THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сегодня оригами можно смело назвать одним из самых популярных видов творчества. Приемам сложения бумажных поделок научиться достаточно просто, и сможет это каждый.

В статье мы расскажем историю оригами кратко, остановимся на происхождении искусства, а также рассмотрим некоторые другие его техники.

В японском языке слово это буквально означает "сложенная бумага". Но само название "оригами" появилось лишь в конце XIX века с изданием первых книг по оригамистике. А до того приемы изготовления бумажных поделок передавались друг другу наглядно и назывались "ориката" ("занятие складыванием").

История возникновения

Конечно, оригами - это в первую очередь бумажные поделки. А первая бумага, как известно, появилась в Древнем Китае в самом начале второго века нашей эры. Следовательно, историю оригами из бумаги надо связывать с этой страной.

Но не все так просто. Есть мнение, что оригами появилось в Японии. Якобы первые фигурки зародились из искусства драпировки тканей, что было необходимо при изготовлении традиционной японской одежды.

Кроме того, пока бумага была дорогой и доступной лишь храмам, и в Китае, и в Японии оригами использовались лишь священнослужителями для проведения религиозных культов.

Со временем поделки оригами появились и в японских дворянских семьях. Истинный дворянин даже считался теперь таковым, если мог развлечь скучающую даму складыванием этих угловатых, но вызывающих живой интерес фигурок. А самураи использовали поделки для сворачивания записок. Прочесть это послание, развернув фигурку, мог только "свой" человек. Еще позже оригами стали украшать помещения при проведении всякого рода праздничных торжеств.

Существенный вклад в историю оригами для детей внес немецкий теоретик дошкольного воспитания, основатель системы детских садов Фридрих Фребель. Он еще в XIX веке работал над развитием логического мышления ребенка, складывая простейшие фигурки. Основы геометрии, воплощенные в хитрости складывания квадрата из бумаги, были заимствованы немецким педагогом, вероятно, из учений древних арабов.

XX век стал в истории искусства оригами настоящими открытыми воротами для слияния всех его традиций и объединил любителей-оригамистов всего мира. По сей день на многих языках мира издаются учебники, открываются центры, в которых преподают мастера оригами, происходит развитие и усложнение его форм и методик. Впрочем, и базовые модели, которые искушенным мастерам кажутся простейшими, способны вызвать у новичков, делающих первые шаги в мире оригами-поделок, живой интерес и даже восхищение.

Базовые модели классического оригами

Очень возможно, что именно благодаря Фребелю сегодня так просто рассказать историю возникновения оригами для детей на примере таких простых моделей, как пилотка, кораблик, стаканчик. Ну, уж самолетики и прыгающих лягушек хотя бы раз в детстве, скорее всего, делали все.

А вот еще одна модель, которая в обучении начинающих занимает начальную позицию. Сегодня в учебниках ее называют "коробочка Санбо". В ритуальную Санбо когда-то помещали различные приношения богам в храмах. В дальнейшем же она, перешагнув храмовый порог, стала использоваться при сервировке стола. Это вполне себе универсальная емкость для хранения, например, орехов, конфет или скрепок.

А одной из самых популярных моделей оригами стала миниатюрная птичка с расправленными крыльями. Вероятно, она появилась в Японии, ведь инструкция по сборке этой фигурки появилась в Европе только ближе к концу XIX века. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1878 году, на которую японцы привезли эту фигурку и раскрыли секрет ее складывания, стала стимулом к объединению традиций Запада и Востока и к развитию нового мирового оригами.

Модульное оригами

Эта техника выглядит как естественное продолжение классического оригами. В отличие от него, для создания модели используется не один, а несколько листов бумаги, причем ограничение на их количество все-таки было снято, что позволило значительно расширить возможности и фантазию их создателей.

С помощью модульного оригами собирают объемные фигуры: шары, короба, звезды, цветы. Затем они собираются в соответствии с замыслом в еще более сложные и замысловатые модели.

История модульного оригами называет имя Мицунобу Сонобе, который стал основоположником этой техники и пользуется в Японии заслуженным признанием до сих пор. Различные вариации базовых моделей, собственно, даже и называются "сонобе" (или "соноб").

А вот американский математик Роберт Лэнг взглянул на эту технику с особой, инженерной точки зрения и разработал алгоритмы построения фигурок, которые до сих пор поражают точностью своих форм и филигранностью исполнения.

Его гению принадлежат и изделия технического оригами: подушка безопасности, сложенная с помощью приемов этого искусства, и разработка космического телескопа с огромной линзой, выполненной в виде тонкой мембраны. В сложенном виде с ней ракеты транспортировали в космос, где она могла быть развернута и использована без каких-либо повреждений и складок.

Кусудама

В основу техники модульного оригами положено изготовление кубиков-сонобе. Чаще всего они имеют два "кармана", в которые вставляются края других моделей. Так складывается классический шарик-кусудама. Иногда составляющие его модели склеиваются или даже сшиваются друг с дружкой.

Из листов бумаги разных цветов (некоторые в качестве основы для изготовления используют конфетные фантики или даже денежные купюры) можно сложить двухцветные или многоцветные кусудамы, похожие на кристаллические шары или соцветия шаровидной формы. Их еще сравнивают с правильными кристаллами и молекулами.

Множество повторяющихся цветочных сегментов с восемью объемными лепестками - одна из самых модных цветочных моделей в этом виде техники.

В Стране восходящего солнца всегда любили фигурки, которые можно было использовать на практике, в повседневной жизни. Так, в кармашки кусудамы японские целители вкладывали ароматические травы и подвешивали над кроватью больного. А из цветочных кусудам составляли букеты для невесты на свадебные церемонии.

Другие виды техник оригами

Истории оригами известно большое количество методик складывания бумажных поделок. Самая простая из них - обычное оригами - предназначена для делающих самые первые шаги. Она помогает освоить наиболее простые модели, такие как коробка, цветок, заяц, кошка и др.

А вот "мокрое" оригами. Его изобрел неутомимый оригамист Акиро Йошизава. Для работы в этой технике требуется бумага повышенной пластичности, для чего листы смачивали водой из пульверизатора. Либо на них наносили тонким слоем клеевой раствор. Фигурки, выполненные по этой технике, немного похожи на поделки из папье-маше.

Техника киригами, появившаяся благодаря Масахиро Чатани, японскому архитектору, позволяла использовать при изготовлении поделок ножницы. Плотные листы бумаги надрезают и складывают особым образом, что помогает в изготовлении не только открыток, но и архитектурных моделей, и объемных орнаментов.

Существует еще складывание по развертке или паттерну - то есть по чертежу, где отмечены все складки, которые должны присутствовать в готовом изделии. Чертеж содержит множество линий, и работа с ним предполагает навыки опытного оригамиста.

О пользе оригами

О том, что оригами - совершенно бесценное занятие для малышей, многие педагоги говорили и еще будут говорить. Во-первых, оно развивает мелкую пальцевую моторику и воображение, воспитывает такие важные навыки, как усидчивость и терпение. Во-вторых, маленький оригамист на практике изучает начальные геометрические понятия, такие как квадрат, треугольник, диагональ, вершина, угол, медиана. Техника складывания фигурок ставит перед ним конкретные логические задачи, которые, будучи решены, непременно вознаградят ребенка очередной изящной моделью. Наконец, оригами малозатратно. Все, что нужно - подходящая по размеру бумага и немного терпения, чтобы следовать инструкциям.

Впрочем, почти все из сказанного можно отнести и ко взрослым. Тем более что поле оригами, похоже, никогда не оскудеет и постоянно будет преподносить своим последователям все новые и новые техники и варианты для воплощения их фантазий и смелых проектов.

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

“Ори” означает “сложенный”, а “ками” - “бумага” и “бог” одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Значение оригами для развития ребёнка.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Дети овладевают различными приёмами и способами дёйствий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты для занятия и правила пользования ими.

Бумага: для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА. При склеивании пользоваться салфеткой. Намазывать детали на клеёночке.

Кисточки: следует приготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки. А если поделку необходимо приклеить на основу, то в этом случае более удобной для работы окажется крупная кисть. Необходима подставка для кисточки. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши и фломастеры: некоторые поделки необходимо украсить – нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д.Особенно пригодятся карандаши и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета. Карандаши должны быть всегда подточены.

Все инструменты и материалы после окончания работы убираются на место, убирается так же своё рабочее место.

Условные знаки, принятые в оригами

Базовые формы оригами

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма (См. Приложение № 2).

Каждая форма имеет своё название. Умение складывать базовые формы позволит ребёнку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Общие правила при обучении технике оригами

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Используемая литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М.: “Просвещение”, 1999 143 с.
  2. Долженко Г.И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М.: Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.
  3. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.
  4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М.: Изд-во Эксмо – 175 с.
  5. Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с.34-48
  6. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М.: “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.

Сегодня многих начинающих мастеров интересует вопрос об оригами, откуда оно к нам пришло, и какие виды существуют? В нашем обзоре мы постараемся детально рассмотреть все основные вопросы.

Оригами — это вид декоративного искусства, появилось оно еще в Древнем Китае. Как известно, именно здесь изобрели бумагу. Она является основным материалом, с которым работает мастер. По-сути оригами — это искусство создания разных фигурок из бумаги. Изначально фигурки использовали для различных религиозных обрядов, и создавать их могли только представители знати. Считалось, что овладение техникой складывания из бумаги, было обязательным для людей высокого положения. Другими словами, раньше это занятие отличалось престижностью. Это искусство намного сложнее, чем кажется, и вы скоро узнаете почему.

Классическая фигурка оригами создается из листа квадратной формы. Для создания фигурок нужно знать ряд специальных условных знаков, которые ввел известный японский мастер Акира Есидзава еще в середине 20-ого века. Давайте узнаем историю оригами и вообще что такое оригами в целом.

История оригами

Что такое оригами и какова у нее история? Мы знаем, что искусство оригами пришло к нам с Древнего Китая, но дальнейшее его развитие и популяризация происходила в Японии. Местные жители уже во времена правления династии Хэйан, активно использовали фигурки из бумаги для различных церемоний. Так, самураи дарили друг другу некие символы удачи, которые были созданы из бумажных лент. Кроме того, оригами задействовали и в свадебных обрядах: создавали бабочки из бумаги для представления жениха и невесты. При этом искусство, хоть и было самым популярным в Японии, но развивалось и в других странах: Корее, Испании, Германии.

В Европе осталось не так много фактов о развитии бумажного искусства. Но, тем не менее, известно, что арабы начали заниматься оригами в 8-м веке, мавры "познакомили" испанцев с этим искусством в 9-м веке. Немцы начали складывать фигурки в 15 веке. Как и у японцев, оригами использовали для церемоний. В Европе оригами стало популярным только в 17-18 веке. К этому времени уже существовало множество классических моделей. Но в начале 19-ого века искусство оригами получило новый виток популярности и развития, и все благодаря Фридриху Фребелю, который предложил ввести занятия в детских садах, чтобы развивать моторику.

С 1960-ого года искусство оригами распространилось по всему миру. В этот же период появилась такая разновидность, как модульное оригами. Сегодня подобное искусство приобрело международное значение, по всему миру открыты сотни школ и кружков.

Что такое модульное оригами?

Если вы уже знаете все тонкости классического оригами и полностью освоили этот вид складывания, тогда вам будет интересно изучить модульную технику, которая кардинально отличается от классической. В ней фигуры плоские, их складывают из одного листа бумаги. Модульная техника требует совсем иного подхода: фигура складывается из множества бумажных частей (деталей), которые мастер вставляет друг в друга. В итоге, получается красивое и объемное изделие.

Конечно, модульная техника требует больших временных затрат, а также определенного мастерства. Для создания красивой фигуры придется приложить не мало усилий. Но зато такие изделия смотрятся великолепно, их можно сравнить с произведениями искусства. Такое оригами будет прекрасным подарком для друзей и родных. Кроме того, предметы станут украшением любого интерьера.


Интересной разновидностью модульного оригами является техника "кусудама", о которой мы обязаны вспомнить. Особенность ее в том, что изделие создается из бумажных конусовидных или шарообразных фигур. Количество их регулирует мастер, в зависимости от сложности и объемности готового изделия. Большинство оригамистов говорят, что кусудама — абсолютно другая техника. Так как элементы фигур сшиваются. Тот, кто освоит эту технику, сможет создавать настоящие цветочные шедевры и украшать ими свой дом.

Что такое простое оригами?

Простое оригами появилось благодаря британскому мастеру Джону Смиту. Особенность техники в том, что в процессе работы используется только складывание "горой" и "долиной". Этот стиль был придуман для начинающих оригамистов или для тех, у кого проблемы с двигательными функциями. Подобное ограничение не позволяет использовать сложные приемы, которые вполне привычны для стандартной разновидности этого искусства. В итоге, простое оригами действительно несложная разновидность техники, с которой можно начать обучение.

Существует также техника складывания по паттерну, о которой стоит рассказать. Паттерн означает развертку, которая представляет собою диаграмму или чертеж, по которому складывается фигура (изображены все элементы и складки будущей готовой модели). С таким чертежом работать очень просто, ведь нужно только придать форму. Но при этом техника паттерна сложнее, по сравнению с классической. Благодаря такому методу можно не только сложить фигуру, но и узнать, как она была создана. Поэтому паттерны применяют при разработке новых прототипов.

Что такое мокрое складывание?

Особая техника мокрого складывания была разработана великим мастером искусства оригами Акирой Есидзавой. Мастер использовал небольшое количество воды, чтобы сделать материал более пластичным. Таким образом, фигурки приобретают необходимую плавность линий, становятся выразительнее и жестче. Такой метод лучше всего использовать для разработки фигурок, цветов и животных, ведь они более сложные. Кроме того, именно благодаря технике мокрого складывания, готовые изделия выглядят более естественными. Отметим, что для такого метода не каждая бумага подойдет, нужно брать более плотную, в основе которой есть водорастворимый клей. Лучше будут скрепляться волокна между собой.

Какую бумагу выбрать для оригами?

На первый взгляд для искусства оригами, подойдет любой листок бумаги. Но это не совсем так, ведь от выбора материала будет зависеть не только качество готового изделия, но и процесс создания.
Для простых фигурок (журавлик, жабка) подойдет стандартная бумага, на которой мы пишем (плотность от 70 до 90 г/м²). Более плотные сорта бумаги (от 100 г/м²) стоит использовать для мокрого складывания.

Кроме того, продается и специальная бумага для оригами, которая называется "ками". Это готовые квадратики, одна сторона которых цветная, другая — белая. Размер квадратов может быть разным от 2,5 см. до 25 и больше. Есть специальный фольгированный материал (с одной или с двух сторон). Он отличается от обычной бумаги тем, что отлично держит форму, с ним можно проработать самые мельчайшие детали.

В Японии для этого искусства используют специальный материал "Васи". Это особенный вид бумаги, он жестче, чем обычная, делается из древесной коры бамбука, пшеницы или риса. Отметим, что для оригами чаще всего вырезают квадратные листы, но иногда берут и прямоугольные, треугольные и шестиугольные и т.д. Форму мастер должен выбирать, исходя из своего профессионализма и умений.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.


История возникновения оригами
тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию.
В Испанию бумага была привезена арабами,

И именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку.

Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги — пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением.

В эпоху Хэйан (794 — 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага
оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши.

Ноши — это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

Название закрепилось за искусством в 1880 году. Оно состоит из двух слов — ору (складывать) и ками (бумага). Раньше это мастерство имело название ориката — занятие складыванием.

Вероятнее всего, арабы вместе с технологическими тонкостями производства бумаги привезли и некоторые несложные способы ее складывания.

Арабы были математиками и астрономами, ведь именно от них к нам пришли цифры и наука алгебра, и они применяли к фигуркам из бумаги принципы геометрии. Они исследовали много особенностей складывания квадрата.

В Европе предшественником было искусство складывания салфеток, которое берет свое начало в шестнадцатом веке. Хотя до сих пор точно не известно, как точно возникли из бумаги, уже найдены доказательства их существования в те далекие времена.

Большинство историков склоняются к теории о двойном происхождении бумажных фигурок — европейском и японском. Считается, что поделки из бумаги в Европе развивались сами по себе. Самой популярной была фигурка , которая появилась сначала в Испании. В девятнадцатом веке складыванием бумажных фигурок увлекались многие известные люди. Среди них Льюис Кэрол — британский писатель, Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) — немецкий педагог, который заново открыл это искусство и совершенствовал его в процессе занятий со школьниками, так как он считал, что поделки

из бумаги развивают логическое у детей.

Фигурка птички, машущей крыльями, скорее японского происхождения. Инструкции, описывающие процесс изготовления птички, были опубликованы в Европе лишь в конце девятнадцатого века. Есть основания считать, что появилась впервые в Европе на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., на которой японцы показали европейцам процесс ее складывания. Вот с этого момента, наверное, объединились западная и восточная традиции, которые до тех пор развивались абсолютно самостоятельно. Это дало толчок к распространению и развитию поделок из бумаги во всем мире.

Великий испанский писатель и философ Мигель де Унамуно тоже любил делать птичек из бумаги. Он даже написал юмористическое эссе на тему оригами — «Заметки к трактату о Курологии», которые стали дополнением к книге «Любовь и педагогика» (1902 г.).

полностью. Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов. Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами. Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира.

В наши дни оригами любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела.

Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства.

В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие — очень
реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров.

В последнее десятилетие двадцатого века особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек.

Основной материал для оригами — бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу. Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат.

В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

О пользе оригами для детей не поленюсь опять написать несколько строк. Оригами позволяет детям оценить своих рук, помогает приобрести очень важные навыки: , . Развиваются креативное и пространственное мышление, пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребенка. Взрослые тоже находят немало положительных моментов в занятиях оригами. Это помогает отвлечься от будничной суеты, потренировать мозги приятным способом и провести некоторое время с детьми за интересным занятием.

Все что нужно для занятий оригами — бумага, ножницы, желание и немного терпения. Если вы будете внимательно следовать инструкциям, то станет очень полезным и интересным занятием для вас и ваших деток !

Желаем успехов в творчестве!

Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей цветов, предметов, животных, птиц методом определенного сгибания листа бумаги. Бытует мнение, что первые фигурки появились из техники драпировки ткани, необходимой при изготовлении японской одежды. С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения к поколению умения складывания листа бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие творения.

История возникновения и развития в мире

Оригами берет свои истоки из Китая. Почему из Китая? Дело в том, что именно в Китае научились делать столь обыденный на сегодняшний день материал — бумагу. Конечно, ее изобрели не для складывания фигурок, необходимость возникновения данного материала обусловлена письменностью. До изобретения бумаги для письма использовали деревянные дощечки и шелк. Однако дощечки были не удобны с точки зрения хранения больших объемов текста, а шелк был дорогим удовольствием.

В результате долгих экспериментов великие древние умы Китая додумались изготавливать бумагу. Секрет изготовления держался в строжайшем секрете, можно сказать за семью печатями. Все же согласно легенде в седьмом веке нашей эры буддийский монах Дан Хо добирается до Японии, где делится секретами производства бумаги с японцами. Произошло это событие согласно утверждениям Японской хроники в 610 году нашей эры. Прошли столетия, и японцы уже изготавливают бумагу собственного производства, по качеству превосходящую даже китайскую.

Кстати в Японии наряду с высокотехнологичными фабриками даже сегодня изготавливают ее ручным трудом по технологии предков. Такая бумага очень дорогая и по качеству очень высокая, у нее даже есть свое название “ваши”. Она очень прочная способна выдержать более тысячи сгибов. К примеру, на “ваши” после второй мировой войны был подписан мирный договор в Версале.

Хотя Китай и открыл бумагу и первые поделки в технике оригами были именно там, наибольшими успехами в технике создания фигур из нее достигли Японцы. Первой японской книгой по оригами, вышедшей в 1787 году, считается книга “Семба-цуру-ориката”, что в переводе означает “как сложить тысячу журавлей”. Эта книга посвящена складыванию всего лишь одной модели — журавлика. Автором данной книги считается настоятель из храма Рокан.

В 1845 году на свет выходит книга “Кан-но мадо”, в переводе означает “окно середины зимы”, в нее входит описания создания десятков классических моделей и рисунки готовых изделии. Именно в этой книге впервые напечатана схема складывания формы “лягушка”, и ее модели.

В 1885 году Окамоту Консеки выпустил книгу под названием “Ориката”, которая впоследствии была переведена на английский язык.

Искусство складывания бумаги развивалось своим путем и в других странах мира, хоть и не так искусно как в Японии. Описания складывания из бумаги менее задокументированы, нежели в Японии. Известно, что технология изготовления дошла до арабов в восьмом веке нашей эры. До Испании бумага дошла в одиннадцатом веке. Примерно с этого времени в Испании и с пятнадцатого века в Германии развивается техника складывания из бумаги. К семнадцатому веку Европа имела свои традиционные модели лодки, шляпы, домики. А в начале девятнадцатого века Фридрих Фрёбель предложил это занятие в качестве обучения в детских садах, чтоб развить детскую моторику.

Развитие оригами после второй мировой войны связано с таким выдающимся мастером как Акиро Ёсидзава. Именно он предложил и описал схематично технику складывания, которой пользуются и по сей день. С помощью данных условных знаков удалось описать пошаговую сборку создания сложной фигуры. Акиро Ёсидзава изобрел сотни новых моделей и показал миру искусство перевоплощения плоской бумаги в объемную фигуру.

В начале двадцатого века Япония открыла свои двери миру. Европейцы познакомились с классическими фигурками — журавликом, лягушкой, цветком ириса, рыбой.

Виды техник оригами

В современном мире разделяют различные виды техник оригами:

  1. Классическое оригами подразумевает создание фигурок методом складывания без клея и ножниц квадратного листа бумаги
  2. Модульное оригами — предполагает создание сложных композиции и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, своего рода бумажное лего

Методы складывания

  1. Простое оригами — предполагает складывание, только используя складки горой и долиной. Этот метод был придуман оригамистом из Британии Джоном Смитом. Цель данного метода является облегчение создания фигуры неопытными начинающими оригамистами — детьми, людьми с ограниченными двигательными навыками.
  2. Складывание по Паттерну — подразумевает создание модели по предварительному чертежу, на котором изображены складки модели. Паттерны используют при создании новых моделей.
  3. Смоченное складывание — было придумано Акирой Ёсидзавой и подразумевает смачивание бумаги перед складыванием для придания фигуркам плавных линий, либо жесткости в зависимости от задумок автора. Данный метод очень эффективен при создании цветков, различных животных, при этом они выглядят более естественно и наиболее похожи оригиналу.

Благодарю за внимание. Следите за выходом новых статей и подписывайтесь на наш семейный блог. Пока, пока.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама