THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.
  • Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.

    Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

    Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

    Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

    Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

    Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

    Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


    IStock

    Признаки болезни Альцгеймера

    Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

    1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

    2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

    Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

    3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

    4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

    5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

    6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

    Что делать?

    Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

    Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»

    Правообладатель иллюстрации Getty

    Плохая память на имена - одна из наиболее распространенных проблем, связанных с запоминанием. Однако психолог и постоянный автор убежден, что этому горю можно помочь.

    Один наш читатель по имени Дэн спрашивает: "Почему, едва познакомившись с человеком, мы сразу забываем, как его зовут? Я могу вспомнить множество самых разных подробностей об этом человеке, но имя забываю напрочь - даже после долгой серьезной беседы. Ужасно неловко".

    К счастью, в поисках ответа на этот вопрос можно выяснить очень важные вещи о природе памяти и узнать, как не оказаться в неудобной ситуации, когда вы забываете, как зовут человека, с которым только пробеседовали целый час.

    Чтобы понять, почему это происходит, необходимо осознать, что наша память - не архив с отдельными папками для разных видов информации, где на корешке самой яркой папки написано "Имена".

    Мы мыслим скорее ассоциативно, на основе шаблонов взаимосвязанной информации.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Имена часто остаются болтаться у нас в памяти, как корабль без якоря, не привязанные никакими ассоциациями

    Поэтому иногда мы погружаемся в задумчивость: заметив, что книга, которую ты читаешь, опубликована в Париже, там же, где находится Эйфелева башня, вдруг вспоминаешь, что прошлым летом туда ездила кузина Мария, которая обожает фисташковое мороженое.

    И вот уже ловишь себя на мысли: а не лакомилась ли Мария фисташковым мороженым на вершине башни?

    Имя вашего нового друга - это просто кусочек информации, который не связан для вас ни с какими другими сведениями, полученными в ходе беседы

    Благодаря той же ассоциативной связи по ответу можно угадать вопрос.

    Например, ответ "Эйфелева башня" явно дается на вопрос "Самая известная достопримечательность в Париже?".

    Благодаря этой особенности память становится весьма полезным инструментом, с помощью которого часто можно переходить от содержания к форме и наоборот.

    Так, знать, что лежит в верхнем ящике, может быть не слишком интересно – но только до тех пор, пока перед нами не встает вопрос о том, где же ключи.

    Память устроена по этому принципу не случайно, и теперь понятно, почему мы забываем имена.

    Наша способность к запоминанию поистине удивительна, но она зависит от того, сколько ассоциаций рождает в нас полученная информация, а не от того, насколько сильно мы хотим ее вызубрить.

    Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Не хотите попасть в неловкое положение? Постарайтесь найти взаимосвязь между именем и любой другой известной вам информацией об этом человеке

    Когда вы знакомитесь с новым человеком, вы узнаете его имя, однако ваша память может воспринять его как произвольный кусочек информации, не связанный ни с чем из того, что вы знаете или позднее узнаете об этом человеке.

    После беседы, в ходе которой вы можете получить какие-то сведения о его профессии, увлечениях, семье и так далее, вся эта информация в вашей памяти становится взаимосвязанной.

    Представьте себе, что вы общаетесь с мужчиной в синей рубашке, который любит рыбалку и занимается продажей машин, хотя вместо этого предпочел бы продавать рыболовные снасти.

    Хватайтесь за первую попавшуюся ассоциацию между именем и другими сведениями о человеке

    Теперь, вспомнив один из этих кусочков информации ("продажа машин"), вы можете достроить цепочку ("продает машины, но хочет бросить эту работу", "хочет бросить и заняться торговлей рыболовными снастями", "обожает рыбалку" и так далее).

    Беда только в том, что имя вашего нового знакомого не вписывается в эту картину - просто потому, что это произвольная информация, которую вы не связали ни с какими другими сведениями, полученными в разговоре.

    К счастью, есть способы упрочить связи между личными данными знакомых и другими воспоминаниями.

    Как запомнить имя - например, Илья

    Вот как можно запомнить имя с помощью некоторых базовых принципов работы памяти.

    Во-первых , любое имя следует повторить. Как известно, учиться лучше всего на практике - это позволяет лучше усваивать новую информацию.

    Кроме того, называя человека по имени, вы связываете его с собой, с физическим действием - произнесением вслух, а также с темой беседы ("И что же так привлекает вас в рыбалке, Илья?").

    Во-вторых , следует попытаться найти взаимосвязь между именем, которое вы только что узнали, и уже известными вам сведениями.

    Это может быть любая ассоциация, даже совершенно дурацкая, - главное, чтобы имя надежно отложилось в памяти.

    К примеру, этого человека зовут Илья, так же, как и вашего однокурсника, и хотя этот Илья одет в синюю рубашку, его тезка с институтской скамьи носил только черное и ни за что не надел бы синее.

    Нелепая и притянутая за уши ассоциация, но она может помочь вам запомнить имя нового знакомого.

    И в-третьих , необходимо попытаться найти связь между именем и другими сведениями о человеке. На вашем месте я бы хватался за первую попавшуюся ассоциацию.

    Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими

    К примеру, Илья - в некотором смысле библейское имя, ведь в Священном писании часто упоминается пророк Илия. Кроме того, имя "Илья" начинается на букву "и", как у библейского Ионы, который провел трое суток в чреве кита.

    Илья любит рыбачить, но что-то мне подсказывает, что ему больше нравится самому ловить рыбу, а не попадать к ней в брюхо.

    Не страшно, если ассоциации получатся странными, а то и вовсе дикими, - о них не обязательно кому-то рассказывать.

    И даже, пожалуй, лучше и не рассказывать вообще, особенно вашему новому знакомому.

    Но эти взаимосвязи помогут создать в памяти сеть ассоциаций, благодаря чему имя не вылетит из головы, когда придет время представить вашего знакомого кому-нибудь еще.

    А если вы настроены скептически, можете пройти небольшой тест.

    В этой статье я упомянул три имени. Вы наверняка помните Илью, который не Иона. Возможно, вы также не забыли кузину Марию (по крайней мере, какое мороженое она любит).

    Но помните ли вы имя читателя, который задал вопрос? Это единственное имя, которое я упомянул без каких-либо ассоциаций, поэтому могу спорить, что вот его-то вы и забыли.

    Маша? Или Света? Нет, Катя! А точно ли Катя? Если вы не можете вспомнить имя новой коллеги уже через минуту после того, как вам ее представили, вы не одиноки. На самом деле, проблема с запоминанием имен возникает у большинства людей, так что если бы не , корпоративные сайты и мессенджеры, общаться нам, скорее всего, было бы куда сложнее.

    Но что действительно интересно, так это то, почему подобное с нами происходит. Если учесть, например, что или слоганы типа: «Не тормози - сникерсни» мы запоминаем сразу и надолго. К счастью, дело здесь не в плохой памяти. Ученые выяснили, что таким образом мозг борется за сохранение важной информации (и исключение случайной), плюс, особенно часто мы забываем имена тех, кто .

    Почему мозг это делает

    В видео с говорящим названием «Почему ты забыл их имена?» эксперты AsapScience объясняют, как это работает. Именная забывчивость, говорят они, связана с тем, как наш мозг обрабатывает произвольные данные - те, которые не содержат никакой конкретной информации. Нет, он действительно пытается запомнить их, но, не в силах установить связь между ними и какими-то уже знакомыми нам вещами, он, скорее всего, бросает это дело.

    Если вы помните лицо человека, но не помните его имя - это тоже совершенно нормально. Исследования на тему обнаружили, что определенные клетки головного мозга активизируются в ответ на лица. Например, группа ученых из Университета Торонто (University of Toronto) установила, что при поиске определенных лиц в толпе лобная доля посылает сигналы в зрительную кору.

    Эффект следующего в очереди

    Встречаясь с людьми в первый раз, многие из нас сосредоточены на . В психологии это называется эффектом следующего в очереди: когда вместо того, чтобы смотреть на другого человека и слушать его при первом знакомстве, мозг начинает фокусироваться на том, что вы должны будете сказать и как лучше всего это сказать.

    В эксперименте, проведенном в Texas Christian University, модераторы попросили людей в группе по очереди представиться. После этого они проверили, какую информацию запомнил каждый из участников. В результате выяснилось, что участники эксперимента точно могли рассказать о каждом человеке из небольшой группы, за исключением того, кто выступал прямо перед ними. Причем, большинство добровольцев не могли вспомнить не только имя, но и вообще какую-либо информацию. И это еще раз подтверждает, насколько сильно эффект следующего в очереди может повлиять на то, что мы запоминаем и как мы это запоминаем.

    Законы «рабочей памяти»

    Важно также иметь в виду, что у всех нас есть как долгосрочная, так и краткосрочная память. Последнюю часто называют рабочей памятью, имея в виду, что речь идет о данных, которые нужны нам здесь и сейчас, но неизвестно, пригодятся ли они в будущем. Эксперименты показывают, что если эта информация не повторяется несколько раз, то она почти всегда исчезает.

    Кроме того, есть научная версия, что если мы не заинтересованы в человеке, которого нам представляют, и если мы вряд ли будем встречаться или общаться с ним снова, то мозг с меньшей вероятностью будет , потому что она не кажется ему полезной.

    Симпатия и общительность

    Ричард Харрис (Richard Harris), профессор психологии из Канзасского университета (Kansas State University), обнаружил, что на способность мозга запоминать имена влияет скорее не функциональность памяти, а уровень интереса.

    «Речь идет не только о симпатиях, - объясняет Харрис. - Социально ориентированные люди, которые больше интересуются окружающими, вероятно, лучше запоминают имена, чем те, у кого интерес к коммуникациям «.

    Повторение - одна из основных стратегий улучшения запоминания. На этом принципе строятся приложения, призванные улучшить память: например, Memrise, которое предлагает пользователям как можно чаще возвращаться к своим же собственным воспоминаниям, чтобы развить общие знания и улучшить память.

    Основатель Memrise Эд Кук (Ed Cooke) рассказал Daily Mail о лайфхаках, которые помогут лучше запоминать имена, когда это необходимо.

    1. Если имя вам незнакомо, спросите у человека, что оно значит. Дополнительная информация позволит потратить на запоминание больше времени, а мозг, сконцентрировавшись, поймет, что это действительно важно.
    2. Обратите внимание на лицо. Первая причина, по которой мы забываем имена - то, что мы не обращаем внимания на человека, которому это имя принадлежит.
    3. Используйте визуальные ассоциации. Если у Светы огромные голубые глаза, запоминайте ее как «Свету, девушку с кукольными глазами цвета неба».
    4. Свяжите человека со знаменитостью с тем же именем. Трюк, который работает почти всегда, потому что звезды, в отличие от простых смертных, постоянно у нас на слуху.
    5. Узнайте больше о человеке. Когда вы впервые встречаетесь с ним, вы ничего о нем не знаете, так что запомнить имя может быть действительно сложно. Но если вы будете знать, что у этого человека двое детей и маленькая пушистая собака, все окажется куда проще - вот увидите.
    6. Не бойтесь ошибиться. В конечном итоге, не важно, правильно вы назвали имя или нет. Люди обычно польщены тем, что вы проявляете к ним интерес, а в ошибке, если подумать, нет ничего страшного.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама