THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.
1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? _____________________________________

2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? _________________________________
__________________________________________________________________
3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? _______________________
__________________________________________________________________
4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами свой Родины, малой Родины? ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___________________________________________________
6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? __________________________________________________________
7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? _____________________________________
__________________________________________________________________
8. Счиатете ли вы себя Патриотом? Почему? __________________________
9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?
__________________________________________________________________
10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ______
__________________________________________________________________
11. Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагогов или родителей? ___________________________
__________________________________________________________________
13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? _______________
14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _________________________________________________________

15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Благовещенске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях? __________________________
__________________________________________________________________
16. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___________________________________________________________
17. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? ___
__________________________________________________________________
18. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? __________
__________________________________________________________________
19. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Почему? ____________________________________________
__________________________________________________________________
20. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? _________
21.Смотрите ли фильмы на военную тему? ____________________________
22.Слушаете ли песни военных лет? __________________________________
23. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? __________ 24. Есть ли у вас возможность презентовать (или временно предоставить) фотографии, пилотки, значки, медали и другие предметы? ________________
20. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? _______________________________________
__________________________________________________________________

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Какие слова выражают любовь к Родине?_______________________________________
2. Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
3. Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре? ___________________________
_____________________________________________________________________________
4. Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? _________________________________________________________________
5. Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша? __________________________
_____________________________________________________________________________
6. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? _________________________________________________________________________________________________
Как на это реагирует ребенок? __________________________________________________
7. Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье? ________________________
_____________________________________________________________________________
8. Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки? _______ Как часто? ______________
9. Кто чаще всего читает?________________ В какое время суток? ___________________
10. Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком народные потешки? ____________
11. Есть ли в Вашей родительской практике игры, которые знакомят с национальными обрядами и традициями? ______ Если есть, то какие? _______________________________
12. Какие национальные подвижные игры Вы знаете и используете в воспитании ребенка? _____________________________________________________________________
13. Знаете ли Вы пословицы о Родине?_____ Назовите их ___________________________
_____________________________________________________________________________
14. Назовите Российскую символику? ____________________________________________
15. Достаточно ли у Вас информации? ____________________________________________
16. Знаете ли Вы как рассказать детям о символах России? __________________________
17. Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать патриотические чувства у детей? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
18. Как часто Вы читаете детям такие произведения? _______________________________
19. Какие произведения из русского народного творчества, Вы читали детям? _____________________________________________________________________________
20. Какие народные праздники Вы знаете? ________________________________________
_____________________________________________________________________________
21. Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию патриотических чувств? _____________________________________________________________________________
22. Хотите ли Вы участвовать в кружке народного промысла? _______________________
23. Хотели ли Вы участвовать в досуговых вечерах?_____ Почему?___________________
24. Прививаете ли Вы любовь к Родине у своего ребенка? _______ Почему? ____________
_____________________________________________________________________________25. Что такое русская семья? ____________________________________________________
26. Какая она? ________________________________________________________________
27. Посещаете ли Вы с ребенком музеи? ______ Если да, то какие? ___________________
_____________________________________________________________________________
28. Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе? __________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.
Анкета выявления уровня готовности и затруднений педагогов в организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


п/п
Показатели готовности
Знаю, владею
Владею, знаю, но не всегда
Не знаю, не владею

1
Понимание термина «патриотическое воспитание»

2
Понимание задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста

3
Умение планировать работу по патриотическому воспитанию с детьми конкретной возрастной группы

4
Владение методами патриотического воспитания детей дошкольного возраста

5
Умение подбирать виды совместной деятельности с детьми

6
Разнообразие форм совместной работы с родителями детей- дошкольников

7
Методы пропаганды знаний по патриотическому воспитанию дошкольников среди родителей

Игра для педагогов «Вставь нужное слово, словосочение»

При воспитании у дошкольников любви к родному краю
важно учитывать:

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне ___________________________________.
Ведение краеведческого материала в работе с детьми с учетом принципа __________________________ от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому _________________________.
Формирование личного отношения к фактам, событиям и явлениям _______________________, создание условий для активного приобщения, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает __________________ вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.
Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием ______________________________.
Осуществление _____________________________ в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы сами отразить свои чувства, __________________________________.
Привлечение детей к участию в _____________________________ с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и весельях.
Осознанный отбор ________________ ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и _____________________________.
Создание такой _____________________________ в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе _________________ с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования его по законам красоты и добра»
Организация работы с родителями под девизом; их знания и любовь к городу должны ______________________________.

Ответы: методов, в жизни города, деятельностного подхода, передаваться детям, предпосылки развития способности ребенка, краеведческого материала, развивающей среды, эмоциональную активность, представления об увиденном и услышанном, постепенного перехода, прошлого и настоящего, городских праздниках, народной культуры, культурно-историческим фактам.
Анкета для детей на тему «Я и мой город»

Фамилия и имя ребенка ___возраст___

1. Как называется город, в котором ты живешь? ________________________
2. Тебе нравится жить в своем городе? ________________________________
3. Как ты думаешь, ты любишь свой город? ____________________________
4. Ты считаешь свой город красивым? ____В чем его красота? ____________
__________________________________________________________________
5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твой город стало лучше? ______________________________________________________
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем городе? ___________________________________________________________

Анкета для детей на тему «Я и моя страна»

1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___________________________________________________________
2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? __________________________
3. О каких городах нашей страны ты слышал? __________________________
В каких городах бывал? _____________________________________________
4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал?____________ Почему? _________________________________
5. Люди каких национальностей живут в России?________________________ Назови их. _________________________________________________________
6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? ___________________________________________
7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? __________
Почему? __________________________________________________________
8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? _________
__________________________________________________________________
9. Ты любишь свою страну? Почему? _________________________________
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего села, какие бы три желания ты загадал? __________________________________________________________________

Опрос-анкета с детьми на тему: «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя ребёнка
Что такое Родина? Родина - это
Малая Родина – это
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется...............................................................
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит.
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу

Опрос-анкета с детьми на тему: «Государственные праздники России.
Государственная символика России»

Фамилия, имя ребёнка
1. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю:
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует
3. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет
4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России:
5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы: .
6. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть
7. Какие символы есть у нашей (Амурской области)?
У Амурской области есть.

Опрос-анкета с детьми на тему: «Достопримечательности нашей Родины (города)»
(Метод «Незаконченное предложение»)
Фамилия, имя ребёнка
1. Какие города России ты знаешь?
Я знаю 2. Какие реки России ты знаешь?
Я знаю
3. Что такое достопримечательность?
Достопримечательность – это.
4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть.
Я бы хотел(а) узнать о.
5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду: .
6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Благовещенском и ее окрестностями?
Я бы повел своих гостей
7. Что есть в Благовещенске, чем ты гордишься?
Я горжусь.
8. Чем знаменит Благовещенск?
Наш город знаменит.

АНКЕТА «Я и моя семья»

1. Какая связь существует между понятиями: «семья» - «род» - «Отечество»? 2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кем были твои предки? Чем они занимались? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Расскажи о самом известном тебе родственнике. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города? Если не, то почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»

1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
Семья
Нравственность
Родина
Здоровье
Образование
Дружба
Творчество
Карьера
Другое (допишите).

2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент детский сад?
на обучение
на воспитание
на сочетание обучения и воспитания

3. Как Вы считаете, что должен давать ребенку детский сад, а что – семья и родители?
Детский сад должен:
обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите).
Семья должна:
обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)

4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да
Нет
Иногда

5. Рассказываете ли вы своему ребенку о Благовещенске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да
Нет
Иногда

6. Влияет ли природа родного края на развитие патриотизма?
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе. В каждом варианте ответов выберите подходящий.

1.Что Вы понимаете под понятием "патриотическое воспитание"?

Любовь к Родине
любовь к природе
любовь к родному краю, городу
чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
все вместе взятое
другое

2. Какие из указанных качеств Вы стараетесь первоначально воспитать в Вашем ребенке?

уважение к старшим
любовь к близким
интерес к историческому прошлому России
уважение русских традиций
любовь к своему городу

3. С какой из тем можете познакомить ребенка Вы?

с историей город
с историей края
с жизнью и бытом наших предков
русскими обычаями, традициями
русской народной культурой
с выдающимися людьми России
4. С какими из перечисленных разделов, по Вашему мнению, должен ребенок познакомиться в детском саду?

моя семья
мой город
мой край
моя страна

5. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?

доступ к архивам
экскурсии на предприятия
целевые прогулки в библиотеки и т.п.
изготовление фотогазет
встречи с интересными людьми

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»

1. Я считаю, что патриотизм - это.................................................................................................................................................2. Считаете ли Вы себя патриотом? .
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у детей? Подчеркните: семья, школа, детский сад, общество, никто.
5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?

6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?

7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: 8. Что бы вы посоветовали педагогам для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность детей?
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности детей?
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности детей?

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в группе.

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое – ...
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? .

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции.

Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвященном изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для Вас вариант ответа.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
- Праздником Великой Победы.
- Днем памяти погибших на войне.
- Дополнительным выходным.

3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
.
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
- Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей.
- Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию.
- Затрудняюсь ответить.

5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
- Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов.
- Нет. Затрудняюсь ответить.

6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
Если да, напишите, кто именно.
.
7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
- Да.
- Нет.
- Затрудняюсь ответить.
8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?
- Конкурс рисунков.
- Оформление мини-музея, фотовыставки.
- Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны.
Другое

Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильного организовать воспитательную работу в группе.

Опрос-анкета для воспитателей.


Вопрос
Да
Нет

1
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3
Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6
Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10
Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11
Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анкета "Патриотизм":
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов,
необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине 9) любовь к народу
2) любовь к своей семье, близким 10) прославление побед Родины
3) любовь к родному городу, деревне, дому 11) стремление к безопасному глобальному миру
4) любовь к национальной культуре 12) коллективный образ жизни
5) религиозная вера, которую я исповедаю 13) возрождение традиций советского государства
6) возрождение традиций российского государства 14) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
7) любовь ко всему человечеству, гуманизм 15) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
8) стремление к социальной справедливости 16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
Свой вариант ответа:
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа
(Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).

5)Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
в голосовании на выборах за патриотические партии
в участии в деятельности патриотических организаций
в праздновании исторических событий и юбилеев
в конструктивной критике недостатков в стране
в работе с полной отдачей сил по своей специальности
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
Свой вариант ответа:

4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в мероприятиях патриотической направленности:
Да Нет
в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных
посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений
посещать выставки патриотической направленности
участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике
принимать участие в военно-спортивных играх
приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности
участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания
передавать имеющиеся материалы в музей
оказывать помощь в организации экспозиций музеев
другое:

5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование
патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие
направления патриотического воспитания?
Направления патриотического воспитания В баллах от 0 до 5
деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
фестивали, конкурсы патриотической направленности
военно-спортивные игры
литература патриотической направленности
выставки патриотической направленности
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
- воспитание чувства патриотизма с детского сада;
- оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
- введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
- создание патриотических кружков, организаций, клубов;
- проведение военно-патриотических игр;
- создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
- повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
- улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
- поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
- организация досуга молодёжи;
- личный пример, примеры героев войн;
- развитие молодёжных организаций;
- приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
- финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
- создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев;
- Свой вариант ответа:

7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В
чём это проявляется?
8. Может ли быть патриотом человек, который;
Признаки Патриот Не патриот
Критикует власть своей страны
Старается избежать службы в армии
Не знает текста гимна своей страны
Равнодушен к родной природе
Не знает историю своей страны
Не ходит на выборы
Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
1. отличаются в лучшую сторону;
2. отличаются в худшую сторону;
3. не отличаются;
4. затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры) Нет, не
приходилось Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? 1
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?

11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово
«Родина»?

12.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да Нет Затрудняюсь ответить
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?
Вы бы хотели переехать в другой регион России?
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?
13. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:
синий белый красный белый красный синий красный синий белый белый синий красный

15. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
День победы в Ледовом побоище День рождения В.И. Ленина День России

16. Есть ли у Ульяновской области:
Да Нет
Гимн
Герб
Флаг
17. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да Нет

Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы

Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.

В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».

В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.

По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.

Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.

Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.

Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.

Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация
В данной статье исследуется проблема патриотического воспитания молодёжи. Исследование проводилось на основе анкетирования среди школьников 14-18 лет. Благодаря вопросам анкеты, раскрыта роль патриотического воспитания в современном обществе. А так же стало известно, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи.

THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Matrosova Victoria Vladimirovna
Smolensk State University
1st year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»


Abstract
In this article the problem of patriotic education of youth. The study was conducted through a questionnaire survey among schoolchildren aged 14-18. Due to issues questionnaires revealed the role of patriotic education in modern society. And so it became known as developing an understanding of patriotism among the youth.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание. Его задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, а это такие качества, как любовь к большой и малой Родине, преданность Отечеству, правильная гражданская позиция, сохранение традиций, культуры.

Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодёжь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье и в детских образовательных учреждениях.

Изучением патриотического воспитания занимались такие авторы как:

И.Л. Нестерович, он под патриотизмом понимал общественное явление, формирующееся на протяжении многих сотен лет. С момента возникновения само понятие имело различное наполнение и прошло путь от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам до государственного патриотизма – любви к государству.

Само понятие «воспитание» ассоциируется с трудностями, преодолениями, проблемами, так как всегда нужен свой подход. Преподаватель – организатор ОБЖ МОБУ «Гимназия № 5», В.В. Старков, назвал это так: патриотическое воспитание – это творческий процесс, в котором используется множество форм и методов.

Мы согласны с мнением протоиерея Димитрия Смирнова, что «патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Мы должны понимать, что наш долг – уважать, ценить и гордиться своей страной, родиной.

Наиболее интересны выводы доктора исторических наук, профессора Ставропольского государственного аграрного университета С. Калинченко, он писал: «многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с её героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее».

Автором данного исследования проведено анкетирование, с целью понять, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи. В опросе принимали участие школьники от 14 до 18 лет. В период с 18 мая по 23 мая 2015 года.

В анкете было 6 вопросов:

  1. Патриотизм это…
  2. Кто такой патриот?
  3. Считаешь ли ты себя патриотом?
  4. Какие поступки свойственны патриоту?
  5. Патриотом рождаются или становятся?
  6. Что влияет на развитие патриотических качеств человека?

Рисунок 1 – ответы на вопрос №1 «Патриотизм это…»

Исходя из полученных ответов, мы видим, что большинство опрошенных считают, что патриотизм – это любовь к родине. На самом деле этот ответ был очевиден, так как нам с детства прививают это чувство, чувство любви к родине. Если сравнивать остальные ответы, то преимущество у ответов «защита родины» и «преданность родине». Возможно данные ответы, даны в связи с сегодняшней ситуацией в стране. Хотелось бы ещё отметить, что 7% опрошенных патриотизмом назвали поступки. А ведь они правы, какая же любовь к Родине без поступков, нужно же не только говорить о том, что любишь Родину, но и подтверждать свои слова, а именно подтверждать достойными поступками.

Рисунок 2 – ответы на вопрос №2 «Кто такой патриот?»

Обращая внимание на ответы вопроса №2, можно заметить, что они похожи на ответы вопроса №1. Это, конечно же, не случайно, ведь патриотизм и патриот, несомненно, взаимосвязаны. И вот мы видим, что первое место занимает определение «патриот – это человек, который любит свою родину». На втором месте «готов защитить Родину». Мы считаем, что та категория молодых людей, которая так ответила, относит к патриотам солдат, которые всегда начеку и готовы защитить Родину. «Уважает ценности своей страны» заняло третье место. И как нам представляется не зря, так как в воспитании патриота, одним из важных, является развитие личных ценностей.

Рисунок 3 – ответы на вопрос №3 «Считаешь ли ты себя патриотом?»

Из рисунка мы видим, что 59% опрошенных считают себя патриотами, что доказывает существование внутреннего патриотизма. 35% не считают себя патриотами и 6% не могут дать точного ответа на этот вопрос, возможно потому что не до конца понимают или вообще не понимают значения слова «патриот». Хочется сказать, что это собственное мнение каждого человека и понятие патриот, каждый трактует и понимает по-разному, от сюда и соответствующие ответы.

Рисунок 4 – ответы на вопрос №4 «Какие поступки свойственны патриоту?»

При опросе, у многих ребят этот вопрос вызвал затруднение. Но некоторые всё-таки смогли дать хороший ответ. 26% опрошенных написали «Защита родины». По 16% получили ответы – «Поступки на благо окружающих» и «Участие в делах города». Цифры, которые меня очень огорчили – это 42%, они не смогли дать ответ на данный вопрос.

Рисунок 5 – ответы на вопрос №5 «Патриотом рождаются или становятся?»

По сравнению с предыдущим, этот вопрос, как сказало 82% был очень простым и ответ очевиден – патриотом становятся. Но всё же 18% думают, что патриотом рождаются. Мы считаем, что патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для реализации имеют условия воспитания, окружающая среда.

Рисунок 6 – ответы на вопрос №6 – «Что влияет на развитие патриотических качеств?

В данном случае ответы молодёжи совпали с мнением автора статьи. Мы, как и 36% считаем, что воспитание один из важных влияющих факторов на развитие патриотических качеств. Так же такой фактор, как общество не мог уйти далеко, так как на протяжении всей жизни нас окружают разные люди, с разными мыслями и ценностями. Нельзя забывать об истории своей страны и молодёжь не забыла, 15% молодых людей дали ответ «знание истории». Патриотические мероприятия, школа, обстановка в стране не менее значительны в формировании личности патриота.

Таким образом, проанализировав все ответы, мы видим, что существует не просто проблема патриотического воспитания, существует проблема патриотического понимания. Да с самого детство нам родители, воспитатели, учителя говорили про любовь к родине, но мы растем и теперь в наших силах не только любить, но и действовать. А что мы видим, что целых 42% даже не знает, как действовать, какие поступки совершить.
Решить проблему патриотического воспитания сложно, но не бывает ничего не возможного. Следовательно, данными аспектами должны заниматься в полном объёме родители, школа, дополнительные учреждения. И если это будет выполняться, то всё получится, вырастут настоящие патриоты своей Родины.


Библиографический список
  1. Нестерович И.Л. – О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников: 2013. – №6. – с.65-69
  2. Стариков В.В. – Патриотов воспитывают со школы // Основы безопасности жизни: 2012. – №4. – с.8-12
  3. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» // http://izvestia.ru/news/340647 (дата обращения 24.06.2015)
  4. Калинченко С. Особенности духовно – нравственного воспитания на современном этапе / С. Калинченко. – Москва: Просвещение, 1999. – 207 с.

Анкета для родителей

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

Считаете ли вы возможным для себя и своего ребёнка участие в проекте?

В. Не знаю_______________________________________________________

К каким источникам вы обратитесь за информацией?

А. В библиотеку__________________________________________________

Б. В интернет_____________________________________________________

В. К старшему поколению.__________________________________________

Знакома ли вам история вашего дома?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

Если вы идёте по улице, то обсуждаете ли красоту нашего города, порядок на улицах и кто его поддерживает?

А. Да___________________________________________________________

Б. Нет___________________________________________________________

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего края? Если нет, то почему?

____________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

«Особенности патриотического воспитания дошкольников

в современных условиях»
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями…

Объяснить детям, в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур; газеты, журналы, пестрящие материалами похожего содержания; безработица, пьянство, наркомания; бездомные и нищие; компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

Однако все эти трудности не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться…

В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Виссарион Григорьевич Белинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Александрович Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств : доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не связаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

«История моей семьи»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь воспитателям и семье психолог дошкольного учреждения разработал вопросы по проведению бесед с детьми , с целью составления истории своей семьи.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате, ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи и внимательно послушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде самодельных книжек, которые, по отзывам родителей, стали семейными реликвиями.

«Наш семейный альбом»

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

«Дом и комнаты родителей»

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

«Семейные реликвии»

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

«История нашего рода»

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

«История нашей семьи»

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

«Интересные истории из жизни»

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья»


Консультация для воспитателей

«Сказка как средство патриотического воспитания»
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

Мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;

Женские, где главная героиня - персонаж женского пола;

Смешанные, где два главных героя, персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера - «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих замысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - осторожность и предусмотрительность, с третьим - хитрость, с четвертым - надежная команда.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, адекватное восприятие реальности, во-вторых, представление о враге и безопасности, в-третьих, желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника - вот слагаемые успеха. Всё, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни "упаковываются" в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера - "Маша и медведь", "Хаврошечка", «Морозко". Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения : либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, т.е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек - достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится. Символизм второго урока - способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершается воссоединением героя и героини - свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама