THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Некоторые реалии и бытовые предметы советских времен после распада Союза практически перестали существовать. Однако со временем они обрели право на новую жизнь – никто с тех пор не придумал ничего лучшего. Мы собрали 5 незаслуженно забытых, но воскрешенных советских изобретений .

Авоська

Авоська, небольшая сетчатая сумка, в свое время была символом продуктового дефицита в Советском Союзе. С распадом СССР на полках магазинов появилось огромное количество товаров, очереди пропали, а сетки-авоськи были заменены на одноразовые целлофановые пакеты.



Впрочем, со временем оказалось, что такие пакеты очень недолговечные, они легко рвутся и портятся. Правда, в отличие от авоськи, посторонние люди не видят, что находится внутри этих пластиковых сумок.



Но в некоторых странах мира в последние годы снова можно купить старую-добрую авоську. Наладили производство этих сумок в Чехии, откуда они, собственно, и пришли в советский Союз еще в первой половине двадцатого века. Производятся авоськи и в других странах, в том числе, в Западной Европе, США и Мексике. Там сетчатая сумка называется «spider bag».



Как и многие советские реалии, Чебурашка с распадом СССР потерял свою былую популярность – его заменили иностранные персонажи и герои типа роботов-трансформеров, черепашек-ниндзя, Hello Kitty и т.д.



Однако новое тысячелетие принесло Чебурашке новую жизнь. Причем, популярным этот забавный персонаж стал не только в России, где превратился в талисман Олимпийской сборной, но также в Японии.



В Стране Восходящего Солнца любовь к Чебурашке бьет все возможные рекорды. Его выпускают в качестве мягкой игрушки, про него снимают мультфильмы и даже мультсериалы. «Русский покемон» - так в шутку называют в Японии этого милого зверька, выдуманного фантазией писателя Эдуарда Успенского и советских художников-мультипликаторов зверька.

Женская школьная форма

В Советском Союзе большинство школьников ходило в одинаковой форме. Правда, в национальных республиках в ней могли быть этнические вариации. В течение десятилетий после распада страны дети имели возможность надевать в школу свою повседневную одежду. Но со временем средние учебные заведения начали возвращаться к практике единообразия.



Правда, речь в подавляющем большинстве случаев не идет о возвращении именно советской школьной формы. Сейчас используется куда более практичные и нейтральные фасоны. Однако все более популярным становится использование в праздничные дни, особенно, на последний звонок женской советской формы.



При этом сейчас советскую женскую школьную форму в преддверии 25 мая можно найти во многих магазинах трикотажа. А всего несколько лет назад школьницы и их родители вынуждены были покупать эти ретро-наряды в … секс-шопах.

Вытрезвители

Вытрезвители были страшным кошмаром каждого советского алкоголика. Стоило только любящему злоупотребить спиртным человеку появиться на улице, как его забирали в специализированное медицинское учреждение. А ведь вытрезвитель – это совсем не санаторий. Условия там ужасные, еще и сотрудники часто злоупотребляли своими полномочиями, избивая или обкрадывая пациентов.



Вытрезвители пережили Советскую эпоху. Однако после 1991 с каждым годом их становилось все меньше, а финансирование этой отрасли медицины постоянно уменьшалось. В итоге последние российские медицинские учреждения подобного типа были закрыты в 2011 году.

Но в 2015 году Министерство здравоохранения Российской Федерации заявило о желании вернуть советскую систему вытрезвителей в масштабах всей России. Правда, теперь эти медицинские учреждения станут платными, да еще и со штрафными санкциями для клиентов. Чем чаще человек будет туда попадать, тем больше он будет платить с каждым новым визитом.



Более того, Минздрав РФ планирует создать лечебно-трудовые профилактории для лиц, страдающих алкогольной зависимостью.Возвращение авоськи, Чебурашки и советской школьной формы можно воспринимать исключительно в позитивном свете. Насчет целесообразности появления в будущем вытрезвителей можно долго спорить. Но есть один советский бренд, возвращение которого является абсолютным злом. Во всяком случае, в нынешнем виде.

Речь идет о советском кинематографе. Вернее, о римейках старых фильмов, которые стали в массовом порядке появляться в последние годы. Создается впечатление, что отечественная киноиндустрия переживает кризис новых идей, а потому вынуждена возвращаться к концепциям былой эпохи.

Новый вариант фильма Кавказская пленница

Выше мы описали советские реалии, которые возвращаются в нынешнюю жизнь. Но бывают и обратные случаи: в СССР уже существовали девайсы, которые принято считать современными. .

Сейчас в каждом, магазинчике, отделе или ларьке вам всегда покупку положат в пакетик и предложат купить большой полиэтиленовый пакет что бы до дома покупки отнести. А в фирменных магазинах, бесплатно предлагают при покупке товара с логотипом свой пакет часто бумажный, часто очень даже красивый в размер товара. Покупатели конечно с радостью берут такие большие фирменные пакеты и используют его, храня дома или вещи или пастельное бельё, одеяло или подушку.
Мы собираем и выносим мусор в пакетах, а чего удобно, сначала в нем продукты домой, а потом на помойку мусор. Даже, специальные, мусорные пакеты покупаем, они нескольких объёмов по литражу. Их или в помойное ведро, на дачах в баки для отходов укладывают, тоже удобно потом сверху завязал в узел и выкинул на помойку. Принцип один все пакеты считай одноразовые.

Но так было не всегда.

Конец 70-годов СССР

С чем ходил тогда народ в магазин, в чем носил покупки и продукты, ну, прежде всего в знаменитой народной авоське, это такая сетка с ручками веревочная, она немножко тянется, и вмещает в себя достаточно большой объём, да и грузоподъемность у неё серьёзная. В ней и картошку, капусту можно было носить, пустые бутылки, их много влезет, ну и другие продукты.
Авоськи были разных цветов, у нас дома были две штуки, одна красная, а вторая коричневая. Популярность, авосек прежде всего из за небольшого размера в сложенном состоянии и дешевизны с долговечностью. Потом были такие капроновые сумки плотные, светлые полупрозрачные, с рисунком квадратиков на ней. Они такие больше женские были конечно, у них пластиковые ручки были белые, я помню у матери тоже была такая я ещё маленький с ней ходил в магазин.

В магазин ходили и с рюкзаками, вот надо на дачу ехать или с пригорода приехал за продуктами в Ленинград, как тогда говорили за колбасой. Вот и ходит с рюкзаком за плечами по продуктовым и промтоварным отец семейства, то купит то, то это, и складывает себе за спину, а на шее висит как патронташ верёвка с нанизанной туалетной бумагой, в руках бидон в который купил сливочного масла, под мышкой большой самосвал сынишки или кукла дочке вот и портрет приезжего.

Были ещё большие такие баулы из кожзаменителя, они разного цвета, были трескались на морозе, а из плохого кожзама с мясом вырывались от тяжести ручки. Ходили в мастерские там на новые заклёпки ставили новые ручки, они опять рвались и так постоянно.

Молодёжные сумки с ремнём через плечо, были тоже отечественные, с надписью ти-по «Олимпиада-80» и тому подобное, на такие сумки мы часто для красоты импортную наклейку лепили или преводнушку, переводную наклёйку, сейчас наверное уже и забили что это такое, а раньше на сумки клеили. На таких, сумках мы в школе или в училище импортные названия фирм или рисунки рисовали просто шариковой ручкой,

Переводная наклейка – это кусочек бумажки с рисунком, липким слоем краски и защитным полупрозрачным, для нанесения неё необходимо было замочить в тёплой воде, после чего снять защитный слой и аккуратно на чистое место приложить к сумке, подождать пока слой краски с бумаги перейдёт на материал и снять бумагу, на сумке оставался красивый рисунок если заграничная переводнушка то с импортной яркой надписью и сумка становилась на порядок красивее.

Наш народ с недостатком тягловой продукции в виде сумок, боролся своим способом, шили сумки сами, всех возможных расцветок и из любого материала, начиная от мешковины и старой джинсуры в ход шло всё, старый драп, нейлоновая куртка, даже с толстого полиэтилена шили подкладывая во внутрь сумки красивый материал или яркую обложку журнала, «голь на выдумки хитра».

Трафареты - да сейчас это забыли, а раньше резали трафареты из бумаги, и сами на холщовые сумки или футболки наносили понравившейся рисунок тушью, краской, бывало и масляной, какая была такой и наносили. Что за рисунок,фигура девушки,портрет артиста, название фирмы или рок группы.

«Батоны» - позже появились модные молодежью сумки «Батоны», их сначала везли из за бугра, из Прибалтики, потом подпольные цеховики начали шить уже отечественны, продукт, позже государственные заводы с опозданием выпускали не очень красивые но батоны.. Шили и сами себе по образцам. Батоны были разных расцветок с молнией и двумя ручками, в принципе они похожи на сумки как сейчас везде спортивные продаются.

«Бэк» - бек это небольшой рюкзак, особо популярный у модной продвинутой молодёжи 80-х годов, носили его форсовщики чаще всего или спортсмены кто выезжал за рубеж, купить можно было его только у иностранцев. Были они различного цвета, чаще яркие, кричащей расцветки. Сейчас они на каждом углу продаются. Я свой у американцев купил наверно 84 году ещё, классный, красивый, сколько мне за него не предлагали, помню и 150 рублей и две пары «левайса»,а я оставался не приклонен, хороший у меня Бэк был.

Вот такие сумки в СССР были…

У меня был пакет, пакет моя гордость на нём с обоих сторон изображены KISS, это такая знаменитая рок группа, зависть многих к моему пакету, обычному пакету с ручками, я его за пять рублей купил, это большие деньги для того времени, мода тогда была такая такие пакеты берегли тяжёлого ни чего не клали, от использования они вытирались и надписи или лица кумиров были не так ярки но их носили пока не порвётся.


Археологические данные свидетельствуют, что у наших далеких предков-скифов, живших в южных степях, не было ни сумок, ни даже карманов. Все необходимое в походе (меч, лук, чаша, нож, огниво) крепилось непосредственно к поясу.

Сумки появились позже, и делались они чаще всего из меха, выделанных кож, а уж потом из ткани. Кочевники использовали кожаные бурдюки, оседлые племена — плетеные корзины.

В Древней Руси сначала появились прикрепляемые к поясу одежды карманы. У женщин они назывались лакомками и служили для ношения в них семечек или леденцов.У мужчин это была калита , в которой носили деньги. За грибами и ягодами ходили с берестяными туесами или плетеными корзинками, а в дальнюю дорогу отправлялись с заплечной сумой, сшитой из куска ткани, или с обычным узелком. Надо отметить, что любые сумки украшались орнаментом, отделывались лентами, вышивкой. Плетеные корзины тоже носили отпечаток руки мастера и часто отделывались по краю другим видом плетения или ярко раскрашивались.




Одними из первых сумками-ягдташами стали пользоваться мужчины-охотники. Эти сумки изготавливались из дубленых кож и снабжались длинным ремешком.


Вплоть до начала XX в. сумок как таковых в Европе ни у знати, ни у простых людей не было. Начиная примерно с XII в. знатные женщины стали носить небольшие сумочки (кошели ), прикрепление непосредственно к поясу или привязанные к нему длинным витым шнуром. Делались такие кошели из плотной ткани или кожи, были различной формы и богато украшались тиснеными узорами, шитьем или металлической обкладкой. При французском королевском дворе такой мешочек был неотъемлемой частью костюма и назывался «омоньер », а позже — «помпадур » в честь знаменитой фаворитки Людовика XV. Часто в мешочек складывали монетки, которые при ходьбе звенели, и во время балов и других придворных приемов каждое движение присутствующих сопровождалось мелодичным перезвоном монет в кошельках.

На Руси небольшие кошели украшались речным жемчугом и бисером, а у царствующих особ — драгоценными камнями, оправленными в золото и серебро. Жены золотоордынских ханов носили у пояса сумочки, сшитые из парчи, складывая в них зеркало, пудру, румяна.

В Средневековье появились ремесленники - «сумочники», занимающиеся изготовлением разного рода кошелей, значительно отличающихся друг от друга по цене.

Приблизительно в XVI в. в Италии появились необычные сумки-муфты , изготавливаемые из бархата, шелка, плюша. Часто муфты украшались перевитыми шнурами, бусинами, бантами, лентами. Мужчины тоже носили муфты, но более скромные.

Кроме того, в качестве импровизированных сумок использовались широкие пояса, корсажи и юбки с потайными карманами, а в ХУШ в. люди среднего сословия для удобства стали нашивать на верхнюю одежду и передники большие карманы. Вплоть до начала XIX в. женщины носили вышитые крестиком, вязаные или плетеные небольшие сумочки-кисеты, помпадуры и ридикюли. Во времена Наполеона в придворной моде по-прежнему были сумочки на длинном шнурке. Горожанки простого сословия всегда имели при себе красивые мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей.

Интересно, что привычная для нас маленькая сумочка-кошелек когда-то имела совсем другое назначение. Изначально, в ХVIII в., кошельком называли матерчатый, обычно черный мешочек, в который убирались стянутые на затылке волосы. И только с середины XIX в. матерчатые ил и кожаные кошельки стали использоваться для ношения денег. От небольшого кошелька позже произошла большая бесформенная сумка-кошелка.

Крестьяне во всем мире пользовались в качестве сумок мешками из холстины, плетеными корзинами разных форм и размеров.

В большинстве стран мира купцы для перевозки товаров на дальние расстояния по причине отсутствия тогда кожаных чемоданов и сумок пользовались самыми разнообразными сундуками . Дорожными сундуками пользовались и люди, принадлежавшие к другим сословиям, как простые, так и знатные.

На Руси самыми распространенными емкостями для перевозки багажа были сундук-подголовник , на котором купец (или его помощник) на самом деле спал, чтобы его не обокрали, и сундук с «сигнализацией», одна из замочных скважин которого была снабжена внутренним колокольчиком (если вор вставлял в нее отмычку, поднимался звон). Восточные купцы, кроме деревянных сундуков, использовали кожаные бурдюки и тканевые мешки, ставшие прототипом современных саквояжей и кофров.

Начало XX в. ознаменовалось огромными изменениями в одежде европейских народов. В это время женщины стали носить брюки не только на охоте, но и в повседневной жизни. Появилось и огромное количество самых разнообразных женских сумок: для театра для рынка, для книг и т. д. Сначала эти сумки были маленьким, их размер стал быстро увеличиваться одновременно с кардинальными изменениями в образе жизни женщин. Если в начале XIX в., кроме небольших поясных мешочков и муфт, женщины в городах не носили более никаких сумок, то уже в начале следующего столетия картина резко изменилась. Теперь с каждым годом сумок становилось все больше, и были они самыми разными по форме, цвету и предназначению.

Своеобразной женской сумкой и в ХХ в. продолжала оставаться меховая муфта , в которую женщины могли прятать деньги, любовные послания, а при необходимости и оружие.

Сумки делали из кожи, замши, вязали крючком и на спицах, плели из бисера и соломки. В то время рукоделие было обязательным занятием для женщин разных сословий. Многие из них становились просто виртуозами в деле изготовления различных сумочек и модных тогда кисетов .


Появление и огромное разнообразие сумок в начале ХХ в. было связано с тем, что в моду вошли очень узкие длинные юбки с перехватом ниже колен, в которых места для тайных и явных карманов не было. Модницы стали приобретать большие сумки на длинном ремешке или ремешке-цепочке. Но они не всегда были удобными, и модельеры разрабатывали все новые и новые виды сумок.

Рассмотрим происхождение разных сумок и их первоначальное предназначение.

Портфель — дословно переводится с французского языка как «носитель листа». Изначально, в середине XIX в., был придуман для хранения и ношения бумаг и документов, поэтому имеет соответствующую форму и несколько отделений внутри. С портфелями ходили в основном адвокаты, финансисты, иногда чиновники. У офицеров были прямоугольные кожаные планшеты, у студентов — кожаные или матерчатые ремешки, которыми перехватывалась стопка книг, а ученики школ носили за плечами жесткие ранцы. Портфели, чаще всего сделанные из черной или темно-зеленой кожи, вначале не имели ручки, и их носили под мышкой. Мастера использовали для производства портфелей гладкую или зернистую (шагреневую) кожу. Реже дорогие портфели шили из сафьяна (козловой кожи очень мягкой выделки) и из натуральной крокодиловой кожи или ее имитации. Владельцы портфелей украшали их своей монограммой, сделанной из бронзы или более дорогого металла. Чаще всего портфель имел замочек, который закрывался на маленький ключ, а углы портфеля укреплялись металлически-ми уголками.

Ридикюль — переводится с французского языка как «сеточка». Представлял собой чаще вязаную, а иногда и изготовленную из кожи небольшую дамскую сумочку для посещения театра или светского приема.

Саквояж — переводится с французского языка как «мешок для путешествий». Саквояжи изготавливались из кожи специально для поездок и были большими и вместительными.


Близок к саквояжу по размеру и форме баул — тоже изначально дорожная объемная кожаная сумка, родиной которой является Италия. В словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона говорится, что баул — это «небольшой продолговатый сундук с металлическими скобами, иногда обитый кожей, или небольшой ручной кожаный чемоданчик.

».

Примерно в одно время с саквояжем появляется и кофр (в переводе с французского языка «сундук») - дорожный сундук с несколькими отделениями.

Портплед — само название говорит о том, что в этой сумке надо переносить или перевозить одеяло. Изначально его предназначение было именно таковым. В настоящее время портпледом называют прямоугольную сумку для перевозки спальных принадлежностей, застежка которой раскрывается таким образом, что сумка становится совсем раскрытой. Внутри портпледа имеются крепежные ремни. Сейчас портплед — чехол для костюмов или просто комплектов одежды, складывающийся пополам. Вещи в нем сохраняют форму и не мнутся.

Рюкзак — это слово имеет немецкие корни и переводится дословно как «заплечный мешок». Вначале рюкзаки предназначались для солдат немецкой армии, а затем прочно вошли в обиход жителей многих стран, стали неотъемлемой принадлежностью туристов, геологов, археологов, малышей, подростков, а в последние годы еще и молодых мам.


Несессер — переводится с французского языка как «нужный, необходимый». Несессеры прочно вошли в обиход всех путешествующих мужчин и женщин уже в середине XIX в. Изначально они представляли собой вместительную шкатулку с несколькими отделениями, в которые мужчины помещали бритвенные и умывальные принадлежности, а женщины — умывальные принадлежности и предметы для рукоделия, с которыми в те времена никогда не расставались. Несессер оказался очень удобным в поездках и просуществовал до XXI в., мало изменившись по существу. Он популярен среди часто путешествующих людей и в наше время и представляет собой небольшую сумочку из легко моющегося материала с несколькими отделениями разного размера.

Каких только сумок не знала история за стремительный и полный новшеств XX в.! Это и вязаные кошельки, носимые на длинном шнурке, и жесткие лакированные ридикюли , и плетеные кокетливые сумочки с букетиком цветов, и сумки-бочонки , и сумки-чемоданчики , и спортивные сумки-балетки, и вязаные ажурные авоськи, и классические кожаные сумки с двумя ручками.

К середине XX в. в моду вошли сумки в форме конверта, появившиеся еще в 1920-е гг., сумки-папки, ставшие модными в 1930-х гг., «автомобильные» сумки, формой напоминавшие современные дорожные сумки удлиненной формы, сумки-чемоданчики и сумки-портфели. Например, сумочки-балетки , очень популярные во второй половине 50-х - первой половины 60-х гг. ХХ в., имели форму небольшого кожаного чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Их носили и молодые девушки, и женщины постарше. Изначально эти сумочки предназначались для хранения и переноски бальных туфель, без которых девушки на танцы не ходили. Но поскольку в те времена у женщин не было возможности приобретать по несколько разных сумок, в балетках носили и книги, и косметику, и даже продукты. Сумочка-балетка была символом советской женщины на протяжении более десятка лет.

Во второй половине XX в. стали также носить довольно большие сумки преимущественно на длинном ремне. Знаменитый модельер Кристиан Диор сделал сумки более женственными, изящными, богато декорированными.

В 1970-е гг. в СССР стали безумно популярными разноцветные сетки-авоськи , сплетенные из ниток. Их носили и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые. В каждом доме было по несколько авосек разных цветов.

В следующее десятилетие в стране появились первые яркие полиэтиленовые пакеты , приобрести которые сначала можно было только на рынке за приличные деньги. Пакеты привлекали своей новизной и красивыми изображениями, но были очень непрочными и быстро рвались, к тому же по-настоящему заменить женскую сумку они, конечно, не могли.

В СССР в годы перестройки вошли в моду сумки, как из холщевой ткани, так и сделанные из натуральной или искусственной кожи.

Сегодня популярны сумки не только красивые, но и удобные, что отвечает потребностям современной деловой женщины. Они выполняются из кожи, ткани, пластика, соломки, винила, натурального меха. Появились сумки, выделанные из телячьей кожи, пони, сумки из кашемира, меланжевой шерсти, хлопчатобумажных ниток. Дизайнеры разработали модные продолговатые сумки-багеты и сумки-пояса , а также оригинальные удлиненные сумочки-«таксы».

Дизайнерский дом Гуччи в начале XXI в. снова сделал популярной стильную сумочку с ручками из бамбука , которая была в моде полвека назад.

На всем протяжении своего существования сумки с каждым годом становились все более интересными и разнообразными. О важности сумки в жизни женщины говорит тот факт, что в Великобритании ежегодно 4 октября отмечается Национальный день сумок. В этот день проходят показы новых коллекций модных сумок и аксессуаров, проводятся выставки-продажи.

В столице Японии создан музей сумок, в котором выставлено более 3 000 экспонатов, привезенных из всех уголков мира. Здесь можно увидеть сумки всевозможных размеров и назначения от табачных кисетов до дамских сумочек. Подобные музеи открыты в Австралии и Голландии, а в музеях городского быта во всем мире одними из главных экспонатов остаются самые различные сумки.

Некоторые мужчины утверждают, что сумка для женщины — это практически то же самое, что для них гараж, поскольку в ней хранится самое ценное, что у нее есть.

Сумка — предмет для женщины почти священный, ее выбор может зависеть и от общего стиля в одежде, и от того, какое место женщина хочет занять в обществе, и от многого другого. Одним из главных требований к сумке является ее правильное и подходящее к случаю цветовое решение.

Женская сумка - загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, - свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка - дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.

В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.












1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам - карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы - и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) - «ридикюль».

«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века - даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве - тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.
















В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, - именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком - как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.


Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории - 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие - воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.















В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.


В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями.



















Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа - не свободна: она должна украшать женское лицо.

Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags - сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.












Несмотря на свою популярность в СССР, история сумки авоськи начинается совершенно в другой стране. Произошло это в конце 19-го века в городке Ждяр-на-Сазаве в Чехии. Именно тогда предприниматель Вавржин Крчил решил заняться производством женских сеток для волос. Но дело по каким-то причинам не получило должного развития. Поэтому Крчил, чтобы совсем не разориться, придумал новое применение оставшихся материалов, чтобы вернуть хотя бы немного вложенных средств. К имеющимся сеткам предприниматель приладил ручки и стал позиционировать их как сумки. Но в то время изобретение видимо не оценили, поскольку ни патента, ни широкого распространения и использования оно не получило.

Сетка авоська пришлась по вкусу лишь через несколько десятилетий. Несколько предпринимателей в 30-х годах XX века занялись производством изделия и не прогадали. Наибольшую популярность хозяйственная сумка получила в Советском Союзе благодаря своей прочности, вместительности и удобству хранения. Конечно, еще повлияло и отсутствие конкурентов у этой сетки, ведь раньше в наших магазинах полиэтиленовых пакетов просто не было в продаже.

В Советском Союзе авоську делали из крепких нитей, что позволило увеличить ее грузоподъемность до 70 кг! Даже в наше время это большая редкость. Традиционной сумкой считается сетка, сплетенная из 14 рядов, каждый из которых состоял из 24 ячеек. Позднее, для удобства к ручкам стали приделывать гибкие трубки, которые защищали руки от нарезания.

Сумка авоська стала называться именно так в 1935 году. Случилось это благодаря известному российскому комику Аркадию Райкину. В своем эстрадном номере, в котором он изображал мужичка, держащего эту сетку, Райкин неоднократно говорил: «…А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу…», что вызывало бурю эмоций у зрителей, поскольку все бы хотели тоже что-нибудь принести домой, да особо нечего было в то время. Хотя комик и говорил этот текст со сцены, но придумал его и само название «авоська» на самом деле другой человек. Автором был писатель Владимир Поляков.

Но находчивые советские люди стали использовать сетки не только по прямому назначению. В них хранили чеснок и лук, подвешивая на стены. Вместо того, чтобы положить скоропортящиеся продукты в холодильник, их подвешивали в авоське за окно. Дети делали из сумок кольца для игры в баскетбол, а мужчины ловили в них раков.

Было лишь пару минусов у этого многофункционального изобретения. Первый, в том, что все содержимое видно всем, а второй – был риск потерять мелкие вещи, если их туда положить.

Применение авоськи прекратилось в конце 20 века, и вновь появилась только лишь в начале 21-го века. Сегодня у сетки авоськи есть серьезный шанс на возрождение, поскольку она является экологически чистым продуктом, чему сейчас уделяется особое внимание. Дизайнеры уже начали придумывать и использовать новые модные авоськи для своих коллекций. К тому же, для обычных потребителей уже стали появляться у метро бабушки, которые как раз и продают эти незатейливые хозяйственные сумки, что также является неким звоночком возвращения авосек. Кто знает, возможно, и мы в скором времени будем пользоваться в основном этими сетками, и они обретут свою былую популярность.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама