THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: “Приобщение к народным традициям”

Составила консультацию: Соловьёва Нина Викторовна

Воспитатель высшей категории

Детский сад №45. Красногвардейского района. г.Санкт-Петербург.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания.

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции - одна из составленных частей культурного наследия русского народа.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники(Новый год, Рождество, Масленица, Пасха) обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы, и содержание разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий - это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.

Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные игры формируют развитие личности.

Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово соединяется с музыкой и движением, игра на музыкальных инструментах, пляски, притопывание - играют огромную роль в народных традициях. В пословицах и поговорках широко отражена народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Ценность народных традиций огромна, их нужно сохранить, и приобщить детей к народным традициям, русской народной культуре.


Юлия Медведева
Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры»

Старая поговорка гласит : "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается к казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков. Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается,которую впитывает, как принято говорить "с молоком матери". Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого , вернее к тому, что сохранилось от нее в актуальной культуре , а также производить интеллектуальные "Археологические" раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.

С уверенностью можно сказать,что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой , прошлым нашего народа . Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать их в национальных традициях . Воспитание детей народной культуре , нужно строить на основных принципах :

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.) В устном народном творчестве , как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с русскими народными играми , считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества . в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

Знакомство с традициями , народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

Театрализованная деятельность детей . Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни , водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев .

Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов .

Литература :

Т. А. Попова, Издательство "Мозаика-синтез" 2010 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

Воспитатель:

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейнобытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог. В статье «О народности в общественном» он писал: «...воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?»

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от лат . traditio - передача) означает исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа.

Рассматривая вопрос приобщения детей к народным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в народных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством. Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народов в старинных обрядах и обычаях.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само

регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелушки, Серые, малые, Крылышки алые, Носики вострые, Сами пестрые.

В поле идут, Гудут, гудут. С поля идут, Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна,

Теплое летечко!

Люли-люли,

Теплое летечко.

Весна красна,

Что же ты нам вынесла?

Люли-люли,

Что же ты нам вынесла?

Малым деточкам

По яичечку,

Люли-люли,

По яичечку,

Красным девушкам

По женишечку,

Люли-люли,

По женишечку.

Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту. Обращение русских людей с языком, оберегаемым и хранимым им, характеризуется вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью. В обращении народа со словом чувствуется талант творца и удовольствие от работы со знакомым и хорошо поддающимся материалом ().

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. В определенном смысле это историческая память народа, в них живут воспоминания о многих событиях и фактах истории русского государства. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Загадки - это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса.)

Две прямых, одна кривая, посередочке живая. (Лошадь, дуга, оглобля.)

Отсюда вытекают две основные функции загадки: во-первых, она развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность, а во-вторых, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Таким образом, древнерусские традиции включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, ценностные ориентации народа, свойственные ему переживания, характерный для русских образ мышления. Они воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев.

Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Наиболее торжественным, ярким и, пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество - начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

7 января - Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостнейший церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. В большинстве стран мира Рождество начинают праздновать вечером и продолжают целых два дня. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Накануне Рождества в ряде мест России было принято жечь костры, что связывалось с представлениями о возрождении солнца, о начале нового солнечного года.

Вечер накануне Рождества назывался сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье.

В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования. Коляда - это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатств и благополучия, требовали награду за эти пожелания.

Колядующие получали что-либо из съестного: в частности, просили фигурное печенье, изображающее домашних животных, чтобы в хозяйстве водилось. Подобные обходы домов в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

С Новым годом! Со всем родом! Чтоб здоровы были, Много лет жили!

Дети, приплясывая, выкрикивали:

Новый год пришел, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!

По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали веселые озорные песни, загадыва - лись загадки. Загадывание загадок, по мнению специалистов когда-то носило языческий магический характер. Исконные смысл такого действия постепенно забылся, но традиция сохранила и сам тип песен-загадок, и древнейшую форму их исполнения: двумя группами девушек в виде своеобразного диалога.

Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких в этом году. Святочные традиции нашли отражение в произведениях русских писателей и поэтов.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками.

Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решению задачи трудового, семейного воспитания.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

Общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону его характера, которая связывает его с обществом?

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции - одна из составленных частей культурного наследия русского народа.

Очень важная особенность - приобщить детей к народным традициям. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. Основные нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои; представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения, народа, своеобразие языка, формы, и содержание разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий - это объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора.

Игра издавна занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу. Народные игры формируют развитие личности.

Слово обладает особой силой воздействия на человека и природу. Слово соединяется с музыкой и движением, игра на музыкальных инструментах, пляски, притопывание - играют огромную роль в народных традициях. В пословицах и поговорках широко отражена народная жизнь в жанре фольклора. Их можно назвать энциклопедией народной жизни.

В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Ценность народных традиций огромна, их нужно сохранить, и приобщить детей к народным традициям, русской народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. П...

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры...

Консультация для родителей "Приобщение детей к народным традициям"

Формировать нравственно-патриотические чувства у детей; воспитывать интерес к традициям своего народа....

Елена Мирошниченко
Консультация для родителей на тему «Воспитание детей путём приобщения к народной культуре»

Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группе мы рассказывает детям о народной игрушке (пирамидке, матрешке, знакомим с народным фольклором (потешками, песенками, пестушками, закличками, загадками, сказками) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, приобщаем воспитанников к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей . В фольклорных произведениях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных , творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. С колыбели начинаются потешки, как только ребенок начинает различать свою маму. Эти незатейливые традиционные игры развивают образность мышления, тренируют мелкую моторику пальчиков. А играть с родителями – весело и интересно!

Само название прибаутки показывает, в чем состоит потеха, а именно мама берет ладушки, т. е. ладошки ребенка, в свои руки и, разводя их на известное расстояние, начинает их ударять одну о другую, бить в ладоши.

Игра «Ладушки» учит и самому главному : умению жить в любви, в ладу друг с другом. В такую игру играли не только мама с ребенком, но и влюбленные. «Ладушки» означает "любящаяя пара». Муж и жена как одна неразлучная пара, как пара ладоней одного человека – такой образ ребенок пронесет с младенческих лет через всю жизнь.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову» . Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях : безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь… Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы.

Игровые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра – основной ведущий вид деятельности в ДОУ. Поэтому элементы игры в той или иной мере внесены почти в любую песню.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений .

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры , этому во многом может способствовать устное народное творчество , которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями , своей Родиной .

Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Наиболее успешным приобщение дошкольников к народной культуре будет при активном участии в этом процессе родителей . Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие вашего малыша. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру , доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды.

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры , осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры ; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину , свой народ и все , что связано с народной культурой : русские народные танцы , в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями русской народной культуры , воспитывать детей в национальных традициях.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления : ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека

Народная культура - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры , русского народного творчества , народного фольклора , находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей , раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру .

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья .

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение . Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры , воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей .

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. знакомить детей с внутренним убранством.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к народной культуре через игру с народной игрушкой» Традиционной народной игрушке всегда.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Приобщение детей к русской народной культуре» Романенко Ольги Александровны, воспитателя.

Цель: привлечь педагогов к изучению данной темы, посредством приобщения их к культурному наследию. Вступление Формирование у детей патриотических.

Цель педсовета: Внедрение нетрадиционной формы работы с детьми в области русской народной культуры" Педагоги были разделены на 2 команды:.

Приобщение детей к народной игровой культуре Уже очень давно игра отделилась от магических действий первобытного человека и начала свою самостоятельную жизнь. Через игровые действия.

Приобщение дошкольников старшего возраста к традиционной народной культуре Тема Цель сентябрь Календарь, годовой круг календарных праздников Знакомство детей с народным календарем, календарными праздниками и разучиванием.

Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с традиционными куклами и оберегами» Мастер-класс.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама