THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

) (1857-12-06 )

Место рождения Санкт-Петербург Дата смерти 10 марта (1947-03-10 ) (89 лет) Место смерти Москва Страна Российская империя Российская империя , СССР СССР Научная сфера педагогика Альма-матер Петербургский университет Известен как выдающийся педагог

Биография

Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827-1908) - прибалтийский немец, дослужился чина действительного статского советника . Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе , Варшаве , Вильне . В Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в , но спустя год перешёл в Петербургский университет , на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле », затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера . В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже - при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности». Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции. В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.

Я безусловно против всякого насильного братства и потому против того коммунизма, который отрицает право личности на продукт своего труда. Прежде всего должно быть обеспечено это право, что же касается другой, более высокой в нравственном отношении экономической формы, построенной на принципе: «Труд по силам, распределение по потребностям», то она должна быть, по-моему, результатом свободного соглашения людей между собой, свободного общественного договора.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко , который прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала», заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности».

После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы». В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания», ставший началом создания им теории свободного воспитания. В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу » и «Освобождение ребёнка». Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания » (1906-1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым , издателем и редактором журнала «Свободное воспитание». Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого , единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.

Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том - «Этика творческой личности», 2-й - «Педагогика творческой личности». На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья».

К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления.

Для целей свободного искания детьми высшей личной нравственности и свободной выработки в детях независимых нравственных воззрений лица, поставленные обстоятельствами в качестве руководителей детей, должны стремиться доставить последним возможно более широкий и полный материал из области поисков человечеством высших форм нравственности.

В противном случае нравственность становится дрессировкой, что, например, «любовь к родине превращает в кичливое национальное самохвальство, в драчливый национализм и пошлый шовинизм». Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «

После революции 1905—1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857—1947). Его сочинения «Освобождение ребен-ка», «Новые пути воспитания и образования детей, «Этика и педагогика творческой личности» насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям, стремлении развить их творчество исканием новых путей вос-питания. В этом положительное значение выступлений К. Н. Вентцеля в тот период.

Но, критикуя старую школу, возмущаясь школьной политикой самодержавия, Вентцель, как и другие сторонники теории «свободного воспитания», не мог, однако, противопоставить ей положительный- идеал новой школы.

Идеи «свободного воспитания» в целом явились отражением в педагогике тех упадочнических и нередко религиозных настроений, которые после поражения революции 1905 г. были характерны для некоторой части мелкобуржуазной интелли-генции, отшатнувшейся от революционной борьбы и пропо-ведовавшей идеи примирения- классов. Например, Вентцель говорил, что следует создать новую религию, добиться гармо-нической жизни, но не революционным, а мирным путем. Большую роль он отводил новым школам, в которых «в единении» будут воспитываться дети капиталистов и пролетариев, санов-ников и швейцаров. Благодаря этому будто бы прекратится борьба и наступит сотрудничество классов.

Вентцель взамен старой школы предлагал создать «дома свободного ребенка», где бы не было учебного плана, про-грамм, "классно-урочной системы. Эти «дома» могли бы посе-щать дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться, заняться каким-либо про-изводительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не предполагалось центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят своеоб-разную общину.

Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицал вообще необходимость школы как центра органи-зованного воспитания детей. Он искренне, стремился развить творчество и инициативу воспитанников, но при этом идеали-зировал детей, переоценивал их опыт. .

Теория «свободного, воспитания», благодаря тому что в ней содержался протест против реакционной школьной поли-тики царизма, сыграла некоторую положительную роль, но принципиально неверным в этой теории было: проповедь со-трудничества классов, отрицание необходимости революционной борьбы за новый общественный строй, крайняя идеализация детей и отрицание права взрослых руководить их воспитанием, обеспечивая осуществление идейно-политических целей и задач. Единомышленники Вентцеля не связывали реформы воспитания и строительство «свободной школы» с коренным преобразо-ванием общественного строя в России, с победой рабочего класса.


К. Н. Вентцель считал, что «дома свободного ребенка» могут облегчить переход от старого социального строя, капиталисти-ческого хозяйства и наемного труда к новому социальному строю на основе свободного труда, при котором никто не будет эксплуатировать другого. «Дома свободного ребенка», по мнению Вентцеля; «могли бы содействовать более мирному, менее кровавому и менее насильственному разрешению социального вопроса». .

Содержание воспитательной работы в «доме свободного ребенка» должно было строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную про-грамму образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни. «И размер всего этого,— писал Вентцель,— будет определяться как природными даро-ваниями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка». Он ратовал за крайнюю индивидуализацию обу-чения.

В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцель разработал- основы «свободного воспитания» детей дошкольного возраста. Он предлагал создать наряду с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение, названное им «идеальный детский сад».

Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой воспитатель и дети — «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу Вентцеля. «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными, сельскохозяйственный труд и т. п.). Детский сад.должен «стать местом счастья, радости и свободы», местом удовлетворения всех общественных, научных, эстетических, нравственных и прочих запросов ребенка, «местом цельной и гармонической жизни ребенка». Здесь, как и в «доме свободного ребенка», не должно быть про-грамм, планов, расписания, а следует проводить план жизни самих детей, т. е. эпизодические занятия по замыслу и сво-бодному выбору детей. И воспитатель детского сада, и дети — все должны быть творцами; в занятия?! воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация творче-ство, без всякой предварительной подготовки.

В «идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на «маленького художника, которому надо только помогать _ совершенствоваться и находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты» Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать, заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией, металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду, считал Вентцель, тоже должны быть творческими, свободными будучи «методом освобождения творческих сил», они изобре-таются самими детьми.

Практика работы этого детского сада, строившаяся вначале на основе теории «свободного воспитания», из года в год изменялась и все более удалялась от установок этой невер-ной теорий свободного воспитания.

июл. 31, 2006 11:50 pm Константин Вентцель

Думая о жизни современной России, о человеке, которому «новый мир объявляет войну» и о том, как изменить сложившийся уклад жизни в лучшую сторону, я снова и снова мысленно спотыкаюсь о систему образования и воспитания. Именно там видится мне гордиев узел, именно оттуда нужно начинать «развязывать».

И речь даже не о самой системе, не о каких-то новых методах и методиках или чём-то подобном. Над этим сейчас по крайней мере думают...

Хочется говорить об изменении самого отношения к ребёнку – всех: от родителей до так называемых «социальных взрослых» (учителей, врачей и др.). Об изменении отношения к маленькому человеку в сторону ненасилия, уважения, личностной свободы...

И один из Творцов, чьё имя одним из первых вспоминается, один из тех, кто всё отведённое ему судьбой время посвятил продвижению этих идей в жизнь, – это Константин Николаевич Вентцель. Педагог. Философ. Писатель.

Константин Николаевич родился в 1857 году в Петербурге, потом жил в Москве. В революционные годы был увлечён созданием своей педагогической партии. Спасаясь от огненной стихии гражданской войны, приехал в Воронеж, где работал в губернском отделе народного образования. Умер Вентцель в 1957 году. Немало выпало ему на жизненном пути невзгод и тягостных минут. Прожив почти век, он пережил вместе со своей Родиной и её светлые, и тёмные дни. И большую часть своей жизни Вентцель посвятил педагогике, своей мечте вывести Россию туда, где «чудесного детства страна так отчётливо ясно видна».

Константин Николаевич был убеждён, что молодое поколение должно само бороться за своё освобождение, само – вместе с родителями и учителями – творить учебные заведения, в которых им предстоит обитать какое-то время. Потому что – «систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей», потому что школа должна быть родной, любимой – плодом твоих усилий, твоим собственным детищем.

Вентцель – один из создателей и вдохновителей Дома свободного ребёнка, который был открыт 1 сентября 1906 г. в Москве и просуществовал до середины 1909. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов. В этом учреждении Константин Николаевич мечтал построить отношения между воспитателем и воспитанником в форме «свободного духовного общения», когда педагог становится «другом, братом ребёнка, его старшим товарищем». Обучение в Доме свободного ребёнка опиралось на самодеятельность воспитанника, его желания и потребности.

Свобода в выборе (школы, учителя, программы, жизни в конце концов), отрицание насилия, уничтожение детского рабства (и в перспективе – рабства вообще), провозглашение активной позиции молодёжи в борьбе за место под солнцем, права ребёнка... Все эти идеи нашли отражение в Декларации прав ребёнка Константина Вентцеля, созданной им в 1917 году для Учредительного собрания, то есть на несколько десятилетий раньше аналогичной Декларации ООН. Именно в свободном воспитании молодого поколения Константин Николаевич видел путь к созданию общества на принципах согласия, дружелюбия, уважения...

Понятно, что подобные воззрения казались в то время неправильными, недопустимыми... Каждое выступление педагога, будь то статья или книга о воспитании, с большим трудом становилась достоянием общественности. Его критиковали все: монархисты и коммунисты, либералы и реакционеры, верующие и атеисты, авторитетные педагоги и толстовцы. А Константин Вентцель не мог равнодушно смотреть на то, что происходило вокруг:

И опять окружен я рабами в цепях,

И они, торжествуя, цепями звенят,

И толкуют о том, как в ребячьих сердцах

Они будут выращивать рабство и страх.

И "Свободный ребенок" объявлен мечтой

И волшебным, несбыточным сном.

И о клетке они говорят золотой

Под тяжелым железным замком...

Слова мудрого педагога тогда не были услышаны. Декларация прав ребёнка так и осталась невостребованной. А сейчас многие пророчества К.Н. Вентцеля начинают сбываться. Актуальна как никогда проблема религиозной и этнической нетерпимости, о которой так часто говорят в последнее время все, кому не лень, и о том, как же её в людях воспитывать...

Почему бы не начать с толерантного, уважительного отношения к собственному ребёнку?.. С того, о чём так много писал известный русский педагог К.Н. Вентцель.

Декларация прав ребенка

1. Каждый ребенок, рождающийся на свет, каково бы ни было социальное положение его родителей, имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий, как она устанавливается гигиеною детского возраста, необходимых для сохранения и развития его организма и для успешной борьбы последнего с враждебными жизни влияниями.

2. Забота о доставлении детям требуемых гигиеною детского возраста жизненных условий лежит на родителях, на обществе в его целом, на государстве. Роль каждого из этих факторов и их взаимное отношение в деле доставления ребенку этих условий определяются соответствующими узаконениями.

3. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность, и ни в каком случае не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства.

4. Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями. Это право ухода от родителей принадлежит ребенку во всяком возрасте его жизни, причем государство и общество должны заботиться о том, чтобы никакие перемены в этом отношении не повлекли за собою ухудшения в материальных условиях жизни ребенка.

5. Каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Осуществление этого права должно быть гарантировано бесплатным предоставлением ему во всех возрастах его жизни соответствующих воспитательных и образовательных учреждений, где бы все стороны его природы и характера получили наиболее благоприятные условия для своего гармонического развития.

6. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

7. Каждый ребенок с того возраста, когда это сделается для него возможным, должен принимать участие в общественно необходимом промышленном, земледельческом или каком-либо ином производительном труде, в размере, определяемом его силами и способностями. Этот труд, однако, не только не должен наносить ущерб физическому здоровью детей или служить помехой в деле их духовного развития, но должен слиться в одно целое со всей системой воспитания и образования народа.

8. Ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Если те или другие права не осуществляются им, то это должно быть обусловлено только отсутствием у него необходимых для осуществления этих прав физических и духовных сил. При наличности же последних возраст не должен служить ограничением к пользованию его этими правами.

9. Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда физическому и духовному развитию ребенка и не вредит другим людям. Таким образом, пользование каждого ребенка своими естественными правами не должно встречать иных границ, кроме тех, которые диктуются законами нормального физического и духовного развития самого ребенка, и кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование теми же правами.

10. Та или другая группа детей в своих взаимных отношениях между собой и в своих отношениях к окружающим ее взрослым может быть подчинена правилам, запрещающим действия, наносящие вред общественному целому. Все, что не запрещено этими правилами, не должно встречать препятствий к своему осуществлению. Никто из детей не должен быть принуждаем к деланию того, что не предписано этими правилами.

11. Правила, которым подчиняется та или другая группа детей и связанных с ними общей жизнью взрослых, должны быть выражением общей их воли. Всем детям должно быть предоставлено право участвовать в составлении тех правил, которыми регулируется их жизнь и деятельность. Каковы бы ни были эти правила, они должны быть одинаковы для всех, как для детей, так и связанных с ними взрослых, при непременном условии, чтобы они не стояли в противоречии с требованиями социальной справедливости.

12. Никто - ни родители, ни общество, ни государство не могут принуждать ребенка обучаться той или другой определенной религии или принудительно исполнять ее обряды.

13. Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества, взрослых и детей.

14. Каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди, т.е. с теми только ограничениями, которые диктуются благом общества и составляющих его личностей и которые должны быть точно установлены законом.

15. Каждый ребенок пользуется правом образовывать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым людям. Безусловно, запрещается образование таких союзов, которые преследуют цели и задачи, стоящие в противоречии с истинным благом ребенка и его нормальным физическим и духовным развитием, а также в той или другой мере нанесение вреда обществу в его целом или составляющим его личностям. Эти случаи должны быть точно оговорены в законе.

16. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаев, точно формулированных в законе, когда этого требует благо ребенка и окружающего его общества. Также ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказанием и всякими мерами репрессивного характера.

17. Государство и общество должны всеми средствами наблюдать за тем, чтобы все перечисленные в предыдущих параграфах права ребенка не терпели ни в чем умаления; они должны ограждать эти права от всяких попыток покушения на них и всех, кто не исполняет своих обязанностей по отношению к молодому поколению, должны принуждать к этому.

18. Для реального осуществления прав ребенка должен быть образован особый фонд молодого поколения, достаточный для того, чтобы права ни одного ребенка ни в чем не терпели умаления. Фонд этот может быть образован путем установления специального налога или путем отчисления из общих государственных средств. Расходы, производимые из этого фонда, должны находиться под строгим общественным контролем.

Местонахождение: в домашнем офисе, т.е. за компом
Настроение:
Музыка: JOHN THE WHISTLER - Wild wild web

Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) считал, что принцип свободы должен стать базовым в «педагогике будущего». Задача воспитателя состоит не в объявлении ребенка свободным, а в том, чтобы помочь ему в действительности стать таковым. В представлении К.Н. Вентцеля ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель – ребенку. Только при таких условиях воля каждого может достичь полноты своего проявления как в сфере постановки целей, так и в области их осуществления. Ребенок и воспитатель представляются здесь двумя равноправными субъектами, между которыми устанавливается связь, эту связь можно назвать воспитывающим общением. По мнению педагога, устранение принудительного начала нисколько не означает отказа воспитателя от активного вмешательства в дело воспитания и не ведет к пассивности. Вместо того чтобы действовать прямо на воспитанника, «воспитатель действует на окружающую среду, пользуясь методом косвенного воздействия».

В организации процесса воспитания К.Н. Вентцель настаивал, чтобы ничто не преподносилось детям в готовом виде. Деятельность воспитателя должна сводить к минимуму дурное влияние окружающей среды, создавать условия для сознательной нравственной деятельности, ставить детей в необходимость действовать для других. Истинная нравственность, полагал педагог, – это не исходная точка воспитания, а результат собственного опыта ребенка и его деятельности. Таким образом, роль воспитателя, подчеркивал ученый, не принижается, а еще более возвышается и усложняется, приобретая новый характер.

К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по собственным законам, определяемым его индивидуальностью, поэтому не может быть единой, одинаковой для всей системы воспитания. Для каждой личности воспитателем должна быть найдена своя индивидуальная система воспитания. Постичь законы развития индивидуальности ребенка – такова задача воспитателя. В воспитании педагог выделял нравственное развитие как самую сложную сферу деятельности педагога и полагал, что его целью должно стать пробуждение в человеке лучших стремлений. На первый план в этом процессе Вентцель выдвигал воспитание воли и активности личности. Главным инструментом развития воли, по мысли педагога, выступает производительный творческий труд. Трудовое воспитание он связывал с умственным и физическим: «Производительный труд есть такой фактор в воспитании и образовании детей, который должен радикально перевернуть всю существующую систему воспитания и образования».

44. Педагогическая теория каптерева

Петр Федорович Каптерев (1849-1922 - автор работ по теории и истории педагогики: “Дидактические очерки”, “Педагогический процесс”, “История русской педагогики”. Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение,. методы обучения и др. Каптерев выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.

Заслуга его в развитии педагогической мысли состоит прежде всего в том, что он в полном виде, целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты. П.Ф. Каптерев ввел новое емкое понятие - «педагогический процесс», что позволило более глубоко разрабатывать педагогические проблемы. Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка, что, по сути дела, явилось продолжением антропологического направления в русской педагогике, начало которому было положено еще К.Д. Ушинским.

П.Ф. Каптерев создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в таких фундаментальных работах, как «Основные начала семейного воспитания» (1898), «Педагогический процесс» (1905), «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908), «История русской педагогии» (1915), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки» (1915) и др.

П.Ф. Каптереву принадлежит большая роль в разработке проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Он категорически выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая книжность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая может иметь воспитательное значение у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте.

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы человека, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолению трудностей. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться «в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, она будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду.

Широкое признание П.Ф. Каптерев получил как теоретик семейного воспитания. Это произошло еще в конце прошлого века, когда западный мир признал высокий уровень постановки и разработки проблем семейного воспитания в педагогике России, чему способствовала Всемирная выставка в Чикаго в 1898 г., где были представлены экспонаты родительского кружка при Педагогическом музее военно-учебных заведений Петербурга, который возглавлял П.Ф. Каптерев, а участие принимали такие педагоги, как А.Н. Острогорский, А.Я. Герд, К.Н. Вентцель и др.

Константин Николаевич Вентцель

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947) - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребенок», который обладает равными со взрослыми правами. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса ».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 17-18.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама