THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В чем причины плохой памяти ? Этими вопросами рано или поздно задается любой человек. И это понятно, ведь ежедневно через нас проходят огромные потоки информации, а потому совсем неудивительно, что мы постоянно что-нибудь забываем: то телефон поликлиники, то список покупок, то номер автобуса, то день рождения близкого человека.

Развитие памяти крайне важно не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Ведь мы должны помнить, что нам надо сделать, с кем встретиться, и для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого она выше среднего уровня, имеют преимущество.

Развить память не так сложно, а даже вполне реально. В одной из предыдущих статей - Как развить память, внимание и скорочтение, мной предлагались мультимедийные пособия, подготовленные профессиональными психологами и содержащие практические упражнения. В этой статье будут представлены правила, соблюдение которых обеспечит мозгу наилучшие условия работы, а так же приведены способы развития памяти.

Правила развития памяти

Первое правило развития памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? По меньшей мере, один день в неделю нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Ну и конечно, больше двигайтесь и занимайтесь спортом, физическая активность улучшает общее кровообращение и мозга в том числе.

Второе правило развития памяти: Не курить! Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек, не тренирующий ее. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память. Это подтвердили многочисленные исследования ученых. Так что стремление развить память - хороший повод бросить курить .

Третье правило развития памяти: Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещество, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами). Без нормального сна память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же мозг человека настроен на биологические ритмы смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью – именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток – 9.

Четвертое правило развития памяти: Избегать алкоголь! Если вы хотите сохранить всю гибкость своего ума, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в голове события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, «сдобренный» вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.

Пятое правило развития памяти: Питаться правильно. Многочисленные опыты позволили определить, что химическая активность сопровождается потерей фосфорной кислоты и солей кальция. Следует компенсировать эти потери: сыр (специальные бродящие массы, швейцарский, голландский и честер), яйца, ростки зерна, миндаль, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора-кальция.

Во время интенсивных умственных усилий необходимо употреблять пищу: богатую белком (мясо, яйца, печень, рыбу), хорошо усваиваемую (мясо гриль, вареные овощи на пару или воде), избегая жирное, мучное, сладкое. Следует есть понемногу за раз, переполненный желудок расслабляет умственные способности.

Здоровый образ жизни, включающий питание для памяти , отказ от вредных привычек, здоровый сон и физическую активность является самым естественным правилами сохранения памяти на долгие годы.

Способы развития памяти

  1. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно.
  2. Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.
  3. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.
  4. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка - такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.
  5. Лучший способ развить память и внимание - проект Викиум . Это первый в России тренажер для развития когнитивных способностей человека в любом возрасте. О нем мы писали в статье «Развитие интеллекта у ребенка и взрослого» .
  6. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.
  7. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.
  8. Развить память вам поможет ежедневное прокручивание в уме всех событий минувшего дня. Вспоминайте их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:«Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?
  9. Читайте книги - это полезно ! Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.
  10. Учите стихи. В школе мучают не просто из вредности. Способ надежный и проверенный временем. Но учить лучше то, что нравится. Например, текст любимой песни. Лучше всего запоминается материал, который нам уже частично известен. Новые материалы должны пройти процесс осознания.
  11. Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.
  12. Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.
  13. Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.
  14. Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику, не прибегая к помощи профессионала – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.
  15. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.
  16. С развитием памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.
  17. Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит.
  18. Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие.
  19. Нейробика поможет поддерживать и развивать вашу память.
  20. Читайте соответствующую литературу. Немало дельных и, главное, запоминающихся советов для развития памяти можно почерпнуть из книг.

Нагружайте свою память используя описанные правила и способы, ведь чем меньше мы ее задействуем, тем больше она слабеет, тем чаще подводит. И наоборот, хорошая память – наш верный путь к успеху.

Если вопрос - «?» не дает вам покоя и Вы всерьез решили взяться за свою память, советую ознакомиться с содержанием этой статьи: «Упражнения для развития памяти »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.

Виды памяти

Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Моторная или рефлекторная.
  4. Словесно-логическая.

Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.

Зрительная память

Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.

в повседневной жизни

Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.

Слуховая память: развитие и тренировка

Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.

слуховой памяти

Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот - «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».

На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.

То, благодаря чему мы говорим правильно

Для человека очень важна Развитие этого ее вида - очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.

Книги по тренировке памяти

Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон - «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.

Детская память

Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.

«Отгадай, что это!»

В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.

Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка - это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.

Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша - понять, что изменилось, и все восстановить.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе память и способах ее развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Амнезия - отсутствие памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный "кусок-образ". Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле
ОКП / 2 + 1 = балл учебный.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации; бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью - кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день - 1-2 повторения, в третий-седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Кривая забывания Эббингауза:
а - бессмысленный материал; б - логическая обработка; в - при повторении

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Формы воспроизведения:
- узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
- реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

(мнемотехнические) приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

2. Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой,

3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить медицинские термины, "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила").

4. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слое: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт - "карандаш" в "очках" подходит к полной даме "люстре", на которую шаловливо влезает "стул", на обивке которого сверкают "звезды". Такой придуманный мулътик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на даме-"люстре").

Попробуйте сейчас, используя "метод связок", запомнить список слов, затрачивая на каждое слово по 3 секунды: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?

5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе".

6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:

а) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54;

б) выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85 - год рождения брата, 314 - первые цифры числа "пи" и т. д.;

в) "метод зацепок" - замена цифр образами. Например, 0 - круг, 1 - карандаш, 2 - очки, 3 - люстра, 4 - стул, 5 - звезда, 6 - жук, 7 - неделя, 8 - паук и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена цифр 1,2,3,8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 - один - Н, 2 - два - В,3 - три - Р. А цифры 4,5,6, 7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 - 4,5 - П,6 - Щ, 7- С,9 -Д.

Замена словами: О - Л (иЛ), 1 - Н (Ной), 2 -В (Вой), 3 - Р (аРия), 4 Ч (оЧи), 5-П (Па), 6-Ш (уШи), 7 -С (уСы), 8 -М (яМа), 9-Д (яД), 10 - НиЛ, 11 - НеоН, 12 - НиВа, 13 - НоРа, 14 - НоЧь, 15 - аНаПа, 16 - НиШа, 17 - НоС, 18 - НеМой, 19- АНоД, 20 - ВоЛ, 21 - ВиНо, 22 ВиВа, 23 - ВаР,.... 35 - РеПа, ..., 44 - ЧаЧа, .... 56 - ПаШа,.... 67 - иШиаС, ..., 78 - СоМ,..., 84 - МяЧ...., 93 - ДаР,..., 99 - ДуШа, 100 - На-ЛиЛ и т. д.

Например, вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 - ДаЧа, 86 - МыШа, 13 - НоРа, 8 - яМа, - легко запоминается образ "на даче мышь сделала нору и яму" - этот номер вы уже не перепутаете.

7. Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

На пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами.

Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков, и др.)" создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.


Память - одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум". Типичные расстройства памяти наглядно демонстрируют ее зависимость от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять память именно как психологический феномен.

Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие "нормальная память" достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это "помните". В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния ("память совести").

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и т. п.

Нарушение непосредственной памяти, или "корсаковский синдром", проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается "эффект Зейгарник", т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т. е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем "забывает" об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить "забытое" после операции. Был найден, если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется "гиппокамп" и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

Используя методы развития памяти, вы существенно улучшите мыслительные функции и измените свою жизнь к лучшему!

Не знаю, как для вас, а для меня недавно настоящим открытием стало, что один из главных компонентов успешной учебы, работы, является хорошая память.

Нет, вы подумайте, насколько легче ведется в жизни тем, кто легко запоминает новую информацию и способен надолго сохранять ее в своей голове.

Увы, кто-то от природы владеет таким даром, а кому-то нужно изучить методы развития памяти , чтобы демонстрировать подобные результаты.

Но главное, что всем нам под силу обрести способность легко запоминать новую информацию.

Что такое память и из каких основных элементов она состоит?

Первое, что вы должны понимать, – это то, что память – не какой-то особый дар, который кому-то подарили высшие силы, а кому-то нет.

Все гораздо проще: память – вид умственной деятельности, основное предназначение которого – сохранение, накапливание и воспроизведение информации.

А раз это вид умственной деятельности, значит владение им под силу любому человеку и все, что нужно делать, – развивать свои умственные способности.

Память состоит из 4 основных элементов:

    Запоминание.

    Вы воспринимаете новую информацию и записываете ее на «жесткий диск» мозга.

    Запоминание, пожалуй, важнейший процесс и именно над этим элементом чаще всего работают те, кто хочет .

    Хранение.

    Если вы запомните информацию и тут же ее забудете, то толку от нее будет мало.

    Важно работать над тем, чтобы данные сохранялись в идеальном состоянии в вашей голове и в нужный момент вы могли ими воспользоваться.

    Воспроизведение.

    Очень часто этот элемент называют воспоминаниями, хотя это и не совсем верное определение.

    В вашей голове хранится какая-то информация, в нужный момент вы извлекаете ее из закромов и используете по назначению.

    Забывание.

    Увы, но без этого элемента описываемого вида умственной деятельности обойтись никак нельзя.

    Те данные, которыми вы редко пользуетесь, сначала забиваются в самые дальние уголки, а затем и вовсе исчезают за ненадобностью.

    Часто эти данные можно реанимировать, если «освежить» данные, но бывает, что они канут в лету, если никогда ими не пользоваться.

Бытовые методы развития памяти


Часто мы тренируем нашу память, даже сами того не замечая.

Например:

  • перебирая в памяти то, что нам нужно купить в магазине, потому что ленимся составить список или просто не хотим с ним носиться;
  • старясь запомнить побольше имен, оказываясь в новой компании или в новом рабочем коллективе;
  • пересказывая кому-то содержание книги или фильма, который нас особо впечатлил;
  • запоминая бренды одежды или косметики, чтобы казаться сведущей перед подругами;
  • осваивая те знания, что касаются нашей работы, чтобы делать карьеру и т.д.

И таких примеров можно привести сколько угодно.

Запоминание новой информации, которая касается нашей бытовой жизни, – один из наиболее популярных и эффективных методов развития способности запоминать.

Постарайтесь составлять поменьше списков, тех же покупок, к примеру, а если и составляете, то лишь для того, чтобы подстраховаться и убедиться, что вы все правильно запомнили.

Я вот сейчас пишу эту статью и вспоминаю свою одноклассницу Олю, которая поражала и нас, и учителей своей великолепной памятью, на лету усваивая информацию.

Все стихи, которые нам задавали выучить наизусть по украинской и зарубежной литературе, она учила на перемене перед уроком.

Оля, смеясь, говорила, что ей просто лень дома тратить на это время.

Но теперь я думаю, что таким образом девочка подсознательно или сознательно изобрела свой метод развития памяти.


Развивать память можно и нужно в любом возрасте.

Важно, использовать для этого все методы.

А еще придерживаться полезных советов психологов:

    Откажитесь от вредных привычек, таких как сигареты и алкоголь.

    Вся эта гадость убивает мозговые клетки.

  1. Проводите хотя бы час в день на свежем воздухе , чтобы клетки вашего получали достаточно кислорода.
  2. Занимайтесь спортом.

    Так вы улучшите кровообращение и активизируете мозговые процессы.

    Высыпайтесь.

    Да, те самые 8 часов, о которых я так часто упоминают в статьях.

    Без них ваша память просто не сможет работать на полную мощность, а мозг не успеет отдохнуть и восстановиться.

    Питайтесь правильно.

    Вы будете гораздо труднее запоминать новую информацию, если ваш организм будет испытывать нехватку фосфорной кислоты и солей кальция.

    Их вы можете получить вместе с твердым сыром, кисломолочными продуктами, яйцами, орехами, печенью, мясом курицы и телятины, жирной рыбой, овощами, фруктами и зеленью.

Методы развития зрительной памяти


Зрительные образы большинство людей запоминает лучше, чем слуховые, тактильные или ароматы.

Поэтому тренировать вид умственной деятельности, о которой мы говорим, нужно именно с запоминания зрительных образов.

Наиболее эффективные методы развития зрительной памяти:

Методы развития слуховой памяти

Слуховая память не менее важна, чем зрительная.

Услышанная информация более длительный срок сохраняется на «жестком диске» мозга, нежели увиденная.

Три наиболее эффективных метода развития слуховой памяти:

    Чтобы тренировать слуховую память, попробуйте читать книжки вслух.

    Если вы будете уделять такому чтению хотя бы 10 минут ежедневно, то уже совсем скоро будете гораздо лучше воспринимать информацию на слух.

    Учите стихи.

    Историю о своей однокласснице Ольге я рассказала вам не случайно, поскольку заучивание стихов, а потом их воспроизведение вслух – отличный метод развития памяти.

    Начните с того, что каждую неделю выучивайте небольшой стих (2–3 строфы), постепенно переходите к более длинным поэзиям, а затем – к поэмам.

    Объясняйте себе и другим людям то, что хотите запомнить сами, например, когда обучаете нового сотрудника.

    Чаще всего этим методом развивают слуховую память учителя, которые вынуждены неоднократно объяснять новый материал ученикам.

Предлагаем вам пройти простенький тест,

насколько хорошо у вас развита слуховая память.

Включаем видео:

Как видите, используя столь простые и бесплатные методы развития памяти , можно существенно улучшить свои мыслительные функции, да и вообще – изменить жизнь к лучшему.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Память — базовая познавательная функция человеческого мозга. Ее показатели зависят от состояния мозга, от наследственности, окружающей среды и образа жизни. Память неразрывно связана с вниманием – еще одним важным психическим процессом. Если память – это сохранение информации, то внимание – это отбор того, что достойно быть запечатленным. Память и внимание определяются генетически, но вместе с тем, хорошо поддаются развитию с помощью упражнений.

Для того чтобы развить память быстрее, можно тренироваться самостоятельно, а можно использовать основанные на специальных методиках, эффективные и простые задания-игры на сайте Викиум.

Существует несколько видов памяти:

  • слуховая;
  • зрительная;
  • моторная.

Если вы задумываетесь о том, как развить память и внимание , сначала стоит выяснить, какой именно вид запоминания вам ближе. Например, вы отлично помните информацию, воспринятую на слух, или в памяти остается лишь то, что удалось собственноручно записать. Определите свои сильные стороны и пользуйтесь ими.

Простые и эффективные способы развития памяти

Вы можете играть дома, в качестве перерыва на работе (все игры не требуют значительных временных затрат и помогают переключиться, чтобы с новыми силами вернуться к рабочему процессу). Игры-тренировки основаны на разработках профессионалов, причем сами задания реализованы в такой форме, что вызывают положительные эмоции и желание возвращаться к ним для улучшения результата.

Совмещение нескольких видов памяти для усвоения какого-то материала

Недаром опытные преподаватели советуют перед экзаменом в обязательном порядке писать шпаргалки, чтобы запоминать текст или формулы не только с помощью зрительной, но и моторной памяти - такой способ повышает эффективность запоминания и развивает несколько когнитивных функций.​

Сортировка информации

Вспомним великого Шерлока Холмса, который считал, что голова человека похожа на чердак, где в беспорядке свален всяческий хлам. У него же - гениального детектива - все сведения, как в библиотеке или лаборатории, рассортированы и разложены по полочкам. Если письменно или мысленно законспектировать текст, беседу, запомнив основные тезисы, «маяки», важнейшие события, то в нужный момент не составит труда «развернуть» конспект, извлекая из глубин мозга цельную картину.​

Поиск ответов

Если вам приходится самостоятельно искать ответы на какие-то вопросы, дополнительную информацию, обоснование или источники - такие сведения остаются с вами на долгие годы.​

Ассоциативный ряд

Мнемонические приемы позволяют запоминать даже совершенно произвольные наборы цифр, не говоря уже о случайных номерах телефонов. Тут все зависит от того, какой вид запоминания для вас наиболее прост. Если вы «визуал», то, воспринимая информацию на слух, представляйте, что ее вам говорят с трибуны или показывают на плакатах.

Тренировка внимания

Чтобы запомнить какие-то сведения, вам потребуется еще и умение концентрироваться, то есть в комплексе следует развивать и внимание. Простейшие игры под названием: «Найди отличия» помогают тренировать мозг. Также материал для тренировок вы найдете в любом месте - например, посчитайте, сколько дам с красными сумками вам встретилось или сколько автомобилей вы видели. Идеально, если вы гуляете или идете на работу не в одиночестве - всегда интересно сравнить результаты.

Как еще можно развить когнитивные функции, в частности,внимание и память? Разумеется, легче всего это сделать в форме игры. Среди способов быстрого развития различных видов памяти, а также внимания и мышления - очень много игровых. Самые эффективные из них представлены на сайте Викиум. Здесь вы указываете свои цели во время регистрации и получаете индивидуальную программу тренировок, а также можете наблюдать за улучшением своих результатов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама