THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.


Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Играть любят все дети. А учиться играя, узнавая что-то новое — детям вдвойне интересно. Научится считать можно легко, просто играя в любимые игры. И лучше это успеть сделать до школы.

Как вы думаете, можно ли сегодня в школьном классе из 30 человек спокойно слушать учителя и усвоить тему? Думаю, в 1 классе – это еще возможно, если учитель успевает что-то объяснить и не тратит время на соблюдение тишины.

Долгое сидение, застыв за партой, правда, не проходит бесследно – вырвавшись на волю, первоклашки «взрываются» и выплескивают всю свою накопленную энергию – это наглядно можно увидеть в мультфильме про Машу, где Миша устраивает ей одной уроки на дому. А теперь умножьте энергию одной Маши на всех учеников, вы получите звучание перемены. После перемены снова в класс и сдерживаться до следующей.

Маша идет в школу — на перемене

А ведь чтобы усвоить что-то нужно всего несколько условий: тишина , чтобы сосредоточиться, увлекательные задания , чтобы интерес не пропал и понимающий ребенка, учитель .

Если все это сложить, то получим обучение … дома с мамой . Надо, конечно, чтобы мама могла, а ребенок хотел. Если звезды сошлись, и вы обучаете своих детей дома, то повезло всем в этой жизни.

1. Образовательные мультфильмы

Занимательные уроки Р. Саакаянца — Учимся считать

Удобный вариант, когда у родителей нет время на занятия — какой ребенок откажется от мультиков? Из множества мультфильмов, обучающих счету, выделю особо поучительные уроки Р.Саакянца и один из них, посвященный счету и понятию времени. Кстати, посмотрев эти уроки, мои дети незаметно начали разбираться в цифрах и это помогло быстрее овладеть счетом.

2. Играем в Магазин

Книга-тренажер: Мы играем в магазин

Игра, где будут игрушечные деньги и покупки, поможет имитировать поход в магазин. И даст понятие, как считать деньги, чтобы хватило на все покупки.

3. Копилка для денег

Давая небольшие деньги ребенку, чтобы тот копил на покупку нужной игрушки, постепенно приучаем его к счету и бережливости. При этом важно научиться потерпеть и не потратить их, скажем, сегодня на сладости. А эта Нюша-копилка еще та штучка, ведь при попадании монеты внутрь, она декламирует стихи: «Когда полюбит сердце пылко — спасет любовь твою копилка. Ведь главное в любви конфеты, не пожалей на них монеты» . Этакая копилка с тренажером для силы воли.

4. Считаем на пальцах

Комплект плакатов «Играем и считаем на пальцах». 4 плаката с методическим сопровождением.

Самый надежный и древний способ обучения счету. Удобное и наглядное обучение счету до десяти. И этим можно заниматься везде, ведь руки не забудешь, они всегда при тебе. Болеетого, в дальнейшем можно с их помощью освоить и умножение.

5. Игра-ходилка с кубиком

Пожалуй, одни из самых популярных игр для всей семьи — это бродилки, с кубиком и фишками. А в случае с Путешествием по России — это еще и возможность познакомиться поближе со своей страной, оценить ее размеры. Эти познания пригодятся потом на уроках географии.

6. Домино и

Домино и лото детское — это лишь подготовка к знакомству с классическим вариантом этих древних игр. В классическом домино есть игра под названием «Колбаса», в которой легко научиться считать числа, кратные пяти. Если в домино надо приложить ум, чтобы набрать побольше очков, то в случае с Русским лото придется положиться на удачу и по ходу упражняться в запоминании чисел от 1 до 99.

7. Рэндзю — японские «крестики-нолики»

Рэндзю — японские шахматы

Рэндзю — в переводе с японского означает «нить жемчуга». Эта очень простая игра, напоминающая наши «крестики-нолики», только для победы надо первым построить не три, а пять фишек своего цвета в одну линию. По количеству комбинаций, рэндзю можно приравнять к шахматам (правда начинают игру всегда черные и первую фишку ставят точно по центру поля). А суть игры сводится к созданию вилки, которая и приводит к победе. Играть можно на обычном листе в клетку, даже не обводя поле 15 на 15 клеток и квадрат по центру (он нужен только для 2-го хода, чтобы уравнять шансы игроков). Эта игра настолько увлекательная, что у нас весь класс «резался» в нее. Представьте изумление, когда не было учителя в классе и случайно кто-то из преподавателей заглядывал, — они недоумевали, почему такая тишина стоит. Просто было некогда даже поболтать.

8. Нарды и шашки

Древнейшая игра, которая была известна еще 5 тысяч лет назад. Особенно популярна на Востоке. И обратите внимание, как навык быстрого счета и перебора комбинаций помогает в торговых делах. В отличие от игр-ходилок с одним кубиком, здесь участвует два, а значит и счет до 12 доводится до автоматизма. А если использовать «куб удвоения», то ставки многократно увеличатся. В этом наборе доска двухсторонняя и перевернув ее, можно для разнообразия поиграть и в шашки.

9. Детские часы

В течение дня постоянно приходится смотреть на часы, чтобы везде успеть вовремя.А если перестать это делать, то легко опоздать в садик, школу, на кружок, в кино, на встречу с друзьями. Если не проявлять инициативу, то дети сами рано или поздно попросят объяснить, куда должны смотреть стрелки. Причем этапы на лицо — сначала до 12, затем до 24 часов, а там и до минут с секундами близко. Так что в плане изучения чисел, часы очень полезная вещь.

-интеллектуальная игра

Этой замечательной игре для всей семьи более 50 лет. Это не только прекрасный способ с пользой провести время, но и возможность расширить свой словарный запас, заработав при этом очки на своей эрудиции. А принцип соединения слов, как в кроссворде. Стоит только пару раз поиграть, как захватывает азарт и желание обязательно набрать побольше очков, придумав что-нибудь эдакое.

Недавно я наблюдал очень нудную ситуацию. Девушка-кассир пыталась разобраться с покупателем, правильно ли была выдана сдача. Разговоры в таких случаях абсолютно беспросветны, поэтому им пришлось «снимать кассу», то есть пересчитывать всю имеющуюся наличку. Дело было ближе к вечеру, поэтому и выручки накопилось немало. И вот стоит вся эта поникшая компания: продавец, посетитель магазина, администратор, их недовольные носы и хмурые брови. Они бы и рады быстрее закрыть недоразумение, но медленное перелистывание кучи купюр грозит затянуться на десятки минут.

Я покинул торговую точку, а через несколько дней увидел одно крайне завораживающее видео, на котором нежные женские пальцы магически притягательно расправлялись с деньгами. Вот они.

Как вам? Очередь в магазине просила бы растянуть такое удовольствие!

Я пересматривал ролик много раз, но никак не мог насытиться этой ловкостью. В голове постоянно витала мысль о том, сколько же зарплаты нужно принести такой жене, чтобы занять супругу хоть на пару минут? :)

Немного сбавим обороты и посмотрим на более распространённую технику. Видео снято куда лучше, и вам не составит труда разобраться в нюансах движения всех пальцев. А их тут задействовано чуть больше, чем кажется на первый взгляд.

В детстве я наблюдал такое волшебство на вещевом рынке, где постоянно кучковались нелегальные валютные менялы. Был у них и ещё один профессиональный навык - моментальное растворение в толпе.

Хорошего понта много не бывает. Об этом знает каждый житель постсоветского пространства. Конечно, не все используют такой принцип в жизни, но кое-кто любит прохвастаться своим состоянием. Деньги веером, и поехали!

Разумеется, здесь нельзя усердствовать, чтобы не спровоцировать криминальное поведение у ребят с района.

БОНУС

Простите за Caps Lock в подзаголовке, но я не могу сдерживать свои эмоции. Вашему вниманию - шесть минут умопомрачительного действа с элементами триллера, счастливого конца и, конечно же, незабываемого мастерства! Найдите время, оно того стоит.

Что-то мне подсказывает, что второго такого человека-машину уж не сыскать на белом свете. Гениальные златоручки из числа банкиров и бухгалтеров прошлого века попросту перевелись в эру электронных считалок. Эх, скукота.

Немало мы говорим о том, что детей с раннего возраста желательно учить тому, чего стоят деньги, откуда они берутся, и на что уходят. Так они будут понимать, что не каждый их каприз можно выполнить (купить ту или иную игрушку, например), если денег нет или не достаточно. Повзрослев, воспитанный в таком ключе ребенок будет осознавать, что карманные деньги хорошо откладывать, а чтобы заработать нужно потрудиться. Но сейчас мы поговорим именно о том, как привить малышам понимание того, что такое денежки, и как их нужно считать.

Если вашему чаду 3-5 лет, это самый что ни на есть подходящий возраст для такого обучения. Есть некоторые приемы, используя которые, вы не только объясните ценность и значение денег, но и научите ребенка считать: складывать, отнимать и даже умножать.

Для начала можно поработать с простыми цифрами. Когда дитя уже умеет считать до ста, нужно задавать вопросы вроде «Что больше: 2 или 8?» или «Что меньше: 55 или 70?» Это простое понятие «больше-меньше» поможет понять ребенку, что разные товары отличаются по цене. Например, жвачка будет стоить меньше, чем велосипед.

Разделять число на части (то есть обучать дробям) тоже можно в этом же возрасте. Например, во время приготовления пищи вы продемонстрируете, что в бульон добавляется два стакана воды или четыре раза по полстакана. Тот же маневр проделайте и с любимыми сладостями малыша: просто спросите, сколько маленьких пакетиков M&M’s можно купить на те же деньги, что и один большой. Пусть малыш посчитает цену разных пакетиков и поймет, сколько маленьких упаковок стоит столько же, сколько и одна большая.

Микроволновая печка, оказывается, тоже отличный помощник в счете. Пусть ваше чадо считает секунды в обратную сторону, когда вы ставите продукты на разморозку или разогрев. Во-первых, малыш научится считать наоборот. А во-вторых, вы можете остановить процесс и спросить, сколько секунд уже прошло, а сколько осталось из установленного вами времени.

Берите мелочь и учитесь считать не только по копейкам, но и по пятачкам и монеткам более крупного номинала. Благодаря этому приему ребенок будет уметь подсчитывать разные количества мелочи (а далее и более крупных купюр). Он поймет, сколько копеек составляет пятачок, а сколько пятаков будет в, скажем, монетке в 25 копеек.

Отличная игра в магазин. Будьте продавцом, а малыш покупателем. Или наоборот. Используйте настоящие деньги так нагляднее, и продавайте друг другу игрушки, или карандаши, или что-нибудь еще. Во время такой игры можно научиться и рассчитывать свои средства, и сдачу считать, и прикидывать, что дитя себе позволит, а чего не получится купить.

Далее, в более старшем возрасте вы будете прививать детям понимание того, что средства получаются не с потолка, что их нужно заработать. Потом пойдут первые уроки бережливости. А вот счет полезен и сейчас и способность анализировать и чувствовать ответственность разовьется, да и со сдачей в магазине никто не обманет кроху.

Все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой карманных денег для своего ребенка. И многих из них объединяет недовольство быстротой избавления чада от потом и кровью заработанных родителями денежных знаков. Как и когда научить своего ребенка считать деньги?

Наилучшее время для обучения ребенка «началам анализа» личных финансов – 3-4 класс школы. К этому моменту он уже знаком с базовыми математическими понятиями, вот только применить теорию пока не может.

Предлагаю самый простой и доступный способ, позволяющий приобщить ребенка к основам «политической экономии» - т.е. навыкам экономии во избежание острых политических конфликтов с родителями.

Предположим, Вы вместе с ребенком совершаете покупки в супермаркете. Идете с тележкой, набираете продукты – всякую всячину. И он где-то под ногами крутится. В конце концов, Вы становитесь в очередь на кассу. Вот тут-то и надо начинать. Я начала так – открыла кошелек, со значением его закрыла и говорю: «Мы тут набрали с тобой всякого, но потратить мы сегодня можем только …1000 рублей. Давай так: быстро складываем все ценники, мне кажется, нам не хватит денег.»

Надо сделать так, чтобы ребенок включился в эту игру. А увлекательную операцию сложения надо проделать в уме. Допустим, все посчитано. В корзине лежат как необходимые продукты (картошка, хлеб, молоко), так и не очень – шоколад трех видов, конфеты, орешки, чипсы и т.д. И выясняется, что что-то теперь надо убрать, потому что общая стоимость товаров превышает 1000 рублей. Теперь надо сделать так, чтобы ребенок вместе с Вами убрал те товары, без которых Вы можете обойтись. Для этого ему надо как минимум порассуждать, без чего Ваша семья спокойно обойдется, а без чего Вы не сможете поужинать уже сегодня.

Во время набора продуктов в корзину Вы можете и должны дать своему ребенку первые уроки экономии. Например, выбираете определенный продукт - пусть им будет сыр. Спрашивается, а сколько этот сыр стоит, скажем, в другом магазине (например, там сыры дороже, а нам нужен самый простой для бабушки, а не навороченный с орехами или та же более дорогая нарезка). Для начала ребенок запомнит, сколько стоят абсолютно необходимые продукты в разных магазинах (хлеб, курица, сливки, молоко, яблоки и т.д.), потом научится быстро складывать в уме, потом считать, сколько сдачи, скажем, с тысячи рублей должны нам сдать, потом научится проверять чек.

Эти несложные операции уже можно отнести к сфере сравнительного анализа, они будут очень полезны в Вашей сегодняшней жизни и в будущей жизни ребенка.

Все эти ситуации, будучи умело представлены родителями как творческий перфоманс, дают неоценимый результат.

Во-первых, ребенок интегрируется в домашние заботы как полноценный решающий член семьи, во-вторых, он учится считать деньги применительно к плоскости заботы о семье, а не в ответ на отвлеченный вариант «Как все на фиг потратить».

Если Ваш ребенок раз или два «забыл» взять сдачу от покупки, например, батона хлеба, начните таким образом считать с ним вместе.

Сумма, которую Вы каждый раз устанавливаете как ту, что можете потратить, может быть любой – 300, 450, 521 рубль, круглой или «рваной». Это зависит от того, какими навыками обладают Ваши дети – некоторые сначала даже с трудом могут округлить цену, не то что складывать все цены на упаковках.

Не упускайте возможностей преподать ребенку уроки управления финансами. Используйте окружающие «декорации»: идете мимо пункта обмена валюты - объясните быстро и доступно, что такое валюта, какие валюты основные, что такое курс валют, и предложите пересчитать: 1) сколько в рублях будет 100 долларов, 2) 10 долларов, 3)1 доллар, 4) 3 доллара. Особо продвинутые родители могут рассказать о падающей и растущей валюте, даже о дефолте. Вашему ребенку - будущему гениальному финансисту - эта информация никак не повредит.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама