THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Александрова Арина Алексеевна
педагог-организатор МБОУ «Гимназия №1»

Гражданско-патриотические ценности и

их формирование у обучающихся в процессе

внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский

В нашем современном российском обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление родителей дать детям лучшие знания, право выбора лучшей и сильной школы, модной или по-другому самой передовой, современной Программы для ребенка. При этом чаще отодвигая на второй план научить ребенка способности чувствовать, думать, творить и любить.

Научить любить семью, школу, природу, Родину;

научить любить и уважать традиции, культуру, историю;

научить любить свои истоки.

А ведь «Я-гражданин», «Я-патриот» начинается с семьи.

Да, время диктует свои законы, свои правила. Задача нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Именно на школу возложено воспитание Гражданина – Патриота, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Много вопросов возникает у меня, как педагога-организатора:

Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?

Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста. Формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей является важным направлением в моей деятельности. Так как начальная школа является особым местом воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну, за школу, потому что дети в младшем школьном возрасте отличаются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учим, что говорим, в безусловность и необходимость нравственных норм. И поэтому, я, как педагог- организатор, вношу немалую лепту в воспитание юного поколения, именно гражданина и патриота.

Цель гражданско – патриотического воспитания: создание условий для формирования и развития гражданско- патриотической культуры личности ребенка.

Патриотизм - это духовность, нравственность, гражданственность и социальная активность личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, определяю задачи:

  • формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
  • воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам страны;
  • создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

В нашей гимназии №1 имеется хорошая база для развития внеурочной деятельности на основе требований ФГОС. Создана единая система учебной, воспитательной деятельности, дополнительного образования для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроена в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности в условиях нашего города.

Какого выпускника мы должны выпускать в рамках новой образовательной программы? Какой конкретный результат моей деятельности должен соответствовать портрету выпускника начальной школы? Воспитать ГРАЖДАНИНА- ПАТРИОТА. Давайте рассмотрим конкретнее, какой он, выпускник начальной школы?

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Тематические классные часы, конкурсные программы, встречи, проекты, краеведческий материал школьного музея становятся основой понимания детьми своеобразия родного края, его природы, истории, традиций, значимость Родины, России. Вся эта деятельность формирует у учащихся интерес к изучению истории, воспитывает чувство гордости за свой город, округ, за традиции, социальные, культурные, спортивные достижения.

День знаний, Посвящение в первоклассники, праздник «С Днем рождения, Гимназия!», конкурс чтецов «Ямал, мой край родной», встреча с ветеранами ВОВ, конкурс фотографий о Ноябрьске, выпуск газеты, посвященной дню рождения гимназии «Наша гимназическая семья», праздник «Посиделки в горнице», конкурсные программы, где есть всегда задания о России, округе, городе, гимназии.

Особое внимание в начальной школе уделялось ходу Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. На карте России была нарисована схема передвижения олимпийского огня, мы с ребятами отмечали маленькими олимпийскими флажками города - участников факельного шествия, а также велся учёт олимпийских медалей на пьедестале почета, вывешивались фотографии спортсменов, завоевавших медали. Это было почетно для ребят и радостно и интересно.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры. Незаменимыми помощниками в воспитательной работе и таком её направлении, как патриотическое воспитание, становятся родители. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Главное, воспитание патриотизма нужно начинать с любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке.

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя и воспитание дружелюбного отношения к детям других национальностей. Формирование представлений о жизни и труде разных народов позволяет подвести к пониманию интернациональных связей, взаимопомощи. На классных часах ведутся беседы на морально-этические темы, о культуре поведения, об охране жизнедеятельности, о правилах дорожного движения.

Игра «В поисках клада» для учащихся и родителей 1-2-х классов, выставка фотографий «Мамочка, любимая моя!», сочинений «О маме моей», игра семейных команд «С семьей по России», праздник «Посиделки в горнице» и многое другое.

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Воспитание такого гражданина происходит и тогда, когда младший школьник приобщается к искусству страны, народному творчеству, когда он знакомится с людьми, прославившими Родину: художниками, композиторами, спортсменами, космонавтами, и героями, защищавшими страну. Наша задача, поддерживать интерес и увлечение детей, стремление к активному образу жизни. Это - новое поколение, которое отличается своим рвением, упорством, своими знаниями и умениями достигает цели в жизни.

Концерт, посвященный Международному Дню музыки, Международный день танца, это интеллектуальные игры на разные темы, конкурсы рисунков «Чудесные краски осени», «Любимые сказки А.С.Пушкина», встреча с выпускниками гимназии, отслужившими в армии и т.д.

  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Да, задача учителей – научить детей учиться. Поиск необходимой информации для подготовки к мероприятиям, выполнения заданий в них с использованием литературы, энциклопедий, интернет-ресурсов, умение применять на практике все это подразумевает собственную деятельность - самоподготовку. Самоорганизация, самосовершенствование, стремление к лидерству – все эти качества я стараюсь воспитывать в своих воспитанниках.

Поделки разные, новогодние игрушки своими руками, защита проектов; участие в концертной программе, в конкурсах и соревнованиях, защита презентаций и т.д.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

Люблю, когда дети проявляют самостоятельность, в том или ином вопросе, где-то командой, имеется в виду без классного руководителя. Наблюдается, что и классные руководители, назначив старшего среди детей, дают возможность самостоятельно принимать решения. Дети чувствуют себя ответственными, взрослыми. Самостоятельность ребенка, осознание ценности семьи, принадлежности к народу, Отечеству, почитание нравственных устоев семьи, как любовь, почитание родителей, взаимопомощь, забота о младших, ответственность перед старшими, страной – очень важные качества, необходимые для нашего выпускника.

Конкурсы для мальчиков, игры и викторины по правам ребенка, участие в акциях «Помощь другу», «Посылка ямальскому солдату», «Письмо солдату»,

участие в мероприятиях к 8 Марта, участие в спортивных состязаниях, традиционный день Дублера.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Во всех школьных делах только позитивная взаимосвязь всех учеников и взрослых. Наличие гражданского мнения у ребят, чувства такта, желание работать вместе – это то, что двигает нас с ними вперед и вперед.

Воспитываем гражданина, доброго, позитивного, умеющего анализировать свои поступки и действия, уверенного в себе, умеющего работать в команде.

Считаю, что одной из главных форм внеклассной работы, является классный час, форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений с окружающим миром, навыки межличностных взаимодействий и преодоления конфликта. Во время таких встреч я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению.

Беседы с классом, игры командные, круглые столы, викторины, традиционный День дублера.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Через школьные дела в рамках ЗОЖ, месячника оборонно-спортивной работы приобщаем детей к ЗОЖ, даем ценность занятий спортом и здоровых увлечений с целью личной безопасной жизни каждого и комфортного состояния их, формирование устойчивой мотивации “на здоровье” учащихся, родителей, учителей.

Соревнования между командами классов, викторины, конкурсы, интеллектуальные игры, акции по ЗОЖ, спортивные часы, защита презентаций о спорте, это традиционные соревнования с привлечением родителей «Равнение на папу!», «Мама, папа, я-спортивная семья!», ЗОЖ, беседы о ЗОЖ, выставка работ «Мое увлечение», «Я и спорт» и т.д.

Специфика проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию предусматривает эмоциональное воздействие, т.е. важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие существенное мотивирующее влияние на результативность. Чувство гордости, сопричастие к великому, соучастие в чем-то важном – всё это окрыляет, вдохновляет, направляет ребенка, заставляет задуматься об очень важном и нужном – о своем месте в обществе, о свое значимости, главное активизирует его в жизни.

Подведение итогов – процедура, которая дает возможность участникам высказать свое мнение о мероприятии, ответить на эти вопросы, позволяет сделать выводы мне. Кроме этой таблицы, я применяю для подведения итогов цветные карточки: желтая – на 5, синяя – на 4, коричневая – на 3; иногда, просто проговариваем, что больше понравилось, а что меньше. Но после каждого проведенного дела стараюсь посетить класс с кл. рук. и обобщаю участие класса, подвожу итоги, нацеливаю на будущее.

В феврале и марте месяце в начальной школе было проведено анкетирование по уровню воспитанности. Результаты позволяют говорить о том, что гражданско-патриотическое воспитание в гимназии ведется эффективно, в организацию которой включены и учебная и внеучебная деятельность. Главное, в детях заложено начало понимания таких понятий: Гражданин и Патриот.

Ну, а мы должны стремиться в своей педагогической деятельности к такому результату:

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями.

И в заключение, вспомним стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина

Десять правил маленького россиянина

Расскажу вам десять правил.
Вы запомнить их должны.
Их на память нам оставил
Верный сын родной страны.

Он прошел войну когда-то,
По геройски жизнь прожив,
Безымянным стал солдатом,
Свою голову сложив.

Павших всех Руси героев,
Кто в боях без вести пал,
Собирательным героем
Он возвел на пьедестал.

Правило один, конечно,
Свою Родину любить,
Быть ей преданным навечно,
Честь и славу заслужить.

Правило второе важно,
Коли первое блюсти:
Честь храните, и неважно,
Где и как пришлось расти.

Третьим правилом дано нам
Гимн Родной Отчизны знать,
А, услышав гимна звуки,
С гордостью в душе вставать.

Правило четыре дети –
Уважать вы все должны
И беречь основы эти:
Герб и флаг родной страны.

Пятым правилом всем будет
Честность ваша навсегда,
И тогда из многих судеб
Навсегда уйдет беда.

Правило шестое, знайте,
Помощь слабым – это честь.
Старость, младость уважайте,
Ведь таких людей не счесть.

Завещал седьмым из правил
Веру в Бога нам солдат.
Веры дух чтоб нами правил,
Был духовен, стар и млад.

Правило восьмое: бойтесь
Беса в душу запустить.
За святым крестом укройтесь,
Чтоб соблазны победить.

Вот девятое из правил:
Коль на Русь кто нападет,
Он завет всем нам оставил:
Бей врага родной народ!

Правилом десятым, важным,
Завещал Руси солдат:
Патриотом быть отважным,
Помнить павших всех ребят.
(А. Гаврюшкин)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области

Доклад

Тема: Формирование гражданско-патриотических ценностей школьников во внеурочное время

Т.И. Плетнева

учитель МБОУ СОШ №3 г.Льгова

Введение.

I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического

воспитания обучающихся школьников.

II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания

в практической деятельности.

Заключение.

Начало формы

Конец формы

"… Не может сын глядеть спокойно

на горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

к Отчизне холоден душой…"

А. Н.Некрасов.

Введение.

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в . Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств

массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной , неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

Уроков истории и обществознания, работы школьного музея, школьного клуба;

Духовного опыта предшествующих поколений;

Памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

Связи с Центром гражданского образования, как условия формирования гражданской позиции школьников через участие в акциях, играх, конкурсах, исследованиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание школьников;

Связи с духовно-просветительским центром "Северная Фиваида" как условия формирования более глубоких знаний о родной истории и развития исследовательских умений;

В творческом поиске учителем различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

Ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

Опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

Активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами ;

Вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

Включения обучающихся в деятельность, требующую непосредственного участия детей в благоустройстве города, в школьном самоуправлении, в работе школьного музея, клуба (проведение экскурсий, пополнение коллекций, встречи с выпускниками школы и др.).

I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школьников.

Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма давно занимаются не только педагогика, но и философия, психология, социология.

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Педагог К. Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о "великих чувствах, возвышающих человека".

По мнению А. Н.Вырщикова и В. И.Лутовинова патриотизм - это сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам. Оно включает в себя знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, готовность участвовать в укреплении государства.

Для упрочения национального сознания необходимо так же опираться на такие ценности как "государственная символика, примеры служения Отечеству выдающихся людей России".

Важным является координировать взаимодействие школы, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-патриотического

воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

«Гражданское становление личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность».

В понятии гражданин сливаются воедино духовно-нравственный компонент понятия патриотизма и социальный и правовой компоненты понятия гражданственности. В своих исследованиях педагоги подчеркивают органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, основой которого является развитие у воспитанников чувства Родины.

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-

нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности.

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

Формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

Воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

Формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

Формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

Формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

Формирование системы ценностных ориентаций.

Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

Проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить

мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

Уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

Урок защиты реферата;

Уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

Приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Вологодского края в этом событии. При раскрытии тем, связанных с эпохой сталинизма, привлекаются произведения вологодских писателей В. Т.Шаламова, В. И. Аринина.

Тема Великой Отечественной войны особенно тесно связывает историю страны и историю Вологодского края. Учитель может приводить множество примеров героизма вологжан - воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев, об известных маршалах и генералах, делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о людях и событиях войны. Большой интерес у ребят вызывают исторические личности. Об этом говорит тот факт, что в кабинете истории накопилось немалое количество детских сообщений и рефератов об известных полководцах, адмиралах флота, правителях государства, замечательных людях разных эпох, о героях и деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку деятельности и поступков людей, в которых можно много почерпнуть патриотизма, проявлений высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу.

Во внеурочной деятельности школьники готовы участвовать как индивидуально, так и коллективно. Особенное удовлетворение они получают от общего успеха своей группы. Как показали результаты анкетирования восьмиклассников, сделанные после проведения мероприятия в честь 65-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, наибольшее удовлетворение дети получили от совместной работы в группе, где могли советоваться, делать правильные выводы, могли быть полезны коллективу. После мероприятия одна ученица написала в отзыве: «Мне понравилось выполнять задания, потому что мы все делали вместе. У нас получился уголок по истории о войне. Нам надо знать, что наши предки большой ценой завоевали Победу, чтобы больше на планете не было войн, голода, горя». Это мероприятие, посвященное юбилею Великой Победы, называлось "Цена Победы". Главной целью мероприятия было создать условия для того, чтобы ученики самостоятельно смогли сделать выводы об огромной цене победы, значении всенародного героизма, патриотизма, который проявляли наши соотечественники во время войны. Ценным результатом деятельности было отсутствие равнодушия у детей. Они выражали и эмоциональное переживание, и сострадание, и восхищались героизмом воинов и тружеников. Помимо этого мероприятия, ученики писали сочинения или эссе, участвовали в викторинах и других мероприятиях в честь 65-

летней годовщины Великой Победы. Методическая разработка мероприятия «Цена Победы» было отмечено грамотой. Некоторые детские работы тоже были отмечены грамотами. (Приложение 1).

Действительно, важным оказалось, что эти все мероприятия проводились именно в дни всенародного празднования Дня Победы, потому что это позволило подключить к участию родителей учеников, которые помогали своим детям отвечать на вопросы анкеты и викторины. Из рассказов своих родных дети узнали и поняли, что их семьи не были в стороне от событий страшной войны и отразили это понимание в своих работах, анкетах и сочинениях о войне. (Приложение 2).

"Интеграция населения вокруг духовного наследия Великой Победы позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил российских граждан. Сегодня, как никогда прежде, актуальным становится освоение духовного наследия Великой Победы - выявление в нашем обществе таких условий, которые способны актуализировать эти героические традиции, воплотить их в современной символике и смысле патриотизма, в самосознании народа. Наследие Великой Победы - это живая социальная связь прошлого и настоящего. Это форма самоорганизации, целеполагания, интеграции. Способ духовного воспроизводства,

самоосмысления и самосознания российского общества, исключительно важного для решения актуальнейшей проблемы - выживания страны в экстремальных условиях". (11).

Не случайно интерес у учеников вызывают события смутного времени в истории нашей страны, потому что смута не обошла историю родного края, малой родины. БОУ ДОД ВО "Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида" ежегодно проводит

Ферапонтовские чтения, Димитровские чтения, различные областные конкурсы, которые способствуют патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию через изучение истории нашей Родины и родного края, истории своей семьи и т. д. Центр создает условия для проявления совместных творческих умений и навыков учащихся и их родителей в области научно-технического творчества, проектной и .

Заинтересованные ученики учатся самостоятельному поиску, развивают навык исследовательской деятельности. Некоторым активно помогают их родители, отправляясь вместе с ними на экскурсии, помогая в сборе материалов. Наиболее активной

является ученица Макова Юлия, победительница Ферапонтовских чтений и Димитровских чтений. (Приложение 1). Надо отметить, что после глубокого исследования и изучения выбранной темы ученики делают выводы, отражающие их знания, понимание значения исторического события, чувства, которые они испытывают. (Приложение 2).

В настоящее время одна из учениц готовится принять участие в XI областном конкурсе «Моя семья», объявленном «Духовно-просветительским центром «Северная Фиваида».

Двое учеников решили принять участие в Открытом международном историко-патриотическом конкурсе "Морской венок славы: моряки на службе Отечеству", посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года и участию в ней моряков Российского флота. Дети пишут исследовательские проекты и рефераты.

Все, приведенные выше примеры, свидетельствуют об интересе детей к знаменательным событиям истории страны и истории малой родины, к героическому прошлому. У школьников есть желание узнать больше, чем узнают на уроках истории. Они посещают памятные места, обращаются к учителю за консультацией и за литературой, подключают к участию своих родителей, проявляют высокую активность. Несомненно, что учащиеся почерпнут в этой деятельности опыт социальный, гражданский, духовный.

Формирование гражданственности, воспитание патриотизма возможно при условии, что дети хорошо знают российскую символику, понимают ее смысл и назначение, испытывают чувство гордости за свой флаг, герб, гимн, Конституцию, народ,

их создававший, а значит и за свою отечественную историю.

Ежегодно дети участвуют в конкурсах, проводимых ДТДиМ, Центром гражданского образования: "Конституция - основной закон страны", "Гражданином быть обязан" и др. Школьникам нравится дух состязательности, который присутствует в конкурсах и играх, способствующих росту самооценки и гордости за свои достижения. Испытав свои знания, ощутив способности, дети пишут доклады, помогают в оформлении стендов, школьных стенгазет, посвященных российской Конституции, символам нашего государства. Работу выполняют со знанием дела, самостоятельно, с интересом.Наиболее восприимчивыми к воспитанию гражданских и патриотических чувств на уроках оказались шестиклассники. Их очень увлекает деятельность, связанная с ожиданием результата своего личного или совместного труда. Примером может быть создание на уроке обществознания проекта журнала под названием "Научиться быть гражданином". Главный вопрос, на который надо было ответить - кто такой гражданин? Дети должны были осознать, что вся земля, Родина и родной край - это еще и их родной дом, а они - граждане, значит хозяева своего родного дома. Красной нитью в высказываниях детей звучало понимание ими ценности Родины и понимание того, чтогражданин это, в первую очередь, человек, не равнодушный к своей судьбе, судьбе своей страны и малой родине. В результате проект журнала был создан коллективом учеников.

Однажды был создан проект журнала "Причины и начало холодной войны". Девятиклассники работали с документами в группах и делали определенные выводы по различным вопросам, проблемам темы, формировали рубрики журнала. Обсуждение, умение выслушивать друг друга, сопоставлять свои мнения с мнениями других, быть полезным в общем деле - это, наверное, те качества и умения, которые очень необходимы современному гражданину.

Такие проекты-журналы можно создавать совместно с учениками по различным темам курсов истории, обществознания и права. Главное определиться с названием

журнала, проблемами для рассмотрения, назвать его рубрики, создать рабочие листы для групп. Все проблемы обсуждаются в группах, потом создаются мнения, выводы по разным вопросам одной общей темы, оформляется журнал. Работа учеников оценивается и по степени их участия, и по полезности вклада в общее дело, и по их знаниям.

"Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности педагога. Важно чтобы школьник убедился в своих силах, понял, что его гражданская позиция нужна и полезна ему и обществу. Только включившись в активную деятельность можно понять это и научиться быть нужным, получить удовлетворение этой своей потребности. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская

активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма и гражданского мужества. Только настоящий

гражданин готов на героический подвиг и самопожертвование, если этого требуют интересы общества". С этими убеждениями педагогов нельзя не согласиться. Ценностно-ориентированная внутренняя позиция подростка возникает в результате организации общественной практики, в которую он включен.

Примером такого включения может являться активное участие учеников в экологических мероприятиях по благоустройству города, организованных местной властью, местными организациями, учреждениями дополнительного образования. Как настоящим гражданам, детям не безразлично, в каком состоянии находятся самые посещаемые вологжанами и самые красивые места: скверы и парки, улицы города, стадионы. Надо отметить высокую активность детей в мероприятиях по благоустройству родного города. (Приложение 1).

Еще одним примером включения детей в активную деятельность по освоению опыта гражданственности может являться работа школьного клуба.Большие возможности для гражданского и патриотического воспитания учащихся создает программа работы школы в этом направлении. Воспитание гражданственности и патриотизма через участие в различных акциях и мероприятиях таких как: "Подарок солдату", "Концерт для ветеранов", встречи с ветеранами и выпускниками школы, возложения венков к могиле погибшего выпускника школы - героя Алексея Теричева, работа музея истории школы. Дети проявляют свою активность, творчество, благодарят

ветеранов, общаются с выпускниками школы, приобретают бесценный опыт практической деятельности и общения, формируют гражданские качества:

ответственность за порученное дело, чувство долга, уважения к старшему поколению, становятся гражданами своего общества.

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

Гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к

законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

На уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

Знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

Органы ученического самоуправления и система школы создают условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителей, учащихся и их родителей, общественных организаций,

Заключение.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.

Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.

Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Ценности гражданского патриотического воспитания: опыт, проблемы, перспективы Лейканд Л.Г., учитель истории МБОУ « Средняя общеобразовательная школа№12 с углубленным изучением отдельных предметов» Ценности гражданского патриотического воспитания: опыт, проблемы, перспективы. Патриотизм и гражданственность – важнейшие составляющие отечественной культурно - педагогической традиции. Как справедливо заметил К.Д.Ушинский, «патриотизм - это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся». Гражданское патриотическое воспитание современных школьников – сложная образовательная задача. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Существует реальная угроза перерастания патриотизма в национализм. Решение настоящее проблемы время гражданского поднимается на патриотического государственный воспитания уровень. в Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в целях пропаганды традиционных духовнонравственных, гуманистических ценностей и патриотического воспитания граждан. Разработана и «Патриотическое воспитание действует долгосрочная целевая программа граждан Белгородской области на 2011- 2015годы». Не вызывает сомнения, что сейчас необходим целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ, воспитанию гражданина – патриота Отечества. Невозможно заставить человека любить государство, Родину, других людей, но можно и нужно воспитывать дух любви и сознание духовных основ жизни на родной земле, крае, области, страны; и государственная школа призвана к этому, она должна быть пронизана этим стремлением. Поэтому гражданское патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, тщательно продуманным и спланированным. В нашей школе осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня гражданственности и патриотизма обучающихся. На протяжении пяти лет создается класс со спортивнооборонным профилем. В 2010-2011году наша школа заняла 1 место в 47 -ой городской Спартакиаде среди школьников города. Хорошая физическая подготовка готовит подростков к службе в вооруженных силах. Опыт, традиции, уклад жизни формируют и развивают гражданские и патриотические качества личности. Для воспитания у юношей допризывного возраста высоких гражданско-патриотических чувств, стремления к службе в Российской Армии, уважения к славной воинской истории и традициям Отечества обучающиеся нашей школы в 2009-2010 и 2010-2011г. в военно-патриотическом проекте «Аты-баты-2011. Юные патриоты России» заняли 2 место. Создан и действует школьный краеведческий музей, где обучающиеся школы занимаются исследовательской краеведческой работой. Регулярно организовываются встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны. В честь присвоения нашему городу звания «Города Воинской Славы!» обучающиеся собрали исторический сборник «Аллея Славы!». Проводятся классные часы, посвященные памятным датам Отечественной истории. Знакомство учащихся с историей, традициями и особенностями развития Белгородской области, изучение государственной символики России и Белгородской области осуществляется посредством экскурсий по историческим местам и местам боевой славы, паломнических поездок по святым местам Белгородской области и другим областям России. Важной составляющей гражданского патриотического воспитания учащейся молодежи является вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность – волонтерское движение, участие в акциях милосердия «Помогите детям» (с посещение социально-реабилитационного центра «Подросток»), «Белая ромашка», «Ветераны живут рядом», благотворительных концертах в Доме-интернате для престарелых людей и инвалидов. В нашей школе с 2009 года действует Клуб будущих избирателей «Поколение» для повышения гражданской активности обучающихся. Клуб основывается на принципах добровольности, гласности, равноправия, самоуправления и законности. Основными целями деятельности Клуба является: - реализация правовых знаний о выборах, правовой культуры будущих избирателей; - воспитание активной гражданской позиции, ответственного отношения к участию в избирательных кампаниях различного уровня; - раскрытие и реализация творческих инициатив обучающихся, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие членов Клуба. Для достижения указанных целей члены Клуба принимают участие в разработке и реализации программ и мероприятий, направленных на выполнение государственной молодежной политики. Эффективными формами занятий клуба являются лекции, беседы, семинарские занятия, встречи с членами Совета молодежи Старооскольского городского округа, кандидатами в депутаты и на выборные должности, конкурсы, викторины, встречи команд КВН, дискуссии, деловые игры, конкурсы плакатов, логотипов, презентаций, оформление школьных стенгазет. Члены Клуба готовят рефераты, сообщения, участвуют в конкурсах сочинений, рисунков, плакатов, олимпиадах по избирательному праву. На курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания при СОГИУУ в ноябре 2010г. члены клуба показали ролевую игру «Политический турнир», которая была высоко оценена членами жюри. Традиционными мероприятиями Клуба являются: - участие членов клуба в проведении выборов органов ученического самоуправления; - активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню молодого избирателя (ежегодно третье воскресенье февраля). В рамках недели молодого избирателя были проведены мероприятия по темам: 1) заседание КБИ – « Я - будущий избиратель»; 2) конкурс рисунков и логотипов « Моя семья на выборах»; 3) ученический лекторий «История выборов в России», «Выборы в истории человечества»; 4) конкурс творческих работ, мультимедийных презентаций «Я – будущий избиратель», « Я – гражданин России», «Путешествие в страну выборов»; 5) книжно – иллюстративная выставка «Азбука молодого избирателя»; 6) эссе, сочинение «Выборы глазами молодежи»; 7) дебаты актива клуба «Права молодежи в современной жизни». В конкурсе «На лучшее освещение организации и проведение выборов 10 октября 2010г. средствами СМИ клубами будущих избирателей» наша школьная газета «Креатив» заняла 1место. Огромный интерес по формированию и развитию гражданских качеств и коммуникативных навыков, умению вести дискуссию, выстраивать систему аргументов и контраргументов, отстаивать свою точку зрения помогает интеллектуальная игра «Дебаты», где наши активисты клуба также заняли почетное призовое 1место. В настоящее время актуальна проблема изучения «Конституционных полномочий президента России». Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений. Среди них: - человек и его права; -гражданский мир и согласие; -государственное единство России; -любовь и уважение к Отечеству; - вера в добро и справедливость; - суверенная государственность России; -ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. Приведенный круг ценностей должен быть усвоен учащимися как комплекс ориентиров- то, что нужно отстаивать, с чем следует соотносить свою деятельность. Все эти мероприятия способствуют воспитанию активной гражданской позиции и высокого патриотического сознания. Однако в ходе диагностики обучающихся 8-11 классов была выявлена противоречивость гражданской патриотической позиции подростков. Как выяснилось, знание родной истории, культуры, организация досуга, воздействие средств массовой информации, современных инновационных технологий имеют решающее воздействие на воспитание сознания школьников. Большинство обучающихся (74%) считают необходимым знать историю своей страны, но лишь 48% имеют достаточно высокий уровень таких знаний, а у 52% они поверхностны. С целью определения основных социально- политических ориентиров подростков было предложено два вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите постоянно жить?». Считают себя патриотами 54% школьников; 21% - не считают; 21% - затруднились ответить. Постоянно жить за границей хотят 6% ответивших; безразлично, где – 15%. Примерно 70% обучающихся связывают свою судьбу с Родиной. Но больше всего желающих жить только в России, разделяя ее судьбу – 20% - из группы со стабильным средним достатком. Гордятся, что они россияне – 78% школьников, а 22% не испытывают этого чувства. Структура ценностей обучающихся 1011 классов % Получение хорошего образования 54% Материальный достаток 45% Любовь родителей 42% Семейное счастье 40% Здоровье 35% Уважение друзей 27% Возможность реализовать свои гражданские права 25% Любимая работа 22% Защита Отечества 12% Как видно из представленной таблицы, защита Отечества занимает в ней последнее место. Полученные результаты исследования показывают, что у многих обучающихся эмоциональными понятие составляющими: принадлежность к своей нации. гражданского патриотизма чувством к Родине и ограничено гордости за Об армии большинство старшеклассников черпают свои знания из СМИ. Патриотизм не воспринимается сегодня значительной частью молодежи как основа и смысл существования и деятельности личности. Сложное положение Российской Армии негативно отражается на патриотическом сознании россиян, молодежи и подростков. Сегодня одной из проблем, требующих решения на федеральном и региональном уровне, является организация противодействия попыткам искажения и фальсификации истории Отечества в электронных и печатных средствах массовой информации. Данные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимы поиск и разработка таких инновационных подходов к гражданскому патриотическому воспитанию школьников, реализация которых способствовала бы качественно новой организации этой деятельности. В результате анализа факторов, влияющих на формирование гражданственности и патриотизма обучающихся, были выявлены следующие противоречия: - между потребностями общества, государством в формировании гражданина – патриота на основе культурных традиций и исторических фактах преимущественной ориентацией молодежи на абстрактные человеческие ценности; - между потребностями обучающихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее; - между высокими темпами развития новых воспитательных технологий и неготовностью общества к внедрению их в процесс гражданского патриотического воспитания школьников. На основании анализа выявленных противоречий была определена проблема нашей образовательного работы: процесса формирование гражданственности значимых ценностных личностных качеств. у всех и участников патриотизма как Перспективы – формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Гражданское патриотическое воспитание подрастающего поколения призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к традициям и культуре, пробуждать чувства гордости за свой народ. Актуальная задача воспитания гражданственности и патриотизма может успешно решаться путем соединения усилий различных общественных сил: семьи, школы, СМИ, общественных организаций. Ожидаемые результаты реализации ценностей гражданского, патриотического воспитания школьников 1.Повышение уровня гражданского самосознания школьников 80 70 60 50 40 30 20 10 0 2008-2009учебный 2009-2010 учебный 2010-2011 учебный год год год 1. Сформированность у обучающихся стойкой патриотической позиции: - положительная динамика развития патриотических качеств у обучающихся Патриотическ 2008-2009 2009- 2010- ие и гражданские учебный год 2010 2011 учебный качества % учебный год год % % Любовь к 38 42 72 28 36 69 8 20 38 18 25 45 Отечеству, к людям Преданность Отечеству, людям Готовность служить Отечеству Реализация своих гражданских прав 1. Разработка новых подходов к ценностям гражданского патриотического воспитания: - увеличение количества методических пособий и рекомендаций по проблемам гражданского патриотического воспитания школьников: 2010 – 22% 2011 – 35% - количество конкурсных мероприятий, семинаров, научнопрактических конференций гражданско-патриотической направленности, в которых участвовали педагоги: 2010 – 20% 2. Достижение 2011 – 32% качественного нового уровня деятельности школы, семьи, общественных организаций совместной гражданского патриотического воспитанию школьников: 3. Увеличение количества реализованных общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями всех участников образовательного процесса и представителей местного сообщества: 2010 – 28% 2011 – 36% - число проведенных конкурсов, семинаров по гражданско- патриотической тематике: 2010 – 23% 2011 - 46% - Число обучающихся, принявших участие в реализации воспитательных областных и городских целевых программ по гражданскому патриотическому воспитанию: 2010 – 27% 2011 – 47% Гражданское патриотическое воспитание школьников решает следующие задачи: - утвердить в сознании и в чувствах обучающихся социально значимые гражданские и патриотические ценности, взгляды, убеждения, уважение к культурному историческому прошлому России; - прививать обучающимся чувство гордости, уважения и почитания государственных символов России и исторических святынь Отечества; - создавать атмосферу уважения к Конституции России, законности, нормам общественной и коллективной жизни, конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; - способствовать объективному освещению исторических событий, особенно Великой Отечественной войны. Через решение перечисленных задач гражданское патриотическое воспитание выступает в качестве внутреннего мобилизирующего ресурса развития личности, становления активной гражданской позиции и готовности служению своему Отечеству. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня образования гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления общества гражданского и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. В.А. Сухомлинский говорил: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребёнка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт и делает». Список литературы 1. Постановление Правительства РФ от 05 октября 2010 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». 2.Постановление Правительства Белгородской области об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы». 3. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма.//ПИОШ.2009.№4.с.17 4.Бодрова.Е.В. Военно–патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны//ПИОШ. 2008.№5.с.3-9 5. Кожахметова Ш.Ш. «Конституционные полномочия президента»// ПИОШ.2009.№5.с.80 6. Овчинникова Н.П., Ульянова Н.С. Воспитание учащихся в духе патриотизма – одна из важнейших задач современной школы. //ПИОШ.2009.№6.с.52-56

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым

«Санаторий для детей и детей с родителями «Бригантина»

Статья «Патриотические ценности современного воспитания»

Составитель:

Воспитатель: Красюк М.Г.

Г.Евпатория 2015г.

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации . Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств

массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности , неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

Уроков истории и обществознания, работы школьного музея, школьного клуба;

Духовного опыта предшествующих поколений;

Памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

Связи с Центром гражданского образования, как условия формирования гражданской позиции школьников через участие в акциях, играх, конкурсах, исследованиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание школьников;

Связи с духовно-просветительским центром "Северная Фиваида" как условия формирования более глубоких знаний о родной истории и развития исследовательских умений;

В творческом поиске учителем различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

Ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

Опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

Активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования ;

Вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

Включения обучающихся в деятельность, требующую непосредственного участия детей в благоустройстве города, в школьном самоуправлении, в работе школьного музея, клуба (проведение экскурсий, пополнение коллекций, встречи с выпускниками школы и др.).

I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школьников.

Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма давно занимаются не только педагогика, но и философия, психология, социология.

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Педагог К. Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о "великих чувствах, возвышающих человека".

По мнению А. Н.Вырщикова и В. И.Лутовинова патриотизм - это сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам. Оно включает в себя знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, готовность участвовать в укреплении государства.

Для упрочения национального сознания необходимо так же опираться на такие ценности как "государственная символика, примеры служения Отечеству выдающихся людей России".

Важным является координировать взаимодействие школы, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-патриотического

воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

«Гражданское становление личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность».

В понятии гражданин сливаются воедино духовно-нравственный компонент понятия патриотизма и социальный и правовой компоненты понятия гражданственности. В своих исследованиях педагоги подчеркивают органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, основой которого является развитие у воспитанников чувства Родины.

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции".

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности.

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

Формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

Воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

Формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

Формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

Формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

Формирование системы ценностных ориентаций.

Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

Проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить

мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

Уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

Урок защиты реферата;

Уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

Приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Вологодского края в этом событии. При раскрытии тем, связанных с эпохой сталинизма, привлекаются произведения вологодских писателей В. Т.Шаламова, В. И. Аринина.

Тема Великой Отечественной войны особенно тесно связывает историю страны и историю Вологодского края. Учитель может приводить множество примеров героизма вологжан - воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев, об известных маршалах и генералах, делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о людях и событиях войны. Большой интерес у ребят вызывают исторические личности. Об этом говорит тот факт, что в кабинете истории накопилось немалое количество детских сообщений и рефератов об известных полководцах, адмиралах флота, правителях государства, замечательных людях разных эпох, о героях и деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку деятельности и поступков людей, в которых можно много почерпнуть патриотизма, проявлений высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу.

Заключение.

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.

Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.

Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама