Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по развитию речи в средней группе «Времена года». Это занятие будет полезно воспитателям детских садов.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. «Времена года»
Цель:Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Закрепить знания детей о временах года.
Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Знакомство со свойствами снега.
Расширить словарный запас детей: «Снегопад», «Снежинки», «Ажурные».
Оборудование:
Пакет с картинкой снеговика, открытка, снежинки, сделанные из бумаги, снег на тарелке, картина, вата, клей, снежки, сделанные из ниток, аудиозаписи: «Времена года» П.И.Чайковского, польская народная мелодия «Снежинки», Филиппенко «Игра в снежки».
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений о зиме И.Сурикова, М.Познанской, разучивание игр «Снежинки», «Снежки». Беседа «Игры и забавы зимой». Наблюдение в природе.
Ход занятия
Приветствие:
Ребята, вы мне протяните свои ладошки, а я вам передам свое тепло ладошек, а вы мне в ответ улыбнитесь. Чувствуете тепло рук?
- Ой, ребята, я сегодня нашла утром странный пакет. От кого он?
Тут лежит открытка (читаю).
« Меня, не растили, из снега слепили, вместо носа морковка, вместо глаз угольки».
- Кто же это?
- Правильно, снеговик. Хотите угадать, что в пакете? Слушайте загадку:
«Что, же звездочки сквозные, на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь вода в руке»
- О каких же звездочках идет речь?
Правильно, о снежинках. Здесь много снежинок.
- Давайте протянем свои ладошки вперёд, и на них упадут снежинки.
- Расскажи, Никита, какая у тебя снежинка? (белая, легкая)
- А еще, ребята, снежинка ажурная, пушистая.
- А давайте мы с вами тоже превратимся в снежинок.
Игра:
«Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь, мы танцуем день и ночь, встанем вместе мы в кружок, получается снежок»
- Ребята, посмотрите, у нас теперь везде снег на полу и даже на столе
(настоящий снег лежит на большом блюде). Подойдите к столу. Какой снег? (холодный)
- Давайте его оставим на столе, а потом посмотрим что, же с ним станет.
- В пакете лежит большая снежинка, а на ней загадка.
«На всех садится, ни кого не боится». Про что эта загадка?
- Правильно, это снег, снег ни кого не боится. Его ни кто не может остановить, он ложится, куда захочет. Кто знает, куда ложится снег? (на деревья, дома, дороги, людей)
- А когда снег падает, кто знает, как это называется? (снегопад)
- А в какое время года идет снег? (зимой)
- Расскажите стихотворения о снеге (чтение стихотворений).
- А еще мы знаем с вами стихотворение о снеге. Мы его не только расскажем, но и покажем.
Физкультминутка:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
- А теперь давайте посмотрим, что же стало с нашим снегом? (растаял).
- А почему? (потому, что у нас в комнате тепло, а снег в тепле превращается в воду).
Посмотрим, какая вода в блюде? (грязная)
Вывод:
оказывается, белый, пушистый, чистый, как нам казалось, снег превратился в грязную воду.
- Как вы думаете, можно снег есть? (нет конечно же)
- А почему? (снег холодный, грязный, если его съесть, можно заболеть)
- Послушайте стихотворение про ворону, которая ела снег
Ворона снег поела,
И ангиной заболела,
Хочет крикнуть, да не как,
Снег не надо есть – вот так.
- Дети, смотрите, а в пакете еще что-то лежит. Это картина. Что вы видите на ней? (деревья, дом, облака). Почему же нам её прислал снеговик? Может чего то не хватает? (снега)
- А из чего мы с вами сделаем снег? (из ваты)
- Музыканты тоже могут изображать зиму с помощью звуков.
- Мы сейчас с вами будем работать под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Снег падает из тучки, ложится на дома, деревья, на землю (показ воспитателя).
Дети, вместе с воспитателем, наклеивают вату.
- Дети, вам нравится? Мы её оставим у себя в группе.
- А теперь, посмотрите, в пакете есть еще что-то (снежки).
- Вы любите играть в снежки?
- А во что еще можно играть зимой?
- Давайте поиграем в снежки.
Проводится игра со снежками.
- Молодцы! А сейчас мы с вами соберемся на прогулку и там поиграем настоящими снежками.
Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей;
Развивать связную речь детей;
Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;
Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;
Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;
Развивать фонематический слух детей;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Конверт с письмом, сундук,
билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.
Вхождение в день.
«
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»2.
Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»
- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.
Один, два, три, четыре, пять.
Бер, ике, өч, дүрт, биш. –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство друг»
Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы получите ключ, с помощью которого в конце путешествия вы сможете открыть сундук, в котором волшебный элексир и сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.
станция «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: - А вот и ключик, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
2 станция «Назови ласково»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите ключик. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.
Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»
Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.
3 станция «Подскажи словечко»
На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
Не поеду без... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием!
4 станция «Каким цветом?»
Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «цветного кубика». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите ключик.
Звучит мелодия, путешествие продолжается.
5станция «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.
Воспитатель:- Молодцы! Вот ключ, продолжаем наш путь.
Конечная станция «Волшебный лес»
Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Давайте нашими ключами попробуем открыть сундук.и полем дерево волшебным элексиром. Посмотрите, рядом с деревом лежат листочки, может мы сами попробуем прикрипить их, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.
Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.
Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает медаль).
Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.
Программные задачи:
— формировать диалогическую речь детей и умение сохранять последовательность сюжета при пересказе сказки, передавать в мимике, жестах, движениях особенности персонажей, совместно с педагогом придумывать своё окончание сказки;
— развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки; .
Материал и оборудование: театральная ширма, кукла бибабо царевна Несмеяна, театр на магнитах «Колобок», «волшебная палочка», аудиозапись весёлой музыки, 3 колпака, 3 жилета (элементы костюмов скоморохов).
Предварительная работа: , рассматривание иллюстраций к сказкам, сказок, проведение игры «Угадай, кто я».
Ход занятия
Теперь моё настроение стало ещё лучше! Послушайте, по-моему, кто-то плачет. (Прислушиваются - слышен плач.)
За театральной ширмой находится кукла бибабо царевна Несмеяна. Воспитатель надевает её на руку и ведёт «диалог».
Царевна Несмеяна. Здравствуйте. Я - царевна Несмеяна. Я целыми днями плачу, мне очень грустно и скучно. Помогите мне, пожалуйста.
В. Ребята, поможем развеселить царевну? Давайте потешки ей расскажем!
Дети по очереди рассказывают знакомые потешки и показывают действия по тексту с помощью мимики, жестов, движений. Например:
Вышел козлик погулять,
Свои ножки поразмять.
(Ребёнок шагает, плавно покачиваясь из стороны в сторону. Указательные пальцы держит возле головы - «бодается».)
Козлик ножками стучит,
(Останавливается, топает.)
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е, бе-е-е!»
Царевна плачет.
В. Несмеяночка, хочешь мы тебе сказку расскажем? Только сначала проверим, всё ли в ней правильно.
Игровое задание «Исправь сказку»
На магнитной доске расположены герои сказки «Колобок», последовательность появления героев нарушена. Воспитатель предлагает одному из детей её восстановить, а затем взять на себя какую-нибудь роль. Для воспроизведения отрывка из сказки приглашается ещё один ребёнок. Герои ведут диалог. Например, диалог старика и старухи или колобка и зайца и т.п.
Царевна Несмеяна. Какая грустная сказка… (плачет).
В. Давайте, ребята, хорошее окончание этой сказки придумаем!
Игровое задание «Сочини сказку»
Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к совместному придумыванию положительного окончания сказки (лиса подружилась с колобком; лиса проводила колобка домой к старику и старухе; колобок перехитрил лису и убежал и т.п.).
Царевна плачет.
В. Ох, Несмеяна, как же нам тебе помочь? Может, игра тебя развеселит?
Царевна Несмеяна. Ну, давайте поиграем.
Воспитатель, управляя куклой, выполняет движения вместе с детьми.
Физкультминутка
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы - зайчики.
(Приседают, держа ладошки перед собой.)
Поднимитесь, руки вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
(Встают, ладошки над головой, шевелят пальцами рук.)
Крадёмся тихо на носочках -
Так лисы бродят по лесочку.
(Имитируют движения лисы.)
Волк озирается кругом -
И мы головки повернём.
(Имитируют движения волка.)
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел поесть он мёда,
А где достать не знал.
(Имитируют движения медведя.)
Теперь садимся тише, тише, -
Притихнем, словно в норках мыши.
(Садятся на стульчики.)
Царевна плачет.
В. А загадки, Несмеяна, ты любишь? Попробуй, отгадай, в каких сказочных героев превратились наши ребята.
Игровое задание «Волшебные превращения»
В. Я взмахну волшебной палочкой, вы три раза повернитесь, три раза хлопните, три раза топните, закройте глаза и представьте себя героем знакомой вам сказки. (Дети выполняют движения, открывают глаза.) До кого из вас я палочкой дотронусь, тот и будет рассказывать о сказочном герое, в которого превратился, не называя его. Остальные отгадывают.
Воспитатель дотрагивается «волшебной палочкой» до себя и описывает своего героя, например: «Я - маленький мальчик. Живу в сказочном городе. У меня много друзей-коротышек. Всегда ношу голубую шляпу». (Незнайка.) Далее воспитатель дотрагивается палочкой до кого-нибудь из детей, и они выполняют задание.
Царевна плачет.
В. Ну, тогда последнее средство. Эй, скоморохи, выходите и царевну рассмешите!
Выходят трое скоморохов.
1-й скоморох.
Мы, ребята-молодцы,
Озорные удальцы.
2-й скоморох.
Наряд наш пёстрый,
Колпак наш острый.
3-й скоморох.
Наши шутки и смех
Веселят всех!
Звучит весёлая музыка. Скоморохи танцуют. Дети хлопают. Царевна смеётся.
В. Ну, вот, и себя развеселили, и царевну рассмешили! Молодцы! А теперь, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. Но пожелания у нас будут необычные: вы их выскажете от имени любимого сказочного героя или героя мультфильма. Например, мой любимый герой - кот Леопольд. Вам он знаком? (Да.) Я, кот Леопольд, желаю всем жить дружно.
Дети называют героя и говорят пожелания.
Царевна Несмеяна. А я, царевна Несмеяна, желаю вам хорошего настроения! До свидания!
Дети прощаются с царевной Несмеяной.
В. Ребята, сегодня вы все очень старались, были талантливыми, добрыми, дружными! Сделали хорошее дело - развеселили царевну Несмеяну. Молодцы!
Интегрированное занятие в средней группе подготовила Н. Полякова
Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.
Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ
Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.
Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.
Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников
Общие черты и основные отличия
Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:
- построение вокруг определённой тематики;
- наличие межпредметных связей;
- разнонаправленность действий;
- сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).
Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.
Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.
Цели и задачи
Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.
Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:
- образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
- развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
- воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.
Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей
Приёмы
Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:
- Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
- комментирование действий,
- игровые методы.
- Активизация:
- беседа,
- отгадывание загадок или ребусов,
- постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
- анализ деятельности и выводы.
- Организация практической деятельности детей:
- показ картинок,
- прослушивание аудиозаписей,
- самостоятельное выполнение заданий детьми.
- Поддержание интереса:
- предложение выбора,
- физкультминутка,
- музыкальное сопровождение,
- чередование видов деятельности.
- Приёмы оценки:
- похвала,
- совместное обсуждение результатов занятия,
- взаимопомощь детей.
На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность
Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе
Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:
- Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
- Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
- Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.
Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.
Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.
Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме
В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.
Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам
Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:
- В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
- Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
- На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
- Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.
На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности
Временной план и структура занятия
Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.
Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:
- Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
- Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
- Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
- Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
- Подведение итогов (3–5 минут).
Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу
Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:
- Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
- Чтение сказки про время года (5–7 минут).
- Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
- Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).
Конспект занятия
В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:
- цели занятия;
- задачи;
- необходимые материалы;
- ход занятия.
Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:
- Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
- Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
- Заключительная - подводится итог деятельности.
Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:
- организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
- заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
- сообщение цели занятия.
Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.
Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.
Итоговая часть (3–5 минут) включает:
- обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
- оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
- создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
- переход к другой деятельности.
Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе
Название | «Путешествие в волшебный мир эмоций» |
Цель | Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать. |
Задачи |
|
Необходимые материалы |
|
Ход занятия | Воспитатель здоровается с ребятами:
В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Гном и дети ложатся на коврик.
Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
|
Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций
Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие
Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие
Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.
Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).
Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия
Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.
Видеоматериалы по теме
Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.
Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе
Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе
Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе
Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе
Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.
МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко
КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «А»
на тему «П»
Подготовила: воспитатель
Валикова Оксана Петровна
г.Рыльск
2015г.
Цель: Познакомить детей с буквой П и звуком [п]
Задачи: Уточнить правильное произношение звука «п»;
закреплять навык правильного произношения звука «п»;
учить детей интонационно выделять этот звук в словах;
развивать слуховое внимание детей, фонематическое восприятие, артикуляцию и мелкую моторику;
активизировать словесно-логическое мышление;
способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Оборудование: Телевизор, игрушки: попугай, паук, поезд, погремушка, пылесос, панда, буквы, флажки, счетные палочки, два домика, волшебная коробка.
Предварительная работа : Знакомство с птицами жарких стран. Разучивание артикуляционной гимнастики. Отгадывание загадок. Работа с буквами.
Интеграция образовательных областей: развитие речи.
Ход занятия:
I . Организационный момент .
Воспитатель и дети входят под музыку в руках флажки. Становимся возле паласа. Ребята посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнёмся нашим гостям они улыбаются нам в ответ. От наших улыбок в группе стало сразу светлее и теплее.
Ребята давайте сделаем дыхательную гимнастику. Дети приготовили флажки. II . Дыхательная гимнастика .
В:Глубокий вдох через нос и несколько резких выдохов через рот на флажок. А пять глубокий вдох через нос и длинный выдох через рот на флажок. Упражнение делается под слова воспитателя.
Дует,дует ветер,
Дует, задувает.
Разноцветные флажки
Весело играют.
В: Молодцы. Предлагаю вам ребята с таким хорошим настроением начать наше занятие. Садимся за столы очень тихо и красиво.
В: Дети предлагаю для начала сделать разминку для ума.
III. Разминка для ума.
В: Ребята скажите мне, пожалуйста какие буквы у нас живут в красном домике?
Ответы детей: (гласные).
В: Правильно. Давайте назовем их.
В: Показываю по одной букве и спрашиваю по одному, потом произносим хором то тихо то громка.
О.Д: (А.О.У.И.Ы).
В: Ребята а какая буква у нас живет в синем домике?
О.Д: Буква (М).
В: Правильно. А какая она гласная или согласная?
О.Д: согласная. Молодцы правильно.
В: Буква «м». Уже подружилась с гласными буквами. Давайте проговорим чистогоровку про букву «М»
Чистоговорка:
Ма-ма-ма - всё я сделаю сама
Мо-мо-мо – мы идем в кино
Мы-мы-мы – ждем зимы
Ми-ми-ми – меня за руку возьми
Му-му-му – молоко кому.
В:Ребята внимание на экран.
Видео.
Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Сюрпризный момент:
В: Дети к вам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав в загадку.
Птичка в клеточке сидит и с тобою говорит, Ей секрет не доверяй, Разболтает... (Попугай)
Все слова он повторяет, Что услышит - то и знает. Не дразни и не ругай, Будет вежлив попугай
О.Д: (Попугай).
В:Правильно молодцы. К нам в гости пришел попугай,а зовут его Прошка. Он принес свои любимы игрушки. Давайте их посмотрим.
Волшебная коробочка.
Ребята достают игрушки на ощупь из коробки и называют её.
О.Д. (поезд, погремушка, пылесос, паук, панда).
О.Д. (1,2.3,4,5,)
В: Так сколько игрушек у Прошки?
В: Дети, послушайте внимательно попугай, погремушка, паук, панда, поезд, пылесос. Какой общий звук слышится в этих словах?
О.Д: Звук «П».
В: Ребята давайте немножко отдохнем Встали.
Упражнение «Попугай зеленый Прошка»
Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.
-Попугай зеленый Прошка
(Дети переступают с ноги на ногу, руки прижаты к туловищу, кисти рук оттопырены в стороны).
Носит красные сапожки
(Дети показывают свою обувь)
-Носит желтую манишку
(Дети выполняют похлопывающие движения по груди).
-И зеленые штанишки.
(Дети выполняют похлопывающие движения по ногам).
-Он летает,
(Дети выполняют взмахи руками).
-Он болтает,
().
-Он читает,
(Ладони раскрывают книжкой),
-И считает.
(Дети поочередно загибают пальцы).
-Слушает внимательно,
(Подносят ладони к ушам и убирают их).
-Говорит старательно.
().
В: Сели взяли зеркала в руки.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята повторяют все действия за воспитателем.
Язычок наш просыпайся (машем язычком)
Рот скорее улыбайся (улыбаемся)
Упражнение вкусное варенье, иголочка, непослушный язык, трубочка и улыбочку. Ребята давайте произнесем звук «п». Дети, обратите внимание. Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами.Давайте проговорим звук «п» несколько раз. Молодцы положили зеркала в сторону.
В: Дети а как вы думаете звук «П». Он гласный или согласный?
О.Д: Согласный.
В: А в какой домик мы поселим звук «П» в синий или красный?
О.Д: (синий).
В: Ребята гласные и согласные буквы у нас живут в соседних дома. Значить они соседи. Но наша буква «П» новый жилец дома. Давайте её познакомим с гласными буквами.
О.Д: Вместе и по одному. (АП, ОП, УП, ИП, ЫП).
В: Молодцы. Ребята приготовили ручки.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни.
(Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
(Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
В: Дети у вас на столах лежат палочки давайте попробуем выложить букву «П».
В:Палка, палка, потолок –
П нарисовал мелок!
В: Молодцы хорошая буква «П» у вас получилась.
Итог :Ребята какую буквы вы выложили из палочек? Какая это буква гласная или согласная? В каком домике она живет?
Попугаю Прошке очень вы понравилисьи он вас хочет угостить своими любимыми конфетками.
Игра «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном. Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки). Паук - (пауки). Подушка - (подушки). Полка - (полки). Палатка - (палатки).
Попугайчик Прошкапредлагает поиграть в одну игру хотите. Правила такие когда вы ребята услышите первый звук его имени «П» вы должны хлопать в ладоши.
Молодцы хорошо у вас получается. Нашему госту очень понравилось играть с вами. И он хочет еще в одну игру с вами сыграть. А вы ребята хотите.
Я начинаю а вам продолжать
На огороде выросли красные … (помидоры)
Мама испекла вкусный … (пирог)
Мальчик на почте отправил … (письма)
Собирают сено ВИЛАМИ.
А деревья пилят... ПИЛАМИ.