THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Андронова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Гаврилово Посадский детский сад №1 Ивановской области
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в средней группе «Времена года». Это занятие будет полезно воспитателям детских садов.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. «Времена года»

Цель:
Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Закрепить знания детей о временах года.
Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Знакомство со свойствами снега.
Расширить словарный запас детей: «Снегопад», «Снежинки», «Ажурные».

Оборудование:
Пакет с картинкой снеговика, открытка, снежинки, сделанные из бумаги, снег на тарелке, картина, вата, клей, снежки, сделанные из ниток, аудиозаписи: «Времена года» П.И.Чайковского, польская народная мелодия «Снежинки», Филиппенко «Игра в снежки».
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений о зиме И.Сурикова, М.Познанской, разучивание игр «Снежинки», «Снежки». Беседа «Игры и забавы зимой». Наблюдение в природе.
Ход занятия
Приветствие:
Ребята, вы мне протяните свои ладошки, а я вам передам свое тепло ладошек, а вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук?
- Ой, ребята, я сегодня нашла утром странный пакет. От кого он?
Тут лежит открытка (читаю).
« Меня, не растили, из снега слепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки».
- Кто же это?
- Правильно, снеговик. Хотите угадать, что в пакете? Слушайте загадку:
«Что, же звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке»
- О каких же звездочках идет речь?

Правильно, о снежинках. Здесь много снежинок.
- Давайте протянем свои ладошки вперёд, и на них упадут снежинки.
- Расскажи, Никита, какая у тебя снежинка? (белая, легкая)
- А еще, ребята, снежинка ажурная, пушистая.
- А давайте мы с вами тоже превратимся в снежинок.
Игра: «Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь, мы танцуем день и ночь, встанем вместе мы в кружок, получается снежок»
- Ребята, посмотрите, у нас теперь везде снег на полу и даже на столе
(настоящий снег лежит на большом блюде). Подойдите к столу. Какой снег? (холодный)
- Давайте его оставим на столе, а потом посмотрим что, же с ним станет.
- В пакете лежит большая снежинка, а на ней загадка.
«На всех садится, ни кого не боится». Про что эта загадка?
- Правильно, это снег, снег ни кого не боится. Его ни кто не может остановить, он ложится, куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на деревья, дома, дороги, людей)
- А когда снег падает, кто знает, как это называется? (снегопад)
- А в какое время года идет снег? (зимой)
- Расскажите стихотворения о снеге (чтение стихотворений).
- А еще мы знаем с вами стихотворение о снеге. Мы его не только расскажем, но и покажем.
Физкультминутка:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
- А теперь давайте посмотрим, что же стало с нашим снегом? (растаял).
- А почему? (потому, что у нас в комнате тепло, а снег в тепле превращается в воду).
Посмотрим, какая вода в блюде? (грязная)
Вывод: оказывается, белый, пушистый, чистый, как нам казалось, снег превратился в грязную воду.
- Как вы думаете, можно снег есть? (нет конечно же)
- А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)
- Послушайте стихотворение про ворону, которая ела снег
Ворона снег поела,
И ангиной заболела,
Хочет крикнуть, да не как,
Снег не надо есть – вот так.
- Дети, смотрите, а в пакете еще что-то лежит. Это картина. Что вы видите на ней? (деревья, дом, облака). Почему же нам её прислал снеговик? Может чего то не хватает? (снега)
- А из чего мы с вами сделаем снег? (из ваты)
- Музыканты тоже могут изображать зиму с помощью звуков.
- Мы сейчас с вами будем работать под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Снег падает из тучки, ложится на дома, деревья, на землю (показ воспитателя).
Дети, вместе с воспитателем, наклеивают вату.
- Дети, вам нравится? Мы её оставим у себя в группе.
- А теперь, посмотрите, в пакете есть еще что-то (снежки).
- Вы любите играть в снежки?
- А во что еще можно играть зимой?
- Давайте поиграем в снежки.
Проводится игра со снежками.
- Молодцы! А сейчас мы с вами соберемся на прогулку и там поиграем настоящими снежками.

Программное содержание:

Выявить уровень знаний детей;

Развивать связную речь детей;

Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;

Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;

Развивать фонематический слух детей;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Конверт с письмом, сундук,

билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.

Вхождение в день.
« Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»2. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.

Один, два, три, четыре, пять.

Бер, ике, өч, дүрт, биш. –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг»

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы получите ключ, с помощью которого в конце путешествия вы сможете открыть сундук, в котором волшебный элексир и сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.

станция «Веселая бабочка»

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?

Дети: - Бабочка!

Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)

Воспитатель: - А вот и ключик, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

2 станция «Назови ласково»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик

РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите ключик. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»

Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.

3 станция «Подскажи словечко»

На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –

Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики

Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки

Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил

Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,

Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, ... (телефон)

Воспитатель: - Отлично справились с заданием!

4 станция «Каким цветом?»

Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «цветного кубика». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите ключик.

Звучит мелодия, путешествие продолжается.

5станция «Узнай, что звучит»

Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Воспитатель:- Молодцы! Вот ключ, продолжаем наш путь.

Конечная станция «Волшебный лес»

Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Давайте нашими ключами попробуем открыть сундук.и полем дерево волшебным элексиром. Посмотрите, рядом с деревом лежат листочки, может мы сами попробуем прикрипить их, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.

Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.

Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает медаль).

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.

Программные задачи:

— формировать диалогическую речь детей и умение сохранять последовательность сюжета при пересказе сказки, передавать в мимике, жестах, движениях особенности персонажей, совместно с педагогом придумывать своё окончание сказки;

— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки; .

Материал и оборудование: театральная ширма, кукла бибабо царевна Несмеяна, театр на магнитах «Колобок», «волшебная палочка», аудиозапись весёлой музыки, 3 колпака, 3 жилета (элементы костюмов скоморохов).

Предварительная работа: , рассматривание иллюстраций к сказкам, сказок, проведение игры «Угадай, кто я».

Ход занятия

Теперь моё настроение стало ещё лучше! Послушайте, по-моему, кто-то плачет. (Прислушиваются - слышен плач.)

За театральной ширмой находится кукла бибабо царевна Несмеяна. Воспитатель надевает её на руку и ведёт «диалог».

Царевна Несмеяна. Здравствуйте. Я - царевна Несмеяна. Я целыми днями плачу, мне очень грустно и скучно. Помогите мне, пожалуйста.

В. Ребята, поможем развеселить царевну? Давайте потешки ей расскажем!

Дети по очереди рассказывают знакомые потешки и показывают действия по тексту с помощью мимики, жестов, движений. Например:

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

(Ребёнок шагает, плавно покачиваясь из стороны в сторону. Указательные пальцы держит возле головы - «бодается».)

Козлик ножками стучит,

(Останавливается, топает.)

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е-е!»

Царевна плачет.

В. Несмеяночка, хочешь мы тебе сказку расскажем? Только сначала проверим, всё ли в ней правильно.

Игровое задание «Исправь сказку»

На магнитной доске расположены герои сказки «Колобок», последовательность появления героев нарушена. Воспитатель предлагает одному из детей её восстановить, а затем взять на себя какую-нибудь роль. Для воспроизведения отрывка из сказки приглашается ещё один ребёнок. Герои ведут диалог. Например, диалог старика и старухи или колобка и зайца и т.п.

Царевна Несмеяна. Какая грустная сказка… (плачет).

В. Давайте, ребята, хорошее окончание этой сказки придумаем!

Игровое задание «Сочини сказку»

Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к совместному придумыванию положительного окончания сказки (лиса подружилась с колобком; лиса проводила колобка домой к старику и старухе; колобок перехитрил лису и убежал и т.п.).

Царевна плачет.

В. Ох, Несмеяна, как же нам тебе помочь? Может, игра тебя развеселит?

Царевна Несмеяна. Ну, давайте поиграем.

Воспитатель, управляя куклой, выполняет движения вместе с детьми.

Физкультминутка

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы - зайчики.

(Приседают, держа ладошки перед собой.)

Поднимитесь, руки вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

(Встают, ладошки над головой, шевелят пальцами рук.)

Крадёмся тихо на носочках -

Так лисы бродят по лесочку.

(Имитируют движения лисы.)

Волк озирается кругом -

И мы головки повернём.

(Имитируют движения волка.)

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел поесть он мёда,

А где достать не знал.

(Имитируют движения медведя.)

Теперь садимся тише, тише, -

Притихнем, словно в норках мыши.

(Садятся на стульчики.)

Царевна плачет.

В. А загадки, Несмеяна, ты любишь? Попробуй, отгадай, в каких сказочных героев превратились наши ребята.

Игровое задание «Волшебные превращения»

В. Я взмахну волшебной палочкой, вы три раза повернитесь, три раза хлопните, три раза топните, закройте глаза и представьте себя героем знакомой вам сказки. (Дети выполняют движения, открывают глаза.) До кого из вас я палочкой дотронусь, тот и будет рассказывать о сказочном герое, в которого превратился, не называя его. Остальные отгадывают.

Воспитатель дотрагивается «волшебной палочкой» до себя и описывает своего героя, например: «Я - маленький мальчик. Живу в сказочном городе. У меня много друзей-коротышек. Всегда ношу голубую шляпу». (Незнайка.) Далее воспитатель дотрагивается палочкой до кого-нибудь из детей, и они выполняют задание.

Царевна плачет.

В. Ну, тогда последнее средство. Эй, скоморохи, выходите и царевну рассмешите!

Выходят трое скоморохов.

1-й скоморох.

Мы, ребята-молодцы,

Озорные удальцы.

2-й скоморох.

Наряд наш пёстрый,

Колпак наш острый.

3-й скоморох.

Наши шутки и смех

Веселят всех!

Звучит весёлая музыка. Скоморохи танцуют. Дети хлопают. Царевна смеётся.

В. Ну, вот, и себя развеселили, и царевну рассмешили! Молодцы! А теперь, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. Но пожелания у нас будут необычные: вы их выскажете от имени любимого сказочного героя или героя мультфильма. Например, мой любимый герой - кот Леопольд. Вам он знаком? (Да.) Я, кот Леопольд, желаю всем жить дружно.

Дети называют героя и говорят пожелания.

Царевна Несмеяна. А я, царевна Несмеяна, желаю вам хорошего настроения! До свидания!

Дети прощаются с царевной Несмеяной.

В. Ребята, сегодня вы все очень старались, были талантливыми, добрыми, дружными! Сделали хорошее дело - развеселили царевну Несмеяну. Молодцы!

Интегрированное занятие в средней группе подготовила Н. Полякова

Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.

Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.

Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.

Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников

Общие черты и основные отличия

Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:

  • построение вокруг определённой тематики;
  • наличие межпредметных связей;
  • разнонаправленность действий;
  • сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).

Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.

Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.

Цели и задачи

Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.

Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:

  • образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
  • развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
  • воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.

Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей

Приёмы

Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
    • комментирование действий,
    • игровые методы.
  • Активизация:
    • беседа,
    • отгадывание загадок или ребусов,
    • постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
    • анализ деятельности и выводы.
  • Организация практической деятельности детей:
    • показ картинок,
    • прослушивание аудиозаписей,
    • самостоятельное выполнение заданий детьми.
  • Поддержание интереса:
    • предложение выбора,
    • физкультминутка,
    • музыкальное сопровождение,
    • чередование видов деятельности.
  • Приёмы оценки:
    • похвала,
    • совместное обсуждение результатов занятия,
    • взаимопомощь детей.

На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность

Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе

Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:

  1. Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
  2. Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
  3. Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.

Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.

Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.

Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме

В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.

Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам

Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:

  • В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
  • Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
  • На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
  • Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.

На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности

Временной план и структура занятия

Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.

Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:

  1. Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
  2. Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
  3. Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
  4. Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
  5. Подведение итогов (3–5 минут).

Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу

Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:

  1. Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
  2. Чтение сказки про время года (5–7 минут).
  3. Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
  4. Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).

Конспект занятия

В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:

  • цели занятия;
  • задачи;
  • необходимые материалы;
  • ход занятия.

Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:

  1. Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
  2. Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
  3. Заключительная - подводится итог деятельности.

Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:

  • организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
  • заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
  • сообщение цели занятия.

Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.

Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.

Итоговая часть (3–5 минут) включает:

  • обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
  • оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
  • создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
  • переход к другой деятельности.

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе

Название «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать.
Задачи
  • Развивающие:
    • развить умение использования выразительных средств: интонации, мимики, жестов;
    • развить воображение.
  • Образовательные:
    • расширить словарный запас;
    • закрепить знания об интонациях.
  • Воспитательные:
    • научить детей быть отзывчивыми;
    • воспитать чувство сопереживания;
    • привить навыки межличностного общения.
Необходимые материалы
  • Аудиозаписи;
  • обои и фломастеры;
  • картинка цветка с двумя эмоциями (грусть и радость), изображёнными на разных сторонах;
  • игрушки;
  • карточки с изображением различных эмоций (радость, злость, спокойствие и др.).
Ход занятия Воспитатель здоровается с ребятами:
  • Здравствуйте, детишки,
    Девчонки и мальчики.
    Какие все красивые,
    Умные и сильные!
    Ну-ка, сядьте все в кружок,
    На зелёный наш лужок.
    На соседей поглядите,
    С ними вы поговорите.
    Кто же здесь хорошенький?
    Кто же здесь пригоженький?
    Все у нас хорошенькие,
    Все у нас пригоженькие!

В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Появляется гном, приветствует детей, усаживает всех на ковёр, а сам садится впереди.
Включается аудиозапись.
В.: Мы уже приближаемся к стране эмоций. Смотрите, ребята, мы приземляемся на полянку «Смешинка». На этой полянке все улыбаются и веселятся. Вот так. (Показывает картинку с весёлым смайликом).
А теперь встаём все в кружок, берёмся за ручки и смотрим вверх на солнышко. Улыбнёмся все вместе солнышку! Солнышко-солнышко, к нам скорее прилетай, наши щёчки поласкай.
Гном: Молодцы, ребята, мне теперь тоже захотелось веселиться с вами.
В.: Как нам хорошо, весело и радостно. Но, кажется, не всем.
Подходят к ежу.
В.: Ой, какой сердитый ёж. Вот такой. (Показывает сердитый смайлик).

  • Жил да был сердитый ёж,
    Всех пугал иголками,
    Он ни с кем не дружил,
    И сидел под ёлкою.
    Так он злился - фыр-фыр-фыр!
    И сердился - фыр-фыр-фыр!
    Он ворчал - пшш-пшш-пшш!
    И кричал - пшш-пшш-пшш!
    Как ужасно - р-р-р!
    Успокойся, милый ёж,
    Так друзей ты не найдешь.
    Крепче кулачки сжимай,
    Злость скорее прогоняй!
    Если очень рассердился,
    На кого-то разозлился,
    Ручки сжать, глaза закрыть, (дети сжимают кулаки)
    И тихонько говорить:
    «Я спокоен, не кричу,
    И ногами не стучу.
    И не буду я сердиться -
    Злость совсем не пригодится!» (разжимают кулаки, дуют)
    Дружно до пяти считаем,
    И спокойно отдыхаем:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Нужно тихо полежать.

Гном и дети ложатся на коврик.
В.:

  • Все спокойно полежали,
    Отдохнули, подремали.
    Но пришла пора проснуться,
    Встать на ножки, улыбнуться!
  • Мишка грустный сидит на поляне,
    Мишка устал, мишке хочется к маме.
    Мишка, мишка, не скучай,
    Лучше с нами поиграй!

Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
Поют песню «Мишка косолапый», делают движения.
Гном: Ура, мишка развеселился! Но посмотрите, вот цветочек. Он тоже грустит. Цветочек, почему ты грустишь? Он говорит, что грустит, потому что у него нет друзей.
В.: Давайте его развеселим? Нарисуем ему весёлых друзей?
Все садятся на пол и рисуют цветы с улыбками на большом куске обоев.
Гном: Посмотрите, ребята, цветочек теперь весёлый.
Полетели дальше по стране Эмоций.
Все садятся на ковёр, Гном впереди.
Включается музыка.
В.: Ребята, мы прилетели. Посмотрите на нашего гномика, какой он спокойный. Вот такой (показывает спокойный смайлик).

  • Наш гном сегодня рано встал,
    И сладко потянулся.
    В спокойном настроении,
    Наверно, он проснулся:
    Ему спокойно на душе,
    Легко ему шагается,
    Ему, конечно, хорошо,
    Хоть он не улыбается.
    Нам рядом с гномом быть приятно,
    Мы любим с ним поговорить,
    Нам так не хочется обратно,
    Из этой сказки уходить.

В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
Включается музыка, дети садятся на ковёр.
В.: Ну, а пока мы летим на ковре, давайте ещё раз вспомним эмоции, с которыми мы сегодня познакомились. Давайте покажем все (показывают).
Как здорово, что мы помогли и мишке, и цветочку, и ёжику, а ещё познакомились с гномом, правда? Все такие молодцы. (Выделяет самых активных).
Ну, вот и всё.

  • На ковре мы полетали,
    Все эмоции узнали.
    Ай-да детки, молодцы,
    Удальцы и храбрецы!

Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций

Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие

Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие

Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.

Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).

Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия

Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.

Видеоматериалы по теме

Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.

Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе

Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе

Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе

Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе

Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.

МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»

Подготовила: воспитатель

Валикова Оксана Петровна

г.Рыльск
2015г.

Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]

Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;

закреплять навык правильного произношения звука «п»;

учить детей интонационно выделять этот звук в словах;

развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;

активизировать словесно-логическое мышление;

способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.

Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.

Интеграция образовательных областей: развитие речи.

Ход занятия:

I . Организационный момент .

Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.

Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .

В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.

Дует,дует ветер,

Дует, задувает.

Разноцветные флажки

Весело играют.

В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.

В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.

III. Разминка для ума.

В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?

Ответы детей: (гласные).

В: Правильно. Давайте назовем их.

В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.

О.Д: (А.О.У.И.Ы).

В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?

О.Д: Буква (М).

В: Правильно. А какая она гласная или согласная?

О.Д: согласная. Молодцы правильно.

В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»

Чистоговорка:

Ма-ма-ма - всё я сделаю сама

Мо-мо-мо – мы идем в кино

Мы-мы-мы – ждем зимы

Ми-ми-ми – меня за руку возьми

Му-му-му – молоко кому.

В:Ребята внимание на экран.

Видео.

Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Сюрпризный момент:

В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.

Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)

Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай

О.Д: (Попугай).

В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.

Волшебная коробочка.

Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.

О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).

О.Д. (1,2.3,4,5,)

В: Так сколько игрушек у Прошки?

В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?

О.Д: Звук «П».

В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.

Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).

Носит красные сапожки

(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().

В: Сели взяли зеркала в руки.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята повторяют все действия за воспитателем.

Язычок наш просыпайся (машем язычком)

Рот скорее улыбайся (улыбаемся)

Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.

В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?

О.Д: Согласный.

В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?

О.Д: (синий).

В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.

О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).

В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)

По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)

Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.

В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –

П нарисовал мелок!

В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.

Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?

Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.

Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).

Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.

Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.

Я начинаю а вам продолжать

На огороде выросли красные … (помидоры)

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Собирают сено ВИЛАМИ.

А деревья пилят... ПИЛАМИ.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама