THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются .

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются .

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует . Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

(НПО) – это формирование за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается . На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. - негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования - тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой - от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

Достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) . Данная пенсия предоставляется государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам).

В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование пенсионной системы. Были приняты ряд законов, в соответствии с которыми единый социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ .

Таким образом, в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости с 1 января 2010 года состоит из двух частей - страховой и накопительной .

Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, как составная часть этой части пенсии. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии соответствует ранее действующему размеру базовой части трудовой пенсии, просто теперь он входит в состав страховой части трудовой пенсии.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.

Взносы, выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы же на накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан.

Накопительная часть пенсии - единственная часть в составе трудовой пенсии, судьбой которой гражданин вправе распорядиться самостоятельно. Сейчас в России существует двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. Средства, внесенные в счет накопительной системы подлежат инвестированию, а полученный по результатам инвестирования доход также учитывается на счетах застрахованных лиц, как и страховые взносы. Инвестирование пенсионных накоплений лиц, оставшихся в Пенсионном фонде России, осуществляется частными управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, проводимого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации или Государственной управляющей компанией. Государственная управляющая компания, функции которой по решению Правительства Российской Федерации исполняет Внешэкономбанк, в соответствии с законодательством имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, подтвержденные гарантиями государства, что обеспечивает такому варианту размещения наименьший риск, но и наименьшую доходность.

Негосударственным пенсионным фондам, а также частным управляющим компаниям законодательно разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в более широкий круг инструментов. Это позволяет им получать более высокую доходность инвестирования .Государственную пенсионную систему России дополняет добровольное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов .

Как обязательное, так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов накопительных схем, как корпоративных так и личных. При корпоративной схеме взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.

Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном страховании" несет государство. Органом, осуществляющими внешний контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.

  • Современная пенсионная система в России состоит из трех компонентов: государственного пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Кому полагается государственное пенсионное обеспечение?

  • Право на получение данной пенсии имеют определенные категории граждан РФ, например, госслужащие, военнослужащие, космонавты, участники Великой Отечественной войны и пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.
  • Источником выплаты пенсии является федеральный бюджет.

Как формируется негосударственное пенсионное обеспечение?

  • Негосударственное пенсионное обеспечение – индивидуальное добровольное формирование пенсии.
  • Данный вид пенсии выплачивается только негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и формируется за счет добровольных взносов физических лиц по индивидуальным пенсионным планам или за счет добровольных взносов работодателей в пользу работников по корпоративным пенсионным программам.

Что такое обязательное пенсионное страхование?

  • Обязательное пенсионное страхование предполагает выплату страховых пенсий за счет обязательных страховых взносов с работодателей, которые составляют 22% от годового заработка работника.
  • В зависимости от возрастной категории пенсионер может получать страховую и накопительную пенсии.
  • По выбору гражданина на формирование страховой части пенсии могут идти либо все 22% от зарплаты, либо 16% – на страховую пенсию, 6% – на формирование накопительной части.

Что такое страховая пенсия и как она рассчитывается?

  • Страховая пенсия учитывается в качестве будущих обязательств перед застрахованными лицами и направляется на выплаты нынешним пенсионерам.
  • Формирование страховой пенсии осуществляется в пенсионных баллах, количество которых будет зависеть от стажа, величины зарплаты и возраста выхода на пенсию.
  • Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года.

Что такое накопительная пенсия?

  • Под накопительной пенсией понимается денежная сумма, формируемая из взносов работодателя и прибыли от их инвестирования. Пенсионные накопления поступают на счет гражданина и выплачиваются каждый месяц после выхода на пенсию.
  • Главное отличие накопительной пенсии от страховой заключается в возможности инвестирования – если страховая пенсия находится в ведении исключительно Пенсионного фонда России (ПФР), то накопительная доля может быть переведена в другие управляющие компании.

Кто имеет право на накопительную пенсию?

  • Накопительный капитал аккумулируется за счет части страховых взносов (6% от зарплаты) только у россиян 1967-го или более поздних годов рождения, имеющих официальное трудоустройство.
  • До конца 2015 года такие граждане должны были определиться, хотят ли они формировать из своих страховых взносов накопительную часть или все средства должны поступать только в страховую модель.
  • Тем, кто родился в 1966 году и раньше, возможность выбрать пенсию с накопительной составляющей не предоставлялась. Все их выплаты – 22% с зарплаты – идут в ПФР.

Кто такие "молчуны"?

  • Согласно определению, закрепленному в законодательстве, "молчуны" – это граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, функции которой выполняет госкорпорация "Внешэкономбанк" либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  • Средства "молчунов" по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
  • В 2016 году правительство не стало продлевать переходный период для перевода накопительной пенсии в другую управляющую компанию или НПФ. Теперь "молчуны" будут формировать только страховую пенсию. Все взносы, которые за них платит работодатель, будут поступать в ПФР.

Что сейчас происходит с пенсионными накоплениями?

  • С 2014 года перечисление средств граждан на накопительную пенсию было заморожено. Все деньги пошли на формирование страховой пенсии граждан. По словам властей, решение о заморозке было принято в связи с необходимостью сбалансировать пенсионную систему и гарантировать всем пенсионерам стабильные выплаты.
  • Заморозка коснулась как средств "молчунов", так и клиентов НПФ. В дальнейшем мораторий распространился на 2015-й и 2016 год.
  • Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются в выбранном НПФ и будут выплачены гражданину в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда он получит право выйти на пенсию и обратится за ее назначением.
  • После разморозки взносы на накопление вновь начнут поступать на личные счета хозяев.

Какие изменения предлагаются с накопительной пенсией?

  • На данный момент судьба накопительной пенсии не решена окончательно. В мае 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в России до 2018 года будет запущена новая система формирования пенсионных накоплений, которая будет основана на принципах добровольности, когда граждане должны будут сами позаботиться о размере будущей пенсии.
  • Накопительные счета будущие пенсионеры смогут открыть в пенсионных фондах или в коммерческих банках.
  • По разным оценкам, добровольная накопительная пенсионная система позволит снизить бюджетный трансферт ПФР (средства, которые Пенсионный фонд получает из бюджета на выплату текущих пенсий) на 300-400 млрд руб. ежегодно.

Почему в пенсионной системе постоянно что-то меняется?

  • По словам экспертов, пенсионная реформа продиктована необходимостью поиска наиболее сбалансированного для бюджета варианта пенсионного обеспечения, который позволит на фоне обеспечения достойных накоплений граждан на старость не увеличивать дефицит бюджета и дать экономике необходимые "длинные" деньги.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама