THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Развитие ассоциаций.

Игра «Назови «лишнее» слово».

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди существительных.

Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.

Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.

Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, весна, осень, лето.

Мама, подруга, пап, сын, бабушка.

Море, озеро, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.

Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр.

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.



Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог.

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

Дом, сарай, изба, хижина, здание.

Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.

Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.

Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.

Месяц, день, год, небо, час.

Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.

Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

Минута, секунда, час, вечер, сутки.

Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имён прилагательных.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, слушал, ринулся, накинулся.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибыл, убежал, прикатился.

Пришёл, пожаловал, смотрел, явился.

Выбежал, вошёл, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошёл, подошёл.

Разложи картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья.

Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца») ; стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево») ; бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова») ; хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья» . У каждого ребёнка по 1-2 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).

Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).

Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).

Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).

Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).

Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).

Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).

Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).

Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).

Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).

Шапка – голова, сапог – (щётка, мальчик, нога).

Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот).

Гвоздь – молоток, шуруп – (отвёртка, шуруп, доска).

Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель).

Кошка – котёнок, курица – (утка, петух, цыплёнок).

Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево).

Курица – петух, кошка – (котёнок, кот, молоко).

Машина – шофёр, самолёт – (машинист, лётчик, небо).

Чтение – буква, счёт – (задача, число, вопрос).

Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Салат, крапива, морковь.

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Послушайте слова. Какие из них обозначают домашних животных?

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, телёнок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осёл, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолёт, скамейка.

Автобус, дорога, вертолёт, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

9. Догадайтесь, каким будет четвёртое слово (смысловые ряды):


Электричество – выключатель, вода – …


Гвоздь – молоток, шуруп – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Человек – ребёнок, собака – …

Птица – гнездо, человек – …

Птица – яйцо, растение – …

Дом – крыша, книга – …

Квадрат – куб, круг – …

Огонь – пожар, вода – …

Зерно – амбар, деньги – …

Одежда – голый, обувь – …

Резина – шина, сталь – …

Утро – ночь, зима – …


Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелёк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

10. Где и для чего можно применить предмет, который я назову:

Например, КНОПКА: 1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленькую окружность (круг);

5) положить на стол и т.д.

Гвоздь – …, ботинок – …, помидор – …, шнурок – …, одеяло – ….

Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Игра «Назови части».

Возможны два варианта:

а) по картинке;

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик - …, дом - …, дерево - ….

Отгадай предмет по названиям его частей.

Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Объясни, что общее у предметов.

У двух предметов: огурец, помидор – (овощи);

ромашка, тюльпан – (цветы);

слон, муравей – (животные).

У трёх предметов: мяч, солнце, шар;

тарелка, ваза, чашка;

лист, трава, крокодил.

Угадай обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?

Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Игра «На что похоже».

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения):

Белый снег похож на (что?) ….

Синий лёд похож на ….

Густой туман похож на ….

Чистый дождь похож на ….

Блестящая на солнце паутина похожа на ….

Слова для справок : вата, пух, стекло, белый дым, слёзы, серебро.

30. Игра «Закончи предложение» («Подбери сравнение»):

Земля покрыта снегом, как ….

Лёд блестит у берега, как ….

Туман стелится у берега, как ….

Дождинки текут по лицу, как ….

Игра «Кто как ест».

Кошка лакает молоко.

Корова жуёт сено.

Собака грызёт кость.

Курица клюёт зерно.

Игра «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днём? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)

Отгадать названия животных.

Мычит (кто?) …, хрюкает …,

лает …, ржёт …,

мяукает …, блеет ….

Игра «Чье это жилище?»

На доске картинки. Слева – картинки изображающие жилища животных и самих животных около них, справа – изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что незнайка перепутал домики животных. Надо им найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища.

Нора – для лисы, для мышки; берлога – для медведя; дупло – для белки или совы; гнездо – для птиц; скворечник – для скворца; логово – для волка; коровник – для коровы и телят; конюшня – для лошади и жеребят; свинарник – для свиньи и поросят; крольчатник – для кроликов; будка (конура) – для собаки; овчарня – для овец и коз; птичник – для домашних птиц; курятник – для кур; хлев – для домашних животных.

Развитие ассоциаций.

Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовёте первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, детящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

Занятие кружка « Мир логики»

Тема: Классификация.

Цель: - на основе мыслительных операций

(выделение существенных признаков, сравнений)

научить механизму мыслительной операции классификация.

Задачи :

Учить рассуждать, давать определения, находить закономерности;

Развивать память, внимание, логику мышления.

Прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией.

Ход занятия.

Психологический настрой.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай внимательно,

Поймешь всё обязательно.

1. Мотивация.

Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики».

Правильный ответ - хорошо! Неправильный ответ - тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает.

Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения!

2. Мозговая гимнастика.

Качание головой.(стимулирует мыслительные процессы)

Ленивые восьмерки.

Зоркие глазки.

3.Умственная разминка .(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)

А)дать общее название группе слов:

Зима, осень, лето -…. .(времена года)

Клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)

Футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)

Апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)

Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир)

Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)

Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)

Стихотворение, рассказ, повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений)

Б) Задание на внимание . (воспринимается на слух).

*Угадай слово по первым буквам: называю слова.

Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец )

Кто такой мудрец?

мудрец -это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.

*Угадай слово по последним буквам:

Мысли, город, поле, семья (идея)

Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.

В) Задание на развитие внимания, памяти.

1.Филворд»Цветы»

Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.

К А М Я И Н У Т Е П

А Д Б Н И Г Р О Е Г

О Н О Р Х И Д Е Я Ж

М В Я И Л И Л Н Е Б

Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А

А С Т Р А Н О П Р А

М К Л А З О Р А В Д

Б В Н А Р Ц И С С Е

(мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс)

2.Выбери подходящее слово:

А) берлога- гнезда;

Дом- (человек, медведь, шалаш, птица);

Б) ссора-война

Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник);

В) человек- сердце

Машина- (руль, мотор, колесо, бензин);

Г) цветок- букет;

Птица- (небо, синица, отлет, стая).

3.Подготовка к восприятию новой темы.

Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта.

(Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза)

Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица).

4. Изучение нового материала.

А) понятие «классификация» .

Можно ли слово деревья разделить на группы?

(да, лиственные и хвойные)

Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?

растения


Окружающий мир

Живая природа
А группа «растения»?

В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх)

Окружающий мир

Живая природа

Растения

Лиственные хвойные

Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция?

Классификация- это и есть тема нашего занятия.

Б) Составление определения классификации .(На индивид. листах )

Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова.

1.Классификация-это________________

понятий на группы по _____________ признакам

Классификация- деление понятий на группы по общим признакам.

В) Сообщение цели урока.

Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация». Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции:

Выделение существенных признаков;

Сравнение;

Обобщение.

Г) Игра «Исключи лишнее понятие»

Задание 2.

*Час, минута, четверг, год.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

Дети работают самостоятельно. Проверка

Почему в последнем задание было несколько ответов?

Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации

5. Физминутка (Иллюзии)

Д) Определение основание классификации .

Задание 3. Вставь пропущенное слово.

Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы.

Дополнительно

Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

Задание на доске:

Морж Лось

Тюлень Рысь

Белый медведь Волк

По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.)

Задание 4. Разделение.

1)По какому признаку разделили слова : водопад, пшеница,

рыбак, луноход, рыболов, колесо?

Водопад пшеница

Луноход рыбак

Рыболов колесо

2) По какому признаку разделили числа: 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510?

454, 224 , 908 5354, 1615, 3510

Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем

2) трехзначные числа; четырехзначные

Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации.

Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Ответ: 1) слова с корнем –зим - и слова с корнем –цвет -

2) три группы : существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно.

Разделить фигуры на группы .

Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4

2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.

7. Рефлексия.

Для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?

(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)

Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению.

Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

8. Итог урока.

Какую операцию сегодня отрабатывали?

Что такое классификация?

Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы (выбрать основание)?

9. Д.з. (на индивидуальном листе)

Наше занятие закончено. Всем спасибо!

Индивидуальный лист учащегося

Тема: Упражнения в классификации .

1.Классификация- это________________ понятий на группы по _____________ признакам.

2.Исключи лишнее понятие.

*Час, минута, четверг, год.

*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.

*Яблоко, вишня, апельсин, груша.

*Лебедь, утка, курица, гусь.

3.Основание классификации это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы.

5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

6.Домашнее задание . Раздели на 2 группы слова:

радость, грусть, самостоятельность, эгоизм, восторг, трудолюбие, обида, доброта.

Составитель - учитель начальных классов осш №10

Коршунова Татьяна Фёдоровна

г.Балхаш 2014г.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.
С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.
Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.
Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).
Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.
Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.
Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Вариант №1
Установка: (в качестве примера).
Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;
Зеленый – цветы;
Жёлтый – овощи;
Розовый – фрукты; и т.д.
В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.
На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.


№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.
Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.
Взрослый говорит:
Красный грузовик везет 1 предмет;
Желтый – 2;
Красный - 3; и т.д.
Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

Вариант №2.
На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.
Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".
Играют дети 4-7 лет.
Для игры берем только фургоны.

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).
Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.
После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.
Вариант №1.
В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;
В синем – У;
В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.
Установка:
В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:
В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;
В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.
Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет.

Вечкилева Людмила Петровна

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию

и группировку для построения количественной модели натурального числа

Проблемаразвития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения).

Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку.

Задания на классификацию для детей средней группы

Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением ) и чем отличаются (цветом ). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов,

спрашивает: как называются фигуры (круги ), чем похожи (величиной ) и чем отличаются (цветом: синие и красные ). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины ).

Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной.

Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет).

Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги ). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется ).

Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги ). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется ).

Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга ), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг?

Чем похожи и чем отличаются?

Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет)

Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура

лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты ). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру ). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата ). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй… ).

Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники ). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника ). Сколько всего фигур? (Одиннадцать ).

Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла ).

Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов ). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла ). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники ).

Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла ).

Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся

группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла ).

Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д.

Используемая литература.

Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М. «Просвещение»1998.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000.

Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996.

1.5 Развитие операции классификации у дошкольников

Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности - игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.

Свойство - это сторона предмета, которая указывает на различие или сходство его с другими предметами .

Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно-осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами .

На основе объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др.

На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение - один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка .

Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство.

Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.

Первый этап - развитие совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру: «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т.д. По типу игр с одним, двумя, тремя обручами детям предлагается расселить рыбок в аквариумы, рассадить цветы на клумбы и т.д. Например, на одной клумбе посадить все жёлтые цветы, на другой - все не толстые, на третьей - все маленькие. Или на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую - все треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками, а не на полянках.

По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам им предлагают более сложные варианты игры - классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живёт?», «Найди соседей», «Улицы города» и т. д. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут, стоять все большие дома, на другой - все некрасивые, а на третьей все четырёхугольные».

Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации по трём свойствам, к выделению закономерностей создания группировок .

Например, в игре «Заполни аквариумы» даётся задание запустить в каждый из двух (трёх) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами. Затем предлагается определить, какие «рыбки» попадут в сообщающиеся аквариумы. Если ребёнок ошибается - «рыбка уплывает» из аквариума.

На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный мешочек» детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа «Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую все треугольные». Ребёнок выбирает фигуры, обладающие заданными свойствами величины и формы, на ощупь, затем визуально проверяет правильность выполнения задания. Необходимо поощрять подробное словесное описание детьми предметов, умение выделять и классифицировать свойства зрительно и осязательно.

В результате первого этапа у детей развивается умение классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания. Умения комментировать свои действия.

Второй этап - совершенствование умения классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале.

Система проведения игр, их усложнения - те же, что и на первом этапе, однако на втором этапе дети классифицируют «жизненный» материал (рыбок, бабочек, цветы, дома, машинки и т.д.). Например, в игре «Садовники» материал включает набор цветов, отличающихся окраской (синяя, жёлтая, красная), формой лепестков (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная), размером (большой, маленький), наличием серединки (есть, нет). Все варианты сочетания этих свойств определяют количество данного материала - всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых чем-то отличается от других.

Задание: рассадить цветы на клумбы в соответствии с заданными свойствами; определить какие цветы будут расти на пересекающихся клумбах и высадить их.

В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать по заданным свойствам (одному, двум, трём) на «жизненном» материале и отражать свои действия в речи.

Третий этап - развитие у детей умений подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации. На этом этапе предлагается придумывать содержание дидактического материала и самостоятельно подбирать основания для классификации.

Глава II. Исследование обучаемости детей старшей группы

Констатирующий эксперимент

2.1 Изучение индивидуальных показателей обучаемости

Цель эксперимента: выявление способности дошкольников выполнять операцию классификации.

1. Проведение методики для выявления уровня сформированности операции классификации у дошкольников;

Поскольку в дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление, то и обследование необходимо производить в наглядной, действенной форме - в форме работы с картинками. При изучении классификационных умений должны использоваться следующие правила:

1. Работа с каждым ребенком индивидуально;

2. Предварительное установление контакта с ребенком;

3. Четкая инструкция без обучающих моментов для выявления наличного уровня умений;

4. Не давать оценок;

5. Объекты на картинках должны быть знакомы ребенку;

6. Набор картинок для диагностики должен быть постоянным. При формировании операции классификации необходимо использовать другой набор картинок;

7. При отвлечении ребенка нужно повторить инструкцию;

8. Сложность заданий увеличивается от младшей к подготовительной группе, так как растут и возможности дошкольников;

Диагностика предполагает определение умения дошкольника составлять классификацию по заданному признаку, самостоятельно выделять объект и признак, на основе которых будет происходить классификация, умение находить общий признак у группы совершенно разных объектов.

Методика диагностирования операции классификации, как способа развития мышления, в настоящее время находится на стадии апробации и уточнения. Необходимо отметить, что при диагностике важно определять уровень умений классифицировать, а не уровень знаний ребенка. Поэтому диагностика осуществляется на знакомом ребенку материале. Важно, чтобы ребенок умел выделять объект, обследовать его и находить нужный признак, на основе которого можно составить классификацию.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №27 города Ельца в старшей группе. В эксперименте участвовали 10 детей: Маша Ж., Лена У., Юля О., Лолита Г., Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., Денис Д., Артем М.

С целью выявления индивидуальных показателей обучаемости детей старшей группы ДОУ №27 нами был проведен констатирующий эксперимент.

В данном случае использовался принцип создания детского варианта классификации (предложенный А.М. Шуберт и А.Я. Ивановой) , включающий различные по сложности обобщения и предполагающий дозированное оказание помощи.

Суть задания заключается в том, чтобы распределить все карточки на группы и каждой группе дать обобщенные названия: люди, животные, вещи, растения.

Техника проведения:

Для работы необходимы следующие карточки из стандартного набора предметной классификации; 1-море, 2-свинья, 3-платье, 4-ландыш, 5-лиса, 6-куртка, 7-мак, 8-уборщица, 9-голубь, 10-яблоко, 11-книги, 12-бабочка, 13- ребенок, 14-дерево, 15-кастрюля.

I этап. Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Бот лиса. Куда ее нужно положить? К этой? Или к этой?

а) Если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуационному или случайному признаку, то ему дается «обучающий урок»: взрослый сам укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил, и дает название собранной группе («животные»), в последующем требуя обобщенные названия других групп.

II этап. Предъявляется карточка - «яблоко». Ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу констатирующего эксперимента, помимо дозированной помощи, в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая психологом. Цель - проверка усвоения ребенком более общего понятия и применение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешивается в работу ребенка в указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

III этап. Начинается с последних 4 картинок (с 12-й по 15-го). На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточнение словесных формулировок), так как именно здесь и выявляются окончательные показатели обучаемости ребенка на материале данной методики. Помощь детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей (см. приложение №1).

Таблица №1

Уровень
Дошкольник Низкий Средний Высокий
Маша Ж. Х
Лена У. Х
Юля О. Х
Лолита Г. Х
Кирилл П. Х
Данил Б. Х
Никита Д. Х
Сергей З. Х
Денис Д. Х
Артем М. Х

Как видно из данных таблицы №1 только у двух дошкольников высокий уровень овладения операцией классификации (Данил Б., Сергей З.), а низкий уровень сформированности был выявлен у пяти дошкольников (Маша Ж., Юля О., Никита Д., Денис Д., Артем М.).

Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу:

Таблица №2

Исходя из данных таблиц №1 и 2 мы можем сделать вывод, что у 50% детей, участвовавших в проведенном нами констатирующем эксперименте уровень овладения операцией классификации низкий и нуждается в коррекции, что было осуществлено на втором этапе эксперимента.

Формирующий эксперимент

2.2 Обучение дошкольников классификации геометрических фигур

Цель: обучение детей операции классификации.

1. Проведение методики «Классификация геометрических фигур»;

2. Обработка полученных данных.

При формировании классификационных умений необходимо опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина . Согласно этой теории основной единицей мышления являются умственные действия, осуществляемые в трех последовательно развивающихся формах:

· практической,

· речевой,

· умственной.

Зная эти формы можно выделить этапы формирования любого умственного действия, в том числе и операции классификации:

· возникновение ориентационной основы действия;

· осуществление действия в практической форме;

· осуществление действия в плане громкой речи;

· свертывание громкоречевого действия;

· действие автоматизируется и осуществляется во внутреннем плане.

В играх и упражнениях, способствующих развитию операции классификации, мы использовали вышеуказанную последовательность.

Для проведения обучающего эксперимента нами была использована методика «Классификация геометрических фигур» . В эксперименте участвовали все дети.

Описание методики «Классификация геометрических фигур»

Методика представляет собой два набора по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур, различающихся по цвету, форме и величине. К первому набору (для основного задания) прилагается доска-таблица с изображением всех фигур.

Это картон размером 40х40 см с наклеенными на него фигурками и отдельные 24 карточки размером 5x4 см. Диаметр большого круга 45 мм, малого 30 мм, сторона большого квадрата 42 мм, малого 28 мм, сторона большого треугольника 42 мм, малого 28 мм, сторона большого ромба 42 мм, малого 25 мм.

В основном наборе представлены три цвета - белый, желтый, зеленый; четыре формы - квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера - большой и маленький.

Дополнительный набор (для аналогичного задания) состоит также из 24 карточек размером 5x4 см. Здесь представлены три формы - ромб, круг и пятиугольник по четыре цвета - красный, желтый, зеленый и синий; два размера - большой и малый.

Для проведения эксперимента необходим секундомер. Протокол оформляется по схеме (см. приложение №2).

Выполнение основного задания заключается в последовательном вычленении ребенком каждого из трех признаков карточек и группировке последних на основании найденного признака. «Уроки-подсказки» имеют общую схему для всех трех задач.

Первый «урок-подсказка» указывает на различие каких-либо двух конкретных карточек по одному признаку (в соответствии с той задачей, для которой проводится обучение). Второй «урок-подсказка» показывает сходство одной из первых двух карточек с третьей по этому же признаку. И третий «урок-подсказка» содержит объяснение принципа группировки: экспериментатор раскладывает первые несколько карточек на группы и объясняет принцип этой раскладки. Каждый последующий «урок» - совершение группировки экспериментатором - осуществляется в случае необходимости.

Требование к ребенку - дать завершающий словесный отчет: назвать тот признак, на основании которого выполнялась очередная группировка. Если ребенок не имеет достаточного словарного запаса для обозначения тех или иных форм или цветов, то возможны замены их названий условными, более легкими для произношения понятиями (ромб - «конфетка», пятиугольник - «домик» и т. п.). Основное внимание обращается на то, имеет ли это неправильное, или условное, название обобщающий смысл для ребенка.

Инструкция и порядок проведения эксперимента

0 этап. Ребенку издали показывают карточки, сложенные в колоду, и говорят: «Эти карточки тебе надо разложить на группы - подходящие с подходящими. Но сначала посмотри на эту доску - тут они все нарисованы - и подумай, как будешь делать». С этими словами ребенку предъявляется таблица в течение 30 сек. для свободной ориентировки. За это время экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протокол слова и действия ребенка. После этого периода доска-таблица убирается и больше никак в эксперименте не используется.

I этап. Основное задание. Его выполнение начинается с того, что ребенку дают в руки карточки в перетасованном виде.

I задача. Инструкция повторяется еще раз: «Разложи эти карточки - подходящие с подходящими; можешь сделать 3 или 4 группы». После этого в течение 30 сек. регистрируются самостоятельные действия и высказывания ребенка.

Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, наоборот, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать ему организующую помощь: «Выложи несколько карточек на стол» или «Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это отмечается.

В этот период времени ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, т. е. на 3 группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычленения цвета становится второй. Однако если ребенок не выделяет самостоятельно никакого признака и экспериментатор вынужден начать обучение, сделать это надо с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 сек. не начал группировать карточки, ему дают первый «урок-подсказку».

1 «урок». Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся между собой только одним признаком, и говорит: «Чем отличаются эти карточки? Чем они похожи? Они отличаются цветом - одна зеленая, другая красная». (Если ребенок сам не доканчивает мысль.) Это и есть содержание «урока» - указание на различие двух карточек по цвету. Далее фиксируются действия и высказывания ребенка в течение 30 сек. Если ребенок не начинает действовать правильно, то дается второй «урок-подсказка».

2 «урок». Из других карточек выбирается третья, сходная с одной из двух по цвету. Экспериментатор предъявляет ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту карточку - сюда или сюда?» Если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная».

После этого протоколирование дальнейших высказываний и действий ребенка в течение 30 сек. Если он по-прежнему не может уловить способа группировки, то следует третий «урок».

3 «урок». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав таким образом все три группы, говорит: «Сюда мы будем класть все красные, сюда - зеленые, а сюда - желтые». Содержанием третьего урока является показ и объяснение способа действия. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка.

В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, экспериментатор может продолжить обучение с интервалами в 30 сек. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующими словесными пояснениями самим экспериментатором. В протоколе отмечаются номер «урока» и дальнейшие действия ребенка.

По окончании раскладки регистрируется общее время, затраченное на это. Чтобы ребенок дал завершающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор может поставить вопрос так: «Ты хорошо разложил карточки на группы. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сформулировать принцип раскладки: «Значит, мы разложили карточки по цвету: зеленые, красные и желтые». Но в протокол заносятся слова ребенка.

II задача. Экспериментатор отбирает все карточки, перемешивает их и вновь предъявляет ребенку с инструкцией: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе - на четыре группы». (Если ребенок в первой задаче раскладывал на 4 группы, то конец инструкции может звучать так: «...на три группы».) После этого в течение 30 сек. в протоколе регистрируются самостоятельные поиски ребенка.

Здесь тоже в случае необходимости возможна организующая помощь экспериментатора: «Не спеши, выкладывай по одной» или «Выложи несколько карточек на стол». В протоколе это отмечается.

Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой задаче, это фиксируется в протоколе как «проявление инертности». Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 с правильная раскладка не начата, дается первый урок.

1 «урок». Экспериментатор отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся между собой только одним признаком (например, большой зеленый круг и большой зеленый квадрат), показывает их ребенку и говорит: «Чем отличаются эти карточки? Чем они похожи?.. - и после паузы продолжает: - Один - квадрат (кубик), другой - кружок» (если ребенок сам не может докончить мысль). Содержание первого «урока» - указание на различие двух карточек по форме. Далее в протокол заносятся последующие действия ребенка в течение 30 сек. Если правильная раскладка не начата, обучение продолжается.

2 «урок». Экспериментатор выбирает из других карточек третью, сходную с одной из первых двух по форме (например, большой желтый квадрат), и показывает ребенку со словами: «Эту карточку куда положим - сюда или сюда?..» И если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Положим ее к этому квадрату (кубику), потому что она тоже квадрат (кубик)». И далее регистрируются действия ребенка в течение 30 с. Следовательно, содержание второго урока - указание на сходство двух карточек по форме.

3 «урок». Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще две карточки разной формы и, начав таким образом все четыре группы, говорит: «Сюда мы положим все квадраты, здесь будут лежать треугольники, все кружки, а тут - ромбы («конфетки»)». Содержание третьего урока - наглядный показ и объяснение способа группировки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка.

В тех случаях, когда этой помощи оказывается недостаточно, можно продолжить обучение с интервалами в 30 сек. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующими словесными пояснениями, самим экспериментатором. Протоколируются номера «уроков» и действия ребенка после них.

По окончании раскладки отмечается общее время, затраченное на вторую задачу. Чтобы ребенок мог дать завершающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: «Ты молодец, правильно разложил все карточки. А теперь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не назовет признака, то экспериментатор должен сформулировать его сам: «Сейчас мы разложим карточки по форме: в этой группе все кружки вместе, в этой квадраты, здесь треугольники, там ромбы». Но в протокол заносятся слова ребенка.

III задача. Экспериментатор вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает ребенку в руки с инструкцией: «В последний раз разложи карточки на группы, тоже подходящие с подходящими, но иначе - так, чтобы получилось всего две группы». Затем 30 сек. протоколируются самостоятельные поиски ребенка.

Использование признаков предыдущих задач отмечается в протоколе как «проявление инертности» с указанием, каким именно признаком пытался воспользоваться ребенок. При необходимости можно оказать организующую помощь. Если ребенок не может найти признака группировки, то экспериментатор спустя 30 сек. начинает обучение.

1 «урок». Из карточек, лежащих на столе, экспериментатор отбирает две, отличающиеся между собой только одним признаком - размером (например, большой красный круг и маленький красный круг), и показывает их ребенку со словами: «Чем они отличаются? Чем они похожи?.. - и после паузы продолжает: - Они отличаются размером: одна фигурка большая, а другая - маленькая». Это содержание первого «урока» - указание на различие двух фигур по величине. Затем протоколирование дальнейших действий ребенка в течение 30 с и продолжение обучения в случае необходимости (см. приложение №2).

2 «урок». Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух по этому же признаку - величине (например, маленький зеленый квадрат), и предъявляет ребенку со словами: «Куда эту карточку?.. - и после паузы: - Положим ее к маленькому кружочку, потому что она тоже маленькая». Далее регистрируются действия ребенка.

3 «урок». Экспериментатор берет четвертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например, большой желтый квадрат), и говорит: «Все большие будем собирать вместе и все маленькие тоже рядом». Таким образом, объясняется принцип группировки по величине. Далее - протоколирование действий ребенка. Если необходимо, обучение можно продолжить с интервалами в 30 с. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующими пояснениями, самим экспериментатором.

Отмечается общее время, затраченное на III задачу. Чтобы ребенок дал завершающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: «Назови, какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?» Если ребенок не сможет назвать признак, то экспериментатор делает это сам: «Мы разложили фигурки по величине - большие в одну группу, маленькие - в другую». В протокол заносятся слова ребенка. После этого все карточки первого набора убираются.

II этап. Аналогичное задание. Ребенку предъявляется второй набор карточек со словами: «Ты уже научился складывать карточки. Эти - другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может проявиться лишь в том случае, если ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать вопрос: «А еще можно собрать их?» - стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируются общее время выполнения и результат самостоятельных действий ребенка.

Свободное перечисление всех трех признаков группировки оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценивается как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея, однако, сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в наглядно-действенной форме. Совершение только двух правильных группировок без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. При выделении ребенком менее двух (т. е. одного или ни одного) признаков классификации фигур аналогичного набора считается, что логический перенос отсутствует.

Оценка результатов «обучающего эксперимента» на классификации геометрических фигур в числовых показателях.

Как уже указывалось, в основу «обучающего эксперимента» было положено количество той дозированной помощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения определенного результата работы.

Схема количественной оценки была построена таким образом: чем хуже была обучаемость ребенка, тем большее количество помощи он получал и соответственно возрастало количество баллов, в которых оценивалась его обучаемость.

Общий числовой показатель обучаемости: ПО = ОР + ВП + ЛП

1. Ориентировка (ОР): активная - 0 баллов; пассивная - 1 балл.

2. Восприимчивость к помощи (ВП): каждый «урок» к новым задачам - 1 балл; каждое проявление инертности - 1 балл.

3. Способность к логическому переносу (ЛП):

а) отсутствие каждой словесной формулировки после выполнения классификации фигур - 1 балл;

б) полный перенос в словесной форме - 0 баллов;

в) частичный перенос в словесной форме - 1 балл;

г) полный перенос в наглядно-действенной форме - 2 балла;

д) частичный перенос в наглядно-действенной форме - 3 балла;

На основании данной методики мы провели формировании операции классификации у детей старшей группы (см. приложение №2). Полученные результаты отражены в таблице №3.

Таблица №3

Имя Общий числовой показатель обучаемости, (ПО)
1. Маша Ж. 4
2. Лена У. 1
3. Юля О. 4
4. Лолита Г. 3
5. Кирилл П. 1
6. Данил Б. 2
7. Никита Д. 2
8. Сергей З. 1
9. Денис Д. 5
10. Артем М. 2

Как видно из данных таблицы №3 самый высокий показатель обучаемости у следующих дошкольников: Лена У., Кирилл П., Сергей З., а самый низкий показатель обучаемости у Юли О., Дениса Д., Маши Ж.

Контрольный эксперимент

2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Цель: сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

1. Проведение методики для выявления и сравнения с ранее полученными результатами диагностики уровня сформированности операции классификации у дошкольников;

2. Обработка полученных результатов.

Для проведения контрольного эксперимента мы воспользовались методикой, которую использовали для проведения констатирующего эксперимента, но при этом мы изменили содержание карточек и свели до минимума помощь оказываемую дошкольнику.

Техника проведения:

Для работы необходимы следующие карточки из стандартного набора предметной классификации; 1-море, 2-коза, 3-платье, 4-ромашка, 5-заяц, 6-куртка, 7-колокольчик, 8-повар, 9-пингвин, 10-груша, 11-книги, 12-стрекоза, 13- ребенок, 14-елка, 15-чайник.

Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно разделена на этапы.

I этап. Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Бот заяц. Куда ее нужно положить? К этой? Или к этой?

а) Если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуационному или случайному признаку, то ему дается краткое пояснение.

б) Если ребенок собирает группу правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, то психолог дает верное объяснение или название.

в) Если при предъявлении следующей карточки (куртка) ребенок опять кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая помощь - уточняющий вопрос: «Может быть, лучше положить ее в другое место? Подумай, куда лучше ее положить?

Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)».

В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

II этап. Предъявляется карточка - «груша». Ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу констатирующего эксперимента, помимо дозированной помощи, в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая психологом. Цель - проверка усвоения ребенком более общего понятия и применение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешивается в работу ребенка в указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

III этап. Начинается с последних 4 картинок (с 12-й по 15-го). На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточнение словесных формулировок), так как именно здесь и выявляются окончательные показатели обучаемости ребенка на материале данной методики. Помощь детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей.

По результатам проведения методики оцениваются индивидуальные показатели обучаемости детей:

· высокий уровень – на выполнение методики было затрачено не более 5 минут, ребенок самостоятельно классифицировал группы;

· средний уровень – на выполнение методики было затрачено 5-8 минут, ребенок выполнял методику с незначительной помощью психолога;

· низкий уровень – на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут, ребенок выполнял методику с помощью психолога, затруднялся в названии групп предметов и вещей;

Полученные данные контрольного эксперимента отражены в таблице №4.

Таблица №4

Уровень
Дошкольник Низкий Средний Высокий
Маша Ж. Х
Лена У. Х
Юля О. Х
Лолита Г. Х
Кирилл П. Х
Данил Б. Х
Никита Д. Х
Сергей З. Х
Денис Д. Х
Артем М. Х

При анализе полученных данных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что не все дети старшей группы имеют достаточно сформированный процесс классификации, но при соответствующей работе с ними этот процесс можно сформировать. Об этом свидетельствуют результаты вычисления общего числового показателя обучаемости, которые отражены в таблице №5

Таблица №5

Общий числовой показатель обучаемости
Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
4 40% 5 50% 1 10

Данные таблиц №4 и 5 свидетельствуют о том, что показатели обучаемости дошкольников выросли, так, например, Лена У. и Артем М. имели низкий уровень обучаемости до проведения формирующего эксперимента, а в ходе контрольного эксперимента нами был выявлен средний уровень обучаемости у данных детей.

Заключение

Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

Экспериментальные занятия по овладению операцией классификации в ДОУ №27 г. Ельца были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, а именно операцией классификации, следовательно облегчать усваиваемость материала и активизировать умственные способности дошкольников.

Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования. Полученные результаты эксперимента подтверждают наши предположения о том, что не у всех детей удалось сформировать операцию классификации. У одного ребенка Маши Ж. оказались сложности в овладении операцией классификации, но в тоже время, ввиду недостаточности времени по формированию данной операции мышления, мы не можем утверждать, что этот ребенок не обучаем. Возможно, при более длительном обучении у него можно сформировать данную операцию.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций:

В целях совершенствования овладения операцией классификации целесообразна дальнейшая разработка новых методик и использования нестандартных задач.

Систематически использовать на занятиях задания, способствующие формированию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

Учитывать индивидуальные особенности дошкольника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа над формированием навыков классификации дошкольников дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации умственной деятельности дошкольников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

Воспитателям детских садов можно рекомендовать использовать различные методики на развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, сериации, обобщения и т.д., формирование всех сторон мышления, в первую очередь – развивать обучаемость детей. Также формирование всех произвольных процессов (внимание, память) способствует повышению уровня обучаемости.

Список используемой литературы

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

4. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983. - №2.

5. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения. Антонова Г.П. Икунина З.И. //Вопросы психологии, 1999, №2.

6. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. – Собр.соч., т.2 М., Педагогика, 1982.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

8. Г.С. Абрамова Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии//. М., 1966.

10. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992., кн.1.

11. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М., Высшая школа, 1966.

12. Д.Б. Богоявленская Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Детский психолог №6 Приложение к газете Приазовский край, Изд. Приазовский край, Ростов-на-Дону, 1993.

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. Т. II.

15. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. – В сборнике: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., Л., 1960.

16. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.

17. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

18. Кондратенко Т.Д., Котыло В.К., Ладывич С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев, 1986.

19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

20. Краткий психологический словарь: сост. А.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. Москва: Политиздат. 1985г.

21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983.

22. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка. – В книге: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966 г.

23. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: 2-е изд. - Московский психолого-социальный институт, 2003.

24. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В./ Москва, Просвящение, 1977 г.

25. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.

26. Немов Р.С. Психология, книга 2, М.: 1999.

27. Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

28. Обухова Л.Ф. Концепция Жака Пиаже: за и против. МГУ., 1981

29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

30. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1987.

32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

33. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва 1967г.

34. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.

35. Психологический словарь /Под. общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 1990.

35. Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н.Поддъякова/ Москва, 1985г.

36. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /под ред. Запорожец А.В./ М., 1965.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.

38. Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание., 1989, №3, 4.

39. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А./ М., 1978.

40. Хрестоматия по психологии. М., Просвещение, 1977.

41. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

42. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М. 1978.


Мотивационной сферы, которая является составной частью. Без мотивационной, познавательной и социальной зрелости невозможно успешное обучение в школе. Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников 2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников Отношение ребенка к учению наряду...

Готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе. 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей подготовительной группы 2.1 Организация и методы исследования Целью экспериментальной работы было изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к...

Исследовательской базой является детский сад общеразвивающего вида № 8 г. Комсомольск-на-Амуре. Основной целью исследования является определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе. Исследование проводилось в 3 этапа в течение 2 месяцев: 1. диагностика умственного развития до проведения дидактических игр (в приложениях по 1 картинке); 2. ...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама