THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание

“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”. Пётр Багратион “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”. Бернард Шоу “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины” Джон Кеннеди “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”. Владимир Путин

“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Патриотизм Боль за родную природу Высокая нравственность Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Анкета для учащихся 8 классов Считаете ли вы себя патриотом? Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины? Хотели ли вы уехать из России? Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности? Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе? Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций? Есть ли пример для подражания? Кто?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание!

В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Игра «Символы РФ» Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? 2) Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Опишите его.

Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

Предварительный просмотр:

  • Патриоти́зм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
  • Патриотизмом понималось служение народу и своему государству как чувство преданности определённой державе и её института.
  • Патриотизм - это любовь и преданность отечеству.
  • Патриотизм политического принципа, связанного с общественной необходимостью, содержанием которой является поддержка большинством населения какой-либо цивилизации или государства такого мировоззрения у людей, чтобы для них первоприоритетным была любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, из чего следует неуклонное стремление защищать интересы Родины и своего народа.
  • патриотизм - 1) Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. -2) Преданность чему-л., горячая любовь к чему-л.
  • Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
  • Гражданин - Лицо, принадлежащее к населению какого-л. государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; подданный какого-л. государства.
  • Гражданин
  • Гражданин 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
  • Гражданин - Человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе.
  • Ро́дина - синоним слова Отечество, место, где родился человек.
  • Родина – это не просто жить и принадлежать определённому государству мира, нужно любить традиции, обычаи, знать культуру и искусство этой страны.
  • Родина обозначает место рождения, место, откуда пошел твой род.
  • Родина - это место, куда человек возвращается с радостью и гордостью. Это место, за которое человек стоит "горой", и не важно, какой он национальности, главное, что он любит это место и лелеет его.
  • Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги.
  • Родина - место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
  • Родина - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов.

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 8 «Б» классе на тему

«Патриотическое воспитание»

30.04.2013г.

Классный руководитель: Осетрова Н.В.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать

Выводы, отстаивать свою точку зрения;

Учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

Деятельности;

Воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

Развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

  • составить вопросы для обсуждения;
  • провести анкетирование;
  • подобрать цитаты по теме;
  • оформить зал;
  • выступление по вопросам;
  • написать сочинение “С чего начинается Родина”;
  • подготовить презентацию по теме.

Ход урока

Учитель : Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “ Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

  • “ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

  • “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

  • “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

  • “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

Что такое патриотизм?

Что такое Родина?

Кого можно назвать гражданином?

ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания
Патриотизма (распечатки)

“Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране : “ Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

  • Патриотизм
  • Боль за родную природу
  • Высокая нравственность
  • Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Сеньков А. (Учащийся 8 «Б») : Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили

  • Считаете ли вы себя патриотом?
  • Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
  • Хотели ли вы уехать из России?
  • Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
  • Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
  • Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
  • Есть ли пример для подражания? Кто?

Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит ”.

Игра «Символы РФ»

Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

  • Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

  • Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

  • Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

  • Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

  • Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

  • Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

  • Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Даша Павзовская читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

(Гомулина, Мугель, Барбарош)

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Гомулина Ольга).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Мугель Никита).

“Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (Барбарош сергей).

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Ястребова Л.):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.


Классный час на тему патриотическое воспитание

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись – караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской - богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям – они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году – началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

















Классный час на патриотическую тематику

Классный час на тему «Герои земли русской»

Чувство патриотизма, любовь к Родине должны воспитываться с раннего возраста на примерах героических страниц отечественной истории.

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России», где был дан перечень этих Дат. Каждая такая дата может стать хорошим информационным поводом для проведения классного часа патриотического содержания от 5 до 11 класса.

В предлагаемом сценарии информационным поводом является Димитровская суббота (3 ноября), когда в России принято вспоминать воинов, павших на поле брани. Этот день был установлен Великим князем Дмитрием Донским после победы в Куликовской битве. Но, говоря о воинском подвиге русского солдата, нельзя обойти молчанием те военные победы, которые принесли славу России. С этой точки зрения неоценимую помощь в работе классному руководителю предоставляет календарь «Дни воинской славы России», который необходимо составить и поместить на видном месте в классе. Отдельным ученикам можно поручить следить за этими датами и отмечать наступление их, например, прикалывая к строке с датой флажок или звездочку.

Цели: познакомить детей с героическими страницами истории русского народа; формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала; воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в социализации, в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

Форма: репортаж из глубины веков.

Подготовительная работа с детьми:

а) класс делится на группы, и каждая группа получает свое задание.

Архивариусам - записать на лист ватмана все 15 дат дней воинской славы России и прокомментировать словами из сценария эти даты (перечень этих дат - в дополнительных материалах в конце классного часа);

Репортерам (2 ученика) - вести репортаж из прошлого, предоставить слово «очевидцам» событий (русичам, ратникам и монголам), комментировать их рассказы (слова репортеров - в тексте сценария);

Русичам (2 ученика), монгольским воинам (2 ученика) - представить исторические события глазами очевидцев, начертить карту Куликовской битвы, нарисовать портрет Дмитрия Донского, каким они себе его представляют (слова всех героев - в тексте сценария);

б) всем детям дать задание: с помощью родителей составить записку с именами членов своей семьи, которые погибли на полях сражений.

Оборудование: игрушечные мечи, кольчуги, шлемы, щиты, перчатки для ратников и монгольских воинов.

Оформление класса

На перемене перед классным часом:

а) на доске делаются записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, иго, Иван Калита, Мамай, 1380 год, Дмитрий Донской;

б) вывешиваются все материалы: плакат «Дни воинской славы», портрет Дмитрия Донского, схема Куликовской битвы.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Рассказ о днях воинской славы России.

3. Интерактивная беседа.

4. Репортаж из глубины веков.

5. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»), Рассказы детей о воинах из своей семьи.

6. Минута молчания.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. У каждого народа есть славные воинские победы во имя Отечества, память о которых передается из поколения в поколение. На таких победах воспитываются дух нации, гордость за величие предков.

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш народ, его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.

Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. В честь этих великих побед установлены специальные праздники. Наш классный час сегодня посвящен этим праздникам. Готовила это мероприятие творческая группа ребят из нашего класса. Я передаю слово группе архивариусов.

II. Рассказ о днях воинской славы России

Архивариус 1. В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы.

Архивариус 2. Каждая дата - это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю.

Архивариус 3. Мы подготовили плакат, на котором записали все эти победы. Все они известны каждому россиянину.

Архивариус 1. Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Бородинское сражение, победные сражения Суворова, Курская битва, Сталинградская, освобождение Москвы, снятие блокады Ленинграда.

Архивариус 2. Все эти победы вошли в историю, принесли мировую славу русскому оружию.

Архивариус 3. Одна из самых значительных побед - победа в Куликовской битве.

В эти осенние дни весь народ вспоминает подвиг русских воинов. 21 сентября 1380 года русские полки под руководством московского князя Дмитрия Донского разбили татаро-монгольское войско хана Мамая.

Архивариусы садятся за парты.

III. Интерактивная беседа

На доске сделаны следующие записи: Чингисхан, Золотая Орда, 1237 год, I иго, Иван Калита, Мамай, 7380 год, Дмитрий Донской.

Классный руководитель. Ребята, кто-то оставил у нас на доске загадочные письмена. Имеют ли они отношение к теме нашего классного часа?

Примерные ответы детей:

Чингисхан - это правитель, который создал великое татаро- монгольское государство - Золотую Орду.

В 1237 году монгольские войска завоевали Русь и началось татаро-монгольское иго.

Иго - это угнетение. Золотая Орда брала с русских князей дань хлебом, мехами, скотом и медом.

Лучших мастеров монголы забирали в рабство.

Иван Калита - это московский князь, при котором Московское княжество усилилось и стало богаче.

Мамай - это монгольский хан, который стал правителем Золотой Орды, убив своих родных братьев, отца и многих соперников-ханов.

1380 год - это год Куликовской битвы.

IV. Репортаж из глубины веков

Классный руководитель. Совсем недавно -21 сентября - мы отмечали годовщину победы русских дружин в Куликовской битве. Давайте попробуем восстановить в памяти эти давние события. Представьте себе, что наши специальные корреспонденты (фамилии, имена учеников) отправились в XIV век, чтобы провести репортаж из далекого прошлого и представить исторические события глазами очевидцев. Репортаж - это информация с места событий. Итак, телевизионная камера переносит нас в далекий 1380 год.

Музыкальная перебивка или любой звуковой сигнал. На передний план выходят репортеры с микрофонами в руках, рядом с репортерами становятся два русича.

Репортер 1. Здравствуйте, уважаемые телезрители. На нашем календаре 1380 год. Место действия - Москва. Во дворце московского князя Дмитрия царит тревога.

Репортер 2. Гонцы принесли князю недобрук» весть. Войско хана Мамая движется на Русь.

Репортер 1. Враг уже встал на реке Воронеж, дожидается подкрепления из Литвы, Крыма, с Кавказа.

Репортер 2. Как же встретил народ это известие? Я задаю этот вопрос простым русским людям, которых встретили мы на Московской земле (дает микрофон первому русичу).

Русич 1. Князь Дмитрий призвал всех, кто хочет защитить землю Русскую, собирать ополчение.

Русич 2. И со всех концов Руси двинулась к Дмитрию рать великая.

Русич 1. Из Ярославля, Ростова, Устюга, Москвы, Владимира, Костромы, Новгорода, Пскова, Брянска, Смоленска...

Русич 1. Из 36 городов русских пришли ратники. Числом всего около 150 тысяч воинов! Все хотели биться за Русь, за веру православную.

Русич 2. Сам игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил московского князя «битися с татары» и послал ему вои- нов-монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослябя, «силу имущих, и удальство велие, и смельство».

Русичи, проговорив свои слова, садятся за парты.

Репортер 1. Великий князь Дмитрий уже знает, где он даст сражение - это поле Куликово, лежащее у соединения рек Дона и Не- прядвы.

Репортер 2. Переправляясь через Дон, князь велит сжечь мосты. Пути к отступлению нет. Позади земля Русская, за которую воины готовы биться до последней капли крови.

Репортер 1. А что за враг противостоит русским дружинам в этом бою?

Репортер 2. Мы отправляемся в стан Мамая, чтобы задать этот вопрос воинам, которые готовятся к битве.

Рядом с репортерами становятся два монгольских воина.

Монгольский воин 1. Мы - наследники великого Чингисхана, который создал самое мощное государство в Азии. Наша армия может завоевать весь мир.

Монгольский воин 2. Армия Золотой Орды - самая сильная и мощная в мире! Каждый мужчина в Золотой Орде - это воин.

Монгольский воин 1. Наше войско разбито на десятки, сотни, тысячи. Ни один воин не оставит поля боя, не бросит раненого.

Монгольский воин 2. Законы наши суровы: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнят всю десятку, если в сотне побежит десятка, то казнят всю сотню, если в тысяче побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнят всю тысячу.

Монгольские воины, проговорив свои слова, садятся за парты. Рядом с репортерами становятся два ратника.

Репортер 1. Да, монгольские воины привыкли к победам. Как же задумал князь Дмитрий победить такого сильного противника?

Репортер 2. Теперь мы в стане русских воинов. Как они готовятся к битве? Мы задаем этот вопрос русским ратникам.

Ратник 1. Наш князь Дмитрий - опытный полководец. Он недаром выбрал для битвы Куликово поле. Тут сама природа поможет нам защитить родную землю.

Ратник 2. Ордынские конники не привыкли к прямым атакам и всегда стараются окружить противника, но тут им это не удастся: со всех сторон это поле окружено речками, так что подойти к нам враг может только с юга, с красного холма. Тут мы его и встретим достойно!

Репортер 1. А вот и план сражения, для нас сейчас он уже не представляет военной тайны. (Показывает на план сражения, нарисованный на доске или начерченный на плакате.)

Ратник 1 (объясняет схему сражения). Впереди князь выставил передовой полк, за ним располагается большой полк во главе с самим князем. Левый и правый фланги прикрывают полк правой руки и полк левой руки.

Ратник 2. За левым флангом князь поставил резерв и засадный полк, так как тут враги могут попытаться нас окружить.

Репортер 1. И вот раннее утро 8 сентября 1380 года. На восходе солнца туман стоит «яко тьма». Князь Дмитрий в последний раз объезжает полки, призывая воинов на подвиг за Родину, «за братию нашу».

Репортер 2. Трубят трубы, и полки, не видя друг друга в густом тумане, готовятся к бою. Силы, по мнению историков, приблизительно равны - от 50 до 150 тысяч воинов с обеих сторон.

Репортер 1. Вот из татарского войска выходит вперед великий и страшный мурза Челебей. Он вызывает смельчаков на поединок. Вызов принимает простой ратник Александр Пересвет. Ударились богатыри так громко и сильно, что земля затряслась, и упали оба на землю мертвые.

Репортер 2. И сходятся в страшной битве два войска. Русские несут значительные потери. Кажется, что победа склоняется на сторону Мамая. Но внезапная атака засадного полка решает исход битвы в пользу русских войск.

Репортер 1. Враг бежит. Преследуя противника, русские уничтожают остатки Мамаева войска.

Репортер 2. Потери с обеих сторон огромны... Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня красны от крови...

Репортер 1. Восемь дней хоронили убитых русских воинов. Память о великой битве народ сохранил в былинах, сказаниях, песнях.

Репортер 2. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Ратник 1. Победил не просто московский князь - победу одержало русское православие.

Ратник 2. С этой победы вся православная Великая Русь вокруг Москвы сплотится и сбросит в конце концов ненавистное иго.

Репортеры и ратники садятся за парты.

V. «Солдатская память в моей семье» (или «Поминальная записка»). Рассказы детей о воинах из своей семьи

Классный руководитель. Ребята, в память о Куликовской битве Дмитрий Донской установил особый поминальный день. В честь Дмитрия Донского люди назвали этот день Димитровская суббота. Сначала это был день памяти русских воинов, павших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов, «за Веру, Царя и Отечество на брани живот свой положивших». В этот день (3 ноября) уже почти семь столетий люди приходят в храмы, пишут поминальные записки с именами воинов, павших в битвах за свое Отечество.

И нет в России ни одной семьи, в которой не было бы таких воинов.

Готовясь к классному часу, вы все получили задание тоже составить такую записку. С помощью родителей, бабушек, дедушек вы узнали имена своих родственников, павших на поле брани, обстоятельства их военных судеб. Теперь мы послушаем ваши рассказы. Итак, чьи имена будут вспоминать в вашей семье в Димитровскую субботу?

Дети, не выходя к доске, рассказывают о своих родственниках, погибших на полях сражений.

VI. Минута молчания

Классный руководитель. Издавна существует традиция поминать павших минутой молчания. Мы поддержим эту традицию. Итак, объявляется минута молчания.

Включается метроном или музыка. Все встают. Через минуту учитель предлагает всем сесть.

Классный руководитель. Минута молчания истекла. Прошу садиться.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний классный час? Какие чувства вызвал у вас репортаж из славного прошлого России?

Примерные ответы детей:

Чувство гордости за свой народ, за его славную историю.

Восхищение мужеством русских воинов.

Жалость к погибшим, к их матерям, женам, детям.

Ненависть к захватчикам, которые несут смерть и разрушение.

Дополнительный материал

Из Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года)

1.18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище 1242 года).

2.21 сентября - День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

3.7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

4.10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

5. 9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).

6. 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год).

7. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

8. 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).

9. 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

10. 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитника Отечества.

11. 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

12. 2 декабря - День разгрома советскими войсками немецких войск в Сталинградской битве (1943 год).

13. 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

15. 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Раскрыть значение слова «патриот».
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.
  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
  4. Выводы.
  5. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

  1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
  2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
    Л.М.Леонов
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

Открытый классный час в кадетском 8 «в» классе на тему

«Патриотическое воспитание»

Классный руководитель: Цындяйкина Т.И.

Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»,

«быть патриотом».

Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно

делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской

деятельности;

воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

развивать творческие способности учащихся;

Подготовительная работа:

    составить вопросы для обсуждения;

    провести анкетирование;

    подобрать цитаты по теме;

    оформить зал;

    выступление по вопросам;

    написать сочинение “С чего начинается Родина”;

    подготовить презентацию по теме.

Ход урока

Учитель : Здравствуйте , ребята и уважаемые гости. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является целью урока “ Необходимо ли патриотическое воспитание? ”.

На экране представлены ЦИТАТЫ:

    Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

    Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

    Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

    Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и на сколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:

- Что такое патриотизм?

- Что такое Родина?

- Кого можно назвать гражданином?

ребята, определений этим терминам несчетное количество. А как вы думаете, что же наилучшим образом может для описания Патриотизма (распечатки)

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

На экране : Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.

Гражданин, кто это? (распечатки)

«Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа»

Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):

    Патриотизм

    Боль за родную природу

    Высокая нравственность

    Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Учитель: Гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом? Ответ на этот вопрос нам даст Сеньков Антон.

Пимонов П. (Учащийся 8 «в») : Нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 классов. Вот какие результаты мы получили

    Считаете ли вы себя патриотом?

    Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

    Хотели ли вы уехать из России?

    Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?

    Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

    Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

    Есть ли пример для подражания? Кто?

Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?

Школьник - это гражданин?

Ребята, а в каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?

Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте или это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание?

Работа с текстом.

Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине . Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?

Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.

А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)

Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.

Игра «Символы РФ»

Ребята, самое время проверить, на сколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.

1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

    Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа - герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

    Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”.

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

    Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.

    Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Когда поднимается флаг РФ ?

    Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

5. Как называли первые флаги ?

    Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.

6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел ?

    Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

Даша Павзовская читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.

Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

Учитель: “С чего начинается Родина?” Предлагаем вам отрывки из сочинений наших ребят о своей Родине.

ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

Как прекрасна РОССИЯ – наша Родина. Как приятно просыпаться утром от трели соловьиной песни, вдыхать аромат свежескошенной травы. Как приятно осенью ходить по разноцветному ковру из листьев, устланному казалось бы всюду. Зимой – прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы.

Страна РОССИЯ, страна в которой мы живём - прекрасна и красива. РОССИЯ сильная, могучая и единая страна. (Гомулина Ольга).

Утро. Над лугом парит в невесомости лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А в укромных уголках притаились грибы. Вот красавец мухомор занял свой наблюдательный пост и рисуется перед вами своей красной в горошек шляпой. А вот за рощей блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки. Над водой кружат стрекозы, струится пар и вода. Хорошо, красиво, тихо! Лишь изредка нарушает утреннюю тишину дробный стук дятла. И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть… (Мугель Никита).

Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”. (Барбарош сергей).

Учитель: Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…

Вы согласны с этим?

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Учитель: Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках, о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков.

Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского (читает Ястребова Л.):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.

Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.

Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама