THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Праздник

дружная семья

Цель : Развивать у детей этнокультурные представления.

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране, ее обычаям, традициям; дружеские взаимоотношения между людьми разных национальностей.

Задачи: Углубить представления детей о культуре народов России.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Оборудование :Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход мероприятия.

Что прекрасней и милее

Этой ласковой земли?

Всюду яблони белеют.

И река течет вдали …

Исполнение песни «Шире круг»

Пускай совсем я маленький,

Но родину люблю

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над родиной моей!

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы родиной нашей зовем!

Учитель: Согласитесь как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы роду не было переводу,он должен жить много-много лет, даже столетий. На Руси в старину говорили, что дом и всё ,что в нем есть; и песни, и вышивка, и доброе слово- делают семью богатой.А наша классная семья действительно богата на национальности. Есть здесь и русские корни, и армянские, и украинские, и туркские корни. А восток, как известно дело тонкое.

Танец « Восточный»

Армения, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой,

Чтобы сады твои цвели,

И соки были хороши.

Учитель : Вековая страна. Страна камней… Столица Армении –Ереван. Больше трех тысячелетий существует армянский народ. У армян были знаменитые цари, полководцы, писатели, поэты, актеры и драматурги. Много раз терпела Армения иноземные нашествия. Не раз казалось, что само имя Армении стерто с карты. Но армянский народ выстоял, отстояв своё существование ыв тяжелейшей борьбе.

Слушание « Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Учитель : Во главе родовой общины стоял старший в доме мужщина - тан-тер. Он пользовался неограниченной властью, при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить. Для армян всегда были характерные родственные связи. В традиционном быту армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства.

« Гость от Бога»- говорили в народе, поэтому каждому путнику,постучавшемуся в дом всегда были готовы и кров, и пища. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель и еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим.

Армянская кухня – одна из древнейших кухонь Азии и самая древняя в Закавказье.

Слушание стихотворений на армянском языке в исполнении родителей класса.

Учитель: Республика Татарстан расположена на Восточно- Европейской равнине. Площадь этой республики 68 тыс.куб. км. Столица Татарстана – Казань. В республике изготавливают автомобили «Камаз», фотоплёнку, лаки, краски, медицинские препараты. В Татарстане много талантливых людей. Один из знаменитых поэтов Татарстана –МусаДжамиль.

Исполнение татарской народной песни в исполнении родителя

Учитель: В XIX веке она входила в состав Киевской Руси. Древняя русская народность была единым корнем трех братских народов. Поверхность равнинная, с небольшими возвышенностями. Климат –переходный между мягким и влажным.Зоны – лес, лесостепь, степь. О каком государстве идет речь?

Украина песнями славится, городами светлыми, новыми. А какие сады вишнёвые! А пшеница в поле - красавица! Украинская кухня- это такое же наследство украинского народа, как язык, литература, музыка, им важно всерьёз гордиться и не нужно забывать. Украинская кухня в основном использует приёмы варения, тушения, и печения. Среди растительной пищи первое место занимает хлеб.

Учитель: Любимым и наиболее распространенным и употребляемым продуктом является свиное сало во всех видах: сырое соленое копченое жареное вареное тушеное.Уникально то, что сало невозможно пересолить, и чем это обусловлено – неизвестно.

Исполнение произведения «Украинская – плясовая»

Учитель: Якутия расположена на северо- востоке Сибири. Площадь 3103 Т км 2. Якутия находится за полярным кругом. Климат суровый. На территории Якутии находится свыше 700 озер. В Якутии добывают алмазы золото олово уголь газ и другие полезные ископаемые. Население Якутии занимается оленеводством.

Учитель: Ребята вы сейчас узнали о многих народах. У каждого народа свои традиции свои обычаи свой язык. В наших классах учатся дети разных национальностей. Но мы понимаем друг друга. Что нам помогает общаться и понимать друг друга?

Я русский человек

И русская природа

Любима мне

И я её пою

Я русский человек

Сын своего народа

Я с гордостью гляжу

На Родину свою!

Россия… Как из песни слово _

Березы юная листва,

Гуденье цеха заводского,

Любимый город наш –Москва

Своих друзей могу понять я –

Всех,кто отсюда вдалеке,

Ведь разговор народы - братья

Ведут на русском языке.

Исполнение песни «Во поле береза стояла»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина православная!

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стихотворение «Россия»

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою –рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называю

Одним широким словом: «Русь».

Учитель: «Хлеб да соль!» - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

«Хлеба кушать!»- непременно отвечали ему.

Хлебом и солью встречают и провожают русские люди всякого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в далекое прошлое.

Угощение хлебом и солью гостей праздника.

Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Во время приема пищи, трапезы в прошлые времена сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть.

На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Ели деревянными ложками. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начинать есть.

Древнеславянской пищей являлось – толокно – толченая и молотая овсяная мука с водой ил квасом и солью. Кушанье скорое – замесил да в рот положил.

Выручала славян тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде. Картошки не знали, ее заменяла репа.. Из напитков пили березовый и кленовый сок, квас, хмельным питьем считался вареный мед.

Песня «Калинка»

Учитель: Было время, когда праздники отошли в сторону, затем их потихоньку запретили…Однако совсем истребить старые праздники, обряды и игры невозможно.

На Руси была пословица «Зима за морозы, мужик за праздники». Древнерусский земледельческий новый год начинался торжественно и весело. Двухнедельные зимние святки проходили празднично. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью и детьми.

Есть в народе поверье, что новогодние гаданья обязательно сбываются. 7 января в православной Руси отмечается большой религиозный праздник – Рождество Христово. В ночь под Рождество и начинаются основные гадания.

Родители рассказывают о разных способах гадания в Рождество.

Учитель: Политики, которые в одночасье разделили великую страну, совсем не думали о народах, населяющих ее. И теперь жители отрезанных от России стран все равно приезжают по разным причинам в нее на проживание.

Ученик 10:

Я – русский человек,

И счастлив потому я,

Что много есть сестер

У Родины моей.

Что Грузия в цвету,

Армения богата,

Что хорошо в Крыму

И радостно в Баку.

Учитель: Дорогие взрослые! Не должно быть разницы в том, какой у ребенка разрез глаз, цвет кожи.

Песня «Нас много на шаре земном»

Ученик 11:

Я – русский человек,

Но как родного брата

Украинца пойму, узбека обниму.

Так говорит поэт,

И так его устами

Великий, древний говорит народ.

Нам, русским, братья все,

Кто вместе с нами

Дорогой мира и добра идет!

Грузины, белорусы, украинцы,

Узбек, казах, киргиз или якут

Мы – русские! Недаром за границей

Нас всех сегодня русскими зовут!

Ученик 12:

Что значит:Родина моя?-

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это – Родина моя,

Земля моя родная

Учитель : Родина много значит для каждого из нас. Это прежде всего, город или село, где ты родился. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство. Родиной россияне называют Россию – страну, в которой мы все живем.

Исполнение песни « С чего начинается Родина»

Цель: Воспитывать уважение к культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).

Приобщать к литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО.

воспитатель : Здравствуйте, ребята! В нашей большой стране, которая называется Россия, есть небольшой уголок, где живём все мы, и этот уголок называется Ханты-Мансийский Автономный Округ. А старинное название нашего округа – Югра.

На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?

дети : Ханты и манси.

воспитатель : Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды - сколько смогут унести. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

воспитатель : а сейчас ребята расскажут нам стихотворения про наш Родной край.

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу.

С тобой ликую в торжество!

Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север свой!

А теперь давайте посмотрим кукольный театр на хантыйскую народную сказку «Хочу-Не хочу».

ХОЧУ, НЕ ХОЧУ. (Хантыйская сказка)

Заяц с Зайчихой хорошо жили. Было у них достаточно еды и питья. Только детей у них не было.

Каждый день они чужих детей в дом приносили, ласкали, гладили, самой вкусной едой кормили.

Однажды пригласили они в гости Медведя. Увидел Медведь, как Заяц с Зайчихой с чужими зверятами хорошо обращаются, говорит:

- Заяц с Зайчихой, у Вас скоро сын родится.

И правда вскоре у Зайца с Зайчихой родился Зайчонок Снежинка.

Отец с матерью обрадовались, мать от сына и не отходит, обнимает его, целует, песни ему поёт.

Сынок быстро растёт. Одно горе - малыш не играет, не ест, всё время плачет и что ни увидит - кричит:

Хочу, не хочу!

Ему дадут то, что он просит, он это в руках немного подержит, посмотрит и опять кричит:

Не хочу!

Мать сына уговаривала, пока не обессилела, отец без отдыха по лесу бегает, вкусные листочки собирает. Из леса приходит, устал, на ногах едва-едва держится, к сыну идёт:

- Снежинка, посмотри, какие вкусные листочки я тебе принёс, поешь.

Снежинка немного листочков поест и опять кричать начинает:

Не хочу!

Отец другие вкусные листочки приносит, даёт сыну:

- На, сынок, это самые вкусные листья, их лоси едят, чтобы стать большими и крепкими.

Зайчонок только погрызёт, целиком не съест и снова кричит:

Не хочу!

- Завтра в лес пойдём. Ты, Снежинка, пойди поиграй с лесными зверями, ищи еду и ешь, какая понравится.

Пошли они в лес. Снежинка со зверями не играет, еду не ищет, кричит:

- Не хочу ходить! Домой хочу, хочу!

Лиса его услышала, тихонько к нему приблизилась, стоит, усмехается, хвостом играет: туда оборачивается, сюда поворачивается, с кончика носа комара хвостом смахивает.

Снежинка увидел лисий хвост - плач прекратился. Стоит и на пушистый лисий хвост смотрит. Смотрел-смотрел, с того места, где стоял, побежал к отцу с матерью. Прибежал, посмотрел на их хвосты и говорит:

- Это что же, мои отец с матерью без хвостов?

И, чтобы на свой хвост посмотреть, стал вокруг себя кружиться. Кружился-кружился - хвост так и не увидел. Сел, свой хвостик-комочек схватил и закричал:

- Не хочу хвостик, не хочу! Хочу такой хвост, как у лисы!

Отец с матерью его уговаривают, он их и слушать не хочет, на весь лес кричит:

Не хочу, не хочу!

Лиса подошла к нему и говорит:

- Хватит кричать, я тебе свой старый хвост подарю.

Старый, ободранный хвост принесла и кедровым корнем к хвосту Зайчонка пришила, тихонько ударила его, потом толкнула и говорит:

- Побегай, новым хвостом похвастайся.

Снежинка с места, где стоял, сошёл, то от матери с отцом убежит, то к матери с отцом подбежит, вокруг них обежал, вокруг себя покружился - хвостом поиграл и в лес с радостным криком побежал:

- Ну-ка, звери, посмотрите, какой у меня большой и красивый хвост! Вы у зайцев таких хвостов и не видели!

Звери только смеются.

Зайчонок проголодался, листья рвал, ел. Вкусно. Дальше бежит, только хвост между деревьев мелькает. Лиса увидела зайку, схватила Снежинку за хвост и потащила его домой, чтобы съесть.

Зайчонок испугался и закричал:

- Ой-ой-ой, что это? Хвост, ты куда меня несёшь?

Зайчонок лапами дёргает, на хвосте кружится. Бился-бился, на землю упал. Сидит, больные места потирает и говорит:

- Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других. И не стал больше зайчик капризничать, стал слушаться маму с папой и всех взрослых. Молодец зайка!

● Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки?

(Ответы детей: Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)

● Почему лисий хвост не подошёл зайчишке?

(Ответы детей: Он ему только мешал, яркий хвост между деревьями мелькал, лиса его увидела и схватила)

● Чему учит сказка?

(Ответы детей: Не быть капризным и слушать старших.)

(International Day of the World’s Indigenous People), отмечаемый ежегодно , установлен в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция A/RES/49/214). В этот день в 1992 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, в котором говорилось:

«В этот Международный день коренных народов мира мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира. Мы также помним об огромных трудностях, с которыми сталкиваются многие коренные народы - от недопустимых масштабов бедности и заболеваемости до лишения имущества, дискриминации и отказа в основополагающих правах человека» .

Первое международное десятилетие коренных народов мира (First International Decade of the World’s Indigenous People), начатое в 1995 году, помогло более отчетливо услышать голос коренных народов во всем мире и повысить внимание к проблемам коренных народов.

В 2004 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Второе международное десятилетие коренных народов мира (Second International Decade of the World’s Indigenous People) на период 2005-2014 годов с темой «Десятилетие действий и достоинства». Цель Десятилетия — не только сосредоточить внимание на действиях в защиту прав коренных народов и в поддержку улучшения их положения, в том что касается их земель, их языков, их источников к существованию и их культур, но и в дальнейшем укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда и социальное и экономическое развитие.

А в 2015 году был разработан Общесистемный план действий по поощрению прав коренных народов. Его цель заключается в обеспечении согласованного подхода к достижению целей, поставленных в Декларации ООН о правах коренных народов, в том числе путем усиления поддержки государств - членов ООН и коренного населения.

Сама Декларация о правах коренных народов была принята 2007 года. Согласно ей основополагающим критерием выделения того или иного коренного народа является собственное осознание им себя как коренного народа. Коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

Также данная Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

В настоящее время общая численность коренных народов на планете составляет примерно 370 миллионов человек, которые живут более чем в 90 странах и представляют множество языков и культур. В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Таких в нашей стране — 47 этносов, где выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Они компактно проживают более чем в 30 субъектах России, более 65% из них - в сельской местности.

И хотя коренные народы составляют всего 5% населения Земли, на их долю приходится 15% беднейшего населения планеты. Ведь они продолжают сталкиваться с множеством проблем, их права нередко нарушаются. И именно для привлечения внимания широкой общественности и властей разных уровней к данным вопросам, и для направления усилий для решения проблем коренных народов во всем мире и был учрежден данный праздник.

Кстати, каждый год мероприятия проводимые в рамках Дня посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были: «Примирение и партнерство между государствами и коренными народами», «Коренные народы и ВИЧ/СПИД», «Творчество коренных народов: достойная оценка преданий и культур, создание нашего собственного будущего», «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей» и другие.

В день коренных народов мира
Желаем радости большой,
Огромной мудрости и силы,
Беречь единство всей душой.

Хранить тепло, уют традиций,
Не забывать язык родной,
Беречь надежно в самом сердце,
Передавать их вновь и вновь.

Международный день коренных народов мира (International Day of the World"s Indigenous People) установлен 23 декабря 1994 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и отмечается ежегодно 9 августа.

Эта дата является первым днем заседания Рабочей группы ООН по коренному населению , учрежденной в 1982 году.
Каждый год Международный день коренных народов мира посвящен определенной теме. Основное внимание Международного дня в 2016 году уделено теме "Право коренных народов на образование ".

В международном праве до сих пор нет четкого и общепризнанного понятия "коренные народы". В то же время сложились некоторые характерные для коренных народов признаки. Во-первых, самый главный признак, это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания. Во-вторых, это самосознание себя в качестве таковых. То есть коренные народы сознательно указывают на свою принадлежность к коренным народам и считают себя отличными от остальной части населения. В-третьих, это наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизнь. В-четвертых, это желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа.

Долгое время коренные народы рассматривались в качестве низших, отсталых и нуждающихся в развитии народов. Зачастую эти доводы приводились в оправдание определенных юридических концепций, законов, а также международных решений, притесняющих их права.

Поворотным моментом в защите прав коренных народов на международном уровне стали 1970-е годы, когда Подкомиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала провести всеобъемлющее исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Результаты этих исследований оказали сильное влияние на общественное мнение, и в 1982 году Экономический и социальный совет ООН создал при Комиссии ООН по правам человека Рабочую группу по коренным народам .

В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. Впоследствии Генеральная Ассамблея учредила два международных десятилетия коренных народов мира: с 1995 года по 2004 год и с 2005 года по 2014 год. Целью обоих десятилетий было укрепление международного сотрудничества по решению проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как права человека, окружающая среда, образование, здравоохранение, экономическое и социальное развитие.

13 сентября 2007 года Генеральной Ассамблеей была принята Декларация о правах коренных народов.

Декларация не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями.

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

© AP Photo / Dario Lopez-Mills

Декларация признает основные права человека и основополагающие свободы коренных народов - право на свободу и равенство; на свободное определение своего политического статуса и осуществление своего экономического, социального и культурного развития; право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев; право создавать и контролировать свои системы образования; право на участие в процессах принятия решений на всех уровнях по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь и судьбу; право на земли, территории и ресурсы и право на гарантированное пользование своими средствами, обеспечивающими их существование и развитие.

По данным ООН, в мире насчитывается порядка 370 миллионов представителей коренных народов, живущих в 90 странах. При том, что они составляют менее 5% мирового населения, 15% беднейших жителей планеты приходятся именно на них. Коренные народы являются носителями 5 тысяч различных культур и подавляющего большинства мировых языков, общее количество которых составляет приблизительно 7 тысяч.

© AP Photo / Thomas Kienzle


© AP Photo / Thomas Kienzle

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений были приняты три специальных Федеральных закона: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года, "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20 июля 2000 года и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 7 мая 2001 года. Кроме того, права и интересы малочисленных народов в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в Земельном, Лесном, Водном и Налоговом кодексах, в ряде законодательных актов и постановлений правительства РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников





От кавказской дудки до шорской утки. Жизнь и быт коренных народов России - День коренных народов - международный праздник отмечают по всему миру 9 августа

9 августа весь мир отмечает День коренных народов мира. В России насчитывается несколько десятков коренных народов. Большинство из них проживает в Сибири, на Севере и на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что быт многих народов уже почти не отличается от привычного нам, они по сей день сохранили свой традиционный уклад, их обычаи передаются из поколение в поколение.

Огромный урон коренному населению был нанесен в советские годы, в период коллективизации. Аборигены утратили свою автономность. Многие покинули свои изначальные места проживания, местное население ассимилировалось с пришлым. Сегодня многие переезжают в другие регионы России. Есть народы, которые оказались на грани вымирания.


Малочисленные и исчезающие

Один из самых малочисленных народов в России живет на Северном Кавказе. Чамалалы, или чамалинцы проживают в Дагестане и Чечне. В начале XX века их насчитывалось 3438 человек. Со временем осталось всего 24 чамалала, согласно переписи населения 2010 года. Чамалинцы исповедуют ислам, на протяжении долгого времени в народе почитали духов гор, верили в магию и шаманизм. Культура этого народа отмечается богатейшим песенным фольклором. Основные музыкальные инструменты чамалинцев - дудка зурна, название которой переводится как «праздничная флейта», бубен и пандур, струны которого изготавливают из кишок животных.
Чамалалов в России осталось очень мало. Фото: Большая Российская энциклопедия

Шапсуги - народ, который на Кавказе имел репутацию «непобедимого», сейчас проживает в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Их численность - 4 тысячи человек. Своё название они получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо. Число членов семьи у шапсугов могло достигать ста человек. Шапсуги активно противостояли русским войскам во время Кавказской войны (1817-1864). Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла». После окончательной победы русских войск в Кавказской войне, шапсуги спешно стали покидать родину и отправились в Турцию. По разным данным, мигрировали от 150 до 300 тыс. человек. И шапсугов в России осталось лишь не более 4 тысяч.

Телеуты - коренной народ Кемеровской области. На сегодняшний день их насчитывается около 2 тысяч человек. Древняя традиция телеутов, когда гости встречают друг друга песней, забыта. Тем не менее, сохранилась чайная церемония. Телеуты особо почитают чай на таёжных травах, готовят свои национальные блюда. Они славятся также своими деревянными куклами-оберегами. Их лица тщательно вырезают, причём этим ритуалом занимается специальный человек. Раньше с куклами проводились целые обряды. Есть у этого народа своё «место силы» - гора Шаанту, или Звенящая гора в деревне Шанда. По легендам, здесь живут духи их предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. Сейчас их быт практически не отличается от нашего.

В Ленинградской области проживает три коренных народа. В первую очередь, связано это с историческими особенностями и географическим положением региона. Представители коренных меньшинств обитали здесь ещё задолго до появления Петербурга на карте мира. Все они относятся к финно-угорской группе, включающую в себя такие народы, как ижорцы (169 человек), вепсы (1380), водь (33). Последние упоминаются в древнерусских летописях с 1069 года. Вепсов, которые до установления советской власти именовались чудью, в 1937 году коснулся сталинский террор. Под запретом оказалась любая деятельность, связанная с их культурой, закрылись школы, прекратилось издание книг и учебников. На вепсов обрушились репрессии. В 2006 году их внесли в Перечень коренных малочисленных народов.


Уходящие языки

А спустя три года и язык вепсов ЮНЕСКО отнесла к исчезающим. Язык ижорцев постигла та же участь. Кроме того, существует и другая проблема - в районах, где проживают последние представители ижорского народа, активно строят порты и промышленные зоны.

В Республике Хакасия и на территории Красноярского края проживают хакасы, численность которых по последней переписи насчитывает приблизительно 74 тыс. человек. Издревле они разводили крупный рогатый скот, лошадей и овец и прозвали себя «трёхстадным народом». Традиционный уклад жизни хакасов был утрачен в 1930-е годы во время коллективизации.

ЮНЕСКО отнесла хакасский язык к разряду исчезающих - фактически коренной народ почти не общается на родном языке, его вытеснил русский. Другая проблема - растущий процент убыли населения. Зачастую хакасы предпочитают уезжать из Сибири в Центральную Россию или за границу.

Представители народа манси, которые живут в Пермском крае, в Свердловской области и в Ханты-Мансийском автономном округе, прославились на всю страну. Например, Руслан Проводников - чемпион мира по боксу. Поэт Юван Шесталов при Брежневе выпустил свою «Языческую поэму», эпос народов манси. Произведение было удостоено Государственной премии РСФСР. Художник и один из основоположников абстракционизма Василий Кандинский также имеет корни манси.

Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. Однако при всем при этом все меньше представителей этого народа знают родной, мансийский язык. На 2010 год говорящих на нём людей осталось менее тысячи, все чаще манси переходят на русский.

Род занятий

Сейчас численность манси - более 12 тысяч человек. Этнос сформировался из-за слияния угорских и местных племён Урала. Это породило своеобразное соединение культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Подобное культурное слияние сохраняется вплоть до сегодняшнего дня.

До 1931 года эвенков, населяющих Забайкалье, именовали тунгусами. Эвенки относятся к малым коренным народам Сибири и Дальнего Востока. Численность населения эвенков по последним данным составляет более 38 тысяч человек. Старшее поколение традиционно занимается охотой и оленеводством.

Вплоть до XIX века охотники использовали лук и стрелы. Однако молодёжь уже теряет интерес к промыслам предков. Но эвенкам удалось сохранить свою самобытную культуру. Представители этого народа убеждены, что честность - их отличительная черта. Например, у эвенков-кочевников есть традиция: если нашли какую-то чужую вещь на таёжной тропе, обязательно найдут хозяина и отдадут ему. Интересно то, что известные географические названия - Енисей, Чита, Лена, Сахалин - русские первопроходцы заимствовали у эвенков.

Нанайцы, которых сейчас насчитывается 12 тысяч человек, живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Старое название нанайцев - гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья.

Огромную роль в жизни нанайцев играло рыболовство. Настолько большую, что целых пять месяцев в хозяйственном календаре нанайцев именуются названиями рыб. До прихода русских землепроходцев в середине XVII века нанайцы занимались традиционными промыслами, изготавливали обувь и одежду из рыбьей кожи, конопли и крапивы. Отличительной особенностью нанайцев был халат, скроенный по типу китайского кимоно. На сегодняшний день традиционные промыслы продолжают развиваться, но уже в рыболовецких артелях.

Как и рыболовы-нанайцы, к северным народам относятся эскимосы и чукчи. Эскимосов в России насчитывается, по данным последней переписи, 1738 человек. Живут они в близком соседстве с чукчами на восточном побережье Чукотки и на острове Врангеля. Эскимосы называют себя «юк», что в переводе означает «человек». Занимаются они морской охотой и оленеводством. В каждой деревне есть свой шаман, который для эскимосов является посредником между миром духов и миром людей.

На весь мир известен так называемый «эскимосский поцелуй». Для них это выражение привязанности и нежности. Западная культура заимствовала у эскимосов этот жест. Очень самобытна кухня эскимосов, которая ярко указывает на промыслы этого народа. В блюдах эскимосов часто встречается мясо моржей, белух, нерп, оленей и даже белых медведей.

Другой северный этнос оказался более многочисленным. Чукчей насчитывается в России почти 16 тысяч человек. Проживают они в основном в Якутии, на Чукотке и в Камчатском крае. Уже в первом тысячелетии н.э. чукчи стали контактировать с эскимосами, но уже в XV веке вытеснили их в другие районы. Чукчи употребляют самоназвание лыоравэтлян, что означает «настоящие люди». Помимо того, что чукчи - превосходные охотники и оленеводы, они искусно научились обрабатывать кость и моржовый клык. В XIX веке даже возникли косторезные объединения.

Шорцы, население которых, по данным последней переписи, составляет около 13 тыс. человек, в основном проживают на юге Кемеровской области (более 10 тысяч человек), остальная часть этого народа расселена на территории Алтая, Хакасии, Красноярского края. Впервые степные шорцы упоминаются в XVII веке. В это время русские активно начинают осваивать верховья реки Томь.

В жизни этого народа большое место занимало кузнечное дело, добыча руды. Поэтому русские стали называть шорцев кузнецами. Отсюда и появилось название «Кузбасс» - Кузнецкая земля. На сегодняшний день большинство шорцев работают на шахтах, а традиционные промыслы ушли на второй план. Тем не менее в Шерегеше, к примеру, и по сей день сохраняется традиционный образ жизни.

Защита и возрождение

Если говорить о господдержке коренных малочисленных народов, то здесь не все так однозначно. Некоторые регионы разрабатывают стратегии поддержки, выделяют средства на помощь аборигенам, активно способствуют возрождению из культуры. К примеру, губернатор Ленинградской области в феврале этого года предложил создать масштабный культурно-этнографический проект «Деревня коренных народов». Цель проекта - рассказать о народах Ленобласти, подключить к нему молодёжь. В настоящее время проектом занимается комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям.

В Красноярском крае вопрос о поддержке северных народов вышел на государственный уровень. Чиновники и общественные организации рассмотрели стратегию государственной политики по обеспечению гарантий прав северных народов до 2025 года. А в прошлом году на поддержку коренного населения выделили 347 млн рублей. Приняты законы о поддержке оленеводства и возмещении ущерба, который наносится при промышленном освоении территорий, на которых исконно проживают аборигены.

Однако в некоторых регионах вопросами поддержки коренного населения никто не занимается. Хотя зачастую коренные народы в состоянии позаботиться о себе сами. Они поддерживают свои традиции - передают легенды, секреты ремесла, язык из поколения в поколение. У многих народов имеется свой музей, где собраны предметы быта, одежда, амулеты, священные предметы и всё то, что определяло культуру народа.

Несмотря на то, что многие языки исчезают, вопреки всему интерес к родной речи возрождается. В Кемеровской области дети в летних лагерях изучают телеутский язык, в этом году вышел самоучитель водского языка. Недавно учёные составили первый мансийско-русский и русско-мансийский словарь. Во многих регионах издаются учебники, самоучители и исторические книги.

Фестивали коренных народов становятся традиционными. Например, в Хакасии приобрёл широкий размах «ренессанс шаманизма». Этому активно способствуют местные шаманы, которые пытаются возродить сакральное отношение к природе. Современные телеуты осваивают валяние из шерсти и пошив национальных кукол. Для этого в местных домах культуры организованы детские кружки по рукоделию, изобразительному искусству.

Ежегодно отмечаются национальные праздники, которые помогают хранить культурные традиции. Обычно на подобных торжествах звучат песни, смысл которых понятен не всем. Шорцы возобновили свои праздники с 1985 года. Торжество всегда сопровождается исполнением песен, эпоса, а также спортивными состязаниями.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама