
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ребята, скажите мне пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки. Разве можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их? Как же нам помочь зайчику, чтоб ему стало веселее и теплее? Давайте с ним поиграем. (Встаем в круг)
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит (присаживаемся)
И ушами шевелит. (подносим руки к голове и шевелим)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Посмотрите ребята, какой зайка стал весёлый! Он говорит вам всем «Спасибо».
Следующая загадка.
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь)
Дети отгадывают игрушку и рассказывают о нем. Какой мишка, что есть у мишки. Дети называют части тела. Воспитатель предлагает порычать как это делает медведь. Затем предлагает рассказать стихотворение про мишку.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Ребята, мишке лапку оторвали – это хороший или плохой поступок. А то что девочка не хочет бросать мишку – это хорошо или плохо?
Детки наши игрушки ещё не закончились
Слушайте следующую загадку:
Его пинают, а он не плачет
Его бросают, а он скачет.
Что это? Правильно, это мячик.
Посмотрите какой он красивый, какого он цвета? А какой по форме? А он большой или маленький? (Проводим эксперимент с мячом. В тазике с водой мяч не тонет, уточняем признаки мяча: легкий, резиновый, круглый.
А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его!
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Молодцы! Все хорошо рассказали стихи. Как сказать одним словом: лошадка, мишка, самолет, мячик, машинка, кукла.(Игрушки)
Ребята, а давайте скажем, кто – же написал все эти стихи про игрушки.(Агния Львовна Барто)
Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (Нельзя) Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)
Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется.)
Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться) Давайте ласково назовем игрушки. (кукла–куколка, мяч–мячик, заяц-зайчик, мишка-мишенька, машина-машинка, лошадь-лошадка)
На этом занятие закончилось, детки давайте попрощаемся с нашими гостями, а сами поиграем с нашими новыми игрушками.

Список использованной литературы
1. Барто А.Л. «Любимые игрушки» М 2011 г. Эксмо
2. Иванова О.А. «Учимся читать художественную литературу». М 2004 г. «Школьная пресса».

Конспект занятия по развитию речи во 2-й младшей группе "В гости к бабушке"

Цель:

    Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

    Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, мур-мур, гав-гав, му-му..

    Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы обозначающие характерные действия животных. Познакомить с обобщающим понятием “домашние животные”.

    Учить детей совместно со взрослым пересказывать русскую народную сказку “Репка”.

    Закрепить классификацию овощей и фруктов.

    Развивать связную речь детей.

Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, воробей, ёлка, игрушки: кошка, собака, корова, заяц, изображение огорода, сада, символы, настольный театр “Репка”, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Подойдите все ко мне. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем: “Доброе утро”, а теперь скажем шепотом. Ребята, подойдите к столу поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика “Пошли пальчики гулять”

Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять
Третьи пальчики – бегом,
А четвертые – пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Скажите в чем находится письмо?

Дети: в конверте.

Воспитатель: давайте посмотрим от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка. Давайте прочитаем что же она нам пишет.

"Ребята, дед никак не может вытащить репку на огороде. Давайте поможем им."

А сейчас поедим к бабушке в гости. А на чем мы поедим?

Дети: на поезде.

Воспитатель: я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем.

    слон большой, а собачка – маленькая

    летом тепло, а зимой – холодно

    я высокая, а Настя – низкая

    мама молодая, а дедушка – старенький

    дорога широкая, а тропинка – узкая

    кресло мягкое, а стул – жесткий

    днем светло, а ночью – темно (дети поочереди становятся в паровозик)

Посмотрите какой у нас поезд длинный получился.

    Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

    На постовом (ч-ч-ч)

    Выпускаем пар (с-с-с)

    Тормозим (з-з-з)

Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат. Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”. (Подходят к дереву и садятся около него)

Воспитатель: ребята посмотрите, что-то здесь случилось.

Посмотрите, кто это сидит? (Воробей)
- А где он сидит?
(На ёлке)
- Как чирикает воробей
(Чик-чирик)
- А это кто?
(Ворона)
- А ворона где сидит?
(Под ёлкой)
- А как кричит ворона?
(Кар-кар)
- Ребята, а сколько всего птиц? Давайте посчитаем
(Одна, две).

Воспитатель: посмотрите воробей и ворона волнуются, крыльями машут. (Дети показывают движения птиц). Около дерева много животных, они потерялись, не знают где их дом. Давайте ребята, отгадаем какие животные заблудились.

    Это домашнее животное, у которого пушистый хвост, она ловит мышей (кошка). Как она мурлычет? (мур-мур) , а как она кричит? (мяу-мяу), а как она шипит? (ш-ш-ш).

Давайте ласково назовем кошку (Кошечка, кисонька).
- А что любит делать кошка
(Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет)
- А какая кошка?
(Мягкая, пушистая).

    Это большое домашнее животное с длинным хвостом, у нее есть рога? (Короава)

Давайте ласково назовем корову (Коровка, коровушка)
- Как мычит корова
(Му-му)
- А что она делает?
(Пасется на лугу)
- А что дает корова?
(Молоко).

    Это домашнее животное, которое охраняет дом? (Собака)

Назовем собаку ласково (Собачка)
- Что собака делает?
(Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)
- Как она гавкает?
(Гав-гав).

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать этих животных? (Домашние)

А почему домашние? (Потому что они живут дома)
- Ребята, посмотрите, а кто же здесь лишний? (Зайчик)
- А почему он лишний?
(Он дикое животное, живет в лесу).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

Ой ребята, набежала тучка (сидя на полу), закапал дождь (стучат пальцами по полу), засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками) , дождь стал затихать и совсем прекратился.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).

Бабка: Ой спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята, помогите дедушке вытянуть репку из земли. (Дети садятся на стулья перед столом и используя настольный театр рассказывают совместно с воспитателем русскую народную сказку “Репка”).

Бабка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на огород. Я угощу вас овощами и фруктами.

Ребята овощи и фрукты нужно разложить . (Раскладывают при помощи символов).
- Где растут овощи? (На земле, в земле, на огороде)
- А где растут фрукты? (На дереве).

(Дети раскладывают овощи и фрукты, рассказывая про свой овощ или фрукт).

Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка передает корзину с угощениями).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли деду и бабе, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде)

Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки)
- А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой, вытаскивали репку из земли)
- А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.

1. Упражнять детей в чётком и правильном произношении гласных звуков (А, У, И, О).

2. Формировать длительный плавный речевой выдох; развивать речевой слух, интонационную выразительность на материале звукоподражаний.

3. Учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой. громко и тихо воспроизводить звукоподражания (развивать голосовой аппарат).

Оборудование: игрушка - собачка, листочки, карточки с изображением домашних животных.

Ход занятия:

Дети, сегодня мы свами поедем кататься на паровозе. Сейчас я дам сигнал, мы сядем в вагончики (стульчики расставлены цепочкой) и поедем. Паровоз поехал сначала тихо: чух - чух - чух, а потом всё быстрее и быстрее:

Как стучат колёса? (У - у - у!), (Ту - ту!)

Весёлый паровозик детишек возит!

Трубой пыхтит, колёсами стучит!

Паровоз останавливается медленно: чух - чух. Вот мы свами и приехали.

Паровоз, паровоз! ты куда детей привёз?

А привёз он нас на полянку.

Дети, посмотрите, сколько листочков. Это не простые листочки, они умеют петь. (Дети собирают листочки).

Жёлтые (зелёные, красные) листочки на дереве висят,

Жёлтые листочки, ребятишки говорят: а - а - а; и - и - и - и;

о - о - о; у - у - у.

Какого цвета у тебя листочек? А у тебя? А как поёт у Тани (Саши, Ани)? И т. д. (Дети повторяют звуки индивидуально, а затем все вместе.)

Раздаётся сигнал паровоза.

Дети, вы слышите? Паровоз снова зовёт нас в путь.

Опять поехали: чух - чух - чух. Колёса стучат, паровоз гудит: у - у - у.

Паровоз останавливается, дети выходят из вагончиков: "Паровоз. паровоз, ты куда детей привёз?". Давайте посмотрим, что у нас на этой полянке? Дети садятся за стол (на столе разложены карточки).

Если сильно подуть на листочек, он откроется и вы увидите, что нарисовано на картинке.

Таня, кто у тебя на картинке? (Кошка.)

Весёлая кошка у Тани живёт,

Весёлая кошка песни поёт.

Как поёт кошка? (Мяу – мяу.)

Дети, как кошка лакает молоко? (Дети показывают.)

А маленький котёнок тоже мяукает, только голосок у него тоненький.

А у Никиты - собака. Весёлая собачка у Никиты живёт,

Весёлая собачка песни поёт.

Как кричит собачка? (АВ - АВ – АВ.)

К нам пришла собачка, умная собачка,

С детками играет, очень громко лает: АВ - АВ - АВ.

Большая собака лает громко, а маленькая тихо. (Ответы детей.)

А теперь Лера посмотрит, кто у неё на картинке. (Лошадка.)

Весёлая лошадка у Леры живёт,

Весёлая лошадка песни поёт: ИГО - ГО.

Как лошадка цокает? (Дети щёлкают язычком - цок – цок.)

Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

А у Серёжи на картинке кто? (Корова.)

Весёлая корова у Серёжи живёт,

Весёлая корова песни поёт: МУ - МУ.

Как корова мычит? Му - у - у - молочка кому?

Раздаётся сигнал паровоза.

Ну вот мы с вами поиграли, а теперь снова поедем на паровозе.

Дети, паровоз привёз нас на другую полянку. Посмотрите, здесь чей-то домик. А в домике живёт собачка. Она хочет с вами поиграть.

Подвижная игра - "Вот сидит лохматый пёс".

Программные задачи:

1) Образовательные:

Учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем.

2) Речевые:

Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч - маленький мяч);

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

3) Развивающие:

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, мышление, внимание, восприятие.

4) Воспитательные:

Воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно;

Воспитывать опрятность, аккуратность.

Оборудование: кукла Грязнуля, маска лисы, чудесный мешочек, игрушки: большой красный мяч, маленький зеленый мяч, большой синий кубик, маленький желтый кубик, алгоритм умывания.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка».

Ход занятия:

1) Вводная часть.

Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.

Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Да это же кукла Грязнуля!

Черные ладошки;

На локтях -дорожки…

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой?(умыть).

А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.

2) Основная часть.

Воспитатель.

Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ.

- «Улыбка»

Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.

-«Трубочка»

А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.

2. Упражнение для языка.

-«Покусаем язычок»

Воспитатель.

Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.

Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.

3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.

-«Причешем язычок»

Воспитатель.

А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель.

Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.

Послушайте ее: «с-с-с-с»

Воспитатель.

В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы из крана будем мыться,

Без воды нам никуда.

Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть -чуть приоткроем кран (имитируют движения). Вода течет небольшой струей - поет негромкую песенку.

Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.

Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 - 6 индивидуальных проговариваний).

Воспитатель.

А теперь давайте сильнее откроем кран. (Имитация движения). Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).

Рано утром на рассвете.

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

Даже серый зайка умывается.

Физкультминутка.

(Дети встают в круг)

Вставайте в круг. Покажем Грязнуле, как серый зайка умывается.

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается:

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(движения в соответствии с текстом)

Серый зайка умывается,

Видно в гости собирается.

(дети выполняют движения как при умывании)

Кто - то зайку напугал.

Зайка, прыг! И ускакал.

Воспитатель надевает маску лисы.

Кого испугался зайка? (лису)

Педагог проговаривает чистоговорку.

«Са - са- са - прибежала лиса».

Просит детей повторить. Дети хором и индивидуально произносят чистоговорку.

Воспитатель предлагает прогнать лису.

«Су -су - су- мы прогоним лису»

По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.

Воспитатель снимает маску лисы.

Убежала лиса. Ребята, я придумала загадки, в которых есть песенка воды.

Педагог называет слова, в которых звук «с» встречается в начале, в середине, и в конце, вставляя слова, в которых отсутствует звук «с» (солнце, мяч, часы, машина, стрекоза, кубик). Дети хлопают в ладоши, услышав в названных воспитателем словах звук «с».

Воспитатель берет Грязнулю.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам!

Давайте скажем Грязнуле:» Стыд и срам«!

Воспитатель.

Ребята, давайте научим Грязнулю умываться (дети садятся на стульчики)

Помогут нам картинки.

Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.

По просьбе взрослого дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания.

Название конспекта: Речевое развитие в ДОУ. Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Грязнуля».

Воспитатель.

Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.

Воспитатель.

А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся (дети встают в круг).

Пальчиковая игра «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)

Раз - два - три, раз -два- три!

(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри.

(хватательные движения руками)

Н.Нищева.

Воспитатель.

Ребята, даже игрушки спрятались от Грязнули. Поищем их.

Дети садятся на стулья. У педагога в руках чудесный мешочек.

Воспитатель достает из мешочка большой красный мяч.

Что это? (мяч)

Какой мяч? (красный, круглый)

Сколько мячей я достала из мешочка? (один мяч)

Педагог достает из мешочка маленький зеленый мяч.

Что это?

Какой мяч?(круглый, зеленый)

Сколько мячей стало? (много мячей)

Красный мяч большой - а зеленый?(маленький)

Педагог достает из мешочка большой синий кубик.

Что это?

Какого цвета? (синего)

Сколько кубиков я достала(один кубик)

Педагог показывает маленький желтый кубик.

Какого он цвета? (желтого)

Сколько кубиков?(много кубиков)

Желтый кубик маленький - а синий?(большой)

3) Заключительная часть.

Молодцы ребята. Наша кукла Грязнуля больше не хочет быть грязнулей. Она пойдет сейчас умываться и будет вместе с нами играть.

Название: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Грязнуля»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия ФГОС, вторая младшая группа, развитие речи , речевое развитие в младшей группе

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ №108
Месторасположение: город Мурманск

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 3–4 лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой "Развитие речи в детском саду", "Приобщение детей к художественной литературе" (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада", написанное в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

К трем годам появляется способность к речевому анализу . Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова (Сашулька – сосулька). Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова).

В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные).

Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков , наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых).

Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим.

У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный), поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса.

Проблема формирования словаря также много аспектна. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д.), но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними.

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать у детей затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия. Дети, рассматривая картинку, безошибочно отвечают на вопрос "Кто (что) это?" (девочка, кукла, штанишки, иголка, нитка), но на вопрос "Кому девочка шьет штанишки?" некоторые из них отвечают "Мишке шьет" (совсем недавно воспитатель зашивал штанишки медвежонку).

В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.

К сожалению, до сих пор исследователи опираются на данные Е. Аркина о составе словарного запаса у детей четвертого года жизни, опубликованные в 1968 году. (Возможно, что у современного ребенка иные количественные характеристики.) Итак, по Е. Аркину в словаре ребенка: существительные и местоимения составляют 50,2 %, глаголы – 27,7 %, наречия – 5 %, прилагательные – 11,8 % .

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что помогает им общаться. Кроме того, необходимо помогать детям усваивать слова, обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существенные признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришел – ушел – зашел, чашка – чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных (сапог, варежек, лисят), притяжательных прилагательных (заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

Известно, что освоение грамматического строя речи особенно быстро происходит во второй половине третьего года жизни. (По данным исследователей до трех с половиной лет, а по некоторым показателям и до четырех лет, речь существенно не меняется.)

На четвертом году жизни постепенно увеличивается число простых распространенных предложений, появляются сложные предложения .

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их непосредственным опытом. ("Это кролик. А как его фамилия?" "Ночью солнце превращается в луну?" "Ты какая моя родственница?" (Обращается к воспитателю.))

Во второй половине года возрастает количество вопросов, нацеленных на выяснение причинно-следственных отношений.

Особенности работы с детьми на занятиях

С дошкольниками четвертого года жизни планируются специальные занятия по развитию речи и художественной литературе. На этих занятиях продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.

Во второй младшей группе чаще всего организуются занятия, состоящие из одной части (чтение детям сказки, отработка четкого и правильного произношения звука и т. п.). На этих занятиях, кроме основной, параллельно решаются и многие другие задачи. Так, например, знакомство детей с новой сказкой является ведущей задачей занятия, но на этом же материале воспитатель формирует у малышей интонационную выразительность речи, активизирует словарь, совершенствует звукопроизношение и т. д.

С детьми 3–4 лет проводятся также комбинированные занятия, состоящие из двух самостоятельных частей. Допустимы самые разные варианты комбинирования:

Чтение произведения художественной литературы и отработка умения вести диалог;

Чтение (заучивание стихотворения) и совершенствование грамматической правильности речи;

Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря;

Дидактическая игра на формирование звукопроизношения и игры (упражнения) на совершенствование грамматического строя речи и т. д.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама