THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

11 МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА В 11 МЕСЯЦЕВ

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать, ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

ВИЖУ, СЛУШАЮ, ОЩУЩАЮ…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ 11 МЕСЯЦЕВ

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Для малыша такого возраста характерно формирование взрослых привычек. Он вполне готов переходить на «садовский» режим: подъем в 8 утра и завтрак, обед в 12, дневной сон с 13 до 15 часов. Но если в вашем случае развитие 11 месячного ребенка не позволяет установить такой режим, усердствовать не стоит. Кому-то из деток комфортно спать еще 2 раза в день, а без второго отдыха они становятся капризными и беспокойными к вечеру.

Особенности развития 11 месячного малыша

Безусловно, главным навыком данного периода становятся попытки ходить самостоятельно. Их могут стимулировать родители, поддерживая кроху под ручки или подзывая к себе на близком расстоянии в комнате. Если малыша ничего не испугает (например, внезапное падение, удар об угол мебели), такие попытки он будет продолжать и дальше, уверенно став на ножки примерно к .

Если малыш в 11 месяцев не ходит, но при этом активно ползает и поднимается на ножки при любом удобном случае, никакой проблемы нет. Более того, такой «ползательный» образ жизни гораздо полезнее юному исследователю. В процессе перемещения на четвереньках у него гораздо меньше шансов упасть и удариться, а его мускулатура работает в усиленном режиме.

Также когда ребенку 11 месяцев, развитие и питание являются неразрывными характеристиками его образа жизни. Скорее всего, он уже кушает практически все, что едят другие члены семьи, употребляет каши, мясо, овощи, молоко, пробует рыбу и разнообразные фрукты. Важно давать крохе и твердые продукты, например, яблочки, сухарики или печенье, так как жевание формирует правильный прикус. Если же ребенку 11 месяцев и нет зубов, от жесткой пищи необходимо воздержаться до тех пор, пока не вылезут минимум по 4 зуба сверху и снизу.

Культура питания воспитывается за общим семейным столом, за которым крохе очень нравится находиться. Держать ложку он уже научился сам, вытягивает трубочкой губки, чтобы пить из чашки. Маме же можно задуматься об отлучении крохи от груди или выждать еще месяц-другой, когда он будет полностью переведен на обычный рацион вашей семьи.

Правильное развитие ребенка 11 месяцев характеризует активность и подвижность. Любопытство удовлетворяется возможностью дотянуться туда, куда раньше было невозможно благодаря быстрому росту ребенка. В 11 месяцев в сравнении с периодом новорожденности он стал выше минимум на 30 сантиметров. Особенности роста и веса ребенка в 11 месяцев представлены в таблице.

6 основных навыков

Малыш 11 месяцев, развитие которого отвечает нормам, может подолгу концентрировать внимание на одной игрушке или выполнять по 20 раз одно и то же действие. Постепенно он достигает в нем совершенства, например, учится устанавливать один кубик на другой или залезать на диван и слазить с него. Такая концентрация внимания свидетельствует о правильном формировании психики, и мешать в этом крохе не нужно. А ниже - другие позитивные навыки.

Урок для детей 11 месяцев от эксперта по музыкальному развитию.

Полезные игры с ребенком

Малыш активно стремится подражать маме и папе, поэтому развивающие игры для детей 11 месяцев могут включать элементы бытовой культуры. Пригласите его помочь вам в уборке: попросите отнести платочек в стиральную машину или протереть тряпочкой стол. Кроха с удовольствием будет полоскать в воде ложечки после ужина и складывать кусочки овощей в салатник. Ваша благодарность станет для него лучшей наградой.

Занятия с ребенком 11 месяцев можно перенести и в коллектив. Помещение школ раннего развития типа «мама и малыш» станут прекрасной возможностью социальной адаптации. При этом главную ценность таких занятий составляют не развивающие программы, а «азбука общения», освоение которой пригодится малышу в любом возрасте.

Урок по рисованию для интеллектуального развития вашего малыша.

Подходит к концу первый год жизни крохи, принося новые изменения в физическом и психическом развитии. Ребёнок 11 месяцев приобретает индивидуальные черты характера, новые интересы. Именно в это время чаще всего малыш делает первые в жизни шаги, произносит первые слова. Меняется поведение чада, досуг и распорядок дня, сокращается время, отведённое на дневной сон.

Особенности развития в 11 месяцев ребенка таковы, что он многое умеет и знает, поэтому постепенно становится более самостоятельным в бытовом плане, а также в социальном отношении. Родителям в этот период уже немного легче ухаживать за крохой, поскольку малыш не находится в абсолютной зависимости от взрослых.

Особенности развития одиннадцатимесячного малыша

Конечно, главными навыками, которые развиваются в данный период, становятся попытки самостоятельно ходить. Мама и папа смогут стимулировать эти стремления, поддерживая чадо под руки или подзывая приблизиться к себе. Малыша порой пугает падение на пол или удар о мебель. В подобной ситуации необходимо продолжать заниматься, чтобы он делал новые попытки ходить. В большинстве случаев примерно в год ребёнок уже вполне уверенно держится на ножках.

Если чадо ещё не готово сделать свои первые шаги в 11 месяцев, но много ползает и активно поднимает конечности, то переживать по этому поводу не стоит. Значит, время просто не пришло. Подрастающему организму очень полезно ползать на четвереньках, поскольку мышцы работают в усиленном режиме. Кроме того, это намного безопаснее, уменьшается риск получения травм и ударов.

У каждого ребенка в 11 месяцев развитие индивидуальное. Но оно тесно связано с особенностями питания. Скорее всего, малыш уже способен есть почти всё, чем питаются взрослые члены семьи: овощи, разнообразные фрукты, каши. Жёсткие продукты (яблоки, злаковые хлебцы) можно давать только после появления первых 4-х зубов. Жевание такой пищи положительно влияет на формирование правильного прикуса.

На общих семейных обедах и ужинах формируется культура питания. Кроха учится держать ложку, пить из чашки. Многие мамы в этот период задумываются об отлучении от груди, но сделать это можно и несколько позднее, когда развитие малыша дойдёт до следующего уровня и карапуз будет полностью переведён на обычное семейное меню.

Дети правильно развиваются при наличии достаточного уровня активности и подвижности. Они очень любопытны, а благодаря навыкам стояния могут дотянуться до наиболее интересующих предметов. По сравнению с младенческим возрастом рост малыша увеличился минимум на 30 см.

  • В одиннадцать месяцев девочка, как правило, имеет рост в пределах 67 – 78 см, вес – 7 – 11 кг.
  • Мальчик к этому же периоду вырастет до 70 – 79 см, вес составляет 7,5 – 12 кг.

Навыки детей в 11 месяцев

Что умеет малыш в таком возрасте? Рассмотрим основные навыки.

  • Кроха может вполне уверенно стоять на ножках, держась за родительскую руку или за другую опору. Первые шаги пока не могут выполняться без посторонней помощи. Часто малышу в 11 месяцев приобретаются специальные игрушки-каталки, которые помогают ему укреплять мускулатуру и развивать навыки ходьбы.
  • Малыш умеет садиться из стоячего положения, правда, пока с трудом.
  • На 11 месяце жизни ребёнок активно ползает, может сидеть на протяжении довольно длительного времени.
  • Ладонь при хватании предметов раскрывается в соответствии с их размерами.
  • Малыш указывает пальчиком на вещь, которая вызывает у него интерес.
  • Кроха умеет держать ложку и даже кушать с использованием этого прибора. Кружка берётся двумя ручками.
  • Ребёнку по силам хватание мелких предметов, при котором задействованы два пальца. Он также может поставить один кубик на другой.
  • У большинства малышей в этом возрасте есть зубки: по два сверху и снизу. У некоторых детишек они пока ещё не появились, и это нормально. Если резцы не прорежутся через месяц, стоит обратиться к врачу.

Психическое развитие

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев? Дети развиваются в психическом плане очень быстро, практически каждый день демонстрируя родителям всё новые и новые умения.

  • Ребёнок произносит свои первые в жизни слова, имеющие обобщённый смысл. К примеру, «ам» выражает желание покушать. Он знает уже несколько слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
  • Кроха понимает, что родителями можно манипулировать при помощи плача. Мама и папа быстро подходят к плачущему ребёнку, становятся ласковее и добрее, поэтому он порой может хныкать специально. При этом в глазах маленького манипулятора нет слёз, зато есть «хитринка».
  • Одиннадцатый месяц развития позволяет понимать многое из разговоров взрослых людей, кроха реагирует на просьбы: кушай, бери, дай, покажи и другие. Многие дети покачивают головой, выражая согласие или несогласие со словами родителей.
  • Малыши способны быть весьма настойчивыми в достижении поставленных целей, повторяют просьбы по несколько раз, если желаемое не дают. После совершения каких-либо действий они ожидают реакции мамы и папы: похвалы, поддержки.

  • Во время игр кроха старается всячески радовать маму и папу или даже пытаться рассмешить родителей своими действиями. Приходит понимание того, что «прятки» или «пятнашки» – это игры.
  • Развивается сообразительность. Дети смогут сталкивать одним предметом другой, стоящий на столе, стуле или вытряхнуть все игрушки из коробки, для того чтобы достать всё содержимое сразу.
  • Ребёнок в 11 месяцев любит играть, его развитие позволяет использовать простые сюжетные игры: кормление игрушек, качание кукол.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

По возможности стоит почаще брать кроху на руки, несмотря на то, что он самостоятельно хорошо ползает и в скором времени начнёт ходить. По-прежнему дети в этом возрасте нуждаются в непосредственной близости родителей, особенно матери.

Развитие ребёнка в 11 месяцев связано с формированием произношения слов. Взрослые люди должны всячески помогать ему в этом. Если малыш говорит какое-то непонятное слово, необходимо попытаться определить смысл сказанного и вместе с карапузом отыскать названный предмет. Очень полезные различные речевые игры:

  • В мешочек собираются игрушки, а затем вынимаются по очереди и называются для ребёнка. Идеальным вариантом станет использование предметов, близких по тематике: кукла и платье, машинка и руль или колесо. Подойдут для этой игры и другие вещи, которые малыш видит каждый день: карандаш, ложка, книжка.
  • Специалисты рекомендуют применять карточки Домана.
  • 11-месячному ребенку легче запомнить слова во время активных игр, поэтому все действия необходимо комментировать. Лучше всего усваиваются названия различных предметов, то есть существительные, поэтому их должно быть больше всего.
  • Можно устраивать простые сценки со словами, которые сопровождаются соответствующими действиями: «дай» – протягиваете руки, «на» – даёте предмет, «здравствуй» – пожимаете ручку, «пока-пока» – машете рукой. Слова следует произносить медленно, без спешки, слегка растягивая их.
  • Во время приготовления пищи малышу стоит рассказывать, что вы будете делать, какие продукты потребуются для блюда, как происходит весь процесс. Используйте слова: мыть, чистить, вкусное, сладкое, солёное, горькое, варить.
  • Часто дети, которые пока говорят плохо, едят мало, что связано со слабым развитием челюстей. В подобной ситуации им рекомендуется давать твёрдые продукты: яблоки, морковку.

Чтение

Развитие ребёнка также не обходится без чтения. Оно положительно влияет на внимание, воображение, любовь к книгам. Родители должны действовать следующим образом:

  • Книжки-игрушки или изделия, изготовленные из твёрдого картона, должны быть участниками детских игр.
  • Необходимо показывать крохе картинки, называя изображённых животных, сказочных персонажей, предметов.
  • Короткие песенки из книжек можно пропеть.
  • Для поддержания интереса во время чтения родители должны менять тембр голоса, активно использовать мимику и жесты.
  • Чтение развивающих книг должно быть частым, но непродолжительным по времени.
  • Во время чтения не стоит заставлять малыша сидеть рядом и слушать, пусть он двигается.

Как развивать чадо? Постепенно при соблюдении перечисленных рекомендаций кроха научится сосредотачивать внимание на книгах. Лучше выбирать те из них, где на каждой страничке есть красивая картинка и небольшое стихотворение, состоящее из нескольких строк. Пока малыш рассмотрит изображение, текст будет прочитан. После этого карапуза стоит отпустить поиграть или поползать. Спустя некоторое время вновь вернитесь к книге, но уже к следующей странице.

Чтение, а также рассказывание историй помогает развивать мышление. Кроме того, любимый голос родителей и их близость будут ассоциироваться с книгами.

Навыки общения

Полноценно развивать ребёнка поможет общение с другими детьми. Прекрасным решением станет посещение образовательных учреждений, предназначенных для малышей. Прогулки лучше проводить на специальных детских площадках, которые посещают сверстники, а также ребята постарше.

Если среди знакомых имеются семейные пары с детьми, следует чаще ходить в гости. Для нормального общения со сверстниками вполне достаточно 40 минут. Взрослые не должны вмешиваться в игры, пусть дети учатся контактировать между собой самостоятельно. Бросать их одних тоже не стоит, достаточно занять место наблюдателя. Для 11-месячного ребёнка подойдёт просмотр книжек, рисование, ролевые игры.

Практически до двухлетнего возраста малыши ассоциируют игрушки, которые держат в руках, с неким продолжением себя, поэтому не могут понять, как и зачем их отдавать другому ребёнку. Родителям не стоит ругать их, ведь своеобразная «жадность» – это естественно.

Правильное развитие ребёнка зависит от мам и пап. Только родители, которые всегда находятся рядом, смогут малыша счастливым, здоровым, умным, физически и психически развитым.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

  • «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • повышенная чувствительность к замечаниям – в ответ следует обида, недовольство, агрессия ;
  • повышенная капризность;
  • противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Всего месяц остаётся до того момента, как малышу исполнится годик. Это очень важный и ответственный момент в его жизни. Чему же должен научиться ребёнок к этому возрасту, и какими навыками он должен обладать? По мнению специалистов, одиннадцатый месяц малыша должен запомниться его родителям двумя очень важными событиями: первыми самостоятельными шагами и первыми осознанными словами. А ещё – закреплением и усовершенствованием тех навыков, которые он приобрёл ранее.

Физическое развитие

В норме в течение одиннадцатого месяца жизни ребёнок должен прибавить в весе около 400 г и вырасти примерно на 1,5 см. Увеличиваются приблизительно на полсантиметра и его объёмы – грудной клетки и головки. Таким образом, вес одиннадцатимесячного ребёнка колеблется в пределах 9,5-10,5 кг, рост составляет от 73 до 78 см, объём грудной клетки от 48 до 49 см, а объём головки от 46 до 47 см.

В целом, за первые 11 месяцев жизни, по мнению специалистов, ребёнок должен прибавить 6800 грамм к своему первоначальному весу и 23,5 см к своему росту при рождении.

Конечно, это очень приблизительные стандарты, на которые может влиять значительное количество различных факторов, и родители должны их учитывать.

Наверняка вам интересно будет знать, что:

  • ​активные и подвижные детки прибавляют в весе меньше, а их спокойные сверстники – больше;
  • ​детки «искусственники» прибавляют в весе больше, чем детки, которые находятся на грудном вскармливании;
  • ​больше набирают в весе детки, которые значительную часть времени проводят на руках у родителей;
  • ​отрицательно на вес ребёнка влияют болезни, особенно сопровождающиеся высокой температурой.

И, конечно, рост и вес малыша напрямую зависят от его индивидуальных особенностей и генетического наследия, как, впрочем, и график прорезывания зубов. Обычно к 11 месяцам у ребёнка появляется от 6 до 8 зубов.

Индивидуальными являются и навыки двигательной активности детей. Так, один ребёнок в 11 месяцев более спокоен и инфантилен, и может длительное время сидеть на одном месте, изучая новые игрушки, их функции и строение, а другой нуждается в постоянном движении и минутки не может просидеть спокойно. Один малыш обожает ползать, а другой старается как можно быстрее встать на ножки. Тем не менее, существуют определённые стандарты развития.

Так, по мнению специалистов, в норме одиннадцатимесячный ребёнок должен:

  • ​самостоятельно приподниматься и садиться;
  • ​активно ползать;
  • ​самостоятельно вставать с опорой;
  • ​забираться наверх и спускаться вниз по невысокой лесенке;
  • долго и уверенно сидеть без опоры;
  • ​ходить с поддержкой (за руку или держась за опору);
  • ​пытаться делать первые самостоятельные шаги;
  • ​аккуратно брать двумя пальчиками маленькие предметы.

Если вам кажется, что двигательная активность вашего одиннадцатимесячного малыша недостаточна – стимулируйте его к движению! Разложите в разных частях комнаты на разной высоте его любимые игрушки, картонные книжки с яркими картинками, погремушки музыкальные инструменты для младенцев, мягкие кубики и развивающие игры для малышей. Таким образом, вы будете стимулировать и интерес малыша к изучению окружающего мира, и его двигательную активность.

При этом старайтесь обеспечить вашему малышу максимальную безопасность: уберите любые возвышения возле окон, закройте розетки и спрячьте предметы, которыми он может пораниться.

Опуститесь до уровня глаз вашего ребёнка и посмотрите внимательно, что может стать причиной его травмирования. Возможно, скатерть, на которой стоит посуда, свисает слишком низко, и малыш может стянуть её вниз вместе со столовыми приборами, а может, табуретка стоит слишком неустойчиво и может упасть при попытке малыша опереться на неё.

Также стоит в этом возрасте показать ребёнку, как правильно спускаться с кровати и со ступенек лестницы. Это поможет ему избежать травм и падений, а в будущем – боязни высоты, ведь, как утверждают психологи, она зарождается именно в этом младенческом возрасте.

Кроме того, в возрасте 11 месяцев родителям важно приучать ребёнка к режиму сна, что поможет ему в будущем быстрее привыкнуть к режиму в детском саду. В норме в этом возрасте малыш спит не менее 10-ти часов ночью и ещё дважды днём – по 1,5-2 часа. Не менее важно в этом возрасте приучить ребёнка засыпать самостоятельно, без длительных укачиваний. Тем более, не стоит брать ребёнка с собой в постель. И если до этого возраста вы практиковали совместный сон, сейчас самое время отучать кроху от своей постели, потому что позже это будет сделать гораздо сложнее.

Умственное развитие

По достижению 11 месяцев умственное развитие ребёнка достигает такого уровня, что он уже начинает понимать речь взрослых и адекватно реагировать на услышанное. Конечно, его мышление отличается от мышления взрослого человека, но главное, что он теперь понимает то, о чём ему говорят, и что происходит. Поэтому именно сейчас ребёнок готов произнести своё первое осознанное слово. Поверьте, всё, что вы слышали от своего любимого чада до этого момента – было всего лишь набором неосознанных звуков и слогов, в которых вы пытались уловить смысл. Но только сейчас ребёнок, произнося своё первое слово – «мама» или «папа», понимает, к кому оно обращено и что означает. Поистине, это очень волнующий момент, когда ребёнок, протягивая ручки, говорит своё первое слово, адресованное вам.

Не менее важным достижением крохи является и его способность к обобщению. Теперь малыш умеет показывать куклы и машинки, кубики и мячики. Также он начинает различать предметы по форме (шарики, кубики, кирпичики).

Кроме того, в возрасте 11 месяцев ребёнок должен:

  • ​понимать разговор родителей о происходящем вокруг и о себе;
  • ​выполнять услышанные просьбы и указания взрослых, например: «дай», «положи», «принеси», «возьми»;
  • произносить слова, которые имитируют голоса птичек и животных («пи-пи», «ав-ав» и др.);
  • ​утвердительно или отрицательно качать головой;
  • ​махать рукой в момент приветствия или прощания;
  • благодарить кивком головы;
  • целенаправленно и осознанно совершать определённые действия с различными предметами (звонить в колокольчик, ударять погремушкой, открывать крышку и т.д.);
  • многократно повторять понравившееся действие, совершенствуясь в нём;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • играть в ладушки и другие развивающие игры с ручками и пальчиками;
  • самостоятельно складывать башенки из кубиков;
  • самостоятельно собирать и разбирать пирамидки из колечек с широкими отверстиями;
  • складывать матрёшек;
  • катать мячик;
  • играть в ролевые игры: укачивать куколку, кормить зверушек;
  • произносить свои «особые» слова, обозначающие определённые действия или предметы (например, «бах» – падение, «ляля» – кукла и др.).

Как можно больше общайтесь со своим ребёнком, рассказывайте ему всё, что вы видите, и всё, что делаете. Этим вы расширите его словарный запас и представление о мире. И не скупитесь на похвалы, ведь малыш ждёт вашего одобрения. Услышав похвалу, он будет ещё с большей охотой повторять за вами всё новые и новые слова, радуя вас своим развитием и умениями.

Не менее важно и играть с ребёнком, ведь именно так он развивается и познаёт окружающие его предметы, их назначение и функции. К тому же с каждым месяцем количество игр, которые доступны малышу, постоянно увеличивается. Например, если раньше ребёнку было интересно опустошать коробочки и ящички, вытряхивая всё их содержимое, то в возрасте 11 месяцев ребёнку становится интереснее наполнять различные ёмкости, подбирая предметы по размеру. Ему невероятно интересно знать, что к чему подходит. Не менее интересно крохе и докопаться до устройства той или иной игрушки, так что его желание разломать какую-то вещь объясняется его стремлением к познанию сути предмета.

Эмоциональное и социальное развитие

В возрасте 11 месяцев у ребёнка усиливается психическая дифференциация. Он активнее и более эмоционально выказывает как чувство симпатии или предпочтения, так и чувство антипатии. Ребёнок начинает открыто отказываться или протестовать по отношению к тем игрушкам, еде или окружающим его людям, которые ему не нравятся.

Ребёнок любит общение со сверстниками, но начинает выбирать, с кем он хочет играть, а с кем нет.

Одиннадцатимесячный кроха всё настойчивее использует свой детский лепет, чтобы выразить свои чувства и эмоции, наладить контакт с новым человеком или попытаться объяснить, чего он хочет в данный момент. И хотя его лепет лишь отдалённо напоминает настоящую речь, по интонациям и эмоциональному окрасу можно догадаться, какие эмоции и желания ребёнок пытается высказать. Если вы понаблюдаете за своим крохой, вы удивитесь тому, как он любит экспериментировать со своим голосом и копировать новые звуки и слова.

И, наконец, говоря о социальном и эмоциональном развитии одиннадцатимесячного ребёнка, необходимо учесть то, что в этом возрасте малыш должен постепенно привыкать к мысли о нахождении некоторое время без мамы. Хотя малыш ещё очень привязан к родителям и по-прежнему прижимается к ним при виде незнакомых людей, необходимо на некоторое время оставлять его с другими родственниками и близкими людьми. Это поможет повзрослевшему младенцу отлучиться и от маминой груди.

Навыки самообслуживания

В 11 месяцев ребёнок может уже довольно много делать самостоятельно. Так, в этом возрасте его необходимо учить:

  • пользоваться расческой;
  • мыть ручки;
  • умывать личико;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • приносить по просьбе взрослых небольшие лёгкие предметы.

Вы вполне можете научить вашего кроху помогать вам в уборке его игрушек и складывании их в коробку.

Кроме того, одиннадцатимесячного малыша уже можно и нужно учить одеваться. Пусть он помогает вам во время одевания – пытается надеть шапку, просовывать в рукавчик ручку, ставить в ботиночек ножку. Хвалите и поддерживайте его в этих действиях, и тогда ваш малыш будет стремиться к овладению новыми умениями и навыками.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама