THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Психоанализ - это один из методов психотерапии, который также является и методом исследования личности.

Существует мнение, что сильная личность может сама справиться со всеми своими психологическими проблемами. Но, когда у нас проблемы с соматическим здоровьем - мы обращаемся к кардиологу, лору, гастроэнтерологу и вряд ли придет в голову мысль, самому себе поставить пломбу. Мы обращаемся к врачу-специалисту. Давно уже известно, что стрессы, душевный дискомфорт приводят к нарушению работы внутренних органов. Анализы и аппаратная диагностика могут даже не показать вначале никаких изменений.

Что же так влияет на наше состояние? Сознание - это еще не вся наша психика. Есть еще нечто за его пределами. Именно в бессознательном хранится то, что мы когда-то пережили, чего не хочется помнить, там скрыты стереотипы наших чувств и поведения, оттуда приходят наши сны и страхи, хранятся навязчивые мысли. Все это вызывает душевную боль, с которой мы пытаемся справиться самостоятельно. Если не справляемся - исповедуемся друзьям, расслабляемся алкоголем, используем другие проверенные способы. Но боль не проходит. Значит, нужен специалист. Людей без психологических проблем нет, поэтому помощь психотерапевта нужна периодически каждому. И не надо надеяться, что «время все лечит», оно только притупляет боль души, которая станет болью тела. Все знают про психосоматические заболевания. Чем позже вы обратитесь, тем более длительным будет процесс восстановления. Психоаналитик - не волшебник, который сможет за несколько встреч избавить вас от головной боли, которая мучила вас много лет. Цель психоанализа не «убрать» симптом (через какое-то время он может проявиться снова, или трансформироваться в другой симптом), а выявить его источник и понять динамику его развития. С помощью развития самосознания можно преодолеть тревогу и страх. Но мы не можем увидеть себя без зеркала. Таким «зеркалом» и является психоаналитик, который отражает наши эмоции и значимые образы. С его помощью можно понять сущность своих чувств, переживаний и желаний, интерпретировать смысл сновидений. Во время сеанса психоанализа создается определенная атмосфера, которая позволяет вспомнить вам многие события своего детства, оказавшие влияние на всю дальнейшую жизнь. Это может быть болезненно, но поможет разобраться в закономерностях, происходящих с вами событий, отношений с окружающими, спрогнозировать будущее. При тесном сотрудничестве лечащего врача и психолога можно достичь прекрасных результатов и в лечении многих, в т.ч. хронических, заболеваний. И если вы действительно хотите изменить свою жизнь и почувствовать душевный покой и гармонию, научиться лучше понимать себя и других, психоанализ - это лучший для этого способ.

Зачем обращаются к психоаналитику здоровые люди.

Разобраться в своих проблемах, в своих отношениях с другими

Избавиться от сомнений

Избавиться от тяжелых воспоминаний

Пережить потерю любимого

Что-то изменить в себе, в своей карьере, в своей жизни, в жизни своей семьи

Понять, почему в жизни повторяются одни и те же неудачные ситуации

Найти смысл в жизни

Избавиться от депрессии

При наличии психосоматического заболевания

Если вы все-таки дошли до специалиста, значит, осознаете свои проблемы, понимаете их сложность, хотите что-то изменить.

Психоанализ - это метод для тех, кто знает, что такое печаль и раскаяние, ищет смысл своей жизни и нуждается в понимании и принятии.

Психоанализ может помочь людям, испытывающим:

  1. Панические атаки
  2. Навязчивости
  3. Страхи, фобии
  4. Депрессию
  5. Кризисные состояния
  6. Проблемы в личной жизни
  7. Проблемы соматического характера
  8. Проблемы в отношениях
  9. Проблемы протекания беременности, послеродовые депрессии
  10. Проблемы личностного порядка (низкая самооценка, неуверенность в себе, одиночество, невозможность построить отношения)
  11. Проблемы с усыновленными детьми
  12. Проблемы с детьми подросткового возраста
  13. Разочарования в семейной жизни

Как проходит сеанс психоанализа.

  1. Классический сеанс - пациент лежит на кушетке. Аналитик сидит вне зоны видимости пациента. Так человеку легче говорить обо всем, что приходит в голову (принцип свободных ассоциаций).
  2. Но пациент по своему желанию может не ложиться на кушетку, а сесть на стул. Это его личное решение.
  3. Все сказанное в кабинете, хранится в тайне. В том числе и записи, сделанные аналитиком для более глубокой проработки ситуации после сеанса.
  4. Психоаналитическая встреча длится 45-50 минут. И будет прервана по окончании этого времени, вне зависимости от желания пациента продолжить беседу.
  5. Регулярность сессий определяет сам пациент по своему усмотрению, обычно это 2-3 раза в неделю. Продолжительность терапии - тоже.
  6. Аналитик не интересуется результатами ваших медицинских анализов или психологических тестов, это для терапии не имеет значения.
  7. Аналитик не будет встречаться с вашими родными, чтобы обсудить вашу терапию или навести о вас справки. Для него важна только ваша личность.
  8. Самое главное в работе аналитика - это именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.
  9. Клиент в психоанализе одновременно и исследователь, и объект исследования. Именно вам отведена ведущая роль, и предлагается взять ответственность за свое лечение, активно сотрудничая с аналитиком-партнером.
  10. Вы будете переходить к новым более или менее болезненным темам в комфортном для вас темпе, только когда будете готовы погрузиться в них. Всегда сможете остановиться и посмотреть, что скрывается за вашей тревогой.
  11. Вам обязательно предложат рассказать о тех чувствах, которые вызывают у вас сам аналитик и терапия. Они имеют огромное значение, т.к. могут быть перенесены на аналитика из ранних привязанностей или враждебности в отношении родителей и других ваших близких.
  12. Анализируя старые конфликты, работая с ними, вы будете расти как личность.

Что такое детский психоанализ.

Детский психоанализ очень отличается от взрослого.

Ребенок не приходит добровольно, его проблема беспокоит родителей, которые его и приводят. По собственному желанию или по рекомендации педагогов или психологов.

Детский психоаналитик может работать с детьми любого возраста, даже грудного. Если вы заметили симптом (бессонница, сосание пальца, энурез, энкапрез, запоры, расчесы, агрессивность, фобии и др.), значит, у вашего ребенка много причин, которые не позволяют ему справиться с проблемой. И, значит, он не может гармонически развиваться и расти.

На первую встречу с аналитиком лучше прийти всей семьей, тогда она пройдет намного эффективнее. В дальнейшем в терапии остается только ребенок. Но очень важна обратная связь и наблюдения родителей за изменениями его поведения, поэтому будут обязательные консультации (по их желанию), не чаще 1-2 раз в месяц.

Во время терапевтического сеанса родители в кабинете не присутствуют. В другом формате психоаналитическая работа невозможна. Возможны только разовые психологические консультации.

Детский психоанализ проводится в форме игры в оборудованном помещении с игрушками, принадлежностями для рисования, конструирования, творчества.

Психоаналитик устанавливает доверительные отношения с ребенком. Иногда для этого требуется несколько первых сессий. Форму общения с аналитиком выбирает сам ребенок. Аналитик следует за его желанием. Любое поведение ребенка аналитиком принимается и анализируется.

Коррекция психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Иногда психоаналитик может порекомендовать вам параллельно с вашим ребенком самим пройти курс психотерапии.

С какими проблемами работает детский психоаналитик.

  1. Проблемы адаптации в коллективе: непринятие сверстниками, замкнутость, агрессивность, отсутствие друзей, нежелание посещать детский сад или школу.
  2. Сложности в обучении.
  3. Психофизиологические и неврологические нарушения: нарушения сна, отказ от еды, энурез, энкапрез, дисфункция пищеварительной системы, анорексия, булимия, снижение активности, тонуса, рассеянность, тики, гиперактивность.
  4. Психологические симптомы: страхи, ночные кошмары, частая смена настроения, тревога, навязчивые действия и ритуалы.
  5. Компьютерная зависимость, игромания.
  6. Несоответствие поведения ребенка его полу.
  7. Проблемы семьи: развод, конфликты.
  8. Травмы: потеря близких, насилие, экстремальные ситуации.
  9. Психосоматические проблемы: частые простудные заболевания, недомогания неясного генеза, обострение хронических заболеваний.
  10. Пренатальные проблемы: бесплодие, невынашиваемость плода, родовые и послеродовые депрессии матери, сопровождение беременности.
  11. Речевые проблемы: задержка и отсутствие речи, эхолалия.
  12. Детский аутизм.

Педагог-психолог Дианова Э.В.

Детский психоанализ считается одной из наиболее действенных форм работы с несовершеннолетними. В этой статье мы расскажем, как работает психоаналитик с детьми и к чему это приводит.

Истоки детского психоанализа

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что его доктрина не в состоянии помочь детям и старикам. С этим убеждением было воспитано целое поколение специалистов. Но дочь Фрейда - Анна была твердо уверена, что отец ошибается. Проведя с ним все его последние годы, она начала практиковать с несовершеннолетними. Благо от клиентов отбоя не было.

Ее практика показала, что психоаналитическая работа с детьми приводит к очень хорошим результатам. Так начали развиваться психоаналитические направления коррекционной работы с детьми.

Как выглядит психоанализ для ребенка?


Детские психоаналитики охотно работают с арт-терапией, элементами символдрамы, а также в рамках сказкотерапии. Однако, несмотря на то, что они используют, эти специалисты никогда не выходят за рамки учения о бессознательном.

Соответственно психоаналитическая терапия с ребенком будет сводиться к посещению им специалиста и некоторым совместным занятиям, в которых психоаналитик чаще будет занимать роль наблюдателя. Результат наблюдения будет им анализироваться. Рекомендации специалист будет доносить до ребенка в рамках игровой деятельности. Также возможны отдельные консультации с родителями, информационного характера.

Какие результаты психоанализа с детьми?

Детский психоанализ может очень кардинально изменить жизнь вашего чада. Благодаря этой технике реально избавиться от многих неврозов: бессонницы, нарушений поведения, трудной адаптации в детском саду и пр. Но есть и ограничения: психоанализ не помогает при наличии реальных проблем в семье, органических заболеваниях и ряде других ситуаций. Однако, этот метод считается одним из наиболее старых и проверенных, в контексте работы с детьми.

Раньше было принято считать, что детский психоанализ, как и в случаях со взрослыми пациентами, может помочь при работе с "невротическими" симптомами - чем-то таким, что связано с трудностями прохождения эдиповой стадии развития. Однако впоследствии оказалось, что психоанализ хорошо зарекомендовал себя и при работе с самыми тяжелыми психическими расстройствами у детей: аутизмом и детской шизофренией. Именно работы детских психоаналитиков показали, что детская шизофрения существует как феномен и может возникать даже в раннем детстве.

Следует отметить, что целенаправленные исследования в направлении доказательства эффективности детского психоанализа проводятся в подавляющем большинстве случаев только в русле подхода А. Фрейд и учеников ее школы. Ряд серьезных эмпирических исследований, проведенных под общим руководством П. Фонаги, позволяет сделать следующий вывод относительно условий эффективности метода детского психоанализа, проводящегося в русле Эго-психологии. Больше всего от аналитической техники смогут получить дети с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией, имеющие серьезные трудности в отношениях с другими детьми, проблемы с регуляцией аффекта, с низким порогом к переживанию фрустрации, с нарушенным образом себя, с хрупким контактом с реальностью и с магическим мышлением . Это дети, живущие в замкнутом мире своих причудливых фантазий, подозрений, с повышенным уровнем социальной тревожности. Статистический анализ позволил выявить и ряд других личностных особенностей детей, с которыми психоаналитическая терапия будет приводить к улучшению их состояния:

  • - интеллект выше среднего;
  • - стабильное и поддерживающее окружение;
  • - отсутствие выраженных нарушении функций Эго;
  • - достаточная сознательная мотивация к сложной психоаналитической работе ради избавления от чувств вины, тревоги, стыда;
  • - способность к установлению отношений.

С этими выводами могли бы поспорить представители школы М. Кляйн, однако системных исследований в этой области они не проводят.

Для того чтобы детский психоанализ был возможен, необходим надежный сеттинг. Он является важным и неотъемлемым компонентом детского психоанализа и включает в себя четко регламентированные правила, устройство комнаты, где проводится психотерапия, устный договор относительно проводимой работы (частота встреч, оплата, возможность пропусков занятий, прерывания работы, ее продолжительность и т.д.). Этический кодекс подразумевает соблюдение конфиденциальности не только при работе со взрослым пациентом, но и с ребенком.

Психические особенности ребенка, его отличие от взрослого, безусловно, предъявляют специфические требования к организации психотерапевтического процесса, сеттингу, самому устройству игровой комнаты не только и не столько в буквальном плане (расположение предметов, игрушек), сколько в символическом: что нужно для того, чтобы психически "удерживать" ребенка во время сессии, как создать ему безопасное, надежное психотерапевтическое пространство, в котором он мог бы развиваться. Как указывает Б. Джозеф, "мы не можем ожидать, что ребенок расскажет нам обо всем с помощью слов, он будет говорить своими действиями, и игровая комната должна быть к этому приспособлена" .

Размер комнаты нужно соотносить с типом тревоги и ведущих фантазий, переживаемых ребенком: в слишком большой и пустой комнате ребенок будет чувствовать себя потерянным, а в слишком маленькой - пойманным в капкан своими преследователями. Это нс значит, что работа будет невозможна в принципе - важно уметь увидеть это в ассоциациях ребенка и при необходимости давать нужные интерпретации, проясняющие его эмоциональные состояния и перенос на терапевта (ведь это его комната, и это он приглашает ребенка туда приходить).

Не стоит понимать смысл аналитической работы с ребенком как направленный на достижение скорейшего улучшения состояния - сильное и неотрефлексированное терапевтом желание помочь может оказаться вредным для самого ребенка. В такой ситуации терапевт начнет форсировать события, станет выделять позитивные и радующие его самооценку моменты, в то время как ребенок на самом деле с определенной вероятностью начнет бессознательно "подыгрывать" терапевту, будто от него ожидается, что он как можно быстрее избавится от своих пугающих фантазий и мыслей.

Форма реализации детской психоаналитической психотерапии, особенно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста - игровая. Терапевт не дает каких-либо инструкций, наставлений; активность исходит от самого ребенка. Игра в детском психоанализе понимается как аналог свободных ассоциаций (в кляйнианском подходе). Предполагается, что все игровые действия, которые совершает ребенок в течение аналитического часа, вызваны той или иной бессознательной фантазией, которую аналитик должен уловить и проинтерпретировать в нужный момент. Понимая символический характер игры ребенка, терапевт обозначает с помощью слов то, что он понял относительно внутренней фантазии ребенка, представленной в данном игровом сюжете. Ребенок не обязательно будет играть -он может рисовать, рассказывать то, что приходит ему в голову, просто молчать .

В психоаналитической психотерапии нет специальных инструкций о том, как именно ребенку следует использовать ту или иную игрушку. Он может использовать куклу как молоток, а молоток как куклу. Скомканная бумажка может превратиться в ужасного монстра. Вместе с тем в игрушках, специально подобранных для терапии, могут заключаться и определенные, соответствующие стадии психосексуального развития и развития объектных отношений.

Развитию ребенка двух-трех лет, а иногда и старше очень могут помочь, например, игры с соединением и разрезанием. Для этого нужны ножницы, бумага, клубок веревки, клей и скотч. Развитию соперничества, здоровой конкуренции помогут игрушки супермена, разбойника. Формированию представлений о структуре семьи, половых и возрастных отличий помогут куклы, изображающие разных членов семьи - маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру, а также беременная кукла Барби, взрослый Кен, игрушечные кровати (взрослая и детская), пупсы с половыми отличиями. Это может быть домик, в котором можно открывать и закрывать окна и дверь и помещать в него куклы взрослых или детей. Принятию правил помогут игрушечная полицейская машина, кукла полицейского.

Поскольку есть серьезные основания рассматривать действие в каждом ребенке деструктивных импульсов и связанной с ними агрессивности, малышу нужны игровые средства для символизации подобных влечений. Идентификация ребенка со "злой" игрушкой, куклой, с которой он играет, допустима, но она, во-первых, не является единственно возможным способом отношений с ней, а во-вторых, необходимо понимать, что это не просто зеркальное бездумное копирование качеств персонажа (а ребенок при этом - чистый белый лист). Скорее, это защитная идентификация против сильных чувств страха, беспомощности и отчаяния, либо, что также важно и возможно на определенном этапе развития, необходимая возрастная идентификация с важными качествами взрослых (сила, умение преодолевать препятствия, активность); для мальчиков - с отцом, мужчиной .

Одна мать очень волновалась из-за того, что ее сынок боялся заснуть, не мог начать говорить, казался очень испуганным. Малышу было три года. Психолог предположил, что ему снится что-то страшное, на что мальчик утвердительно покивал головой. "Может быть, игрушки помогут тебе показать, что снится?" - спросил психолог. Тогда мальчик выбрал игрушки Бабы-яги и разбойника, на лицах которых были запечатлены злость и жестокость, и поместил их лежа одна на другую. Затем он стал тереть их одну о другую. Изумленная мать сразу сказала, что они с мужем занимаются любовью рядом с ребенком, поскольку их кровати стоят рядом. Но она никогда не могла подумать, что ребенок что-то слышит и понимает .

Вместе с тем, возможна и разговорная форма психоаналитической терапии с детьми, но она все равно в любом случае подразумевает наличие рядом вспомогательного материала - игрушек, настольных игр, бумаги, карандашей, пластилина и т.п. Работа с подростками обычно имеет разговорный характер. Лучше всего, конечно, в этом возрасте подходит психоаналитическая психодрама, однако в России эта форма работы применяется пока еще достаточно редко.

В технике современного детского психоанализа все больше внимания уделяется невербальным коммуникациям, понимаемым как производные бессознательного. У ребенка еще мало средств для вербального выражения своих мыслей и фантазий, но невербальные способы он использует очень активно. Например, к телесным можно отнести следующие коммуникации:

  • телесная "замороженность" (ребенок кажется сильно зажатым, скованным, как будто находящимся в скорлупе);
  • диспластичность, раскоординированность движений тела, телесная "неустойчивость" (словно почва "уходит из-под ног", ребенку трудно удерживать равновесие);
  • прижимание к полу (часто всем телом, лежа), вжимание в стул, табуретку;
  • обнимающий жест или положение рук и кистей, как будто держащих что-то;
  • почесывания, щипания, пальцы теребят одежду. Мимические проявления бывают следующими:
  • многочисленные оральные действия (сосание пальца, облизывание или посасывание губ и языка, трогание губ пальцами и т.п.);
  • взгляды на дверь (отсутствующие, ожидающие, с интересом);
  • "отсутствующий взгляд" или взгляд "внутрь себя" и т.д. Привлечению внимания к невербальным коммуникациям и пониманию их содержания во многом способствовало развитие метода наблюдения за младенцами, предложенному более 60 лет назад известной британской исследовательницей-психоаналитиком Э. Бик в Тавистокской клинике детского развития. Она развила оригинальный, основанный на психоаналитической традиции подход, в котором во главу угла поставлено внимание к мельчайшим деталям взаимодействия матери и младенца, в большой степени невербального, и тому эмоциональному отклику, который сам наблюдатель отслеживает в себе во время наблюдения.

Для реализации метода детского психоанализа важно понимать, какими инструментами он оперирует. Основными инструментами, помогающими терапевту в работе, являются анализ контрпереноса, интерпретация (в первую очередь, переноса) и контейнирование.

Под контрпереносом понимаются такие чувства, переживания и фантазии самого аналитика, которые возникают у него в ответ на взаимодействие с ребенком. Анализ контрпереноса предполагает возможность размышлять над подобными своими состояниями, пытаясь попять их происхождение и смысл в контексте терапевтических отношений с ребенком. Для этого у аналитика с необходимостью должно быть как можно меньше слепых пятен в собственной личности, чтобы отклик на ребенка не был спутан с собственными проекциями и не приводил бы к так называемым отыгрываниям, когда терапевт вдруг начинает воспитывать ребенка на сессии, теряя свою терапевтическую позицию.

Отмечается, что роль анализа контрпереноса в детском анализе еще значительнее, чем во взрослом. Это связано как с бессознательными конфликтами, возникающими в связи с родителями ребенка, так и с самой природой сообщений, транслируемых ребенком. В первом случае аналитику приходится иметь дело с бессознательными идентификациями с ребенком против родителей или же с родителями против ребенка. Во втором случае интенсивный перенос, рост зависимости ребенка, примитивная природа бессознательных фантазий у ребенка вызывают бессознательную тревогу у самого аналитика.

Ребенок может вызывать очень сильные чувства у аналитика - от желания помочь, защитить вплоть до сильного гнева и раздражения. Необходимость понимания природы этих чувств у терапевта позволит ему лучше понимать, что происходит в пространстве "здесь-и-сейчас" аналитической сессии. Существенную помощь в этом оказывают аналитику три разных источника: супервизия, личный анализ и обучение методу наблюдения за младенцами по Э. Бик.

Интерпретация является основным инструментом психоаналитического лечения. Однако суть интерпретации, ее основные цели могут быть различными - как в зависимости от стадии лечения и локальной задачи терапевтического процесса, так и в зависимости от психоаналитической школы и, соответственно, модели понимания природы психической патологии ребенка.

Можно интерпретировать внутренний конфликт в контексте личной истории ребенка. Например, если в игре мышонок плохо себя ведет, а его мама-мышь в это время занимается мышонком-малюткой, можно, выбрав подходящий момент и решив для себя, что интерпретация действительно нужна, сказать: "Похоже, мышонок злится на маму, что она не с ним". В какой-то ситуации можно связать сюжет игры с реальными событиями и продолжить предыдущую интерпретацию словами: "...как и ты, может быть, злишься на свою маму за то, что она так много времени проводит с твоим братиком".

Суть интерпретации - обозначение, вербализация, объяснение чувств и фантазий ребенка. Но возможна и другая интерпретация - интерпретация переноса: "Ты злишься на меня, потому что видел, что сюда на занятия ко мне могут приходить другие дети". Когда обнаруживаются и интерпретируются чувства ребенка, которые он испытывает "здесь-и-сейчас" в отношении психотерапевта, это составляет саму суть психоаналитической работы с ребенком.

В современной технике детского психоанализа в школе А. Фрейд широко применяется метод ментализации. Она имеет определенные родственные связи с понятием о когнитивных схемах, но во главу угла ставит проблему адаптации Эго к принципу реальности. Техника основывается на модели психических процессов, исследующей природу мыслей, чувств и психических состояний, в которых могут находиться сам пациент и окружающие его роли. В интерпретации, даваемой ребенку, фокус делается на вербализации его чувств и отличении его состояний и реакций от побуждений другого человека (например, "то, что произошло с тобой в той ситуации, вызвано твоей злостью"). Вербализация усиливает Эго, поскольку теперь можно отличить желания и фантазии от реальности. Это развивает способность ребенка контролировать свои чувства вместо ситуации, когда его чувства переполняли и контролировали его самого.

Техника кляйнианского детского анализа подразумевает обнаружение бессознательных фантазий в речевой и игровой продукции ребенка во время сессии, и особенно в переносе. Перенос проистекает из внутреннего мира ребенка, т.е. по сути это его экстернализация в отношениях с терапевтом. Однако интерпретация дастся в терминах чувств и переживаний. Кроме того, это преимущественно работа в терминах "здесь-и-сейчас". "Сейчас я обращаю большое внимание на то, как меня воспринимает ребенок, а не только на то, что он чувствует; на то, каким объектом я являюсь для него, какой его внутренний объект на меня проецируется, что определяет в свою очередь то, кем становится тогда он".

Мальчик Н., трех с половиной лет, на каждой встрече с психотерапевтом ревностно прятал свои рисунки в различных частях кабинета, желая получить заверения терапевта, что они не достанутся другим детям (его маленькому братику один год). На одну из встреч он пришел в тревоге, взял ножницы, зажги их в кулаке, поднес к глазу так, что острые концы были направлены па терапевта и стал совершать режущие движения. Терапевт интерпретировал: "У тебя теперь стал как будто такой режущий взгляд... Может быть, ты злишься". Мальчик тут же положил ножницы на стол, схватил две мягких подушки, между которыми сидел на диване, и стал ими со злостью бить одна о другую. Терапевт сказал, держа в мыслях материал прошлых сессий и то, о чем рассказывали родители мальчика: "Наверное, ты очень злишься, когда видишь, как мама кормит грудью твоего братика" (предполагая символическое равенство двух мягких игрушек и материнских грудей). Мальчик тут же ответил: "Мы его уже перестали кормить грудью".

Он успокоился и некоторое время сидел молча. Затем он встал, подошел к терапевту и сказал: "Я принесу сюда пилу и распилю тут все на мелкие кусочки: твои стены, твои занавески, твой шкаф, твои игрушки". Терапевт спросил: "И меня тоже? Ты очень злишься на меня, когда думаешь, что сюда могуч приходить другие дети и я играю с ними в эти игрушки?" (обратим внимание, что, как это было указано ранее, это является важной фантазией и тревогой мальчика - другие дети, от которых надо спрятать все свои поделки). "Нет, - ответил мальчик, - вот тебя я резать не буду, а всех остальных - буду".

Тогда терапевт дал интерпретацию переноса, переходящую в так называемую генетическую интерпретацию: "Ты хочешь, чтобы я принадлежа! только тебе, а всех остальных соперников хочешь разрезать пилой. Точно так же, как хотел бы, чтобы твоя мама была только с тобой".

Проработка подобных фантазий мальчика, возможность их символизации и вербализации ведет к постепенному отказу мальчика от его "всемогущих" фантазий и лежащих в их основе чувств беспомощности и одиночества. Вместе с тем возможно и иное понимание происходящего, когда действия ребенка оказываются его реакцией на непонимание или преждевременность интерпретаций терапевта. Тогда его злость и битье подушек могут быть связаны и со злостью на терапевта, которому, возможно, не следовало так быстро говорить, но имело смысл подождать и пронаблюдать, что будет происходить дальше.

Важнейшей задачей детского психоаналитика является контейнирование интенсивных и зачастую невыносимых переживаний, которые есть у ребенка, пришедшего на психотерапию. Само по себе контейнирование может несколько отличаться в зависимости от школы психоанализа. Это отнюдь не способность аналитика быть "ведром" для сбора внутрь себя всего "плохого", это скорее способность к трансформации непереносимой злости или ужаса в переносимые и символизируемые с последующим возвращением их ребенку в такой новой, освобожденной от ужаса форме, что теперь это можно снова принять внутрь себя без боязни, что это нечто разрушит его изнутри.

Здесь связываются представления о роли матери для младенца с ролью психотерапевта для своего пациента (идеи Биона и Винникотта). В этом плане очень важно понять, в чем заключается контейнирующая функция матери для своего младенца, невыполнение которой может привести к серьезным психическим трудностям у ребенка и которую теперь должен восстановить психоаналитик в своей работе с ребенком.

Допустим, младенец испытывает какие-то сильные внутренние ощущения, и он дает о них знать своим криком, плачем, искривленным в гримасе боли или отвращения личиком, позой тела, движениями рук и ног. И мать младенца в такие моменты не только пытается понять, что именно вызвало плач, и устранить причину дискомфорта (подчас интуитивно понимая ее, а иногда и методом слепого перебора возможных вариантов), но она также помогает ребенку вынести психическое переживание боли: она подходит к ребенку и говорит: "Мой малыш, бедняжка, у тебя, наверно, болит животик, сейчас я тебя поглажу, пожалею, согрею, покачаю, дам капельки, у кошки боли, у собачки боли, а у Вани не боли" и т.п.

Конечно, порой достаточно трудно проявлять спокойствие в подобные моменты: не всегда понятно, в чем причина крика и как успокоить ребенка. Кричащий младенец причиняет много беспокойства и душевного страдания, особенно если напрямую эмоционально присоединяться к его переживаниям. Иначе говоря, мать может сама очень сильно испугаться, когда кричит ее малыш. В такой ситуации очень важно, чтобы мать могла выдержать этот крик, не бежала от него прочь, продолжала с сочувствием относиться к младенцу и пыталась понять, что ему нужно, чем она могла бы ему помочь.

Держа плачущего ребенка в объятиях, она контактирует напрямую с болью, с его страхом, как бы вбирая их в себя. Она перерабатывает невыносимый "безымянный ужас" младенца (термин и теоретические идеи У. Биона, концепция "альфа-функции") в слова "бедненький, как болит твой животик" или "как напугал тебя шум на улице, мой маленький".

Сама того не подозревая, она непереносимое превращает в нечто вполне понятное и терпимое. И она сообщает об этом малышу ласковым поглаживанием и нежными словами успокоения. Такое психическое "переваривание" похоже на обязанность мамы-птицы перед своим птенцом: он еще не умеет клевать сам, поэтому мама сначала сама проглатывает пищу, частично переваривая ее в зобу, и только йотом отдает ее птенцу, вкладывая в его клювик. У человека подобная психическая работа матери закладывает основы того, что чуть позднее мы назовем "внутренним миром". Выполняя подобную функцию на сессии, психотерапевт создает в ситуации "здесь-и-сейчас" то, чего его пациент был лишен в младенческом возрасте - надежное контейнирование.

В одном из терапевтических наблюдений по методу Э. Бик за ребенком с риском развития аутизма мать стала одевать своего полуторагодовалого сына для прогулки. Он очень напрягся телесно, на него было просто невозможно натянуть верхнюю одежду, он стал громко кричать. Психотерапевт почувствовала ужас, наполняющий мальчика, его тело казалось полностью одеревеневшим. В этот момент наблюдательница стала громко, на какой-то особой высокой ноте, как будто жалобно причитать: "Как это страшно - идти на улицу, какими опасными могут быть вещи и события вокруг!" Мальчик, к огромному изумлению его матери, успокоился, расслабился, и они спокойно пошли гулять.

В этой ситуации терапевт эмпатически точно воспроизвела, как зеркало, стенания мальчика, но у нее они были лишены ужаса и, кроме того, словесно обозначали те чувства, которые мог испытывать мальчик в тот момент. Терапевт выполнила "альфа-функцию" матери: она восприняла от ребенка его ужас, но вернула ему его переживания лишенными страха, в "переваренной", символизированной, выносимой форме, которую он мог без страха принять и успокоиться .

Среди множества достижений современного детского психоанализа стоит остановиться на двух из них, совершивших прорыв в технике психоаналитической работы. Это психотерапевтическая работа с младенцами и детьми раннего возраста и метод психоаналитической психодрамы, помогающий подросткам с тяжелыми психическими расстройствами.

  • Калина О. Г., Папкова Т. В. Трудно быть ребенком. М.: Форум, 2011.
  • Калина О. Г., Проничева Е. Е. Невербальные способы выражения внутренней психической реальности у дошкольников в контексте сепарации // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 42-62.
  • Gretton A. An account of a year"s work with a mother and her 18-month-old son at risk of autism // Infant Observation: International Journal of Infant Observation and lis Applications. 2006. № 1 (9). P. 21-34.
  • Мелани Кляйн

    Детский психоанализ

    Мелани Кляйн

    Детский психоанализ

    УДК 615.8 ББК 53.57 К 32

    Кляйн М. Детский психоанализ

    , .

    :

    ISBN 978‑5‑88230‑258‑9

    Мелани Кляйн

    Детский психоанализ

    Мелани Кляйн

    Детский психоанализ

    УДК 615.8 ББК 53.57 К 32

    Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. – Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 ‑160 с.

    Большинство психоаналитиков в двадцатые годы прошлого века придерживались мнения, что маленькие дети не подлежат аналитическому методу лечения. У Мелани Кляйн такое положение дел явно вызывало сомнение ‑ она считала, что вместо того, чтобы отказывать этим пациентам, следовало изменить метод. На этом пути она совершила три гениальных открытия.

    Первое состояло в изобретении психоаналитической техники игры: она видела в этой спонтанной активности любого ребенка эквивалент снам, а значит, торную дорогу и доступ к бессознательному своих маленьких пациентов.

    Второе: она сумела показать, что Эдипов комплекс и Супер‑Эго возникают с первых этапов развития психической жизни, то есть задолго до того возраста, к которому относил их появление Фрейд.

    Третье: она открыла, что ребенок в три года и четыре месяца от роду способен к переносу, который может быть интерпретирован, что позволяет провести психоаналитическое лечение.



    Несколько подлинно революционных статей, которые составляют эту книгу, заложили фундамент детского психоанализа.

    ISBN 978‑5‑88230‑258‑9

    © Институт общегуманитарных исследований, 2010

    Общие психологические принципы детского психоанализа

    В настоящей работе я собираюсь подробно исследовать различия психической жизни детей и взрослых. Эти различия требуют применения адаптированной к детскому мышлению техники анализа, и я постараюсь наглядно показать, в чем состоит психоаналитическая техника игры, которая в полной мере отвечает этому требованию. С этой целью я привожу далее основные положения, на которых она основана.

    Как нам известно, с внешним миром ребенок устанавливает отношения посредством объектов, которые доставляют удовольствие его либидо и поначалу бывают связаны исключительно с его же собственным Эго. Первое время отношение к такому объекту, независимо от того, человек ли это или неодушевленный предмет, носит чисто нарциссичекий характер. Однако, именно таким способом ребенку удается установить отношения с реальностью. Мне бы хотелось проиллюстрировать эти отношения на примере.

    Девочка по имени Трюд отправилась с матерью в путешествие, после того, как в возрасте трех лет и трех месяцев прошла единственный психоаналитический сеанс. Шесть месяцев спустя психоанализ возобновился, но заговорить о событиях, которые произошли в этот временной промежуток, малышка смогла только после очень длительного перерыва; для этого она использовала аллюзию и прибегла к помощи сна, о котором рассказала мне. Ей приснилось, что она снова очутилась с матерью в Италии. Они сидели в ресторане, и официантка отказалась принести ей малиновый сироп, так как тот у них закончился. Интерпретация этого сна помимо прочего выявила, что девочка до сих пор страдает от фрустрации, пережитой в период отнятия от груди, то есть связанной с утратой первичного объекта; также в этом сне обнаруживает себя ревность, которую ребенок испытывает к своей младшей сестре. Как правило, Трюд рассказывала мне самые разные вещи без какой‑либо очевидной связи между ними и довольно часто припоминала отдельные подробности своего первого психоаналитического сеанса, предшествовавшего событиям этих шести месяцев; и лишь один единственный раз подавленная фрустрация заставила ее вспомнить о своих поездках: в остальном они не представляли для нее заметного интереса.



    С самого нежного возраста ребенок учится познавать реальность, попадая под воздействие тех фрустраций, которые она у него вызывает, и, защищаясь от них, отвергает ее. Между тем, основная проблема и главный критерий самой возможности последующей адаптации к реальности заключается в способности пережить фрустрации, порождаемые эдипальной ситуацией. С самого раннего детства, утрированный отказ от реальности (зачастую скрытый под демонстративной «приспособляемостью» и «послушностью») является признаком невроза. От него мало чем отличается, разве что формами своего проявления, бегство от реальности взрослых пациентов, страдающих неврозом. Следовательно, одним из результатов, определяющих, к чему в конечном итоге должен прийти психоанализ, в том числе у ребенка, становится успешная адаптация к реальности, в результате которой, в частности, облегчаются процессы взросления. Иначе говоря, проанализированные дети должны стать способными выдерживать реальные фрустрации.

    Мы нередко наблюдаем, что на втором году жизни малыши начинают выказывать заметное предпочтение родителю противоположного пола, а также демонстрируют другие признаки, относящиеся к зарождающимся эдиповским тенденциям. В какой же момент появляются характерные для Эдипова комплекса конфликты, или, иначе, когда психическая жизнь ребенка начинает определяться комплексом Эдипа? Этот вопрос не столь ясен, так как сделать вывод о существовании Эдипова комплекса мы можем лишь по отдельным изменениям, происходящим в поведенческих проявлениях и отношениях ребенка.

    Анализ, проведенный с ребенком двух лет и девяти месяцев, а также с другим ‑ трех лет и трех месяцев, и многих других детей в возрасте менее четырех лет, позволил мне прийти к заключению, что глубокое воздействие Эдипова комплекса начинает сказываться на них примерно со второго года жизни.Психическое развитие еще одной маленькой пациентки может послужить примером, позволяющим проиллюстрировать данное утверждение. Рита предпочитала мать до начала второго года жизни, а затем явно продемонстрировала свое предпочтение отца. В частности, в возрасте пятнадцати месяцев она частенько настаивала на том, чтобы оставаться с ним наедине и, сидя у него на коленях, вместе рассматривать книжки. Тогда как в возрасте восемнадцати месяцев ее отношение вновь изменилось, и она начала как прежде отдавать предпочтение матери. Одновременно у нее возникли ночные страхи, а также страх перед животными. Девочка подтверждала все возрастающую фиксацию на матери, а также ярко выраженную идентификацию с отцом. К началу третьего года жизни она демонстрировала все более обостряющуюся амбивалентность, и с ней стало настолько трудно справляться, что в возрасте трех лет и девяти месяцев ее привели ко мне, чтобы я провела с ней психоаналитическую терапию. К тому времени она в течение нескольких месяцев обнаруживала очевидную заторможенность в играх, неспособность испытывать фрустрацию, чрезмерную чувствительность к боли и резко выраженную тревожность. Такой динамике отчасти послужили причиной вполне определенные переживания: чуть не до двухлетнего возраста Рита спала в спальне своих родителей, и впечатление от постельных цен явно проявилось в ходе ее психоанализа. В то же время, благодаря рождению младшего брата, невроз получил возможность открыто проявить себя. Вскоре после этого появляются и стремительно нарастают гораздо более серьезные трудности. Вне всякого сомнения, существует непосредственная связь между неврозом и глубинным воздействием Эдипова комплекса, пережитого в столь нежном возрасте. Не буду настаивать, что все без исключения дети‑невротики страдают вследствие преждевременного воздействия Эдипова комплекса, который протекает на таком глубинном уровне, или что невроз возникает в том случае, когда комплекс Эдипа зарождается слишком рано. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что подобные переживания усугубляют конфликт, и, как следствие, усиливают невроз или подталкивают его к открытому проявлению.

    Я постаралась из всех характерных для этого случая черт отобрать и описать те, которые анализ многих других детей позволил мне определить как типические. Именно в детском психоанализе мы получаем возможность обнаружить их самое непосредственное проявление. Наблюдаемые множество раз, причем в самых разнообразных психоаналитических случаях, всплески тревоги у детей в очень раннем возрасте выражались в повторяющихся ночных страхах, впервые испытанных ближе к концу второго года жизни или в начале третьего. Эти страхи были действительно пережиты, но в то же время своим появлением они обязаны невротической переработке Эдипова комплекса. Возможны многочисленные проявления подобного рода, которые приводят нас к нескольким определенным выводам о влиянии Эдипова комплекса.

    В ряду проявлений, где связь с эдипальной ситуацией очевидна, нужно особо выделить случай, когда дети то и дело падают или ударяются, а их преувеличенная чувствительность, как и неспособность выносить фрустрации, скованность в игре и в высшей степени амбивалентное отношение к праздникам и подаркам, наконец, определенные трудности с обучением нередко возникают в самом раннем возрасте. Я утверждаю, что причина этих столь распространенных явлений кроется в интенсивнейшем чувстве вины, которое далее я намерена рассмотреть в его развитии.

    Вот пример, доказывающий, что чувство вины воздействует с такой силой, что способно породить ночные страхи. Трюд в возрасте четырех лет и трех месяцев, во время психоаналитических сеансов постоянно играла в то, как наступает ночь. Мы обе должны были ложиться спать. После этого она выходила из своего угла, который обозначал ее спальню, подкрадывалась ко мне и начинала всячески мне угрожать. Девочка собиралась перерезать мне горло, вышвырнуть на улицу, сжечь меня заживо или отдать полицейскому. Она пыталась связывать мне руки и ноги, приподнимала покрывало на диване и говорила, что она сделала «по‑каки‑куки».

    Бывало, что она заглядывала в «попо» своей матери и искала там «каки», которые символизировали для нее детей. В другой раз Трюд хотела ударить меня по животу и заявила, что она извлекает оттуда «а‑а» (испражнения), что делает меня дрянной. Наконец, она взяла подушки, которые до того неоднократно называла «детьми» и спрятала под покрывалом в углу дивана, где затем присела на корточки с явными признаками сильнейшего страха. Девочка покраснела, принялась сосать большой палец и описалась. Подобное поведение всегда следовало за нападениями, жертвой которых я становилась. В возрасте чуть меньше двух лет то же самое она делала в своей кроватке, когда у нее случались приступы сильнейшего ночного страха. Начиная с того времени, у нее вошло в привычку прибегать по ночам в комнату, где спали родители, при этом, она была не в состоянии объяснить, что ей было нужно. Когда Трюд исполнилось два года, родилась ее сестра, и в ходе анализа удалось прояснить, что она думала о причинах своей тревоги и почему она мочилась и пачкала в кроватке. В результате анализа ей также удалось избавиться от этих симптомов. В тот же период Трюд захотела похитить ребенка у беременной матери. У нее возникло желание убить свою мать и занять ее место в половом акте с отцом. Эти тенденции ненависти и агрессии послужили причиной ее фиксации на матери. Фиксация особенно усилилась, когда девочке минуло два года, и соответственно возросли ее тревожность и чувство вины. Когда эти явления столь отчетливо обозначились в ходе анализа Трюд, чуть не каждый раз непосредственно перед психоаналитическим сеансом она ухитрялась найти способ, чтобы причинить себе вред. Я заметила, что предметы, о которые она ударялась (столы, шкафы, печки и т.п.) всегда представляли для нее, в соответствии с примитивно‑инфантильной идентификацией собственную мать, и в редких случаях ‑ отца, которые ее наказывали. В общем, я сделала вывод, что постоянные жалобы на падения и ушибы, в особенности, у малышей берут начало в комплексе кастрации и чувстве вины.

    Игры ребенка позволяют нам прийти к определенным заключениям относительно чувства вины, возникающего в столь раннем возрасте. Люди, окружавшие Риту, когда ей было всего лишь два года, бывали поражены ее бурным раскаянием из‑за любого, самого пустячного промаха, если малышка допускала таковой, а также гиперчувствительностью к любым обращенным к ней упрекам. Например, однажды она залилась слезами только потому, что отец в шутку стал грозить медвежонку из книжки с картинками. Причиной ее самоидентификации с медвежонком был страх осуждения, исходящего от ее реального отца. Торможение в процессе игры тоже порождалась чувством вины. В возрасте двух лет и трех месяцев, когда она играла в куклы (игра не доставляла ей сколько‑нибудь заметной радости), девочка постоянно подчеркивала, что не была ее мамой. Анализ покажет, что она не осмеливалась в игре исполнять материнскую роль, потому что пупс представлял для нее помимо прочего, маленького братца, которого она хотела изъять из тела беременной мамы. Хотя на этот раз запрет, противостоящий желанию ребенка, исходил не от реальной, а от интроецированной матери, чью роль она разыгрывала у меня на глазах и которая пользовалась гораздо более строгими и даже жестокими мерами для поддержания собственной власти, чего настоящая мать никогда не делала. В возрасте двух лет у Риты проявился обсессивный симптом, состоящий в длительном ритуале укладывания в постель. Его главное содержание заключалось в том, что ее приходилось каждый раз тщательно закутывать в одеяльце, чтобы развеять страхи, что «в окно запрыгнет мышка или "butty" (генитальный орган) и вцепится зубами в ее собственную "butty"».В ее играх в тот же период появился другой красноречивый элемент: необходимо было всегда пеленать куклу точно так же, как заворачивали ее саму, а однажды потребовалось поставить слона рядом с кукольной кроваткой. Слон должен был помешать кукле проснуться, в противном случае она бы прокралась в спальню родителей и причинила им вред или стащила бы «кое‑что». Слон (отцовское имаго) был призван исполнять роль преграды. Интроецированный отец уже сыграл эту роль в самой Рите, когда между пятнадцатью месяцами и двумя годами она захотела узурпировать место матери рядом с отцом, похитить у нее вынашиваемого ребенка, избить и кастрировать родителей. Реакции гнева и тревоги, которые последовали за наказанием «ребенка» в ходе данной игры, показали, что внутри себя Рита разыгрывала две роли: власти, которая судит, и наказанного ребенка.

    Один из фундаментальных и универсальных механизмов игры состоит в том, чтобы исполняемая роль помогла ребенку разделить в своем творчестве различные идентификации, которые тяготеют к слипанию в единое целое. Распределяя роли, ребенок может исторгнуть отца и мать, чьи образы были абсорбированы им в ходе развития Эдипова комплекса, и чья жестокость причиняет ему теперь страдания изнутри. В результате такого исторжения возникает чувство облегчения ‑ главный источник доставляемого этой игрой удовольствия. Игра, которая состоит в принятии определенных ролей, зачастую, кажется очень простой и воплощающей исключительно первичные идентификации, но это лишь внешняя видимость. Хотя такое проникновение отнюдь не влечет за собой прямого терапевтического эффекта, исследование само по себе позволяет выявить все имеющиеся скрытые идентификации и установки, особенно, если удается добраться до чувства вины.

    Во всех случаях, когда я проводила психоанализ, подавляющий эффект чувства вины проявлял себя весьма наглядно, причем, даже в самом раннем возрасте. То, с чем мы здесь столкнулись, соответствует известным нам фактам о строении психики взрослых и тому, что представлено у них под именем Супер‑Эго. На мой взгляд, допустить возможность, что Эдипов комплекс достигает апогея в своем развитии приблизительно к четвертому году жизни ребенка, и получить данные, что развитие Супер‑Эго ‑ это результат окончательного формирования комплекса, отнюдь не будет означать противоречий таким наблюдениям. Наиболее типичные и определенные феномены, в которых в самой развернутой и отчетливой форме Эдипов комплекс достигает пика развития, предшествующего его затуханию, представляют собой ни что иное, как его созревание или результат эволюции, совершающейся на протяжении нескольких лет. Анализ самых маленьких детей показывает, что с появлением Эдипова комплекса они начинают активно реагировать на его возникновение и, как следствие, вырабатывают собственное Супер‑Эго.

    Воздействие этого инфантильного Супер‑Эго аналогично тому, что мы встречаем у взрослых, но, безусловно, оно давит гораздо более тяжким грузом на не вполне окрепшее Эго ребенка. Детский психоанализ учит нас, что Эго ребенка укрепляется, когда психоаналитическая процедура тормозит воздействие чрезмерных требований Супер‑Эго. Несомненно, Эго маленьких детей сильно разнится от Эго детей постарше или взрослых. С другой стороны, когда мы освобождаем ребенка от власти невроза, его Эго понуждается соответствовать требованиям реальности, хотя и не столь серьезным по сравнению с теми, с которыми должны справляться взрослые.Мышление маленьких детей отличается от мышления тех, что постарше; соответственно и реакция на психоанализ отлична от той, что можно наблюдать в более позднем возрасте. Зачастую, нас порядком удивляет, насколько легко принимаются наши интерпретации: иногда дети даже выражают заметное удовольствие, которые те им доставляют. Причины, по которым эти процессы столь отличны от анализа взрослых, кроются в том, что на определенном уровне мышления у маленьких детей сохраняется возможность более непосредственного контакта между сознательным и бессознательным, и, следовательно, у них намного проще осуществляется переход от одного к другому. Этим и объясняется незамедлительный эффект после сообщения интерпретаций. Разумеется, последние в любом случае должны предъявляться только на основе накопления достаточно удовлетворительного материала. Именно дети с удивительной готовностью, быстротой и регулярностью поставляют нам такой материал во всем его богатстве и разнообразии. Эффект от интерпретации нередко просто поразителен, даже если ребенок, казалось бы, совершенно не склонен принимать ее сознательно. Прерванная по причине сопротивления игра возобновляется; она становится более разнообразной, расширяется диапазон вариаций, все более глубокие слои психики обретают возможность своего игрового выражения; восстанавливается и психоаналитический контакт. Удовольствие, которое получает ребенок от игры в процессе предъявления интерпретации, проистекает также от того, что становятся бесполезными дальнейшие затраты ресурса на сопротивление. Но тут мы можем столкнуться с большим количеством временных сопротивлений, и в этом случае обстоятельства не обязательно будут складываться столь же благоприятно, и нам придется преодолевать значительные трудности. Несомненно, случай, когда мы сталкиваемся с чувством вины именно таков.

    В своих играх дети символически представляют фантазии, влечения и переживания, используя с этой целью архаические, филогенетически приобретенные язык и способ самовыражения. Этот язык, столь хорошо знакомый нам по нашим же сновидениям, в полной мере мы способны понять, только применяя метод, предложенный Фрейдом для распознавания смысла снов. Их символизм имеет общую характерную особенность. Если мы хотим лучше понимать скрытый смысл игры ребенка в соотношении с их общим поведением во время психоаналитических сеансов, мы должны постоянно отслеживать не только то, что именно она символизирует и что заявляется в ней со всей возможной очевидностью, но также и способ репрезентаций и используемые механизмы в преобразовании снов. Мы должны сохранять объективность в том смысле, что в узловой точке, в которой проявляется сущность этих явлений, необходимо все время изучать их во всей совокупности.

    Если мы применяем такую технику, то довольно быстро убеждаемся, что дети проявляют не меньше ассоциативности в различных вариациях своих игр, чем взрослые в отдельных фрагментах своих снов. Детали игры отчетливо указывают путь внимательному наблюдателю, и время от времени, ребенок в открытую высказывает все то, чему можно смело приписать те же значимость и наглядность, что присущи ассоциациям взрослых.

    Помимо архаичного метода репрезентаций ребенок использует также и другие примитивные механизмы, в частности, он подменяет слова движениями (подлинными предшественниками мыслей). У детей действие играет роль первого плана.

    В «Истории инфантильного невроза»Фрейд высказал следующую мысль: «Фактически, психоанализ, проведенный с невротизированным ребенком, на первый взгляд может показаться гораздо более убедительным, но в то же время он не может быть столь же богат материалом: необходимо предоставить ребенку слишком много своих слов и мыслей, а более глубокие слои при этом могут так и остаться невскрытыми и непроницаемыми для сознания».

    Если же мы будем применять к ребенку один в один ту же самую технику, что используется для анализа взрослых, нам, конечно же, не удастся проникнуть в самые глубокие слои их психической жизни. Тогда как, именно эти слои особенно значимы с точки зрения ценности и успеха всего анализа в целом. Тем не менее, если отдавать себе отчет в психологических отличиях ребенка от взрослого и удерживать в памяти мысль, что у детей бессознательное находится в коротком доступе для сознания, а также, что самые примитивные тенденции сообщаются у них напрямую с наиболее сложными известными нам новообразованиями, такими, как, например, Супер‑Эго; иначе говоря, если мы отчетливо распознаем способ самовыражения у ребенка, все эти сомнительные моменты, все эти неблагоприятные факторы просто‑напросто растворяются. Мы утверждаем, что в действительности, во всем, что касается глубины проникновения психоанализа, с детьми можно достичь того же уровня, что и со взрослыми пациентами. Более того, детский психоанализ позволяет нам вернуться к первичным восприятиям и фиксациям, которые в анализе взрослых могут быть только реконструированы, тогда как у ребенка они репрезентуются непосредственно. Возьмем в качестве примера случай Руфь, в младенческом возрасте какое‑то время она страдала от голода, так как у ее матери не хватало молока. В возрасте четырех лет и трех месяцев, когда она играла у меня возле раковины, девочка назвала кран с водой краном с молоком. Она заявила, что молоко попадает прямо в рот (отверстие сливной трубы), но течет оно слишком слабо. Это неудовлетворенное оральное желание проявилось также в многочисленных играх и драматизациях и явно показывало ее самоотношение. Например, она часто утверждала, что она бедная, что у нее только одно пальто и ей дают недостаточно еды, что ни в коей мере не соответствовало действительности.

    Эрна в возрасте шести лет (она страдала от невроза навязчивых состояний) стала еще одной моей пациенткой, ее невроз был основан на впечатлениях, полученных во время приучения к личной гигиене.Она изобразила мне все эти переживания в малейших подробностях. Однажды девочка посадила маленькую куколку на камень, изображая дефекацию, и разместила вокруг нее других кукол, которое должны были взирать на первую. Затем Эрна вновь прибегла к этому материалу в другой игре, в которой у нас были совсем другие роли. Она захотела, чтобы я играла роль младенца, который испачкал пеленки, тогда как Эрна стала его мамой. Младенец был предметом всяческой заботы и всеобщего восхищения. Вслед за этим у нее возникла вспышка ярости, когда она сыграла роль жестокой гувернантки, которая отшлепала ребенка. Эрна представила мне одно из первых травмирующих переживаний в своей жизни. Ее нарциссизм претерпел жестокий удар, полученный, когда она вообразила, что меры, принятые с целью сделать ее чистой, т.е. попросту вымыть, означают потерю того особого отношения, которым она пользовалась в раннем детстве.

    В целом, в детском психоанализе невозможно переоценить степень влияния и давления на фантазию компульсивных повторений, проявляющихся в действиях. Конечно же, малыши гораздо чаще используют способ прямого выражения в действиях, но и в дальнейшем, повзрослев, дети регулярно прибегают к этому примитивному механизму, особенно, когда психоанализ успешно справляется с некоторыми видами сопротивлений. Для того чтобы анализ мог успешно продвигаться, необходимо, чтобы дети получали удовольствие от применения этого механизма, но это удовольствие всегда должно оставаться на службе у основной цели. Именно здесь мы впрямую сталкиваемся с превосходством принципа удовольствия над принципом реальности. Мы не можем воззвать к смыслу реальности у совсем маленьких пациентов, как это возможно с более взрослыми.

    Если средства самовыражения у детей отличаются от присущих взрослым, то и психоаналитическая ситуация у тех и у других будет разниться в той же мере. Тем не менее, в главном, она остается идентичной. Последовательные интерпретации, постепенное уменьшение сопротивления и усиление переноса по мере продвижения ко все более ранним ситуациям составляют как у взрослых, так и у детей, слагаемые психоаналитической ситуации в том виде, в каком она и должна представать на практике.

    Я уже упоминала, что детский анализ позволил мне часто наблюдать, насколько незамедлительно действуют мои интерпретации. Тем более удивительным было подметить, что, несмотря на неопровержимые признаки этого воздействия: обогащение игры, укрепление переноса, ослабление тревоги и тому подобные, ‑ длительное время дети не воспринимают смысл моих интерпретаций на сознательном уровне. Мне удалось доказать, что такое сотрудничество приходит несколько позже. Например, бывает так, что в какой‑то момент ребенок начинает отличать мать, когда

    она воспринимается, как относящаяся к области «кажущегося», от реальной матери, а резинового голыша ‑ от живого маленького братца. Затем они утверждают довольно настойчиво, что на самом деле никому не хотели причинять вред, а только поиграть. Настоящего младенца они, конечно же, по их высказываниям, очень любят. Необходимо, чтобы длительное и напряженное сопротивление было все‑таки преодолено, прежде чем ребенок сможет осознать, что его агрессия направлена именно на реальные объекты. Но однажды, когда дети, наконец, это понимают, их адаптация к реальности в целом заметно улучшается, даже если они совсем маленькие. У меня сложилось впечатление, что интерпретация поначалу усваивается только бессознательно, и лишь значительно позже взаимоотношения малышей с реальностью все больше проникают в сферу их сознательного восприятия и понимания. Таковы процессы, благодаря которым происходит усвоение знаний о фактах из сексуальной области и аналогичных. Длительное время в психоанализе актуализировался исключительно такой материал, который пригоден для трактовки теориями сексуальности и фантазирования на тему рождения, данный материал всегда интерпретировался без какого‑либо специального «объяснения» или комментария. Так, мало‑помалу приходит истинное понимание, ровно в той мере, в какой исчезает бессознательное сопротивление, создающее препятствия этому процессу.

    Как следствие, первый результат детского психоанализа заключается в улучшении эмоциональных отношений с родителями. Сознательное понимание приходит намного позже и принимается под давлением Супер‑Эго, чьи требования психоанализ изменяет таким образом, что Эго ребенка становится менее угнетаемым и, более того, способным вынести и даже принять эти требования. Ребенок совсем не обязательно противостоит внезапно возникшей необходимости принять новое видение своих отношений с родителями, или, главным образом, обязанности усвоить предлагаемые ему знания. Мой опыт всегда подсказывал мне, что цель такого прогрессивно переработанного знания в том, чтобы утешить ребенка и помочь установить благоприятные в своей основе отношения с родителями, а также повысить его способность к социальной адаптации.

    Когда происходит такое улучшение, малыши легко обретают способность отчасти заменить отрицание реальности осмысленным отказом. И вот доказательство: на более поздних стадиях анализа, дети настолько удаляются от своих садистических анальных или каннибальских желаний (столь мощных на предыдущих стадиях), что зачастую способны критически или юмористически взглянуть на них. Например, мне даже приходилось слышать шутки от совсем крох на тему, что некоторое время назад они на самом деле хотели съесть маму или откусить от нее кусочек. Как только происходят такие изменения, чувство вины неизменно уменьшается и помимо этого, ребенок получает возможность сублимировать свои влечения, полностью отвергаемые ранее. На практике это проявляется в исчезновении заторможенности в играх, появлении многочисленных новых интересов и видов деятельности.

    Подведем итоги: как наиболее важные, так и примитивные аспекты психической жизни детей требуют специальной техники анализа, которая должна быть к ним адаптирована, она состоит в анализе детских игр. С помощью такой техники мы можем достичь глубинного уровня подавленных и отвергаемых переживаний и фиксаций, что позволяет нам оказать фундаментальное воздействие на развитие ребенка.

    Речь идет всего лишь о различиях в технике, а отнюдь не в основных психоаналитических принципах. Критерии психоаналитического метода, предложенного Фрейдом, а именно: необходимость использовать как отправную точку перенос и сопротивление, обязательное отслеживание инфантильных тенденций, отрицания реальности и его эффектов, амнезий, компульсивных повторений, наконец, требование актуализировать примитивные переживания, как это сформулировано в «Истории инфантильного невроза», ‑ все эти критерии интегрируются и обязательны к применению в технике психоанализа игры. Она сохраняет все общие психоаналитические принципы и приводит к тем же результатам, что и классическая техника. Просто‑напросто эта техника адаптирована к мышлению ребенка в том, что касается практических способов и приемов, то есть использования технических средств.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама