THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Каждая беременная женщина знает, что «интересное положение» длится в течение 9-ти месяцев. Положенным сроком появления на свет маленького чуда считается период с 37-й до 42-й недели. Однако не все малыши рождаются в это время. По некоторым причинам роды могут произойти и раньше.

Если младенец появится на свет при сроке менее 37-ми полных недель, то он будет считаться недоношенным. Такой малыш требует пристального внимания к себе, ведь в процессе его выхаживания могут возникнуть различные проблемы (например, могут быть выявлены у недоношенных детей болезни).

Родители недоношенного малыша, увидев его в первый раз, испытывают непонятные чувства, ведь он не похож на тех детей, которые изображены на картинках: он не является пухленьким, розовеньким и гладеньким.

Недоношенным детям присущи определенные особенности:

  • малые размеры и непропорциональное телосложение;
  • маленький вес;
  • адинамия (вялость, мышечная слабость, слабый крик);
  • податливость черепных костей;
  • мягкость ушных раковин;
  • мягкий пушной покров, находящийся на плечах и спине;
  • зияние половой щели у малышек;
  • наличие пустой мошонки у мальчиков;
  • нарушение зрения у недоношенных детей;
  • слабая развитость ногтей.

Все эти особенности присущи деткам в 1-е месяцы жизни. По мере роста и развития они исчезают.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Родителей при рождении малыша ранее положенного срока начинает волновать вопрос, касающийся того, как развиваются недоношенные дети. Итак, малыш в 1-й месяц жизни подвержен различным инфекционным заболеваниям, протекание которых может сопровождаться серьезными осложнениями. Именно поэтому родителям стоит оберегать свое чадо. За первый месяц после появления на свет малыш набирает очень мало в весе. При нормальном развитии появляется сосательно-глотательный рефлекс. При его отсутствии кормление осуществляется с помощью зонда. При плохом развитии дыхательного рефлекса требуется искусственная подача кислорода.

На 2-м месяце кроха начинает набирать вес. Это является признаком хорошего развития. При кормлении грудью недоношенные дети очень сильно устают. Требуется докармливать сцеженным молоком матери с ложечки.

На 3-м месяце вес возрастает в 1,5 раза. Младенец больше спит, поэтому родителям следует позаботиться о климате в детской комнате и об изменении положения его тела во время сна и бодрствования.

Ребенок, возраст которого составляет 4 месяца , уже начинает пытаться поднимать головку и удерживать ее, издавать звуки, фиксировать взгляд, а на 5-м месяце уже улыбается, пытается схватить ручками игрушки.

У 6-месячных малышей увеличивается вес в 2–2,5 раза. Они уже поворачивают голову, играют с игрушками, реагируют на различные звуки, отличают родственников от чужих людей. В этом возрасте недоношенные дети в развитии уже догоняют своих сверстников.

На 7-м месяце ребенок самостоятельно может переворачиваться на спинку с животика. Он уже активнее играет.

В 8-месячном возрасте кроха легко переворачивается, делает первые попытки к ползанью, а в 9-месяцев может вставать на ножки, держась при этом за барьер, активнее играет с игрушками, самостоятельно берет руками кусочки еды.

Малыши в 10–11 месяцев становятся еще более активными. Они произносят разные звуки, реагируют на свое имя, ползают.

Годовалые недоношенные дети догоняют в развитии сверстников, появившихся на свет в положенный срок. Они уже начинают произносить слоги. Родителям пока не стоит приучать их к ходьбе, ведь малыши должны развиваться постепенно.

Кормление недоношенных детей в первые дни жизни

Питание малышей, родившихся раньше положенного срока – довольно сложная проблема. При кормлении возникают определенные трудности, вызванные следующими причинами:

  • отсутствием или снижением сосательных и глотательных рефлексов;
  • небольшим объемом желудка;
  • заниженной скоростью эвакуации желудочного содержимого;
  • пониженной перистальтикой кишечника;
  • сниженной активностью ферментов желудочно-кишечного тракта;
  • ограниченным запасом питательных веществ.

Таким образом, недоношенный ребенок обладает ограниченной способностью к получению питательных веществ и их усвоению, хотя очень сильно его организм нуждается в них.

Способ кормления выбирается специалистом в зависимости от массы тела, тяжести состояния, гестационного возраста.

Новорожденные дети с весом более 2000 г в первые часы жизни могут быть приложены к материнской груди. Мамам следует наблюдать за состоянием своего ребенка при кормлении. Появление признаков усталости (одышки, периорбитального цианоза) свидетельствует о необходимости прикладывания к груди на меньшее время и докармливания сцеженным молоком.

Малышу, масса тела которого составляет 1500–2000 г, через некоторый промежуток времени после рождения проводят пробное кормление материнским молоком из бутылочки. Если он сосет с неудовлетворительной активностью, то врач назначает зондовое кормление.

Глубоко недоношенных деток с массой тела менее 1500 г кормят через зонд. Питание может осуществляться благодаря методу длительной инфузии или порционно.

При длительном зондовом питании применяют шприцевые инфузионные насосы. Врачи осуществляют кормление недоношенных детей грудным молоком или молочной смесью по определенной схеме. Например, может быть выбран один из следующих способов:

  • круглосуточное введение без перерывов с неизменной скоростью;
  • инфузии продолжительностью по 3 часа с перерывами не менее и не более 1 часа;
  • инфузии по 2 часа с перерывами такой же продолжительности.

Врач может назначить в ночное время вводить растворы глюкозы.

При порционном питании рекомендуется кормить кроху 7–10 раз. Так как объем желудка очень маленький, организм получает недостаточное количество нутриентов. В связи с этим врачи осуществляют дополнительно парентеральное введение питательных веществ.

Недоношенным детям в редких случаях может назначаться искусственное вскармливание. Показанием к этому может быть отсутствие молока у матери или наличие у ребенка его непереносимости.

Прикорм для недоношенных детей

Прикорм для малышей, родившихся раньше срока, не рекомендуется вводить ранее 6 месяцев. Это объясняется незрелостью пищеварительной системы, обменных процессов. Когда вводить прикорм для недоношенных детей, можно рассчитать самостоятельно.

Например, если новорожденные появились на месяц раньше, то дополнить рацион новой пищей следует не в 6, а в 7 месяцев (то есть нужно прибавить 1 месяц к возрасту, когда рекомендуется вводить прикорм). Позднее вводить продукты прикорма тоже неправильно, ведь запас витаминов и минеральных веществ у недоношенных детей ограничен.

При вводе прикорма не следует лишать малыша материнского молока. После каждого кормления его нужно прикладывать к материнской груди или давать молочную смесь. Расширение рациона начинается за счет введения различных каш, а затем уж меню дополняют овощным, фруктовым пюре.

Первыми рекомендуется вводить гречневую, рисовую, кукурузную каши. Их можно разводить теми специализированными молочными смесями для новорожденных детей, которыми кроха питается. Нельзя добавлять какие-либо дополнительные продукты (сахар, фрукты и др.). После каш можно постепенно вводить овощи, мясо, а затем молочные и кисломолочные продукты.

Не стоит рано приучать к сокам, особенно если они свежеприготовленные. Если малыш слишком рано начнет их употреблять, то у него могут возникнуть: аллергическая реакция, диарея, колики. Кроме этого, у соков маленькая пищевая ценность.

Желательно перед вводом в рацион дополнительной пищи проконсультироваться с врачом-педиатром, ведь адекватное и своевременное введение прикорма – успех правильного развития малыша, родившегося раньше срока.

Уход за недоношенным ребенком

Недоношенные дети требуют тщательного ухода. Мамы должны уделять особое внимание следующим факторам:

  1. Климату в детской комнате.
  2. Одежде новорожденного.
  3. Купанию.
  4. Прогулкам.

1. Климат в детской комнате

Огромное значение на развитие новорожденного ребенка по месяцам оказывает климат в помещении, где он находятся. Комната должна регулярно проветриваться. Если на улице жара, то можно окно не закрывать, но нужно следить за тем, чтобы не было сквозняков.

Оптимальная температура воздуха в детской комнате – 23–25 градусов. Возле малыша (под его одеялом) температура должна быть выше – около 28–32 градусов. Нередко возникает необходимость дополнительного обогрева. Врач может порекомендовать использование резиновых грелок, температура воды в которых должна быть около 60–65 градусов.

Их помещают под одеялом в ногах и поверх одеяла по бокам на расстоянии ладони от тела. Грелки не должны обжигать малыша, поэтому их нужно оборачивать в полотенца, пеленки или класть в специальные мешочки. Уход за недоношенным ребенком должен включать в себя смену воды в грелках через каждые 1,5–2 часа. При этом нельзя полностью лишать кроху тепла. Грелки нужно менять поочередно.

От искусственного обогрева можно будет отказаться к концу 1-го месяца жизни ребенка, так как к этому времени он уже сможет сам «удерживать» температуру тела.

Немаловажное значение играет влажность воздуха . В помещении ее оптимальный уровень должен составлять около 50–70%. Следить за данным параметром можно с помощью специального прибора – гигрометра. Во время работ батарей центрального отопления может понадобиться увлажнение воздуха. Отличным помощником будет специальный увлажнитель. В качестве его замены могут выступить влажные полотенца или ткани, развешанные по комнате, или расставленные сосуды с водой.

2. Одежда новорожденного

Если вес ребенка более 2000 г, то новорожденный не нуждается в дополнительной одежде, одеялах. Его можно одевать точно так же, как и доношенного младенца. Если же вес малыша менее 2000 г, то ему требуется больше вещей. Крохе нужны такие товары для недоношенных детей, как кофточка с зашитыми рукавами и капюшоном, чепчик из трикотажа, подгузник, ползунки.

Мамы не должны туго пеленать свое чадо, ведь из-за этого ему будет тяжелее дышать. Кроме этого, малыша нужно регулярно перекладывать с одного бока на другой.

3. Купание

Малышей, масса тела которых меньше 1500 г, не рекомендуется купать в течение первых 2-х или 3-х недель жизни. Остальных недоношенных детей можно купать через 7–10 суток после появления на свет.

Купание недоношенного ребенка в течение первых 3-х месяцев должно производиться с использованием кипяченой воды. В ванночке температура воды должна составлять около 38 градусов, а в комнате – не менее 25 градусов.

4. Прогулки

Мамы, имеющие недоношенных детей, должны быть очень осторожными с прогулками. На здоровье крохи может отразиться резкая смена температуры. Если ребенок весит более 1500 г, то с ним можно отправляться на прогулку после того, как с момента его рождения пройдет более 2-х недель. На улице должна стоять теплая погода, а температура воздуха должна быть около 25–26 градусов. Первая прогулка мамы с малышом должна быть короткой – 10–15 мин. Постепенно время пребывания на свежем воздухе нужно увеличивать до 1–1,5 часов.

Весной и осенью при температуре воздуха не менее 10 градусов можно гулять с грудничками, возраст которых 1–1,5 месяцев, а масса тела не меньше 2500 г. Если же на улице градусник показывает меньше 8–10 градусов, то в такую пору можно выходить только с 2-месячными крохами, масса тела которых составляет 2800–3000 г.

Прививки недоношенным детям

Для малышей, родившихся в неположенный срок, врач-педиатр составляет индивидуальный график прививок, обращая внимание на состояние здоровья крохи, а также на его психомоторное развитие. Если малыш абсолютно здоров и его масса при рождении оказалась более 2000 г, то прививочный календарь будет таким же, как и у доношенных детей.

Новорожденным, появившимся на свет с массой тела менее 2000 г, в родильном доме не ставят вакцину против туберкулеза (БЦЖ). Врач-педиатр ее выполнит после того, как вес ребенка достигнет отметки 2500 г. Прививки новорожденным детям с массой тела менее 1500 г не ставят в течение 1-го года жизни.

Массаж для недоношенных детей

Малыши, появившиеся на свет слишком рано, отстают в развитии от своих сверстников. Чтобы догнать их по возрастным нормам, рекомендуется проводить массаж. Его можно начинать с 1-го месяца жизни, если вес ребенка более 2500 г.

Если ребенку 1–1,5 месяца, то рекомендуется ограничиться простыми поглаживаниями. После того как крохе исполнится 2–3 месяца, можно переходить к более интенсивным техникам массажа для недоношенных детей: к разминанию, растиранию, постукиванию, пассивной гимнастике (сгибанию ног и рук и др.).

Родителям недоношенных деток следует обратиться к врачу-педиатру и профессиональному массажисту. Специалисты посоветуют индивидуальные упражнения, которые не причинят вреда малышу и будут ему полезны.

В заключение стоит отметить, что выхаживание недоношенного ребенка – важное и довольно сложное мероприятие. Рекомендации по совершению конкретных действий должен давать детский врач. Только он может посоветовать то, что будет на пользу малышу и не принесет ему вреда. И помните, что главное для малыша — это ваша любовь. Если он будет чувствовать её, то в скором времени вы уже и не вспомните, что ребенок появился на свет недоношенным и отставал в развитии от других деток.

Как развиваются недоношенные дети (видео)

Ответов

Рождение недоношенного ребенка многих из родителей повергает в шок, некоторых пугает, и все они хаотично стремятся найти ответы на вопрос «Как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам».

Стоит сразу же развеять сомнения и успокоить взволнованных родителей. Ваш малыш просто захотел раньше появиться на свет. Да, он особенный, и с первого месяца требует к себе более трепетного и заботливого отношения, чем обычный новорожденный. Первый год жизни для таких малышей самый важный и ответственный. В это время происходит самый интенсивный набор массы тела ребенком.

Недоношенным считается ребенок, который появился на свет между 21-й и 36-й неделями беременности, с массой тела не превышающей 2500г и длиной тела менее 46-47 см. Рождается недоношенный малыш более слабым, по сравнению с малышом, рожденным вовремя. И развитие таких детей отличается от развития детишек рожденных в срок. Более того, развитие малыша рожденного на 33-й неделе, будет отличаться от развития ребенка рожденного на 25-й неделе. В среднем, недоношенный малыш может догнать по развитию и физическим показателям обычного ребенка от 1 года до 3-х лет, при условии, что он не будет подвержен заболеваниям. Часто болеющие дети достигают уровня доношенных, гораздо позднее. Различают 4 степени недоношенности ребенка, в зависимости от которых будет происходить и можно судить о развитии ребенка. При весе от2 — 2,5 кг ребенка из роддома не выписывают и он находится под наблюдением медиков.

Говоря о первом месяце жизни малыша, нужно сказать, что у него существует большой риск развития инфекционных заболеваний, протекающих с осложнениями. Причем, в первый месяц жизни ребенок набирает вес очень слабо. О хорошем развитии свидетельствует наличие сосательно-глотательного рефлекса, часто — при отсутствии этого рефлекса, недоношенных детей кормят через зонд. У недоношенных детей (до 3-х кг) не стабильна нервная система, нестабильность может удерживаться до 3-4 месяцев. Очень важно для деток первого месяца жизни удерживать стабильность дыхательной системы, пока не научатся самостоятельно дышать, требуется искусственная подача кислорода. С самого рождения с ребенком надо поддерживать тактильный и голосовой контакт, чтобы малыш чувствовал руки и голос мамы.

На 2-м месяце жизни недоношенный малыш начинает набирать массу тела. Это свидетельствует о хорошем развитии. В то же время эти малыши приподнимать голову, лежа на животе, не могут в отличие от доношенных детей такого же возраста. На 2-м месяце жизни у ребенка вырабатывается сосательно-глотательный рефлекс. Но детки при кормлении очень быстро устают и их необходимо докармливать сцеженным грудным молоком. Интервал между прикладыванием ребенка к груди должен быть небольшим.

Третий месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется увеличением массы тела в полтора раза. Отвечать на улыбку родителей ребенок еще не может, но очень чувствителен к прикосновениям рук мамы. Для недоношенных деток важен температурный режим, в комнате температура воздуха должна быть не ниже 23 градусов. Ребенка необходимо тепло одевать, на ножках должны быть теплые шерстяные носочки. Необходимо постоянно следить за физиологическим состоянием малыша. Массаж недоношенным детям в этом возрасте еще не делают, так как мышечный слой еще не сформировался. Деткам противопоказан яркий свет, более комфортно малыши чувствуют себя при приглушенном, не ярком свете. Период бодрствования очень короткий, детки в основном спят, важна смена положения тела ребенка.

На 4-м месяце жизни малыш пытается поднять и держать головку, пытается фиксировать взгляд и издавать звуки. В это время можно начинать легкий массаж, очень хорошо плавание, водные занятия в ванной, показано принятие воздушных ванн, парение на руках.

5-й месяц развития недоношенного ребенка по месяцам характеризуется началом гуления. Малыш начинает улыбаться. Некоторые из детишек способны хватать подвешенную игрушку.

К полугоду жизни недоношенный ребенок увеличивает свою первоначальную массу в 2-2,5 раза. У него начинается быстрое психоэмоциональное развитие. Он пытается удержать игрушку. Также способен гулить и, поворачивая голову, находить источник звука. К 6 месяцам начинает выравниваться состояние и ребенок в своем развитии начинает приближаться к развитию доношенного ребенка. После 6 месяцев малыш может отличить близких от чужих людей (но не все детки).

Седьмой месяц жизни недоношенного малыша характеризуется тем, что он уже умеет переворачиваться на спину с живота, и на живот со спины. Малыш способен держать игрушку.

8-й месяц отмечен тем, что начинается активное гуление. Он легко переворачивается на спину и животик, возникает имитация ползания — ребенок встает на четвереньки и раскачивается. Также малыш может есть с ложки.

На девятом месяце жизни ребенок играет самостоятельно с игрушками, пробует вставать, удерживаясь за барьер, и самостоятельно присаживается на бок с опорной рукой. При кормлении малыш может тянуть кусочки еды в рот руками.

10-й месяц жизни недоношенного ребенка он уже может встать на ножки с поддержкой. Медики не рекомендуют ставить рано детей на ножки, недоношенных деток особенно. Малыш сосредотачивает внимание на движущемся предмете, способен произносить различные звуки.

К одиннадцатому месяцу жизни недоношенный малыш способен размахивать, класть и брать игрушку. Отзывается на свое имя, передвигается по-пластунски или ползает.

К году жизни малыши I, II, III степени недоношенности уже значительно догоняют по развитию доношенных детишек. Ребенка нельзя торопить вставать на ножки и ходить, не нужно ускорять развитие. Малыш начинает произносить некоторые слоги.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Недоношенными считаются дети, появившиеся на свет раньше 37 недель. Такие крохи нуждаются в повышенной заботе и особом внимании, а уход за ними существенно усложняется. Родителей может пугать размер малыша, ведь от веса недоношенного ребенка зависят и их дальнейшие действия. При соблюдении всех рекомендаций врачей можно преодолеть любые сложности, а спустя несколько месяцев все тяготы позабудутся.

Недоношенными сейчас рождаются многие детки. Паниковать не стоит: при должном уходе врачи обещают постепенное выравнивание темпов развития до своих сверстников и полноценную здоровую жизнь

Основные этапы развития

Развиваются дети, рожденные раньше времени, с отличиями от зрелых сверстников. В среднем идет отставание на 1-3 месяца в зависимости от срока, на котором родился ребенок. Важные параметры отображены в таблице прибавки в росте и весе детей в течение первого года жизни:

Возраст по месяцам 1 группа (до 2500 г) 2 группа (до 2000 г) 3 группа (до 1500 г) 4 группа (до 1000 г)
Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см
1 300 3,7 190 3,8 190 3,7 180 3,9
2 800 3,6 700-800 3,9 650 4 400 3,5
3 700-800 3,6 700-800 3,6 600-700 4,2 600-700 2,5
4 700-900 3,3 600-900 3,8 600-700 3,7 600 3,5
5 700 2,3 800 3,3 750 3,6 650 3,7
6 700 2 700 2,3 800 2,8 750 3,7
7 700 1,6 600 2,3 950 3 500 2,5
8 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 2,5
9 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 1,5
10 400 1,5 400 0,8 500 1,7 450 2,5
11 400 1,0 500 0,9 300 0,6 500 2,2
12 300 1,2 400 1,5 350 1,2 450 1,7
Годовая прибавка в росте и весе 9450 25,3 8650 27,5 8450 31,7 7080 33,7

Сведения предоставлены на основании многолетних наблюдений за ростом и весом недоношенных детей. Более подробное развитие недоношенного ребенка по месяцам представлено ниже.

  • 1 месяц

Родителей могут беспокоить проблемы с весом недоношенного ребенка. Несмотря на налаженное питание, младенец плохо набирает первые граммы вследствие сниженной сосательной активности и затрудненного глотательного рефлекса.

В больничной палате легче обеспечить детям на первом месяце надлежащий уход, но и в домашних условиях родители смогут это сделать. Достаточно ограничить контакт с внешним миром и оберегать кроху от охлаждения или перегрева.

  • 2 месяца

При налаживании питания недоношенных детей единственным препятствием становится их слабость. На втором месяце сил уже больше, но сосание дается младенцу с большим трудом. При здоровом развитии наблюдается прибавка в весе недоношенного ребенка, поэтому педиатры разрешают постепенно - это позволит начать тренировку мышц спины и станет отличной профилактикой колик у детей.

  • 3 месяца

В основных потребностях недоношенные дети ничем не отличаются от обычных новорожденных. Им так же необходима пища и спокойный сон. Для правильного формирования черепа и профилактики кривошеи нужно следить за положением головы ребенка. Родителей порадует появление первых мимических реакций. Младенцу пока недоступна улыбка, но на прикосновения он отреагирует: пытается поднять голову и задерживает взгляд на лице мамы. Развитие недоношенных детей касается на этом сроке слухового и зрительного внимания, а также хватательного рефлекса. Вес ребенка от момента рождения должен в этот период удвоиться.


Трехмесячный недоношенный малыш еще не умеет улыбаться, но сможет порадовать маму первыми эмоциональными реакциями, активно осваивает хватательный рефлекс
  • 4 месяца

Ребенок не только может поднимать голову, но держит ее вполне уверенно. Гулит и способен схватить рукой игрушку. У некоторых детей может возникнуть мышечный тонус, который в состоянии диагностировать только специалист. От повышенного тонуса легко избавиться с помощью курса массажа или несложных упражнений. Все процедуры желательно доверить профессионалу.

  • 5 месяцев

Игрушка не просто рефлекторно хватается, а хорошо удерживается в руке ребенка. Появляется первая улыбка и интерес ко всему, что окружает кроху. Заметно возрастают зрительные и слуховые реакции. Если у ребенка не выявлено никаких отклонений, то в этом возрасте малыш уже в правильном направлении поворачивает голову в сторону звука.

  • 6 месяцев

Вес ребенка за 6 месяцев увеличивается в 3 раза. Карапуз предпринимает первые попытки перевернуться на живот со спины. По мере роста общение проходит более активно, чему способствует распознавание родных. При виде близкого человека ребенок издает звуки, размахивает ножками и ручками. При поддержке в области подмышек может упираться ножками о поверхность, немного приседая при этом.

Комаровский отмечает, что после 6 месяцев недоношенные дети требуют такого же ухода и питания, как и их зрелые ровесники. На этом этапе развитие малыша потихоньку выравнивается и достигает темпа его сверстников в большинстве случаев.

  • 7 месяцев

К 7 месяцу малыш становится еще более активным, перевороты со спины на живот и обратно даются с легкостью. Игрушка уверенно располагается в руке, а ребенок предпринимает свое первое путешествие, пытаясь смешно проползти, отталкиваясь ножками. Если кроха появился на свет на сроке 35-37 недель и получает все важные микроэлементы с пищей, в 7 месяцев у него прорезаются первые зубки.

  • 8 месяцев

Карапуз пытается сидеть без помощи взрослых, становится на четвереньки и делает попытки раскачаться. Благодаря правильному развитию движения умелые и выполняются осознанно. Ребенку интересны собственные занятия, простые игры и общение с близкими. Откликается на просьбу показать определенный предмет, с удовольствием слушает сказки и стишки, колыбельные и потешки, улавливая изменение интонаций.


В 8 месяцев малыш с удовольствием послушает сказку или придуманный мамой рассказ, сможет отличить голоса разных героев, если читать по ролям
  • 9-10 месяцев

Уверенно сидит, начинает ползать, требует больше общения. Зубки появляются, если кроха родился в период 32-34 недели. Повторяет за взрослыми звуки и слоги. Стоит более уверенно, может передвигаться с поддержкой за опору, но пока считает, что ползать легче и быстрей. Увлеченно наблюдает за передвигающимися предметами. Моментально реагирует на звук, распознает собственное имя, прислушивается к окружающему миру. Появляются первые зубки у тех, кто родился на сроке раньше 31 недели.

  • 11 месяцев

Продолжается период активного ползания и изучения детьми окружающего мира, несмотря на обретенное умение садиться и вставать. Без поддержки малыш способен простоять весьма долго и даже совершает первые шаги, не держась за опору. Для развития полезны пирамидки, кубики и все игрушки, которые движутся. Хорошо идет на контакт с родными, узнает знакомые лица.

В возрасте после года карапуз может самостоятельно пойти. Это является доказательством того, что недоношенные дети способны нагнать ровесников в развитии. В некоторых случаях процесс затягивается до 1,5 лет, но физическое развитие дается легче нервно-психического. Полная зрелость формируется обычно к 2-3 годам, поэтому раньше указанного срока родителям не о чем беспокоиться.


В годовалом возрасте малыш способен научиться ходить, как и большинство его сверстников. К этому времени мама практически перестанет помнить о том, что ее ребенок родился раньше срока

Питание после рождения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Наладить вскармливание малыша первое время весьма проблематично. Кроха нуждается в получении питательных веществ, но его организм не способен полноценно их усваивать. Оптимальный способ кормления недоношенных детей подбирает специалист с учетом срока, на котором родился малыш, оценки состояния и веса.

Если младенец появился на свет с массой тела от 2000 г, то врачи могут разрешить сразу прикладывать его к груди. От мамы требуется тщательное наблюдение за ребенком при вскармливании. Малейшие признаки усталости и появление одышки говорят о том, что на грудное кормление нужно выделять меньше времени, а оставшимся объемом докармливать.

При массе тела новорожденного от 1500 до 2000 г ему предлагается грудное молоко в бутылочке. Пробное кормление позволяет определить готовность малыша к самостоятельному питанию. Если активность сосания неудовлетворительная, то назначается вскармливание через зонд.

Для детей весом до 1500 г допускается только зондовое кормление для набора веса. Осуществление вскармливания недоношенных детей возможно двумя способами:

  • порционно;
  • методом длительной инфузии.

Порционный прием пищи подразумевает 7-10 кормлений в сутки. Из-за небольшого объема желудка недоношенного ребенка часто осуществляется парентеральное введение питательных веществ.

При отсутствии молока у мамы или его непереносимости младенцем он находится на искусственном вскармливании. У молочной смеси должны быть свои особенности, позволяющие использовать ее в рационе недоношенного малыша.

Первое знакомство с новой пищей

Прикорм в рацион малышей, появившихся раньше срока, вводится после полугода. Пищеварительная система дозревает позже, обменные процессы не отличаются стабильностью, поэтому более раннее введение новых продуктов может закончиться печально. Расчет правильного возраста для прикорма проводится просто: за начальную точку берется дата, когда малыш должен бы родиться. Если кроха пришел в этот мир на месяц раньше, то прикорм следует вводить на 1 месяц позже.

Некоторые мамы решают перестраховаться и повременить с прикормом, что тоже неверно. Недоношенные дети отличаются скудным запасом полезных веществ, поэтому без обогащения рациона не обойтись. После ввода прикорма нельзя исключать из ежедневного меню грудное молоко. Кормление новыми продуктами следует завершать прикладыванием к груди или предложением бутылочки со смесью.

Сначала в рационе появляются каши, а затем можно добавить фруктовые и овощные пюре. Порядок объясняется недобором веса, что часто встречается у малышей, родившихся раньше срока. В меню недоношенных детей лучше использовать гипоаллергенные каши:

  • гречневая;
  • кукурузная;
  • рисовая.

Разводятся каши смесями или маминым молоком, чтобы кроха привык к новому вкусу. При отсутствии аллергических реакций в прикорм вводится:

  • овощи;
  • мясо;
  • кисломолочные продукты.

При вскармливании недоношенных детей не обойтись без консультаций педиатра. Он может определить оптимальный период для начала введения новых продуктов.


Так как нужно, чтобы малыш поскорее набрал вес, прикорм начинают не с фруктовых пюре, а с каш, которые имеют более высокую питательную ценность

Правильный уход

Гармоничное развитие недоношенного ребенка напрямую зависит от условий, в которых он растет. Важно обеспечить ему соответствующий уход дома:

  • Температура

Необходимо настроить подходящую температуру в комнате в пределах 23-25 С. Рядом с малышом она должна достигать 28-32 С. Можно использовать грелки с водой 60-65 С. Предварительно грелки оборачиваются в пеленку или полотенце, чтобы исключить риск ожога. Располагать их лучше в ножках под одеялом и сверху одеяла по бокам на расстоянии ладони. Менять воду необходимо каждые 1,5-2 часа. Дополнительный обогрев после первого месяца жизни не потребуется, поскольку младенец научится самостоятельно регулировать температуру тела. Приемлемый уровень влажности 50-70%.

  • Купание

Если малыш находится в группе риска и родился с весом менее 1500 г, педиатры не рекомендуют купать его еще в течение 3 недель. Достаточно проводить ежедневную гигиену. Остальным карапузам разрешены водные процедуры спустя 7-10 дней с момента рождения. Купать недоношенных малышей на протяжении первых 3 месяцев нужно только в кипяченой воде при температуре 38 С. Ванная комната должна быть прогрета минимум до 25 С, чтобы кроха чувствовал себя комфортно.

  • Прогулки

При весе малыша от 1500 г с ним можно начинать гулять спустя 2 недели после рождения (рекомендуем прочитать: ). Данная рекомендация касается летнего периода, когда температура воздуха поднялась до +25-26 С. Длительность первого «выхода в свет» не должна превышать 10-15 минут. С каждой прогулкой время пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, пока не достигнет 1-1,5 часов. В весенне-осенний период разрешается гулять с малышами возрастом 1-1,5 месяца при температуре на улице от +10 С. Вес крохи должен быть не менее 2500 г. Если столбик термометра опустился ниже +8-10 С, можно совершать прогулки с младенцами возрастом от 2 месяцев и весом 2800-3000 г. В дальнейшем прогулки планируются по тому же сценарию, что и у обычных деток.

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ , отитам , на фоне чего может развиваться тугоухость .

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла , признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

Диспансеризация недоношенных детей

После выписки дети, рожденные недоношенными, нуждаются в постоянном наблюдении педиатра в течение первого года жизни. Осмотры и антропометрия проводятся еженедельно в первый месяц, 1 раз в две недели – в первом полугодии, 1 раз в месяц - во втором полугодии. На первом месяце жизни недоношенные дети должны быть осмотрены детским хирургом , детским неврологом , детским травматологом-ортопедом , детским кардиологом , детским офтальмологом . В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама