THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов.

Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля.

Русский Север - вот, где настоящие росписи!

Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области - там, где сейчас находится Эксп.

(Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblog

Как вообще появились крестьянские росписи?

В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.

Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских. В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится. Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало.

Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами.

Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи. Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы. Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер.


Самоучки - исключение

Видя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках.

Ничего подобного в действительности не было. Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками - отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее - варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце "курса обучения" мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики.

Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей.


Где же учились ремеслу?

Росписями зарабатывали все, кто мог.

Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в "лицевые", т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой - прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи.

Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров.

Крестьянских художников в то время называли "малярами". Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: "Красилъ мастеръ моляръ такой-то".

Большая удача для деревенского "маляра" - поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера. Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей. А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь "на повышение квалификации" к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит.

Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров - отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края. Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян. То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка.

Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону.

(Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут.

Путешествую по Русскому Северу, а в частности по Архангельской области, часто можно встретить расписные фронтоны домов. Явление это достаточно редкое — так как находиться такие дома как правило в труднодоступных местах. Часть расписных домов была потеряна во время коллективизации, так как владельцами расписных домов являлись зачастую зажиточные крестьяне, которых в начале ХХ века нещадно раскулачивала советская власть. Часть домов погибла после, ну а часть погибает в наше время. Постепенно и в почти глухие, отдаленные деревни приходит новомодное веянье — сайдинг или того хуже имитация бруса. Этим ширпотребом нещадно обиваются деревянные избы, но винить хозяев, наверно я не вправе — у них на этот счет есть свои куда более веские аргументы. Часть расписных домов, настолько стары, что они уже или разрушены или вот-вот разрушаться, а с ними навсегда уйдет такой интересное и, что самое печальное, мало изученное явление как — домовая роспись.

Под катом +13 фотографий расписных домов.

Расписные дома часто можно встретить в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии, в центральных частях России, а также за Уралом в Сибири и на Алтае. Много расписных домов именно в Архангельской области. Они часто встречаются в Каргопольском районе, Мезене, Пинеге, в Поважье. К сожалению, я только в этой поездке обратил внимание на фронтоны расписных домов. Начало положено.
На фронтонах расписных домов часто можно увидеть изображения различных животных: львов; единорогов; или птицу счастья -Сирин. Считалось, что изображение льва или единорога были оберегами крестьянского дома — являлись его стражами которые отпугивали своим видом зло и прочую нечисть.

1.

2.

Так же довольно распространено на Севере изображение всякого рода растений и цветов. Образцы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи осмыслялись как райский сад.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Так же часто в росписи домов были просто геометрические фигуры или отдельные линии и элементы.
10.

На некоторых домах, художники указывали дату росписи дома. В этом доме 1928 год.
11.

Ну и как я уже писал выше, некоторые дома от старости стали настолько ветхими, что им осталось стоять на этой земле от силы пару лет, а ведь на фронтонах таких домов есть тоже росписи…
12.

Вот и все. Вот такая получилась небольшая подборка расписных северных изб. В следующих поездках по Северу, я обязательно буду заезжать к таким вот расписным домам. Ну а пока я поделился с вами тем, что смог увидеть в этот раз.

Хотя вот решил, что покажу вам еще один расписной дом. Дом этот находиться в Вельском районе Архангельской области, если мне не изменяет память. На фронтоне этого дома изображен единорог и мужчина с женщиной — скорее всего хозяева этого дома.
13.

До недавнего времени господствовало убеждение, что на Русском Севере живописное убранство жилых домов было мало распространено. Такое мнение - результат слабой изученности домовой росписи, образцов которой с каждым годом становится все меньше. Между тем росписи жилых построек иных регионов России - Сибири, Алтая, Урала и Прикамья, средней Волги (бывших Костромской и Вятской губерний) - в той или иной степени исследованы. Тем не менее до наших дней остается во многом справедливым давнее замечание Е.Э. Бломквист о том, что «роспись великорусского крестьянского жилища изучена еще меньше, чем роспись украинской хаты; почти нет литературы по этому вопросу… крайне мало собрано изобразительного материала по этой богатейшей, но почти исчезнувшей области народного искусства».

Огромное количество расписных домов, принадлежавших, как правило, богатым крестьянам, было уничтожено в годы коллективизации и в последующее время. К тому же естественное старение деревянных строений, изменение эстетических вкусов сельского населения способствуют гибели этого рода памятников. Кроме того, эти памятники до недавнего прошлого оставались для исследователей как бы на «ничейной территории»: архитекторов интересовали прежде всего сами постройки и их конструкции, специалистов народного искусства - предметы, с ним связанные, промыслы, этнографов - уклад крестьянской жизни, обряды и т. д. И наконец, нельзя сбрасывать со счетов трудности изучения этой традиции: расписных домов осталось совсем немного, они как бы случайно сохранились в разных селениях, как правило, в плохом состоянии, и потому для выявления такого рода памятников требуется, по существу, тотальное исследование всех селений данного района.

Домовые росписи - явление общенациональное в народном искусстве России и, более того, стран Северной и Центральной Европы. Если же ограничиться нынешней территорией Архангельской области, то, основываясь на стилистическом своеобразии росписей, предварительно там можно выделить следующие относительно обособленные районы, лишь условно называемые школами: северодвинский, пинежско-мезенский, каргопольско-поонежский и важский. Из них с почти исчерпывающей полнотой была изучена только последняя школа, представленная в конце 2003 – начале 2004 года на выставке в Архангельске «Крестьянская живопись Поважья». В какой-то мере исследованы первая и вторая школы, и только каргопольско-поонежская остается «белым пятном» на культурной карте Русского Севера. Однако о ней речь пойдет в другой статье.

Здесь же мы расскажем о домовых росписях Поважья. Примерно четверть века назад экспедициям Центрального совета ВООПИК под руководством З.Я. Швагер (1901–1978) в 1969–1974 годах, а затем Вельского и Шенкурского краеведческих музеев в 1981–1983 годах под руководством автора этих строк на территории Вельского, Шенкурского и Устьянского районов Архангельской области удалось выявить более 50 домов, в которых в той или иной степени сохранились экстерьерные и интерьерные росписи.

Прежде всего кратко охарактеризуем сами расписные дома на Ваге - левом притоке Северной Двины. Все они были пятистенками, топившимися по-белому, - одноэтажными на высоких подклетах или двухэтажными. Наряду с избой они непременно имели «чистые половины» - горницы. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки). Перед ним был балкон, часто с декоративным портиком. Роспись, как правило, размещалась на нем, на плоскости фронтона, подшивке балкона и свесов (выносов) кровли, наконец, на наличниках и ставнях.

Традиции украшения жилищ «травами розными», «шахматами» - цветными орнаментами - уходят в глубокую древность. Роспись - всегда признак особого богатства. В XVII веке, например, были расписаны «розными цветами красками снаружи с двух сторон» деревянные чердаки царского дворца в Кремле, а загородный Коломенский дворец, по словам Симеона Полоцкого, украшали «множество цветов живописанных и остро хитрым длатом изваянных», но, разумеется, никаких сведений о росписях крестьянских домов до середины XIX века у нас нет. Да и вряд ли такое вообще было возможно: ведь почти все избы тогда топились по-черному и внутри них царил полумрак. Не случайно все исследователи появление домовой росписи в крестьянской среде связывают с распространением белых изб, появлением остекленных окон, т. е. примерно с серединой позапрошлого столетия. Все это и подготовило появление монументальных росписей как средства повышения репрезентативности дома тех крестьян, которые в той или иной степени были связаны с губернским городом или даже столицей благодаря торговле, извозу или отхожим промыслам.

Во второй половине XIX века, как отмечали П.С. Ефименко, М.Б. Едемский и П.С. Воронов, на Ваге стало обычным трехчастное разделение дома на «перед» - летнее жилье, где чаще всего и встречаются росписи, «середку» (мост, скотный двор) и «озадок» - зимнее жилье. Лоб самцовой кровли дома под влиянием архитектуры классицизма начинает напоминать фронтон, скругленная поверхность его бревен стесывается, появляются слуховые оконца, карниз, фиксирующий границу собственно сруба и фронтона, под скатами - плашечки - подобие сухариков. Балконы часто представляли собой подобия четырехколонных портиков со своим фронтоном, прорезанным одной или изредка тремя арками. В результате роль декоративной доминанты переходит от собственно кровли с ее традиционными скульптурными элементами - коньком, курицами, кронштейнами-выпусками - к балкону, что усилило акцентную роль торцового фасада. Устройство балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма.

