Итак. 1). Начну с покупки билетов на Карнавал и расположения мест на самбодроме. С покупкой билетов через интернет-сайт у меня возникли некоторые непонятки и даже пришлось обратиться к гиду Анне, которая живет в Рио и в курсе всех этих дел (этого гида я нашла на просторах интернета). Я хотела сидеть в первом ряду, чтобы видеть все шествие на расстоянии вытянутой руки. Этот отсек называется Фриза. Сначала идет Фриза "А"-это самый первый ряд, вдоль ограждения. За ним идет Фриза "В" и за ним Фриза "С" . Каждый ряд находиться на 1 ступенечку выше, чем предыдущий.
Я покупала билет на Парад Чемпионов..... то есть... сам карнавал идет 5 дней, с понедельника-по пятницу, (с 21.00 до 06.00) где жюри выбирает лучших. Далее.... через неделю (4 марта 2017г) в субботу состоялся уже отдельно парад тех, кто победил. Стоимость билета во Фризу А составляла - от 500 до 600 $ в зависимости от сектора. Мне предложили сектор 9 за 570 $ и Сектор 7 за 530 $. То есть разница - 50$. Когда я попросила обьяснить, почему такая странная цена, оказалось что в Секторе 9 сидят судьи и когда очередная Школа Самбы приближается к 9 сектору, то танцоры начинают стараться изо всех сил... поскольку всем хочется победить. А до и после 9 сектора, все типа расслабляются.
Затем, чуть выше идет Ложа Вип. ....они единственные находятся под навесом... и если пойдет дождь, то все будут стоять как намокшие курицы, а там будет тепло и уютно. Точно не помню сколько стоил билет в эту ложу, но что-то около 1 000 $. (но это цена на Парад Чемпионов)
Затем, чуть выше идет Трибуна с множеством рядов, эти места самые дешевые. Но и вид с них соответственный. Если я, стоя в своей Фризе, видела все мельчайшие подробности костюмов и прочего, то что видно с трибун могу только догадываться. Скорей всего люди видели просто яркое, пестрое месиво. Но что поделать...какая цена, такая и видимость. (см фото)
Что меня больше всего разозлило и поразило, так это то, что какие-то люди постоянно сновали туда-сюда по променаду и жутко мешали смотреть карнавал. Их лысины, локти, головы, постоянно попадали в кадр. (см фото). Я не понимала- кто это? кто все эти люди? почему они ходят туда сюда и мешаются? По какому праву они там находятся во время шествия? Неужели заплатив бешеные деньги за билеты, мы не имеем право нормально посмотреть карнавал. ? А еще там валялись какие то шланги (может быть с водой) и периодически какие-то люди таскали их туда-сюда, тоже попадая в кадр. Я спросила у гида- всегда ли вот такая фигня происходит во время шествий,...... оказалось, что так только во время Парада Чемпионов. А когда идет конкурс, то при судьях лишних людей на променаде не бывает. Там за с этим строго следят.
2) ТАНЦОРЫ...... На фото вы можете видеть, как некоторые танцоры сняли с себя детали костюма (а именно головные уборы). Я конечно все понимаю и очень им сочувствую... жара.. +30,... тяжело....... НО... ...мы зрители заплатили бешеные деньги за билеты.. летели в эту долбанную Бразилию 20 часов... и мы хотим увидеть качественное Шоу. Имеем право. И будьте уж так любезны, пройтись по променаду- как следует. Вот представьте... идет блок танцоров (человек 30-40) все в одинаковых костюмах (см. фото), отражающих идею и концепцию данной Школы Самбы.......и вот две какие-нибудь гадины снимают шляпы и портят весь вид. Другие же себе этого не позволяют! Иногда нервы не выдерживали и хотелось крикнуть - Одень сука шапку!!!
3) ВРЕМЯ. На многих сайтах я читала такую информацию, что проход одной школы занимает 1 час. Так вот это не совсем так. На самом деле по времени это несколько дольше. Началось все в 9 вечера.... и после прохождения второй школы я посмотрела на часы, было 00.40 то есть к часу ночи прошли только 2 школы. А их на Параде Чемпионов- 5. Последняя школа проходила уже в 6 утра. Хорошо что я днем выспалась, иначе я бы не выдержала. Между шествиями Школ Самбы существуют перерывы на 20-25 мин, в это время можно пойти купить хот-дог, выпить что-нибудь или просто погулять вдоль самбодрома.
4) ПОГОДА....... Практически каждый вечер шел дождь!! Раньше это время года считался сухим сезоном. Местные рассказали, что такая фигня у них уже последние несколько лет. Люди испортили планету и климат меняется. И так как раньше, уже не будет никогда. Но мне сказочно повезло.... не смотря на то, что в тот день по прогнозу погоды обещали грозу и ливень....... его не было!! ...........................Зонты на Самбодром проносить НЕЛЬЗЯ. Только дождевики. И даже если вы его все таки пронесете в сумке (сумки никто не обыскивает), то открыть вам его все равно не дадут. Тут же подойдет охрана и заставит закрыть.
5) ТРАНСФЕР на САМБОДРОМ. Туда и обратно трансфер на специальном туристическом автобусе стоит 100 $ США. Я когда впервые услышала эту цифру, мне стало дурно.... Это ж пипец как дорого. Хотя ехать там (от Копакабаны) 10 минут (по пробкам 30). Даже по карте видно, что самбодром находится довольно близко. Автобус кружит по району Копакабана и забирает туристов из разных отелей. Затем едет на самбодром. Можно конечно доехать на такси, но такси близко к самбодрому не пускают, только туристические автобусы. Частным машинам вообще не проехать. Можно и на метро конечно, но метро находится далековато и придется по жаре идти пешком. Но страшно не это, а то что потом придеться ночью возвращаться, через не вполне безопасные районы города. Это чревато тем, что можно лишиться видеокамеры или фотоаппарата. А поскольку я ездила одна, (да и камера не дешевая) то я вынуждена была взять трансфер на автобусе. Хотя мысль пойти пешком до метро была. Я ведь наивно полагала, что большая часть народа не досиживает до конца и уходит, стройными рядами к метро, где
нибудь около 3 ночи. Ха-ха. Как бы не так. Никто не расходился до 6.30
утра!!! Пока не смолкли последние аккорды музыки.
6) КОСТЮМЫ... Моей голубой мечтой было ухватить какую-нибудь деталь от костюма и увезти с собой на память о карнавале. Ведь после шествия многие танцоры костюмы тут же скидывают и складывают в кучу прямо на асфальт. (но не все. Многие уносят костюмы с собой). Проблема состояла в том, что та площадь на которую выкатывались платформы после шествия, была оцеплена решеткой и у ворот стояли грозные охранники. Пробиться на площадь сквозь них было нереально. И тем не менее, есть шанс таким костюмом завладеть. Просто нужно стоять там у ворот и ждать...ждать...ждать..... И может быть удача улыбнется вам...... периодически из этих ворот выходили танцоры, и у них можно было выпросить костюм или шляпу. Я когда подходила к воротам,то видела как несколько туристов тащили шляпы, перья и еще что-то. Короче кому-то повезло в ту ночь! Но не мне. Я постояла минут 15 у ворот и ушла ни с чем.
Вот вроде и все. Мне безумно понравился карнавал. Рядом со мной сидел пожилой немец, который признался, что он приезжает на карнавал уже десятый раз. !!! И вы знаете, я его понимаю. Это того стоит!
В конце февраля, в самый разгар лета, в Бразилии проходит одно из самых красочных и весёлых действий на планете - Карнавал!
Ежегодный карнавал Бразилии (а не только Рио), проходит за сорок дней до празднования Пасхи, официально стартуя в пятницу перед Пепельной средой, и проходит не только в Рио де Жанейро, но и в городах Сан Паулу, Сальвадоре, Ресифи, Порто Сегуро.
Слово "карнавал", происходит от словосочетания "carnelevare" (отстранение от мяса), что на португальском звучит как "carnival" и означает, что в пост, католики и другие христиане традиционно воздерживались от потребления мяса, а фестиваль как раз и представлял собой празднование последних сытных дней перед Великим постом. Хотя все-таки, подлинная история карнавала теряется среди древнегреческих Вакханалий и римских Сатурналий.
Первый бразильский карнавал в Рио де Жанейро впервые прошел в 1641-м году, когда буржуазия города привезла с собой из Парижа практические знания проведения балов и маскарадов. Изначально форма проведения фестиваля была чисто европейской, но затем в нее были добавлены элементы африканской культуры и культуры американских индейцев. Так в 1723 году, прибывшие с Азорских островов и островов Зелёного Мыса португальские переселенцы привезли с собой обычай "entrudo" - праздника перед Великим постом, когда принято было веселиться, поливая друг друга водой, посыпая мукой и мелом, фасолью и кукурузой, а также кидаться бомбочками, яйцами и другими, порой небезобидными, предметами.
Горожане часто жаловались на участников "entrudo", и праздник королевским указом был запрещён и постепенно переместившись в дома и салоны знати.
Но простой народ тоже не собирался отказываться от праздника. Параллельно возникает альтернативный вид карнавала - "cordões" - колонны, состоящие только из мужчин. Мачо танцевали под бразильско-африканскую музыку и вели себя весьма буйно. А в 1852 году сапожник Жозе Ногейра де Азеведо Паредес, собрав друзей и ударные инструменты, вышел на улицы города в дни карнавала с песнями и танцами, что добавило популярности уличному карнавалу. И сейчас "зе-перейра" - группа разнокалиберных барабанов - непременный атрибут праздника.
В 1870-х годах в Рио в поисках работы прибыло множество чернокожих - бывших рабов с кофейных плантаций. Вместе с африканской культурой они привнесли в карнавал "ranchos" - карнавальные группы, объединённые общей темой. В этих группах участвовали как мужчины, так и женщины. "Ranchos" существовали не только в дни карнавала, они действовали круглогодично и являлись своего рода "общественными клубами" и прообразами современных "школ самбы".
В 1889 году первая женщина-композитор Бразилии Чикинья Гонзага по заказу одной из "ranchos" сочинила песню "O Abre Alas" (Посторонитесь, я хочу пройти). Это была первая "marcha" (песня-марш), написанная специально для карнавала, её жизнерадостный ритм должен был организовывать движение танцующих. А в начале ХХ века на карнавал пришла первая самба - самая знаменитая афро-бразильская музыка, зажигательные ритмы которой звучат в Бразилии (и не только) круглый год. Так изменялся карнавал, постепенно приобретая исконно бразильские черты.
В 1907 году в Рио открылась Авенида Сентраль, и основное действие карнавала переместилось туда. Тогда же появились и "корсо" - кортежи разукрашенных автомобилей, с которых развесёлые молодые люди осыпали зрителей конфетти и серпантином. В 20-30-х годах ХХ века каждый уважающий себя автовладелец стремился предоставить своё авто для "корсо".
Все эти колонны и группы явились источником возникновения "школ самбы" - основных действующих процессий современного бразильского карнавала. Первая из них - "Deixa Falar" - была основана в 1928 году в квартале Эстасио, а в 1932 году уже состоялся первый парад школ самбы, правда, пока неофициальный. Однако уже в 1935 году на площади Одиннадцатого Июня прошёл первый официальный карнавальный парад. С тех пор место проведения карнавала менялось несколько раз, пока в 1984 году на проспекте Маркиза Сапукаи по проекту выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейры не был построен Самбадром. Это уникальное трёхэтажное сооружение имеет длину в 700 метров, ширину - 13 метров, а трибуны его вмещают более 70 тысяч человек.
В наши дни, официально карнавал начинается в пятницу и заканчивается в среду ("пепельную среду"), хотя народные гуляния начинаются намного раньше. Торжественно открытие карнавала происходит в момент передачи мэром Рио де Жанейро ключей от города "хозяину" праздника - королю Момо, который избирается из самых толстых мужчин и должен весить не менее 110 кг. До вторника король Момо становится полновластным повелителем города на 4 дня и имеет право издавать и отменять законы. Впрочем, этим он не злоупотребляет, так как у него есть более приятные обязанности - король должен посетить порядка 200 балов и конкурсов и неизменно присутствовать на Самбадроме, причём на всех мероприятиях король должен танцевать и веселиться.
Апофеозом карнавала является парад "школ самбы". Три ночи подряд перед неистовствующей от восторга публикой проходят вереницы фантастически оформленных платформ с непрерывно танцующими знойными красавицами, чьи наряды состоят лишь из перьев и блёсток. Их многотысячная свита, одетая в потрясающие костюмы, рассыпает фейерверки, гремят барабаны, кричат "группы поддержки", и всё это непрерывно танцует самбу, самбу, самбу!!!
На самбадроме происходят, конечно же, главные события карнавала, но этим он не исчерпывается. По всему городу проходят костюмированные балы и вечеринки, наиболее известные из которых - волшебный бал в отеле Copacabana Palace, куда съезжаются знаменитости со всего мира и официальный конкурс костюмов в отеле Gloria.
В пятницу, в день открытия, проходит также парад детских школ самбы, которые организованы по принципу взрослых. И вообще, во время бразильского карнавала самбадромом становится любое место, где есть музыка. Можно сказать, что вся Бразилия превращается в сплошной самбадром!
Накал страстей на карнавале таков, что власти ежегодно бесплатно раздают более 10 миллионов презервативов. Католическая церковь, хотя и не считает карнавал богоугодным делом, проведению его никоим образом не препятствует, и даже проводит в эти дни многотысячные мессы на стадионах.
Места на самбадроме бывают разных категорий. Самые лучшие - в 9-м, "туристическом", секторе. Цена билетов от 1 500 долларов. Здесь прекрасный обзор, столики, пронумерованные места, напитки и еда без ограничения, повышенный уровень безопасности и необходимая инфраструктура - от баров до медпунктов и регулярного трансфера. Услуги отнюдь не лишние - праздник длится всю ночь до 6 утра, редкие такси возят по двойному тарифу, а количество криминала в дни карнавала возрастает в разы.
Учитывать мужчинам нужно и то, что не все местные красотки, которые воспылают к вам страстной любовью, будут иметь в виду именно вашу персону, а не кошелёк, фотоаппарат, телефон и другие ценности.
На самбадром можно также купить места в открытых ложах - от 50 долларов, но они продаются "комплектом" по 12 штук (вся ложа). Бесплатные же места занимаются местным населением сильно заранее и характеризуются полным отсутствием удобств, теснотой и опасностью лишиться ценных вещей.
Впрочем, есть великолепная возможность "прочувствовать" карнавал, что называется, на своей шкуре. За 500–600 долларов можно купить костюм одной из школ и пройти 700 метров в карнавальной колонне, отплясывая самбу. При этом уметь танцевать самбу совсем не обязательно: говорят, что, попав в процессию, тело само начинает двигаться в нужном ритме.
Бронировать гостиницы и места на самбадром нужно намного заранее, так как во время карнавала цены возрастают в разы.
Бразилия… Первая же ассоциация, возникающая при этом слове, - феерический карнавал в Рио-де-Жанейро, и только потом вспоминаются загадочная Амазония, дикие индейцы и прочие чудеса далёкой южноамериканской страны. Уже почти полвека карнавал в Рио - самый известный в мире. Именно он задаёт тон карнавалам в Европе и Америке. Даже в Скандинавии развиваются местные школы самбы, хотя климат здесь мало способствует появлению на улицах полуобнажённых танцоров.
В своём современном виде Бразильский карнавал сложился совсем недавно, в первой половине XX в. Отдельные компоненты празднества через европейские корни восходят к почтенной древности. Это касается прежде всего даты его проведения. Привязанный к лунному календарю, Пасхе и Великому посту, Бразильский карнавал (как и русская Масленица) - праздник передвижной, он приходится на конец февраля или начало марта.
В Бразилию карнавал прибыл на португальских каравеллах, как и многие иные культурные формы. То был португальский карнавал Энтруду, название которого происходит от латинского introitus, что значит «начало» (речь идёт о начале Великого поста). Энтруду разительно отличался от изысканных итальянских карнавалов эпохи Возрождения: три дня кряду плебеи и аристократы выходили на улицы, где осыпали первого встречного мукой да сажей, обливали водой, а то и помоями. Все - испачканные, мокрые, вонючие - получали от этих немудрёных забав неизъяснимое наслаждение. Именно в такой форме Энтруду и распространился в Бразилии. Правда, позднее вместо помоев начали использовать «душистый лимон» - восковой муляж лимона или апельсина, наполненный ароматизированной водой.
Обычай пачкать друг друга чем попало ныне ушёл в прошлое, но сохранилось то, что составляет суть любого карнавала, - уравнивание всех слоёв общества в праздничном действе. Особенно важно это было для колониального общества, разделенного помимо имущественных и классовых расовыми и рабовладельческим барьерами. Словом, Энтруду стал подобием римских сатурналий, когда рабы получали возможность хоть на короткое время почувствовать себя свободными и равноправными людьми. Так карнавал, объединяя-общество, выступал отдалённым прообразом будущей нации. Другим прародителем карнавала являлись торжественные процессии, устраиваемые в Европе но любому важному поводу. Жители американских колоний в полной мере унаследовали их традиции, но. самоутверждаясь, старались перещеголять метрополию в пышности шествий. Кстати, некоторые историки возводят истоки Бразильского карнавала к 1641 г., когда по случаю восстановления суверенитета португальской короны и восшествия на престол короля Жоана IV в Рио-де-Жанейро устроили грандиозное празднество, продлившееся целую неделю.
Официально Бразильский карнавал длится четыре дня, однако в отличие от Энтруду фактически круглый год. С месяц после завершения карнавала все только и живут воспоминаниями о нём, а потом быстро наступает время подготовки к следующему, и это вновь выводит людей из реального времени и пространства в сакральный космос праздника. Вот и получается, что для любого бразильца, участника карнавальных объединений, мир карнавала оказывается куда более реальным и значимым, нежели окружающая действительность.
Из европейской традиции торжественных процессий будущий Бразильский карнавал заимствовал пышные одеяния (на их изготовление участники не жалеют ни денег, ни времени) и карнавальные повозки, именуемые на латыни carrus navalis («повозка-корабль»), а на испанском или португальском просто «карроса».
Нынешний Бразильский карнавал немыслим без карнавальных объединений - добровольных сообществ (иногда численностью до нескольких тысяч человек), представленных на шествиях отдельными процессиями с собственными карросами. Подобного рода объединения известны с начала XX в. В то время они возникали только накануне карнавала, когда жители улицы или квартала совместно готовились к празднику.
Костюмы, сценарий, репертуар, оформление и каррос — все это результат длительной подготовки, плод коллективного творчества людей, входящих в карнавальное объеденение
Непосредственными предшественниками карнавальных объединений являлись африканские театрализованные шествия с музыкой, пением и танцами, восходящие к языческим ритуалам - кордойс и раншус. Среди обязательных персонажей этого действа были король, шуты, индейцы, покойники, черти и учитель - дирижёр и «командующий парадом», которому все беспрекословно подчинялись. А впереди шла «знаменосица», женщина с разукрашенным флагом группы. Будущие школы самбы немало унаследовали от кордойс и раншус, и в первую очередь железную дисциплину шествия.
Но главный вклад африканских шествий в формирование Бразильского карнавала заключается не в театрализации, не в распределении ролей и даже не в организации - они привнесли в карнавал то, что определило его своеобычный облик - афроамериканскую культурную традицию. Европеец но происхождению, карнавал стал подлинно бразильским, лишь когда вобрал в себя живительную струю африканской крови, а именно в 20-х гг. прошлого века - с тех пор, как возникли так называемые школы самбы. Это и есть время рождения Бразильского карнавала.
Африканское слово «самба», связанное с языческим культом богинь плодородия, когда-то означало ритуальные телодвижения: танцоры касались друг друга животами, имитируя любовный акт. Постепенно эти движения утратили ритуально-магический смысл и превратились просто в элементы чувственного танца. В колониальные времена он был запрещён Римско-католической церковью. Но запрещён не обязательно забыт. В XX в. самба в преображённом виде вылилась в популярнейший жанр городского фольклора. Чернокожие и мулаты создавали музыкально-танцевальные коллективы - школы самбы и по примеру кордойс и раншус устраивали маскарадно-танцевальные шествия накануне Великого поста, год от году всё более красочные и пышные. В отличие от прежних карнавальных объединений школы самбы не распадались сразу после карнавала, а работали весь год, обучая искусству танца.
К концу 20-х гг. в Рио сложилось уже около десятка школ самбы, и в 1930 г. среди них прошёл первый конкурс, ставший основой основ сегодняшнего карнавала. Собственно, его сюжет не представляет собой состязание карнавальных объединений, и этот момент соревновательности придаёт праздничному действу интригу и азарт, сопоставимый с футбольными страстям.
Самбодром очень прост в своих архитектурных формах. Он включает в себя две огромные длинные трибуны и проход между ними (13,5 метров). Одна трибуна оборудована простыми скамейками, другая — комфортабельными местами. Несмотря на то что самбодром способен одновременно принять 62 тыс. человек, он всё равно не может вместить всех желающих. Ныне в Рио возводят огромный комплекс площадью почти 100 тыс. квадратных метров. Его уже окрестили Самба-Сити. К сентябрю 2005 г. Самба-Сити откроет двери для 14 лучших школ самбы. Здесь весь год будет идти подготовка к карнавалу, а в конце каждой недели — шоу, своеобразные отчёты о проделанной работе. И Бразильский карнавал можно будет увидеть в любое время года.
Первое время карнавальные шествия в Рио проходили в центре города. А потом количество участников так возросло, что им стало тесно на узких улочках старого Рио. И в 50-х гг. прошлого века процессию пустили по главному столичному проспекту Рио-Бранко. Когда же и проспект перестал вмещать толпы народа, знаменитый бразильский архитектор Оскар Нимейер слроектировал для проведения карнавалов специальный стадион длиной 700 м. Его открыли в 1984 назвав самбодромом.
У карнавала в Рио два лица. Одно обращено к судейской ложе на самбодроме, друг повернуто к городским улицам. Всё, что связано с состязанием школ самбы, отличается почти военной
регламентацией. Детальная программа карнавала расписывается и утверждается задолго до его начала; каждой школе самбы выделяется в дефиле своё время; процессия подлежит строгому хронометражу. И не дай бог задержаться перед судейской ложей - потеряешь шансы на победу.
Строгим построением отличается и дефиле каждой школы которая выводит на самбодром больше тысячи человек. Впереди несут транспарант со словами «абри алас» («распахни крылья»): так школа самбы приветствует публику; затем в одинаковых костюмах идёт «директорат» школы, за ним следуют «пастушки» - шеренги девушек, выполняющих гимнастические упражнения; потом гордо вышагивает «знаменосица» во главе «академии»- танцевального «ядра» школы; далее движутся мужской хор, музыкальней ансамбль и основная часть колонны - богато изукрашенные карросы вперемешку с алас (крыльями), хореографическими группами, непрерывно танцующими самбу.
Самые важные фигуры на карнавале: королева карнавала (в тече ни е года ее отбирают среди тысяч претенденток в серии жёстких конкурсов красот ы), ее муж король Момо, обжора и распутник (его выбирают на основе совсем иных кри териев: возраст - от 18 до 50, вес — не менее 110 кг), и Маландро — шут, бродяга, отщепе нец, острослов и бала гур, осмеивающий всё и вся. Именно в этом персонаже, по свое й природе противостоя щем всякой регламентации, и сосредоточен подлинный дух Браз ильского каранавала. К ороль Момо ещё в 40-х гг. был куклой. И лишь в 50-х в образе Мо мо стал выступать человек. Полноправным участником карнавала он был признан только в 1967 г.
Настоящий карнавал разворачивается всё же не на самбодроме, а на улицах Рио-де-Жанейро и других бразильских городов. Водном лишь Рио насчитывается более 150 карнавальных объединений, которые на праздничных улицах веселятся напропалую день и ночь. В отличие от официальных школ самбы они не признают правил и готовы принять в свои ряды первого встречного. А во время карнавала только больные да немощные остаются дома. На улицы выходят все, нарядившись кто во что горазд: мужчины - в женские платья, бедняки - в роскошные одеяния (на них целый год копят деньги), а богачи, бывает, - в лохмотья. Звуки музыки, грохот барабанов, толпы пляшущих, - всё это заряжает энергией, гипнотизирует, вводит в особого рода состояние близкое к шаманскому трансу.
Корабль — древний символ, уходящий корнями в глубины тысячелетий. Это и священная ладья, посредник меж ду мирами подземным, земным и небесным, и святилище, и театр. В христианской традиции корабль ассоциируется с Ноевым ковчегом, «зданием» Церкви, идеей бытия — бурного моря, по которому носится кор аблик человеческой жизни… В Латинской Америке старый символ приобрёл новые значения. Это корабль ме чты ус тремлённый к некогда возвещённому, но так и не обретённому в Америке земному раю — ведь именно здес ь, по ту сторону Атлантики, Колумб обнаружил его преддверие, и именно у берегов Бразилии Томас Мор помест ил остров Утопия. Кроме того, по мнению ряда исследователей, carrus navalis символизирует движение браз иль ской нации к познанию собственной культурной сущности. Тем самым карнавал превращается в своего рода праздничный ритуал самосотворения и самоутверждения нации. Ведь неслучайно девиз карнавала 1999 г. г л а сил: «Бразилия, яви свой лик на великом театре бразильского мира», а в 2000 г., когда страна помимо милени ума праздновала 500-летие своего открытия, на карросах как бы сотворилась история Бразилии.
Что же, может быть и впрямь карнавал сродни всеобщему помешательству? Со стороны выглядит именно так. Но стоит вовлечься в стихию карнавала, как понимаешь другое, это коллективная отдушина, куда выплескиваются накопившиеся за год стрессы, это подлинное единение, которое сметает все социальные барьеры, и люди ощущают себя здесь единым национальным механизмом. И тогда карнавал в Рио предстает в ином свете- как путь коллективного спасения.
Карнавал в Рио-де-Жанейро - традиционный костюмированный музыкальный конкурс между школами самбы города Рио-де-Жанейро. Начинается выступление традиционно в пятницу ночью и заканчивается во вторник утром. Школы-победители, выбранные жюри, проходят в Параде чемпионов в субботу, завершая праздничную неделю.Карнавал в Рио-де-Жанейро - традиционный костюмированный музыкальный конкурс между школами самбы города Рио-де-Жанейро. Начинается выступление традиционно в пятницу ночью и заканчивается во вторник утром. Школы-победители, выбранные жюри, проходят в Параде чемпионов в субботу, завершая праздничную неделю.
В первые две ночи выступают школы начального уровня, поэтому, стоимость билетов ниже. В два последующих дня на улицу карнавала - Самбодром, выходят школы высшей лиги, поэтому и билеты дороже. Начинается выступление в 21 час и заканчивается ближе к 5-6 часам утра.
Одни зрители приезжают к началу шоу и сидят до конца выступлений. Другие - смотрят 2-3 школы и едут спать. Сколько готовы смотреть - дело ваше. Билет действует на одну ночь вне зависимости от времени приезда или ухода с мероприятия. Кстати, сам Самбодром открывается до выступлений уже в 17 часов.
Внутри трибун для зрителей продают напитки и закуски, работают бесплатные туалеты. В VIP-зоне - накрыты столы со спиртными и прохладительными напитками, шведским столом закусок.
Все карнавальные выступления яркие и запоминающиеся. Трудно сказать кто лучше, а кто хуже, так как участники школ - мастера своего дела. Чтобы получить представление о Карнавале, достаточно одного дня, особенно, если попадете на Парад чемпионов.
Подробно что такое Карнавал и что такое Уличные карнавалы, интересные факты, особенности и историю возниктновения вы узнаете на экскурсиях с профессиональным русским гидом.
Расписание карнавальных шествий на Самбодроме
Год | Дешевле | Дороже | Дешевле | |||
Группа А
(день 1 - начало) | Группа А
(день 2) | Спец-группа
(день 3) | Спец-группа
(день 4) | Парад чемпионов (день 5 - окончание) |
||
ПТ | СБ | ВС | ПН | СБ | ||
2017 | 24 февраля | 25 февраля | 26 февраля | 27 февраля | 4 марта | |
2018 | 9 февраля | 10 февраля | 11 февраля | 12 февраля | 17 февраля | |
2019 | 1 марта | 2 марта | 3 марта | 4 марта | 9 марта | |
2020 | 21 февраля | 22 февраля | 23 февраля | 24 февраля | 29 февраля | |
2021 | 12 февраля | 13 февраля | 14 февраля | 15 февраля | 20 февраля | |
2022 | 25 февраля | 26 февраля | 27 февраля | 28 февраля | 5 марта | |
2023 | 17 февраля | 18 февраля | 19 февраля | 20 февраля | 25 февраля |
Обратите внимание, что есть 5 дней карнавальных шествий. В группу А, обычно, входят школы самбы, которые заняли не лучшие места на прошлом карнавале. В специальную группу входят лучшие школы самбы Рио-де-Жанейро. И, на Параде чемпионов выступают повторно чемпионы уже нового сезона.
Важная информация
Дети
Не существует минимального возраста для посещения Карнавала. Однако, все посетители возрастом меньше 18 лет должны быть в сопровождении ответственных лиц и иметь при себе документы удостоверяющие личность и документы об ответственности за ребенка.
Еда на трибунах
Разрешается проносить не более 1 пластиковой бутылки напитка объемом не более 0,5 литра и до 2 продуктов (фрукты, бутерброды, сандвичи...). В вип-ложах уже есть накрытые столы с фруктами и напитками. На Самбодроме продаются различные напитки и закуски.
Вместимость
Самбодром вмещает порядка 75000 зрителей. Так называемый Сектор ЗЕРО - бесплатный (трибуны для бедных). Располагается на Проспекте Президента Варгаса (Avenida Presidente Vargas) - порядка 3000 человек.
Открытие
Самбодром открывается примерно в 17:00 каждый день проведения Карнавала, однако, само представление начинается только в 21:00. Карнавальные выступления идут до 5:00. Стоит заметить, что приехать на Самбодром с билетами можно в любое время с 17:00 до 5:00.
Длительность представления
Карнавальные шествия проходят 5 дней с 21:00 до 5:00. За ночь выступает несколько школ самбы Рио-де-Жанейро. Не обязательно сидеть и смотреть все школы от начала и до конца - все на ваше усмотрение. Некоторые туристы приезжают специально ко времени выступления опледеленной школы.
Главный вопрос - Безопасность в городе и на Самбодроме
Во время карнавала в Рио съезжаются миллионы туристов со всего мира. Улицы заполнены тысячами празднующих и пьющих людей, поэтому, такая ситуация приводит к повышению напряжённости на улицах города. Международные СМИ любят, особенно в период проведения Карнавала, поговорить о преступности, которая и вне карнавала находится на том же уровне и обострение этой темы считаю некоторым преувеличением, направленным на повышение бдительности туристов. Большие скопления людей в любой стране могут служить хорошей площадкой для мелкого мошенничества, которого здесь тоже хватает.
На Самбодроме обеспечивают порядок около 3000 человек, среди которых городские полицейские и специальные агенты. Вход на Самбодром строго по билетам через турникеты с рамками поиска опасных предметов. Самый продаваемый сектор для туристов - это Сектор 9 , т.к. места в этом секторе пронумерованы, к тому же здесь расположены места для городской администрации и работников правительства штата.
Размещение и проживание во время Карнавала
Вторая проблема с которой вы можете столкнуться - отсутствие свободных отелей. Во время карнавала из-за притока туристов возникает острая нехватка мест в гостиницах и рост цен на жильё. Цены на проживание поднимаются примерно в 3 раза от внесезонных. Многие горожане просто уезжают на время карнавала из города, чтобы спокойно провести время с семьёй. Некоторые из них сдают свое жилье на период этого многолюдного мероприятия.
Как добраться до Самбодрома
Автобусы
Из Южной зоны города, где обычно останавливаются туристы, можно сесть в любой автобус, который идет в центр города и проходит Центральный вокзал. Недалеко от вокзала и находится Самбодром в пешей доступности.
Такси
Из любой точки города можно добраться до места проведения Карнавала на городском такси. При посадке сказать - Sambódromo [самбо́дрому] (ударение на второе О).
Метро
На метро необходимо доехать до станции Cantral [сэнтра́у] и пройти до Самбодрома по направления от центра по проспекту Avenida Presidente Vargas.
Трансфер
Заказывая трансфер вы попадаете в нужный сектор Самбодрома без каких-либо трудностей. Этот способ самый надежный и безопасный. Трансфер, обычно, делается на Самбодром и обратно в любое время. Транспорт ждет туристов в оговоренном месте и в любое время может вернуть туристов обратно в отель.Соответственно, оплачивается вся ночь вне зависимости от времени использования транспорта, если это индивидуальная услуга.
Какие места выбрать на Самбодроме
Видео YouTube: Самбодром в Рио-де-Жанейро
Общие открытые трибуны без защиты от дождя. Места не пронумерованы (кроме 9 сектора). Вид на представление сверху.
Фото 6827. Большие трибуны - Arquibancada
Места без защиты от дождя. Места пронумерованы. Вид на представление с уровня выступающих чуть издали. Места в конце представления.
Фото 6828. Индивидуальные сиденья у 11 и 12 сектора - Cadeiras Individuais
Места без защиты от дождя. Пронумерованы. Вид с уровня выступающих вблизи выступления. В зависимости от расположения захватывается начало, середина или конец представления.
Фото 6829. Индивидуальные сиденья вблизи представления - Frisa
Места с защитой от дождя. Места пронумерованы. Вид снизу - с уровня выступающих чуть издали. В зависимости от расположения захватывается начало, середина или конец представления.
Фото 6830. Крытые индивидуальные сиденья - Frasa Coberta
Ложе - Camarote
Места с защитой от дождя с кондиционерами. Вид чуть издали сверху, с уровня середины платформ с участниками. В зависимости от расположения захватывается начало, середина или конец представления.