THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Обоснование:

Новый год – «Чыл пазы» занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года. В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла. На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками. Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное. «Чыл пазы» празднуется 22 марта. В каждой местности, в определенном месте, около священного дерева хакасов- березы, разводится 3 костра. На восточной стороне – особый сакральный костер, которому поклонялись и просили у его живительного огня лучшей жизни и судьбы. На юго-западе разводится костер для приготовления пищи, обычно из мяса барана, в огромном котле - «хазан». На северо-западе – особый костер для сжигания черных «чалама». Чалама – специальная ленточка. Кроме черной, применяются еще белая, красная и синяя ленты. Черная ленточка завязывается узлами, по числу бед, болезней и несчастий у человека за прошедший год и сжигается в священном очищающем огне. Остальные чалама с просьбами и пожеланиями завязываются на «хазын» - священной березе. Цвет белой ленточки означает в мифологии хакасского народа чистоту дел и помыслов, красный – символ солнца, символ тепла, жизни и достатка. Синий цвет – символ чистого неба, связь с Космосом, с «верхним миром».

Цель: Приобщить школьников к национальной культуре и традициям хакасского народа.

Задачи: 1. Познакомить с ритуалами и обрядами празднования одного из основных праздников хакасского народа.

2. Воспитывать интерес детей к хакасской народной музыке и национальным спортивным играм.

Ход мероприятия

Ведущая группы «Белая волчица» под музыку выходит со школы, за ней в две колонны идут дети, с одной стороны девочки, с другой - мальчики, следом группы из Дома культуры и Детского творчества.

Белая волчица: Дорогие дети! Мы сегодня собрались, чтобы встретить хакасский Новый год Чыл Пазы он празднуется весной, когда пробуждается вся живая природа после зимних холодов. Именно весной встречают люди возвращающееся тепло, доброту, любовь, жизнь земли, неба, солнца.

На празднике Чыл Пазы хакасы угощают друг друга, радуются весне, благодарят и кормят огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, согревая, хранил от стужи.

Тарика кормит огонь.

Тарика: Дорогая мать - огонь,

Благодарим тебя зато, что ты есть,

Зато, что ты являешься спасительницей всего живого,

Попей молока.

Белая волчица : – Кто принес с собой черные чалама, завяжите в узлы все неприятности прошедшего года и бросьте в костер.

Попросим тебя исполнить нашу просьбу;

Злые, нехорошие мысли уничтожить навсегда;

Злую силу, нарушившую светлые мысли, прогони навсегда.

Танец девочек из группы «Жарки» из Детского творчества.

Астимир - стих Хакас Чире.

Спектакль группы Дома культуры «Добро и зло».

Звучит музыка шамана, он входит в зал, совершает обряд вокруг костра.

Белая волчица: - Здравствуй Шаман! Спасибо тебе за обряд вокруг костра, зима наконец-то отступит и придет теплая весна!

Шаман: - Есть ли среди вас богатыри удалые?

Белая волчица: - конечно, мы сейчас тебе покажем!

Алып (учитель физкультуры): – На празднике парни показывали свою молодую удаль на играх, выбирая себе невест.

Игры:

«Оранмай» догонялки на одной ноге. Один из участников по кругу убегал прыжками на одной ноге, а другой должен доскакать до него и задеть поднятой ногой.

«Перетягивание палки сидя» соперники садятся лицом друг к другу, упершись в разноименные ступни, и захватывают обеими руками палку, причем руки должны быть тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Поражение так же засчитывается участнику, отпустившему палку.

«Бодание баранов» соперники встают на четвереньки внутри круга, упершись головами, и стараются вытеснить друг друга за линию круга.

«Метание аркана» веревку закинуть на голову деревянного коня.

«Стрельба из лука» открытая площадка, на которой нанесены линии. На одной из линий укладываются мишени-специальные раскрашенные пластиковые бутылки в центре – красная бутылка, по краям-бутылки других цветов. У участников лук с тупоконечными стрелами-нортпас. Стрельба производится с 10м. задачей является выбить мишень из ряда, за попадание в бутылку красного цвета, дается 3 очка за остальные по одному очку.

«Прыжки с шестом» Участник, разбежавшись, ставит шест в упор и делает прыжок в длину, стараясь прыгнуть как можно дальше от линии отталкивания.

«Перетягивание ремнем» Соперники становятся на четвереньки друг против друга на ровном расстоянии от линии. Хур (ремень) надевается на головы обоих. Каждый участник отступая назад, старается перетянуть соперника за черту.

«Поднятие вверх» два борца, обвязанные веревками (хурами), берутся за них и стараются по сигналу поднять соперника вверх, оторвав от земли. Победителем считается борец, оторвавший соперника от земли. Запрещается помогать при отрыве коленями, носками ног.

Белая волчица: – Дорогие дети! К нам пришли гостьи – из Дома культуры в подарок нам на Новый год исполнят хакасскую песню «Кюн чахаяхы»!

Белая волчица: – На Хакасский Новый год принято угощать национальным блюдом «Талган». (Воспитатели угощают детей и гостей)

Белая волчица: - Вот и подходит наш праздник «Чал Пазы» к концу.

Предлагаю собраться на улице возле священного дерева хакасов - березе и повязать цветные чалама которые, имеют особое значение.

(Белая ленточка символизирует чистоту дел и помыслов, красная - символ солнца, тепла, жизни и достатка, синий - чистое небо, связь с Космосом, с "верхним миром").

Дети вместе с ведущей обходят 3 раза берёзу по ходу солнца, обращаясь к берёзе, говорят: Золотая берёза с золотыми листьями,

Месяцем опоясанная стоишь.

Серебряная берёза с серебристыми листьями,

Солнцем опоясанная стоишь

На белую грудь –белая чалама,

Небу голубому – синяя чалама.

Просим дать нашим детям

Здоровья и счастья.

Белая волчица: на прощание гости из Дома культуры споют песню «Родная земля! (Хайран чирем!)»

Белая волчица: желает всем здоровья, удачи, успехов и благодарит гостей за предоставленный праздник детям!


Мы познакомились на Бали 7 лет назад. Уже тогда она снимала и монтировала отличные видео. А теперь вот работает оператором самой известной в Южной Америке программы о путешествиях. Первоначально ребята хотели проехать по маршруту Байкал-Тува-Алтай. Но как не включить сюда Хакасию, не менее интересную в плане этнографии, тем более, что дорога до Тувы идет именно отсюда.

Лена Бам с ребятишками в Казановке на Чыл Пазы.

И вот 25 марта утром, Buenas Dias, на пороге моей квартиры возникает, груженная рюкзаками с техникой, четверка из Чили.

Клаудио - автор и ведущий программы. Звезда, можно сказать.
Лена и Нико - операторы. Ну а Лена еще и переводчик, и "разведыватель" маршрута.
Кони - журналистка, которая дает Клаудио всю информацию о культуре и традициях тем мест, где идут съемки, чтобы он вплетал это живо в свою речь.

Я кормлю чилийцев завтраком. Вот уж не думала, что омлет и оладьи придутся им так по вкусу. Ребята всю почти ночь ехали из Красноярска в Абакан, куда только вчера прилетели самолетом из Иркутска, и весьма устали. Но приехали они очень вовремя. Потому что сегодня в Хакасии празднуется Чыл Пазы - Голова Года - Хакасский Новый год. Это один из главных праздников в Хакасии. Собственно, день весеннего равноденствия праздновали все древние народы. На Руси тоже вплоть до 1492 года именно в марте встречали Новый год. Такие двухнедельные празднества проводов Зимы-Моры и встречи Весны раньше звались Комоедицей (и поговорка «первый блин комам» означает первый блин - медведям, потому что древние люди на Руси относили традиционные жертвенные хлеба-блины в лес медведям, почитаемых за священных животных). В Хакасии же в день Чыл Пазы принято убирать все пространство снаружи и внутри себя. Так же в этот день проводятся разные обряды. Встреча солнца на рассвете всем родом с молитвой. Кормление духов огня. Повязывание цветных чалама (ленточек) на священное дерево - березу, чтобы исполнились светлые желания. И - черных ленточек, чтобы ушли дурные мысли, болезни, негатив. А еще в Чыл Пазы проводятся скачки, традиционные забавы и единоборства и обязательно устраивают пиршество с традиционными хакасскими блюдами.


В Казановке в юрточном комплексе.

И вот мы мчимся на двух машинах в Казановку. В этом году весна в Хакасии теплая и ранняя. Снег всюду сошел, вокруг бурые степи: еще пару недель и они зазеленеют и станут удивительно красивыми. Чтобы увидеть всю красоту Хакасии, стоит приехать сюда летом или в начале осени, когда вырастают десятки разноцветных и ароматных трав и цветов. Чем ближе к Аскизу, тем больше стад, табунов и отар: люди здесь, как и раньше, занимаются скотоводством. Кроме того, Казановка - это музей-заповедник под открытым небом, где на 17, 5 гектаров обнаружены десятки удивительных памятников: изваяния, петроглифы, курганы, све. Вот и указатель «Казановка» и мы заворачиваем к сельскому клубу. На ритуалы и концерт мы опоздали - зато успели к угощению и состязаниям.


На огне в казанах варится суп из баранины - мюн и каша из талгана. А на поляне уже стреляют из лука, хлопают бичами, кидают лассо! Я впервые за свою жизнь в Хакасии, а живу я здесь 4 года, вижу национальную традиционную игру в кости. Надо на тыльную сторону руку положить как можно больше косточек овцы (хакасское - хазых), подкинуть вверх и поймать в ладонь. Кто больше поймал, тот и выиграл.


Мой старший сын Ярослав пробует себя в стрельбе из лука вместе с другими желающими.


А мы с младшими - на безопасном расстоянии - наблюдаем за пастухами с длинным кнутом. Щелчком кнута им надо сбить деревянный колышек, и так три раза подряд.


А рядом кидают лассо.
И забивают колья!


Клаудио и команда не теряют даром времени. Подходят то к одному, то к другому жителю деревни, говорят по-испански. Выясняют знание английского у ребят.


Клаудио запускает дрона с камерой. Дети очень заинтересованы, что же сейчас будет!

Я попросила Леонида Еремина - создателя музея-заповедника «Казановка» провести нам экскурсию к Ах-тасу и по новой "шаманской" юрте, которая появилась в этнографическом юрточном комплексе музея. К сожалению, Клаудио и команду это не приводит в восторг, потому что культура и традиции не пользуются спросом у широкой публики. Сюжет их программы: путешественник ездит по всему миру и камера снимает то, что с ним происходит в дороге, как он общается, как его встречают. Но Лена и я слушаем про Ах-тас с интересом. Я посещаю Ах-тас уже раз пятый, наверно, и каждый раз узнаю про него что-то новенькое. Один раз я видела здесь четыре радуги. В другой приезд, когда везде шел дождь, в моем пути к камню и обратно ни одна капля не упала мне на голову. И конечно, я всегда черпаю энергию в этом сакральном месте.


Ах-тас летом. Фото взято с проекта vsya-khakasia.ru

Ах-тас, что в переводе с хакасского означает Белый Камень - изваяние, которому более 4000 лет. Это лечебный камень - его всегда использовали для исцеления, а так же для того, чтобы поменять имя ребенка. Раньше считалось, что если ребенок часто болеет, то его имя стало известно злым духам. Тогда шаман с ребенком приходил к камню, и камлал над ним, совершая обряд замены имени. В это время Ах-тас защищал шамана и ребенка, не давая злым духам помешать исполнению обряда.


Современные ученые провели много исследований возле Ах-таса, здесь нашли и захоронения меди и геомагнитную аномалию радиусом 52 метра. Все это подтверждает наличие в месте особенной энергии, свойственной так называемым местам силы.


«Чтобы исцелиться, надо совершить определенный действия - рассказывает Леонид Еремин, - прежде всего, чтобы оказать уважение Изваянию, надо обязательно оставить машину или лошадь за 100 метров и подойти сюда пешком. Затем обойти три круга вокруг Ах-таса, сделать подношение, и прижавшись к камню, попросить исцеления. Собственно, так же, как вы идете в гости. Вначале идете, затем звоните в дверь, бабам-цветы, дитям - мороженное. Так и здесь. Чтобы придти - делаете три круга, звонок - это подход к строго определенному месту камню для мужчин и для женщин, подарок - это подношение монетки, молока, еды и таким образом, вы оказываете в мире таг эйзи- духа горы.

Ах-тас интересен еще тем, что образует равнобедренный треугольник с двумя другими священными изваяниями: Иней-тас - старуха-камень (она была взорвана в 60-е годы рьяной борьбы с религиями) на одной горе и Чаптых-тас - Старик камень - на вершине другой горы. Каким образом, древние люди, у которых не было инструментов измерения, так точно измерили это расстояние?

А сейчас Леонид рассказывает еще один интересный факт: оказывается, каждая сторона камня является проекцией вершины той горы, на которую эта сторона смотрит. Горы для хакасов были священными. Так что эта проекция говорит о том, что этот камень является как бы главным изваянием данной территории.


Идем к шаманской юрте

Этой экскурсией к Ах-тасу и в этнографический комплекс закончился первый день съемок чилийцев в Хакасии.

Продолжение следует....

Уже в эту субботу, 25 марта, на республиканском ипподроме пройдет празднование одного из главных хакасских праздников – Чыл пазы. Жителей и гостей республики ждет интереснейшая концертная программа.

Напомним, что по хакасскому календарю новый год начинается со Дня весеннего равноденствия. Это связано с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Этот праздник еще называют «Праздником Благодарения, Гостеприимства, Очищения и Благословения».

- Как Глава и житель республики, я убежден, что лучше нашей Хакасии места на земле нет. Именно национальная культура, язык, традиции, характер хакасского народа привлекают к нам внимание, вызывают неподдельный интерес со стороны других регионов и даже стран, заставляют нас самих по-настоящему гордиться своей малой Родиной, - неоднократно подчеркивал Глава Хакасии Виктор Зимин. - Стилизованные национальные обряды, костюмы, кухня, национальные праздники становятся по-настоящему популярными среди жителей республики любой национальности, органично вплетаются в канву мероприятий, проводимых в регионе. Это важный шаг в решении блока вопросов, посвященных сохранению и популяризации культурного наследия Хакасии.

Начнется празднование накануне вечером обрядом очищения с сожжением черных чалама в священном огне. Второй важный хакасский обряд – кормление богини огня пройдёт в день праздника. Жители и гости Хакасии смогут сами «покормить» чайаанов – духов, возвращающихся на землю, и принять участие в обряде поклонения священной берёзе.

По завершению обрядовой части состоится традиционное ежегодное вручение премии «Человек года» Республиканского Совета старейшин хакасского народа. В этом году почетное звание присвоено 10 гражданам республики.

Затем начнется культурная программа. На главной сцене выступят коллективы художественной самодеятельности Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева, ведущие солисты Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, победители республиканских фестивалей и конкурсов, общественные молодежные объединения.

Особое внимание отведено театрализованному представлению делегаций районов и городов. Муниципальные образования республики подготовят красочные гостевые юрты.

Также на территории ипподрома будут работать сразу несколько площадок: спортивная, игровая и детская. По традиции состоится сельскохозяйственная ярмарка, на которой крестьянско-фермерские хозяйства и частные подворья со всей республики предложат продукты собственного производства.

Кроме того, в Республиканском музейно-культурном центре с 24 по 26 марта впервые пройдет фестиваль «Солнце в рукаве», посвященный празднованию Чыл пазы. В течение трех дней гости фестиваля смогут прикоснуться к культуре Хакасии, попробовать национальные блюда, узнать о традициях их приготовления и подачи, а также особенностях приема гостей, познакомиться с традициями хакасского народа. В программе музейного праздника: национальная музыка от Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, квест «Краденое солнце» для детей от 7 до 12 лет и национальные игры, большая детская зона, мастерские для детей и взрослых, экскурсии в зале каменных изваяний, этно-маркет, кинопремьера фильмов, снятых лауреатами конкурса «Место действия Хакасия», вечер «Таинство слов» от молодых литераторов Хакасии.

В субботу 24 марта в 12:00 на Республиканском ипподроме состоится большой национальный праздник «Чыл пазы» - хакасский Новый год. Для жителей и гостей Хакасии будут работать шесть разнообразных площадок: центральная - «Он алгай», «Умелые руки» - «Ус холлар», игровая - «Ойыннар», «Национальная кухня» - «Хан, хыйма, мÿн», спортивная - «Спортха чарыдылган орын» и ярмарочная - «Садыг орыны».

По традиции на празднике соберутся представители муниципальных образований, люди различных профессий, артисты, музыкальные коллективы республики и покажут свои таланты, сообщает пресс-служба Минкультуры Хакасии.

На центральной площадке «Он алгай» в 12:00 состоится театрализованное открытие праздника «Тус тегiлегi» - «Колесо времени», посвящённое хакасскому летоисчислению. В 12:20 по традиции жителей республики поздравят с праздником официальные лица Хакасии, а в 12:30 представители Республиканского Совета старейшин хакасского народа вручат награды лучшим работникам различных профессий «Человек года» и «За благие дела».

В 12:50 среди представителей муниципальных образований республики пройдет конкурс «Тус тегiлегi» - «Колесо времени», где покажут театрализованные представления на двух языках – русском и хакасском, посвященные дням недели хакасского календаря двенадцатилетнего животного цикла.

В 15:00 начнется праздничный концерт мастеров искусств - ведущих артистов Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова, а в 15:30 в молодежной программе «Чиит кӱлӱктерi» – «Лучшие из молодых» выступят участники Хакасского народного ансамбля песни и танца «Жарки» под руководством Дмитрия Сафьянова и солисты Хакасской эстрадной студии «Хайджи» под руководством народного артиста Хакасии Германа Танбаева.

В 15:40 пройдёт торжественное награждение участников двух республиканских конкурсов: «Тус тегiлегi» - «Колесо времени» и «Адай харындазым» - «Собака – мой друг».

На площадке «Ус холлар» - «Умелые руки» с 11:00 мастера декоративно-прикладного искусства республики и общественных национальных организаций представят лучшие национальные сувенирные изделия.

На игровой площадке «Ойыннар» с 12:40 возле юрт муниципальных образований республики пройдет конкурс сюжетно-игровой программы «Адай харындазым» - «Собака – мой друг». Каждый желающий сможет принять участие в играх и конкурсах, посвященных хакасскому Новому году.

На площадке «Хан, хыйма, мÿн» с 11:00 можно будет попробовать блюда хакасской национальной кухни.

На площадке «Спортха чарыдылган орын» с 12:30 пройдут спортивные состязания и национальные игры.

Ярмарка «Садыг орыны» начнет свою работу с 10:00. Крестьянско-фермерские хозяйства и частные подворья со всей республики предложат продукты собственного производства по доступным ценам.

Учредители праздника – правительство Хакасии и министерство культуры Хакасии, организатор – Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама