THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, закрепить знания детей о дымковской игрушке

Развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы . Активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек, их материалов из которых они изготовлены .

Закреплять умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение создавать узоры, используя круги, колечки, клеточки, волнистые линии, точки. Закреплять умение аккуратно работать.

Ход НОД

Звучит русская народная мелодия(для организациидетей)

Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель: «Кто там?

Вносит в группу посылку

» Воспитатель достает игрушки из посылки и расставляет их на стол. Беседует с детьми. Дети отвечают на вопросы:

Что это за игрушки?

Рассматривание игрушек:

1. Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

2. С подстриженной гривой,

Скачет ретиво,

Чуть шпорами тронь,

Кто же это (конь).

3. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

4. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Дети рассматривают дымковскую барыню, коня, индюка, козлика, курочку, петушка. Назовите, какими элементами дымковской росписи эти игрушки расписаны?: кружочки, полоски, точки, квадратики, волнистые линии.

Как называют эти игрушки (дымковские)

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

Почему их так называют?

А почему село Дымково так называется?

А как еще можно назвать эти игрушки? (глиняные)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

физминтка

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Давайте сделаем игрушку»:

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: - Предлагаю вам сегодня ненадолго стать дымковскими мастерами. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь (дети рассаживаются за столами).

. Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Ответы детей: Всегда только белые)

Воспитатель : А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей : прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка )показ элементов росписи

Воспитатель : Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей )

Воспитатель : Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

( Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель: Какими приёмами выполняются узоры? (Ответы детей: Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

А теперь я предлагаю положить перед собой силуэт барышни и приступить к его раскрашиванию, как мастера

Выполнение работы детьми

Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
- Кто хочет рассказать о своей работе?
- какие элементы ты выбрал?
- какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
- Какие работы других детей вам понравились больше всего?
- Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)

Дети рассказывают о своей игрушке и высказывают свое мнение о работах товарищей, отмечая оригинальность узора, разнообразие его элементов, цветовых сочетаний, аккуратность работы.

Воспитатель: Давайте мы с вами подарим эти работы малышам и расскажем им что это такое Дымковская игрушка

Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, кружочки, колечки, волнистые линии.
2. Расширять и углублять знания детей о дымковской игрушке.
3. Закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.
4. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа.
Активный словарь: ярмарка, барышня, козел, баран, лошадь, индюк, узор, колечки, кружочки, точки, птички.
Пассивный словарь: честные господа, горные отроги, дымковские игрушки, задорные, коробейник, мастерская, короб.
Материалы.
Демонстрационный материал: иллюстрации, дымковские игрушки, короба.
Раздаточный материал: глиняные птички на каждого ребенка, подставки, палитра, гуашь, салфетки, кисточки, фартуки и нарукавники на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, рассказ о селе Дымково, о мастерах, рассматривание дымковских игрушек.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Посмотрите ребята у нас в группе красиво как на ярмарке.
Коробейник.

Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.

Кони глиняные мчатся
На подставках что есть
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустили.

Через горные отроги
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Фью-ти, фью-ти гнезда вью.

Воспитатель.

Здесь в ярком узоре в раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть и легкое веселье
Которые с виду просты.

Сегодня мы с вами попали на ярмарку. Кто знает, что такое ярмарка?
Дети. Ярмарка - это большие торги, которые устраивают в одном месте и в одно время с весельем, развлечениями.
Воспитатель. На ярмарке люди покупают товар, веселятся недаром в народе говорят: «Шум как на ярмарке».
А в какое время устраивались ярмарки игрушек?
Дети. Ярмарки игрушек устраивались весной.
Воспитатель. Перечислите, какие игрушки вы видите на нашей ярмарке?
Дети. Козел, баран, лошадь, барышня, индюк.
Воспитатель. Из какого материала они сделаны?
Дети. Эти игрушки сделаны из глины.
Воспитатель. Как называются эти игрушки?
Дети. Глиняные.
Воспитатель. Давайте с вами вспомним, где делали эти игрушки?
Дети. Село Дымково.
Воспитатель. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до вечера позднего: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили играли на лугу, песни пели. Не было у них таких игрушек, как у вас.
И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписывали красками. Так появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные - полюбились они детям. Посмотрите на наши игрушки и скажите, какое настроение создают они?
Дети. Веселое.
Воспитатель. А как мастера передали нам радостное настроение?
Дети. Игрушки яркие, светлые.
Воспитатель. Давайте ребята получше присмотримся к ним полюбуемся яркими игрушками. Скажите, какие цвета использовали мастера для росписи дымковских игрушек?
Дети. Желтый, синий, красный, золотистый.
Воспитатель. На каком фоне расположены элементы росписи?
Дети. Белом.
Воспитатель. Какими узорами украшены игрушки?
Дети. Колечки, кружочки, точки.
Воспитатель. Берет в руки игрушку и спрашивает: «Как расположены узоры?»
Дети. Рядами.
Воспитатель. Какой крупный элемент встречается в узоре каждой игрушке?
Дети. Кольцо.
Воспитатель. А какой самый мелкий элемент встречается в узоре игрушки?
Дети. Точки.
Воспитатель. Какие у нас яркие, веселые, задорные игрушки а ярмарке. А еще на ярмарке было веселье. Мы сейчас с вами тоже повеселимся и поиграем в игру «Карусель» .

Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два-
Вот и кончилась игра.

Понравилось вам кататься на веселой карусели. Ой смотрите, какой грустный коробейник. Что с тобой случилось, расскажи нам. Короб. Я нес в подарок малышам игрушки, но они такие грустные. У вас игрушки веселые, разноцветные, задорные. А у меня игрушки грустные, как я подарю их малышам.
Воспитатель. Ребята давайте подумаем, чем можем помочь коробейнику?
Дети. Расписать игрушки.
Воспитатель. Давайте превратимся в дымковских мастеров и распишем глиняных птичек. «Раз, два, три покружились в дымковских мастеров мы превратились». А вот наша мастерская и рабочая одежда. Давайте оденем рабочую одежду и приступим к работе. Занимайте свои рабочие места и как настоящие мастера мы будем расписывать птичек для малышей. Не забудьте, что нужно правильно держать кисточку, и правильно выбирать элементы узора, а ты коробейник присоединяйся и помоги нашим мастерам. (В процессе росписи птичек оказывать индивидуальную помощь тем детям, которые в ней нуждаются . Одобрять тех кто самостоятельно выполняет задание.)

Полюбуйтесь Какие у вас красивые, веселые, задорные, пестрые птички получились. Вот за это и любит народ дымковскую игрушку.
А теперь ребята поставим птичек коробейнику в короб и превратимся опять в ребят. «Раз, два, три покрутились и в детей мы превратились».

Спасибо ребята за красивых птичек. А сейчас я пойду к малышам и подарю красивых птичек и расскажу им какие вы настоящие мастера. До свиданья ребята, до свиданья гости дорогие!
Воспитатель. До свиданья приходи к нам еще.

Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.

Ребята, где мы с вами сегодня были? Что видели? Чем занимались?
Мы сегодня с вами сделали доброе дело. Расписали птичек для малышей: Какие они красивые. Молодцы ребята. Сегодня мы еще раз побывали дымковскими мастерами, и вы очень хорошо справились с этой работой. Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети. До свиданья!

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема: Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов:промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Тогда отправляемся.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

Здравствуйте, ребята,

Вы меня узнали?(Да)

Я Петрушка – веселушка,

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

Воспитатель

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Петрушка:

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется -

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

Назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

Расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

Назовите, какие элементы узора (точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(филимоновская,матрешка, дымковская).

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку (по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети: Мастера.

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель : Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,

Которыми играют.

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

Молодцы!

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.

Там ремеслу обучат - будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  • Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель: А затем? мастерицы... правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.

Воспитатель : Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание, что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним.

Звучит народная музыка. Дети танцуют.

Петрушка: Всем спасибо за веселье,

Что ж прощаться нам пора

До свиданья, детвора!

Воспитатель: Открывала ярмарка двери нам,

А теперь, друзья, до свиданьица,

С нами ярмарка наша прощается.

Ребята, скажем все до свиданья!


Программное содержание:

1. Уточнить знания детей об элементах дымковской росписи.

2. Учить составлять узор из отдельных элементов дымковской росписи на прямоугольнике.

3. Продолжать учить правильно набирать краску на кисточку, вести кисть по ворсу. Познакомить с приёмом «тычок».

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.

5. Расширять знания об окружающей действительности.

Словарная работа: дымковская, тычок, барышня, расписной,

изящный, волнистый, горошки, полоски, разноцветный.

Материал и оборудование: бумага белая, мольберт для показа рисования, краски гуашь, палитра, кисти мягкие, подставки для кисточек, мягкие тряпочки, баночки с водой, образцы дымковской росписи и иллюстрации.

Дети сели все правильно, спинки выпрямили. Сегодня на занятии… (слышится русская народная мелодия).

Ой, ребята, что это такое? Посидите тихонько, а я сейчас схожу, посмотрю.

Воспитатель вносит дымковскую игрушку.

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Это дымковская игрушка. Давайте скажем все вместе «Дымковская игрушка». Такие игрушки делают в селе Дымково. Они бывают разные: веселые румяные барышни, расписные кони, изящные олени. Основными элементами дымковской игрушки являются: широкие и тонкие полоски, горошки, колечки, волнисты линии. Все дымковские игрушки делают из глины. Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать элементы дымковской игрушки.

Посмотрите, чем эта игрушка расписана? – Полоски.

Ребята, какого цвета полоски? – Правильно полоски желтого цвета.

Посмотрите внимательно, как я их буду рисовать. Беру кисточку в правую руку, указательный пальчик пляшет на кисточке сверху. Левой рукой придерживаю бумагу. Набираю желтую краску, веду кисточку сверху вниз по ворсу. Посмотрите ещё раз, кисточкой веду сверху вниз.

Полоски можно рисовать и слева направо.

Полоски могут быть красного, желтого, зеленого цвета.

Что я нарисовала, Женя?

А теперь я буду рисовать горошки. Посмотрите внимательно. Беру круглую палочку в правую руку, левой рукой придерживаю лист, набираю краску. Конец палочки смотрит в потолок. Я рисую красные горошки. Этот прием рисования называется «тычок». Давайте все вместе скажем – тычок. Молодцы!

Возьмите в правую руку кисточки, давайте в воздухе нарисуем полоски, ведем кисточки сверху вниз. Ещё раз. И слева направо.

А теперь наберите краску и приступайте к рисованию (воспитатель даёт индивидуальные указания).

Физкультурная минутка:

Всем ребятам надо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево,

И садитесь вновь за дело.

Заканчиваем рисовать полоски, начинаем рисовать горошки. Дети заканчивают рисовать.

Посмотрите друг у друга, ребята. Видите, какие красивые, интересные работы у вас получились.

А теперь давайте все тихонечко встанем, возьмем все свои работы и разложим на столе. Скажите мне, какие работы вам больше всего понравились?

Света, какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

Любовь Колыхалова
НОД по рисованию «Дымковские игрушки» (средняя группа)

Задачи : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски) . Закреплять умения : концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги , дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке . Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Предварительная работа :

Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них ;

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки » ;

-рисование элементов дымковского узора ;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки ;

Разучивание стихотворений о дымке .

Материал, инструменты, оборудование :

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде) ;

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь) ;

Народная мелодия;

Образцы элементов дымковской росписи .

Силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик) -на выбор ребёнка;

Гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя;

Игровая мотивация;

Музыкальное сопровождение;

Напоминание о технике рисования ;

Наблюдение за работой детей;

Индивидуальные объяснения;

Анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение : запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек ) .

На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково )

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом .

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали !

В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке . Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки . Возможно, от этого и возникло название Дымково , а игрушки стали называть дымковскими .

Вот эти игрушки ! (показать)

Игрушки не простые , а дымковские , расписные!

Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера !

Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь) .

У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры . Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других : у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги , кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать) .

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

Барыни важные!

Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек . Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

Для чего нужны дымковские игрушки ? (есть игрушки с которыми играют , а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины , затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми . Когда игрушки остынут , их покрывают белой краской, затем «наряжают» . Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Предлагаю вам стать дымковскими мастерами ! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек . Согласны быть дымковскими мастерами ?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

Приглашаю в художественную мастерскую!

Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво , ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Анализ работ.

Вот он дымковский хоровод ! Сколько в нём много разных игрушек ! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама