THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
  • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу озера, мы с дети собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года», «Мир глазами детей», » Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводим конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы , в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседую с родителями, даю конкретные советы, рекомендую детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Статья размещена в авторской редакции.

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов . Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

На групповых занятиях часто используется известная художественная литература . Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина , других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

С малышами проводят тематические занятия , на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, — праздники . Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

Рисунок «Загрязнение окружающей среды»

С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой . Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

Светлана Игуменщева

«Удивительный мир природы»

Актуальность данной проблемы

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

На примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации : каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции:

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6.Принцип развивающего обучения : использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности .

Формы и методы работы

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

В работе с детьми использую разнообразные формы:

1. Практическая совместная деятельность детей и педагога.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей

2. Наблюдение.

Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) провожу с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

3. Экологическая тропа.

Значительную роль в экологическом воспитании детей в моей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали. На экологической тропе в нашем ДОУ сооружена мельница. Дети узнают о том, как раньше люди перерабатывали собранный урожай зерна.

4. Экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.


Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.


5. Опытно - экспериментальная деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Интересно прошло открытое занятие с детьми подготовительной группы по экспериментированию «Тайна песка».

На протяжении всего занятия дети были активными, проявляли творчество, сообразительность, оказывали поддержку друг другу, были заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались педагогом, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала, изложенного на занятии.

6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.

Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.


7. Игры на экологические темы

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций) Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.


Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». (Например, чтение рассказа Л. Н. Толстова «Котенок».) Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.


9. Создание экологического проекта.

Мною разработан долгосрочный (январь – май) экологический проект «Волшебный мир природы», задачами которого были:

Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ:

Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых;

Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате осуществления данного проекта:

Создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда;

Повысился уровень знаний у детей по экологии;

Повысилась экологическая компетентность родителей по теме проекта.

10. Изобразительная деятельность.

Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Весна наступила», «Бережем природу», «Лекарственные растения», «Загрязнение природы» и др.

Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

Подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

Подобраны картины, наборы открыток;

Создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

Создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

Приобретены орудия труда;

Создана метеоплощадка;

Собраны материалы для игр с песком и водою.

Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. В родительском уголке поместила стенгазету «Посади дерево – дыши вместе с природой». Родители активно помогли мне в подготовке материалов к проведению открытого занятия «Тайна песка», с желанием приняли участие в субботнике по озеленению территории ДОУ.


Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.

Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ

Заключение:

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Автор: Мерзлякова Наталья Владимировна, воспитатель детского сада "Солнышко", МОУ "Ыныргинская СОШ", Чойского района, Республика Алтай.
Описание: данный проект можно использовать (изменив задачи в соответствии с возрастом детей) в работе с детьми детского сада, начиная со средней группы и включая подготовительную (возраст детей от 4-х до 7-и лет). Данный материал будет полезен и интересен воспитателям детских садов.
Привлекательность данного проекта в его доступности, краткосрочности, результативности, информационной и эмоциональной насыщенности. Преимущество разработки этого проекта заключается ещё и в том, что в условиях нашей сельской местности реализация данного проекта, входит в зону ближайшего окружения детей.
Пояснительная записка
«Расскажи - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай попробовать - я пойму».
(китайская пословица)
Актуальность выбранной темы
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. Это побуждает к поиску эффективных способов её решения.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Экспериментирование в старшей группе является важной частью образовательного процесса.
Основная форма работы с дошкольниками и ведущий вид деятельности для них является игра. Но почему именно игра помогает ребенку развиваться? Дело в том, что детский мозг устроен так, что если малышу не интересен тот или иной предмет, как бы вы ни старались, запомнить и понять его должным образом он не сможет. В конечном итоге может сложиться ситуация, когда ребенок напрочь начнет отвергать, то или иное занятие. Значит, малыша необходимо заинтересовать. Тогда на помощь и приходят игры-эксперименты.
Поэтому тему самообразования я выбрала «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы по теме самообразования: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.
Задачи:
- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и обычно моторики рук. Конечно, при подготовке к школе подобные игры просто незаменимы - они готовят малышей к взрослой жизни и позволяют понять сложные процессы.
Всем деткам (да и многим взрослым) нравится получать знания без лишнего напряжения. Это помогает усвоить большее количество информации за меньший промежуток времени. Если занятие в старшей группе детского сада организовано верно, то в конечном итоге малыш будет в полной мере готов к школьной жизни, да еще и получит вагон полезных дополнительных знаний, которые будут помогать ему в более старшем возрасте.
Игры для старшей группы - это основной источник знаний об окружающем мире и его особенностях. У игрового метода существует ряд целей, которые должны быть в полной мере реализованы в ходе проведения разного рода занятий. Цели экспериментов - это создание интересной обстановки для каждого ребенка. Игры для старшей группы должны формировать знания об окружающем мире и свойствах разных веществ, с которыми будут взаимодействовать малыши (вода, песок и так далее). Эксперименты - это еще и прекрасный способ научить детей обращаться с теми или иными предметами, использовать их по назначению, дабы достичь желаемого результата. Экспериментирование в старшей группе позволяет ребятам раскрыться и проявить свои знания на практике.
Любое дело и занятие должно преследовать свои задачи, которые необходимо осуществить за проведенный промежуток времени. Таким образом, у игр тоже они имеются. Экспериментирование в старшей группе развивает познавательные интересы у почти готовых к школе малышей. Это крайне важно, так как отсутствие увлеченности ведет к потери внимания и концентрации. А это пагубно сказывается на дальнейшей успеваемости. Игры также развивают у ребят мыслительные процессы и мышление в целом. Иногда для решения поставленной задачи необходимо проявить нестандартный подход. Если у человека нет возможности развивать свои мысли, то и верному решению взяться неоткуда. Игры экспериментирования в старшей группе должны формировать у детей гуманное, толерантное и правильное отношение к людям и окружающей среде. Кроме того, в конце они также должны научиться некой дисциплине и правилам поведения. Все эксперименты, проводимые с детьми, должны быть как-то систематизированы и разделены между собой. Наиболее удачным способом является «дробление» по месяцам. Это помогает формировать наиболее подходящие подходы к игровым процессам, учитывая все особенности того или иного месяца.
Следует понимать, что в разное время года детское экспериментирование значительно отличается друг от друга. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Так, например, зимой нельзя играть в песочнице, а осенью - со снегом. Поэтому следует учитывать особенности места проживания и текущее время года. Таким образом, мною был составлен план работы на учебный год по творческой теме с детьми старшего дошкольного возраста детского сада «Солнышко».

Скачать Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работы

Выполнил воспитатель

Анистратенко И. П.

МБДОУ№36 «Светлячок».

Г. Майкоп 2018

«Экологическое воспитание в условиях Доу в соответствии ФГОС».

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе,

вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» - как учение.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

Устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

Бережного отношения к природе;

Правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

Моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

Эмоциональной отзывчивости к живой природе;

Положительных эстетических ощущений от любования природой;

Умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны.

Из моего опыта работы могу сказать: ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

Наблюдения,

Опыты,

Исследования,

Игры,

Труд,

Художественно-эстетическая практика,

Знакомство с природоведческой литературой,

Занятия физкультурой и спортом,

Встречи с представителями профессий, связанных с защитой окружающей среды,

Посещение выставок (домашних животных, выставки цветов),

Участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории детского сада или во дворах домов,

Экологические тренинги ,

Создание экологических агитбригад и «зеленого патруля»,

Коллекционирование объектов природы,

Изготовление лэпбуков.

Считаю, что важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

на обучающих занятиях;

в повседневной жизни.

Необходимо стремиться теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Я привлекаю детей к уходу за растениями и животными, к сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе .

В своей работе использую следующие формы деятельности, которые имеют широкий спектр осуществления экологического воспитания.

Формы экологического воспитания

-Непосредственно образовательная деятельность. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.

-коллективные;

-групповые;

-индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники, «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Встреча весны», «Здравствуй, лето», акция «Покормите птиц зимой», «Птиц встречаем», «Неделя добра», посадка деревьев. Также часто практикую совместную трудовую деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в экологических тренингах, занятиях доброты, экологических выставок, конкурсах рисунков.

В групповых формах работы использую экскурсии, исследования и проведение опытов. Считаю, что эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, раздачи листовок в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организую наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Эффективными Методами экологического воспитания дошкольников являются экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным .

В педагогическом процессе использую различные методы обучения:

наглядные,

практические,

словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Словесные методы – это мои рассказы и рассказы детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. В работе по ознакомлению детей с природой использую методы в комплексе, правильно сочетаю их между собой .

Наблюдение Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагаю понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения провожу регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

Объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;

Время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;

Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

Восприятие объектов природы;

Исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;

Творческое отображение полученной информации.

В процессе наблюдения направляю деятельность дошкольников, задаю вопросы, ставлю перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

Игра

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, использую несложные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Практикую сюжетные игры, игры-практикумы, игры - иллюстрации и инсценировки. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов

Также в своей практике дошкольного воспитания в ознакомлении детей с природой широко использую разнообразие нескольких групп игр: Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и клас- сифицировать.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Провожу их для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Проектная деятельность

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» с взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно – это могут быть кратковременные групповые, индивидуальные проекты.

Создание экологической среды

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду и в группе благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «Центра природы», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

-Анкетирование , проведение опросов

- Беседы

- родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, вопрос- ответ),

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат

совместные досуги , праздники, викторины и т. д.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в «Центре природы».

- Выпуск газет, экологических, плакатов, папок - передвижек.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры - это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

А в заключение хочу сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама