THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

педагогика воспитание обучение

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я - человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеции (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712-1778). «Вещей! Вещей! - восклицал он. - Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). «О, любимый народ! - восклицал он. - Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

«Ничего не постоянно, кроме перемены», - учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.

Как одна из наук о человеке педагогика зарождалась в недрах философии и долгое время развивалась как ее органическая часть. Впервые выделил педагогику из системы философских знаний в начале XVII в. английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон, а закрепил как отдельную науку чешский педагог Ян Амос Коменский. Его труд "Великая дидактика" (1654) стал первым педагогическим руководством, которое до сих пор сохраняет свое научное и практическое значение.

Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Изменялась жизнь, крепла наука, создавались все более совершенные воспитательные системы. На каждом этапе развития педагогики господствовала определенная парадигма – система взглядов, своего рода теория, которая считается эталонной, образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в связи со сменой господствующих парадигм.

Античность и Средневековье внесли немалый вклад в формирование педагогической мысли. В наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–730 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда" .

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н.э.), его ученик Платон (427– 347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием сто личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития грекоримской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике: наряду с сочинениями Цицерона сто изучали во всех риторских школах.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта плодородными маслиновыми рощами.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. Среди деятелей церкви были блестяще образованные для своего времени философы, например Марк Туллий Тертуллиан (160–222), Августин Блаженный (354–430), Фома Аквинский (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты.

Особо следует выделить педагогические открытия средневекового ордена иезуитов. Многое из того, что сохранилось до сих пор в школах, впервые было придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнация Лойолы (1491–1556). В середине XVI в. он внедрил первое новшество – типовые школьные программы. Первая типовая университетская программа была составлена иезуитами в 1586 г., после смерти Лойолы.

Типовые программы иезуитов потрясли современников тем, что регламентировался – впервые в истории! – весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать тс или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Второе потрясение заключалось в том, что типовые программы, выражаясь современным языком, были оптимальными. Иезуиты сделали еще одно открытие: оказывается, школами и университетами можно управлять – проводить общую образовательную политику, создавать единое образовательное пространство.

Обучение в школах было очень дорогое. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. В те времена считалось, что хорошая школа бесплатной быть не может, но иезуиты доказали обратное. Они приезжали в новый город, привозили с собой учебники, напечатанные в типографиях ордена, программы, и готовы были на следующий же день открыть школу. Учителя-иезуиты первыми стали работать с родителями своих подопечных. Они ввели в школьный быт обязательные утренники, вечеринки, смотры художественной самодеятельности и праздники на свежем воздухе.

Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс должен представлять собой общество в миниатюре. Школьников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе – тоже изобретение иезуитов.

Слабым ученикам помогали и подбадривали, сильных умели поставить на место. Главным принципом было: жизнь не начинается после школы, школа – это и есть жизнь. Школа хороша тем, что все ситуации взрослой жизни: любви, дружбы, ненависти, предательства, доносов – в школе можно прожить и как бы проиграть заранее, но менее болезненно, под наблюдением опытных и мудрых учителей.

Достоинства педагогики ордена оценил и К. Д. Ушинский: "Тайна силы иезуитской педагогики <…> заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства" .

"Дело воспитания – единственное, в котором мы могли бы поучиться у иезуитов, – написал в 1905 г. русский публицист, – но <„.> было бы печально, если бы всюду детей воспитывали так, как они". Автор не мог представить, какой станет российская школа еще до конца века...

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1483–1553) и Мишель Монтень (1553–1592).

Оформление педагогики в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей и сегодня не утратили ни своей актуальности, ни научного значения. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. Не устарели и его призывы: "В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах"; "Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки"; необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума..." Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778). "Вещей! Вещей! – восклицал Руссо. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов".

Демократические идеи французских просветителей во многом определили направленность творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). "О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!" Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики – немецкий философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841). Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

"Ничего не постоянно, кроме перемен" – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790–1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущим всем педагогическим явлениям.

Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей – В. Г. Белинского (1811 – 1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828– 1889), II. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810–1881). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он прожил недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. В 1846 г. его назначили исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Здесь он создал свой первый педагогический труд "О камеральном образовании" (1848), который выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени. После этого Ушинский пишет горячую, страстную, едва ли не лучшую свою статью – "О пользе педагогической литературы", в которой рассматривает наиболее важные вопросы образования и воспитания молодежи. Он приходит к выводу, что надо знать все о тех, кого хочешь научить: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Главное сочинение Ушинского "Педагогическая антропология" начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том – "Человек как предмет воспитания", спустя некоторое время – второй. Третий том остался незавершенным...

В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Совершенствуясь, воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Однако "как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей". Руководящая роль принадлежит школе, учителю: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: "...Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине". На основе новейших достижений психологии он составляет подробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности; строит концепцию развивающего обучения. Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, он предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.

В конце XIX – начале XX в. центр педагогической мысли постепенно смещается в США, где занялись интенсивными исследованиями педагогических проблем. Не отягощенные догмами, инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

В нашей стране хорошо известно имя популярного американского педагога Бенджамина Спока (1903–1998). Задав публике на первый взгляд второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать – строгость или доброта? – он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит более сложный: какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической? Ответ пока не очевиден. Б. Спок искал его в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др.

Российская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях принял С. Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомнроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых по-новому ставились и решались задачи социалистической школы, были Π. П. Блонский (1884–1941), написавший книги "Педагогика" (1922), "Основы педагогики" (1925), и А. П. Пинкевич (1884–1939), "Педагогика" которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Л. С. Макаренко (1888– 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы в условиях построения рыночных отношений в нашем обществе.

  • Цит. по: Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 172–173.
  • Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. М., 1948–1952. Т. 2. С. 48–49.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35–96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой «народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение «Я – человек, и ничто человеческие мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), итальянец Витторино де Фельтрэ (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Вели кая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством, внешних чувств и разума». Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д: Дидро (1713–1784), К. Гельвеции (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789) и особенно Ж.Ж. Руссо (1712–1778). «Вещей! Вещей! – восклицал он. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов».

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

«Ничего не постоянно, кроме перемены», – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Н.А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828–1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810–1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824–1871).

Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропология» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя некоторое время - второй. Третий остался незавершенным.

В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Но «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей».

Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «B воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине». На основе новейших достижений психологии составляет подробнейшие рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Строит концепцию развивающего обучения.

Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, предлагает сделать труд полноценным воспитательным средством.

В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели.

В конце XIX – начале XX р. интенсивные исследования" педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя бы и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884–1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и А.П. Пинкевич (1884–1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского Движения. А.С. Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А. Сухомлинский (1918–1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.

Предмет и задачи педагогики

ЛЕКЦИИ №1 Введение

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. Педагогика как уже сложившаяся наука имеет свой предмет и свои задачи исследования. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Прежде чем раскрыть сущность предмета и задач педагогики, скажем несколько слов о становлении педагогики как науки, т.е. поговорим об истории. Формулирование предмета и выделение задач проходило в несколько этапов, также как и педагогика становилась самостоятельной наукой поэтапно. Вот почему так важно поговорить о возникновении педагогики.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.



Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древне-греческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К.А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В.Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В.А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л.Н. Толстого (1828-1910), Н.И.Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А.В. Луначарский (1875-1933), М.И. Калинин (1875-1946), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos — ребенок и ago — вести. В дословном переводе paidagogos означает «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, т.е. воспитывать, обучать, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

С середины XX века человечество поняло, что квалифицированного педагогического руководства нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим в некоторых странах вместо термина «педагогика» употребляют термины «андрагогики» (от гр. Andros-мужчина и ago — вести) и «антропогогика» (от гр. Antropos-человек и ago — вести). Педагогика расширила свои границы и охватила воспитания человека в целом.

Современная педагогика — наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае понимаем образование, обучение и развитие, т.е. употребляем его в самом широком смысле.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной необходимости готовить к жизни потомков. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией.

Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте. По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитание детей осуществлялось путем включения их в жизни рода или семьи: привлечение к труду, охоты, строительства жилья. В некоторых племенах стали возникать своеобразные «школы» — хищные, где пожилые люди готовили подростков к взрослой жизни. Педагогические знания систематизируются в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социального поведения человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердия, уважения к старшим, миррлюбства, — того, что позже вошло в кодекс жизни цивилизованного общества, стало первоосновой педагогической науки и практики.

Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки. В зависимости от того, как был поставлен воспитания детей и молодежи, общество прогрессировало быстрее или медленнее. Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой его развития. Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъективных представлениях людей, а на обобщении типового, характерного, т.е. знаниях объективных, научных.

Науку часто отождествляют со знаниями, что является грубым недоразумением. Наука — это не только знания, но и сознание, т.е. умение должным пользоваться этими знаниями.

В.А. Ключевский

Серьезные попытки обобщить опыт воспитания, выделить теоретические начала воспитания были начаты в развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции. Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии, ибо в философии в то время аккумулировались все знания о природе, человеке, обществе.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками * педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Демокрит (460-370 рр.до н.э.), Сократ (469-399 pp. До н. Н.э.), Платон (427-347 pp. До н. Н.э.), Аристо-тель (384-322 pp. до н. н.э.), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, пережившие века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу »,« Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда »,« Большинство багатознайок не имеет разума ».

Сократ начал философскую основу гуманистической педагогики. Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом государственных богов и поклонение новому божеству. Этим божеством был человек.

Сократ считал, что основой личности является субъектное. Человек должен получать образование не путем научения, т.е. передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла. Самым ценным в человеке является умение видеть истину (нравственность) и должным образом себя вести. Истину можно познать и усвоить лишь через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знания, а смущение, охватывающий ум, побуждает к поиску настоящей истины. Самокеривництву душе ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маевтика и ирония. Маевтикой Сократ называл искусство добычи с помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронией — манеру притворяться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из своих ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истину.

С точки зрения Платона, человек — это проявление всего внешнего, которое является неизменным и потому — объективным. В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное. Истина — это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижение истины не может дать постоянного знания, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль — это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, главной предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны. Педагогика подчиняется политике. Обучение приобретает целенаправленного и жестко воспитательного характера.

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятным, строгим и четким их содержание, т.е. основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-то должно быть или происходить.

Аристотель считал, что воспитание (naйgeйa) является государственной функцией и сводится к формированию у личности требуемых совершенств. Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способности приобретать привычку и способность делать выводы.

Природные задатки облагораживаются путем усвоения знаний, необходимых привычек и применения умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку является основой своеобразных тренировок, формирующие умение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов. Способность суждения, т.е. выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а опыт, который передается ей. Этот опыт научно обоснованный и проверенный.

Факторы воспитания, выделенные Аристотелем, создали почву для первого научного определения педагогики как учение о правильном формировании личности. Это определение не утратило своей актуальности сегодня, дойдя до нас практически неизменным.

Развитие педагогической мысли нашел свое продолжение в трудах древнегреческих философов и ораторов. Первый «штатный» педагог Марк Квинтилиан (35-96 pp.), Который учил юная-ков-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томной книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Наряду с произведениями Цицерона ее изучали во всех риторических школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), Когда происходило разложение феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античный высказывание: «Я — человек, и ни от чего человеческого не свободна ». Среди них итальянец Витторино где Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592).

К началу XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии. Отделение ее от философии и оформление в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение «Великая дидактика», который начал науку о процессе обучения, а в 1633 году — первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа». Все педагогические сочинения Я.А. Коменского пронизывают мысли о том, что человек является «совершенным, прекрасным творением», «чудесным микрокосмом»; школа — «мастерской гуманности», а правильное воспитание всегда должно быть природовидповид-ным. Не утратила ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения, и тому подобное.

Вслед за Коменским в. Истории западноевропейской педа-Гогик вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена — человека уверенного в себе, объединяющая широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), автора идеи природного совершенства детей, теории «свободного воспитания», по которой воспитание должно проводиться только интересами и желаниями детей, содействовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитие им сочувствие и жалисности как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автора теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (чотириетапна модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) немецкого педагога Фридриха Адольфа Дистервега (1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также мнениями о подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и привитии высоких моральных качеств.

В Украине происходили те же процессы рождения педагогики в недрах философии. Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли установочные произведения с воспитания: сборник законов «Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда» Ярое-лавичив (его сына), «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Евдокии Полоцкой», «Поучение детям монаха Ксения -фонта », ряд отрывков из журналов и писем, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществе.

Вершиной украинской народной педагогики современные исследователи считают казацкую педагогику, которая воплощает в себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национального сознания, духовности народа». Основой воспитания детей сызмальства были ведущие идеи казацкого движения (свобода и независимость Украины, незыблемости прав человека и народа, суверенность личности, народовластие). У малышни период, а дальше — на семейно-школьному степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Роду и Народу.

Среди выдающихся просветителей ХУШ века, которые обогатили отечественную педагогику, почетное место принадлежит Григорию Саввич Сковорода (1722-1794). Он первый в украинской педагогике в центре внимания поставил ребенка — его чувства, отношения с миром, его дела, наклоны и дарования; определил цель гуманистического процесса — формирование истинной- человека: мыслящего, чуткого, образованной, со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной к труду ради ее счастья и блага народа.

Развитие педагогической мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в российском и украинском социальной жизни, что обусловлено историческими причинами.Великий вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинсь-кий (1824 — 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическими особенностями. Самыми чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитого человека ^ а краеугольным камнем теории воспитания — учение о трудовом воспитании, который утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

Материальные плоды труда составляют человеческий благосостояние; но только внутренняя, духовная, животворящие сила труда является источником человеческого достоинства и одновременно нравственности и счастья.

К.Д. Ушинский

Обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наглядности и эмоциональности. Методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и4 речи в процессе обучения.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу. Все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинский требовал полной перестройки системы образования на основе новейших научных достижений: «... Педагогическая практика без теории — то же, что и знахарство в медицине».

Фундаментальные работы педагога «Педагогическая антропология», «О камеральную образовании», «Три элемента, школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий.

Во второй половине XIX — начале XX века в Украине на вопросах образования и воспитания сосредоточили свои усилия почти все деятели культуры и искусства, литературы и науки. Т.Г. Шевченко (1814-1861) подготовил и издал «Букварь южнорусский» (1861). И.Я.Франко (1856-1916) внес существенный вклад в разработку истории школьного и университетского образования в Украине. М.П.Драгоманов (1841-1895) отстаивал национальную народную образование как таковое, которое вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры. П.А. Грабовский (1864-1902 ^ посвятил ряд статей проблемам народного образования. Леся Украинского (1871-1913) отстаивала необходимость народного образования, изображала жалкую сельских школ и учителей.

Закарпатский педагог О.В. Духнович (1803-1865) внес весомый вклад в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей. Известный украинский педагог Х.Д. Алчевск (1841-1920) исследовала проблемы обучения взрослых и воспроизвела их в пособиях «Что читать народу?, Книга для взрослых». Известный педагог и общественный деятель С.Ф.Русова (1856-1940) создал концепцию национальной системы образования и воспитания, написала ряд работ по педагогике: Дошкольное воспитание, Дидактика, Нравственные задачи современной школы и другие.

В конце XIX — начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Инициативные покорителей Нового Света без предубеждения приступили к исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому июдини быстро и успешно достичь поставленных целей.

Выдающиеся представители американской педагогики — Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика социалистического периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К.Крупской (1869-1939), П.П. Блонский (1884 — 1941), С.Т.Шацький (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939), В.А.Сухомлинский (1918 — 1970).

Славу педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил мет тодики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в симтом ^ В.А. Сухом-Линский исследовал.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама