THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цель: воспитание экологической культуры личности.

Задачи:
— расширять представления детей об охране природы;
— дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
— закреплять правила поведения в природе;
— развивать образное восприятие, творчество;
— обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
— формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: Дети, кто знает, что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас на прогулку в лес. Согласны?
Ответ детей.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем раз-два-три,
Лес волшебный нас прими!

Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.

Воспитатель: вот мы и в лесу!
Богдан:

Здравствуй, лес, волшебный лес!
Разных полон ты чудес.
Ты о чем шумишь листвой?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!

Слышится шарканье ног и кряхтение. Выходит Лесовичок.

Лесовичок: Кто здесь свои? Зачем пришли?
Воспитатель: это мы, дети, пришли на прогулку в лес. А ты кто?
Лесовичок: я, Лесовичок, охраняю этот лес!
Восп.: Здравствуй, Лесовичок. Разреши нам погулять в твоем лесу.
Лесовичок: а правила поведения здесь вы знаете?
Вос.: конечно. Дети, расскажем Лесовичку как нужно себя вести в лесу, что нельзя делать.

Дети по очереди говорят по одному правилу поведения в лесу.

Витя:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Вика:

Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Арсений: Из рогатки не стрелять- в лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!

Егор:

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Лесовичок: молодцы, все правильно сказали! Проходите, только я буду за вами все время наблюдать, на всякий случай….

Уходит. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой прикреплены иллюстрации деревьев.

— Ребята, смотрите, как много деревьев растет в лесу, назовите по очереди — как они называются.
Дети отвечают полным ответом: «Это дерево называется дуб», «Это дерево — рябина» и т.д. Одна картинка с изображением дерева со сломанными ветками.
Воспитатель: Ой, у дерева сломаны ветки! Как вы думаете можно ломать деревья? Почему?
Дети отвечают: деревья – живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают кислород, которым мы дышим и очищают воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте поставим для других людей знак, что ветки деревьев ломать нельзя!
Ставят знак около деревьев.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Звучит запись пения птиц.

Воспитатель: Слышите? Это же лесные птицы. Присядем на лесной полянке и попробуем узнать их по голосу?
Ответ детей: «Да!». Дети отгадывают, воспитатель прикрепляет на магнитную доску иллюстрации птиц: кукушка, дятел, синица, сова, ворона.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой знак здесь мы можем поставить для людей.
Ответ детей.
— Правильно, птиц убивать, ловить нельзя!
Ставят около птиц знак, запрещающий стрельбу из рогатки в птиц.

Выходит Лесовичок, у него в руках следы диких животных.

Лесовичок: Молодцы, ребята! И деревья знаете и птиц. А сможете узнать по отпечатку следа животных моего леса?
Ответ детей.
Лесовичок: давайте попробуем.

Лесовичок показывает следы медведя, волка, зайца, лисы, белки, кабана. Дети отгадывают, а воспитатель прикрепляет картинки соответствующих животных.

Воспитатель: как вы думаете, какое правило по обращению с дикими животными мы должны запомнить?
Ответы детей: нельзя подходить близко, обижать, убивать, брать домой.

Ставят знак с правилом около животных.

Лесовичок: Молодцы! Скажите, что ещё растет в моем лесу?
Ответы детей – грибы.
Лесовичок: Правильно. Вы знаете, пока я гулял по лесу, увидел сбитые грибы на полянке. Помогите мне их разобрать. Вот вам корзинки, разложите съедобные грибы в одну, несъедобные в другую корзинку.

Дети выполняют задание, называя каждый гриб.

Воспитатель: Какое правило мы можем запомнить о грибах?
Ответы детей – нельзя сбивать грибы, даже если они несъедобные, так как многие животные питаются и лечатся этими грибами. Ставят знак с правилом около корзинок.
Лесовичок: Вы настоящие знатоки леса!
Воспитатель: Лесовичок, мы с ребятами хотим отблагодарить тебя за интересную и познавательную прогулку по лесу.

Дети вместе с воспитателем выполняют коллективную работу – аппликация «Лес и его обитатели» под запись шума леса и пение птиц. Затем обмениваются подарками с Лесовичком.

Лесовичок: Спасибо! Я тоже хочу вручить вам небольшие подарки от меня.

Он вручает каждому ребенку медаль «Друг леса».

Кирилл М.:

— Добрый наш волшебный лес!
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!

Все вместе:
— Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
Воспитатель: Ребята, как быстро летит время в лесу. Но, нам пора возвращаться домой. Пришло время сказать до свидания Лесовичку и его чудесному лесу.
Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,
В центре круга соберемся,
Тихо скажем три-два-раз,
Возвратимся в сад сейчас!

Воспитатель: дети, что мы сегодня узнали о лесе? Какие правила запомнили?
Ответы детей.

















воспитатель,
МДОУ д/с №84 «Тополек», г. Вологда, Вологодская область, Россия

План-конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Мы посадим деревцо».

Цель:

Формирование экологической воспитанности детей средней группы.

Обогащать знания детей о деревьях (польза природы в окружающем мире).

Задачи:

Вызвать у детей чувство восторга перед красотой родной природы;

Учить эмоционально воспринимать содержание художественного текста;

Прививать бережное отношение к природе;

Развивать познавательную активность; воображение; коммуникативные навыки;

Развивать логическое мышление через создание проблемной ситуации в игре

Методы и приемы:

    игровой;

    наглядный;

    словесный.

Материалы: Иллюстрации с изображением деревьев (яблоня, береза, дуб, клен, тополь, рябина, ель, каштан), макет с изображением строения дерева, иллюстрация с изображением завода и автомашины.

Оборудование: Спички, топор, пила, мяч, мусор, нож для игры «Что нельзя брать в лес?», цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: Чтение сказки «.Красота природы» рассматривание различных деревьев на прогулке или в иллюстрациях, беседы с целью обогащения художественных впечатлений.

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые:

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?...(животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж ).

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц ).

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса ).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк ).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка ).

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова ).

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка ).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста , что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

    Психогимнастика «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

    Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

А орехи на чём растут? (На орешнике).

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

( Звучит аудиозапись «Голоса птиц »)

V. Итог занятия.

Коллективная работа (иллюстрация) – «Берегите лес!»

Воспитатель: - Спасибо большое Вам ребята, теперь мы будем знать, что нужно брать с собой в лес, а что нельзя. Сейчас мы с вами оформим выставку на тему «Берегите лес!»

Конспект занятия «Цветковые растения» объединения по интересам «Занимательная биология»


Описание: Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования экологического профиля, воспитателей дошкольных учреждений образования и учителей начальной школы.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися в объединении по интересам «Занимательная биология», тема «Удивительный мир растений», занятие № 5.

Цель занятия : знакомство учащихся с разнообразием цветковых растений.

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с формами цветковых растений и их признаками.
Развивающая – заинтересовать изучением растительного мира.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.

Специфика занятия: учебно-развивающее.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный;
- игровой;
- практический.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: игра «Не в бровь, а в глаз», иллюстрации цветковых растений, осенние листья деревьев, картон, клей, краски, кисточки, цветная бумага, альбомные листы, простой карандаш, бумага, ручка.

Предварительная подготовка учащихся к занятию: собрать листья деревьев, подготовить сообщения.

Структура занятия:

1. Организационный этап (5 мин)
2. Ориентировочно-мотивационный этап (15мин)
2.1. Игра «Да-Нет»
3. Операционно-познавательный этап (40 мин)
3.1. Мини-лекция Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»
3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»
3.2.1. Ромашка
3.2.2. Дуб
3.2.3. Боярышник
3.2.4. Росянка
3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»
4. Контрольно-коррекционный этап (20 мин)
4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»
4.2. Экологическая мастерская «Фитопечать»
5. Рефлексия (10 мин)
Подведение итогов занятия

1. Организационный этап

Знакомство с темой и целью занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

2.1. Игра «Да-Нет»


Педагог задает вопросы, а учащиеся отвечают "ДА" или "НЕТ". По ходу игры педагог дает пояснения.

Вопросы:
Верно ли, что
1. наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. у мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. у цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)

4. у папоротников есть цветы? (нет)
5. растение – живой организм? (да)
6. водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
7. водоросли - жители воды (да)
8. мхи можно встретить во влажных местах (да)
9. представителями хвойных растений являются: сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
10. у мхов есть корни (нет)
11. самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
12. водоросли используют в пищу (да)
13. листья папоротников похожи на перья (да)
14. растения делят на водоросли, хвощи, плауны, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения (да)
15. лишайники – это симбиоз водоросли и гриба (да)
16. ель – это цветковое растение (нет)
17. морская капуста это водоросль (да)
18. шишка- это плод хвойных растений (да)
19. роза - это цветковое растение (да)
20. сыроежка – это растение (нет)

3.Операционно-познавательный этап

3.1. Мини-лекция «Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»


Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают более 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. Цветковыми, эти растения называются, потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами. Эти растения – самые распространённые в мире.
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
Цветковые являются самыми молодыми и сложно устроенными с эволюционной точки зрения растениями на Земле. Они смогли расселиться по суше наиболее широко, чем остальные группы растений, приспособиться к различным условиям обитания и способам жизни. В результате цветковые (или покрытосеменные) растения отличаются большим разнообразием. Это разнообразие выражается в различных форме, строении, окраске вегетативных (корней, стеблей и листьев) и генеративных (цветков, плодов, семян) органов растений, продолжительности их жизни. Все эти различия являются следствием адаптации растений к тем или иным условиям обитания.
В мире цветковых растений наиболее полно представлены различные жизненные формы. Выделяют три основные жизненные формы - травы, кустарники и деревья. При этом травы можно считать наиболее прогрессивной ветвью эволюции, так как среди голосеменных (которые являются более древними растениями) их почти нет.
Деревьям свойственны многолетние деревянистые стебли. Главный стебель называется стволом, остальные - ветвями. Совокупность ветвей дерева формирует его крону. Размер деревьев бывает разным. Так, например, вишня представляет собой достаточно невысокое дерево, а вот эвкалипт достигает 100 м. Для сравнения, высота сосен в лесу около 30 м.
Кустарники отличаются от деревьев не только малым размером. Их ствол короткий и начинает ветвиться у самой поверхности почвы, поэтому кустарники состоят в основном из ветвей. К кустарникам относятся не только привычные нам, смородина и крыжовник, но и такие растения как орешник и сирень, которые достигают достаточно больших размеров, в результате чего их можно было бы назвать деревьями.
Травы имеют обычно небольшие размеры и зеленый мягкий стебель. В остальном травянистые растения очень разнообразны: по строению стебля, форме листьев, размеру.
Разнообразие выражается и в продолжительности жизни растений. Среди цветковых существуют однолетние, двулетние и многолетние растения.
Деревья и кустарники всегда являются многолетними. Деревья могут жить сотни, а некоторые виды даже тысячи лет.
Существуют и многолетние травы. В климатических зонах с ярко-выраженной сменой сезонов у них на зиму отмирают надземные части. Но в земле остаются корни и корневища. Весной из подземных почек снова вырастают зеленые надземные части. Примерами многолетних травянистых растений являются одуванчик, крапива, ландыш.
Двулетние травы живут более года, но менее двух лет. В первый год у них растут только вегетативные органы (корни, стебли и листья). На зиму надземные зеленые части отмирают, но за лето в подземных частях многих многолетних растений успевают отложиться запасы питательных веществ (вспомните морковь и свеклу). На следующий год весной зеленые части снова отрастают, и на них развиваются цветки. После их опыления появляются плоды и семена. После того как плоды созревают, двулетние растения отмирают полностью.
Однолетние травянистые растения живут только один вегетационный период. Чаще всего с весны до осени. Однако есть цветковые растения, которые живут всего несколько месяцев и даже меньше. За это время однолетние растения успевают вырасти, зацвести, и на них успевают созреть плоды и семена. Примерами однолетних растений являются горох, пшеница, редис.

3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»

3.2.1. Ромашка


1 - Ромашки принадлежат к одной из самых крупных семейств растений в мире, составляющего почти 10% всех цветущих растений на Земле.
2 - Ромашки встречаются повсеместно на Земле, кроме Антарктиды.
3 – Английское название ромашки – Дейзи (daisy) от Старого английского "Даес Eage", что означает "глаз дня", за то, они раскрывают свои лепестки на рассвете и закрываются с закатом солнца.
4 - Ромашки символизирует чистоту и невинность.
5 - На протяжении всей истории цветок использовался в медицине, древние лекари считали, что ромашка предохраняет от «дурного глаза».
6 - В Древнем Риме, хирурги приказывали своим рабам, собирать полные мешки ромашки, чтобы извлечь их сок, употребляемый для лечения ран, нанесённых мечом и копьём. Ромашка также популярна в гомеопатии и используется для лечения множества заболеваний, таких, как ревматизм, бронхит и воспаление почек.
9 - Свежие цветочные головки и листья съедобны и могут добавляться в салаты (они «родственники» артишоков имеют высокое содержание витамина С).
10 – Белые ромашки великолепно сочетаются с синими васильками, красными маками, солнечными декоративными подсолнухами, нежными незабудками или оранжевыми ноготками.

3.2.2. Дуб


1. Дуб – символ силы, выдержки и мощи. Они растут веками и становятся свидетелями истории, храня в своих кольцах хроники прошедших лет.
2. Дубы, чаще чем любые другие деревья привлекают на себя удары молнии. Это делало их любимыми деревьями друидов, которые считали молнию знаком вдохновения, называя ее «арвен».
3. Чернила. Одним из самых важных текстов в европейской истории, включая Великую хартию вольностей, теории Ньютона и произведения Моцарта, были написаны с помощью дуба. Точнее чернил, сделанных из галл на дубовых листьях, также называемых чернильными орешками. Лист, покрытый таким веществом, способен выделять черный пигмент, называемый танином.
4. Лечебные свойства. Практически все части дуба, включая листья, кору, ветки и желуди, использовались (а в некоторых местах и продолжают использоваться) для лечения таких заболеваний, как диарея, воспаления, почечные камни и др.
5. Употребление в пищу. В давние времена дубовый плод – молотые желуди - использовались как заменитель кофе, а из дубовых побегов готовили алкогольные настойки и напитки. В еще более давние времена люди собирали желуди, делали из них муку и пекли хлеб.
6. Мы все похожи, но такие разные. Существует более шестисот видов дубовых деревьев, многие из них практически неотличимы друг от друга.
7. Биологическое разнообразие. Дубовые леса и рощи создают удобную и богатую среду обитания для большого количества различных представителей флоры и фауны.
8. Экологичность. Дубовые леса, рощи и насаждения играют важную роль в очистке воздуха от углекислого газа. Они не только перерабатывают, но и сохраняют CO2, что увеличивает способность дубов делать наш воздух чище.

3.2.3. Боярышник


1. Название возникло из-за цвета плодов, которые имеют насыщенный бордово-красный цвет. В целом же, кустарник весьма дружелюбный и даже полезный для человека, если не считать колючек на ветках.
2. Молодые побеги имеют кору коричнево-красного цвета, которая по мере роста веток меняет окрас на более тёмный и грубеет.
3. Боярышник кроваво-красный уникален ещё и тем, что может спокойно расти до 400 лет.
4. Люди используют боярышник кроваво-красный ещё с 16 века. За это время придумано множество различных рецептов и их вариаций, которые помогли избавиться от многих болезней.
5. Более интересное применение боярышнику нашли в Англии. Там на 1 мая незамужние девушки привязывают ветку боярышника к столбу, а утром смотрят, в какую сторону её склонил ветер. Принято считать, что именно оттуда избранница должна ожидать жениха.

3.2.4. Росянка


1. Росянки - одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений.
2. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.
3. Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить.
4. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща.
5. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»


Игра проводится по аналогичному типу предложенному в сборнике «Часы веселых затей» (Минск «Красико-Принт», 2000г. (с. 44-53))

4. Контрольно-коррекционный этап

4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»


Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.

Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», уточнить представление об обитателях леса (животных, птицах), о деревьях; обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Активизировать словарь детей словами: экологи, лаборатория, фильтры.

Материал: письмо от Эколучика; рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья дуба, клена, рябины; магнитная доска; игрушка Эколучик; муляжи травы, костра, реки, кочек; ; свечи, блюдца, спички, стаканчики, воронки, грязная вода,материал для фильтров. Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиза экологов. Галстуки зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспит-ль: -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в д/сад пришло письмо от Эколучика, помощника экологов. А вы знаете кто такие экологи? (это защитники природы). Эколучик пишет, что в лесу случилась беда, и ему нужна помощь юных экологов. А вы хотите стать экологами и помочь ему? Тогда отправляемся в поход. Что нам нужно взять с собой в лес? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).

Воспит-ль: — Рюкзак собрали, отправляемся в путь.

У экологов есть девиз, повторяйте за мной:

Мы юными экологами

Скорее хотим стать.

Природу будем мы любить,

Беречь и охранять.

(подходим к экрану, звучит музыка природы)

— Вот мы в лесу, садитесь на полянку. Посмотрите, как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами.

Скажите, каких животных мы можем встретить в лесу (ответы).

Посмотрите, что это у нас од ногами (листья деревьев)? Возьмите каждый по листочку. Скажите с какого дерева у тебя лист? Значит он какой? (с дуба — дубовый).

А теперь подойдите с листочками к своему дереву (дети прикладывают листья к картинкам деревьев).

Восп-ль: — Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.

Воспитатель показывает знаки:

· нельзя ломать ветки и рвать цветы;

· Нельзя мусорить в лесу;

· Нельзя оставлять костер непотушенным;

· Нельзя разорять гнезда и муровейники.

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

По тропинке мы идем,

Ручеек перешагнем.

Перейдем все кочки, ямки –

Вот мы и на полянке.

(Подходят к полянке с костром и мусором, появляется Эколучик).

Эколучик: — Здравствуйте, ребята, я Эколучик, помощник экологов. Я слежу за порядком в лесу. Но вот беда, туристы оставили после себя непотушенный костер и мусор. Мне без вашей помощи не обойтись. Я слышал, вы юными экологами хотите стать? А кто такие экологи? (Ответы детей)

Воспитатель: -Что же мы можем сделать? Как помочь Эколучику? (ответы детей). У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку. (дети собирают мусор)

— А как же нам потушить огонь? (ответы детей)

Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет. («тушат» костер).

Эколучик: – Спасибо ребята, что помогли очистить полянку и речку. Слышите они вам говорят спасибо. (звуки реки и птиц).

Восп-ль: — Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случится? (ответы)

Правильно, сгорят деревья, трава, цветы. Животные и птицы останутся без еды и без жилья. И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.

Воспитатель:-Эколучику мы помогли, пора продолжать путь. Юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории работают. Переходим в лабораторию. (дети садятся за 1-й стол)

Воспитатель:- Какой вред может нанести природе огонь- мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас зажгу свечи, но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не подставлять одежду.

Воспитатель:- Над свечкой подставьте блюдце и подержите несколько минут. Переверните блюдце, видите: появилось черное пятно- это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.

— А что еще загрязняет воздух? Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.

Воспитатель:- Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите. Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите: очистилась вода? Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.

— А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось? И вы нам с Эколучиком очень понравились. Мы вас посвящаем в настоящих экологов и дарим зеленые галстуки (звучит гимн экологов, восп-ль завязывает галстуки детям). Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет. .А сейчас нам пора прощаться, до свидания (дети уходят).

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Мы друзья природы»

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи:

    Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

    Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

    Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдения, беседы.

Материалы и оборудование: оформление зала – атрибуты весеннего леса, карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск «Голоса леса».

Ход НОД:

Воспитатель:

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Ребята, есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить?

Дети : Солнце нельзя купить, траву... и т.д.

Воспитатель :

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

Нельзя купить красоту, - которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.

Воспитатель : Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?

Дети : Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.

Воспитатель : Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в весенний лес?

Дети : Да.

Воспитатель : Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.

Я приготовила знаки - это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. И нужно получить билеты, а для этого вы должны отгадать загадки о весне, ведь в лес поедем весенний.

Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает «билет».

Воспитатель: Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках. Посчитаем, кто в каком вагоне оказался (количественный счёт: первый...)

Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?

Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно заболело и может погибнуть.

Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?

Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.

Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.

Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.

Знак «Не повреждай кору деревьев!».

Воспитатель: А теперь вокруг берёзки давайте заведём хоровод «Земелюшка чернозём».

Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же белка! Не бойся нас, белка, мы друзья природы и не сделаем тебе плохо.

Белка:

Вы скажите только слово,

Если вы помочь готовы,

Вам «Добро пожаловать!»

С радостью скажу,

Все тропинки тайные

Покажу в лесу.

Воспитатель : Вы согласны помочь, ребята?

Дети : Да, согласны.

Белка : Я спряталась, потому что не могу бежать, лапку я поранила. А аптеки в лесу у нас нет.

Воспитатель: Белка!

Лес - это сказочное царство!

Где кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке,

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем, как что лечить,

Можем тебя мы научить.

Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь белке вылечить лапку?

Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника, и боль пройдёт, и скоро это место заживёт. Воспитатель: Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи.

Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника. Белочка танцует.

Белка: Спасибо вам, ребята! Вы и правда, друзья природы - наши друзья!

Воспитатель : А теперь, давайте поиграем. Проводится игра «Слово на ладошке».

Белка: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.

Все вместе подходят к роднику.

Воспитатель : Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.

Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?

Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.

Воспитатель : Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.

Воспитатель : Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?

Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.

Воспитатель : Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину.

Воспитатель : Ребята, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, когда они относятся к природе потребительски, оскверняют своим бескультурьем.

Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».

Все становятся в круг и поют песню «Шире круг».

Белка : Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Я хочу угостить вас своими запасами.

Белка раздаёт детям грибы (выпечка).

Воспитатель : Ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе белке скажем «До свидания!».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама