THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Взаимосвязь изобразительной деятельности

и экологического образования детей дошкольного возраста

на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении.

Изобразительная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающем миром и с удивительном миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», - пишет В.А.Сухомлинский. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Понятие добра и красоты у ребёнка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котёнка или щенка и т. д.

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Великие мастера искусства отражали в своих произведениях ее величие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.

Красота - это идеал. И мы должны стремиться к прекрасному. Может, только тогда на земле наступит гармония между человечеством и природой...

Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию, действию. Поэтому задача экологического образования в детском саду - научить ребят с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. Большую роль в процессе формирования экологической культуры дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изодеятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности и взаимодействии с миром природы, разностороннем познании этого мира и бережное отношение к нему.

Подготовила Педагог по изобразительной деятельности Боброва А.Ю.

На протяжении многих лет экологии гимназии тесно сотрудничает с КУ «Центром диких животных». Вместе с учеными республики учащиеся гимназии участвуют в международных проектах по сохранению сайгаков. С сентября 2012 года в трех странах – в России (Калмыкии), Казахстане и Узбекистане работает международный проект «Вовлечение местного населения в процесс сохранения объектов дикой природы в Казахстане, России и Узбекистане» . Инициатором этого проекта является Альянс по сохранению сайгака в лице профессора Лондонского Королевского (Империал) колледжа Элеоноры Милнер Гулланд. Руководителем проекта в России является директор КУ « Центр диких животных» Арылов Ю.Н.

В России, на базе Яшкульской многопрофильной гимназии, создан экологический клуб «Живое наследие». Руководителем клуба является Самтанова Е.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. Идея празднования Дня Сайгака появилась в декабре 2010 году у представителей трех стран в Казахстане на семинаре по обмену опытом, организованном в рамках проекта « SOS, сайга». В 2013 году местом проведения Дня Сайгака выбрано не случайно - именно здесь находятся места обитания дикой антилопы, и находится сайгачий питомник «Яшкульский». Празднование Дня Сайгака по срокам приурочено к периоду размножения животных и является праздником возрождения и плодородия, сохранения природы родного края.

Огромным успехом в Яшкульской многопрофильной гимназии прошел праздник Международный День сайгака. В организации праздника приняли участие 140 делегатов из Ростовской области, г. Элисты, Целинного, Юстинского и Яшкульского районов. Проведение Дня сайгака стало возможным при поддержки благотворительной организации Альянс по сохранению сайгака и организации PTES (People Trust for endangered animals). На празднике выступили директор КУ «Центр диких животных», профессор, доктор биологических наук Арылов Ю.Н., заместитель директора Центра диких животных Айтбаева А.М., начальник отдела дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Очиров С.Ц., начальник управления образованием Яшкульского РМО Васлиева Т.Т., директор эколого-биологического центра учащихся Калмыкии Окаева К.П. и известный в Республике поэт, Заслуженный работник культуры Калмыкии Кукарека Г.Г.

Открыл праздник XI Хург «Гөрәснә тускар ухалх цаг», который был проведен лидерами детской организации «Ровесник» (руководитель Эрдниева Г.В.). Название в переводе с родного языка означает «Время думать о сайгаке. Ребята – вожатые свои отряды-улусы призывали к тому, что нельзя оставаться в стороне от проблем, нельзя жить с «краю», что нужно быть в «центре» этой планеты, иметь активную гражданскую позицию. В своей музыкально-литературной композиции они рассказали о причинах уменьшения численности сайгака, через легенду – предание рассказали о Белом старце – Цаган Аав, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в сайгаков. Старший вожатый – Богдо Кибашев Ринат четко сказал: «Сердце степняка сегодня болит и переживает о сайгаке, время заставляет нас подумать о том, как сохранить живое наследие». Учащимися 5 и 6 классов было подготовлено агитационное выступление – обращение к человеку. Ребята закончили Хург своими вожатскими словами, вот слова, которые прозвучали в конце:

Степи калмыцкой сайгак, поверь, так нужен

Его не сохраним – наказ мы предков тем нарушим.

Затем вниманию участников было представлено театрализованное представление «Спасем степную антилопу», подготовленное силами экологов степного клуба «Живое наследие». У гостей даже слезы накатывались на глаза от игры наших юных актеров. Участники агитбригады «Экос» познакомили с изменением численности сайгаков за последние 30 лет. Ужасающие цифры – 6-10 тысяч сайгаков сегодня обитают на территории Калмыкии. Основная угроза сайгаков - браконьерство!

Для участников праздника была продемонстрирована выставка лучших работ учащихся - победителей конкурса «Степная антилопа». На конкурс было предоставлено 136 работ по номинациям: рисунок, поделки, сочинение, стихотворение. Активное участие приняли дети разных возрастов с 7 до 15 лет. В своих работах ребята выразили любовь к сайгаку и тревогу за судьбу животного. Авторы лучших работ были награждены дипломами и призами. Наиболее интересные работы будут опубликованы в брошюре о сайгаках.

Каждая из участвующих в празднике школ представили на конкурс театрализованное представление. Не только свое актерское мастерство представили ребята, но прежде всего с помощью театральных приемов и образов отразили волнующую душу и сердце тему «Сохраним сайгака – наше живое наследие». Представления, подготовленные школами, были не похожи одно на другое. Они показывали мини-спектали о сайгаках, о других обитателях степи, о людях живущих рядом. Подняты важные вопросы: «Как и что должны мы сделать во имя спасения сайгака?». Все костюмы и декорации, использованных в постановках, были сделаны руками детей. Победителями этого конкурса стали экологи Уттинской СОШ и Яшкульской многопрофильной гимназии. Дипломами 2 и 3 степени удостоены учащиеся Орловской СОШ Ростовской области и Эрдниевской СОШ.

Для гостей гимназии была проведена зажигательная командно – танцевальная дискотека «Защитим и сохраним сайгака».

Завершился наш праздник звоном колокола, который звонили представители разных команд. Звон колокола оповещал, что только сегодня надо встать на защиту сайгака! Завтра будет уже поздно! Что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей сознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола.

Мы спасем сайгака, в это верю!

Слезы радости прольет весенний дождь

И как прежде, степь в апреле

В благодарность людям – зацветет!

Статья «Роль изобразительной деятельности

в экологическом воспитании дошкольников»

Чамова Татьяна Алексеевна, воспитатель

ГККП Ясли/сада №18 «Балдыр ған »

Западно-Казахстанская область, город Уральск

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период, когда актуальными являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения детей с объектами природы. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.

Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

Работая по теме творческого поиска «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности», я пришла к выводу, что манипуляции с самим природным материалом дают детям проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, соломинок, ягод рябины, делают поделки из шишек, репья, сучьев и опавших листьев, составляют осенние букеты, рисуют на песке, лепят из снега. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, вместе любоваться закатом или удивляться отражению облаков в луже, у ребенка появиться желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

Следует отметить, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатления с помощью самых разных техник рисования.

Считаю, что направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности должны быть следующими:

Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

Иллюстрирование детьми книг по экологии (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

Оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

Совместное проведение занятий с экологом;

Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

Подбор художественных произведений по экологии;

Участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Для полноценного процесса экологического воспитания моя группа оформлена растительными композициями (флористика), имеются альбомы с подборкой иллюстраций по сезонам; альбомы, выполненные совместно с детьми «Как прекрасен этот мир», «Добрые картинки»; папки с детскими работами о природе; коллекция поделок из глины, дерева, керамики разнообразных природных материалов и др.

В связи с этим я обобщила и систематизировала свою педагогическую деятельность по формированию экологической культуры у дошкольников средствами изобразительной деятельности, а именно:

1.Разработала серию игровых интегрированных занятий по экологии с применением нетрадиционных техник изодеятельности.

2.Разработала картотеку художественных произведений о природе.

3.Разработала консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместном творчестве, беседах о природе с детьми.

4.Повысила свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методических объединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.

Работая над данной проблемой стало ясно, что рисование - это ещё и огромный источник радости. Создавая свою картину, ребенок постигает не только окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию.

Исходя из этого, я считаю, что использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т.е. способствуют становлению экологического сознания и формирования экологической культуры.

Работая по теме «Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности» я пришли к выводу, что формирование основ экологической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.

Анализ работы по теме творческого поиска по проблеме эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать вывод, что в процессе творческой созидательной деятельности у детей:

Вырабатывается художественный вкус, развиваются эстетические чувства, понимание художественного языка;

Личность становится духовно богатой, гармонично развитой, творческой личностью.

Дети второй младшей группы научились следить за действием воспитателя, и воспроизводить их; действия целенаправленны; сформировано умение сосредотачиваться на их выполнении; все задания дети выполняют индивидуально (1 уровень – 23%, второй уровень – 36%, третий уровень – 41%).

У детей средней группы развита наблюдательность, стремление к познанию мира, у детей проявляется эмоциональное отношение к описываемым событиям, природе, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. (1 уровень – 24%, второй уровень – 31%, третий уровень – 45%).

У детей старшей группы наблюдается проявление самостоятельности в исследовательской деятельности, сформировано эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности, развиваются творческие способности, и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства, они способны подчинить свою деятельность поставленной цели и правильно оценить полученные результаты (1 уровень – 14%, второй уровень – 39%, третий уровень – 47%).

Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, я смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

  • Головнева Елена Вениаминовна , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В статье рассматривается роль изобразительного искусства в решении задач экологического воспитания детей. Подчеркивается необходимость формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства.

  • История создания и организации учебно-воспитательного заведения благородных девиц
  • Формирование основ нравственности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода
  • О методах проведения занятий по изобразительному искусству в школах

Задача экологического воспитания подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед современным миром. Это связано с развитием научно-технического прогресса, который способствовал истощению и загрязнению природной среды, обострением противоречий общества и природы, проявлением подчас достаточно жестокого отношения человека к природе. Разрешение этих проблем ученые, педагоги-практики связывают с необходимостью формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства. Необходимо развивать у подрастающего поколения чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы родного края.

Как показывают психологические исследования Выготского Л. С., Запорожеца А. В., Поддьякова Н. Н. и других в период дошкольного возраста наблюдается интенсивное развитие личности посредством освоения разных видов деятельности; становление целостности сознания, отражающее единство эмоциональной и интеллектуальной сфер. Художественно-эстетическая деятельность в этом плане выступает эффективным средством его воспитания и развития.

В этот возрастной период у детей можно сформировать нормы и правила поведения в природе; позитивное отношение растущего человека к живому, природе, родному краю; создать условия для познания среды обитания и окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников представлено в исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Т.А. Виноградовой, С. Д. Дерябо, Я. Ю. Ивановой, Т. А. Марковой, С. Н. Николаевой, Т. И. Петровой, С.С. Петрова .

Исследования по развитию детского изобразительного творчества проводились Н. Э. Асадуллиной, Р.Ф. Берзиной, В. Б. Косминской, О.В. Пачгановой., Э.Э. Пурик, Е. А. Флериной. Над решением задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства работали: Л.В. Компанцева, Т.А. Копцева. Исследователи отмечают, что произведения изобразительного искусства имеют огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значениях и являются значимым средством экологического воспитания детей.

Как показывает практика, вопросам экологического воспитания средствами изобразительного искусства у дошкольников отводится в детских садах скромное место. Педагогами недооценивается роль использования произведений изобразительного искусства в экологическом воспитании детей. Это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Изобразительные искусства в энциклопедии определяются как раздел пластических искусств, который объединяет живопись, скульптуру и графику . Живопись занимает важное место в развитии дошкольников и используется в качестве средства экологического воспитания. Как один из видов искусства, живопись отражает создание художественных образов с помощью красок. Использование разных средств выразительности: цвет, пятно, мазок, контраст помогают художнику передавать живую реальность вещей, свет, воздух, характер людей, изображенных на картине.

По мнению Н. П. Костерина, изобразительная деятельность знакомит детей с особенностями художественного языка, способствует познанию окружающего мира; развивает у ребенка эстетическое чувство, зрительное восприятие, воображение, чувство красоты цвета, формы, движений, пропорций, необходимое для понимания искусства; творческие способности; умения наблюдать, анализировать; воспитывает художественный вкус, волевые качества .

Формы работы в детском саду по решению задач эстетического и экологического воспитания разноообразны - знакомство с произведениями искусства, экскурсии и беседы, направленные на приобщение детей к искусству; беседы о средствах изображения; создание эстетически организованной среды, выставки репродукций картин известных художников, выставки детских работ, посещение картинной галереи, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить инициативу, реализовать свои возможности.

Для решения задачи формирования представлений детей о прекрасном в природе Л. В. Компанцева рекомендует тщательно отбирать произведения изобразительного искусства, поскольку репродукции картин или иллюстрации о природе помогают педагогу добиться выразительности детских рисунков, пробудить эстетические чувства и желание выразить свои переживания в рисунке; понять красоту родного края .

Для этого возраста характерны эмоциональная непосредственность, повышенный интерес к окружающему, умение удивляться при встрече с прекрасным. Ребенок учится анализировать жизненные явления с их воспроизведением в изобразительном искусстве, изучать объект с разных сторон.

Многократное рассматривание помогает увидеть новые черты предметов и явлений, представленные на иллюстрациях, картинах, которые им ранее не воспринимались. Большую роль в этом имеет педагогическое руководство, которое побуждает их выразить эстетические эмоции, чувства в рисунке. Если в пять лет ребенку понятны иллюстрации, несложные репродукции, отмечает Компанцева Л.В., то на шестому году педагог использует не только иллюстрации, но и репродукции с картин, которые помогают осмыслить их содержание. Это способствует накоплению и обогащению чувственного опыта . Особо значимы здесь посещение музея или картинной галереи, экскурсии. Педагог стремится развивать у детей умение любоваться природой, видеть красоту пейзажа.

Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. Колоритом Э. Э. Пурик называет все богатство цветовых оттенков картины, ее цветовой строй. Слово «колорит» происходит от латинского слова «колор», которое означает «цвет». Колорит картины может быть теплым, если в нем преобладают теплые тона (красные, желтые, оранжевые). Колорит называют холодным, если в нем преобладают холодные тона (синие, зеленые, фиолетовые). Художник в своем произведении не просто передает краски природы, он выражает определенное настроение через цвет. Холодный колорит вызывает у зрителя грустное настроение, навевает печаль. Теплый колорит - более веселый и жизнерадостный. .

Работа педагога, направленная на включение детей в образовательную деятельность по развитию эстетического восприятия дошкольниками пейзажей, наблюдение за окружающей природой родного края, рассматривание репродукций и иллюстраций, беседы, способствует развитию детского творчества и выражаются в детских рисунках, в которых ребенок начинает выражать свое отношение к окружающей его природной среде. Овладевая элементарными навыками, умениями в области рисования ребенок приобретает опыт творческой изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность детей помогает педагогу решать задачи гармоничного развития детей, формировать ценностное отношение к окружающему миру и природе родного края.

Список литературы

  1. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
  2. Копцева Т. А. Природа и художник // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 71-78.
  3. Костерин Н. П. Учебное рисование: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. Жа-Ит. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2015. – 256 с.
  5. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование экологической культуры у детей // Наука, образование и инновации: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Сукиасян А.А. – 2015. – С. 168-170.
  6. Пурик Э. Э., Асадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: учебник для уч-ся 3-4 кл. общеобразовательных учреждений РБ / под ред. Э. Э. Пурик. – Уфа: Китап, 2013. – 216 с.

Тема: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1

Глава №1. Сайгак (или сайга) –своеобразное животное………………. ……………2-3

Глава №2. Охрана сайгаков в Казахстане…………………………………………… 4-5

Глава №3. Анализ факторов, влияющих на современное состояние популяции сайгаков………………………………………………..…………………………………5-6

Глава №4. Тема сайгака, как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов……………………… ……………………………………6-7

Заключение……………………………………………………...………………………7

Литература………………………………………………………….……………………7

Введение.

Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на казахстанской земле –это необъятные степи , высокие горы с белоснежными вершинами, полноводные реки. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть много живности- это птицы, грызуны, различные виды животных и конечно же одно из прекрасных проявлений природы -сайгака. Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит Казахстанская степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа,который мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой на голубом фоне. Из под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики стоя на задних лапках вытягивают, следят нет ли рядом опасности. Нос особым волнением всегда в Казахстанской степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Казахстана. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад.

Актуальность темы.

В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошла заметное изменение среды обитания животных, которое сказалось на состоянии их популяций. Численность сайгака, ранее наиболее массового вида копытных на территории Северо-Западного Прикаспия (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась и по экспертным оценкам в последние годы и ч исленность популяции сайгаков в Казахстане составляет 256 тыс. голов, сообщил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров. Сайгак- современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!

Гипотеза.

Привлечение внимания общественности к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме.«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы и необходимо ответить.

Объект исследования.

Растительноядные млекопитающие, сайгак ( Saiga tatarica )

Задачи:

1.Изучить образ жизни сайгаков. 2. Изучить особенности жизни сайгака в условиях уменьшения численности;

3. Обобщить данные об изменении мест обитания сайгака в разные исторические эпохи и выявить ведущие экологические факторы, которые действовали в прошлом и могут в настоящее время оказывать положительное или отрицательное воздействие на его популяцию

4. Изучить произведения, в которых упоминается данный вид

5. Провести исследовательскую работу, анкетирование среди учащихся моей школы по данной теме.

Глава №1

Сайгак –своеобразное животное. Особенности строения и среда обитания.

Сайгаки - единственные дикие копытные млекопитающие, живущие в степях России. Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвет Самое примечательное у сайгака - вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой. Сайгаки обитают на юго-востоке европейской части России, в Нижнем Поволжье, на большей части Казахстана и в ряде других районов. Сайгаки предпочитают совершенно ровные пространства сухих степей и полупустынь с каменистыми или твердыми глинистыми почвами, где чувствуют себя более уверенными и способными избегать нападения врагов (например, волков). Сайгаки бегают иноходью и могут развивать скорость на плотных грунтах до 70-80 км в час. Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики. Летом окраска зверей желтовато-рыжая, без светлого «зеркала» в области хвоста. Зимой окраска очень светлая, глинисто-серая. Длина тела 100 -145 см, высота - 55 - 80 см, масса - 20-50 кг. Самки меньше самцов.

В XVII - XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии - по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или - Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось вряд ли более нескольких сотен сайгаков.

Образ жизни сайгака весьма интересен. Живет сайгак в сухих степях и полупустынях с плотными каменистыми или глинистыми почвами, на равнинах. Он избегает не только гор, но даже холмов и местности, пересеченной оврагами и долинами. Не встретишь сайгака и в песках. Только во время снежных буранов в суровые зимы он изредка заходит в бугристые пески, поросшие кустарником, где ищет защиту от леденящих ветров. Привязанность сайгака к равнинам с плотными почвами определяется его глубокими и древними приспособлениями к бегу иноходью. Такой тип бега позволяет сайгаку на ровной поверхности развивать скорость до 80 км/ч, но делает его беспомощным в пересеченной местности.

На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой

С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные.

После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.

Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.

Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет.

Глава № 2

Охрана сайгаков в Казахстане.

В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака.

1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем.

В Казахстане ведется огромная работа по охране и восстановлению численности сайгаков. Создаются охотничьи хозяйства, на которых обитают сайгаки.

Ведется работа с населением, в 2009 году была создана группа, которая читает лекции и ведет разъяснительную работу с население направленную на пропаганду бережного отношения к сайгакам и другим редким животным обитающим на территории Казахстана.

В Казахстане ведется авиаучет сайгаков, чтоб получить более точные сведения о численности данного вида и местах кочевий сайгаков.

С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков

Проведение мониторинга полевыми сотрудниками «казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия» позволяет собрать информацию по плодовитости, половому соотношению новорожденных, смертности сайгачат в первые дни жизни, а также по местам окота. Подготовлены карты мест окота сайгаков, выясняются закономерности их размещения.

Глава №3

Анализ факторов влияющих на современное состояние популяции сайгаков .

В данной главе я рассмотрю факторы влияющие на состояние популяции сайгаков. Факторы могут быть самые разные, как факторы неживой природы, так и факторы живой природы и деятельность человека. Анализируя полученные сведения из различных информационных источников я установила, что к абиотическим факторам можно отнести

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха, механический состав почвы, рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона; химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения) и биотические - влияние растений; влияние грибов, влияние животных, влияние микроорганизмов и самое огромное созидательное и разрушительное воздействие на популяции сайгаков оказывает деятельность человека..

Абиотические факторы.Климат. Анализ метеоданных показал, что с середины ХХ в. в происходит незначительное повышение температуры и увеличение ежегодного количества осадков. Климатические условия в годы как высокой, так и низкой численности сайгаков остаются неизменными. Следовательно, можно сделать вывод, что климатические условия не оказывают значительного влияния на численность сайгаков в исследуемом регионе.

Изменение растительного покрова. К настоящему времени в местах основного обитания сайгаков произошли существенные изменения растительного покрова, вызванные в основном хозяйственной деятельностью и обширными пожарами, которые представляют собой серьезную опасность для этих животных (уничтожение кормовой базы и прямая гибель). С другой стороны, пожары оказывают положительное влияние на кормовые условия - уничтожение огнем сухой ветоши ковылей способствует их лучшему отрастанию и вегетации молодых растений.

Биотические факторы. В последние годы в зоне обитания сайгаков увеличивается количество волков, которые сильно влияют на численность популяции сайгаков

Антропогенные факторы.

физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные связанные с отношениями людей и жизнью в обществе. Браконьерство.

Проведя данную работу с информационными источниками можно сделать вывод, что большее влияние на численность сайгаков оказывает именно человек. Браконьерство наносит огромный ущерб. В результате бесконтрольной добычи взрослых самцов нарушилась половозрастная структура популяции сайгаков, что привело к значительному увеличению яловости самок.

Глава №4

Тема сайгака как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов.

Перед тем как написать данную главу, мной при помощи руководителя проекта было проведено тестирование среди учащихся 5-6 классов в школе. Основными вопросами были:

    Кто такие сайгаки? Из 80 пятиклассников 95% процентов ответили правильно, а из 65 шестиклассников 90%, что позволило сделать вывод, что учащиеся интересуются животным миром Казахстана.

    Где обитают сайгаки? Все учащиеся дали правильные ответы.

    Знаете ли вы произведения в которых затронута тема сайгака, как уникального творения природы? 5% от общей массы учащихся 5-6 классов назвали роман Ч.Айтматова «Плаха».

    Слышали ли вы из средств массовой информации о том что на территории Казахстана происходит сокращение численности сайгаков? Только 21% от общей массы учащихся интересуются проблемами, связанными с развитием и сохранением биоразнообразии в Казахстане.

Исходя из полученных данным можно сделать вывод, что нужно отводить больше времени на проведение разъяснительной работы среди школьников, проводить в библиотеках выставки книг, в которых есть произведения связанные с описанием сайгаков.

При работе над проектом, мы с родителями и руководителем проекта просмотрели много произведений . Конечно, есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.

Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле ? « …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи,шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,а вертолёты корректировали сверху цель и движение… » Ч.Айтматов в своем произведении показал страшную картину уничтожения сайгаков людьми. Еще очень много встретилось нам различных поэтических произведений по данной теме: Д.Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака, или расстрелянное утро», Г.Кукареки « Сайгаки» и А.Л.Дагаев обращается к нам со словами: «Люди, сайгаков спасайте!»

Человечество должно задуматься о братьях наших меньших и о том, что сохранить наследие предков, животный и растительный мир в Казахстане, это прямая обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Заключение. Выводы и перспективы .

Изучение данной темы открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев, раскрыло красоту и богатство родной степи и её обитателей. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды . Поэты и писатели в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:

- бережное, ответственное отношение к природному миру;

- защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;

- формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить этот природный мир для потомков.

Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих одноклассников, младших школьников. А так же дальнейшее изучение материалов о сайгаках.

Список использованных источников и литературы

8. Д. Шанаев. Сказка о сайгачонке. Элиста, 1986 г.

9. Чингиз Айтматов, "Плаха", роман. Москва, "Молодая гвардия", 1987

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама