THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Председатель правительства России В. В. Путин подчеркивает, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема».

Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. У большинства молодежи оно есть, что и пытался доказать автор в своей работе.

Анализируя ответы на вопросы, автор утверждает, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена. И это показали исследования: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Эта тема актуальна еще и потому, что в современной ситуации развития России, сегодня как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству.

За россиянами - великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. И без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

Что же считает ценным сегодня молодой человек?

Социологический опрос, который проводился среди учащихся 8-10 классов, показал:

Что считаешь ценным сегодня? % опрошенных

Хорошая одежда 56

Тусовки по выходным, общение 36

Патриотизм, любовь к Родине 46

Анализ показал, что материальные ценности преобладают над моральными. Для патриотизма в этом случае остается совсем немного места (46%). Но несмотря на печальные итоги, я думаю, что молодежь все же понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе.

Если раньше, в сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания в советское время был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.) и т. д. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. Они выступали в многообразных формах ценностных ориентаций человека, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым участникам сайта http://otvet. mail. ru и учащимся 8-10 классов нашей школы был задан вопрос « Знаешь ли ты героев нашего времени?». Картина оказалась неутешительной:

Ответы Старшеклассники Участники сайта

Не знаю 36 32

Их нет вообще 24 28

Герои есть и в наше время 8 12

Называют героями участников войн в ВОВ, Афганистане, Чечне (но не 32 12

называют их имен)

Таким образом, мы видим, что 70% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 26% считают, что таковых нет вообще, 34% просто не знают их, 10% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Лишь 22% называют героями участников Великой Отечественной войны и воинов – интернационалистов. Да, результаты неутешительные. Нет у молодежи идеалов, с кого бы они могли брать пример. Но когда нет образца для поведения, старшеклассники, да и вся молодежь попросту не понимают с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищут свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать. Вот, наверное, почему такое состояние нашей молодежи - это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

Сегодня, в нашем современном обществе, все же главной причиной падения патриотизма в молодежной среде являются на мой взгляд отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальную обстановку в семье. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учителей нашей школы, которые подтвердили причины падения патриотизма среди молодежи:

ответы % среди учителей

Отсутствие патриотической идеи 68

Ненормальная обстановка в семье 21

Влияние сверстников 5

Влияние СМИ 6

С патриотическим воспитанием у нас проблема в целом по стране. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на конференции: ««Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной. Она должна доходить до сердца. Потому что, мы знаем, что каждую работу можно завалить, если заниматься ею без души. А вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины» .

А выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших фигуристов, девчонок-теннисисток, и за футбольную команду? Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла. А хороших новостей вроде как у нас и нет. Почему то мы говорить об этом стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.

Да много еще чего такого мы не делаем, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И было бы с кого брать пример.

А ведь у нас есть с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы в своей школе и говорим, чтобы наши учащиеся не только с уважением относились в ветеранам Великой Отечественной войны, но и гордились ими!!! И это только один пример воспитания патриотизма в нашей школе.

Был проведен социологический опрос не только среди старшеклассников нашей школы, но и участников сайта по следующим вопросам:

1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

3. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

4. Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой Отечественной войны?

5. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

6. Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?

7. Вы за или против службы в армии?

8. Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?

Анализ ответов показал:

вопрос ответы Учащиеся Участники сайта

Считаете ли вы себя патриотом? да 83 52

сомневаюсь 5 7

Нужно ли патриотическое воспитание в школе? да 87. 9 76

Готовы ли вы совершить подвиг сегодня? да 58 52

сомневаются 21 11

не решились 9 13

Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой да 98 Вопрос не задавался на сайте

Отечественной войны?

Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественнойуважительно 95 Вопрос не задавался на сайте войны?

равнодушно 0

с сочувствием 5

Нужны ли вообще патриоты стране сегодня да 87. 9 69

Вы за или против службы в армии? за 83 46

против 27 54

Патриотами себя считают 68% опрошенных. Надо заметить, что среди учащихся нашей школы их 83%.

82% - за патриотическое воспитание в школе:

55% готовы совершить подвиг:

78, 5% считают, что патриоты стране нужны:

На вопрос «Вы за или против службы в армии?» результаты показали:

Результаты ответов учащихся 8-11 классов на вопросы «Знаешь ли ты своих ветеранов Великой отечественной воны?» и «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» меня порадовали, хотя и есть среди них 2%, которые не знают своих ветеранов, проживающих в родном поселке. Зато 95% относятся к ветеранам Великой Отечественной войне с уважением, а 5% с сочувствием, что видно по диаграмме:

Долгие годы история изучалась, как история государства, история войны, история народного хозяйства и прочее. Пора начать изучать историю общества, историю человека, его жизнь, деятельность и по-другому взглянуть на историю глазами людей, чьи руки детские и взрослые, мужские и женские, брали оружие и защищали свою родную землю.

Говорят: счастлива земля, не имеющая дочери и сына, которые могут предать свою Родину. Моя работа-это работа именно о таких сыновьях и дочерях, которыми должны гордиться Россия и мы. Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, падении нравственности, разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, а многих волнует вопрос: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны.

Через испытания, каких еще не выпадало никому, сквозь огонь и кровь прошел народ к Победе. Вклад в общую победу внесли и воины-Забайкальцы. Наши земляки принимали участие во всех крупнейших сражениях: насмерть стояли у стен родной столицы, громили врага в Сталинграде, Ленинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, изгоняли захватчиков из Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, освобождали от коричневой чумы народы Европы, штурмовали Рейхстаг. Многие забайкальцы не дожили до 65-летия Победы. Однако, материал о них, их воспоминаниях о войне, бережно хранятся краеведами нашей школы. Я расскажу о некоторых из них, кто, испытывая ужасы войны, вместе со всеми ковал победу.

Михаилу Ивановичу Любушкину не было и 18 лет, когда в августе 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальское пулеметно-минометное училище на станцию Дивизионная. А уже в феврале 1943 года большая группа курсантов выехала на фронт и влилась в состав стрелковой дивизии, в составе которой участвовал и Михаил Иванович в качестве стрелка в боях на Курско-Орловской дуге. Еще при жизни он вспоминал об одном бое, который разгорелся в июле 1943 года: «Когда после артиллерийской и авиационной подготовки немцев, двинулись развернутым фронтом танки и самоходная артиллерия, а за этой движущейся броней шли цепи немецкой пехоты, разгорелся бой. Часть танков была подбита, но остальным удалось пройти на передний край, немецкие танки утюжили наши траншеи. Нам удалось поджечь бутылками с горючей смесью несколько танков. В адском грохоте, огне, дыму не слышно было команд, но мы сами понимали и огнем старались отсекать пехоту от танков. И немцы были вынуждены отступить. Прорвавшиеся немецкие танки и самоходы были, полностью уничтожены нашей артиллерией и контратакой танков. После небольшого перерыва немцы снова бросили на нас свои самолеты, которые бомбили нас довольно долго, затем ударила артиллерия врага, заскрипели «Ванюши», пустили на нас «тигров» и «пантер», но и эту атаку нам удалось отбить. » В его рассказе я почувствовала гордость, что им удалось отстоять хоть маленький кусочек, но своей родной земли. Да, о смерти в тот момент они и не думали, думали только о спасении своей Родины.

Война оставила свой след и в истории семьи Шром. Михаил Тарасович Шром сражался под Сталинградом и Москвой, вместе со всеми форсировал Днепр. А Фрида Федоровна до войны жила в Ленинграде. Училась в школе, которая носила имя Сергея Мироновича Кирова, строила планы на будущее, им не суждено было сбыться: началась война. Вскоре город сжался в смертельном кольце блокады, занятия в школе прекратились. Тогда Фриде Федоровне исполнилось 15 лет, она вместе с другими девушками ездила копать окопы для бойцов, защищавших Ленинград. Вот уже 65 лет прошло с тех пор, но бывшая блокадница до сих пор не может без слез говорить о жизни в осажденном городе. «Работали и голодали как все ленинградцы. Вспоминать об этом очень трудно». В 1943 г. по Ладожскому озеру, по дороге жизни ее вместе с братьями вывезли из Ленинграда и эвакуировали в Сибирь. Там она и познакомилась со своим мужем.

Испытания, выпавшие на долю Фриды Федоровны и Михаила Тарасовича в молодые годы, оставили свои отметки на всю их дальнейшую жизнь – тяжелые воспоминания, болезни, незаживающие фронтовые раны. Большой осколок от фашистского снаряда, оставшийся в ноге и сильно мучивший фронтовика удалось извлечь только спустя 43 года после ранения. А два осколка, попавшие ему в грудь, так и остались там до конца жизни. Как у всех ленинградцев, переживших те страшные дни, у Фриды Федоровны есть знак «Житель блокадного Ленинграда».

Война, жестокость и кровь Но дети и война – это что-то несовместимое, как жизнь и смерть. На фронте – смерть, кровь, а в тылу – голод, холод и нечеловеческий труд. «Война всех нас лишила детства. Как мы бедствовали, как голодали, но учились, а больше работали!» - вот так начала свой рассказ Мария Георгиевна Журавлева, ветеран педагогического труда. Улыбчивая, доброжелательная, можно подумать, что жизнь ее была всегда безоблачной. Но военного лихолетья она глотнула сполна. Было ей 9 лет, когда началась злая, никого не щадящая война. Жили они тогда в Мордовии, в деревне Старорусские Поматы. Отец погиб в первый же год войны, мать умерла в 1942 году от воспаления легких, осенью 1942 г. умер дед. И остались три девочки, осиротели. Председатель колхоза требовал, чтобы старшие шли работать в колхоз, иначе не будет сена корове, и ее не разрешат пасти на колхозных полях. Бросив школу, старшие девчонки пошли работать в колхоз. На хозяйстве остались 10-летняя девочка Мария. Школу она не оставила. До обеда училась, после обеда работала в колхозе. Уроки и домашняя работа выполнялись вечером при свете коптилки. А летом, конечно, целый день – в поле. Какая же сила была в её еще по-детски тонких ручонках? Но война не спрашивала. Тяжело было девочке: «волокуши» тянуть, не разгибая спины, копать картошку, делать любую взрослую крестьянскую работу. Но не сломила ее судьба. После 10 класса Мария Георгиевна поступает в институт, который закончила в трудные послевоенные годы. А в 1952 году из далекой Мордовии приехала в Забайкалье по направлению.

45 лет Мария Георгиевна преподавала географию, живя в Забайкалье. Она очень сильный человек, ведь не смотря на войну, она сумела получить образование.

Много трудностей пришлось пережить нашим ветеранам в свое время, но, глядя на них и слушая их рассказы, можно гордиться, что у нас в России есть такие люди!

Собирая материал об участниках войны, я поняла, что жизнь, особенно война, формирует взгляды, убеждения. Как важно иметь знания и, конечно, свою точку зрения, чтобы не ошибиться. Надо искать свое место в жизни. Пишешь об этих людях, и хочется хоть в чем-то подражать им. Ведь они прошли огненными дорогами путь от Москвы до Сталинграда до логова фашистского зверя, развязавшего кровавую бойню, в которую были втянуты народы всей Европы. Мы склоняем головы перед ними, выстоявшими и победившими! И подвиг их будет жить в наших сердцах.

Ведь история – самый справедливый судья и, в конечном счете, воздаст по заслугам всем, кто не думал о своей жизни, шел в бой против смерти, чтобы спасти Родину от врагов!

В заключение хочется подчеркнуть, что конкретные события и факты из жизни шерловогорцев в период Великой Отечественной войны доказывают, что творческий и нравственный потенциал нашего народа, вышедшего на защиту своего Отечества, огромен. Наш народ способен преодолеть любые трудности и невзгоды во имя общего дела, во имя своей Родины!

Сегодня хочется отметить, что проблема потери патриотизма среди молодёжи пока не глобальна, но над ней стоит задуматься каждому. Все мы без исключения, какого бы возраста ни были, должны уважать и помнить тех, кому обязаны своей жизнью и свободой. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к следующим выводам, что патриотизм, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны всегда очень важны в патриотическом воспитании старшеклассников. Проанализировав ответы социологического опроса, выяснилось:

Старшеклассники нашей школы считают себя патриотами - 86%;

Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;

У 89% ребят родные воевали на фронтах Великой Отечественной войны и, к сожалению, 11% не знают своего прошлого;

Сегодня подвиг готовы совершить за Родину – 58%, сомневаются – 21% и 12% не согласны совершать подвиг, 9% - не решились бы;

Старшеклассники нашей школы хотели бы служить в армии - 83 %.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать воспитывать чувство патриотизма. Это еще раз доказывают ответы на вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?», старшеклассники дружно ответили ДА (87,90%), а участники сайта с ними согласились – 69%. Старшеклассники нашей школы считают необходимым продолжить работу по патриотическому воспитанию (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы (46%). Но лед тронулся. И это самое главное.

Исследования показали, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников и участников сайта, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению. Мы можем и должны создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма! Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у молодого поколения можно обеспечить стране будущее!

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны) может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и любви к своей Родине!

Ефремова Ольга Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]

Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи

Аннотация. Исследование посвящено анализу проявлений чувства патриотизма у студентов как характеристики их ценностносмысловой сферы и нравственного сознания. Основной предмет изучения –специфика реализации содержательных (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и уровневых (по Л. Кольбергу,преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный) компонентов чувства патриотизма, проявляемого молодыми людьми. Ключевые слова: чувство патриотизма, гражданственность, нравственное сознание, отношение, ценности, смыслы, мотивы поведенияРаздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время, как констатируют многие исследователи (, , , , , и др.), патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательных организаций.Чувство патриотизма относят к группе нравственных (моральных) чувств. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе . Чувство есть «высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии» . Чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение и отвечают за общую направленность деятельности. К.К.Платонов отмечает, что в психологическую структуру чувства входят эмоции и понятия. Так, чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, ему должно быть близкопонятие Родины, без этого, например, ностальгия –только эмоция. Понятийный компонент чувств превращает эмоции, содержащиеся в их составе, в отношения , проявляющиеся в поведении. В структуре чувства патриотизма как важнейшего из нравственных чувств, таким образом, можно вычленить три компонента. Когнитивный компонент содержит представления человека о Родине, своем народе, его культуре, о своем гражданском долге, о значении Родины для ее граждан. Эмоциональный компонент интегрирует комплекс переживаний, отражающих чувство любви человека к Родине, ее культуре, языку, природе, истории. Поведенческий компонент представляет проявление этих переживаний в поведении и деятельности человека, их регулирующее влияние на поведение.Патриотизм есть необходимаясоставная часть ценностного отношения молодого человека к миру, детерминирующая личностный смысл Родины. Д.А.Леонтьев рассматривает смысл как субъективную значимость объектов и явлений действительности, проявляющихся в двух формах: 1) в эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений; 2) в понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности –в удовлетворении определенных потребностей, реализации мотивов, ценностей . Смыслы выступают структурными элементами сознания человека, создавая его пристрастность и индивидуальной вариацией общественно выработанных значений предметов и явлений окружающего мира.А.Н.Малинкин констатирует, что необходимо отличать истинный патриотизм от его суррогатов. Так, истинным не является аффективный патриотизм –рациональные конструкты любви к Родине, имеющие аффективное происхождение и образующие поверхностный слой индивидуального и группового сознания под влиянием патриотических порывов. Другими суррогатами патриотизма выступают псевдопатриотизм –маскировка ненависти и презрения к родине в особого рода любовь; контрпатриотизм –любовь к идеальному, утопическому образу родины, которая оборачивается ревностью или ненавистью к социальной реальности. Своеобразным проявлением ценностей человека являются, по А.Н.Малинкину, антиподы патриотизма. Таков патриотический индифферентизм –безразличное, равнодушное отношение к родине; антипатриотизм –ненависть к родине как результат протестной реакции и стремления вырваться из сложившегося жизненного мира; ложный антипатриотизм –склонность к национальному самобичеванию; патриотический нигилизм –отрицание позитивной ценности родины как таковой, ее особого и незаменимого места в системе человеческих ценностей.Х.Ремшмидт выделяет некоторые факторы протестного поведения молодежи в западном обществе, в настоящий период времени весьма характерные и для российского общества, которые детерминируют выбор ценностей и становление смысловой сферы личности, в частности –чувства патриотизма. Распад традиций в западном обществе, увеличивает у молодых людей экзистенциальный вакуум, вследствие чего ощущение абсурдности существования приводит к отрицанию любого авторитета и порядка. Провозглашается необходимость нового устройства жизни и разрушения существующего порядка. Такая позиция чревата, в частности, возникновением националистических и экстремистских группировок среди молодежи, трансформацией чувства патриотизма в такие его суррогаты и антиподы, как аффективный патриотизм, псевдопатриотизм, контрпатриотизм, антипатриотизм (по А.Н.Малинкину). Возможно также отрицание патриотических ценностей, проявляющееся как патриотический индифферентизм, патриотический нигилизм, гуманитаризм, космополитизм.Негативные явления в постперестроечном российском обществе в силу возрастного максимализма юношества зачастую вызывают резкую протестную реакцию. Даже явно выраженный эмоциональный компонент чувства патриотизма у молодых людей зачастую не реализуется в конкретных делах и поступках. Так, снятие порога явки на избирательные участки и исключение графы «против всех кандидатов», предрешенность, по мнению молодежи и избирателей других возрастных групп, итогов избирательной кампании, когда наряду с основным кандидатом выдвигаются заведомо слабые в политическом отношении кандидатуры, приводит к тому, что молодежь зачастую не участвует в голосовании. Негативные явления, порой имеющие место в российской армии, –неуставные отношения, дедовщина –провоцируют избегание военной службы. Отказ молодых людей от службы в армии в эпоху социальных коллизий связан также с пониманием вероятности участия в локальных очагах военных действий и возможной опасности для жизни. Многие молодые люди декларируют нежелание защищать интересы государства, которое, по их мнению, не может обеспечить удовлетворение таких базовых потребностей граждан, как безопасность, жилье, трудоустройство, удовлетворительный экономический уровень жизни. Значительная часть студентовюношей поступает в высшие учебные заведения ради отсрочки от службы в армии или вообще –избегания воинской повинности. Протекционизм, который зачастую имеет место при трудоустройстве молодых людей, отсутствие реального конкурса способностей при трудоустройстве, требование потенциальных работодателей к опыту работы по профессии, который у молодых людей недостаточен, низкий уровень оплаты труда приводят к нежеланию значительной части юношества работать по специальности. Говоря о своей любви к Родине, ее природе, истории, культуре, молодые люди во многих случаях не реализуют это чувство в реальной социальной активности.Исследователи (, и др.) констатируют тенденцию вестернизации массового сознания юношества в современных условиях влияния «четвертой власти» –СМИ. Непатриотичная позиция отечественных массмедиа ориентирована на «новое мышление» с точки зрения усиления «гуманистических ценностей» тенденциозно понимаемой по западному образцу свободы и демократии. Это вносит вклад в дезинтеграцию российского общества, прививает молодежи отвращение ко всему родному и отечественному, затрудняет развитие чувства патриотизма. Другая тенденция, негативно влияющая на становление патриотического сознания современной молодежи, –криминализация общественного сознания в целом . Мгновенное обогащение российской элиты и представленность в ней криминального слоя нанесли ущерб этике труда, многим традиционным российским ценностям (справедливость, милосердие, самореализация в трудовой деятельности и др.). Среди молодежи процветает идеал «халявы» –получения даром, не работая, не платя денег, не предпринимая усилий. В сознании всего населения России, в частности –молодежи, размыты границы между законной и незаконной деятельностью, осуществляется широкое вторжение уголовного жаргона в лексикон людей, включая политиков высокого ранга, журналистов. Криминальная лексика сама по себе оправдывает пренебрежительное отношение к морали, родному языку.Молодежное арго (жаргон) –социальногрупповая разновидность языка, выступающая как неотъемлемый компонент юношеской субкультуры, проявление группового сознания юношества и один из способов индивидуального и группового самовыражения его носителей. Характерными чертами молодежного арго выступают его экспансивность, стремление к сжатому и неоднозначному выражению смысла, неустойчивость и постоянное обновление, необычность языковых средств, синонимия . Функции молодежного арго –идентификация с группой сверстников и противопоставление себя взрослым, обогащение коммуникации, усиление эмоциональной экспрессии, психологическая защита, творческое самовыражение. В молодежном языке употребляется ряд слов из жаргона криминальных групп (перетереть, в натуре, забить стрелку, фуфло, петух, шнырь, малява, базар, косяк и др.), что связано с высоким уровнем криминализации общества, воздействием СМИ, демонстрирующихобразцы речевого поведения уголовников. Весьма характерно заимствование иностранных слов (герла, амиго, мани, пати, о кей, вау). В молодежном арго присутствует много обозначений способов отдыха и бессодержательного времяпрепровождения (тусня, расколбас, пати, тусоваться, оттянуться, оторваться по полной, зажигать, зависать, тащиться, дрыхнуть, по пивку, бухать ит.д.). Меньше представлены термины, относящиеся к работе, зачастую они содержат смысловой оттенок пренебрежения к труду (тормоз, шнырь, мотыга, швабра, отстой, училка, ишачить, наяривать, ломать хребет).О.С.Дейнека анализирует психологические деформации экономического сознания, проявляющиеся в российском обществе, в частности, у молодежи: гипертрофированная вера в финансовые игры, случай, финансовую удачу и мгновенное обогащение; избыточная потребительская активность и сниженный финансовый самоконтроль. В молодежном арго эти деформации отражаются в пренебрежительном обозначении денег, особенно российских рублей: деревянные, бабки, бабло, зелень, капуста, мани, лаве и др.Психолог Б.С.Братусь отмечает, чтоотношение к Родине, родному языку, национальным традициям и обычаям выступает важным элементом нравственного сознания человека. Исследуя проблемы общественного сознания в современной России, автор констатирует ряд негативных явлений, относящихся к области принятия и трансляции патриотических ценностей и смыслов и проявляющихся в массовом сознании как всего российского общества, так и, в частности, –молодежи. Например, некоторые изменения в языке выступают отражением форм общественного сознания в их нравственном аспекте. Так, тенденция обезличивания субъекта проявляется в таких речевых построениях: «Тебе что, больше всех надо?», «Я как все». Обвал нравственности и психологическое манипулирование сознанием проявляются при семантическом искажении первоначального значения некоторых социальных явлений и проблем. Прежде бытующие термины, несущие смысл осуждения («спекулянт», «барышник», «вымогатель», «падшая женщина», «душегуб», «убийца») заменены нейтральными и даже привлекательными для молодежи («брокер», «рэкетир», «фотомодель», «путана», «киллер», «боевик» и др.). Отмеченные тенденции проявления общественного сознания в языке ассимилируются молодежным арго и негативно влияют на групповое сознание современной молодежи. В молодежном арго присутствует много слов, отражающих тенденции деиндивидуализации (например: не парься,не высовывайся, заучка –будь, как все), эгоистическиотстраненного и безразличного восприятия окружающих событий (я –пофигист, мне по барабану, по кочану, параллельно, не в тему и т.д.), жесткой и грубой конкуренции и повышения ценности конкурентоспособной личности (бесперспективняк, лох, тормоз, не шарит).Удар по патриотическим чувствам граждан наносят идеологические кампании по развенчанию символов советской эпохи либо приуменьшению их значения. Так, широко известна кампания посмертного бичевания Павлика Морозова как юного предателя родного отца, доносчика, тупого фанатика революционных идей. Несмотря на то, что документальные свидетельства не подтверждают обвинений против крестьянского подростка, жившего в необычайно сложных социальных условиях, его образ как предателя и отцеубийцы стал нарицательным и даже получил отражение в молодежном арго (напавликоморозничать) .Бережное отношение к родному языку является одним из проявлений поведенческого компонента чувства патриотизма. В проведенном под нашим руководством исследовании А.А.Дьяченко был осуществлен сравнительный анализ сленга разных групп юношества: старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся профессиональнотехнических училищ (ПТУ), студентов вуза (ТГПИ). В протоколах наблюдения было зафиксировано и проанализировано по 50 ситуаций неформального общения молодых людей в каждой из исследуемых групп, что позволило охарактеризовать частоту употребления и тематику сленговых слов и выражений. Было выявлено в среднем употребление 2,4 арготизмов на одну ситуацию общения у старшеклассников, 2,8 –у учащихся ПТУ, 1,7 арготизмов у студентов, причем в группе старшеклассников сленговые слова и выражения употребляли 45% молодых людей (юноши и девушки примерно с одинаковой частотой), в группе учащихся ПТУ –65%(несколько чаще –девушки), а в группе студентов –34%(намного чаще –юноши). У старшеклассников часто использовались сленговые обозначения оценочных суждений (в 36,7% случаев –круто, супер, в тему, отстой, облом, абзац, тупизм, офигенно, нормуль, тащусь), сверстников (в 17,5% случаев –чувак, чувиха, чел, дружбан, тёлка), увеселительных мероприятий и способов отдыха (12,5% случаев –тусня, расколбас, засветиться, зажигать, оттягиваться, бухать), особенностей общения (9,2% случаев –задолбать, быковать, обломать, стебаться, доставать), родителей и учителей (7,5% случаев–маман, предки, старики, паханы, шнурки,классуха, шефиня, физичка). Редко старшеклассники употребляли арготизмы, относящиеся к сфере учебной деятельности (3,3% случаев –заучка, тупить, тормозить, не догонять, не въезжать). Арготизмы в целом несколько чаще встречались у учащихся ПТУ, наиболее часто использовались такие категории: оценочная лексика –22,1% случаев, обозначения сверстников –19,3% случаев, обозначения способов отдыха –12,9%, особенностей общения –10%, родителей и педагогов –7,9%, словасвязки, не несущие особой смысловой нагрузки (конкретно, полюбому, реально, в натуре, типа того) –6,4%. Примерное распределение частоты употребления арготизмов по категориям у старшеклассников и учащихся ПТУ было идентичным.У студентов перечисленные категории арготизмов встречались намного реже: обозначения оценок –в 14,1% случаев, сверстников –в 10,6%, увеселительных мероприятий и отдыха –в 5,9%, особенностей общения –в 3,5%, родителей и преподавателей –в 2,4% случаев. Несколько чаще наблюдалось сленговое обозначение денег (20% случаев –бабки, зелень, капуста, бабло, мани), учебных достижений и проблем (17,6% случаев –напрячь извилины, продвинутый, профи, не въезжать, не догонять), средств компьютерного и мобильного телефонного общения (16,4% случаев –мобила, мобильник, труба, комп, симка, аська).Совместно с И.Д.Личман нами была разработана методика проективного опроса студентов, которая позволяла бы выявить особенности сформированности каждой из этих психологических составляющих чувства патриотизма. Поскольку для молодежи актуальны противоречия между декларацией патриотизма и его истинным ощущением, осознанием необходимости и зачастую –нежеланием выполнять свой гражданской долг, констатацией ценностей малой Родины, семьи и зачастую –несоответствием поведения этим ценностям, особое внимание при составлении методики мы уделяли поведенческому компоненту чувства патриотизма –его реальному проявлению на практике.В методике не использовались прямые вопросы, поскольку мы допускали, что респонденты могут отвечать на них неискренно, пытаясь произвести более благоприятное впечатление. Мы предлагали косвенные проективные вопросы, которые предусматривали оценку каждым респондентом отношения современной молодежик своему народу, сегодняшним проблемам страны, родного края, семьи, к выполнению гражданского долга. Поэтому задавались не прямые вопросы типа: «Каково Ваше эмоциональное отношение к сегодняшним проблемам страны?», а проективные, например: «Какие особенности больше отражают эмоциональное отношение современной молодежи ксегодняшним проблемам страны?». Опросник включал вопросы закрытого типа, предполагающие выбор одного из названных вариантов ответов, что позволяло унифицировать процедуру обработки данных и четко развести варианты ответов, отражающие патриотический и непатриотический взгляд на общественные проблемы.Опросник включал шесть блоков вопросов. I блок вопросов ориентирован на оценку одного из важных аспектов когнитивного компонента чувства патриотизма –представлений о своем народе, россиянах; в числе полярных оценочных суждений предлагались такие характеристики россиян, как лень –трудолюбие; пассивность и зависимость –активность и здравомыслие; рабская психология –свободомыслие; подозрительность –открытость и доверчивость; жадность –щедрость; житейское неблагоразумие –практический ум; несдержанность –самообладание; плоский юмор –тонкий юмор; невоспитанность –воспитанность; безалаберность –аккуратность; алкоголизм –трезвость; трусость –смелость. Выбор положительных альтернатив рассматривается как признак патриотичности суждений. II блок вопросов предполал выявление проекций молодых людей в плане приписывания сверстникам определенного эмоционального отношения к сегодняшним проблемам страны. По данному блоку был предложен выбор полярных суждений, отражающих разные стороны эмоционального компонента чувства патриотизма. Некоторые из предлагаемых для выбора полярных вариантов относились к шкале модальности отношения (презрение –уважение, неприятие –гордость, мечтательность –возмущение, вера в положительныеперспективы –апатия и отрешенность), другие –к шкале общественной активности (равнодушие –огорчение, созерцательность –активная позиция, любознательность –безразличие, желание быть полезным обществу –позиция стороннего наблюдателя), третьи –к шкалеинтенсивности эмоционального отношения (страстность –умеренные эмоции, интерес –отсутствие интереса). Патриотичным мы считали отношение небезразличное (независимо от модальности), выражающее активную позицию. III блок вопросов был посвящен выявлению проекций молодых людей по поводу поведенческого компонента чувства патриотизма. Выяснялось, какой выбор (при наличии соответствующих возможностей) респонденты приписывают своим сверстникам по альтернативам, касающимся стремления приносить пользу Родине (жить и работать за рубежом или трудиться на благо Отечества; служить в армии или избежать службы в армии; потреблять или созидать материальные и культурные блага; активно трудиться или отдыхать), получения образования (в родной стране или за рубежом), лечения (в хорошей отечественной клинике или за рубежом), жизненных целей (поиск обеспеченного супруга или поиск любви), проведения досуга (предпочтение отечественных или западных фильмов, музыки, кухни; путешествие по родной стране или за рубеж), религиозных традиций (поддержка национальных религиозных традиций –православие, ислам и т.д.или увлечение протестантизмом, дзенбуддизмом и др. религиями, не являющимися традиционными по месту проживания). IV и V блоки вопросов также были нацелены на выявление проекций по поводу поведенческого компонента чувства патриотизма, но проявляющегося по отношению к родному краю, региону, городу (IV), к малой Родине –семье (V). Наконец, VI блок вопросов предполагал выявление преобладающего уровня развития морального сознания молодых людей (по Л. Кольбергу), характеризующего ценностносмысловые аспекты поведения, которое может быть продиктовано чувством патриотизма. Респондентам предлагались ситуации, в которых они должны были оценить степень значимости мотивов (от 0 до 10 баллов), обусловливающих то, что их сверстники делают общественно одобряемый выбор. Ситуации касались мотивов службы в армии, отказа работать за границей ради работы в России, выбора трудовой деятельности при возможности жить на полном обеспечении состоятельных родителей. По каждой ситуации будет указано шесть возможных мотивов, соответствующих шести стадиям развития морального сознания по Л.Кольбергу. Первый из оцениваемых по каждой ситуации мотивов был связан с избеганием наказания или личных неудобств, второй –с выгодой, третий –с одобрением со стороны референтных лиц, четвертый –с разделением норм, диктуемых референтной группой, пятый –с представлением о своем долге, шестой –с законами совести и избеганием самоосуждения. Предусматривался подсчет суммарныхбаллов по группе респондентов, относящихся к мотивам того или иного уровня. Для проведения сравнительного опроса на выборке взрослых мы модифицировали вопросы, предлагая оценить типичное отношение или поведение их сверстника (то есть взрослого человека).В ходе исследования было выявлено, что у студентов патриотизм проявляется преимущественно в эмоциональном аспекте (IIблок вопросов), что свидетельствует о небезразличном отношении к стране и происходящим в ней процессам; а также в отношении к малой Родине–семье (Vблок). При характеристике типичного россиянина молодыми людьми (Iблок) в 45,8% случаев опрошенными были даны негативные оценки и в 20,8% случаев –неопределенные (затрудняюсь ответить). По IIблоку вопросов в 61% случаев отмечалось небезразличное, заинтересованное отношение сверстников к сегодняшним проблемам страны. Оценка стремлений и предпочтений молодежи (IIIблок), по результатам опроса, показала приписывание типичному сверстнику прозападных тенденций большинством опрошенных (72,5% от общего числа оценок). Нейтральное отношение к проблемам региона (IVблок) предполагают опрошенные юноши и девушки в 67% случаев. По Vблоку вопросов (семья) почти в половине случаев (47,5% оценок) отмечалось желание сверстников всемерно помогать родителям, не зависеть от них; тем не менее, в 52,5% случаев фиксировалось потребительское отношение к родителям, испытывающим материальные и другие трудности. В VIблоке в 56% случаев доминировали ответы, отражающие конвенциональный уровень морального сознания, по Л.Кольбергу (мотивы одобрения знакомыми и удовлетворения требований референтной группы). У 32% опрошенных преобладали оценки, соответствующие доконвенциональному уровню (мотивы избегания наказания и мотивы выгоды). Только у 12% опрошенных преобладали ответы, приписывающие сверстникам мотивы постконвенционального уровня (долг, совесть).По выборке людей зрелого возраста в большинстве блоков доминировали ответы, свидетельствующие о патриотизме и небезразличном отношении к проблемам страны. В частности, по Iблоку вопросов (когнитивный компонент) положительный образ россиянина представили 56,7% взрослых и 33,3%юношей и девушек, по IIIблоку (поведенческий компонент) проявление чувства патриотизма отмечено у 83% взрослых и 27,5% молодых людей, по VIблоку чаще, чем у студентов, отмечался постконвенциональный уровень морального сознания. Различия данных по выборкам студентов и взрослых оказались высокозначимыми (критерий хиквадрат, Р0,01). Особенно явно отличия по выборкам проявились по таким показателям, как предпочтение молодыми людьми западной культуры (музыка, фильмы, кухня, курорты и др.), лень и избегание молодыми людьми общественнополезного труда (желание не работать и получать легкие деньги), нежелание выполнять гражданские обязанности (служба в армии).Анализ результатов по VIблоку вопросов позволил оценить степень выраженности у молодых и взрослых людей разных уровней нравственного сознания по Л.Кольбергу. При обработке результатов мы подсчитывали суммарные баллы по трем ситуациям для каждой из стадий. Так как было дано три ситуации, суммарный балл у каждого респондента мог варьировать от 0 до 30, а по всей выборке объемом в 50 человек максимальный балл мог составить 1500. На основании суммарных были выведены средние баллы. В таблицеприведены средние баллы по выборкам для каждой из стадий нравственного сознания.Сравнение суммарных баллов, отражающих проявление уровней нравственного сознания в патриотически ориентированном поведении у молодых и взрослых людей, показывает, что в выборке юношей и девушек доминирует конвенциональный уровень нравственного сознания, а именно 4ястадия; почти столь же часто проявляются и мотивы преконвенционального уровня (избегание наказания, выгода). В выборке юношей и девушек намного более явно, чем у взрослых, проявляются мотивы выгоды (преконвенциональный уровень). У взрослых людей намного чаще фиксируются мотивы постконвенционального уровня, который является преобладающим в данной выборке.

Соотношение уровней нравственного сознания по Л.Кольбергу, проявляющихся в мотивах патриотически ориентированного поведения у молодых и взрослых людей(по данным проективного опроса, суммарные баллы)

Уровни и стадии нравственного сознания по Л.КольбергуБаллы оценки степени значимости мотивов по выборкамЮноши и девушкиВзрослыеI. Преконвенциональный уровень1. Избегание наказания, неприятностей2. Выгода

18,212,8II. Конвенциональный уровень3.Одобрение знакомых4. Уважение авторитета и порядка, принятие обязанностей, налагаемых референтной группой

10,620,2III. Постконвенциональный уровень5. Собственные представления о долге, самоуважение6. Совесть, чувство долга перед Отечеством, избегание самоосуждения

Что касается эмоционального компонента чувства патриотизма, то у взрослых чаще, чем у юношей и девушек, отмечались негативные эмоции по отношению к сегодняшним проблемам страны, они чаще выбирали такие ответы, как умеренные эмоции, неприятие, презрение, позиция стороннего наблюдателя. Этот факт можно объяснить, однако, неравнодушным (хотя и негативным) отношением к современной экономической и политической ситуации в России, ощущением беспомощности в решении возникших проблем. Вероятно, у взрослых позиция наблюдателя скорее вынужденная, чем продиктованная равнодушием, а умолодежи, вероятно, часто является результатом свободного выбора.У молодых людей сформировался преимущественно негативно окрашенный образ типичного россиянина, которому, по мнению многих, свойственны рабская психология, лень, алкоголизм, пассивность и зависимость, несдержанность, плоский юмор, безалаберность, невоспитанность. Такое представление в значительной мере влияет на когнитивный аспект развития чувства патриотизма, противодействуя его становлению. Некритическое принятие и мифологизация представлений о природной лени, пассивности и алкоголизме русских значимы для становления гражданского и профессионального сознания студентов и требуют коррекции . В эмоциональном плане большинство студентов занимают позицию активной заинтересованности в сегодняшних проблемах страны, верят в положительные перспективы, хотят приносить пользу обществу. Однако данное отношение не вполне реализуется в поведенческом плане, к тому же значительная часть молодых людей (более трети, что составляет критическую массу) демонстрирует негативное эмоциональное отношение к происходящему в стране, испытывая презрение, неприятие или апатию, отрешенность, безразличие, занимая позицию стороннего наблюдателя.При анализе поведенческого компонента проявления чувства патриотизма у юношейи девушек обнаруживается следование западной моде и влияниям (предпочтение западных фильмов, музыки, кухни, способов организации отдыха, принятие позиции потребителя в большей мере, чем созидателя и т.д.), выбор в пользу проживания, получения образования, лечения за рубежом. Многие юноши стремятся избежать службы в армии, меньше трудиться на благо общества и больше отдыхать. У многих юношей и девушек проявляется также отсутствие интереса к природе и культурным памятникам родного края, историческим местам,недостаточная забота о решении проблем региона, нежелание лично участвовать в его благоустройстве, работать по месту проживания. Отношение к семье как малой Родине также не сформировано более чем у половины обследованных молодых людей, это отношение в меньшей мере характеризуется заботой, бережным отношением, желанием помочь, а в большей –потребительским отношением, ориентацией на отдых и решение личных проблем. В своих стремлениях и предпочтениях, в социальной жизни, в отношении к Родине в целом, родномукраю, семье молодые люди не всегда руководствуются совестью, высокими нравственными принципами и истинным осознанием патриотических ценностей.Результаты данного исследования могут быть использованы при определении задач и путей работы школы и вуза по патриотическому воспитанию молодежи. Можно предложить следующие практические рекомендации педагогам и тьюторам в школах , кураторам учебных групп в вузах по совершенствованию работы образовательных организаций в области патриотического воспитания:целесообразно проводить с молодыми людьми беседы и диспуты по проблемам патриотизма, критериев и показателей его проявления у молодежи, отношения к ценностям западной культуры и их экспансии в России, к информации, получаемой по каналам СМИ;важно дифференцировать для юношей и девушек чувство патриотизма с такими явлениями, как аффективный патриотизм, псевдопатриотизм; контрпатриотизм;в работе со студентами и старшеклассниками может быть использована разработанная нами методика диагностики выраженности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов чувства патриотизма у молодых людей; при обсуждении результатов диагностики интересно наметить возможность пересмотра некоторых суждений, компонентов эмоционального отношения к проблемам страны, их проявления в поступках молодых людей;становлению гражданской позиции юношей и девушек может способствовать анализ уровня нравственного сознания по Л.Кольбергу, проявляющийся в мотивах поведения.

Ссылки на источники1.Ефремова О.И. Анализ особенностей молодежного арго как носителя изменений в сознании молодежи // Материалы научнопрактической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» РостовнаДону. 12–14 октября 2009 года. –М.: Кредо, 2009.–С. 259–264.Ефремова О.И. Из опыта реализации национальнорегионального компонента образования в условиях летнего отдыха детей и подростков в пришкольном оздоровительном лагере // Детские оздоровительные центры в условиях инновационныхпроектов современности: Материалы IМеждунар.науч.практ.конф., 19–21 сентября 2008 г., Г. Таганрог / под ред. Т.Д.Молодцовой, В.Н. Вараксина.–Таганрог: Издво НП «ЦРЛ», 2008. –С. 39–44.3.Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., БолдыреваВараксина А.В., Вараксин В.Н. Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». –2009. –№ 2. –С. 393–399.4.Вараксин В.Н. Защита развивающейся личности в условиях тотального информационного прессинга // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Гуманитарные науки в современном мире. –Таганрог, 2006. –№2. –С. 108–113.5.Вараксин В.Н. Антропосоциогражданственная образовательнаятехнология // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». –2009. –№ 2. –С.75–80.6.Вараксин В.Н.Сущность антропосоциогражданственной образовательной технологии // Международный журнал экспериментального образования.–2009.–№9.–С.99–102. 7.Вараксин В. Н.Влияние культурных ценностей на формирование личности // международный журнал фундаментальных и прикладных исследований.2012. –№8.–С.127–129. 8.Слободчиков В. И.,Исаев Е. И.Психология человека: Введение в психологию субъективности.–М.:ШколаПресс, 1995. 9.Краткий психологический словарь / ред.сост.Л. А.Карпенко; под общ.ред.А. В.Петровского, М. Г.Ярошевского.–Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 10.Платонов К. К.Краткий словарь системы психологических понятий.–М.:Высшая школа, 1984. 11.Леонтьев Д. А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.–М.:Смысл, 1999. 12.Малинкин А. Н.Понятие патриотизма: эссе по социологии знания //Социологический журнал. –1999. –№1/2.–С.87–117. 13.Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер.с нем.–М.:Мир, 1994. 14.Малинкин А. Н.Социальные общности и идея патриотизма //Социологический журнал, 1999. –№3/4.–С.68–89. 15.Шляпентох В. Э.Многослойное общество: «антисистемный» взгляд на современную Россию // Социологический журнал. –1997. –№4. –С.5–21. 16.Шляпентох В. Э.Там же. 17.Артешина Л. В.Влияние молодежного сленга на качество речевого общения //Актуальные проблемы молодежной субкультуры /под общ.ред.О. В.Красновой.–М.:Издво МПСИ, 2008.–С.239–243. 18.Дейнека О. С.Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании //Психологический журнал.–2002.–№ 2.–С.36–46. 19.Братусь Б. С.К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века //Вопросы психологии.–1993.–№ 1.–С.6–13. 20.Кононенко В. П.Правда о Павлике Морозове // Советская педагогика. –1990. –№2.–С.65–75. 21.Артешина Л. В.Там же. 22.Дьяченко А. А.Психологические особенности арго старшеклассников и студентов // Сборник трудов пятьдесят второй научной студенческой конференции ТГПИ (гуманитарные науки).–Таганрог: Издво Таганрог.гос.пед.инта, 2009.–С.235–237. 23.Личман И. Д.Особенности проявления чувства патриотизма у современных юношей и девушек // Сборник трудов пятьдесят третьей научной студенческой конференции ТГПИ (гуманитарные науки).–Таганрог: Издво Таганрог.гос.пед.инта, 2010.–С.245–247. 24.Ефремова О. И.Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2013.–Спецвыпуск № 05.–ART 13546.–URL: http://ekoncept. ru/2013/13546. htm. 25.Ефремова О. И.Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников.2010.№1.–С.21–26. Olga Efremova,

Candidate of Psychological Sciences, Docent of Department of Pedagogy and Psychology of Personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrogefrem.olg @ yandex.ruРsychological aspects of the manifestation of patriotism bytoday"sstudent"s youthAbstract.The research is devoted to the analysis of the manifestations of patriotism bytoday"sstudentsas the characteristics of their valuesense sphere and scope of the moral consciousness. The main object of study –the implementation of specific content (cognitive, emotional, behavioral) and leveled (by L. Kohlberg: preconventional, conventional, postconventional) components of the patriotism shown by young people.Keywords: feeling of patriotism, citizenship, moral consciousness, relation, values, senses, motives of behavior.

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания

Одна из основных проблем современного российского общества - разобщенность. Патриотические чувства россиян в современных условиях могут выступать в качестве сплачающих российское общество. Сущность проявляется в готовности пожертвовать своими интересами ради интересов Родины.

В основном, люди сейчас мотивированы на свои личные цели. Данную позицию, как кажется, можно объяснить отсутствием в стране национальной идеи, общественной цели, стратегического курса. Отсутствие идеи, цементирующей российское общество, ведёт к его социальному, национальному, религиозному расслоению. Преодоление же сложившегося положения на основе воссозданной, антигосударственной никогда не приведёт к возвеличению России.

Идеология, какой бы она не была, не в силах сплотить людей на принадлежности к нации; она объединяет на политической, партийной основе. Идеологизированное чувство патриотизма - это чувство любви к партии, что всячески противоречит не только назначению патриотизма, но и его общепринятому пониманию как любви к Родине. Показателем уровня патриотизма можно считать желание покинуть Россию. Большинство россиян,78%, довольны тем, что родились именно в России, и если бы могли выбирать, то выбрали её же. Но в тоже время переезд на постоянное место жительства в другую страну считают нормальным или допустимым 62% россиян. Это подтверждает пассивную патриотическую позицию: чувство любви к Родине и гордость за принадлежность к своей нации. Потребность же в практическом проявлении этих чувств, согласно статистике, испытывают только от 2-7 % россиян.

Почему это происходит? В большей степени, на наш взгляд, данная ситуация связана с усилением индивидуалистических чувств и снижением коллективизма. А также сегодняшняя бюрократизированная и коррумпированная система власти всё меньше оставляет возможности россиянам повлиять на обстановку в стране, следствием чего и является стремление личного благоустройства, а не общественного совершенствования. Обороноспособность государства является показателем патриотизма как готовности граждан защищать свою Родину. Сегодня только около 40% юношей- старшеклассников готовы вступить в Вооруженные силы, дабы защищать своё Отечество.

Остальные, если не постараются уклониться от службы в армии, то или не определились, или твёрдо решили в армию не идти ни при каких условиях. Существующее положение современной Российской Армии мало изменит, как мы считаем, её переход на контрактную основу.

Профессиональная армия - не есть армия на контрактной основе, поскольку купить патриотические чувства невозможно, а профессионализм в вопросе служения на благо Отечества не может рассматриваться вне патриотизма. Защита же Отечества - долг каждого патриота. Естественно, необходима грамотная реконструкция условий армейской службы.

О ситуации в Армии большинство молодых людей узнаёт из СМИ, что тоже играет свою роль в появлении негативного отношения к службе. Факторы формирования патриотизма Сила патриотизма проявляется в конкретных исторических условиях, а само патриотическое сознание воспитывается веками. Патриотизм предусматривает не только знание истории своей страны, но и гордость за прошлое своей Родины, а что же мы видим сегодня? В современной России в большей степени негативно отзываются об её советском прошлом, подавая огласке только промахи союзного периода, но совершенно не беря в расчет всё культурное наследие, научные достижения прошедшей эпохи.

Данная пропаганда, что, вполне естественно, не даёт возможности становлению патриотического сознания. Так, современные СМИ, как фактор формирования общественного мнения, носят сегодня антипатриотический, если не антироссийский, характер. Внешняя политика государства является значимой для поддержания патриотического настроя граждан.

Россия исторически выступала как военно- несокрушимая страна - освободительница. Современный же авторитет Российской Федерации на мировой арене не позволяет нам поддерживать этот статус. Внутриполитическая обстановка под призмой патриотизма носит противоречивый характер: с одной стороны - патриотический настрой россиян, а с другой - низкий уровень жизни. Ситуация в стране сегодня такова, что ничто не даёт гарантии благополучного будущего, уверенности в завтрашнем дне.

Наличие социально - правовой незащищенности, экономической нестабильности также негативно сказываются на уровне патриотических чувств. Особенное влияние на патриотический настрой россиян имеют достижения соотечественников в разного рода спортивных соревнованиях. Так, наблюдая за ходом Туринской олимпиады 2006 года, 80% россиян испытывали положительные эмоции: гордость и патриотизм (47%), интерес (33%). Данная статистика ещё раз доказывает, что мы привыкли видеть Россию - победительницей, только в таком случае можно говорить о высоком патриотизме граждан. Заключение. Патриотами себя считают 83% россиян, 10% не готовы назвать себя патриотами. Быть патриотом для 67% населения России - это означает любить свою Родину, для 32% - работать во благо своей страны, ради её процветания, для 30% - стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону, для 27% - защищать свою страну от любых нападок и обвинений.

Но проявление патриотизма на сегодняшний день рассматривается большинством лишь как чувство любви к Родине, которое в меньшей мере таит в себе деятельностный аспект. Отсутствие желания действовать во благо своей Родины даже при наличии бескрайней к ней любви не есть истинный патриотизм. Патриотизм как проявление любви к Отчизне, сопричастности к её истории, культуре, гордость за прошлое, готовность к служению и самопожертвованию ради её светлого будущего необходимо воспитывать с самого детства.

Особенно важно патриотическое воспитание россиян сегодня в связи со сложившимися историческими условиями: распад СССР повлёк за собой не только открытые территориальные границы, но и информационное изобилие; становление рыночной экономики; историческая многонациональность; распространение массовой культуры. Наиболее верно, на наш взгляд, рассматривать патриотизм как чувство любви к Родине, характеризующееся критическим взглядом на ее реальность и деятельностью во благо своего Отечества.

Литература 1. Пищулин Н.П. Патриотизм - в зеркале социологии / / Правительство - город - люди: информационно - аналитический сборник. - 2003. - №3 (164).

2. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность / / Русское общество. - 2006. - №17.

3. www . wciom . ru (Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Соколова Ольга Игоревна студент Российский Государственный Социальный Университет

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа. »". Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень молодого человека, тем богаче чувство патриотизма. "

Воспитание подростков - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге «Путь духовного обновления» рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, «национального воспитания» своих детей.

В психологии достаточно сложно обнаружить научные исследования эмоциональной сферы человека, что, возможно связано с ее природой, затруднительной для понимания.

Я дерзнула подвергнуть диагностике одно из самых сложных человеческих чувств – чувство патриотизма. Здесь, естественно столкнуться с проблемой определения компонентов, частей, которые составляют предмет научного исследования.

Но необходимо заметить, что исследования в заявленном направлении отличаются актуальностью и прикладной ценностью. Все педагоги сталкиваются в своей деятельности с проблемами патриотического воспитания, а как формировать и влиять на то, что сложно познаваемо?

В то же время перестройка и переориентация школьного и дополнительного образования предполагает насыщение его патриотическим содержанием. Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.

Итак, предмет нашего исследования – чувство патриотизма, которое мы определяем как понимание ценности Родины, отношение к ней и поведение, связанное с сохранением и заботой о Родине.

Для реализации целей исследования мною использована анкета из 8 вопросов «Патриот», направленных на выяснение содержания понятия «Родина», «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего края и пр.

Анализ исследования.

В исследовании принимало участие 80 подростков – учащиеся нашего училища.

На вопрос считаете ли вы себя патриотом, к сожалению 25% ответили – «да», а остальные относятся к этому вопросу несерьезно.

На формирование чувства патриотизма, по данным опроса, влияют школа, родители, окружающие люди, друзья – 73%

Патриотизм является важнейшей ценностной составляющей гражданственности. Для того чтобы определить понятие «патриотизм», молодежи был задан вопрос: По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? Самый большой процент ответов (70%) – любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. 5% - считают, что патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.

На четвертый вопрос многие респонденты ответили следующим образом: 70% - не желают понимать понятие «патриотизм», 20% - считают неактуальным, 10% - не имеют возможности.

Основными ценными качествами необходимыми для патриотизма, многие считают: наличие хороших и верных друзей 22%,

20% предпочитают свободу, уверенность в себе, ответственность.

В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость.

На шестой вопрос 60% респондентов готовы прийти на помощь друг другу в трудную минуту и лишь 27% умеют ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, смелость, решительность.

В седьмом вопросе молодые люди все-таки предпочитают приятно проводить время с друзьями (81%), а 12% испытывают удовлетворение от выполненной работы.

На последний вопрос учащимся было предложено закончить предложения – «во что они верят», «на что они готовы», «как можно защитить свое государство кроме как оружием», «»задумываются ли они о будущем своей Родины», «что значит, для них быть достойным представителем страны, в которой они живут».

Анализ проведенного анкетирования выявил отношение молодого поколения к понятию «патриотизм». Я заметила следующее, что чем моложе поколение, тем смысл патриотизма утрачивается, но не смотря на это 65% связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 35% не понимают этого, не думают об этом или не знают.

Итогом проведенной работы стал классный час – «Что значит быть патриотом сегодня?» (см. приложения). Рассказывала о настоящих патриотах России, на примерах Александра Невского, Александра Суворова, Алексея Лукаша и других. В конце классного часа я попросила ответить на вопросы: «А как вы, сегодняшняя молодежь, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?»

Цитаты учащихся о выше сказанных вопросах:

Патриотизм – это любовь к своей Родине, уважение граждан живущих в ней, защита родной земли.

А мне кажется, что нужно иметь обязанности не только по отношению к знакомым, но и ко всем людям, окружающим нас. Не проходить мимо нуждающихся, стариков, больных, малышей. В общем, всех, кому можно помочь своим словом или даже каким-то делом. Не проходить даже мимо мусора на дороге Главное, чтобы было желание услужить людям.

А мне кажется, что если человек по-настоящему верит в Бога, то для него Господь и Родина слиты воедино. Он, как отец Андроник, будит стойко переносить испытания и выполнять свои обязанности.

Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания. Этому способствовали бы:

Научно-исследовательские работы по проблемам патриотического воспитания;

Патриотические объединения, клубы, центры, в том числе детские и молодежные;

Историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений;

Выставки патриотической направленности;

Фестивали и конкурсы по патриотической тематике;

Военно-спортивные игры;

Мероприятия военно-шефской работы.

И сейчас важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то Россия окажется в идеологической зависимости от Запада и не сможет реализовать свои возможности.

Создание патриотических настроений в обществе в целом и в среде молодежи в частности должно быть государственной задачей, отвечающей общероссийским интересам, и не даваться на откуп различным политическим партиям и движениям, которые действуют в собственных интересах.

Патриотизм общества в целом и молодежи в частности следует считать нормальным явлением, а отклонение от этого – политической болезнью государства. Пока проблема формирования гражданской позиции не будет решена, российское общество не может рассчитывать на полноценное существование.

Дети, которые осознают свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для приема, возможностью для подражания для подростков, чувствующих свою оторванность от «корней» малой Родины.

Ирина Михалева
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.

Патриотизм – понимается широко : и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :

- формировать интерес к русским традициям и промыслам;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать любовь к родному краю (причастности к дому, семье, детскому саду, городу) ;

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – это самый благоприятный для привития нравственно – патриотических навыков , дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Патриотическое воспитание дошкольного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Известно дошкольное детство важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре.

Для маленького ребенка самым любимым патриотом будет мама , затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности далее детский сад, школа, улица, город, страна, мир, люди, которые его окружают на, которых хочется быть похожими.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание служит средством нравственного и эстетического воспитания.

Положительного результата можно достичь только систематической работой. Наблюдая за детьми, хочется сделать вывод, что детям интересно знать больше о своем городе, о своей семье, об окружающих людях. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересно. В группе такие беседы лучше проводить с небольшими подгруппами это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа . Например, отмечаются профессиональные праздники, осуществляются целевые прогулки, беседы.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Таким образом, формирование патриотических чувств у дошкольников с раннего возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений приобщения к миру родной культуры. Патриотические чувства закладываются , в процессе жизни человека находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

"Казачество - это часть нашей культуры, российской культуры, причём не просто часть культуры, а яркая часть нашей культуры". (Владимир.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: чувство привязанности к местам, где человек.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама