Дети есть дети. Невозможно следить за ребенком постоянно - рано или поздно ему придется столкнуться с другими детьми, и эти столкновения не всегда будут носить дружественный характер, каким бы воспитанным не был ваш ребенок.
Ссоры, «дразнилки», дурное влияние, школьные и уличные задиры... Вспомните себя в детстве: наверняка и вам доводилось встречать подобное. Поэтому важно рассказать ребенку о том, как постоять за себя в непростых ситуациях.
Универсальных правил на этот счет не существует, но есть несколько советов, которые помогут воспитать у ребенка чувство собственного достоинства и как следствие - умение дать отпор обидчику.
Совет первый. Осознай и отстаивай свои права
Ребенку важно понять, что и у него, и у хулигана одинаковые права, насколько бы популярным хулиган не был среди сверстников. И что у каждого из окружающих есть такие же права: право на уважение, на самореализацию, на наличие интересов и хобби, на другую точку зрения, право высказывать свои мысли. Свои права нужно отстаивать и защищать. Научите этому ребенка - это поможет воспитать в нем уважение не только к самому себе, но и к окружающим. Возможно, так вы сможете предотвратить появление еще одного маленького задиры.
Совет второй. Не ведись на провокации
Цель большинства хулиганов, выдумывающих «смешные» прозвища, оскорбляющих и дразнящихся, - вывести свою «жертву» из себя, расстроить, заставить опуститься до уровня обидчика. Лучшая тактика в данном случае - игнорирование. Увидев, что все потуги пропадают втуне, обидчик отстанет.
Совет третий. Дракой делу не поможешь
Объясните ребенку, что любую проблему нужно в первую очередь попытаться решить мирно. Драки в большинстве своем случаются на волне адреналина, импульсивно, поэтому спокойные переговоры могут свести на нет запал задиры. Момент упущен - и драться больше не имеет смысла.
Если и это не помогло, посоветуйте ребенку отступить и обратиться за помощью к старшим.
Совет четвертый. Не бойся обращаться к старшим
С детства нас учат, что ябедничать плохо, но ябеда ябеде рознь. Постарайтесь объяснить ребенку, что обращаться ко взрослым можно и нужно, если дело принимает серьезный оборот, который может негативно сказаться на его физическом или душевном состоянии. Любая жизнь невыразимо ценна, и позволять травмировать ее на потеху школьному задире недопустимо.
Совет пятый. Смотри на мир позитивно
Учите ребенка социализироваться, быть дружелюбным и добрым, видеть в мире хорошие стороны. Все это вовсе не является синонимом податливости и излишней мягкости. Открытый и оптимистичный человек вызывает симпатию окружающих, ему самому гораздо проще справляться с естественными жизненными неурядицами, которые встречаются на пути у каждого, - и с задирами в том числе. Научите ребенка в любой ситуации находить свое положительное «зато»: «Я не получила первое место на олимпиаде, зато теперь знаю, на чем мне нужно сосредоточиться, чтобы в следующем году победить», «Ну и пусть Иванов дразнится из-за того, что я люблю вязать, зато мои шарфики получаются очень красивыми».
А коммуникативные проблемы робкого ребенка можно решить, показав ему на своем примере, как общаться с другими людьми. Познакомьте его с кем-нибудь сами, отведите на детскую площадку, запишите в кружок по интересам, позвольте самому купить что-нибудь в магазине. Пройдет немного времени - и налаживание контактов перестанет быть для него проблемой.
Совет шестой. Умей сказать «нет»
Некоторые дети, особенно робкие, боятся отказать приятелям в чем-либо и потому нередко становятся жертвой дурного влияния или хулиганов. Объясните ребенку, что принимая решение, он должен опираться только на свое желание, а не волю окружающих. Не хочешь идти куда-то вместе со всеми? Откажись и честно объясни причину. Будет достаточно даже простого «не хочу».
Совет седьмой. Гордись тем, что ты делаешь
Самооценка невероятно важна для нормального психологического развития ребенка. Речь не идет о чрезмерно завышенной самооценке, приводящей к высокомерию по отношению к окружающим, но и пониженная может стать причиной агрессии, робости, неловкости в социальных контактах. Не заставляйте своего сына или дочь делать то, что у них не получается - вместо этого сосредоточьтесь на том, что им удается. Хвалите за достижения, поощряйте хорошие поступки. Уверенному в своих силах ребенку будет проще переносить провокации сверстников. Это - самый важный кирпичик в фундаменте становления здоровой личности.
Совет восьмой. Занимайся спортом
Спорт способствует развитию самообладания и уверенности в себе, обеспечивает прилив эндорфинов, помогает поддерживать физическое здоровье. Только не перестарайтесь: ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься тем спортом, который ему не нравится. Позвольте ему выбрать самому. Будет ли это гимнастика, плаванье, борьба или танцы - поддержите его в начинаниях и не высмеивайте его выбор.
Эти советы не являются панацеей от ссор, но с их помощью можно раскрыть в ребенке настоящую личность, уверенную в себе и в своих силах. Дополните воспитание любовью и терпением, а также хорошими книгами с симпатичными положительными персонажами - и вы вырастите умного, доброго и сильного человека, который никогда не станет задирой сам и не позволит задирам обижать себя и окружающих.
Серьезно. Не слушайте идиотов. Научите ребенка драться.
Драться, как и плавать, должен уметь каждый. Во-первых, существует вероятность, что однажды этот навык спасет ему жизнь. Во-вторых, это полезно.
Плавать – полезно. И драться – полезно.
Потому что драка – физическое насилие – есть реализация инстинкта агрессии. А он есть у каждого.
Конрад Лоренц блестяще сформулировал: агрессия нам нужна для защиты себя, потомства, территории и своего места в иерархии. В «цивилизованном» обществе агрессии нет места: проблемы надо решать умом, а не силой.
Вам ведь в детстве говорили: уступи, отдай, не дерись, драться – это не хорошо, будь умнее!
И это правильно. Люди – не обезьяны, у нас доминирующие позиции занимают умные особи, а не сильные. Как в том анекдоте – есть те, кто могут затащить пианино на десятый этаж, и есть те, кто может им за это заплатить.
Только вот агрессию куда девать? Игнорировать?
У меня есть собака. Ротвейлер. Нежный и ласковый, знает команду «дай цёмочку». Но если будет надо – порвет любого, кто будет угрожать мне или моей жене. По моей команде.
А теперь представьте себе человека, которому подарили щенка ротвейлера. А человек говорит: нет, не люблю собак, не буду кормить, не буду дрессировать, не буду обращать на него внимания. Полный игнор.
Чем кончится? Правильно. Пес вырастет неуправляемым, сядет на голову, возможно, порвет горе-хозяина.
Инстинкт агрессии – это наш внутренний зверь. Если мы не признаем факт его существования – он начинает нами управлять. Исподтишка. Или нет.
(Вы прослушали супер-краткий курс «Архетип Тени в работах Юнга для чайников»).
Знаете, что было общего у всех подростков (подчеркиваю – у всех, правило не знает исключений, стопроцентное совпадение), что устроили массовую стрельбу в своей школе?
У них не было отца. Их воспитывали мамы, бабушки, тетушки и т.д.
Не дерись, малыш. Драться – это плохо. Насилие – это плохое. Надо решать проблемы другим путем. Игнорируй ротвейлера.
И тогда он тебя сожрет.
Во всех культурах существовал обряд инициации. Спартанский мальчик уходил в лес и убивал волка. Индейский мальчик уходил в горы и находил своего тотемного зверя. Прыгнуть через быка. Нанести себе тату. Поохотиться на льва. Будет больно, опасно и страшно. Но тогда из мальчика ты станешь мужчиной.
А если отменить этот обряд? Если оставить мужчину навсегда инфантильным, эмпатичным и робким? Зверь никуда не денется. Зверь найдет лазейку.
Пассивная агрессия. Накопленная. Перенаправленная. Оскорбить, унизить, взорваться, ударить, извиниться, повторить сначала. 95% убитых женщин за последние 10 лет в США были убиты своими мужьями и сожителями.
Насилие – это зло?
Нет. Насилие – это инструмент. Молоток, которым можно забивать гвозди и проламывать черепа. Природа всем нам вручила по молотку – инстинкт агрессии. Кто-то умеет им пользоваться, а кто-то засунул на антресоли и решил, что обойдется. Не удивляйтесь, если забытый молоток свалится вам на голову.
Проблема не в насилии. Проблема не в маскулинности.
Проблема в подавленной маскулинности.
В игнорировании зверя.
И потом, даже если вы растите ребенка в тепличной атмосфере, окружив его заботой и любовью – рано или поздно, он столкнется с реальным миром. А там обитают чудовища.
Не все люди разделяют прогрессивный взгляд на воспитание детей в духе придурковатых хиппи.
В мире существуют злые люди, применяющие насилие для реализации своих злых намерений.
И как сформулировал Рори Миллер, злых людей, применяющих насилие, могут остановить только добрые люди, более умелые в применении насилия.
Увы, дорогой Махатма Ганди, педофил, лицемер и мракобес, называвший Гитлера «мой друг»!
Только насилием можно остановить насилие.
И если вы растите ребенка в атмосфере ненасилия – вы растите жертву.
Пусть он выиграет свои первые соревнования. По боксу, по борьбе, по спортивной гимнастике или танцам. Не важно. Пусть он получит свой зеленый пояс.
Пусть он проиграет и не сдаст. Чтобы попробовать еще раз. И еще раз.
Не важно, сколько раз ты упал. Важно, сколько раз ты смог встать. Рокки Бальбоа знал толк в драке.
Пусть он поймет, что за все в этой жизни надо драться.
Пусть пройдет обряд инициации.
Быть мужчиной – это не стыдно.
Не слушайте идиотов.
Проблема детских конфликтов и поведение в них самих детей рано или поздно становится актуальной для каждого родителя. Поведение детей в конфликтной ситуации может быть разным.
Они либо слишком пассивны и никак не отвечают своим обидчикам, либо наоборот, слишком агрессивно ведут себя по отношению к другим. Беспокойство у взрослых вызывают оба типа поведения.
От каких факторов зависит детская реакция на обиду и как научить ребенка постоять за себя: давать сдачи или есть другие способы отпора обидчикам, далее подробно об этом.
Возрастная периодизация
Конфликт - это не плохо. Он даёт опыт участия в таких ситуациях и приобретение знаний о способах выхода из них. С конфликтной ситуацией можно столкнуться в любом возрасте.
Для каждого возрастного периода характерны свои психологические особенности поведения. Зная их, вы сможете правильно реагировать на поведение малыша и объяснить ему, как из них выйти.
2 - 3 года
В этом возрасте дети не являются зачинщиками конфликтов, они становятся их участниками.
Их могут толкнуть, забрать лопатку или обсыпать песком. Реакция детей может быть разная: от удивления до плача. В этот момент они получают свой первый опыт того, что у них могут, что-то отнять (смотрите также статью Ребенок-жадина >>>.
Важно! Вы можете слышать совет, что малыш должен самостоятельно научиться реагировать на такие ситуации, но это не так.
Если ребенка все обижают, что делать в этой ситуации, когда ребенку 2-3 года? Вам нужно быть рядом с малышом и совместно с ним решать проблему.
Не нужно стоять рядом и отмалчиваться. Откуда ребенок возьмет опыт правильного реагирования на такие ситуации? У него нет жизненного опыта, он не умеет анализировать ситуацию и максимум, что он сможет сделать – ударить в ответ или заплакать.
Чем вы можете помочь малышу?
- Быть рядом с ним и внимательно следить за происходящим;
- Если начинается конфликт между ровесниками, то вы разрешаете ситуацию сами. Показываете ребенку, что можно меняться или предложить другую игрушку, если ваш малыш не хочет отдавать сейчас свою игрушку;
- Если вашего ребенка пытаются ударить, то вы перехватываете ручку обидчика и мягко говорите, что не разрешаете обижать своего ребенка;
- Обязательно следите, чтобы на вашего ребенка не нападали старшие ребята. Он точно не сможет дать отпор сам;
- Постепенно давайте своему детке больше самостоятельности в решении конфликтных ситуаций. Он уже запомнит модели поведения, которые ему показали вы и будет пробовать и меняться, и защищаться, иногда может и оттолкнуть обидчика.
3 года
Помните! В возрасте 3 лет малыши часто бывают зачинщиками конфликтов.
- В этот период они потихоньку пробуют свои силы и возможности. Могут забрать лопатку или игрушку: будь то сверстник, младший по возрасту или ребенок в три раза старший их самих;
- Также с лёгкостью зачинщик конфликта в этом возрасте отреагирует на любую ответную реакцию. Если он не увидит активного отпора, значит, попытается забрать всё до конца. А если получит сопротивление, то больше не будет первым нападать на защитившего себя сверстника, понимая, что они с ним на равных.
Важно! В эти моменты малыш пробует, насколько далеко можно зайти в своих действиях, а когда надо остановиться. Он учится определять свою и чужую территорию и соблюдать рамки, через которые переходить нельзя, вторгаясь в личное пространство других. Так дети учатся взаимодействовать с другими.
Родителям детей этого возраста нужно вести себя следующим образом:
- Не вмешиваться в конфликт, если ситуация среди ровесников и особой угрозы ребенку не несет. Малыш должен знать, что может получить достойный отпор от других;
- Следить за тем, чтобы в окружении малыша были соперники его же возраста (3 года и старше);
- Научить ребенка выставлять вперёд руку, если он видит, что на него кто-то несётся с целью отобрать его вещь. При этом рассказать ему, что, выставив руку вперёд, он должен спросить у зачинщика конфликта, что он хочет.
Знайте! Если ребёнок пока не говорит или говорит плохо, то все переговоры от его лица, с другим ребенком, придется вести вам.
Часто в этом возрасте дети идут в детский сад, где сталкиваются с агрессивным поведением со стороны других детей, вынуждены приспосабливаться к новому коллективу.
4-5 лет
В этом возрасте дети не только проверяют, кто на что способен, но и становятся участниками серьезных конфликтов.
Важно! Если малыши начинают драться, то обязательно разнимите их и затем, успокоившись, объясните ребенку, что большинство ситуаций нужно стремиться решать путем переговоров (смотрите актуальную статью: Что делать, если ссорятся дети ?>>>).
Ребенок должен знать, что есть вариант поведения, когда можно сказать своему оппоненту о том, что он не хочет решать конфликт с помощью кулаков и ему это не нравится.
Но лучшее обучение – это ваш личный пример. Если вы умело договариваетесь с ребёнком, обходитесь без криков и угроз, то и ребенок будет так общаться со своими друзьями.
Вас ждут более 15 способов, как быстро решать конфликтные ситуации с ребенком и умело договариваться о нужных вещах в курсе Послушание без криков и угроз >>>.
Учить детей давать сдачу не правильно по следующим причинам:
- На силовой ответ в конфликтной ситуации человек должен внутренне созреть. Это ответ для тех родителей, которых мучает вопрос: почему ребенок боится давать сдачу?
- Малыш может не чувствовать себя сильным по отношению к своим сверстникам. Одни дети готовы дать сдачу, а другие нет;
- Если малыш не чувствует в себе внутренней силы на то, чтобы ответить физически, а родители ожидают от него именно этого ответа обидчику, тогда он может замкнуться в себе;
Он не может дать физический отпор и не оправдывает ожидания своих родителей. Для него останется только один вариант действия - ничего не рассказывать родным о происходящих с ним событиях. В дальнейшем это может привести к непоправимой ситуации.
- Все дети от природы имеют разную степень агрессивности. Одни спокойные по своей натуре и лишь изредка у них могут возникать вспышки гнева. Другие, наоборот, постоянно лезут в драку и провоцируют конфликтные ситуации.
5 лет
Для этого возрастного периода характерны конфликты иного рода. Дети 5 лет часто не дерутся друг с другом, а подговаривают одних не брать в игру других детей.
Если родители встанут на защиту, сказав другим детям, чтобы они приняли в игру их ребенка, то это не решит проблему. Точнее это будет одноразовое малоэффективное разрешение сложившейся ситуации.
- Дети подчинятся старшему человеку и примут в игру этого малыша. Но как только взрослых не окажется рядом, то он опять будет изгнан из коллектива;
- Лучше посоветовать ребенку постараться стать интересным для этой группы детей. Он должен присмотреться, во что они играют, чем заинтересованы и придумать свою игру, которая смогла бы привлечь их внимание к нему.
Так с раннего возраста малыш будет учиться применять психологические методы, помогающие ему удачно взаимодействовать с другими.
Также очень хорошо постоянно рассматривать с ним различные конфликтные ситуации с разных сторон, которые он видит в мультиках, на улице и т.д. При этом все нужно обязательно проговаривать и обсуждать вслух.
Когда нужно учить давать сдачу
Естественно, с раннего возраста нужно говорить детям, что мир бывает разным и могут возникать ситуации, когда без силового отпора не обойтись.
При этом надо акцентировать внимание детей на том, что первым затевать драку и наносить физическую боль другому человеку нельзя.
С раннего возраста разговаривайте со своими детьми и объясняйте складывающиеся ситуации с разных сторон. Прежде всего, стоит научить их давать отпор другим и отстаивать свои интересы в диалоге, а не кулаками.
Причем нередко по поводу сыновнего слюнтяйства негодуют отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас.
Индивидуальный подход
Решив научить ребенка давать отпор обидчикам, прежде всего необходимо учитывать его врожденные особенности. Есть люди смелые, боевые, а есть более робкие, тихие. Если в раннем детстве пытаться делать из тихонь бойцов, требуя, чтобы они непременно давали сдачи, и выражать недовольство их трусостью, таких детей можно сломать. Кто-то совсем сникнет и зажмется. А кто-то неожиданно растормозится настолько, что будет колотить всех без разбору, и родители уже сами будут не рады, поскольку в саду или в школе к ним начнут предъявлять претензии, а они окажутся не в состоянии справиться с разбушевавшимся сыном. Я по крайней мере знаю множество таких случаев.
Совет отдать робкого ребенка в секцию борьбы подходит, к сожалению, не всем. В дошкольном, а порой и младшем школьном возрасте для несмелых детей это нередко бывает избыточной психологической нагрузкой. Например, при тиках, энурезе или бронхиальной астме невротического происхождения делать подобные шаги довольно рискованно: можно спровоцировать усугубление болезни.
Ищем других друзей
Лучше, наоборот, хотя бы временно изъять ребенка из травмирующей среды, дать ему отдохнуть и постараться подыскать для него более доброжелательных сверстников. А параллельно помогать раскрепоститься: больше играть в подвижные игры, драться с ним на мечах (эта игра снимает страх перед ударами), разыгрывать сценки, в которых ребенок будет проявлять смелость и находчивость, подсказывать формулы ответа обидчикам. Последнее, кстати, полезно не только для робких детей, но и для всех тех, кого травмируют дразнилки, обидные прозвища.
Таким детям можно объяснить, что обзываются только глупые и некультурные люди, можно подсказать им детскую формулу ответа: «Кто так обзывается - тот сам так называется».
Учить обзываться в ответ (как делают некоторые родители), конечно, не нужно. Наоборот, скажите ребенку, что это недостойное поведение и что расстраиваться из-за него не следует. Но не следует и общаться с детьми, которые себя недостойно ведут. Дело в том, что многие ребятишки дошкольного и младшего школьного возраста реагируют на обидчиков противоречивым образом: они расстраиваются, жалуются, злятся, но проходит какое-то время, и, если обидчик их позовет, они снова бегут с ним играть. То есть возникает нездоровая зависимость, и родители, пока ребенок маленький, могут и должны положить этому конец: настоять на том, чтобы ребенок проявил достоинство, прекратил общение, которое его унижает. Таким образом они научат давать обидчику отпор, но не становиться с ним на одну доску.
Ребятам постарше полезно напомнить афоризм Омара Хайяма: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало». В то же время, понимая, что одному ребенку быть трудно, постарайтесь сблизить сына или дочь с более воспитанными и дружелюбными детьми. Их можно найти среди родственников, детей своих друзей, во дворе, в кружке или в студии. Но, даже если на горизонте таких детей пока не видно, все равно не беда: для дошкольников важнее всего общение в кругу семьи. Когда с мамой и папой маленькому ребенку хорошо, его жизнь протекает насыщенно и интересно.
Случай из жизни
А вот как среагировал на попытку его обидеть пятилетний мальчик Гриша. Он очень любит общаться с детьми, но уже усвоил, что с задирами каши не сваришь и лучше играть с теми, кто настроен доброжелательно. Не так давно Гриша увидел на площадке девочку чуть постарше и решил с ней познакомиться. Однако девочка в ответ на вопрос, как ее зовут, начала показывать язык и обзываться. Не знаю, какой реакции она ожидала: ответной грубости, чтобы продолжить эскалацию конфликта, или обиженного плача, который позволил бы ей насладиться чувством собственного превосходства? Но реакция Гриши явно ее огорошила.
Ты что, хулиганка? - спросил он.
Н‑нет… - опешила девочка.
Тогда почему обзываешься, как хулиганка? Не хочешь играть - скажи вежливо.
И, отвернувшись, Гриша пошел искать себе другую компанию (которая, замечу в скобках, тут же нашлась).
Держи удар
Что касается детей более старшего возраста, то с ними, конечно, не нужно обращаться, как с малышами с хрупкой психикой. Позаниматься в секции борьбы полезно любому подростку. Это учит держать удар, владеть собой, терпеть боль и обиду, не бояться противника. Правда, к подростковому возрасту большинство ребят уже научаются договариваться и решать споры без драк, однако освоить приемы борьбы не помешает никому. Мало ли что в жизни может случиться?
Но самое главное, как мне кажется, занятия борьбой учат ребенка постоять не за себя, а за правду и за других людей. Концентрация на себе не придает человеку уверенности. Эгоизм - признак слабости, а не силы. Если стремиться к преодолению повышенной застенчивости, страха и неуверенности в себе, то следует переносить акцент с себя, со своих чувств и переживаний на кого-то другого и стараться его опекать, защищать, заботиться. Активная позиция дает человеку возможность, не зацикливаясь на мыслях о себе, преодолевать свои комплексы.
Обычно, когда говорят о необходимости научить ребенка давать сдачи, речь идет о детсадовском возрасте или о дошкольниках. Но мне хочется поговорить о детях постарше – подростках.
Пубертат – время, когда гормоны играют, мнение сверстников ставится превыше всего и это тот самый момент, когда наиболее высока вероятность «сломаться».
В школе, во дворе идет самая настоящая борьба за выживание и слабых перемалывают, словно в камнедробильном аппарате. Унижения, избиения – практически каждодневная реальность подростка, о которой взрослые могут не знать до самого конца.
То, о чем родители не знают
Мало кто из детей расскажет своим родителям, что его унизили в школе. Да и не только родителям – взрослым вообще. В основном потому, что мы, взрослые, лишь отмахнемся от общих фраз типа «мне не нравится эта школа» или «мне там плохо». О том, что ребенка оскорбляют или делают что похуже, сам он не признается практически никогда.
Когда я училась в школе, мне довелось на себе испытать, что такое подростковая жестокость. Я была спокойным, замкнутым в себе ребенком, и старалась ни с кем не контактировать. За всю школьную жизнь применить физическую силу довелось лишь дважды – во втором и седьмом классе.
В начальной школе у нас был изумительный преподаватель, память о которой я буду хранить всегда в своем сердце. Она была преподавателем от бога. И был мальчик из большой, но, увы, неблагополучной семьи.
Однажды, когда учительницы не было в классе (да и вообще почти никого не было), этот мелкий гаденыш решил, что обрезать однокласснице волосы – это смешно. Ножик-бабочка блеснул, а девочка с трясущимися коленками пыталась куда-нибудь спрятаться. Но прятаться было некуда.
Не помню, как я оказалась между ними – на голову выше этого мелкого ничтожества. Мой брат тогда занимался карате и приемы отрабатывал на мне, как единственном доступном спарринг-партнере. Схватить за запястье и сильно сжать оказалось достаточно, чтобы мальчишка заплакал. Виноватой оказалась я – ведь никто не видел, что произошло на самом деле. Девочка от испуга не смогла ничего толком сказать, а я не хотела оправдываться.
Второй раз я ударила одноклассника, вернув ему «комплимент». За месяц до этого ему показалось смешным ударить меня, вернувшуюся в школу после операции, в живот. Больше всего на свете в тот момент я боялась, что шов откроется, я снова попаду в больницу, не успею сдать экзамены и останусь на второй год.
Все остальное время я молча собирала тетради, пересаживалась, отмывала учебники от яиц, тайком покупала новые – чтобы никто не знал, что произошло. Обрезала волосы, потому что жвачку из них выпутать было невозможно. Возвращалась из школы в пургу в туфлях, потому что ботинки были залиты водой. Много чего было – я молчала.
Сейчас, когда прошло уже довольно много времени, я чаще всего по-прежнему просто ухожу от конфликта. Чаще всего, но не всегда. Границы, которые другим людям не дозволено переходить, стали гораздо четче. И потихоньку думаю о том, как подготовить своего ребенка к нелегкой школьной жизни.
Почему люди терпят
Основная причина, почему дети, да и взрослые, терпят агрессию в свою сторону – это неуверенность.
Неуверенность в своей правоте, возможностях, навыках. Поэтому я стараюсь работать с ребенком по всем этим направлениям.
Уверенность в себе – основа не только противостояния с равными себе, но и вообще жизненного успеха. В моем доме запрещены такие слова, как «не могу», «не получается», «не умею». Не важно что – любой человек способен на все, что угодно, если он старается и не опускает рук. Я повторяю по сотне раз на дню: ты сможешь, у тебя получится, старайся.
Уверенность в поддержке – второй пункт, который не менее важен. Если ребенок не уверен, что его поддержат, он не сможет противостоять агрессии. Что бы моя дочь ни сделала – она всегда права. На улице, на людях – она все делает правильно, даже если это не так. Конечно, дома мы попробуем обсудить случившееся и придумать другие, более допустимые варианты решения вопроса, но это будет потом – и там, где будем только я и она.
Мой ребенок знает, что я всегда готова защищать ее, и поэтому не боится последствий. Так же она знает, что я не прощу «перебор» - поэтому старается держать себя в рамках.
Совсем скоро дочке будет пять лет – именно с этого возраста в нашем городе берут на айкидо. Это станет третьим кирпичиком в умении постоять за себя.
Уверенность в своих движениях – очень важно. Я выбрала именно айкидо, потому что это боевое искусство позволяет побороть противника вне зависимости от его веса, роста и силы. К тому же айкидо – искусство защиты, не применимое для нападения. Поэтому я могу быть уверена, что мой ребенок не станет агрессором сам.
И, наконец, последний навык, которым должен в совершенстве владеть современный подросток – это умение отвечать. Если человек отвечает правильно, велика вероятность, что с ним просто не станут связываться. Именно поэтому сейчас я изучаю «словесное айкидо» - метод, позволяющий достойно ответить, не скатываясь на уровень противника.
Тест-драйв
Конечно, мой ребенок еще слишком мал, чтобы в полной мере впитать в себя эти знания, однако вода камень точит.
Так получилось, что в качестве «подопытного кролика» судьба послала мне 15-летнюю девочку с довольно сложной судьбой. В 12 лет мать выгнала ее из дома «на вольные хлеба», естественно, что девочку сразу же невзлюбили в школе, дворе. Она не имеет возможности стильно одеваться, у нее старый разломанный телефон, за нее некому заступиться – в глазах сверстников она идеальная мишень.
Увы, но все, чем я могу ей помочь сейчас – это морально поддержать и иногда дать работу (она сидит с моей дочкой время от времени). Мы много разговариваем и о том, как противостоять окружающей ее агрессии – тоже.
За время знакомства я научила ее нескольким простейшим блокам, выворачивать руку нападающего и правильно выкручивать из захвата свою. Немного подняла самооценку, убедив, что во всем, что произошло, нет ее вины.
Сейчас я пытаюсь убедить ее сходить на консультацию к социальным юристам – ее семья отнюдь не из разряда асоциальных (крепкий такой средний класс), поэтому поведение матери совершенно мне не понятно.
Глядя на этого ребенка и изменения, происходящие с ней за время нашего «эксперимента», я понимаю, что выстроенная мной система самозащиты действительно работает.
Так что, надеюсь, она пригодится и кому-то из вас.
Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,