THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.




— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат
В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.
За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот , но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя . Эти дети — социальные сироты .

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи . Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей .
Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.
Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом. В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.
Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье?
Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.
Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.


Они нашли семью
В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.
1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение. Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).
Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.
3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов.
4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.
5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления. Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год. За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях. Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.
Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж. 19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой. Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда Михайловна
Район Ново-Переделкино, г. Москва
Ул. Шолохова, д.6, корп.3
Телефон: 732-56-12, 732-70-00
Факс: 732-66-50

Семейный патронат – наиболее доступный вариант семейного устройства детей, не имеющих статуса сироты.

Также данный метод применяет для тех малышей, в отношении которых не может быть оформлено

Задача патронатного воспитания и семьи, воспитывающей ребенка, заключается в социальной адаптации ребенка, улучшении его самооценки, расширении круга общения, а также в заботе о физическом здоровье с помощью образовательных, педагогических и психологических приемов.

В обязанности патроната входит не только забота о малыше.

Члены патронажной семьи должны поддерживать контакт с родителями ребенка, организовывать встречи и оказывать консультационную помощь для того, чтобы мотивировать их на воссоединение и улучшение уровня жизни.

Социальный патронат подразумевает помощь детям, их родителям, членам семьи или даже группам, нуждающимся в улучшении благополучия.

Его основное направление – оказание помощи в развитии или приобретении навыков, позволяющих раскрыть весь потенциал взрослых людей в интересах семьи и общества.

Отличие от других форм опеки детей

Патронатное воспитание заменяет временное определение ребенка в детский дом и часто используется как промежуточная форма перед или усыновления.

Ответственность за благополучие ребенка в данном случае возлагается на:

  • воспитателя по патронату;
  • органы опеки и попечительства;
  • настоящих родителей.

В отличие от опекунства, патронат осуществляется на платной и возмездной основе. А к воспитателям применяются менее строгие требования (нет возрастного и материального ценза).

Чем полезен патронат?

Патронат допускает проживание и воспитание ребенка не в интернате или специализированных детских домах для малышей, а в полноценной семье.

Это является бесспорным преимуществом, ведь только так ребенок может получить в полном объеме заботу и внимание от всех членов семьи, почувствовать любовь и сопереживание близких.

К дополнительным положительным моментам патронажа относятся:

  1. профессиональная подготовка людей, готовых заниматься воспитанием нового члена семьи;
  2. государственное сопровождение семьи и оказание финансовой помощи;
  3. детям не запрещено общение с кровными родственниками.

История патронатного воспитания

Впервые термин «патронат» был рассмотрен в Энциклопедическом словаре А.Гранта в 1913 году.

В то время он определялся как совокупность мер материальной помощи людям, освободившимся из мест заключения, нравственно опустившимся женщинам и другим лицам, с целью обеспечения им возможности вернуться к нормальной трудовой жизни.

Также в те времена приюты были обязаны опекать своих бывших воспитанников и оказывать им содействие в благоустройстве. Такое содействие трудно назвать эффективным способом обеспечения дальнейшей жизни детей, но оно являлось проявлением заботы о социальной адаптации.

Немного позже стали организовываться самостоятельные попечительские общества, обладающие более широким кругом задач. Например, их основная специализация заключалась в помощи именно бездомным, нищенствующим детям и сиротам.

Ежемесячные выплаты на ребенка

Статус патронатной семьи дает право на получение ежемесячных выплат из расчета 180 рублей в день на одного ребенка.

Также для особых категорий детей назначается дополнительная ежемесячная денежная компенсация:

  • подкинутых;
  • оставленных в роддоме.

Как получить статус патронатной семьи?

Попробовать свои силы в роли воспитателя-патроната может стать только совершеннолетний гражданин, доказавший свою дееспособность.

Законом предусматривается и дополнительные требования к воспитателям – они должны обладать высокими морально-этическими качествами, не иметь негативных моментов в биографии (злоупотребление спиртными напитками, административные штрафы).

Вместе с тем, к воспитателю применимы менее строгие критерии, чем при оформлении опекунства или усыновления. Например, для осуществления социального и воспитательного патроната не обязательно или иметь высокооплачиваемую работу.

Статус патронатной семьи присваивается после подписания соответствующего договора и действует до срока его окончания.

Обращение в органы опеки

Лица, морально и материально готовые взять ребенка в семью под патронат, должны обратиться в орган опеки по месту своего жительства с ходатайством.

Уполномоченная организация изучает личностные характеристики заявителя и выдает заключение, разрешающее быть патронатными воспитателями.

Услуги патроната может оказывать только человек, обладающий обширными знаниями в сфере психологии, воспитания, социологии, а также медицины и семейного права.

Обучение

Патронатный воспитатель в обязательном порядке должен пройти специальную подготовку или курсы обучения в Уполномоченной организации.

Учеба организуется и проводится в целях оказания психологической, педагогической, правовой, социальной и иной консультационной помощи гражданам, принявшим ребенка на патронатное воспитание.

Занятия проводятся по мере комплектования учебных групп. Расходы на обучение выплачиваются из бюджетных средств.

Необходимые документы

Кандидат на получение возможности осуществлять патронат должен предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • письменное ходатайство;
  • врачебное заключение о состоянии здоровья и возможности оказывать услуги патроната.

После рассмотрения документов Уполномоченная служба делает соответствующее заключение и предлагает подписать типовой договор на оказание услуг патронатного воспитания в конкретной семье (над ребенком).

Договор с органами опеки

По письменному соглашению о воспитании в патронатной семье орган опеки передает ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя.

Патронатная семья представляет собой правоотношение, при котором ребенок передается на воспитание гражданину, заключившему с органами опеки соответствующий трудовой договор. Патронатным родителем может стать совершеннолетний дееспособный россиянин, готовый защищать права принятых на воспитание детей.

и патронат. Первые два варианта правоотношений возникают в отношении детей, внесенных в базу сирот. Третья форма применима к тем, кого по ряду причин невозможно внести в этот реестр.

По сути, патронат является одной из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетними. Ее смысл заключается в определении детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях, в неродную семью. При этом малыш получает не только родительскую любовь, но и профессиональную помощь психологов, педагогов, врачей.

Нормативной базой для деятельности граждан в сфере опеки и попечительства является Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года “Об опеке и попечительстве”. Поскольку подробно расписывать, что это такое – патронат, законодатель не счел нужным, нюансы соответствующих правоотношений сейчас детализируются региональными актами. При этом воспитание в неродной семье осуществляется только на условиях перманентного надзора компетентных органов за качеством жизни ребенка.

Работа, осуществляемая органами опеки, состоит из:

  • выявления детей, нуждающихся в социальной реабилитации и помещении в приемную семью;
  • отбора и подготовки граждан, сумеющих воспитывать неродных детей как своих;
  • сопровождения патронатной семьи, оказания поддержки ее членам;
  • вмешательства в воспитательный процесс для скорейшей адаптации несовершеннолетнего;
  • прекращение патроната в оговоренных законом ситуациях.

На патронатное воспитание обычно передаются дети, оставшиеся без попечения родителей (осужденных, признанных судом недееспособными, лишенных родительских прав, уклоняющихся от воспитания отпрысков).

В патронатной семье не может проживать более 8 человек (п. 3 “Правил создания приемной семьи”, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г.). В расчет берутся родные и усыновленные (принятые на воспитание) дети. Впрочем, нормативный акт содержит оговорку «как правило», позволяющую на практике обходить это ограничение.

Скачать для просмотра и печати: Постановление Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г. “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”

Задачей патронатной семьи является адаптация детей к жизни в социуме, раскрытие их способностей, повышение самооценки, забота о физическом и психическом здоровье. При этом в воспитательный процесс вовлечены не только воспитатели, но и детский дом/дом малютки, а также территориальные органы опеки.

Главное преимущество таких правоотношений – возможность для несовершеннолетнего проживать в семье, а не в «казенном» учреждении, быть любимым, учиться любить близких и заботиться о них. Помимо этого, среди положительных моментов выделяют профессиональную помощь сотрудников детдома, регулярные выплаты на содержание, сохранение всех льгот, положенных детям, оставшимся без попечения родителей, а также общение с кровными родственниками.

Патронат и приемная семья: отличия

Обе формы устройства неродного ребенка в семью подразумевают правоотношения возмездного опекунства. Иначе говоря, в обеих ситуациях с приемными родителями или воспитателями заключается договор, они получают ежемесячную зарплату за свой труд, данный период засчитывается в общий трудовой стаж.

Различия же состоят в следующем:

  1. патронатный договор заключается и контролируется на региональном уровне, он носит менее детализированный характер;
  2. к воспитателям применяются менее строгие требования, чем к приемным родителям (нет ценза по возрасту , материальному положению);
  3. в приемной семье за детей отвечают родители, в патронатной – воспитатели совместно с детдомом и органами опеки;
  4. патронат представляет собой временную форму заботы о ребенке, которая может перерасти в правоотношения опеки или усыновления.

Патронат, который некоторыми рассматривается как шанс «присмотреться» к роли родителя, предназначен совсем для других целей. Этот правовой статус изначально подразумевал идею становления своеобразного института «профессиональных» родителей-воспитателей, которые могли бы взять на себя роль организаторов семейных детских домов.

К сожалению, из-за отсутствия адекватной нормативной базы и менталитета россиян, нередко мыслящих категориями «свой-чужой» и не приемлющих идеи воспитания за деньги, патронат не получил широкого распространения: сегодня на него приходится менее 1% всех случаев опеки над несовершеннолетними.

Кто становится патронатным воспитателем?

Поскольку изначально патронат задумывался как профессиональная помощь нуждающимся, к лицам, желающим вступить в данные правоотношения, предъявляются определенные требования:

  • достижение совершеннолетия;
  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • крепкое здоровье;
  • хорошие жилищные условия;
  • отсутствие проблем с законом;
  • прохождение обязательного обучения.

В браке состоять необязательно, отсутствие высокооплачиваемой работы препятствием для оформления патроната не является, а вот наличие педагогического или медицинского образования приветствуется. Впрочем, если есть желание подарить свое тепло и заботу малышам, вы вполне сможете получить этот статус. Для успеха в данном начинании необходимо научиться сочетать обязанности заботливого родителя и строгого, но справедливого воспитателя, что удается далеко не всем.

Патронат как вид опеки и попечительства наделяет воспитателя правами, идентичными правам законных представителей усыновленных детей.

Среди дополнительных обязанностей воспитателя выделяют:

  • мониторинг психофизического состояния подопечного, незамедлительное решение возникающих у него проблем;
  • постоянное сотрудничество с детским домом;
  • разумное употребление ежемесячного пособия;
  • составление отчета в произведенных тратах по установленной форме.

Как создать патронатную семью?

Для официального устройства патронатным воспитателем необходимо подать в органы опеки заявление. В нем указываются:

  • Ф. И. О. гражданина, его паспортные данные;
  • сведения о членах семьи, проживающих совместно с заявителем;
  • данные об отсутствии обстоятельств, о которых гласит Семейный кодекс (п. 1 ст. 146): неснятая/непогашенная судимость, лишение родительских прав, вступление в однополый брак, отсутствие базовой подготовки (ст. 127 СК РФ);
  • сведения о размерах пенсии (при ее наличии).

К составленному заявлению прилагается автобиография, справка с места работы с указанием зарплаты, результат медицинского освидетельствования, копия свидетельства о браке (если есть).

Принять ребенка в патронатную семью разрешено только при наличии письменного согласия всех ее членов, включая детей старше 10 лет.

Заявление органом опеки рассматривается в течение нескольких недель. При этом большая часть времени тратится на проверку правильности предоставленной информации. Если все в порядке, положительное решение будет вынесено в течение 3 рабочих дней после получения всех необходимых сведений.

В договоре прописывается объем ответственности каждой из трех сторон, а также разграничение полномочий при возникновении определенных ситуаций.

Помимо этого, исчерпывающим образом освещается материальная сторона вопроса. Определяется зарплата воспитателя, которая не бывает ниже 3,5 МРОТ на каждого опекаемого. По ТК РФ воспитателю оплачиваются больничные листы (на себя и подопечного), предоставляется и оплачивается ежегодный отпуск.

На взятых на воспитание детей положены небольшие ежемесячные выплаты – по 180 руб. Для некоторых категорий – отказных, подкинутых, оставленных в роддоме – дополнительно назначается ежемесячная компенсация.

Детям, живущим в патронатной семье, в соответствии с региональными актами, предоставляются определенные льготы. Например, они бесплатно обеспечиваются одеждой, обувью, предметами обихода. Школьникам положено бесплатное питание. Со скидкой можно посещать различные культурные мероприятия.

Также в договоре должны присутствовать иные значимые условия – сроки, порядок пребывания детей на патронате, основания для расторжения соглашения.

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы , профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

Реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;

Работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

Технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

Технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

Службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

Службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

Службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

Службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

Полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

Полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

Решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка :

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание .

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

Семьи с небольшим официальным доходом;

С недостаточной официально оформленной жилплощадью;

Одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

Пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей .

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок . В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе - краткосрочное устройство , при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания :

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения . Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Время чтения: 7 минут

Российское семейное законодательство, в частности, ст. 123 Семейного кодекса, предусматривает четыре допустимые формы семейного устройства детей. Одной из таких новых форм является патронат. Он имеет множество особенностей, связанных с представительскими и воспитательными функциями, а также правами и обязанностями по отношению к детям. Более того, патронатное воспитание не нашло определения в федеральном законодательстве, поэтому оно функционирует и регулируется лишь на уровне субъектов федерации, где его внедрение допустимо законодательством. Рассмотрим все это по порядку.

Что такое патронат

Статья 123 СК рассматривает патронат над ребенком из детского дома как вид опеки и попечительства. Его появление в России предварено историческими аспектами, так как впервые он появился еще во времена Екатерины II. Гораздо позже, во времена Второй мировой войны, патронат использовали для воспитания детей погибших военных. Отметим, что еще большее распространение патронат получил за пределами нашей страны, где уже множество лет действуют зарубежные аналоги – фостеровские семьи. Поэтому чтобы определить, что такое патронат и патронатная семья, правильнее всего обратиться к правовой доктрине.

Патронатным воспитанием принято считать форму семейного устройства детей, в рамках которой права и обязанности по их воспитанию, а также защите прав и интересов обязательно распределяются между патронатным воспитателем и органом опеки или уполномоченной им организацией.

Суть такого устройства в том, что оно позволяет обеспечить полноценную педагогическую и воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. При этом патронат признается весьма гибкой формой устройства, так как допускает передачу детей для патронатного воспитания еще до обретения им официального юридического статуса – сразу после изъятия из проблемных семей, вместо отправления в приют.

Обратим внимание, что патронат действует не по всей России, а лишь в тех регионах, где это определено законодательно и при этом учреждены специальные организации, уполномоченные на патронатное воспитание органами опеки, – так называемая патронатная служба. Данная организация занимается заключением специальных патронатных договоров с семьями и их последующим сопровождением.

Отметим, что патронат наряду с является возмездной формой опеки – за это семьи получают вознаграждение. Поэтому патронат часто воспринимается не только как форма воспитания, но и как вид социальной помощи детям. Чтоб понять это, необходимо рассмотреть существующие виды патроната.

Виды патроната

Для этого необходимо обратиться как к правовой доктрине, так и к особенностям регионального законодательства, которое предусматривает, что патронат в РФ реализуется минимум в трех формах:

  • Патронатное воспитание – это форма воспитания, при которой дети-сироты или дети, оставшиеся без родительской заботы по иным причинам, передаются на воспитание и содержание непосредственно в семью патронатного воспитания на основе социального договора.
  • Социальный патронат – форма оказания патронатным воспитателем помощи в случаях, когда ребенок признается нуждающимся в такой поддержке. Рассматривают также социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, однако он является формой поддержки социально незащищенных граждан и не имеет ничего общего с семейным воспитанием. Социальное патронатное сопровождение детей нацелено на реабилитацию кровной семьи и оставление ребенка в ней или возврат в нее. В таком случае государственная поддержка направлена на преодоление трудных жизненных ситуаций в жизни ребенка и семьи.
  • Постинтернатный патронат – форма оказания помощи ребенку-сироте или ребенку, чьи родители лишены родительских прав или отсутствуют по другим причинам, если он находится в возрасте 18-23 лет. Цели такой помощи – содействие социализации совершеннолетних лиц, покинувших специализированные учреждения, адаптации их к новым бытовым условиям, профессиональной самореализации посредством наставничества и так далее.
  • Особенно распространенным считается патронатное сопровождение детей с ОПФР (особенностями психофизического развития); такие дети сталкиваются со множеством проблем в самостоятельной жизни. Подобная социальная работа включает не только социальную и педагогическую поддержку, но и медицинское сопровождение, поставленное в зависимость от диагноза ребенка.

    Обратим внимание, что научная литература, рассматривая патронат как форму социального сопровождения, предусматривает еще один вид – превентивный патронат – это профилактика неблагополучных семей, организация их семейного досуга с целью препятствовать дальнейшим проблемам, в том числе изъятию ребенка. Данный вид помощи считается первым этапом социальной работы органов опеки, предшествующим всем остальным формам, так как позволяет избежать неблагоприятных последствий.

    Законодательство

    Впервые воспитание в форме патроната рассмотрел Семейный кодекс: создание патронатной семьи, согласно ст. 123 СК, является одной из опекунских форм семейного воспитания. Позже аналогичные положения были изложены в ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Это, по сути, единственное упоминание данной формы воспитания в федеральном законодательстве – согласно указанным нормам, возможность его применения переложена на регионы и поставлена в зависимость от наличия в них соответствующего законодательства.

    Поэтому положение о патронатном воспитании и иные нормативные акты принимаются в субъектах федерации: сегодня их имеют более 40 регионов, в том числе Москва и область, Краснодарский край, Брянская, Владимирская, Псковская, Самарская и ряд других областей. Все нормативы, касающиеся патроната, регионы регулируют самостоятельно.

    В 2012 году имела место попытка принять соответствующий федеральный НПА, однако закон о социальном патронате вызвал волну критики и впоследствии был отклонен парламентом. Его противники, в частности, опасались введения в стране института ювенальной юстиции и создания социальных рисков, которые не будут учитывать «российские семейные традици». На фоне противоречивого отношения в обществе и негативных отзывов от высшего руководства страны от данной идеи решили отказаться.

    Пройдите социологический опрос!

    Отличия от других форм воспитания

    Как усыновление, опека и попечительство, патронат – это форма семейного воспитания. У всех них есть общее и особенное, что позволяет выделить вид из числа других. , например, порождает родственные связи между сторонами, опека и попечительство предусматривают полноценный уход не только за ребенком, но и за совершеннолетними, а приемная семья предусматривает возмездный уход.

    Идентифицирующий признак патроната – это разграничение родительских прав и обязанностей между биологическими родителями (если они не лишены прав), органом опеки и воспитателем.

    То есть главное отличие приемной семьи от патронатной в том, что последняя не является единоличным законным представителем подопечного.

    Нужно понимать, что в данном контексте рассматривается именно воспитание с передачей ребенка в семью, сопровождающееся профессиональным взаимодействием педагогов, психологов и воспитателей. Оно предусматривает широкий круг передаваемых детей, предварительную подготовку родителей, а также сохранение связей с кровной семьей, чем отличаются патронат и сопровождение с опекой.

    Ограничения для кандидатов в воспитатели

    Как уже сказано, критерии отбора в воспитатели определяются законодательством субъектов федерации для каждого региона отдельно. Традиционно таковыми могут стать совершеннолетние дееспособные граждане независимо от пола, имеющие соответствующие условия и прошедшие специальную подготовку.

    Исключения составляют:

    • недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;
    • лишенные или ограниченные в родительских или опекунских правах лица, а также бывшие усыновители;
    • лица, чьи воспитательные способности ограничены по состоянию здоровья;
    • лица без постоянного места жительства или не имеющие собственного жилья;
    • осужденные за преступления против жизни и свободы или за другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Потенциальные патронатные родители проходят предварительную подготовку в специальной службе, уполномоченной органами опеки, вопрос о возможности передачи им детей решается по итогам такой подготовки.

    Права и обязанности воспитателя

    Как мы уже выяснили, отличительной особенностью патроната является разграничение прав и обязанностей по отношению к воспитаннику между воспитателями, кровными родителями и соответствующей службой. Объем полномочий, в том числе права и обязанности каждой из этих сторон, определяются условиями договора, учитывающего интересы ребенка и возможности семьи, в которую он передается, а также местное законодательство, регулирующее данную сферу.

    Воспитатель рассматривается как работник, его труд оплачивается и ему предоставляется оплачиваемый отпуск, что позволяет говорить о трудовом характере возникающих отношений. Вместе с этим на него возлагаются обязанности по содержанию ребенка, частичному его воспитанию, обеспечению безопасности, предоставлению медицинской помощи, решению вопросов о его образовании.

    Как правило, воспитатель несет ответственность за условия жизни ребенка, но вместе с тем нужно помнить, что такое патронатное воспитание не порождает каких-либо наследственных или алиментных правоотношений.

    Более того, в ряде регионов установлены ограничения, согласно которым на воспитателя не могут быть возложены полномочия:

    • по защите и реализации имущественных прав воспитанников;
    • по представительству при рассмотрении вопроса о лишении прав его родителей;
    • по разрешению вопросов, касающихся выезда из страны.

    Оформление патроната

    Необходимо отметить, что патронат характеризуется более простой процедурой оформления в сравнении с другими формами опеки. Вместе с этим он сопряжен с прохождением таких обязательных процедур, как:

    • сбор и подача документов;
    • прохождение специальной подготовки;
    • заключение договора;
    • передача ребенка в семью;
    • последующее сотрудничество с уполномоченными органами.

    Рассмотрим наиболее значимые моменты подробнее.

    Куда обращаться

    Органы опеки самостоятельно не занимаются устройством воспитанников на патронат: полномочия на это передаются ими специально созданным органам – патронатным службам. Гражданину, который желает стать воспитателем, необходимо обращаться именно в эти службы. Подавая туда заявление и документы, граждане должны будут пройти специальную подготовку, по результатам которой выдается заключение о возможности подписания договора о патронате.

    После заключения такого договора специалисты производят подбор детей и родителей по психологической совместимости, после чего им на воспитание передают детей – с этого момента воспитатель становится работником службы патроната. Патронат как технология социальной работы гарантирует воспитателю профессиональную помощь специалистов в дальнейшем, то есть и после передачи детей.

    Пакет документов

    При обращении в уполномоченную службу кандидатам в воспитатели необходимо представить:

    • заявление на прохождение подготовки;
    • документы, удостоверяющие личность;
    • справку с места работы;
    • выписку из домовой книги или иное доказательство наличия жилья;
    • акт обследования жилищно-бытовых условий;
    • справку из полиции об отсутствии судимостей;
    • копию ;
    • согласие других членов семьи;
    • автобиографию.

    Выплаты воспитателям

    То, сколько платят патронатным родителям, как и виды надлежащих им выплат, определяется в каждом регионе отдельно. Как правило, воспитатели, оформившие договор о патронате, могут претендовать на:

    • Единовременное пособие при передаче ребенка в семью – 16,759 тыс. рублей (с февраля прошлого года, в этом году будет проиндексировано).
    • Денежные средства на содержание ребенка, которые зависят от его возраста (например, в Москве – 16,5 тыс. рублей до 12 лет, 22 тыс. рублей до 18 лет) и выдаются на каждого ребенка.
    • Ежемесячное вознаграждение – определяется на местном уровне (в Москве – 16,7 тыс. рублей за каждого воспитанника, 28,4 тыс. рублей – если воспитанник инвалид).

    Кроме того, воспитатели могут рассчитывать на компенсационные выплаты, например, на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Изъятие ребенка

    Как мы уже сказали, договором о патронате определяются меры ответственности сторон, в том числе и ответственность патронатного воспитателя за соблюдение условий содержания, воспитания и иных аспектов проживания ребенка в такой семье. Как правило, такие семьи находятся на постоянном контроле у специалистов, поскольку патронат предусматривает постоянный личный контакт уполномоченной службы и воспитателя.

    Это позволяет вовремя выявить нарушения со стороны патронатной семьи, выраженные в нарушении прав и интересов ребенка, или, например, условий его содержания по договору. В таком случае уполномоченные службы составляют акт о нарушении, производят изъятие ребенка у патронатной семьи, а с самим воспитателем расторгают договор.

    Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама