THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1:502 1:507

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

1:1068 1:1073

На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле "Христос воскрес", крошили крашенки птицам.

1:2004

1:4

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

1:363 1:368

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

1:584 1:589

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки , то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

1:816 1:821

Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

1:976 1:981

Девушки, чтобы выйти замуж , должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

1:1263 1:1268

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем. Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

1:1818

1:4

Смерть в Пасху – это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

1:349 1:354

После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

1:636 1:641

А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: "Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

1:955 1:960

Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

1:1288 1:1293

Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

1:1485 1:1490

Хорошая примета на Пасху услышать кукушку - это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам - скорое замужество.

1:1724

1:4

Наши прадеды обязательно крошили кусочек освященного кулича птицам , призывая таким образом удачу и богатство.

1:214 1:219

Плохой приметой считается, если во пасхальной службы в церкви гаснет свеча, а вот если она догорела до конца службы и человек сам ее потушил, то это к добру.

1:511 1:516

В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых - отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

1:778 1:783

В Великий, или как его еще называют чистый, четверг каждая хозяйка устраивала в доме генеральную уборку и дочиста вымывала всю грязь. В народе говорят, что в грязный дом праздник не приходит.

1:1137 1:1142

Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами , на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.

1:1392 1:1397

Девушки в этот день наводили красоту - освященное красное пасхальное яйцо клали в воду, а потом этой водой умывались.

1:1617 1:4

Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге - это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

1:546 1:551

Мамы защищали своих детей следующим образом - начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

1:895 1:900

А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой , пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

1:1301 1:1306

Женщина, у которой никак не получается забеременеть , на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: "Кулич для детишек!". После трапезы этот кусочек крошили птицам.

1:1699

1:4

На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц . Выпуская, загадывали желание - считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

1:351 1:356

Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год - ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

1:650 1:655

Люди в возрасте всю Пасхальную неделю, расчесывая волосы, говорили следующие слова: «Пошли мне, Господи, столько же внуков, сколь волос на расческе».

1:933 1:938

Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи - по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

1:1206 1:1211

Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга , у кого яичко не разбилось, тот и будет "главой" семьи весь год.

1:1499

1:4

Если ваш ребенок капризен и плаксив , в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

1:215 1:220

Чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, крестьяне на Пасху зарывали в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.

1:458 1:463

Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу - это пророчило неудачи.

1:625 1:630

Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет;

1:893 1:898

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

1:1675

1:4

И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в этот светлый праздник.

1:158

Хорошая погода на Пасху считалась предвестником жаркого лета, облачная погода означала холодное засушливое лето;

1:372

Если на небе было видно много звезд, это означало, что еще будут заморозки;

1:512

По народным приметам если на Пасху уже весь снег растаял, значит урожай в этом оду будет богатый.

1:693

Также зажиточный год предвещали сильные дожди на пасхальной неделе.

1:823

Гроза на пасхальной неделе считалась приметой поздней и сухой осени;

1:954

Увидеть на Пасху разноцветный закат считалось отличным предзнаменованием и сулило большую удачу.

1:1139 1:1144

Приметы и заговоры к Пасхе

1:1202

С праздником Светлой Пасхи связано большое количество примет и заговоров.

1:1341
  • Если умыться водой, в которую опускали крашенное яйцо, то человек будет здоровым и пригожим.
  • Бодрствование в ночь перед Пасхой защищает от болезней, обеспечивает удачное и счастливое замужество, богатый урожай и охотничью удачу.
  • Если на на Пасху сделать семь подарков или совершите семь добрых дел, тогда Господь будет покровительствовать вам в течение целого года.
  • В Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.
  • Если на Пасху с левой руки и босиком дать поесть яиц и кулича тому, кто в доме болен, больной быстрее выздоровеет.
  • Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье» - выздоравливает даже тяжелобольной человек.
  • Чтобы жить богато, разменяйте на Пасху три раза подряд деньги. Когда разменяете их в последний, третий раз, бросьте мелочь в угол со словами: «Катись в красный угол серебро, Нам на богатство и на добро. Аминь.»
  • В канун Пасхи положите в каждый угол своей дома крашеное яичко и денежку, говоря при этом: «Как пасхальное яичко с рублем не выйдут из этого угла, так чтобы из моего дома не выходили деньги никогда. Христос воскрес, а моим словам Аминь.» Яйца на другой день съедают, а вот деньги нельзя тратить, пока не пройдет пасхальная неделя.

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»

Казанбаева Ксения

Связь традиций одного народа с православными традициями, и сохранившимися в народе язычискими обрядами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

«Пасха и качели»

Руководитель: Сидорова Марина Терентьевна, учитель истории и обществознания МБОУ Ташкирменской ООШ Лаишевского МР РТ

2017

Введение

  1. Праздник праздников.
  2. Качели и Пасха.
  3. Заключение.

Введение.

Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»

На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения пасхальных обрядов кряшен с. Ташкирмень.

В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Выявить и описать основные традиции народа, связанные с проведения пасхальных обрядов
  2. Рассмотреть основные проблемы сохранения обрядов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение, сравнение исторических источников.
  2. Проведение опроса жителей села Ташкирмень.

Были исследованы материалы Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г. Использованы интернет ресурсы.

Проведенная мной работа показала, что источники описывают традиции проведения праздника в общих чертах, присущих кряшенам в целом. Мы хотим показать особенность проведения праздника в нашем селе. Это и обуславливает новизну нашего исследования.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебно - воспитательном процессе школы.

  1. Праздник праздников.

В христианской традиции Пасха занимает особое место «Праздника праздников». Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Но существует и иная, «народная», традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

С Пасхой, как и с предшествующим ей Великим четвергом, связывался комплекс очистительных обрядов. Утром было принято умываться водой, в которую были опущены серебряные крестики, - «лицо глаже будет». С Пасхой связывались представления о святости воды в этот день. Одной из особенностей подготовки к Пасхе было украшение божницы и дома на праздник. При этом дом украшали не как обычно, развешивая в простенках полотенца, но и изготавливали специальные атрибуты и украшения.

Изучая тему, я обратилась за помощью к старожилам села. Они много мне рассказали о том, как идет подготовка к празднованию Пасхи. Как оказалось, мы до сих пор придерживаемся тех обычаев, которые были заложены нашими предками.

В традиции кряшен нашего села наибольшую значимость имеет крестный ход вокруг церкви и «встреча Христа», время первого произнесения пасхального приветствия «Христос воскресе!». Моя бабушка, Кузнецова Мария Ивановна, рассказывает, что раньше, в годы ее детства, пасхальная ночь, единственная в течение года, на которую распространялся запрет спать. Нарушался обычный распорядок времени, что имело особый символический характер. Праздничным обычно считалось всё время Пасхальной недели - от воскресенья до воскресенья. В Пасху запрещалась любая работа. Неделя перед пасхой была особенной: нужно дом помыть, все вычистить. А еще в эту неделю, начиная с понедельника, хозяйка считала, сколько яиц снесут курицы в этот день. Каждый день отводился кому- нибудь из домочадцев и, если вдруг куры сносили больше яиц, чем обычно, говорили, что этого человека Бог любит и год у него сложиться хорошо. Для детей в любой исторический отрезок Пасха особенный праздник и детям в этот праздник отводится важная миссия. Начнем с того, что на Пасху дети одевали все новое. Затем мальчики и девочки обязательно собирали крашенные яйца в красивые мешочки, сшитые специально для этого праздника. А первых вошедших в дом детей хозяйка сажала на подушку и дети говорили: «Йомыркагыз күп булсын, тавыкларыгыз исен булсын, чыбышләрегез исен-сау, матур булсын». Хозяйкам особенно нравилось, когда первыми в дом приходили мальчики. Это сулило много яиц и хороший приплод цыплят. Когда дети обойдут всех родственников они собираются на пригорке, считают, кто сколько яиц собрал, обедают и начинают играть: катать яйца с горы: у кого дальше прокатится, тот и выиграл. Или яйцом стараются сбить другие. Что заденешь - то твоё. Эти традиции в нашем селе поддерживаются до сих пор. Обычно до обеденного времени хозяйки ждут детей, а затем и сами начинают ходить друг к другу в гости.

  1. Качели и Пасха.

В моем родном селе Пасха не проходит без качелей. Качели устанавливают в день перед Пасхой. Занимаются этим молодые парни. Установка качелей дело сложное, сопряженное с тяжелой физической нагрузкой. Сегодня в селе Ташкирмень отведено специальное место для качелей, а раньше их устанавливали в разных местах и были они не такими большими, как сегодня. Катание на качелях – это забава молодежи. Но самое интересное, что качели ставили на определенный период. Вот меня и заинтересовало, как связаны качели и Пасха?

Изучив литературу, интернет источники, я не нашла информации о том, какие еще народы ставят качели на Пасху. Не найдя в литературе нужной информации, я опять обратилась к старожилам нашего села.

Самый старый житель нашего села Ануфриева Мария Ивановна, которой 93 года рассказала, что качели были всегда. Ставили их даже вовремя Великой Отечественной войны, но были они небольшими. Назначение качелей доподлинно никто не помнит. Одни говорят, что качели – это всего лишь молодежная забава, другие - связывают качели с весной, с солнцем, а третьи утверждают, что качели это некий символ перехода природы из состояния зимы, и призыв солнца. Ведь катались на качелях отчаянно, выделывая «солнышко» или «полусолнце». Тем не менее, качели у кряшен нашего села это одновременно и символ Пасхи, хвала воскрешения Иисуса Христа и его вознесения, и символ весны.

Отрадно, что качели устанавливают и в наше время. Процесс это довольно трудоемкий. Необходимо подготовить 7 бревен, не толстые, но длинные. Самым подходящим деревом является сосна. Парни за неделю готовят бревна, обтесывают их.

А в субботу, перед Пасхой, весь день занимаются их установкой. С двух сторон устанавливают по три бревна, крепко связывают их сверху канатом.

И начинается катание на качелях!!! Правда, бабушки предупреждают, что кататься на этих качелях нужно только в послепасхальную неделю. А дальше качели могут навредить духовному состоянию человека, ухудшить его благосостояние.

Заключение.

Качели на Пасху – это отголосок язычества кряшен. Однако, сегодня этот символ стал атрибутом православного праздника Пасха в кряшенском селе Ташкирмень. В данной работе мной выявлено, что кряшены села Ташкирмень не просто помнят обычаи своих предков, но используют их в современной жизни. «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!» Я полностью согласна с этим высказыванием. И для меня моя малая Родина – это качели на Пасху.

Список использованной литературы.

  1. Ф.С.Баязитова «Говоры татар-кряшен в сравнительном освещении», Москва, «Наука», 1986г.
  2. Максим Глухов-Ногайбек «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» Казань, издательство «Ватан», 1993г.
  3. Ю.Г. Мухаметшин «Татары-кряшены», Москва, издательство «Наука», 1977г.
  4. Интернет ресурсы
  5. Воспоминания старожилов села.

Приметы и обряды Пасхи Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает. Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори. Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше. Ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, или, тем более, в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов. Понедельник В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей. Вторник Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков. Среда Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. Четверг (Великий четверг) Править волосы пора! В этот день впервые стригли младенцев. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль». Ею раньше лечили себя, а также своих родных и близких. Из этой же соли делали обереги для семьи, скота, огорода, дома. Четверговая соль, собранная с трех дворов - излечивает даже смертельные болезни. В Чистый четверг необходимо пройтись по своим знакомым и друзьям и попросить по маленькой горсти соли. Можно не просить соль ни у кого, а высыпать пачку соли на сковороду и жарить ее, постоянно помешивая. При этом необходимо постоянно читать молитву «Отче наш». Когда соль будет готова - вы почувствуете сами. Если соль на сковороде начинает трещать и стрелять, в этом случае - соль необходимо жарить столько времени, пока она не «успокоится». И не забывайте, что все это время вам необходимо читать молитву. В Чистый четверг убирают, стирают, моют все в доме. Вымой окна и двери той водой, в которой лежит мелочь - весь год деньги будут приумножаться. После того, как вы вымоете все окна и двери в вашем доме или квартире, мелочь необходимо вынуть и положить на неделю в самый дальний угол в вашем доме, но только после того, как вы там уберете. А воду необходимо вылить под любое дерево, которое вам понравится. А после этого можно приступать к уборке всего помещения. Если в Чистый четверг переставить много предметов с одного места на другое, то проблем с деньгами не будет. Можно сделать перестановку в доме, если хотите, чтобы ваши желания сбылись. Одним ударом вы и реализуете свое желание, и привлечете к себе удачу. Условие одно - уборка на первом месте. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека от нечисти и болезней. В Чистый четверг умоешься с серебра - нечистая сила не тронет. Считается, что если в сосуд с водой положить на ночь любую серебряную вещь, а утром этой водой умыться, то никто в течение всего года не сможет нанести вам никакого вреда. Особенно необходимо умывать, таким образом, ребенка, которому еще не исполнился годик. Начиная с четверга из дома до Пасхи не отдают и не выносят ничего. В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы потом весь год «водились» деньги. Деньги пересчитывают на восходе и в обед. Никто, даже домашние, не должны видеть это. Только после Чистого четверга начинают печь куличи и красить пасхальные яйца. Эта примета придумана тоже не с проста. У тех, кто не соблюдает правила Чистого четверга, и пасхи не поднимутся Пятница Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. Обметают углы тряпкой. По приметам эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски. В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям. Суббота Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу - только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю. Воскресенье (Пасха) Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром, в Пасху, умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство. Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться. Для замужества - в Пасху, во время церковного служения, надо сказать такие слова: «Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого!» Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться. Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь». Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости. Вместе с утром настанет праздник Пасхи. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (неделя перед Пасхой)

Понедельник . В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник. Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда. Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Четверг - в Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия. - В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. - Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. - С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней. - Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. - С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. - В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги. - Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д. - В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. - Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается». -Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства. Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Пятница. Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Суббота. Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Вот и закончился Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встречаем Пасху — Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди — пасхальная неделя!

Пасхальное празднество только начинается

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит.

Вспомните, что начинается в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гуляния сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми.

Пасхальная Неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная Неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного.

Еще один обычай пасхальной недели — обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессии собиралась и шла в соседнюю деревню, совершать церковный причт в ней.

По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а и прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик – небольшой кувшинчик с медом и 2 восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Пасхальные поминальные дни

На принято поминать усопших. Для этого существует 2 дня – Пасхальный понедельник и Пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, которые связаны с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий — молодежь. С Пасхальной недели начинаются «брачные» гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания.

Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали ею установленную на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем девушки садились на коней и катались на них по селу.

В Пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Пасхальные игры и забавы

Всю Пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и соответственно все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру ручеек. Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, вдоль по которому ходят «молодцы». Их задача проста – выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она . Но и в течение всей Пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей — сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается себе, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими, способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные – увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели не парные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца. Катание на качелях сопровождалось припевкой:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься —
Потом повенчаешься.

Фомино воскресенье

Заканчивается Пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова – Фома Неверующий.

Этот день еще называют: Антипасха или Красная Горка . По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия, и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег - красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны.

В Фомино воскресенье достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой.

А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Приметы Светлого воскресенья

Наши предки свято верили, что пасхальные дни-вещие дни. И примечали все до тонкости. А события, происходящие на Пасху, считали исполненными особого мистического смысла.

Начиная с Чистого четверга, из дому (квартиры) до наступления Пасхиничего никому не отдают ни в долг, ни как подарок. Иначе туго будет с деньгами. А вот если в Чистый четверг трижды пересчитать всю имеющуюся наличность - будете жить безбедно.

Самая известная примета - на Пасху нужно обязательно одеть обновку , тогда весь следующий год проведете в достатке и при прибылях
. А еще, надевая новое платье или костюм, можно загадать самое сокровенное желание: оно непременно сбудется.

В Пасху, встречаясь с родными и близкими, принято троекратно целоваться и говорить при этом: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!» Однако муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке, а вот родителям и детям это не возбраняется.

Как только в Пасхальное утро услышите звон церковных колоколов, проговорите трижды: «Христос воскресе, а моей семье здоровья, моему дому богатство, моему полю урожай. Аминь.»

Не забудьте на Пасху первое умывание сделать водой, оставленной для этого с Чистого четверга , положив в нее что-нибудь серебряное. Это обеспечит вам здоровье и долголетие.

На Пасху нужно избегать любых конфликтов, ссор, выяснений отношений, но хорошо помириться с человеком, с которым долго были в ссоре.

Считается, что ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, а тем более в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.

Не забудьте в Пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно - детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.

Хорошо кататься в Пасху (да и во все дни Светлой седмицы) на качелях. Это называлось ритуалом овевания. Говорят, ветерком во время качания все грехи сдувают.

Считается, что Пасхальные дни до самого Вознесения Христова, сатана в аду лежит, не шелохнется. А Христос по земле ходит.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама