THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях?

К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей:

  • С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;
  • М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;
  • Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;
  • Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;
  • Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;
  • З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;
  • П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

Познакомилась с программами:

  • А. Вересова - «Мы земляне»;
  • Е. Рылеева - «Открой себя»;
  • Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»;
  • С. Николаевой - «Юный эколог».

За основу в своей работе я взяла программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З.Ф.Аксеновой - «Войди в природу другом».

Разработала долгосрочный проект по экологическому воспитанию - «Войди в природу с добротой».

«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя».

Цель проекта: ознакомление с живой и неживой природой, воспитание осознанного, бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сезонность.

Начала продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия - «Живая – неживая природа», «Живая душа природы – деревья», «Лесные происшествия зимой», «Могут ли вместе жить корова и волк, почему?», «Кто радуется весне?», «Его в руки не возьмешь – он колкий, ниток нет, одни иголки», темы таких занятий развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность.

С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове».

Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

Не маловажное значение в моей работе имеет «экологическая тропа», маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. И так все наши любимые места мы выделили, я нарисовала этикетки к каждому объекту (муравейник, поляна одуванчиков, сосновый бор, клумба с цветами, облепиха, березки-подружки, любимый огород), это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.

Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Лесной массив, где растет много разных пород деревьев, любимое озеро – все это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю часто в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю – это создание предметно-развивающей среды при сохранении трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на родительских собраниях. Подбирали сказки такие, чтобы задействованы были все дети, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка, а уж дети старались показать свои способности и все были довольны.

Еще с детьми я люблю заниматься сюжетосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем. Второй этап – читаю детям нашу новую сказку, они сами выбирают кто что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом я делаю нашу новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Эти книжки дети очень любят, берегут, просят почитать еще и еще. Сюжетосложение так же помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и получается в результате настоящая книга.

Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании - это проектирование. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Работая над проектом «Живая природа», смогла развернуть собственную проектную деятельность в изготовлении коллажей. Почему коллажей? Да, потому что работа над созданием коллажей учит дошкольников быть инициативными, последовательными, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно и, конечно, развивается творчество, воображение и фантазия, а также это широкий выбор разного, очень доступного материала и любимая деятельность детей.

Данный проект я завершила включением родителей в совместную деятельность с детьми. Каждый дома сделал коллаж на тему «Живая природа», а потом в нашей «гостиной» проходила презентация. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребенка.

Результат был виден в детях:

  • знания детей о живой природе выросли;
  • разговор о дисциплине даже не стоял, так как был большой интерес к работе;
  • сплотился коллектив – дети могли общаться и работать с разными детьми из группы;
  • выросла самостоятельность в работе;
  • улучшилась связная речь, если в начале с трудом придумывали название коллажа, то потом составляли целые рассказы о своей работе;
  • дети смогли научить своих родителей, как делать коллажи? /со слов родителей.

На улице идет дождь… Скучно… Хорошо, если дождик быстро закончится и снова выглянет солнышко. А вдруг плохая погода затянется и прогулка надолго отменится? Но это нестрашно, если рядом с детьми находчивый и творческий педагог. Пусть льет дождь, а я всегда могу предложить интересное дело, к которому никто не останется равнодушным. Малышам предлагаю пластилин, краски, карандаши, рассматривание картин, книжек с красочными иллюстрациями, а со старшими детьми провожу разные конкурсы, соревнования или что-то изобретаем своими руками из разных подручных материалов, которыми я запасаюсь заранее.

Можно создать удивительные вещи! Настроение моих детей повышается, мы так увлекаемся, что забываем про дождь, который льет и льет!

На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Центр взаимодействия с родителями или приемная комната – лицо группы, к оформлению ее подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Статья размещена в авторской редакции.

Светлана Игуменщева

«Удивительный мир природы»

Актуальность данной проблемы

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

На примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации : каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции:

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6.Принцип развивающего обучения : использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности .

Формы и методы работы

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

В работе с детьми использую разнообразные формы:

1. Практическая совместная деятельность детей и педагога.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей

2. Наблюдение.

Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) провожу с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

3. Экологическая тропа.

Значительную роль в экологическом воспитании детей в моей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали. На экологической тропе в нашем ДОУ сооружена мельница. Дети узнают о том, как раньше люди перерабатывали собранный урожай зерна.

4. Экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.


Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.


5. Опытно - экспериментальная деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Интересно прошло открытое занятие с детьми подготовительной группы по экспериментированию «Тайна песка».

На протяжении всего занятия дети были активными, проявляли творчество, сообразительность, оказывали поддержку друг другу, были заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались педагогом, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала, изложенного на занятии.

6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.

Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.


7. Игры на экологические темы

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций) Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.


Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». (Например, чтение рассказа Л. Н. Толстова «Котенок».) Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.


9. Создание экологического проекта.

Мною разработан долгосрочный (январь – май) экологический проект «Волшебный мир природы», задачами которого были:

Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ:

Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых;

Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате осуществления данного проекта:

Создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда;

Повысился уровень знаний у детей по экологии;

Повысилась экологическая компетентность родителей по теме проекта.

10. Изобразительная деятельность.

Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Весна наступила», «Бережем природу», «Лекарственные растения», «Загрязнение природы» и др.

Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

Подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

Подобраны картины, наборы открыток;

Создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

Создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

Приобретены орудия труда;

Создана метеоплощадка;

Собраны материалы для игр с песком и водою.

Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. В родительском уголке поместила стенгазету «Посади дерево – дыши вместе с природой». Родители активно помогли мне в подготовке материалов к проведению открытого занятия «Тайна песка», с желанием приняли участие в субботнике по озеленению территории ДОУ.


Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.

Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ

Заключение:

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама