Справедливость и сочувствие
Цель: Воспитание высоконравственной личности
Задачи:
1. Познакомить с содержанием нравственных категорий
«справедливость», «сочувствие»;
2.
Развитие
самопознания,
конструктивного
взаимодействия.
Оборудование: карточки с текстом рассказов – для ведущего, плакат
схемы достойного выхода из ситуации.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Вступительное слово.
Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод:
справедливость – отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более
подробно разобраться в этом.
3. Основная часть.
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил
песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить
дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали
спорить и кричать».
Как вы думаете, как нужно было поступить по справедливости?
(Обсуждение).
Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?
Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла
кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь,
размазня? Заживёт твоё колено»».
Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить
Андрею?
Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (23
минуты).
В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:
будете драться
станете кричать, плакать, ругаться
сделаете вид, что всё хорошо
будете доказывать, что с вами поступили несправедливо
перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.
Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации,
которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.
Цель: анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными
ситуациями.
3.2. Игра с элементами тренинга «Это здорово».
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники стоят в кругу. Ктонибудь выходит из них в круг и говорит
о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое
высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это
здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по
очереди.
4. Закрепление.
Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не
выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша
подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет
меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и
я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена
отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не
буду с ней больше дружить»».
Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете
поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 34 минуты).
4.1 Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации:
с кемто ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый посвоему
выходит из подобных ситуаций – ктото обижается, ктото «сдаёт сдачи»,
ктото пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной
ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших
знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а
другой – в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается
достойно выйти из ситуации.
4.2 Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как
итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не
устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и
поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи
ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий
раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не
изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»,
«Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.
"О МИЛОСЕРДИИ"
(беседа)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие "? Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
Идет беседа
Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Милосердие - традиционная черта россиян. "Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
- в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;
в Москве - 1813060 рублей;
в Одессе - 709863 рубля;
в Риге - 504556 рублей.
- 7- 9 рублей стоила корова;
3 - 5 рублей - костюм тройка;
25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
А сколько их интересно сегодня? Кому они помогают?
Идет беседа
В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.Обсуждение видеофрагмента
Демонстрируется фрагмент видеофильма
"Фронтовой санбат".
И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает воз-можным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.
Чтение и обсуждение статьи
(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)- Почему мог произойти такой случай?
Откуда же в людях равнодушие?
Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
Почему утрачивается чувство милосердия?
Обсуждение гл. 6-8 повести
Б.Васильева "Завтра была война"
(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувст-вие девочке со стороны большинства учителей, директора, од-ноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать закон-ность, избивать, уничтожать. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопич-ным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, по-бей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлет-нему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?
Идет беседа
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого чело-века. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? - Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Идет беседа
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.
Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?
Идет беседа
Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.
Об ответственности родителей за воспитание детей.
Трудовое воспитание детей в семье.
Приучение детей к бережливости.
Развитие у детей интереса к науке и технике.
Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.
Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.
Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.
Воспитание прилежания у детей в семье.
Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.
О мерах поощрения и наказания детей в семье.
Воспитание вежливости и предупредительности у детей.
Приучение детей к скромности.
Воспитание уважения к старшим.
Значение режима дня в воспитании детей в семье.
Роль семьи в нравственном воспитании детей.
Воспитание у детей честности и правдивости.
Развитие у детей чувства коллективизма.
Воспитание дружбы и товарищества у детей.
Воспитание характера у детей.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
О половом воспитании детей в семье.
Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.
Как руководить внеклассным чтением детей в семье.
Закаливание организма ребенка.
Роль семьи в развитии детского спорта.
Эстетическое воспитание детей в семье.
Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.
Организация рабочего уголка школьника в семье.
Как помочь школьникам выбрать профессию.
Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.
Правила и ошибки выбора профессии.
Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.
Социальные и профессиональные ориентации молодежи.
Положение молодежи на современном рынке труда.
Востребованность профессий на рынке труда.
Требования работодателя к молодым специалистам.
Учебные заведения г. Кемерово и области.
Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.
Объективные условия выбора профессии.
Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.
Профилактика и разрешение конфликтов в семье.
Трудный подросток. Кто он?
Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.
Формирование мотивации достижения.
Формирование мотивации обучения.
Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.
Психосексуальное развитие подростков.
Психологические особенности подростков.
Психологические особенности детей разного возраста.
Примерная тематика бесед с родителями
Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»
Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.
1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.
2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).
3. Младший школьный возраст и его особенности.
4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).
5. Как выявлять и развивать способности детей.
6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.
8. Воспитание характера ребенка в семье.
9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).
12. Новое в системе национального воспитания.
13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.
15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.
1. Новое в системе национального воспитания.
2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.
8. Вред алкоголя и курения.
1. Пример родителей в воспитании детей.
2. Особенности воспитания подростков в семье.
3. Половое развитие и методы полового воспитания.
4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
5. Активные формы отдыха в вашей семье.
6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
11. Изучения корней семейного рода.
12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.
1. Основные направления воспитания в семье.
2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Методическая разработка на тему:
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета
Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,
СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ
Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения
«Устав школы, правила поведения учащегося»
«Твои успехи и неудачи»
«Способы урегулирования конфликта»
«Шутки или хулиганство»
«Ответственность за проступки»
«Правила поведения и ТБ на осенних каникулах»
«ЗОЖ – что это такое?»
«Что есть человек?»
«Коллективная помощь и сочувствие»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Культура поведения в общественных местах»
«Правонарушение и юридическая ответственность»
«За что ставят на учет в КДН?»
«За что ставят на ВШУ?»
«Паролимпийские виды спорта в нашей школе»
«Административная и уголовная ответственность»
«Права и обязанности несовершеннолетнего»
«Ответственность за ложные сообщения о терроризме»
«Искусство каждодневного общения»
«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»
«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»
«Правила поведения на улице
«Ответственность за порчу имущества школы»
«Культура приветствий и обращений к окружающим»
«Ответственность за нарушение правил ПДД»
«Уверенность в себе»
«Вербальные и невербальные формы поведения»
«Формула выбора профессии»
«Последствия самовольного ухода из школы»
«Профессии доступные людям с инвалидностью»
«Правила поведения и ТБ во время зимних каникул»
«Правила поведения в общественных местах»
«Самоконтроль и требовательность к себе»
«Техника безопасности на зимних каникулах»
«Мои успехи и неудачи»
«Правила поведения пассажира в общественном транспорте»
«Сила воли и характер»
«Чувство собственного достоинства»
«Как избежать травматизма зимой»
«Моя Родина – Россия»
«Как я провел зимние каникулы»
«Закон Краснодарского края № 1539-КЗ»
«Петарды и безопасность»
«Умей сказать — НЕТ»
«Безопасное движение во время гололеда»
«Компьютер-друг или враг»
«Место подростка в обществе»
«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»
Викторина: «Кто на свете всех умнее?»
«Культура речи. Ненормативная лексика»
«Выбирай здоровье: паролимпийские виды спорта в нашей школе»
«Алкоголь и алкогольная зависимость»
«Для чего нужна семья»
«Как выбрать профессию»
«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»
«Что такое вежливость»
«Человек – творец своей судьбы»
«Подросток и Закон»
«Подросток и преступление»
«Правонарушение, проступок, преступление»
«Как не стать жертвой преступления»
«Компьютер – друг или враг»
«Профессии доступные людям – инвалидам»
«Делу время, потехе час! »
«О честности и умении держать слово»
«Гимн, Герб, флаг России»
«Жизнь дана для добрых дел»
«Виды наказания несовершеннолетних»
«Преступление и наказание»
«Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»
«Конвенция о правах ребенка»
«Энергетические напитки – новые наркотики»
«Ласковые слова для мамы»
«Деньги на карманные расходы»
«Как преодолеть страх перед экзаменами»
«Умей сказать – НЕТ! »
«Всегда есть выбор»
«Жизнь – главная ценность человека»
«Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»
«Я и моя уличная компания»
«Обязанности подростка в семье»
«Посильный труд – достоин уважения»
«Планы на будущее»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд.
Положение о шефах — наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с.
Предоставляю Вашему вниманию образец карточки «Индивидуальная профилактическая работа» с ребенком, состоящим на учете или неблагополучной семьей, который я использую в своей работе (в конце каждого по.
Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете.
План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт.
На основе своего личного профессионального опыта представляю технологию организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.
В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере.
Беседы с родителями несовершеннолетних темы
опыт работы 21 год.
Волгоград 2014 г.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители — ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.
В последние пять — десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.
В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:
При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.
Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Так как школа № 95 - школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов - мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей - это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей - 30%, матерей- одиночек - 10%, опекаемых -5 %, дети - инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания - 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.
Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.
Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Р азвитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Принципы реализации Программы
Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.
Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.
- актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
- опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
- опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
- Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
- Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
- Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
- Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
- Улучшение микроклимата в семье;
- Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
- Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
- Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
- Родительские чтения.
- Родительские вечера.
- Деловая игра
- «Круглый стол»
- Сбор информации о семье и ребенке
- Сообщение о семье на Совете профилактики
- Принятие решения о сопровождении семьи
- Выделение ключевых проблем
- Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
- Разработка индивидуального плана сопровождения семьи
- Установление контакта со всеми членами семьи
- Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
- Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив
- Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
- Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
- Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
- Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи
Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:
Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.
Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.
Кратко о внедрении разработки:
С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.
Методы и приемы работы:
Формы работы с семьями:
Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).
— общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;
Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);
Индивидуальные: ( переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.
Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.
Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении
Этапы
Мероприятия
- Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
- Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов
- Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
- Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
- Внешняя неопрятность;
- Снижение успеваемости;
- Не выполнение всеобуча;
- Потеря интереса к прежним увлечениям;
- Резкое изменение круга общения;
- Появление скрытности в поведении;
- Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
- Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
- Следы от побоев.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
- Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
- Постановка проблемы.
- Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
- Выступления от групп.
- Обобщение сказанного. Решение.
- Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
- Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
- Участие в работе всех родителей.
- Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
- Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
- Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
- Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
- Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
- Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
- Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
- Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
- Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
- Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
- Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
- Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
- Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
- Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.
Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:
Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.
Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).
План собрания
Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:
При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Программа родительских встреч «Семья и школа»
Тема собрания, вопросы для обсуждения
1 класс
«Семья и школа –вместе мы сможем многое»
Психолог. Заместитель директора по ВР.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».
Что значит: любить своего ребёнка (диспут).
Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся. ».
Психолог. Зам. по ВР.
«Безопасность ребенка на каждый день»
Поймите себя и своего ребёнка»
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра.
Психолог. Зам. по ВР
Диспут
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол.
Тематическая встреча «Папа, мама, я — здоровая семья»
Диспут: «Алкоголь в семье».
Эмоциональное благополучие детей в семье.
4 класс
«Человеком быть совсем непросто,
или как воспитывать в детях
нравственные качества на собственном примере».
Заместитель директора по ВР.
Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).
Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение».
Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии
работоспособности и личностных качеств.
«Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра). Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч. Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.
Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.
Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.
Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся. » Развод родителей — серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.
«Безопасность ребенка на каждый день» Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.
2 класс
«Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.
Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.
Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.
«Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник). Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.
Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра. Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
3 класс
«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча «Ладная семья»(Приложение 13).
Донести до родителей необходимость в:
- — создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- — отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
- — постоянном психологическом контакте с ребенком;
- — заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:
Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).
Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).
Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).
Эмоциональное благополучие детей в семье . Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика «Притча о добре и зле» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей). Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube. com › watch? v= b_ gUXaZfVZw
Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)
Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка эффективности программы «Семья и школа».
Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.
Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.
Критерии оценки эффективности работы с родителями
Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:
Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году — 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.
Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая.
Сочувствие и понимание
(занятие-самопознание)
Цели: воспитание нравственности у младших школьников; развитие способности говорить и слушать друг друга; формирование понятия об этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства.
Ц и т а т а занятия: «Счастье - это когда тебя понимают» (из к/ф «Доживём до понедельника»).
Ход занятия
I. Сидение в тишине. (Тихо (создавая благоприятный фон) звучит спокойная, приятная мелодия.)
- Расслабляйтесь постепенно, начиная с головы и доходя до ног останавливайтесь на каждой части тела на 2 секунды.
- Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от усталости и беспокойства.
- Теперь представьте, что в вашем сердце лежит красивый цветок. Он раскрывается постепенно, лепесток за лепестком - это центр Покоя, центр Любви.
- Откройте глазки.
II. Настрой на позитивные мысли (учащиеся произносят хором вполголоса).
- Я желаю здоровья себе и своим родным, друзьям и знакомым. Пусть будет мир в нашей стране и на всей планете Земля.
III. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое сочувствие и понимание. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Один из героев фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье - это когда тебя понимают!». Нельзя не согласиться с его мнением. Каждому человеку важно быть понятым, услышанным; чувствовать себя комфортно и спокойно может лишь тот, кого понимают, чьи слова и действия принимают и считают значимыми.
- Что нужно для того, чтобы тебя понимали, чтобы установился контакт с людьми? Ведь без общения не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества.
IV. Словарная работа.
- Что общего и чем отличаются понятия «сочувствие, понимание» и «жалость»? (Высказывания учащихся.)
Сочувствие - отзывчивое отношение к переживаниям других, то есть готовность помочь кому-либо в его переживаниях.
Понимание - способность войти в положение другого.
Жалость - сочувствие, вызываемое чьей-либо печалью, несчастьем.
V. Чтение и обсуждение рассказов.
1. В. Осеева. «Плохо». Беседа по вопросам.
- На кого яростно лаяла собака?
- Что в это время делали мальчики?
- Почему женщина их пристыдила и сказала им «плохо», что они ничего не делали?
- Что им надо было сделать?
- Кого не поняли мальчики?
- В чье положение не вошли?
В ы в о д. Надо непременно пожалеть того, кто слабый и не может за себя постоять.
- Что значит пожалеть? Как можно пожалеть?
2. В. Осеева. «На катке». Беседа по вопросам.
- Почему девочка плакала? Она же улыбнулась, когда к ней подошел Витя?
- Чего испугался Витя?
- Каким мы можем назвать Витю?
- Какие мальчики? Поняли ли они Витю, девочку?
- Приходилось ли вам сочувствовать кому-либо? Как это было?
- Как к этому отнеслись те, кому вы сочувствовали? А как к этому отнеслись окружающие?
- Надо ли стесняться быть к людям внимательным и добрым?
В ы в о д. Не надо стесняться сочувствовать кому-либо. Это так естественно и просто - проявить к ближнему отзывчивость, разделить с ним переживание или радость. Ему становится легко, хорошо и спокойно; а тот, кто проявил сочувствие, испытывает ни с чем несравнимые чувства быть полезным, поднимать настроение, доставлять удовольствие, способствовать приобретению или восстановлению душевного равновесия, вдохновения. Не стесняйтесь жалеть слабых и животных. Считайте это своим долгом. Надо и окружающих вас учить жалеть, сочувствовать, понимать. Если все люди своим привычным делом будут считать способность друг другу сочувствовать, в мире никогда не будет ни зла, ни насилия
3. В. Драгунский. «Друг детства». Беседа по вопросам.
- Почему мальчик раздумал стать боксером?
- Каким он будет, когда вырастет?
- Часто ли вы сталкивались в жизни с непониманием?
- Что вы делаете, если вас не понимают?
VI. Тестирование.
- Что ты делаешь, если тебя не понимают родители? Как выйти из этой ситуации? Подчеркни один из способов разрешения этой ситуации, наиболее удобный для тебя. Следует:
- рассказать бабушке;
- посоветоваться с учителем;
- поговорить по душам с родителями;
- побеседовать с другом.
VII. Игра «Улови настроение ребят».
Два-три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, огорчение и т. д.). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в целом).
Посидим в тишине.
VIII. Настрой на позитивные мысли. (В кругу, взявшись за руки.)
- Мир, Мир, Мир везде, Мир в тебе, Мир во мне.
- Свет, Свет, Свет везде, Свет в тебе, Свет во мне.
- Любовь, Любовь, Любовь везде, Любовь в тебе, Любовь во мне.
IX. Рефлексия.
- Что значит сочувствовать, понимать, жалеть?
- Что полезного взяли для себя из сегодняшнего занятия?
- Каким ты хочешь быть?
- Изменилось ли твое настроение? Каким оно было в начале занятия, каким стало сейчас?
- Когда человек может чувствовать себя счастливым?
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Тип урока: урок-беседа
Продолжительность: 45 минут
Предмет(ы): Внеклассная работа
Литературное чтение
Формы обучения: общеклассные, групповые
Основные дидактические принципы:
1. связь обучения с жизнью;
2. доступность;
3. наглядность;
4. активность,
5. самостоятельность.
Методы и приёмы: художественное слово.
Воспитание в детях человечности, сострадания, милосердия, умения прийти на помощь.
Образовательные:
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания прозы.
Развивающие:
содействовать развитию речевой деятельности;
содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;
содействовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
познакомить с понятиями «милосердие» и «сострадание»;
развивать желание совершать добрые поступки;
содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
ХОД УРОКА
I. Организация класса на начало урока
1. Введение в тему.
Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? Акакие качества вам не нравятся? Запишите в таблицу на листочках.
Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
Правильно о милосердии, доброжелательности в людях. Тема нашего занятия «Милосердие и сострадание»
Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»
А вы? (вопрос к ребятам?)
Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»
И почти все ответили: добрыми, милосердными.
А вы? (вопрос к ребятам?)
Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.
2. Чтение и обсуждение статьи из газеты «Никто не помог...»
Назовите действующих лиц.
Почему в названии многоточие? (Произошла трагедия, смерть)
Почему произошла трагедия?
Кто виновен?
3. Работа с таблицей:
Мог, но не помог... | Кому я помогу? |
|
III. ОСМЫСЛЕНИЕ
Чтение и анализ произведения Александра Викторовича Костюнина
(эссе «Сострадание»)
Напомню тебе один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве.
Ты зашёл к своему сверстнику в гости. На кухне сидела его старенькая бабушка. Она психически больна. Несмотря на свой недуг, это была сама доброта и труженица, каких поискать. Чтобы чем-то помочь взрослой дочери по хозяйству, она бралась за любую работу. И хотя посуду после неё принято было перемывать, она старалась как могла. Зато связать носки, соткать половик – мастерица. Вот и на этот раз, сидя на кухне, она вязала носки любимому внуку. Самому дорогому ей человеку!
Его приход из школы – для неё тихая светлая радость…
Родным ей был карельский язык – язык малочисленного исчезающего народа. Нас очень смешило, когда на непонятном наречии она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки.
Твой друг стыдился своей бабушки.
Досада накапливалась.
Когда вы разделись и прошли на кухню, она прервала своё . Открытая улыбка осветила её лицо. Поверх очков на внука смотрели излучающие доброту глаза. Натруженные руки с вязальными спицами расслабленно опустились на заштопанный передник. И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.
ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ
(глагол) (глагол) (глагол)
Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
И в завершении урока я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?
Литература:
1. , Рубцова беседы с подростками. – М., 1987г.
2. , Конникова формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3. Волченко и зло как этические категории. М., 1975
4. Даль словарь живого великорусского языка.
5 , Сборник произведений, Петрозаводск, 2011 г.
6. Макаренко, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7. , Байбородова воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/ , и др. М. 1995
www.dorogadomoj.com
www.fun-funny.ru