Название:
Конспект НОД «Дорожные знаки – наши друзья» (ПДД), старшая группа
Номинация:
Детский сад, Конспект НОД (ПДД), Старшая группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ «Детский сад № 1»
Месторасположение: г. Ярославль
Конспект НОД «Дорожные знаки – наши друзья»
Воспитатель: Андреева Н.Н.
Цель: познакомить детей с видами дорожных знаков.
Программные задачи:
Развивающие:
1. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей.
2.Развивать зрительную и слуховую память.
Обучающие:
Познакомить детей с запрещающими, предписывающими и предупреждающими знаками.
Воспитательные:
1. Воспитывать сообразительность и находчивость.
2. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Материалы: дорожные знаки разрезные, белый круг с красной каймой, белый треугольник с красной каймой, синий круг, 3велосипеда, листы с дорожными знаками, красные и синие фломастеры, знаки групповые.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение.
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука,- над головой:
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Ребята, о какой азбуке идет речь в стихотворении?
Дети:
Об азбуке дорожного движения.
Воспитатель:
Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения?
Дети:
Дорожные знаки
Воспитатель:
Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить?
Дети:
О дорожных знаках.
Воспитатель:
Правильно. Но так как знаков очень много мы будем говорить о видах дорожных знаков.
Зачем нужны дорожные знаки?
Дети:
Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам
соблюдать ПДД.
Воспитатель:
Что они сообщают водителям и пешеходам?
Дети:
Они сообщают, чего можно и чего нельзя делать на дороге.
Воспитатель:
Мы с вами уже познакомились с некоторыми знаками. И сейчас я предлагаю вам собрать 3 дорожных знака. Для этого каждый возьмет одну часть знака, определит у кого такой же и вчетвером, соберите целый знак.
Дети собирают знаки на коврике по группам.
1 предупреждающий «Дикие животные»
3 предписывающий «Пешеходная дорожка»
Что обозначает ваш знак?
Дети:
Дикие звери, подача звукового сигнала запрещена, пешеходная дорожка.
Воспитатель:
А сейчас каждой группе нужно самим попробовать сконструировать один и тот же запрещающий дорожный знак. «Движение на велосипеде запрещено ». У каждой группы на столе лежит белый треугольник с красной каймой, белый круг с красной каймой, синий круг и велосипед, который надо положить либо в треугольник, круг или круг, чтобы получился запрещающий знак.
Дети выполняют задание по группам за столами.
Сравним, как каждая группа выполнила задание. Ребята, посмотрите, задание было одно, а выполнили все по-разному. Почему так получилось, вам надо было собрать запрещающий знак. Так чего вы не знаете?
Дети:
Мы не знаем, как обозначается запрещающий знак (круг, треугольник, или синий круг)
Воспитатель:
Чтобы разобраться предлагаю вернуться к знакам, которые вы собирали из частей. Вы мне сказали, что этот знак (показать знак « подача звукового сигнала запрещена») называется « подача звукового сигнала запрещена »
Посмотрите внимательно, чем он отличается от соседних знаков?
Дети:
Он круглый белый с краской каймой.
Воспитатель:
Значит запрещающие знаки, какой формы, цвета?
Повтори, как выглядит запрещающий знак.
Запрещающие знаки запрещают и говорят нам о том, что нельзя делать.
Вы собирали знак «Движение на велосипеде запрещено».
На какую фигуру мы положим велосипед, чтобы получился запрещающий знак?
Дети:
На белый круг с красной каймой.
Воспитатель:
А кто знает, как обозначаются предупреждающие знаки? Как вы думаете, какой из двух знаков предупреждает водителя о возможной опасности?
Дети:
дикие звери
Воспитатель:
Значит, какой формы предупреждающие знаки? А цветом?
Дети:
Треугольник белый с красной каймой.
Воспитатель:
У нас остался синий круг. Посмотрите на знак. Что означает этот знак?
Дети:
Пешеходная дорожка.
Он нам говорит, предписывает водителю или пешеходу, что можно делать (выполнять)
Воспитатель:
Значит это какой знак?
Дети:
предписывающий
Физкультминутка.
Игра на внимание «Автомобили и пешеходы»:
На слово «автомобиль» ездить и рулить по группе, не врезаясь друг в друга. На слово «пешеход» — маршировать.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами потренируемся рисовать запрещающие, предупреждающие и предписывающие знаки.
Пройдем за столы. У вас есть 2 фломастера синий и красный. Я буду называть знак, а вы обводить его в красный треугольник, круг или синий круг.
Воспитатель называет вразнобой вид знака и сам знак.
Запрещающие:
1 движение пешеходов запрещено
2 обгон запрещен
3 движение мотоциклов запрещено
Предупреждающие:
1 дорожные работы
2 скользкая дорога
3 неровная дорога
Предписывающие:
1 пешеходная дорожка
2 движение прямо
3 круговое движение
Ребята, а ведь знаки могут быть не только на дорогах, а и у нас в группе. На дороге стоят дорожные знаки, а у нас в группе появились знаки групповые. Давайте их поищем. Что может обозначать знак?
Дети :
Запрещающие знаки: « нельзя ломать игрушки», «нельзя драться»
Предупреждающие знаки: «осторожно горячая вода», «осторожно посуда»
Предписывающие знаки: «книги», «рисование»
Воспитатель:
Итак, давайте еще раз повторим. Как обозначаются запрещающие знаки, предупреждающие знаки, предписывающие знаки.
Тема: «Внимательные пешеходы»
Занятие для средней, старшей, подготовительной группы (разновозрастной)
Цель: проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространенные ошибки.
1. Закрепить знания различных дорожных знаков, места их установки.
2. Сформировать способности детей не теряться в нестандартных ситуациях на дороге.
3. Развивать умения детей быстро и правильно принимать решение в дорожных ситуациях.
Оборудование. В группе на паласе представлен макет перекрестка, с остановкой, со знаками. Картинки со знаками (для рисования), макеты знаков.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо. «Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара. Посмотри внимательно в … левую сторону, нет ли машин; потом … в правую сторону, снова в левую, и если машин нет, то переходи дорогу по … Вот так ты научишься переходить …». Вот и какие-то картинки, а на них знаки, только их кто-то нарисовал не до конца.
(Текст и картинки показывает детям). Кто мог нам прислать такое загадочное письмо? Предположения детей (полицейский, работник ГАИ)
В. Ребята, здесь есть ещё загадка. Я глазищами моргаю
Неустанно, день и ночь.
Автомашинам помогаю
И тебе хочу помочь.
Дети. Светофор.
В. Да, ребята, правильно, светофор. А вы знаете, что бывает с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения? Ответы детей.
В. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу и возьмем с собой письмо. Сейчас мы пойдем к остановке. Роман, скажи, пожалуйста, как нужно вести себя на остановке?
Роман. На остановке нужно стоять, не баловаться. Ждать свой номер автобуса. На дорогу выскакивать нельзя.
В. Вот мы сели в автобус. Марат, скажи, как нужно вести себя в автобусе?
Марат. Нужно сесть, сидеть спокойно, не вертеться, потому что можно упасть, когда автобус будет останавливаться. Нельзя высовывать руки в открытое окошко.
В. Хорошо. Вот мы с вами и приехали. Выходим. Нам нужно перейти дорогу. А как нужно переходить улицу, кто мне скажет? Сегодня мы получили письмо, с указанием, как переходить улицу.
Настя. Да, нам нужно остановиться, посмотреть в стороны, а потом переходить, если нет машин.
В. Да, правильно. Обратите внимание, что там где мы будем переходить улицу, стоит светофор. Значит, на нужный нам свет мы начнем переходить и строго по …
- зебре, на зеленый свет (ответы детей). (Перешли дорогу, остановились у стоящей у обочины машине).
В. Ребята, посмотрите, какой красивый и большой автомобиль. А какую опасность он в себе таит?
- за ним не видно как едут другие автомобили. Нас не видно водителям машин.
В. Да, правильно, молодцы. Давайте рассмотрим светофор и знак «пешеходный переход». Где они расположены?
Дети. На тротуаре. Еще на тротуаре находится знак «автобусная остановка».
Д. «въезд запрещен». Значит, туда въезд машинам запрещен.
В. А это что за знак?
Д. «главная дорога».
В. А этот знак что означает?
Катя. Знак предупреждает, что надо уступить дорогу.
В. А представьте себе, что на той стороне дороги вы увидели друга или подругу. Он или она вам кричит: «Идем скорей сюда, я тебе что-то хочу сказать!» Как вы поступите?
Д. Я пойду к зебре, чтоб там перейти дорогу, потому что там безопаснее. А я пойду по подземному переходу, потому что там безопаснее. А я скажу, чтобы дорогу перешел мой друг, так тоже безопаснее.
В. А почему нельзя прямо здесь вот взять и побежать через дорогу, сразу к другу.
Д. потому что, может сбить машина. Может из-за человека случиться авария, погибнут другие люди.
В. Конечно, ребята, все правильно, молодцы. А скажите, где здесь, подземный переход? Саша.
В. Хорошо, а вот, скажите, какое здесь движение? И как вы это определили?
Д. Движение двустороннее, посередине дороги начерчена линия (дорожная разметка).
В. Представьте себе, что вдруг, светофор «сломался», и на дорогу вышел регулировщик. На светофоре горит зеленый свет, водителям можно ехать, но регулировщик движение запрещает. Как поступить? В такой ситуации, кто главнее светофор или регулировщик?
Д. Нужно выполнять указания регулировщика, когда он выходит на дорогу, то все сигналы светофора отменяются.
В. Да, правильно, а еще отменяются требования дорожных знаков. Ну, что ребята, молодцы, нам пора возвращаться в детский сад. Когда мы вернемся, нас ждут картинки со знаками, которые нужно дорисовать.
Возвращаются в детский сад. Приступают к рисованию незаконченных картинок со знаками, дорисовывают знаки, раскрашивают их. А дети подготовительной подгруппы сами рисуют знаки, которые видели.
Подведение итога занятия. Дети анализируют, высказывают свое мнение.
Дети рисуют дорожные знаки.
Автор: Хайрулина Диляра Ралифовна
Должность: воспитатель старшей группы
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Рябинка» поселка железнодорожной станции Калейкино»
Месторасположение: Станция Калейкино, Альметьевский район, Татарстан
(формирование целостной картины мира и рисование)
Цель:
1. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. Закрепить представление о различных видах транспорта, о понятии «переход», «пешеходный переход», «тротуар» и о назначении дорожных знаков и светофора.
2. Учить изображать отдельные виды транспорта: передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закрашивать рисунки, используя кончик кисточки; получать оттенки цвета. Закреплять умение рисовать красками.
Материал: картинки с изображением части города, на которой видна проезжая часть с машинами и тротуар с людьми; «пешеходный переход», картинками с изображением ситуаций краски, кисточки, альбомный лист.
Ход занятия
Организационный момент
Слайд 1
Формирование целостной картины мира
Педагог обращает внимание детей на экран.
Что на нем изображено? Слайд 2, 3
Ответы детей: дорога (проезжая часть), тротуар, дома.
Это улица нашего села, на которой есть дорога и тротуар. Давайте вспомним, для кого предназначена дорога, а для кого тротуар.
Ответы детей: по дороге ездят машины, а по тротуару ходят люди.
Может ли человек ходит по дороге?
Ответы детей: Да, только в определенном месте.
Как вы переходите дорогу у нас в селе?
Ответы детей: переходя дорогу, посмотреть сначала налево, нет ли какого ни будь транспорта, затем дайте до середины дороги и посмотреть направо, не идут ли машины; если дорога безопасна, то идти дальше.
Ребята, чем дороги в селе отличаются от дорог в городе?
Ответы детей: на просёлочных дорогах нет светофора, дорожных знаков и пешеходного перехода.
Мы с вами всё это изготовили.
Расскажите, где мы устанавливали знак «Пешеходный переход» и светофор? Слайд 4
Ответы детей: На дорогу возле тротуара, перед пешеходным переходом. Перед перекрёстком.
А теперь вспомните, пожалуйста, как правильно переходить дорогу в городе? Слайд 5, 6
Ответы детей: Дорогу можно переходить только по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора, при переходе дороги нужно держать взрослого за руку;
Назовите, какой транспорт можно встретить на дороге?
Ответы детей.
Какие машины-помощники можно встретить на дороге и для чего они нужны?
Ответы детей о предназначении транспортного средства сопровождаются показом слайда. Слайд 7 – 11
Физкультминутка
Дети едут на машине, (ходьба в парах, держась за плечи впереди стоящего).
Смотрят на дорогу –
Слева постовой стоит,
Справа – светофор горит. (Поворот туловища влево – вправо)
Рисование
Стук в дверь.
Ребятки к вам приехал автомобиль и он хочет, чтобы вы нарисовали машин – помощников.
Педагог еще раз на слайде 12 показывает их и показывает, как правильно рисовать. Напоминает об аккуратности и о правилах рисования: брать краски кончиком кисточки, изображение располагать по середине листа.
Заключение
Слайд 13
За то, что вы нарисовали машин – помощников, к вам в гости приехала волшебная машина с гостинцами, и она хочет вас угостить, за красиво нарисованные рисунки, и напоминает вам, что бы вы не забывали правила дорожного движения и всегда их соблюдали.
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса.
2. Упражнять в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки).
3. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.
4. Развивать внимание, творческое воображение детей.
Предварительная работа:
- занятия по ПДД в группе;
- дидактические игры: "Наша улица", "Поставь дорожный знак", "Светофор", "Угадай, какой знак";
- чтение художественной литературы по теме ПДД;
- беседа "Дорожные знаки";
- знакомство с дорожными знаками в повседневной жизни.
Материал к занятию:
- "испорченные дорожные знаки";
- бумага разного формата;
- краски, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки на всех детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В гости к детям на занятие приходит Светофорик.
Светофорик: Ребята, я пришел к вам за помощью. Дело в том, что я живу в Волшебной стране, у нас все было хорошо, но однажды Фея-неразбериха прислала Озорной вихрь. Он утащил все дорожные знаки и забросил их в глубокий овраг на краю страны. Жители нашли дорожные знаки, но они в таком плачевном состоянии, что просто беда. Ни один знак теперь не похож на себя, я сейчас покажу их вам (вывешивает "испорченные" дорожные знаки, дается время на рассматривание знаков) . В городе стали происходить аварии, пешеходы попадают под колеса автомобилей, автомобили не могут переехать ЖД переезд, дикие животные боятся переходить дорогу, проходящую по лесу, пешеходы переругались с водителями, пассажиры не могут понять, где "пункт питания", а где "пункт техобслуживания". Ребята, помогите нам, пожалуйста, исправьте наши знаки.
Воспитатель: Поможем жителям Волшебной страны?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, но сначала еще раз повторим, какие дорожные знаки существуют и что они обозначают, а Светофорик нас послушает и скажет свое мнение.
Рассказы детей о дорожных знаках.
Светофорик: Молодцы, ребята, все верно! Но что же нам делать с "испорченными" знаками?
Воспитатель: Не беспокойся, Светофорик, мы поможем тебе, дети нарисуют тебе существующие знаки и еще придумают и нарисуют новые, которые помогут жителям Волшебной страны в жизни, верно, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы разделимся на три группы; первая группа будет рисовать предупреждающие знаки, вторая группа – запрещающие, а третья – информационно-указательные и знаки сервиса.
Дети делятся на группы и распределяют между собой, кто какие знаки будет рисовать. Самостоятельная работа детей, во время которой воспитатель осуществляет индивидуальную помощь, подсказ, напоминает о способах и приемах рисования.
Воспитатель: Закончили, ребята? Светофорик, посмотри, справились наши дети с заданием?
Светофорик: Да, спасибо.
Воспитатель: Но это еще не все, сейчас ребята нарисуют еще по одному знаку, которые они придумали сами. Эти знаки не простые, они помогут жителям волшебной страны в их веселой жизни.
Дети рисуют придуманные знаки.
Светофорик: Очень интересно, а что они обозначают?
Творческие рассказы детей о своих придуманных знаках.
– Спасибо, ребята, я обязательно передам ваши знаки и пожелания, мне пора. До свидания.
Воспитатель: Вы хорошо поработали, справились с заданием, а чьи знаки и рассказы про них понравились вам больше всего?
Анализ и самоанализ детей.
– Молодцы, понравилось вам занятие? На следующем занятии мы продолжим с вами знакомиться с правилами дорожного движения.
Цель : дать детям понятие о знаках и их значении в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «знак» и их разновидностями.
2. Развивать логическое и ассоциативное мышление, память, речь, воображение.
3. Продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь.
Методическое обеспечение : рисунки с разными знаками, значки, тетрадь по ПДД, фломастеры, карандаши, толковый словарь.
Словарная работа : знак, значок.
Мотивация : личная заинтересованность детей.
Методика проведения:
1. Рассмотрение знаков
Воспитатель усаживает детей на коврике и открывает коробку. Достает из нее значки и альбомные листы, на которых нарисованы буквы русского алфавита, китайские иероглифы, ноты, знаки дорожного движения. Все это раскладывается перед сидящими детьми.
— Посмотрите, ребята, что я вам принесла.
(Дети внимательно рассматривают)
— Кто знает, что это?
(Дети перечисляют увиденное. Если что-то не назовут, воспитатель дополняет их ответы)
— Подумайте, на какие две группы можно разделить эти предметы, и по какому признаку их можно разделить?
(Обычно дети делят на две группы: значки и рисунки)
2. Знакомство с понятием «знак»
Я согласна с вами. Но эти две группы можно назвать одним словом — знаки. Кто может рассказать, что означает слово «знак»?
(Предположения детей)
— Давайте обратимся к нашей умной книжке, которая нам всегда подсказывает, если мы не знаем значение какого-либо слова.
(Берет словарь и читает)
«Знак — пометка, изображение, предмет, которым отмечается или изображается что-то».
Короче можно сказать так: «Знак — изображение чего-либо».
(Берет рисунки)
— Что это?
— Ноты — это знаки, которыми изобразили музыку, музыкальные звуки.
А этими знаками что изобразили?
— Буквы — знаки, они изображают звуки нашей речи. Иероглифы — тоже знаки, но они изображают звуки речи других народов. А вы знаете в каких странах пишут иероглифы?
(Ответы детей)
— А слово «знак» и «значок» похожи?
(Предположения детей)
— А похожие слова как называют?
(Родственными)
— Значок — это пластинка, кружок, плоская фигурка (показывает разные значки) с каким-нибудь изображением, которое носят на груди. Это определение слова «значок» я нашла в нашей «умной книге» — толковом словаре русского языка. Значки можно прикалывать и на полоску ткани, тогда у вас получится коллекция значков. И значок, и знак — изображение чего-нибудь. Что на этом значке изображено? (Рассматривают 2—3 значка)
(Ответы детей)
— А что это за такие интересные знаки? Вы видели где-нибудь такие?
(Показывает дорожные знаки)
— Правильно, такие знаки вы встречали на улицах нашего города, и они называются знаками дорожного движения. На следующем занятии мы с вами поговорим об этих знаках. А сейчас мы с вами займемся рисованием знаков в наших новых тетрадях. Но сначала мы проведем физминутку. Все встали.
3. Физминутка
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем.
И. Черницкая
4. Работа в тетрадях
— А теперь сели за столы. Перед вами новая тетрадка, в которой мы сегодня будем рисовать разные знаки. Сначала напечатаем это слово.
Воспитатель на доске печатает слово «знаки», а дети делают это в тетрадях.
(Самостоятельная работа в тетрадях)
— Я вывешиваю на доску разные знаки, а вы их внимательно рассматриваете и рисуете в своих тетрадях те знаки, которые вам понравились.
(Рисование знаков в тетрадях)
5. Придумывание рифмы
Давайте с вами поиграем в рифмы. А рифмы мы будем придумывать к словам «знаки» и «значки».
Знаки — раки, маки.
Значки — рачки, паучки.