Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.
Периоды детского возраста
I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.
Подразделяется на 2 фазы:
а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;
б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.
II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:
а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;
б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.
Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:
а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;
б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;
в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.
III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.
IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:
а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;
б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.
V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.
VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.
Неонатология
Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.
Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.
ОсновнЫе направления неонатологии
Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.
Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.
Исследования становления иммунного статуса.
Изучение наследственных и врожденных заболеваний.
Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.
Реабилитация больных новорожденных детей.
Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.
Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:
В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:
Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.
Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:
Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.
Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:
Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.
Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:
пренатальные (возникающие до и во время беременности);
интранатальные (возникающие во время родов);
постнатальные (действующие после рождения ребенка).
Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.
Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:
в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);
в середине беременности;
в процессе родов.
Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:
1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.
2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).
3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).
4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.
5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.
6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.
Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.
Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).
Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.
У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):
по нарушению функции ЦНС;
развитию гипербилирубинемии;
развитию ГБН;
внутриутробному инфицированию;
развитию СДР;
развитию гипогликемии;
развитию геморрагических расстройств;
по развитию острого анемического синдрома.
При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .
В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :
I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.
II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.
Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:
дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.
Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:
новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
недоношенные II–IV степеней;
переношенные новорожденные;
дети с задержкой внутриутробного развития;
новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;
новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.
III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).
Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.
Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.
Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.
Период внутриутробного развития.
1) Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
2) Фаза плацентарного развития (плод).
Эмбриогенез начинается с 3-й недели после оплодотворения (первые 2 недели - бластогенез) и оканчивается 3-м месяцем внутриутробной жизни.
В этот период происходит основная закладка важнейших органов. Любое повреждение в этот период вызывает либо гибель эмбриона (выкидыш), либо врождённое уродство (порок развития органов или частей тела). Наиболее чувствителен эмбрион к вирусам: краснухи, гриппа, гепатита, полиомиелита, цитомегалии.
Лекарственные эмбриопатии: сульфаниламиды, антибиотики (особенно группа тетрациклина), гормоны (кортикостероиды, инсулин), цитостатики, витамины, хинин.
Диабетические энцефалопатии: 12% - атрофии кишечника, пороки сердца, пороки развития конечностей, черепа, анэнцефалия.
Фетопатии - нарушение тонкой структуры и дифференцировки тканей у сформировавшегося плода. Часто возникают при Rh-несовместимости, диабете, инфицировании плода (ветрянка, герпес, вирусный гепатит, врождённый сифилис, токсоплазмоз). При этом возникают следующие заболевания плода: энцефаломиелиты, миозиты, некрозы, врождённые гепатиты с исходом в цирроз, врождённые пневмонии. Фиброэластоз, муковисцидоз, кальциноз, врождённый адреногенитальный синдром, ДЦП, гипертрофия мускулатуры пилоруса - все это ведёт к мертворождённой, недоношенности, выкидышам и болезням новорождённых.
Период новорождённости.
Период длится от момента рождения до 1месяца. С первым вдохом у ребёнка начинается:
1) лёгочное дыхание (расправляются лёгкие);
2) изменение условий кровообращения (малый круг кровообращения);
3) функционирование почек, пищеварительного тракта;
4) самостоятельная терморегуляция.
Характеристика новорождённого ребёнка
Пропорции тела новорождённого ребёнка значительно отличаются от взрослого. Голова составляет 1/4 длины тела (у взрослого 1/8). Преобладает мозговая часть черепа над лицевой. Открыт большой родничок между лобной и теменными костями. Ноги короткие, туловище относительно длинное. Грудная клетка - короткая, бочкообразная, малоподвижная. Середина тела находится над пупком (у взрослого на высоте вертела бедренной кости).
Нервная система.К моменту рождения самым развитым у ребёнка оказывается спинной мозг, о чём свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.
Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: 1/8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий. Кора больших полушарий не работает (палидарный период). Движения новорождённого хаотичные, случайные, непроизвольные. Легко вызываются безусловные рефлексы сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый.
Новорождённый ребёнок очень мало бодрствует, в основном он спит (20-22 часа в сутки).
Одним из основных органов чувств является зрение. У новорождённого ребёнка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз ещё очень слабы и редки. У некоторых новорождённых наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.
Новорождённый ребёнок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.
Вкусовые рецепторы у новорождённых детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.
Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.
Чувство осязания имеется уже у новорождённого, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.
Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.
Кожа - нежная, легко ранимая, богата кровеносными сосудами, несколько отёчная. У здорового ребёнка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.
Многочисленные сальные железы имеются уже у новорождённого, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам. Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.
Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.
У новорождённого подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.
Защитная функция кожи значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.
Поскольку кожа ребёнка богата кровеносными сосудами, а её роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей. Дыхательная функция кожи у ребёнка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду. Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребёнок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.
Мышечная система - развита слабо. У новорождённого мышечная масса составляет 1/4 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше - около 40%. Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идёт главным образом за счёт утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием. Мышечный тонус тоже очень слабый. Характерен гипертонус мышц сгибателей конечностей, за счёт этого новорождённый находится в определённой позе: руки прижаты к туловищу, согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки, большой палец над остальными; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, несколько разведены.
Скелет новорождённого в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.
Голова новорождённого имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. На голове новорождённого ребёнка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.
Позвоночник новорождённого почти прямой. У новорождённого грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми рёбрами, как бы на высоте вдоха. Рёбра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена. Форма таза у новорождённых мальчиков и девочек практически одинаковая.
Органы дыхания маленького ребёнка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений. Ребёнок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.
Полости носа новорождённого недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.
Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого.
Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.
Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к её сужению, проявляющемуся в удушье или затруднённом дыхании. Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.
Лёгкие грудного ребёнка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадание лёгочной ткани в нижнезадних отделах лёгких.
Обмен веществ у ребёнка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребёнка более частым дыханием.
С момента рождения у ребёнка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту.
Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребёнка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.
Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребёнка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.
Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.
Мочевой пузырь у ребёнка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объём мочевого пузыря у новорождённого составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.
Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребёнка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребёнка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых.
Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребёнок мёрзнет, мочеиспускание учащается.
Правильное развитие желёз внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребёнка. Сразу после рождения на развитие ребёнка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а ещё через небольшой промежуток времени - гормоны передней доли гипофиза. Функционирование желёз внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьёзным нарушениям физического и психического развития ребёнка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в её работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.
Относительный вес сердца у ребёнка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается. Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребёнок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.
Кровеносные сосуды у новорождённого шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объём сердца. Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.
Пульс у ребёнка учащённый: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребёнка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.
Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.
У новорождённого в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.
К моменту рождения ребёнка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребёнка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.
Период новорождённости - это период приспособления организма ребёнка к новым условиям существования. В этот период проявляются ряд пограничных с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль веса, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д.
В период новорождённости могут быть выявлены пороки внутриутробного развития (уродства, пороки сердца), а также последствия родовой травмы: внутричерепная травма, перелом ключицы, родовой паралич верхних конечностей, повреждение спинного мозга.
Заболевания , встречающиеся в период новорождённости :
· Инфицирования пупочной ранки: омфалит.
· Заболевания кожи: пиодермии, пузырчатка, флегмона новорождённых, гнойный мастит, сепсис, желтуха, пневмопатии (ателектазы лёгких, аспирационные пневмонии).
· Врождённые деформации ОДА:
1) врождённый вывих бедра
2) врождённая косолапость
3) кривошея.
· Хромосомные болезни:
1) болезнь Дауна
2) синдром Шерешевского-Тернера.
· Генные болезни:
1) фенилкетонурия.
Грудной возраст
От 1месяца до 1 года.
Характеризуется интенсивным увеличением веса и роста. Вес утраивается. Рост увеличивается на 25 см. Никогда больше ребёнок так не растёт. Но самое главное, на первом году жизни происходит становление его двигательного и нервно-психического развития. От рефлекторных движений новорождённого, лишённых контроля коры, до важнейшего итога общего двигательного развития - самостоятельной ходьбы. Важность этого периода невозможно переоценить. Мы не рождаемся людьми, мы ими становимся. К моменту рождения ребёнка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами наименее развита и зрелая. Животное рождается более зрелым и быстрее приспосабливается к жизни. Чем ниже ступень развития животного, тем оно с рождения более приспособлено к жизни.
Влиять можно только на те системы, которые находятся в процессе развития, когда же мозг сформировался, догнать то, что упущено ранее, невозможно. Пример: брошенные дети, «маугли».
В этом огромный смысл именно для человека. Нервная система созревает медленно, здесь необходимо влияние человека.
В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врождённые) рефлексы. Новорождённый обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.
В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды.
Со второго месяца ребёнок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребёнок начинает различать цвета.
С третьего месяца ребёнок поворачивает голову, ища глазами источник звука.
Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребёнка участвуют все анализаторы.
В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.
Как только ребёнок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперёд - лордоз.
В 6-7 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад - кифоз, а когда ребёнок начинает ходить (9 - 12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперёд.
Когда ребёнок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы рёбер приподнимаются кверху, рёбра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперёд и кверху.
Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.
Особенно быстро увеличение объёма лёгких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.
Подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала лёгкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.
К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.
В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно пневмония, могут вызвать у детей серьёзные осложнения.
Для правильного развития ребёнка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.
Дефицит тактильных, зрительных, слуховых раздражителей приводит к задержке нервно-психических функций ребёнка (лишить слуховых и зрительных раздражителей - будет глух и слеп). У новорождённого вес головного мозга относительно велик – 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса. В течение первых 6 месяцев вес мозга увеличивается на 85% (важно, чтобы не закрылся родничок). После 7 лет мозг вообще не растёт.
У новорождённого борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга пока плохо дифференцировано от белого. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённых столько же, сколько у взрослого, но они ещё незрелые и созревают не одинаково.
Заболевания периода:
I. Желудочно-кишечный тракт:
1) диспепсия (простая, токсическая);
2) хроническое расстройство питания (гипотрофия).
II. Заболевание органов дыхания:
1) пневмония, ОРЗ;
2) острый ларингит (круп).
III. Диатезы:
1) экссудативно-катаральный;
2) лимфатико-гипопластический;
3) нервно-артрический.
IV. Рахит. (Спазмофилия).
V. Инфекционные заболевания:
2)ветряная оспа;
3)дифтерия.
VI. Заболевания нервной системы:
1) энцефалопатии;
3) акушерские параличи.
VII. Заболевания О.Д.С.:
1) кривошея,
2) косолапость,
3) дисплазия тазобедренного сустава.
Пред дошкольный период
От 1 года до 4 лет.
Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребёнка (но энергия роста меньше). Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки (учится бегать, прыгать). Формируется речь. Вообще, возраст 2-4 года является первым критическим периодом для развития психики. В этот период очень важна педагогическая коррекция. Ребёнку надо много читать, рассказывать, объяснять, иначе будет наблюдаться задержка нервно-психического развития.
В этот период дети очень любознательны, задают много вопросов и задача взрослого - не подавить любознательность. Это возраст "почемучек". На все вопросы необходим ответ, нельзя отмахиваться: "Отстань!". Ребёнок набирает знания.
Заболевания периода:
I. Болезни пищеварительного аппарата.
II. О.Р.З. инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.
III. Отравления лекарствами.
IV. Заболевания нервной системы: Д.Ц.П.
V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.
VI. Инородные тела в носу, ухе, лёгких, желудке и кишечнике.
Дошкольный период
От 4 до 7 лет.
1. Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.
2. Укрепляется мускулатура, костный скелет.
3. Начинается смена молочных зубов.
Особо выделяется возраст 6-8 лет - это второй критический период и очень важный. Это самый способный возраст к обучению (языки, музыка, некоторые виды спорта). В этот период необходимо вызвать интерес к учёбе, иногда заставить, выработать усидчивость и ответственность к учёбе, приучать помогать дома и т.д. Если этот момент будет упущен, ребёнок не будет приучен к труду, самообслуживанию, дисциплине, то дальнейшее воспитание также будет затруднено. Это самый важный возраст для обучения и воспитания.
Заболевания периода:
I. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми).
II. Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых).
III. Заболевания нервной системы (энурез).
Младший школьный период
Период отрочества, от 7 до 12 лет.
1. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, аппарата движений (но это период замедленного роста).
2. Заканчивается смена молочных зубов.
3. Дальнейшее формирование характера и интеллектуальное развитие.
Заболевания периода:
I. Травматизм (25-45% составляют травмы черепа).
II. Заболевания сердца (ревматизм, хорея).
III. Заболевания нервной системы (неврозы, энурез).
IV. Сколиозы, остеохондропатии.
Старший школьный период
Пубертатный или период полового созревания, от 12 до 18 лет.
1. Завершается физическое и психическое развитие ребёнка.
2. Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребёнка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желёз, щитовидной железы, гипофиза).
3. Это период второго вытягивания в длину, особенно заметно вытягиваются ноги. Отмечается рост лицевого черепа. Появляется угловатость. Теряется грация.
4. Эмоциональная жизнь отличается неустойчивостью, частыми сменами настроения и установок. Выражено своё «я».
С детьми этого возраста всегда много проблем.
Заболевания периода:
I. Эндокринные нарушения (эндокринопатии).
II. Вегетососудистые дистонии. Неврозы.
III. Сколиозы, остеохондропатии.
Ранний неонатальный период. - Поздний неонатальный период. - Доношенный новорожденный. - Оценка состояния новорожденного
Внеутробная жизнь человека начинается от момента перевязки пуповины. Ребенок вступает в период новорожденности. С момента рождения, прекращения плацентарного кровообращения начинают функционировать легкие. Первый крик ребенка - это его первый вдох. Частота дыхания у новорожденного 40-60 в минуту, дыхание поверхностное; частота и глубина очень быстро могут меняться. Во время периода новорожденности происходит адаптация организма ребенка к внеутробному существованию. Продолжается этот период 4 нед. В периоде новорожденности выделяют два подпериода: ранний неонатальный (от рождения до 7-го дня жизни) и поздний неонатальный (с 8-го по 28-й дни жизни). В это время начинает функционировать и малый круг кровообращения (закрываются артериальный проток и овальное отверстие - пути внутриутробной гемодинамики), наступает обратное развитие сосудов пуповины. Ребенок переходит на энтеральное питание. Начинает образовываться и выделяться моча. Все системы организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптация к внеутробному существованию легко нарушается, что может отражаться на общем состоянии ребенка и даже привести к его гибели. Поэтому необходимыми являются квалифицированное наблюдение за ребенком в этом периоде и создание особыхусловий для лучшей его приспособляемости к условиям внешней среды.
Доношенным новорожденным считается ребенок, родившийся в срок (на 38-40-й неделе беременности) и функционально зрелый. Масса тела доношенного новорожденного колеблется от 2500 до 5000 г, составляя в среднем 3000- 3500 г; длина колеблется от 45 до 57 см. У зрелого новорожденного хорошо развит подкожный жировой слой, кожа эластичная, розовая с нежным пушковым покровом на плечах и спине. Волосы на голове могут быть длиной до 2 см. Ушные раковины упругие, ногти плотные, выступают за края пальцев. Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Крик ребенка громкий, мышечный тонус и движения достаточной силы, хорошо выражен сосательный рефлекс.
Для оценки состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар (табл. 2.1). Оценка производится в течение 1-й минуты после рождения ребенка и складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков: сердцебиения, дыхания, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости, окраски кожи. При хорошем состоянии новорожденного оценка по Апгар составляет 8-10 баллов, при показателе 6-7 баллов состояние оценивается как удовлетворительное, ниже 6 - тяжелое.
Таблица 2.1. Шкала Апгар
|
Через 5 мин после рождения повторно проводят оценку состояния новорожденного.
Еще по теме Период новорожденности:
- Регулярные зубцы Р с формой, как из синусового узла, и нормальной частотой синусового узла. Преимущественно АВ-диссоциация: возможно также 1:1 проведение с отрицательными зубцами Р в отведениях II, III и aVF после комплексов QRS, отдельные комплексы захвата (см. выше). Клиническая картина и терапия. Постоянный характер тахикардии может привести к развитию декомпенсации кровообращения, опасность которой особенно высока в период новорожденности и в послеоперационном периоде. У новорожденных отмече
1.2.2. Периоды детского возраста
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным. Он непрерывно находится в процессе роста и развития, которые происходят с определенной закономерной последовательностью. От момента рождения и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов. По мере такого перехода меняются морфофизиологические особенности, среда, окружающая обстановка, поэтому совершенно недопустимо рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре. Не следует также говорить об анатомофизиологических нормах для детей вообще или особенностях течения той или иной болезни у ребенка, не учитывая роль возрастного фактора.
Таким образом, в практической деятельности врача необходим индивидуальный подход как к здоровым, так и к больным детям с учетом возрастных анатомофизиоло-гических особенностей.
Дифференцированный подход к оценке состояния ребенка определяется возрастными периодами его развития. Естественно, что между ними нельзя провести строгой грани. В практическом отношении целесообразно различать внутриутробный период, подразделяющийся на стадии эмбриона и плода, и вне-утробный, включающий:
а) период новорожденности;
б) грудной;
в) преддошкольный (ясельный);
г) дошкольный;
д) младший школьный;
е) старший школьный.
Период внутриутробного развития. Для плода организм матери является окружающей средой, и состояние ее здоровья, условия жизни во время беременности имеют важнейшее значение для его нормального физиологического развития.
Внутриутробный период развития подразделяется на две стадии: эмбриональную, включающую первые 11 -12 нед, и фетальную (плацентарную) - до рождения. Первая стадия характеризуется формированием органов и систем, питанием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии развития идут интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подготавливается к вне-утробной жизни. Например, при сроке беременности 3-6 нед у него образуются зачатки важнейших органов, затем начинает развиваться мозг, а на 3-м месяце внутриутробной жизни уже отчетливо определяется кора большого мозга, интенсивное развитие которой продолжается в последующие месяцы жизни. К 12-й неделе мегалобластический тип кроветворения полностью заменяется нормобластическим, в периферической крови появляются лейкоциты, а при сроке гестации 13 нед начинает образовываться гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление антигенных систем крови. С 20-й до 28-й недели вместо печеночного кроветворения устанавливается костномозговое. К 16-17-й неделе развивается инспираторная часть дыхательного центра. При сроке 20 нед спонтанные движения плода настолько хорошо выражены, что ощущаются матерью и врачом. Плод 22-24-недельного возраста может дышать и сосать. Несколько позже в надпочечниках плода начинается синтез гидрокортизона. С 28 нед плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное развитие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают и миелинизируются ствол мозга и спинной мозг, т.е. те части мозга, филогенетически более древние, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зрелости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беременности) происходит отложение в организме плода многих веществ - железа, кальция, витаминов и др., потребность в которых в послеродовом периоде не полностью покрывается материнским молоком.
В эмбриональной стадии развития плода различные заболевания матери могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а различные эндогенные и экзогенные тератогенные факторы - к порокам развития (эмбриопатии), поэтому первые 3-7 нед беременности принято считать критическим периодом, хотя сроки формирования органов и систем неодинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков, поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха и др.) становятся чрезмерно опасными для плода и могут отразиться на физическом и психическом развития новорожденного. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутриутробной гипотрофии.
В период внутриутробного развития выявляются некоторые наследственные и приобретенные факторы, как благоприятно влияющие на внутриутробное развитие плода, так и нарушающие его. Аномалии развития формируются главным образом в первые 3 мес беременности. К этому времени относится возникновение некоторых аномалий в области лица и челюстей, наиболее часто - расщелин верхней губы и неба. Вследствие недоразвития или отсутствия лобно-носового отростка могут произойти сближение закладок глаза и их слияние (одноглазие). В течение первых 2 мес внутриутробного развития возможно образование кист и свищей околоушной области и шеи, различных аномалий мышечной, сосудистой и нервной систем. К концу 2-го месяца эмбрион уже сформирован. Возникающие после этого периода аномалии менее значительны и являются главным образом следствием недостаточного роста и развития плода. К ним относятся неправильности строения черепа и лицевых костей, недоразвитие хрящей носа и ушей, закрытие глазной щели и др. С 4/ 2 -5 мес внутриутробного развития начинается минерализация молочных резцов, а с 7 мес - клыков и моляров. Химический состав и структура эмали этих зубов в значительной мере определяются именно в этот период. В связи с этим представляется особенно важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка, которая должна быть основной задачей не только акушеров и педиатров, но и врачей других специальностей, в том числе стоматологов.
Период новорожденности, или неонатальный период (от лат. новорожденный) начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до конца 4-й недели жизни (28 дней). Длительность этого периода определяется временем адаптации новорожденного к внеутробным условиям. Переход к самостоятельному, внематочному существованию характеризуется значительными морфологическими, функциональными и биохимическими сдвигами. Появляется легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается артериальный (боталлов) проток, устанавливается самостоятельная, но крайне несовершенная терморегуляция. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспомощен: свисает голова, не держится спина, он все время делает беспорядочные движения руками и ногами. Верхние и нижние конечности ребенка находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание в этом периоде подкорковой и спинальной регуляция. Из-за недифференцированности коры большого мозга ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, глотательный, хоботковый и др.) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.
У новорожденного быстро увеличивается масса тела - за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличение массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желудочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), в основном характером питания. Наиболее физиологической пищей для ребенка этого возраста является грудное молоко.
Иммунная система созревает постепенно. Естественное вскармливание, асептика и антисептика предупреждают инфекционные заболевания ребенка с физиологически сниженной иммунной защитой.
У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию.
Таким образом, в период новорожденности все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия и даже незначительные изменения условий окружающей среды могут быть причиной тяжелых нарушений важных жизненных процессов. Все это требует тщательного специального ухода за новорожденным, хороших гигиенических условий его содержания, правильной организации вскармливания.
В этот период могут наблюдаться особые состояния, пограничные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря массы тела, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кризы). Они бывают кратковременными, в дальнейшем не повторяются, но при неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.
Физиологические отклонения от нормы у новорожденных нередки. Очень часто (даже после нормальных родов) имеются точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, чаще всего на лице и конъюнктивах - в результате повреждения капилляров при венозном застое во время родов (они быстро исчезают и не имеют вредных последствий).
Наряду с точечными кровоизлияниями к физиологическим родовым травмам надо отнести и так называемую родовую опухоль - кровоизлияние с отеком тканей, вызванное давлением на месте предлежащей части. Опухоль чаще всего располагается в области темени или затылка, но может иметь и другую локализацию: при лицевом предлежании - на лице, при лобном - на лбу.
Желтуха новорожденных наблюдается в основном на 2-3-й день жизни, реже к концу 1-х или на 4-5-е сутки. Желтушное окрашивание кожи раньше всего появляется на лице.
В течение первых 3-4 дней жизни масса тела новорожденного заметно снижается. Это явление физиологическое, получившее название физиологической убыли массы тела.
Об этих изменениях должны знать детские стоматологи, особенно оперирующие ребенка в первые дни его жизни.
Выраженные пороки развития ЧЛО легко определяет педиатр или акушер родильного дома, менее выраженные могут остаться незамеченными. Ребенок иногда плохо захватывает сосок матери, щелкает при сосании языком, что может быть обусловлено короткой уздечкой языка. Если при этом ребенок не получает достаточного количества молока при нормальной лактации у матери и масса тела его не увеличивается, производят рассечение короткой уздечки языка. Учитывая, что у новорожденного очень лабильны все системы гомеостаза, необходимо наблюдение за ним врача в течение 1-3 дней после этой небольшой операции.
При кормлении ребенок иногда захлебывается молоком, что может быть обусловлено укорочением мягкого неба или его скрытой расщелиной. Определить такой порок сможет стоматолог, который и даст рекомендацию матери кормить ребенка в вертикальном положении.
При искусственном вскармливании важно с первых дней жизни обеспечить необходимую нагрузку на челюсти и мягкие ткани ЧЛО новорожденного. При кормлении грудью ребенок первых дней жизни сжимает сосок десневыми валиками с силой около 300 г, а к 2-недельному возрасту эта сила увеличивается до 700-800 г за счет роста и развития жевательных и лицевых мышц. Поэтому при искусственном вскармливании соска на бутылочке должна быть из упругой резины с маленьким отверстием, которое делают раскаленной иглой. Ребенок должен высасывать молочную смесь в течение 12-15 мин, т.е. выполнять необходимую для правильного развития работу.
У новорожденного нередко наблюдается поверхностный кандидоз слизистой оболочки рта - молочница. Значительно реже у ослабленных детей выявляются афты Беднара.
Болезни периода новорожденности имеют некоторые особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развивающихся (врожденных) вирусного гепатита, цитомегалии, листериоза, малярии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков органов и систем, разнообразных родовых травм и нарушений мозгового кровообращения, а также последствий внутриутробной асфиксии; гемолитической и геморрагической болезни новорожденных, септических заболеваний, вызванных нередко кокковой флорой, по отношению к которой новорожденный беззащитен. Заражение может произойти как внутриутробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быстрой генерализации процесса с развитием тяжелых септических и токсико-септических состояний, пневмоний.
Грудной период начинается с 3-4-й недели жизни и заканчивается (условно) в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы - на 12 см, а груди - на 13-15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Развиваются статические функции: в 2 мес ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4-5 мес переворачивается с живота на спину, затем со спины на живот; к 7 мес самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. В 5-6 мес прорезываются первые молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами идет психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2-3-й недели, а особенно после месяца, развиваются условные рефлексы (первая сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес он эмоционально гулит, узнает близких, с б мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психи-ческое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима дня, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение 1-го месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка 1-го года жизни в основных питательных веществах и энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия), связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т.е. диспепсиям.
У некоторых детей выявляют так называемые аномалии конституции - экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и большую частоту рахита.
Первоначальный пассивный иммунитет у ребенка постепенно ослабевает, а приобретенный иммунитет еще отсутствует. Случайный контакт с различными инфекциями сенсибилизирует организм, что делает его особенно предрасположенным к различным гноеродным и другим инфекциям. Наиболее часто входными воротами инфекции оказываются кожа, слизистая оболочка рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к ограничению того или иного патологического процесса лишь определенным органом или одной тканью тоже весьма характерны для этого возраста.
В грудном возрасте могут действовать факторы, приводящие к зубочелюстным деформациям и аномалиям, например привычка сосать пальцы, язык, губы. В этом случае ребенку лучше дать пустышку, вынув ее изо рта при наступлении глубокого сна, а во время бодрствования ограничить движения рук специальной одеждой. Важно, чтобы подушка была небольшой и плоской. Сон с опущенной на грудь головой тормозит развитие нижней челюсти, при запрокинутой голове мышцы шеи напряжены, а нижняя челюсть смещается кзади. В этом возрасте выявляется затруднение носового дыхания, что также приводит к нарушению роста и развития челюстей.
На 1-м году жизни продолжаются формирование и минерализация молочных зубов и начинается минерализация постоянных зубов. Различные болезни детей, при которых нарушается водно-солевой обмен, влияют на структуру твердых тканей зуба и могут быть причиной их системной гипоплазии и низкой резистентности к кариесу.
Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет - ясельный возраст) характеризуется быстрым совершенствованием двигательных навыков ребенка, речи и психики, продолжающимся ростом. Ребенок очень подвижен, любознателен, основной формой его развития является игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает первые трудовые навыки. Быстро растет словарный запас ребенка, он начинает говорить, составляя сначала примитивные фразы. К 2-3 годам предложения становятся многословными. Малыш подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Начиная с 1,5 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч, а ночью - 11ч.
В этом периоде также важно правильно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий окружающей среды.
В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета в преддошкольном периоде увеличивается возможность распространения острых детских инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина, дизентерия и др.).
Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этом периоде у детей замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем, развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать. Благодаря хорошей памяти дети чрезвычайно легко запоминают стихи, пересказывают сказки, рассказы, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу этого периода ребенок готовится к поступлению в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и токсическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекционные заболевания, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм и др.).
Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет). В этот период у детей продолжается совершенствование функций организма. Усиленно развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются постоянными. Школьный ритм жизни способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. В это время нужно строго следить за осанкой ребенка, так как неправильное положение за партой или столом, ношение в одной руке тяжелого портфеля и ряд других моментов могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться хронические (туберкулез, нефрит, ревматизм и др.).
Этот период отличается от предыдущего в основном количественным, а не качественным развитием ребенка, поэтому преддошкольный и дошкольный периоды часто объединяют в один - период молочных зубов. В преддошкольном и дошкольном периодах у детей при отсутствии комплексной профилактики выявляются многие стоматологические заболевания. Наиболее массовыми являются кариес и его осложнения, в том числе тяжелые воспалительные заболевания, а также формирующиеся и сформированные зубочелюстные аномалии и деформации.
Период полового созревания. Это последний период детства (пубертатный период, старший школьный возраст), продолжающийся от 12 до 16-17 лет. Он характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. У девочек вторичные половые признаки обычно развиваются на 1 - 1,5 года раньше, чем у мальчиков. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертензия», у девушек - дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний), обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой, - неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Помимо стоматологических заболеваний, характерных для школьников, у них нередко развиваются гингивиты, а при отсутствии профилактических мероприятий, раннего выявления и систематического лечения - и более глубокие поражения тканей пародонта.
Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием дифференцированной стоматологической помощи детям.
Пронзительный детский крик разорвал тишину… На свет появился новый человек - мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка - это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет - своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.
Этот новый недружелюбный мир
Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.
Общая характеристика периода новорожденности
Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери - это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. «Багаж» знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс - это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.
Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37°С.
Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.
Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!
Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное - через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки - голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.
Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.
Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) - он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется «комплексом оживления» и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.