Так называемый крестьянский ампир и пропильная резьба в Поважье наибольшее распространение получили вдоль самых оживленных трактов - Архангельского, связывавшего центр губернии с Вологдой, а через нее и с Москвой, и Пуйского, ведшего к Каргополю, а затем к Петербургу. Эти дороги и стали основными путями проникновения городских влияний.

Экстерьерная роспись здесь началась, по-видимому, с раскраски по преимуществу новых элементов резного декора. Ф.Н. Берг в 1882 году писал как раз о Важском крае: «особенную красоту придает избе… яркая… раскраска по подзорам, охлупням, по конькам, подкрылкам, ставням, наличникам и карнизам».

В конце XIХ века распространяется обшивка - опушка домов, имитировавшая элементы кирпичной архитектуры. Нововведения существенно преобразили и интерьер домов: печь получила трубу, вместо цельной припечной доски все чаще делают филенки, которые иногда переходят и на нижнюю часть передней стороны, закрывая подпечье. Пространство перед устьем печи - «середа» - отделяется от избы заборкой. Это часто шкафы из филенок, благодаря чему в интерьере начинают большую роль играть плоскости филенок, открывая таким образом возможности для росписи. В новую систему вписывается и двухполотная дверь, ведущая в горницу. Последняя и стала главным проводником городских влияний. Здесь впервые стены начали оклеивать бумагой или обоями. Функция горницы - парадно-репрезентативная, а потому она редко использовалась для повседневной жизни.

В углах фронтонов или на подбалконной подшивке часто изображали льва, в древности имевшего охранительный смысл, и единорога - одного из символов Христа. Еще чаще встречаются растительные мотивы: деревца или кусты с многолепестковыми, а иногда и вихреобразными розетками. Многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада» - идеал крестьянской жизни - и отвечало основным эстетическим ценностям народного мироощущения, так ярко выраженного в песенном творчестве. Достаточно вспомнить, что вся лирика русского свадебного обряда построена на образах цветов.

В Поважье сложилось два основных (но не единственных!) направления домовых росписей. Первое - ориентированное на классицизм, к середине XIX века уже сошедший со столичной сцены, - использовавшее приемы «комнатных живописцев», которые расписывали в городах трактиры, чайные, постоялые дворы, купеческие дома, писали вывески, и второе, набравшее силу лишь к концу столетия и связанное по преимуществу с творчеством мастеровотходников, главным образом костромичей. Последние ограничивались почти исключительно интерьером и широко использовали «скоропись» свободной кистевой живописи, широко распространенной не только на Русском Севере, но и на Урале, Алтае, в Сибири.

Первое направление, а ему и посвящена эта статья, наиболее ярко представлено работами местных «маляров» Петровских и прежде всего росписью их родового дома в деревне Чурковская бывшей Воскресенской волости Шенкурского уезда (ныне Вельский район), расположенной рядом с селом Благовещенское - в прошлом известном своей Евдокиевской ярмаркой. Дом этот в деревне называли Алёшкиным - по имени Алексея Ивановича (1821–1893), бывшего главой семейства на протяжении всей второй половины позапрошлого века. Изначально дом был срублен из лиственницы в конце XVIII века, но был перебран в 1860-х годах и вскоре расписан. На его фронтоне еще и теперь сохраняются остатки росписи: под окном вышки написано фальшивое полуциркульное окно с лучевой расстекловкой, среднюю часть фронтона отделяют полуколонки, по подшивке свеса кровли над фронтоном написаны сухарики - попытка изобразительными средствами вызвать ассоциации с усадебным домом или городским особняком.

На подшивке балкона в центре в круге представлен портрет (не сохранился), по сторонам от которого изображены лев и единорог. Эти же звери повторены и на самом фронтоне, но лев представлен не в профиль, как требует геральдическая композиция, а повернувшим голову к зрителю. На фронтоне Алёшкиного дома оба зверя мирно сосуществуют друг с другом, оплетенные пышным цветочным орнаментом, теперь слабо заметным. В углах фронтона снова представлены животные: слева как бы выглядывает бык, справа - еще один лев, здесь не «восставший», а со скрещенными лапами. Некогда грозные стражи дворцов и храмов, здесь, в Чурковской, они превращаются в почти домашних животных, свидетельствующих о достатке семьи, о красоте и великолепии окружающего мира. В отличие от фронтонной росписи, растительный орнамент на подшивках свесов кровли весьма сдержан, исполнен маховым письмом в двух чередующихся вариантах рисованных филенок.

Распространенный в европейском искусстве прием рисованной архитектуры мы находим и в интерьере горницы: в нижней части ее стен на бумаге написаны филенки, в которых варьируется синий травный орнамент в виде диагонально расположенных ветвей с пышными перьями-листьями, а в центре потолка представлена розетка, по периметру - «лепнина» в виде сухариков, а в углах - сегменты с подобиями пальмет.

Ориентация на убранство городских домов проявилась и в своеобразной «портретной галерее», восходящей к академическим разновидностям этого жанра: парадный портрет в рост главы семейства, поясные портреты членов царствующего дома и бытовые - членов семьи.

Первый находился на внутренней стороне входной однополотной двери. Старик с седой бородой изображен как бы возвращающимся в собственный дом после охоты. Перед нами - крепкий, властный, уверенный в себе хозяин дома, причем написан тщательно, с попыткой светотеневой моделировки, что говорит о стремлении передать черты портретного сходства. По семейному преданию - это портрет предка, перенесенный сюда из прежнего дома*. Следовательно, эта дверь была расписана еще в первой половине XIX века.

Обычай перенесения входной двери (ворот) восходит к известному славянскому обряду «переселения» домового. Поэтому в обрядах перехода в новый дом существенное место отводилось переносу на новое жилище соответствующих признаков.

На створках посудного шкафа, обращенного к основному пространству избы, по словам последней хозяйки дома М.М. Петровской (1905– 1983), - портреты двух сыновей Алексея Ивановича: слева - старшего Василия (1848–1905), справа - младшего Алексея (1859 – после 1912). Первый - молодой, но уже степенный крестьянин, в темно-красной рубахе - изображен строго фронтально, на условном голубом фоне. Младший - юноша с резко повернутой головой и открытым взглядом. Облачен он в городской костюм (двубортный сюртук, рубашка со стоячим воротничком, шейный платок). В этих портретах, всегда располагавшихся рядом, как бы сопоставлены два характера, а может быть, и две судьбы: первый воплощает в себе спокойствие и уверенность, второй - порывистость, динамичность, хотя, конечно же, в портретах нет психологической нюансировки и они сильно грешат против академического рисунка. Из материалов переписи 1897 года известно, что оба занимались малярным промыслом и второй, Алексей, жил в Петербурге, где числился «казенным маляром». Жительством в столице обусловлен и его костюм.

Здесь надо заметить, что чертами лица, поворотом головы и костюмом юноша, изображенный на створке шкафа, напоминает того, кто представлен в овале на опечке. Может быть, в последнем случае перед нами брат, живший в Петербурге, - гордость семьи? Не исключено, что это сам Алексей Иванович, дерзко включенный в композицию английского герба. Наконец, можно предположить, что перед нами не конкретный, а обобщенный образ, символизирующий связь семьи с Петербургом. Теперь, когда не осталось никого в живых из старшего поколения Петровских, вряд ли мы получим ответ на этот вопрос.

Еще более загадочны парные поясные портреты на филенках опечка: две дамы в декольте и двое молодых людей, вверху - в генеральском мундире, внизу - в полковничьем, представленные, как это было принято в парадных постановочных портретах. Об изображении здесь кого-либо из Петровских не может быть и речи. Сочетание высоких чинов с почти полным отсутствием орденов и медалей указывает на то, что перед нами - великие князья. И это не удивительно: их литографированные и лубочные портреты были широко распространены. Ими украшали избы, постоялые дворы, почтовые станции. Наличие подобных портретов - почти непременная принадлежность дворянских и мещанских домов в городах. Их наличие в избе усиливало ассоциации с интерьером городского дома. Здесь живописные портреты и сюжетные композиции заменили собой лубочные картинки.

Дом потомственных маляров в Чурковской отразил стремление повысить репрезентативность родового гнезда, сделать его своеобразной выставкой семейного мастерства, соединившей в себе традиции крестьянского и городского полупрофессионального искусства. Он же, являясь своего рода эталоном, помог выявить 16 домов, расписанных Петровскими, которые на протяжении почти полувека являлись чуть ли не законодателями художественных вкусов сельского населения всей округи.

Среди этих домов особое место занимал дом, точно датированный 1886 годом благодаря надписи на балконе, с портретами на фронтоне. Он, теперь уже не существующий, был, пожалуй, самым совершенным по своим художественным качествам. Находился он в деревне Петергино бывшей Пакшеньгской волости Вельского уезда. Дом этот принадлежал Ивану Васильевичу Горбунову, владельцу сажекоптильного заводика, открытого в 1870 году. В декоре фасада Петровские использовали все свои же достижения: балкон без портика, подобный тому, что был в их собственном доме, оставлял на фронтоне большие плоскости для живописи, треугольное размещение на нем оконцев мы находим в доме Г.С. Попова в деревне Прилук на старом Московском тракте, портреты в рост - в доме Н.В. Меньшина в деревне Федоровская (Першинская), подбалконное панно с изображением льва и единорога - в доме О.П. Буракова в деревне Кочигино (Тиманевка) на реке Пуя.

Здесь, в Петергине, портреты прекрасно выделялись на светлом фоне. Слева изображен сам Горбунов, почти лысый старик с седой бородой. Опираясь на длинный посох, он неторопливо раскуривает трубку. Во всем его облике - степенность, сознание собственного достоинства и властность. Справа - хозяйка, молодая красивая женщина с прической на прямой пробор. Она слегка повернула голову в сторону мужа, но взгляд ее широко открытых глаз устремлен вдаль. Правой рукой она чуть упирается в талию, как бы подбоченясь. Головы написаны так, что заставляют вспомнить психологические портреты художников-передвижников, хотя, конечно же, здесь и речи быть не может об академической выучке. Если же смотреть на фигуры вблизи, с балкона (что не предусматривалось художником, ибо на него, как и в других подобных случаях, не было выхода), то легко увидеть, что в них явно нарушены пропорции, а нижние части почти не прописаны: портреты создавались с расчетом на обозрение их с дороги, проходившей перед домом.

«Картина» с портретами хозяев окружена широкой «рамой»: внизу кирпично-красные рейки обрамляют надпись, сообщающую о принадлежности дома, а сверху - красная орнаментальная роспись подшивки свесов кровли. Ее средний ряд составляли красные ромбы с «пучками» трав, по бокам от них вьется лоза с гроздями винограда, напоминая нам о песенном «виноградье» как символе праздничности и украшенности.

Животные на фронтоне, как это вообще характерно для народного искусства, несколько очеловечены: печальными большими глазами смотрит на нас бык и раскосыми - лев, положивший голову на скрещенные лапы, - поза вторит древней иконографии недремлющего льва. На подшивке балкона единорог представлен в профиль, а лев повернул голову в сторону зрителя. Между животными - куст, вырастающий из вазона, с виноградными гроздями вместо цветов.

Итак, портреты - новое явление в домовой росписи - оказались соединенными на фасаде петергинского дома с традиционными темами древа жизни, райских садов и с изображением винограда - символа изобилия и благополучия.

Интерес к домовой живописи в начале ХХ века стал гаснуть, большую конкуренцию Петровским составляли отхожие костромские маляры. Последний из этой семьи, кто занимался росписью, был Петр Никифорович Петровский (1873–1945) - внук Алексея Ивановича. Его почерк оказался ближе всего к прялочному типу росписи.

Творчество мастеров Алёшкиного дома отличалось сложной и подчас противоречивой природой. В нем широко использовались мотивы классицистического декора, примитивной портретной живописи, которые были широко распространены у «комнатных живописцев», традиционного народного искусства и иконописных приемов. К великому сожалению, сам дом, являющийся своего рода эталонным для целого направления в монументальной росписи Поважья, находится в аварийном состоянии. Он и еще несколько домов, расписанных Петровскими, представляют собой редкие образцы декоративно-монументальной живописи второй половины XIX–XX века, родственные тому искусству «комнатных живописцев», которое в российских городах исчезло полностью.

В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом.

Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы.

Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Начинаем первые навыки с самого простого домика.
Чтобы дом получился ровным, будем рисовать с помощью линейки.

Итак, приступаем.

  • На чистом листе бумаги чертим прямоугольник
  • Делим его пополам, как показано на рисунке
Начинаем с основы
  • Оформляем боковые стороны крыши из верхней части фигуры, немного делая их под наклоном
  • Чуть ниже полученного прямоугольника рисуем декоративную линию , соединяем ее с крышей
  • Для придания объема, чертим дублирующие линии , немного отступая от стен и пола внутри нижнего квадрата


Формируем крышу
  • Ластиком удаляем лишние линии
  • Аккуратно чертим оконные проемы и дверь
  • Дублируем форму оконных и дверных проемов внутренней линией


Переходим к окнам и двери
  • Добавляем оконную решетку
  • На крыше рисуем чердак


Добавляем дополнительные элементы
  • Оживляем чердак при помощи окна
  • Натуральный вид крыше придадут параллельные линии в виде досок
  • Домик готов


Строение готово

Если есть желание продолжить, украшаем домик.

  • Добавляем на крышу черепицу

Для этого:

  1. Делим дом пополам, чертим горизонтальную линию в нижней части крыши
  2. Рисуем в левой стороне, делая наклон чертой вправо, затем - в правой, формируя линии с уклоном влево.
    И так пока не заполним всю крышу.
  3. При этом, каждую линию следующего ряда располагаем на середине каждого прямоугольника предыдущего ряда.
  4. Не забываем делать наклоны линий в противоположную сторону, по мере продвижения к боковой части.
  • Дополнительно украшаем строение узорами


Придаем оригинальности фасаду
  • Оформляем жирным карандашом четкие линии


Окончательные штрихи
  • Раскрашиваем дом


Красивая усадьба готова

Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет

Как нарисовать Кошкин дом ребенку?

Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Они выглядят веселыми, яркими и необычными. Могут быть кривыми, круглыми, с ножками и мордочкой, а иногда сердитыми или уставшими.

Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать.

Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Поэтому чаще всего дети рисуют домик в огне.



Мотив пожара в сказке

Кошкин дом горит

Рисуем Кошкин дом

Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой .



Красивый сказочный Кошкин домик

Как нарисовать зимний дом?

  • Для работы подготавливаем простые и цветные карандаши
  • Начинаем рисунок с двух прямоугольников образующих фасад и стену
  • Добавляем крышу: со стороны фасада рисуем треугольник, над стеной - прямоугольник
  • «Прорезаем» карандашом окна и дверь


Набрасываем основные детали
  • Прорисовываем параллельные линии во всему основанию, на конце которых делаем круги - наш домик состоит из бревен
  • Оформляем крышу трубой
  • Дополнительными деталями оживляем окна


Оформляем окна, дверь, бревна
  • Придаем натуральности бревнам красивыми штрихами
  • Фасадную часть крыши разлиновываем


Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
  • Наш домик должен быть зимним.
    С этой целью укутаем его снегом : на крыше, двери, трубе, окнах, вдоль фундамента


Схема расположения снега
  • Доводим до совершенства с помощью цветных карандашей


Снежная изба

Как нарисовать дом объемный?

Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
Нарисовать дом можно по-разному, например, с крышей из шифера, узорными ставнями, кирпичным дымоходом. Эти детали добавляем на свое усмотрение, но любое строение должно иметь крышу, фундамент, стены, дверь и окна.

  • Создания плана начинаем с чертежа прямоугольника
  • Затем разделяем его линией на гостиную и прихожую
  • В этом уроке наша задача научиться рисовать дом в проекции
  • В центре левой части отмечаем верхнюю точку для крыши
  • Проводим от нее 2 черты, образуя треугольную крышу
  • От края правой полосы, в правом прямоугольнике формируем горизонтальную полосу, которая разделяет его на стену и потолок. В нем же намечаем проем двери
  • Добавляем окна в гостиной
  • Отделяем фундамент в низу рисунка
  • Прочерчиваем форму крыши дополнительными линиями


План строения
  • Окантовываем проекцию крыши с двух сторон, с маленьким уклоном
  • Дублируем второй линией окна, дверь и фундамент
  • В верхней, правой части добавляем дымоход, в форме двух соединенных прямоугольников разных размеров
  • Делаем черту под треугольной крышей, соединяя ее таким образом со стеной


Добавляем основные контуры деталей
  • На крыше фасада рисуем параллельные линии для имитации выложенных плашек
  • Добавляем в окнах перегородки
  • Дверь делим линией на две половинки
  • В нижней части входа рисуем порог
  • Кирпичный фундамент и трубу изображаем при помощи клетки
  • Крышу украшаем черепицей, используя вышеописанный прием


Оживляем дополнительными элементами
  • Остается только раскрасить дом, на свое усмотрение
  • Объемный домик готов


Делаем дом красочным

Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?

  • В первую очередь для изображения дома в несколько этажей нужно определить его параметры:
  1. Высоту
  2. Этажность
  3. Количество окон и дверей
  • Далее делаем общие наброски формы фасада
  • Отмечаем высоту, длину строения
  • Наносим окна и дверь
  • Так как мы рисуем многоэтажный дом, делаем наметки окон четко по горизонтальным линиям
  • Если выбран 3-х этажный дом, то делаем три такие линии, на расстоянии выбранной высоты окон, оставляя запас на промежуток между ними
  • Лучше воспользоваться линейкой и отмерять одинаковые прямоугольники с ее помощью. При этом, необходимо следить, чтобы линии фасада крыши и окон находились параллельно друг к другу.
    Сначала это может показать сложным, но немного потренировавшись придет определенный навык
  • Пройдя этот самый сложный этап, добавляем дополнительные детали на строение
  • Делаем контуры ярче, убираем лишние линии


Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа

Рисунки домов карандашом для детей

Самый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски.



Вариант изображения домика с помощью раскрасок

Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания

Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы.
Изобразительное искусство хороший стимул не только для развития творческой фантазии ребенка, но и для выработки навыков усидчивости, ответственности, терпения и многих других положительных качеств.

Видео: Как нарисовать дом?


Киевляне гордятся музеем народной архитектуры Пирогово, львовяне – Шевченковским гаем. И там, и там можно увидеть старинные украинские хаты с расписными стенами и вышитыми рушниками. Правда, это все музеи под открытым небом, а вот польская деревня Залипье уникальна тем, что расписные дома здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.


Украшать дома женщины начали в конца 19 – начале 20 вв. Самобытный залипский орнамент привлекает искусствоведов, художницы-самоучки наносят яркие цветочные узоры на стены домов, двери, ставни и даже крышу. Все Залипье – сплошное буйство красок.


Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич – из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы.


Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными. Разукрашивают не только дома, но и хлева, собачьи будки, колодцы, даже до моста через местную речушку добрались.


В старые времена художницы сами изготавливали кисточки, нередко для этого использовали коровий волос. Как правило, рисунки на домах обновляли раз в год к Празднику Тела и Крови Христовых.


с 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.


Говоря об этой многолетней традиции, нельзя не упомянуть имя Фелиции Цуриловой, которая жила здесь в начале 20 века. Она внесла огромный вклад в развитие залипского рисунка, в ее доме-музее до сих пор хранятся покрывала, подушки, чехлы для мебели, разрисованные цветами.


Несмотря на то, что Залипье – настоящий музей под открытым небом, туристам это место еще пока в новинку. Возможно, это и к лучшему, так как здесь все еще сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама