THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Добрый день, дорогие читатели! Когда ребёнок появился на свет, мы самостоятельно ухаживаем за ним. Нравится ему или нет, мы одеваем ту одежду, которая подходит по нашему мнению, сами выбираем игрушки. И даже не задумываемся, что скоро настанет тот момент, когда кроха будет хотеть решать сам. До совершеннолетия не нужно ждать. Всего пара лет нас отделяет от этого момента.

Да, мои дорогие, в 3 года у дитя случается первый ! Вы заметили изменения в поведении малыша? И перемена, скорее всего, не в лучшую сторону. Да? Тогда давайте поговорим сегодня о том, какое оно воспитание детей 3 4 лет.

А чтобы лучше разобраться, я расскажу об особенностях развития крохи в этом возрасте, советах специалистов и роли семьи и общества.

М-да… в один прекрасный момент малявочка начинает понимать, что он отдельная личность. В нём просыпается желание решать самостоятельно какие-то вопросы. Просто не всегда дитя попадает в точку.

Например, одеваясь на улицу, Вы не можете его убедить надеть шапку потеплее, потому что на другой карапузу понравилась аппликация. Некоторые родители не выдерживают такого поведения и срываются. Но, поймите, малышу тоже нелегко в этой ситуации! Он всеми своими попытками показывает, что с ним тоже надо считаться! Не иначе. И здесь очень много зависит от нас с Вами. Как мы отнесёмся к маленькой личности, такое развитие и будет в дальнейшем.

Попробуйте предоставить варианты выбора, покажите 2 шапки, которые устроят Вас по практичности, с предложением сделать крохе самостоятельный выбор между ними. Вы ничего не потеряете, а малышок останется доволен, что это он решил, какой гардероб одеть.

И ещё, в этом нежном возрасте, карапузу трудно быстро переключаться с одной деятельности на другую. Поэтому, когда игра в разгаре, а Вы настаиваете срочно идти чистить зубки и спать, ничего, кроме бури протеста, не ожидайте. Торопить и шуметь бесполезно.

Читала где-то, что если в этот период негодовать и требовать у крохотули побыстрее сделать что-то, он вырастет медлительным. Так что одно неосторожное действие и малышку будет сложно приспособиться к этой жизни в дальнейшем.

У непоседы в 3 4 года развивается самостоятельность. И это лучшее время для воспитания навыков уборки за собой, складывания аккуратно одежды в ящик. Если Вы не будете терпеливы и станете делать это за своего наследника, рискуете получить в итоге нерешительное существо.

Причины плохого поведения

Хотелось бы начать этот подзаголовок цитатой известного педиатра Е. Комаровского: «100% взрослых знают, как делать детей, но 99,9% не знают, что потом с ними делать». Если задуматься, это действительно так. Мало показать карапузу, как обращаться с ложкой, важно помочь выработать характер. И все проходят через это.

Так в чём же кроются причины проблемы? Может всё дело в психологии?

  1. Банально, но малышу недостаёт внимания. Взрослые часто увлечены своими важными делами. А поиграть с любимым крохой времени не остаётся. Ведь он уже может сам взять конструктор и собрать, чего ещё нужно? Человек по натуре своей хочет понимания родных и внимания. Вот взрослым разве не хочется порой с кем-то поговорить, да просто помолчать, но вместе с кем-то! Так и детишки. Предлагайте почитать вместе , когда он этого не ждёт. Не отпихивайте человечка с его желаниями. Если родители переносят строительство игрушечного домика на потом, это и может стать причиной гнева крохотули.
  2. Месть. Да, от такого крохотного существа. Неосознанно, конечно. Например, после долгого пребывания с матерью кроху отдали в детский сад. А там другие люди и график тоже не устраивает. И малышок просто срывает плохое настроение на других.
  3. Личностное самоутверждение. Так знаменуется сей этап. Дитя личность, а если кто-то против, тот и по чайнику получит!
  4. Формирование низкой самооценки. И это с нашей, мои дорогие, подачи. К этому приводит слишком сильная или, наоборот, недостаточная опека. Карапуз становится в себе неуверен, пока он не понимает, что его ломают. Вот и выражает негативизм. В дальнейшем это станет неуверенный в себе человек, ищущий совета мамы.

Воспитание в семье

Мало кто не согласится, но основа характера закаляется в семье. Так как правильно относиться к капризам, и какие задачи нам нужно решить?

Основной целью становиться ― направление малыша в нужное русло, без наказаний. Ведь на почве истерики ничего не добьёшься. Комаровский по этой теме говорит, что когда наступает период истерично-плаксивого поведения, лучше дитя бойкотировать. Капризы не выполнять. Договариваться с ним нужно после наступления успокоения. Спокойное поведение родителя в этой ситуации заставит скорее побороть приступ гнева у деточки.

Нам подчас бывает тоже непросто уговорить сыночка позаниматься. Ведь даёт задания на дом. Хоть я стараюсь делать это в игровой форме, но у Доминика порой терпения не хватает. Тогда находим компромисс: сначала мы подуем пузыри, потом позанимаемся и уберём за собой игрушки. Когда есть возможность, предлагаю варианты выбора. С Ивоной проще, маленькая пока ещё.

Используйте желание карапуза делать всё самостоятельно в нужное себе русло. Попросите полить цветочки, так разовьёте бережное отношение к природе. Можно и кровать заправить, коряво, конечно, но ведь это период обучения! Со временем научится. Если трудовое воспитание начинать лет в 5, ещё дольше получится приучать к порядку.

В 3 года дитя любит повторять за взрослыми. Купите набор для уборки, миниатюрную гладильную доску. Не заставляйте, а начав уборку, услышите требовательное: «И я хочу тоже!». Мальчикам подойдут муляжные папины инструменты.

Гуляя, на улице решайте задачу экологического воспитания. Рассказывайте о растениях, как о живых персонажах. Одна моя подруга сравнивала веточки дерева с пальчиками, и говорила, что рвать их плохо.

Но этот период совпадает с вождениями малышка в детский сад. Как там решается проблема развития у крохи верного отношения к происходящему?

Роль детского сада

Во-первых, это уже коллектив подобных малышу созданий. И эту толпу детишек воспитатели условно делят по половым принадлежностям. Обучение происходит играми, девочек привлекают хозяйственной частью, посудка и т. д., Мальчиков машинками и тому подобным. Но есть и совместные занятия. Это обязательно. А решаются тут задачи такого плана.

  1. Большую роль отдают патриотическим аспектам. Словарный запас крохотули уже больше 1,5 тыс. слов. Он способен запоминать и логически рассуждать. Любовь к Родине зарождается с любви к семье и близким людям.
  2. Нравственность. Привить маленькому существу сострадание к другим, прощание обид, доброту очень важно на раннем этапе.
  3. Сенсорика. Дошколёнок должен знать значения предметов на ощупь: твёрдое ― мягкое, горячее ― холодное. Интересным упражнением является смешивание красок между собой. Кроме того, что это изучение цветов, дитя поражается, узнав, что так можно получить совершенно новый цвет. Такое ориентирование в пространстве помогает тренировать логику и мышление.
  4. Развитие физической активности учит правильному поведению в коллективе. Да и здоровье укрепляет! В каждом саду перед завтраком обязательна зарядка. Все детишки любят помахать ручками и ножками. Это вызовет только положительные эмоции.
  5. Бережное отношение к природе. Об этом я уже говорила. В дошкольных учреждениях этому тоже уделяется внимание и большое. Обучение бережливости и аккуратности неотрывно связано и с патриотизмом, добром, любви к близким.

Вообще, воспитатели должны проводить собрания по этому поводу. Доносить до родителей, как правильно направить малыша в нужное русло. Но к сожалению, в большинстве садов собрания проходят только по причине «собрать деньги»! Но, конечно, это не значит, что с Вашим чадом там не занимаются. Четырёхлетний карапуз, если что, сам доложит, что там делают они в своей группе и во что играют. Благо, сообразительности и набора слов уже хватает!

Литература

А вот вашему вниманию несколько популярных изданий, которые пригодятся в общении с чадами.

  1. Марта и Уильямс Сирс «Ваш ребёнок от рождения и до 10 лет» . Популярное пособие пригодится не только для дошколят, но и для тех, кто уже переступил порог школы.
  2. Наталья Ильина, Диана Хорсанд «Растить ребёнка… Как? ». Книга основана на личном опыте. Авторы повествуют о сыновьях и дочках от младенчества.
  3. К. Кволс «Как воспитывать детей без наказания ». Описываются способы выхода из конфликтных ситуаций. Полезно будет вооружиться такой информацией!

Конечно, это советы общего плана. Каждое чадо индивидуально. Темперамент дан природой, а характер вырабатывается в семье и коллективе. Помогайте не навредив.

Книга-сборник волшебных и полезных сказок « » для вас в подарок!!!

Всего доброго, уважаемые читатели! Не забывайте использовать возможность подписаться на обновления блога, и оставить комментарий по теме. Быть может, Ваш опыт поможет ещё кому-то.

Чуть не забыла, дополните, пожалуйста, список литературы, которая на ваш взгляд может помочь в воспитании наших деток. Огромное спасибо всем откликнувшимся!

Воспитанием детей занимаются родители. Многим взрослым кажется, что они воспитывают своих детей, пока те не пошли в детский садик или школу. На самом деле воспитание происходит до переходного возраста ребенка, когда он уже будет отделяться от своих мамы и папы. До этого возраста самыми важными периодами его воспитания являются 2, 3, 4 и 5 лет, когда родителям нужно четко понимать, что они вкладывают в своего малыша. В этом помогут знания психологии.

Каждый взрослый читатель интернет-журнала сайт, который желает иметь детей или уже готовится стать родителем, мечтает воспитать из своего малыша успешного, счастливого и здорового человека. Из мальчика хочется вырастить настоящего мужчину, отличного мужа и отца, целеустремленного и богатого человека. Из девочки хочется вырастить настоящую женщину, хорошую жену и мать, хозяюшку, красавицу и вдохновительницу. И вот, когда у человека появляется ребенок, он его воспитывает-воспитывает и по истечении 20 лет получает то же, что и все остальные люди: вроде хорошего человека, но непослушного, неуспешного, закомплексованного или боязливого.

Как же воспитать человека с большой буквы? Ответ на этот вопрос можно прочитать во многих книжках или услышать мнение от других людей. Но почему все всё знают, но воспитать достойных членов общества не могут?

  1. Во-первых, чтобы воспитать из своего ребенка человека с большой буквы, необходимо для начала самому определиться, как выглядит этот человек с большой буквы, что он делает, как живет, какими качествами обладает и т. д. Все хотят воспитать из своих детей настоящих мужчин и женщин. Но сами родители могут дать определение настоящим мужчинам и женщинам? Если вы не знаете, кто такой человек с большой буквы, то как будете воспитывать своего ребенка? Сначала представьте себе картинку того, как ваш ребенок стал взрослым человеком, какими качествами обладает, каких принципов жизни придерживается, умеет ли он достигать успехов и является ли счастливым при этом.

Воспитывайте в своем ребенке не то, что принято воспитывать в детях, а те качества, которые помогут лично вашему ребенку стать успешным, счастливым, богатым, любимым и здоровым человеком. Пусть в книжках будут писать, какие качества развивать в своем ребенке, пусть другие люди тоже будут указывать, как воспитывать детей. Но вы вправе развивать в своем малыше те качества, принципы и убеждения, которые, по вашему мнению, должны в нем быть, чтобы стать человеком с большой буквы.

  1. Во-вторых, не забывайте о том, что ребенок – это не компьютер, не робот, не машина, которую можно запрограммировать и она будет послушно выполнять вашу программу. Ребенок – это человек, который в любом случае будет обладать и теми качествами, которые вам будут не нравиться. Особенно явным это начнет становиться, когда ребенок пойдет в школу. Взаимодействуя с учителями и другими детьми, он будет развивать в себе те качества, которые ему нравятся и не нравятся в окружающих, а также то, что будет помогать ему максимально эффективно взаимодействовать с людьми. Здесь вы можете иметь некоторое влияние, но не сможете остановить процесс самовоспитания. Поэтому будьте готовы к тому, что не только вы будете воспитывать своего ребенка, но и другие люди, учителя, дети и общество в целом будут участвовать в этом.

Воспитанием занимаются в первую очередь родители. Воспитатели и учителя имеют лишь косвенное влияние, как и дети-сверстники. Несомненно, другие люди тоже будут сказываться на воспитании малыша. Однако основу всех принципов и стремлений в ребенке закладывают его родители. А что вы хотите видеть в своем чаде, когда он вырастет?

Что такое психология воспитания детей?

Под психологией воспитания детей понимается проблема, которую решают специалисты, когда родители не могут воспитать своих детей как успешных, нравственных, здоровых, гармоничных и полноценных личностей. Воспитание – процесс незаметный, динамичный и зависящий от многих факторов. Вот почему данной отраслью специалисты занимаются много лет, выявляя основные факторы, которые влияют на формирование у нового поколения тех или иных качеств.

Воспитание – это развитие в ребенке качеств характера, мировоззрения, отношения и наклонностей. Можно сказать, что родители, как и все общество, через воспитание программирует детей на то, как они должны жить. Однако в воспитании совершается немало ошибок, которые потом приводят к тем результатам, с которыми люди сталкиваются, когда дети вырастают. Вот почему процесс воспитания является длительным, сложным и порой негармоничным.

Следует учитывать тот факт, что родители сами являются людьми неидеальными, негармоничными, порой несчастливыми и недовольными жизнью. А чему они могут научить своих детей, когда сами являются неидеальными? Родители сами являются продуктами того воспитания, через которое их провели собственные мамы и папы. Везде присутствует человеческий фактор.

Самый главный принцип в воспитании звучит так: «Дети копируют своих родителей». Это самое первое и главное, о чем должны помнить родители. Если сами взрослые пьют, курят, не соблюдают гигиену, не читают книг, не гуляют на свежем воздухе, постоянно сидят за компьютерами, смотрят телевизоры и прочее, то их дети будут делать то же самое. Такие родители не смогут заставить своих детей делать что-то другое, если они на собственном примере не показывают, что так нужно делать.

Как правильно воспитать ребенка? Как вырастить из вашего чада гармоничную личность? Как взрастить в детях качества, способные помочь им стать успешными, счастливыми и любящими людьми в будущем? Если вы задаетесь данными вопросами, тогда вас действительно заботит судьба детей. И первое, что нужно принять каждому родителю, – это ответственность за то, какими людьми будут его дети в будущем.

Первые 6-7 лет в человеке формируются основные убеждения и мировоззрение, которыми он будет пользоваться в течение всей жизни. Как он жил эти годы, что видел и осознал, так он и будет жить оставшееся время, если только не поймет свои убеждения и не захочет их изменить. Родители должны понять, что их правила, нравоучения и суждения «оседают» в подсознании малышей. Ребенок вырастает, но зачастую не осознает собственных мотивов действий. А ведь именно «программы», воспитанные в нем родителями, влияют на его успех в работе, удачный выбор второй половинки, счастье в личной жизни и т. д.

То состояние, в котором постоянно пребывает человек первые 6-7 лет, закрепляется за ним на всю жизнь, и он всегда будет стараться достичь его. Здесь не имеет значения, позитивным или негативным является данное мироощущение. К примеру, если девочку в детстве бьют родители, то, будучи девушкой и женщиной, она будет терпеть избиения со стороны любовников, мужей, начальников, считая это нормальным поведением.

Какие именно взять воспитательные догмы, чтобы вырастить из своего ребенка полноценную личность? Первое, что должны помнить взрослые, — это то, что дети им во всем подражают. Малыши берут пример со своих родителей, как жить и любить. Нравоучения лишь уничтожают детскую психику. Поэтому нужно воспитывать в себе качества, которые вы хотели бы взрастить в своем ребенке благодаря тому, что он вам подражает.

Ребенку нужно видеть любовь родителей друг к другу, чтобы потом, повзрослев, уметь любить своего будущего супруга. Для этого муж должен быть на первом месте у женщины, а ребенок – на втором, как и у мужчины: жена – на первом, ребенок – на втором. Так вы дадите понять чаду, что он не является «центром», вокруг которого крутятся люди. Это в свою очередь воспитает в нем самостоятельность и силу характера.

Родители воспитывают детей на собственном примере:

  • Каким человеком является отец, таким станет его сын и зять (будущий муж его дочери).
  • Каким человеком является мать, такой станет ее дочка и невестка (будущая жена ее сына).

Родители являются примерами для своих детей в том, какими они станут сами, когда вырастут (сын подражает отцу, а дочь – матери), и какими будут их супруги (сын выберет жену, похожую на его мать; дочь выберет мужа, похожего на ее отца).

Второй тактикой вашего поведения должны стать осознанность и понимание, что вы воспитываете в ребенке. Чтобы гармонично воспитать своего малыша, нужно на все его капризы реагировать с пониманием и, исходя из тех качеств, которые вы хотите в нем развить, давать ему соответствующий ответ. Например, у 3-летних детей наступает период, когда они часто говорят: «Нет! Не хочу!». Вы хотите при этом воспитать самостоятельность и вместе с тем показать, что капризам никто потакать не будет. Тогда вы можете дать один из вариантов ответов: «Если ты хочешь быть здоровым и снова бегать со своими друзьями, тебе нужно выпить лекарство!», «Если не хочешь яблоко сейчас, значит, возьми его тогда, когда посчитаешь нужным», «Если хочешь знать, где лежать твои игрушки, тогда сам их расставляй!».

«Все люди искалечены своими родителями» — данная фраза не раз звучит в знаменитом сериале «Доктор Хаус». Стоит задуматься над этим, поскольку это не просто слова, а реальная статистика, о которой вам скажет любой опытный психолог: «Все родители уродуют своих детей. Даже самые сознательные мамы и папы в конце концов портят своих чад!». Подходите сознательно к вопросу о воспитании детей, так как вам их не только растить, но и потом получать ответную помощь. И какой именно будет эта помощь, зависит только от вашего воспитания!

В каждом возрасте родители сталкиваются с определенными трудностями воспитания, о чем поговорим далее.

Психология воспитания детей 2 лет

2-летний ребенок становится впервые непослушным, капризным, даже истеричным. Он начинает возражать, что не нравится родителям, которые до этого не сталкивались с противостоянием своего малыша. Поскольку 2-летний ребенок уже физически развитый, активный, хорошо владеет своей речью и может познавать мир, к нему следует применять следующие меры воспитания:

  1. Задавайте малышу вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет».
  2. Устанавливайте границы заранее, по достижении которых будет совершено определенное действие. К примеру, если вы сказали, что через 5 минут будете одеваться, то этим и займитесь по истечении 5 минут.
  3. Давайте малышу выбор. Предлагать ему можно то, что в любом случае будет вам выгодно, что бы он ни выбрал.
  4. Развивайте ответственность после принятого решения. Если, к примеру, малыш отказался от еды, то не заставляйте его кушать. Пусть поголодает, пока не наступит очередной прием пищи, чтобы понять, какие последствия идут за его решением отказать.

В 3-летнем возрасте появляется первый кризис, который знаменуется отделением ребенка от родителей. Он впервые начинает осознавать собственную самость, из-за чего часто говорит: «Я сам». Здесь родителям нужно уважать желание ребенка отделиться от них, проявить терпение.

Если малыш совершает плохие поступки, тогда нужно объяснить, что вас огорчило. Не нужно его ругать, после объяснения можно перейти к совершению каких-то интересных действий. Будьте строгими, но при этом нетребовательными. Ребенка не нужно постоянно ограничивать и говорить «нельзя». Позвольте малышу быть свободным, при этом придерживаться каких-то правил, которые вы ему установили.

Поскольку ребенок становится самостоятельным, родители должны научить его правильно проявлять свои желания, высказывать недовольство, решать проблемы и пр.

В 4-летнем возрасте малыша следует образовывать. Он постепенно должен переходить из физической активности к умственному труду. Здесь помогут различные секции, упражнения, игры на логику и прочие увлечения, которыми ребенок может заниматься в том числе с родителями.

В этом возрасте малыш часто задается вопросом «почему?», которым может сильно надоесть своим родителям. Здесь следует понять, что малыш таким образом познает мир. Нужно проявить терпение и ответить на все его вопросы. А если вы чего-то не знаете, то пообещайте ему сообщить ответ в ближайшее время.

Если у малыша имеются проблемы с адаптацией к новому коллективу детей, то нужно ему помочь. Сначала выясните и устраните причины проблемы. Затем научите ребенка взаимодействовать с другими детками, подружиться с ними, чтобы адаптация прошла успешно.

Малыш в 4 годика начинает ощущать эмоции, о которых с ним нужно говорить. Родители должны рассказать о смысле его переживаний и как с ними справляться.

Поскольку уже в этом возрасте дети отчетливо понимают свою половую принадлежность, девочкам и мальчикам нужно давать разное воспитание:

  1. Девочек нужно поддерживать и говорить о том, что они красивые.
  2. Мальчикам нужно давать похвалу и различные задания, которые он должен преодолевать.

Психология воспитания детей 5 лет

В 5 лет кроха начинает осознавать, что в социуме существуют различные правила, а также все общество его оценивает. Здесь родители должны научить ребенка правильному поведению, которое будет вписываться в те рамки и правила, которые существуют в обществе, а также тем качествам характера, которые положительно оцениваются окружающими.

Родителям не следует прекращать обучение детей, поскольку вскоре они пойдут в школу. Здесь необходимо укрепить все навыки по установлению контактов с другими детьми, чтобы малыш быстро влился в новый коллектив, когда он пойдет в первый класс.

5 лет – возраст, когда ребенок начинает становиться социальной личностью. Он понимает, что должен соответствовать определенным требованиям. Вот почему родители должны выдвигать такие требования, которые посильны ребенку.

Как в итоге воспитать своего малыша?

У воспитания нет четких шаблонов и целей, которых все должны придерживаться. Принцип воспитания заключается в том, чтобы готовить малыша к его будущему, где он будет взрослым и самостоятельным. Все, что родители ему дадут, должно ему помогать. А как это будет сделано и что будет дано, родители решают единолично.

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

Психология воспитания детей 2 лет

Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, . В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

Психология воспитания детей до 3 лет — советы

Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

Психология воспитания детей 3 лет

Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками. В таких ситуациях взрослым важно не терять , терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели. Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками. К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

Психология воспитания детей 4 лет

Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив. В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению. Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении. Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя. Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль. Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции - и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами. Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле. Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера. Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку. Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К обязательно должен быть причастен мужчина из семьи. Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение. Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

Психология воспитания детей 5 лет

Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении. В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые. Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими , он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей. В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле. Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов. В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых. Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать. Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям. Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать. Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада. Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности. Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

В этой статье:

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат - пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места.
Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис - сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся
на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае - трехлетнего ребенка.

Кризис - это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис - это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.
Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм - одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его - это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм - это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма - его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом,
в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие - это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года - нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание - дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут
в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут
выполнять любые их прихоти. В таких цель малыша - стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис - это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное - не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных
наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:


Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет - общение с детьми как со взрослыми. Родители
твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.


Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года - это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

С трехлетнего возраста и, наверное, до самого совершеннолетия в жизни Вашего ребенка уже не будет столь ярких событий, как первая улыбка, первое слово или первый шаг, или таких, как познание окружающего мира и самого себя. Малыш овладел основными навыками и способностями необходимыми для жизни, теперь лишь остается развивать все свои умения.

Процесс его психологического и физического развития будет быстрым и безболезненным, если не будет ни каких срывов. Конечно же, в отношениях между крохой и взрослыми людьми не может быть постоянства, здесь будут и радость и разочарование.

Этапы душевного спокойствия и равновесия будут переходить в этапы возбуждения или даже агрессии. Это неизбежно, ведь рано или поздно, малышу придется "признать" окружающих его людей и больше не считать себя центром всего мира.

Период между 3-5 годами ребенка - это самое чудесное время. Но и здесь есть свои трудности и особенности.

Психология ребенка 3 лет или "кризис" трехлетнего возраста.

Психологическое равновесие малыша иногда "пошатывается" в результате какого-либо открытия, которое может сделать ребенка расстроенным или агрессивным. Этот период проходит, но сейчас желательно не отдавать кроху в детский сад или на попечение нянечки. Чем это вызвано? Сейчас постараюсь объяснить.

Представьте себе что Ваша жизнь и жизнь ребенка - это своеобразная пьеса из 4-х актов, в которой главные герои, разумеется, мама, папа и малыш.

Акт первый. Ребенок рад и счастлив, рядом любящая мама - центр вселенной! Малыш же для мамы - все! Она его ласкает, кормит, купает, одевает, укладывает спать и у ребенка складывается впечатление, что так будет всегда. Это счастливое и безоблачное время!

Акт второй. Кроха "открывает" существование папы, которого он также любит и обожает. Взаимоотношения между ребенком и отцом немного иные. Так и должно быть, ведь с папой ребенок занимается другими делами. Отец для малыша - это тоже счастье.

Акт третий. Постепенно мы подошли к главному. Мама стала меньше проводить времени с крохой, ее любовь не уменьшилась, просто малыш уже подрос и ему не нужно особого ухода и питания. Да к тому же он приближается к такому возрасту, когда начинает осознавать и осмысливать все, что видит, по- своему.

Он уже видит что мама важна не только для него, но и для папы. Например, когда мама уложив малыша в кроватку говорит ему: "Папа ждет меня смотреть фильм" или вечером мама с папой отправляются вместе из дому, оставляя кроху с бабушкой.

Ребенок начинает понимать, что мама любит папу, а папа - маму. А иногда детям кажется, что у родителей есть какая-то тайна и их посещает мысль: "А может быть, я им не нужен?"

И такое "открытие" может очень сильно потрясти ребенка, особенно если он впечатлительный. Оказывается мама принадлежит не только ему! А ведь в возрасте 2-4 лет малыш так часто повторяет "Моё! Моё!"

Изменение отношений: мама - ребенок и папа - ребенок на некий треугольник мама-папа-ребенок - это четвертый акт , акт развязки.

Открытие того, что он для родителей не центр вселенной может сделать малыша агрессивным. Он злиться на маму или папу за то, что кто-то из них - "лишний".

В какой-то период времени малыш может предпочитать одного из родителей и будет постоянно привлекать к себе пристальное внимание этого родителя.

В этот период психологического развития ребенка обязательно говорите с ним, объясните, что мама и папа любят так же сильно и его и друг друга. Не нужно оставлять малыша одного и тем более наказывать его за агрессию.

Благодаря терпению и пониманию родителей этот этап быстро закончится, и малыш восстановит свои прежние душевные и нежные отношения с отцом и матерью.

Ребенок начинает понимать нежность в отношениях между людьми и узнает о том, что такое взаимная любовь. Не думайте, что ему еще рано это знать. Открытия взаимных чувств поможет ему в будущем сделать другие, не менее важные открытия.

Психология ребенка 3 года: что можно, а что нельзя?

Огромная ошибка родителей, ругать непослушного малыша такими словами: "Гадкий мальчишка!", "Ты очень плохой ребенок!" и т.п. Такие слова в адрес ребенка только усиливают его печаль, вызывая агрессию и раздражение.
Если малыш требует от Вас больше ласки и нежности, не отталкивайте его, значит он в ней очень нуждается. Запаситесь терпением!

Держитесь с ребенком как можно более естественно. Не нужно думать, что если вы откажитесь от каких-то проявлений ласки, то ему это поможет. Наоборот, если вы в присутствии малыша говорите ласково с супругом, то скажите такое же слово и ребенку. Не стоит в присутствии ребенка вести долгие разговоры, в которых он не принимает участие.

Если вы заметили, что в какое-то момент ребенок менее ласков с вами, чем с папой (или наоборот), не нужно говорить об этом, делайте вид, что ни чего не замечаете. Поведение родителей должно быть таким:
Если кроха проявляет больше чувств к папе, то отец должен тактично и незаметно подчеркнуть значение мамы: "Поцелуй маму, она накормила нас завтраком", "Как мама, хорошо это делает", "Мама у нас самая хорошая".
А мама должна обратить внимание крохи на отца: "Поиграйте вместе с папой", "Это папа придумал сегодня поехать на речку" и т.п.

Что будет, если отнестись не серьезно к проблемам психологии ребенка 3-5 лет?

Малыш разочаровывается и начинает злиться на весь мир. Его душевные отношения с окружающим миром могут нарушиться.
А в это время у вас может родиться второй или третий ребенок, который занимает большую часть вашего времени. Ни в коем случае, не стоит забывать о своем трехлетнем малыше при рождении другого ребенка, удвойте свою любовь и нежность к нему.

Поход в детский сад может усугубить ситуацию. Многие дети принимают это поступок родителей как желание отдалить их от себя.
Об этом поговорим в следующей статье " Как подготовить ребенка к детскому саду" (статья на оформлении).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама