THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Надвигается зима, а значит, в обиход снова входят шапки. Многие мужчины и женщины отказываются от ношения головных уборов, мотивируя это тем, что шапка, во-первых, портит прическу, а, во-вторых, вредна для здоровья волос и кожи головы.

Ну с прической все понятно, действительно, сложно сохранить стильную укладку, если волосы долгое время были прижаты головным убором. Да и электризуются они в сухом морозном воздухе от соприкосновения с шапкой очень сильно. В результате – стоящие дыбом или печально повисшие пряди. Есть много способов сохранить красоту волос даже под шапкой, но мы сегодня поговорим не о них, а о том, действительно ли головные уборы вредят здоровью волос и какие их них самые вредные.

Нужно ли вообще носить шапку?

Врачи-трихологи в одни голос утверждают – шапку зимой носить нужно обязательно! Низкие температуры, уже от –5 °С, – это огромный стресс для волос. Добавляем сюда сильный ветер, влажность, возможные колебания температуры – и получаем просто гремучую смесь, делающую волосы сухими, ломкими и тусклыми. Но холод вреден не только для самих волос, переохлаждение вредно для кожи головы и для волосяных луковиц. При переохлаждении организм пытается бороться и увеличивает подкожный жировой слой, ухудшающий кровоснабжение луковиц. Если секущиеся волосы можно подстричь, полечить масками и бальзамами, то выпадение луковиц терапии поддается крайне неохотно.

«Не навреди…»

Так что, шапки зимой носить необходимо, но шапка шапке рознь. Худший из возможных вариантов – синтетический головной убор. Синтетика затрудняет теплообмен и дыхание кожи головы и под шапкой создается парниковый эффект. Голова потеет, что очень вредно для кожи и может вызвать ее раздражение и появление перхоти. Лучше всего носить шапки из натуральной шерсти или с небольшой примесью акрила. Но и здесь нужно быть очень осторожным и избегать слишком толстых и колючих шерстяных шапок – от них голова тоже начинает чесаться.

Нельзя носить и шапки, не соответствующие размеру. Слишком маленький головной убор будет сдавливать голову и перекрывать поступление крови и питательных веществ к луковицам. В результате вы не только получите головную боль, но и перхоть и раздражение кожи. К тому же, надевая и снимая тесный головной убор, вы неминуемо повредите волосы. А уж если ваша шапка оказалась одновременно слишком маленькой и синтетической – выбрасывайте ее, не раздумывая! Не рекомендуется носить шапки с тугой резинкой, проходящей по затылку и лбу, или со вставками из кожи.

Меховые шапки-ушанки спасут от холода в морозные зимы, но если такая шапка слишком плотно прилегает к голове, волосы и кожа головы быстро засаливаются, что тоже не слишком для них полезно.

На заметку

Любая шапка, даже самая супер-натуральная, хоть и защищает волосы и кожу головы от переохлаждения, доступ кислорода к ним все-таки перекрывает. Поэтому специалисты-трихологи рекомендуют следовать простому правилу: когда вы входите с улицы в любое теплое помещение (неважно, офис ли или магазин), садитесь в общественный транспорт или автомобиль, – снимите шапку, дайте волосам подышать. Также стоит отказаться на период ношения шапок от гелей, муссов и лаков для волос. В сочетании с головными уборами они создают практически непробиваемый барьер для доступа кислорода. А если вы носите вязаную шапочку, почаще стирайте ее, чтобы удалить скопившийся жир и другие вредные для кожи головы и волос вещества.

Но уж если вы убежденный противник головных уборов, носите хотя бы капюшон, платок или кепку. Они хорошо проветриваются, не сдавливают голову и не дают ей потеть, при этом защищают от отрицательного воздействия низких температур.

III. Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды 15. Шапки-ушанки меховые военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета при парадной и повседневной формах одежды и защитного цвета - при полевой. Ношение шапок-ушанок меховых с опущенными наушниками разрешается при температуре воздуха -10 °C и ниже, а с наушниками, завязанными сзади, - при обслуживании вооружения и военной техники, на хозяйственных работах и в других случаях по решению командиров воинских частей. При поднятых наушниках концы тесьмы завязывают и заправляют под наушники, при опущенных наушниках - завязывают под подбородком. 16. Фуражки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета и плетеным шнуром (лакированным ремешком). У офицеров фуражки шерстяные с плетеным шнуром, у остальных военнослужащих - с лакированным ремешком. Высшие офицеры носят фуражку шерстяную с шитьем золотистого цвета на тулье. Фуражки полевые камуфлированной расцветки все военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета - при повседневной форме одежды, защитного цвета - при полевой форме одежды. 17. Пилотки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета. 18. Шапки-ушанки меховые и фуражки шерстяные носят прямо, без наклона. Пилотки надевают с небольшим наклоном в правую сторону. При этом козырек фуражки шерстяной должен находиться на уровне бровей, а нижний край шапки-ушанки меховой и пилотки - на расстоянии 20 - 40 мм над бровями. Снятый головной убор в строю и при выполнении строевых приемов держится так, как указано в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Вне строя - в левой свободно опущенной руке: шапка-ушанка, фуражка шерстяная и пилотка должны быть обращены кокардой вперед; нижний край шапки-ушанки и фуражки шерстяной должен быть обращен к ноге военнослужащего, а нижний край пилотки - вниз. При головных уборах военнослужащие носят 2 иголки с нитками белого и черного цветов, которые должны находиться: в шапках-ушанках меховых - под козырьком; в фуражках и пилотках шерстяных - под налобником; в фуражках полевых - на отделочной ленте под левым наушником. 19. Воротники меховые носятся только с пальто шерстяным. У высших офицеров - из чистопородного натурального каракуля, у других офицеров - из овчины меховой облагороженной. 20. Верхние изделия носят застегнутыми на все пуговицы или кнопки (текстильные застежки), а плащи и куртки демисезонные, кроме того, - с застегнутым на пряжку поясом. 21. Куртки шерстяные военнослужащие носят застегнутыми на молнию до уровня кокетки. Разрешается ношение куртки шерстяной, застегнутой до верха в ненастную погоду. Плащ-накидку и куртку зимнюю полевую носят с капюшоном или без него. Расстояние от пола до низа предметов: пальто шерстяных и плащей демисезонных (кроме военнослужащих женского пола) - 380 - 400 мм; пальто шерстяных и плащей демисезонных для военнослужащих женского пола - 380 - 420 мм; юбок - 400 - 440 мм. 22. Рубашки (блузки) с длинными рукавами разрешается носить: с галстуком, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней (в служебных помещениях - при летней и зимней) парадной и повседневной вне строя формах одежды; с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) в служебных помещениях (кроме старшин, сержантов, солдат). Рубашки (блузки) с короткими рукавами разрешается носить с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней повседневной форме одежды, а также с галстуком - по решению командиров воинских частей. 23. Галстуки прикрепляют к рубашке закрепкой установленного образца золотистого цвета между третьей и четвертой пуговицами сверху. Галстуки-банты носят с заколкой установленного образца золотистого цвета. Заколка размещается по центру основных деталей галстука-банта. 24. Брюки шерстяные у офицеров и прапорщиков - с кантами василькового цвета в боковых швах, у высших офицеров - с кантами и лампасами василькового цвета. 25. Костюмы зимние полевые камуфлированной расцветки носят с кашне иссиня-черного цвета или без него. Разрешается ношение курток зимних полевых камуфлированной расцветки с расстегнутой верхней пуговицей, без утеплителя, при ненастной погоде - с капюшоном, поднятым воротником, а офицерам и прапорщикам, кроме того, без ремня поясного вне строя. Брюки зимние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается ношение брюк поверх обуви по решению командиров воинских частей. 26. Куртки летние полевые камуфлированной расцветки носят поверх брюк с застегнутой или расстегнутой верхней пуговицей (с бортами в виде лацканов), с подшитым подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 - 2 мм над воротником. Офицерам и прапорщикам разрешается ношение куртки летней полевой камуфлированной расцветки без подворотничка. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение в жаркую погоду курток полевых камуфлированной расцветки без майки (футболки) и с рукавами, закатанными до нижнего края нарукавных карманов. Брюки летние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение брюк поверх обуви. 27. Кашне носят аккуратно заправленным так, чтобы верхний край кашне равномерно выступал над воротником на 10 - 20 мм. 28. Перчатки носят при зимней форме одежды. В других случаях ношение перчаток необязательно. 29. Вместо носков черного цвета военнослужащим женского пола разрешается ношение чулок (колготок) бежевого, серого или черного цветов. Носить носки выцветшие, неустановленного цвета и образца не разрешается. 30. Плащ-накидки камуфлированной расцветки, плащ-палатки защитного цвета военнослужащие носят в ненастную погоду поверх одежды. Разрешается ношение плащ-накидки в сумке для ношения плащ-накидки, а плащ-палатки в скатке - на рюкзаке вещевом. 31. Ремни поясные черного цвета носят: поверх пальто шерстяных, кителей шерстяных, жакетов шерстяных, курток полевых камуфлированной расцветки; под куртками шерстяными, рубашками - с кобурой для пистолета. Ремни поясные должны располагаться: на пальто шерстяных (кроме военнослужащих женского пола) - между первым и вторым снизу рядами пуговиц, а сзади - закладываться за хлястик; на пальто военнослужащих женского пола - над второй снизу пуговицей, а сзади - закрывать пояс пальто; на кителях шерстяных - закрывать вторую снизу пуговицу; на жакетах шерстяных, куртках полевых камуфлированной расцветки - на уровне талии. На ремне поясном, на правом бедре, носят кобуру для пистолета. 32. При полевой форме одежды военнослужащие носят снаряжение (ремень поясной) или разгрузочный (транспортный) жилет и (или) бронежилет с элементами экипировки, определяемыми командирами воинских частей: флягой в чехле (слева сзади), сумкой для гранат (слева спереди), малой лопатой в чехле (справа сзади), сумкой для магазинов (справа спереди); при необходимости прикрепляют сложенную в скатку плащ-палатку наспинным ремнем снаряжения, пропустив концы ремня в петли плащ-палатки; чехол с защитными чулками и перчатками пристегивают к поясному ремню справа сзади (за чехлом с лопатой). Складывание плащ-палатки производят в следующем порядке: складывают плащ-палатку вчетверо (перегибая вдоль и поперек) лицевой стороной наружу так, чтобы петли, пришитые на нижнем ее углу, были с внешней стороны полотна; сложенное полотно перегибают дважды и затем скатывают так, чтобы петли были с внешней стороны скатки. В том случае, когда плащ-палатка не используется, она укладывается в рюкзак вещевой. В рюкзак вещевой укладывают: плащ-палатку, запасные портянки (носки), котелок с уложенными в него кружкой и ложкой, боевой рацион продовольствия (или сухой паек), шлем стальной в чехле маскирующем (в тех случаях, когда он не используется), туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода - в карманы рюкзака вещевого. В необходимых случаях к днищу или к клапану рюкзака вещевого крепятся спальный мешок и коврик термоизоляционный. Защитные плащ, чулки и перчатки помещать в рюкзак вещевой запрещается. 33. Сумки полевые носят на ремне (слева сзади), надеваемом на правое плечо поверх предметов повседневной или полевой формы одежды. 34. Предметы военной формы одежды военнослужащие обязаны носить установленных образцов, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки шерстяные должны иметь продольные заглаженные складки (на передних и задних половинах брюк). На других предметах складки не заглаживаются. Обувь должна быть в исправном состоянии и вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы. Ношение обуви с поврежденным верхом, изношенными подошвой и каблуками, сапог с опущенными или завернутыми голенищами запрещается.

В книге «Фатава Ислам» говорится, что нет ни одного алима, который обязывал бы мужчин покрывать головы. Некоторые алимы считают это желательным. Также, по их мнению, не покрывание головы перед людьми лишает достоинства, особенно если мужчина - уважаемый в обществе человек (в преклонном возрасте, учёный-богослов и т.п.). Непокрывание головы в этих случаях считается наиболее мерзким. Подобный поступок порицается. Это решение меняется с изменением обычаев.

Имам Шатиби (да будет доволен им Аллах) разделил обычаи людей на две категории:

1) Обычаи, которые регламентированы законами Шариата. Здесь рассматривается шариатская точка зрения, но не обычай людей. К примеру, обнажение аврата с шариатской точки зрения считается греховным, несмотря на то, что многие люди это делают. Другой пример: очищение от нечистот. Это хорошее дело, которое повелевает Шариат, несмотря на то, что многие люди не придают ему значения и не защищают себя от этого.

2) Обычай людей, в отношении которого нет шариатского довода - опровергающего это или одобряемого. Подразделяется на два вида:

1) Привычки, которые не меняются (употребление пищи, питья и т.д.).

2) Манеры, меняющиеся с изменением манер в обществе. Как указал имам Шатиби, к этой категории относится и покрывание головы.

Решение о покрывании головы меняется в зависимости от обычаев людей в той местности, где они живут. Этот поступок считается мерзким на Востоке, но не на Западе. Шариатское решение относительно покрывания головы меняется вслед за обычаем. Для жителей Востока это будет порицаемым поступком в том, что определяет благочестие человека, а на Западе это не будет порицаемым. Рекомендуется мужчинам соответствовать обычаям (которые не противоречат Шариату) общества, в котором они живут. Не отличаться ни в одежде, ни в чём-либо другом.

Покрывание себя в намазе

В книге «Фатава ашабакатуль ислямия» говорится, что надевание чалмы (головного убора) в намазе и вне намаза - это сунна Пророка (мир ему и благословение), его действие. Передали Асхабу сунан от Мугиры, что Пророк (мир ему и благословение) «Протёр чуб, чалму и хуффайни (кожаные носки)». Покрывание головы в намазе для мужчин не является суннатом (намаза). Это желательное действие для людей того общества, где надевание чалмы для украшения является обычаем. Поскольку Всевышний говорит:

Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что укрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза и обхождения Каабы)» (сура «аль-Араф», аят 31).

Ношение чалмы было обычаем у арабов до Посланника (мир ему и благословение). Есть слабое слово: «Чалма - это корона арабов». Что касается покрывания головы в период хаджа, то это запрещено.

Покрывание головы при справлении нужды

В книге «Мажму» Имама ан-Навави говорится, что Имам Аль-Джувайни, Аль-Газали, Аль-Багави (да будет доволен ими Аллах) и другие сказали: «Нежелательно справлять нужду с неприкрытой головой». Некоторые сподвижники сказали, если не найдёте ничего, чем можно прикрыть голову, то прикройте её рукавом.

Байхаки передал хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), «что Пророк (мир ему и благословение) прикрывал голову, когда ходил справлять нужду, и когда к нему приходили люди». Байхаки также передаёт хадис о прикрытии головы при справлении нужды от Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), который считается достоверным.

В сборнике ибн Шайба есть хадис, в котором повествуется, что Абу-Бакр (да будет доволен ими Аллах), читая проповедь, сказал: «О мусульмане, стыдитесь Аллаха! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, когда я иду справлять нужду, я покрываю голову, стыдясь Всевышнего».

Мудрость покрытия головы при справлении нужды

Имам Манави (да будет доволен им Аллах) в книге «Файзу кадир» о причине покрытия головы при справлении нужды сказал: «Голову при справлении нужды покрывают из стыда перед Аллахом, это сужает поры тела, способствует быстрому выведению отходов, и снижает вероятность пропитывания волосами запаха нечистот».

Ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что непокрывание головы при справлении нужды влечёт за собой болезнь, которая называется «Лявван» (колики, боль в животе, искривление позвоночника), а также препятствует справлению нужды. О желательности покрывания головы при справлении нужды достаточно слов Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), ибо рекомендуется возвеличивать слова сподвижников из-за их приближенности к Аллаху.

2017-03-05
Согласно U.S. News и World Report, американские мужчины тратят $ 1 млрд в год на продукты или услуги для волос. То есть вопрос, действительно ли головные уборы влияют на облысение, очень важен для многих мужчин и женщин.

Aman Samrao, дерматолог в Harbor-UCLA Medical Center проводил исследования причин облысения, он обнаружил тяговое облысение, которое происходит, когда ваши волосяные фолликулы постоянно под усилием. Это происходит в большинстве случаев у афро-американских женщин, которые собирают свои волосы в тугие косы. Но это может случиться с каждым, кто применяет постоянную нагрузку на их фолликулы, документально, такой тип облысения был зафиксирован у балерин, который собирают волосы в тугой пучок большую часть времени. Может ли шапка вызвать тяговое облысение? Для этого эта должны быть очень тугая шапка, что в реальной жизни редко встречается (если конечно вам не нравятся столь тугие шапки).

Может быть причина облысения в потере кислорода к луковице? Врач Университета Майами Maria Miteva, считает, что это маловероятно. По ее мнению, ношение головных уборов не приводит к потере волос, но ношение плотного головного убора может вызвать другие виды проблем. Если шляпа особенно плотная, это может нарушить волосяные фолликулы, и вызвать залысины (так называемая алопеция). Но такой вид алопеции носит временный характер, и волосы вырастают снова. Однако она признает, что если кто-то уже предрасположен к облысению, то постоянное ношение шляпы, в теории, ускорят процесс. Но никто никогда не изучал этот аспект.

Возможно одна из причин распространения мифа, в способности шляп накапливать волосы. Мы теряем волосы каждый день. Как правило, вы видите это, когда вы расчесываетесь или когда вы принимаете душ.

Какие же реально доказанные причины выпадения волос? Стресс или болезни; гормональные проблемы, такие как гипер- или гипотиреоидизм; побочные эффекты некоторых лекарств; грибковая инфекция; ношение тугой прически, например, косички. И, наконец, генетика играет роль в мужском облысении или выпадении волос. Согласно статье, опубликованной в ScienceDaily, ген, который отвечает за мужское облысение, наследуется от матери, потому что именно этот ген находится на Х-хромосоме. Для мужчин, чьи отцы лысые это хорошая новость, чтобы определить облысеете ли вы, нужно, просто посмотреть на вашего деда по материнской линии.

Таким образом, нет никаких научных исследований, которые явно доказывают, что ношение шляпы способствует потере волос.

О ношении головного убора мужчинами

“Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев ” (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает “конфликт отцов и детей”, вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части - с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: “” (сура “аль-Араф”, аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат – части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины - прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы - прим. Д.Х.) - Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети “… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью” (“Шарх ‘Умдат аль-Фикх”, стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения » в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: “Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак ) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…”.

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной “Популярной энциклопедии по фикху” и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: “Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?” (“аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара”, том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге “Ясное слово об ошибках молящихся” (“аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин”): “Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму – прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки – прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить” (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух ). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза” (“Фетвы” Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), “ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат” (стр. 69)”.

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: “В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. “ад-Дин аль-Халис” (3/214) и “аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух ). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и другие ученые (см. “аль-Маджму”, 2/51). Поэтому неправильно, когда люди отказываются совершать молитву позади имама, у которого не покрыта голова. Хотя, действительно, имам – самый первый из молящихся, кто должен соблюдать условия совершенства и полноты молитвы, а также поступать в соответствии с Сунной пророка, мир ему и благословения Аллаха, твердо придерживаясь ее” (“Ясное слово об ошибках молящихся”, стр. 57-58).

Более подробно вопрос о желательности покрытия мужчинами головы во время намаза разобрал в своих трудах выдающийся мухаддис нашего времени, шейх аль-Албани: “Я считаю, что совершать молитву с непокрытой головой – нежелательно (макрух ). Этот вывод вполне допустим, поскольку мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис: “Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).

Шейх аль-Албани имел в виду хадис, в котором сказано: “Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то пусть наденет две одежды, ибо, воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (ат-Тахави, ат-Табарани, аль-Байхаки. Хороший хадис. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 1369).

Указав на слабость цепочки передатчиков хадиса, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда снимал калансуву и ставил ее перед собой в качестве преграды (сутра ), шейх аль-Албани пишет: “Даже если допустить, что этот хадис достоверен, он вовсе не указывает на обнажение головы [во время намаза], поскольку его внешний смысл свидетельствует о другой причине такого поступка: он делал так потому, что ему было трудно найти предмет, которым он мог бы огородиться, поскольку брать преграду для намаза важнее [,чем молиться с непокрытой головой] ввиду множества хадисов, передающихся на эту тему… Это – спонтанно возникшее обстоятельство, которое не может указывать на дозволенность, поскольку оно противоречит исламскому обычаю, описанному прежде, и данный хадис не может быть использован в качестве довода, разрешающего совершать молитву с непокрытой головой. Что же касается довода некоторых наших братьев из “Ансар ас-Сунна” (“Помощники Сунны”) в Египте, которые указывают на дозволенность молиться с непокрытой головой по аналогии с паломником во время хаджа, то это одна из самых несостоятельных аналогий, виденных мной от тех братьев! Как можно вообще проводить такую аналогию?! Запрет паломнику, находящемуся в состоянии ихрама, покрывать голову – это исламский обряд, который относится только к церемониям хаджа и больше ни к какому другому виду поклонения. Если бы вышеупомянутая аналогия была правильной, то из этого следовал бы вывод об обязательности совершения намаза с непокрытой головой, ведь во время хаджа обязательно обнажать голову. От этой привязки невозможно избавиться, кроме как отказавшись от вышеприведенной аналогии, и, возможно, они так и поступят” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164-165).

Кроме того, шейх аль-Албани пишет: “Из жизнеописания пророка, мир ему и благословения Аллаха, известно, что он носил чалму либо калансуву. Так же поступали и его сподвижники. И если бы он, мир ему и благословения Аллаха, помолившись в одной одежде, совершил намаз с непокрытой головой, то об этом непременно упомянул бы рассказчик этого хадиса…Тем самым установлено, что к руководству пророка, мир ему и благословения Аллаха, относится совершение намаза с покрытой головой, а ведь он, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Молитесь так же, как на ваших глазах молился я”. Самый меньший вывод, который можно сделать из совокупности действий и приказов пророка, мир ему и благословения Аллаха, заключается в желательности [совершения намаза с покрытой головой] и нежелательности обратного. Этот вывод также подкрепляется велением пророка, мир ему и благословения Аллаха, иногда совершать намаз в обуви, чтобы тем самым отличаться от иудеев. Из данного суждения по аналогии и общего смысла шариатских текстов, запрещающих походить на неверующих, особенно в делах поклонения, следует вывод о нежелательности совершать намаз с непокрытой головой, ибо в этом есть схожесть с христианами, которые, как известно, совершают поклонение, не покрыв голову. Так неужели веление отличаться от неверующих, касающееся ног (т.е. совершения намаза в обуви – прим. Д.Х.), сильнее отличия, касающегося головы (т.е. совершения намаза с покрытой головой – прим. Д.Х.)?!” (первоисточник (асль) книги “Описание намаза пророка”, стр. 166).

Таким образом, совершение намаза, покрыв голову, крайне желательно, соответствует Сунне, а также адатам праведных предшественников из первых поколений мусульман. При чем не имеет значения, идет ли речь о чалме, тюбетейке, феске и т. д.

Например, шейх Ибн Баз сказал: “Если ношение чалмы является адатом, то молиться в ней лучше, чем с непокрытой головой, особенно при совершении намаза с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах сказал: “О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети ” (сура “аль-Араф”, аят 31), – а она (т. е. чалма -прим. Д.Х.) относится к украшениям” (“Сборник фетв шейха Ибн База”, 10/406).

Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: “Если какой-то народ считает, что покрытие головы относится к украшениям, то лучше так и поступать…Достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился в чалме, а чалма является головным убором” (“Шарх аль-Мумти”, 2/166).

Примечательно, что свой ответ шейх Ибн Усеймин начал с предания от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое напрямую связано с нашей второй темой:

2. О ношении мужчинами головного убора за пределами дома.

Передается, что Ибн Умар спросил своего вольноотпущенника Нафи’: “Выходишь ли ты к людям с непокрытой головой?” Тот ответил: “Нет” Тогда Ибн Умар сказал: “А Великий и Всемогущий Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стыдились”.

В сборниках хадисов можно встретить много сообщений, в которых передается о ношении головного убора пророком, мир ему и благословения Аллаха, и его сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари, например, передается, что когда Абдуллах ибн Атик сломал ногу, выполняя поручение пророка, мир ему и благословения Аллаха, он перевязал ее чалмой. А Абу Дауд даже озаглавил один из разделов своего сборника “ас-Сунан”: “Глава о чалмах”.

В этой связи уместно упомянуть предание об Абдуллахе ибн Умаре, да будет доволен ими обоими Аллах, который, как известно, отличался особой приверженностью Сунне, в том числе и во внешнем виде: “Передают со слов Абдуллаха ибн Динара, что (как-то раз) на пути в Мекку один бедуин встретил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абдуллах ибн Умар обратился к нему с приветствиями, посадил его на своего осла и отдал ему чалму, которую он носил сам. Ибн Динар сказал: “И тогда мы сказали ему: «Да вразумит тебя Аллах, ведь это же бедуины, которые довольствуются и малым!» На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Поистине, отца этого (человека) любил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Динара и приводимой Муслимом, сообщается, что “когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил: «Не ты ли такой-то, сын такого-то?» Тот ответил: «Да», – и тогда он отдал ему своего осла, сказав: «Садись на него», – а также свою чалму со словами: «Повяжи свою голову этим». Некоторые из его спутников стали говорить: «Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!» В ответ им он сказал: «Воистину, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти», – а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах”.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, пишет: “У пророка, мир ему и благословения Аллаха, была чалма, называвшаяся “ас-Сахаб” (“Облакоподобная”), которую он повязывал высоко. Он носил ее, а под ней – калансуву. Иногда он носил калансуву без чалмы, а иногда – чалму без калансувы” (“Заад аль-Маад”, глава “Об одежде пророка, мир ему и благословения Аллаха”, стр. 130).

Одним из доводов в пользу того, что обычаем праведных предшественников во главе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, было покрывать голову, является дозволение обтирать (масх) головной убор подобно тому, как дозволено обтирать носки. На эту тему передается много сообщений. В качестве примера достаточно привести следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, отправил военную экспедицию, и людей застал холод. Когда они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, он велел им обтирать головные уборы (‘асаиб) и носки (тасахин)” (Абу Дауд, Ахмад и др. Достоверный хадис, см. “Сахих Аби Дауд”, 133) . В толковом словаре “ан-Нихая” сказано: “Асаиб – это все, чем можно обмотать голову: чалма, платок, тряпка и т.д.”.

Читая исторические хроники и предания, приходишь к выводу, что чем сильнее были мусульмане, тем меньше они подвергались влиянию иных общин. Более того, величие ислама было столь велико, что существовала опасность перенимания иноверцами обычаев мусульман, а не наоборот! При чем это касалось всего, в том числе и внешнего вида. Для подкрепления данного тезиса приведем несколько примеров:

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Масрук ибн Абдуррахман ибн Утба передал: “Когда Умар заключил мирное соглашение с христианами в Шаме он записал в договоре следующие условия: “…и пусть они (т.е. христиане – прим. Д.Х.) ни в чем не походят в своей одежде на мусульман: ни калансувой, ни чалмой, ни обувью….” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 652). Шейх аль-Ислам также сказал: “Как указали ученые, правитель (имам) должен заставлять зиммиев (людей Писания, живущих на территории Ислама под защитой мусульман – прим. Д.Х.) отличаться от мусульман в одежде, обрядах, именах, верховых животных, чтобы они носили одежду, не схожую с одеянием мусульман…”. Перечислив особенности отличия в одежде, Ибн Теймия далее сказал: “Эти условия, сформулированные Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, не переставали возрождать те правители, которых Всевышний Аллах наставил на истину. Как, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, да будет милостив к нему Аллах, во время своего халифата…Харун ар-Рашид, Джафар аль-Мутаваккиль и другие” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 655).

До нас дошли распоряжения праведных правителей, о которых упомянул Ибн Теймия. Так, Абу Йусуф цитирует одно из посланий Умара ибн Абд аль-Азиза своему наместнику, в котором, в частности, сказано: “И пусть христианин не носит кабы (вид калансувы – прим. Д.Х.) и не одевается в шелковые одежды и не носит тюрбана, а между тем мне говорили, что многие из находящихся в твоем окружении христиан опять стали носить тюрбаны, перестали повязывать свой стан поясами, стали отпускать волосы на голове спереди и с боков, со стороны ушей, и перестали их стричь” (“Китаб аль-Харадж”, перевод, издательство «Петербургское востоковедение», 2001, стр. 227).

Что касается Харуна ар-Рашида, то в наставлении халифу верховный судья Багдада Абу Йусуф пишет: “Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева… Прикажи же, [о повелитель правоверных,] назначенным тобою на месте должностным лицам, чтобы они заставляли зиммиев соблюдать указанный внешний вид, точно так же ведь и Умар ибн аль-Хаттаб приказал своим наместникам заставлять зиммиев соблюдать такой внешний вид, чтобы, как он говорил, их по внешнему виду можно было отличить от мусульман”. (“Китаб аль-Харадж”, стр. 226).

Наконец, что касается халифа Джафара аль-Мутаваккиля, при котором завершилась михна (репрессии властей в отношении исламских богословов, отказывавшихся признавать тезис о сотворенности Корана - прим. Д.Х,), был освобожден из заточения имам Ахмад ибн Ханбаль и восторжествовала Сунна, то сразу же по восшествии на престол он издал указ (850 г.), в котором зиммиям предписывалось опоясываться кушаками зуннар, носить одежду медового цвета и пришивать пуговицы на калансувы.

На основании исторических преданий можно сделать и обратный вывод: чем порочнее правитель, тем сильнее он будет бороться с проявлениями Сунны, включая внешний вид и одежду. Вспомните, к примеру, одного из величайших нечестивцев XX века, правителя Турции Мустафу Кемаля, прозвавшего себя Ататюрком (“отцом турок”), хотя сам он к туркам не имел никакого отношения: его отец был иудеем из каббалистической секты дёнме, а мать – македонкой. О его злодеяниях хорошо известно. Однако, что касается нашей темы, то примечателен его указ “О реформе головных уборов и одежды” от 25 ноября 1925 года. После введения в Турции европейского костюма, в частности, была отменена феска. В результате, благодаря Ататюрку, преклонявшемуся во всем перед Западом, население целой страны в буквальном смысле “опростоволосилось” .

Подытожить же данную тему хотелось бы словами шейха аль-Албани, который очень точно подметил: “К обычаям внешнего вида праведных предшественников не относилась привычка обнажать голову, расхаживать так по улицам, заходить в подобном виде в места поклонения. Наоборот, это – иноземный обычай (адат), который незаметно просочился во многие исламские земли, когда их захватили неверующие, принеся туда свои порочные обычаи. Мусульмане стали подражать обычаям неверующих, в результате чего они утратили свою исламскую идентичность”. (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама