THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цель: привитие детям чувства значимости дружбы и умения общаться друг с другом, мотивировать на детей на совершение добрых дел.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о воспитанности, добрых поступках, о дружбе между людьми; закрепить у детей понятия «вежливость», «доброта», «дружба».

Развивающие: развивать речь и мышление; упражнять в выполнении добрых поступков, самооценки поведения, оценивать поступки других.

Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, заботливость, гордость, застенчивость).

Воспитательные: воспитывать стремление дружить с окружающими, доброжелательность, приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.

Оборудование: плакат с недостающими элементами «Дерево дружбы и доброты», карточки-иллюстрации с хорошими и плохими поступками, разрезные карточки «Эмоции и чувства», ситуативные игры.

Предварительная работа: Беседы о добре, радости, дружбе; знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и доброте, стихотворения О. Дриз «Добрые слова»; рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты»; составление рассказов о добрых поступках.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я пришла на работу, а меня ждет мишка у дверей с письмом к нам. Будем читать письмо?

Дети: да.

Воспитатель : тогда слушайте.

Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам лесные звери. У нас в лесу выросло дерево, но без листочков и цветочков, нам грустно от этого. А чтобы оно расцвело, и зазеленело, нужно творить добро и быть вежливыми. Помогите пожалуйста!

Воспитатель: поможем зверюшкам? Будем добрыми, дружными и вежливыми?

Дети: да.

Плакат «Дерево дружбы и доброты» прикреплен на мольберте перед ребятами.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам нравится дерево, которое выросло в лесу у зверюшек.

Дети: Нет!

Воспитатель: Смотрите даже солнышко какое-то не такое? А что с ним?

Дети: нет улыбки.

Воспитатель: Все правильно. Нужно что-то делать, а давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково по имени».

Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Максимка!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Дариночка!» («Добрый утро Русланчик!») и т.д. пока все дети не назовут друг друга.

Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют.)

На плакате появляется улыбка у солнышка.

Воспитатель: Смотрите, ребята, у нашего солнышка появилась улыбка. Это хорошо, значит, мы к друг другу относимся по-доброму.

Итак, продолжаем добрые дела.

Воспитатель: Ребята, перед вами иллюстрации, давайте найдем хорошие поступки.

Дети отделяют хорошие поступки от плохих.

На дереве появляются цветы.

Воспитатель: Смотрите, наше дерево постепенно оживает и зацветает.

Мы продолжим творить добро, после физминутки.

Проводится физминутка.

(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)

Воспитатель: Ребятки, перед вами разрезные карточки «Эмоции и чувства», вам необходимо выбрать карточки только с добрыми эмоциями.

Дети отбирают карточки с нужными эмоциями, если ребенок ошибается, то ему не дается цветочек для приклеивания на дерево, идет объяснение, почему это плохая карточка.

На дереве постепенно появляются цветочки.

Воспитатель: продолжаем играть. Ваша задача оценить поступки и выявить ошибки. Хорошо?

Дети: да.

Проводится игра.

Ребятам предлагается инсценировка ситуаций, можно с участием детей или мягких игрушек. (Приложение №1)

Появляются еще цветочки на дереве.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какое у нас получилось дерево, вам нравится?

Дети: да.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие мы молодцы, какое доброе дело сделали, помогли лесным зверюшкам, а также мы с вами стали относиться добрее друг к другу, научились ценить доброту, выявлять плохие поступки.

Воспитатель: Что мы с вами делали сегодня?

Дети:

— Называли ласково друг друга.

— оценивали поступки.

— отбирали карточки с добрыми эмоциями.

— разбирали ситуации.

Вот какое дерево у нас получилось в итоге.

А это мы, дети, которые творили добро.

Ожидаемый результат: в группе пополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями о доброте. Повысилась способность детей оказывать помощь друг другу и другим людям. В обращении дети стали устанавливать контакт с помощью речевых (обращаться по имени, говорить комплименты) и не речевых (улыбка, контакт глаз) средств общения.

Приложение №1

Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Ситуативная игра-история «Машина».

Котику мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Котик довольный помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот

Молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Котик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу:

«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».

Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Котик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

Ситуативная игра-история «Случай в малине».

День был июльский, и жаркий, и длинный.

Котик и Ёж собирали малину.

Только в траве, возле старой березы,

Котику в лапу вонзилась заноза.

Просит он Ёжика: «Друг, помоги!

Мама малинку ждет в пироги!»

«Я не желаю тебе помогать,

Лапкой одной можешь ягоды рвать.

Не я уколол тебя», — Ёжик сказал,

В помощи другу он отказал.

Выход из проблемной ситуации.

Не огорчайся, мой друг, не беда!

Ведь помогаю тебе я всегда!

Вместе мы сладкой малины нарвем,

Сладкий пирог вместе мы испечем.

Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»

Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!»

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

Ситуативная игра-история «Ириски».

Котику как-то купили ирис

С очень веселым названьем «Кис-кис».

Лучше ириса нет в мире конфет!

(Это, признаться, уже не секрет.)

Ежик сказал: «Я конфеты люблю!

Не угостишь — я тебя уколю!»

Котик ответил: «Если ты злой,

Значит, ириски не дам ни одной!»

Выход из проблемной ситуации.

Котик ни капельки не удивился:

«Что же ты, Ежик, так рассердился?

Ирис я принес, чтоб тебя угостить,

Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»

Беседа в старшей группе на тему: "Вежливые слова"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)
Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
3)Кто приходил к нам в гости?

Педагог спрашивает, в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду.

— Старшие дошкольники — пример для малышей! — говорит Ведущий.— Вот почему наш младший и давний друг Мишка-Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться медвежонок?

Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Анны Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель контролирует, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?

А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Дима пришел к нам с поручением.

— Здравствуйте, — говорит мальчик и замолкает.

— А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? — спрашивает педагог.— Видите, как непросто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее других держался Юра.

А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого вначале следует поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день, Анна Ивановна! Добрый день, Ольга Викторовна!» Затем надо поприветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!» Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: «Анна Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки». В заключение надо сказать: «Спасибо! До свидания!»

— Всем все понятно? — спрашивает педагог, передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям:

— Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется еще дважды).

Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутает ли что-нибудь. А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».

Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что в этом случае тот, кто окажется ближе других к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ольга Андреевна ненадолго вышла и сейчас вернется».

Просит повторить модель правильного поведения.

— Видите, как доволен и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил. Проверим еще раз, как поняли его вы, — предлагает педагог. Сценка с «приходом гостя» повторяется 2—3 раза.

— Есть и еще очень важное правило, — продолжает воспитатель,— не перебивать разговаривающих людей — взрослых, детей. В таких случаях надо подождать удобного момента, извиниться и изложить свою просьбу. Как лучше это сделать? Что надо сказать? Сейчас я обращусь к Мите и попрошу, чтобы он прочитал свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает ей слушать.

Педагог подходит к мальчику. Слушает декламацию. Оля (она подготовлена заранее), выждав, когда воспитатель заметит ее, обращается к педагогу и к Мите: «Простите, пожалуйста». Далее, глядя только на воспитателя, говорит:

— Ольга Андреевна, Володя мешает мне слушать.

— А ты просила Володю не мешать тебе?

— Напрасно. Вы уже в старшей группе и сумеете, я уверена, разобраться с Володей самостоятельно.

Упражнение повторяется. К его выполнению педагог привлекает детей, часто нарушающих данное правило.

Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии (как вести себя, если ты послан с поручением в соседнюю группу; как вести себя, если в группу придет гость; как надо обращаться к воспитателю (к взрослому), который в этот момент с кем-то разговаривает).

Заканчивая занятие, педагог говорит: «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестричкам и братишкам. А главное, не забывайте этих правил!»

Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов»

Действующие лица : кукла Барби, ведущий.

Появляется зареванная Барби.

Ведущий : Что случилось?

Барби : Я слышала, ребята сказали, что я невоспитанная, но я хочу научиться быть вежливой.

Ведущий : Ребята, давайте отправимся в страну Вежливости и поучимся вместе с Барби быть вежливыми и воспитанными. Занимайте место в вагончиках. (Все «едут» под грамзапись.)

Ведущий : Станция «Добрые слова»! Выходите, ребята.

— Что вы говорите, когда встречаете друзей?

— Что вы желаете, когда здороваетесь? Барби говорит, что можно здороваться по-разному. Это верно?

— Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга? («Здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «привет», кивнуть головой, улыбнуться.)

— Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» — значит, будь здоров. Войдя в детский сад, школу, в гости — всюду сначала здороваются.

Барби : А какие вежливые слова вы еще знаете? («Спасибо», «пожалуйста».) Давайте поиграем в игру «Пожалуйста».

Все дети встают в круг. Ведущий показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.

Барби : А в каких случаях нужно говорить спасибо? (Ответы детей.)

— Расскажите случаи из своей жизни, когда вам приходилось кого-то благодарить. (Ответы детей.)

— А сегодня вы никого не забыли поблагодарить? А за что?

Барби: Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором можете произносить волшебные слова:

Маша знала слов немало,

но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

за подарком, за обедом,

Это слово говорят, если вас... (благодарят).

Но она молчит, как рыба,

вместо каждого... (спасибо).

Барби : Я думаю, что в вашей группе нет таких девочек и мальчиков.

Ведущий : Ребята, наше путешествие продолжается. Садитесь в вагончики.

Барби: «Заколдованная станция».

На этой станции, ребята, я для вас приготовила трудные задачи. Если вы их решите, то тогда снова вернетесь в детский сад. Как поступить?

1. Вы встретились у входа в детский сад с чьей-нибудь мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она войдет?

2. В группу к нам зашла заведующая или медсестра. Что нужно сказать?

3. Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?

4. Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?

Барби: Ребята, мы с вами правильно ответили на все вопросы. Садитесь в вагончики, а я остаюсь в стране Вежливости. Мы с вами еще не раз встретимся. А на прощанье:

Я вам желаю доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь!

(А. Кондратьева)

Игра-инсценировка «Поищем и найдем волшебные слова»

Действующие лица : кукла Барби, ведущий.

В группу входит грустная Барби, здоровается.

Ведущий: Что случилось? Кто тебя обидел?

Барби : Когда я спешила к вам в детский сад, меня обидел плохими словами один мальчик: он наступил мне на ногу, толкнул меня и сказал, что я слепая и ничего не вижу.

Ведущий : Дети, то что случилось с Барби, — это плохо? Как должен был поступить мальчик? (Ответы детей.)

— Скажите, а когда вас обзывают, придумывают клички, дразнят — вам это нравится? Какое у вас тогда бывает настроение?

— Катя, а как дома тебя называют мама, бабушка? А тебя? (Ответы детей.)

— А зачем нужно, обращаясь к ребенку, называть его малыш, Витенька, солнышко, сынуля и т. д.?

— Нам с вами не все равно, как нас назовут, а ведь бывают и грубые обращения.

Барби: Ребята, я принесла вам картинки. Давайте рассмотрим их и попробуем разыграть эти сценки.

Барби раздает детям заранее подготовленные картинки.

1. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась. Что он должен ей сказать?

2. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время. Что она скажет?

3. На остановке в автобус входит старушка. Что делают дети?

4. Девочка хочет купить шоколадку. Как ей нужно обратиться к продавцу?

Барби : Молодцы, ребята! А вы знаете, что словом можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить. Ну, а если вы кого-нибудь обидели или поступили неправильно, что нужно сделать? (Извиниться.)

— Послушайте стихотворение А. Барто «Шла вчера я по Садовой»:

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена —

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

— С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: — Это мне?

— Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

— С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка,— есть такой!

Барби: Ребята, я хочу с вами попрощаться. Вы молодцы, много знаете хороших и добрых слов. А на прощанье я вам подарю альбом «Добрых дел», рисуйте в нем свои хорошие поступки. Спасибо вам за добрые слова, у меня поднялось настроение. До встречи!

Игра-инсценировка «Спасите фею»

Действующие лица : ведущий, Шапокляк, королева Грубости, фея Вежливости.

Необходимо подготовить : телеграмма от феи, картинки на правила поведения в транспорте, магнитофонная запись голоса королевы Грубости, маски с разным выражением лица, картинки с изображением хороших и плохих поступков, дерево, цветы, заготовки для цветов вежливости и грубости, кукла, сундук.

Ведущий: Ребята, нам пришла телеграмма от феи Вежливости. Давайте ее прочитаем.

«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выручите меня из беды. Фея Вежливости».

Ведущий: Что будем делать? (Ответы детей.)

— Значит, решили освободить фею, а трудностей вы не боитесь?

Вбегает Шапокляк.

Шапокляк: Ой, куда это вы собрались?

Ведущий : Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.

Шапокляк: Я — злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить, люблю невоспитанных детей.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Шапокляк? (Ответы детей.) Вот видите, не хотят ребята с вами дружить и идти вместе выручать из беды фею Вежливости.

Шапокляк: Ну и ладно, я все равно отправлюсь за вами и буду вам мешать!

Ведущий : Ребята, как поступить? Давайте подумаем.

Дети с воспитателем встают в плотный круг, чувствуя плечо друга.

Ведущий : Уважаемая Шапокляк, мы посоветовались и решили, что возьмем вас с собой, но с условием, что вы будете воспитанной и вежливой. Итак, в путь! Нам придется добираться на троллейбусе. Садитесь.

Шапокляк ест конфету и мусорит.

Ведущий: Уважаемая Шапокляк, вы нарушаете правила поведения в транспорте, наши ребята хорошо их усвоили. Расскажите, какие правила поведения вы знаете. (Дети называют.)

Шапокляк : Какие воспитанные, как много знают правил! Я тоже не буду их нарушать.

Ведущий: Ребята, мы с вами приехали во владения королевы Грубости, выходите из троллейбуса.

Голос королевы Грубости (звучит магнитофонная запись). Я — королева Грубости, и вы попали в мое царство! Я захватила в плен фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но ее можно освободить, выполнив три моих задания.

Ведущий: Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? (Ответы детей.)

— Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше всего подходит к королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали.

Дети находят и объясняют свой выбор.

Ведущий : Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги. На одной — картинки с изображением хороших поступков, а на другой — плохих. По какому пути нам нужно идти?

Шапокляк: А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?

Ведущий: Что вы, Шапокляк, послушайте, что вам скажут дети.

Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.

Ведущий: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости.

Шапокляк: Я тоже знаю одну пословицу: «Вежливости открываются все двери».

Ведущий : Ребята, скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Выкладывайте цветы вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные и т. д.) Объясните, почему? (Ответы детей.)

Шапокляк: Я тоже хочу выложить такой же цветок. (Выкладывает цветок темных тонов.)

Ведущий : Дети, посмотрите, Шапокляк выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости? А как бы вы его назвали? (Цветок грубости.) А почему?

Шапокляк : Да, действительно, ваши цветы красивее.

Ведущий: (Достает из-за ширмы куклу) А вот и фея Вежливости!

Фея : Здравствуйте, ребята, спасибо, что выручили меня. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания злой королевы. Только воспитанные, вежливые дети смогли победить грубость.

— Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, в нем лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.

Шапокляк : (Берет сундучок.) Да я его и так открою. Эй, сундук, откройся!

Ведущий: Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слова вы знаете? (Дети читают.)

Дети рассказывают и украшают дерево цветами.

Вежливость

Знакомьтесь — это Вежливость!

А вот ее слова:

Спасибо, извините,

Пожалуйста, простите!

В общении друг с другом

Они нам все нужны.

Простите, вам удобно?

И будьте так добры!

И в жизни очень важно

Их часто повторять

Чтоб было все прекрасно,

Чтоб грустными словами людей не обижать!

Шапокляк:

Надо же, сундучок открывается.

— Эй, ребята, налетайте

И подарочки хватайте,

По карманам их пихайте!

Ведущий : Нельзя так говорить, а то сундучок снова закроется. Да и ребята молодцы, никто из сундучка ничего не взял.

Шапокляк:

Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была

Вот такая «мелкота».

Фея: Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что вы многому научились и научили старуху Шапокляк быть вежливой старушкой. Раз, два, покружись,

В своей группе очутись!

Пословицы и поговорки:

Вежливости открываются все двери.

Ласковое слово и кошке приятно.

Слово жжет хуже огня.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Плохое слово, что грязная вода.

Ласковым словом и мед растопишь.

19 ноября2017 года в приюте воспитателем Королевой Н.В. была проведена дидактическая игра «Цепочка вежливых слов»для детей дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, с взрослыми, вежливо обращаться с товарищами, развитие навыков использования в речи вежливых слов .

Занятие началось со сказки о веселом клоуне, который попал в страну, где люди не знали вежливых слов и были все мрачные и не приветливые. Попав в такую страну, клоун забыл все «волшебные слова» и ребята решили ему помочь. Звонкий колокольчик собрал всех детей в кружочек, где они называли по цепочке вежливые,добрые слова и складывали их в волшебный сундучок. Вскоре сундучок наполнился «волшебными» словами и клоун был спасен. Подводя итог занятия, ребята пришли к выводу, чтобы быть хорошим человеком нужно быть добрым и вежливым, а этому нужно учиться.



прошел час этикета «В мире волшебных слов». Цель мероприятия - повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Библиотекарь рассказала ребятам, что обозначает слово вежливость, все вместе вспомнили добрые и вежливые слова. Далее библиотекарь попросила учащихся включиться в полезную игру «Как бы ты поступил, если…», где участники отвечали на вопросы. Ребята с интересом придумывали разные ситуации и сами же находили выход из них. Играли в игру «Вежливо, не вежливо». Подводя итоги мероприятия, дети пришли к выводу, что нужно уметь вести себя на улице, в гостях, в школе и даже дома. Что они должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. В конце мероприятия учащимся подарили необычные закладки в форме ромашки, на которой написаны вежливые слова. прошел час этикета «В мире волшебных слов». Цель мероприятия - повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Библиотекарь рассказала ребятам, что обозначает слово вежливость, все вместе вспомнили добрые и вежливые слова. Далее библиотекарь попросила учащихся включиться в полезную игру «Как бы ты поступил, если…», где участники отвечали на вопросы. Ребята с интересом придумывали разные ситуации и сами же находили выход из них. Играли в игру «Вежливо, не вежливо». Подводя итоги мероприятия, дети пришли к выводу, что нужно уметь вести себя на улице, в гостях, в школе и даже дома. Что они должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. В конце мероприятия учащимся подарили необычные закладки в форме ромашки, на которой написаны вежливые слова.


Воспитание в ребенке вежливости - дело серьезное и ответственное. Не относитесь к этому легкомысленно. Воспитав ребенка в пределах норм вежливости, вы облегчите жизнь себе - поскольку избежите повседневной нервотрепки; и облегчите жизнь своему ребенку - ведь ему жить среди людей, ему находить к людям подходы и с помощью этих людей решать какие-то свои проблемы. Никто не захочет человеку помочь, если он невежа.
Учат этикету и произведения искусства. Одни напрямую, другие в более завуалированной форме. Дети читают, увлекаются сюжетом, сопереживают персонажам, а между строк знакомятся с правилами поведения. Есть много прекрасный творений, которые могли бы войти в книгу по этикету. Вот лишь самые популярные:

"Очень вежливый индюк" (Б. Заходер)
"Урок вежливости": Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак)
"Мойдодыр", "Федорино горе" (К.Чуковский)
рассказ Валентины Осеевой. "Волшебное слово"
"Сказка о потерянном времени" (Е.Шварц)

"Маленький принц" (Антуан де Сент-Экзюпери)
Короткая сказка о пользе вежливости "Вежливый кролик" - сказка для инсценировки
Сказка о про умного вежливого кротика
Сказка "Две принцессы" Марии Шкуриной о вежливой и невежливой девочках
"Спасибо, извини и пожалуйста" аудио сказка
Забавная сказка с иллюстрациями от логопеда «Сказка о том, как собачка свинью в гости пригласила»
Сказка в стихах о вежливых словах
короткая курдская сказка про вежливых верблюдов
Александра Яшина сказка про вежливую таксу
стихи
Красиво оформленные загадки
Короткие произведения для чтения и обсуждения приводятся в методике формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста :
«Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово» < Приложение 2 >.
Демонстрационный материал
презентация
папка передвижка"История вежливых слов"
карточки с правилами поведения
Пособие с картинками и заданиями "Уроки вежливости"
Мария Манакова "Уроки хороших манер. Я воспитанный ребенок"
2 детские презентации
Игры и задания
идея оформления "Дерева вежливых слов"
Идея с игрой "Дерево вежливых слов": цветочки или листочки может добавить тот, кто называет вежливое слово
Шаблон открытки "Спасибо" с благодарностью всегда найдётся, кому преподнести
мнемотаблицы по этикету
10 речевых шаблонов, которым можно научить своего ребёнка
Увлекательная и познавательная игра-методика для детей от 5 лет и их родителей"
лото
раскраска с заданием придумать вежливые слова
кроссворд
Игра по методике Монтессори " Извините".
Дети стоят по парам- одна за другой, как в игре "Ручеёк". Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося: "Извините", дети отпускают руки, пропуская: "Пожалуйста". Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а оставшийся без пары начинает игру сначала.
Игра "Составь букет из вежливых слов"
(На столе находятся цветы. Дети проговаривают вежливые слова и ставят цветы в вазу)
Дети: Спасибо, доброе утро, простите, извините, прощайте, до свидания, спокойной ночи, прошу прощения, добрый вечер, здравствуйте.
Игра "Разные приветствия" .Вы неожиданно встретили: свою маму, друга, бездомного щенка, Кощея Бессмертного, жителя внеземной цивилизации, фею. Какими словами вы поприветствуете каждого из них?
Печатная игра "Манеры монстров" на английском языке с последним листом-раскраской, который можно использовать, как шаблон и в любом случае надписи можно заменить. У монстров плакаты с высказываниями: монстры с хорошими манерами(дети называют пример использования высказываний) идут в каморку(конверт с изображением двери)- плохие(дети называют, что неправильно) идут под кровать(конверт с изображением кровати)
Игра на внимание "Пожалуйста"
По моей просьбе вы исполняете определенные движения, но только тогда, когда я произнесу волшебное слово «пожалуйста», если я не произнесу волшебного слова «пожалуйста», то движения вы не выполняете.
(Воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

Цветок с вежливыми словами - для обсуждения и игры. Играть можно так:
Игра « Наоборот»

Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.

Диалог с подтекстом. Эта игра обычно проходить очень весело. В ее основе стихотворение Вадима Левина "Мистер Сноу".
- Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
- Через час. Даю вам слово.
- Вот спасибо, мистер Сноу...
Это стихотворение универсально в том смысле, что одним и тем же текстом может выразить совершенно разный подтекст, включая и прямо противоположные: восторг, радость, сдержанность, безразличие, разочарование, огорчение, испуг, ужас. Каждый ребенок исполняет это стихотворение, другие угадывают подтекст и обсуждают, в какой мере каждое прочтение было тактичным по отношению к мистеру Сноу.

Ситуации, в которых необходимо соблюдать этикет по методическая разработке

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама